И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   В-третьих, христиане освобождены от предрассудка, согласно которому материя и физическое наслаждение рассматриваются как зло по самой своей природе. Вопреки этому предрассудку, Павел утверждает, что христиане свободны наслаждаться как благими Божьими дарами всеми сотворенными вещами (1 Тим 4:1—5) при условии, что это не будет противоречить нравственному закону, вредить их духовной жизни или духовной жизни других христиан (1 Кор 6:12—13, 1 Кор 8:7—13). Церковь     Церковь (греч.: «экклесиа» «собрание») существует в Иисусе Христе, через Иисуса Христа и благодаря Иисусу Христу и является отличительной особенностью эпохи нового завета. Однако в то же время Церковь является продолжением духовного Израиля семени Авраамова и народа завета Божьего. Новый завет, по которому живет Церковь (1 Кор 11:25, Евр 8:7—13), это новая форма отношений, о которых Бог говорит Своей избранной общине: «Буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер 7:23, Иер 31:33, Исх 6:7).    Отличие нового завета состоит в следующем: во-первых, ветхозаветные священники, жертвоприношения и святилище заменяются посредничеством Христа (Евр 1—10), в Котором верующие ныне становятся семенем Авраамовым и народом Божьим (Гал 3:29, 1 Пет 2:4—10). Во-вторых, национальная исключительность прежнего завета (Втор 7:6, Пс 147:8—9) заменена соединением во Христе на равных правах верующих всех национальностей (Еф 2:3, Откр 5:9—10). В-третьих, Святой Дух излит на каждого христианина и на всю Церковь в целом, поэтому общение со Христом (1 Ин 1:3), попечение Христа (Ин 14:18, Еф 2:17) и предощущение небес (2 Кор 1:22, Еф 1:14) становятся реальностью церковного опыта.    В книгах Нового Завета о Церкви говорится как об исполнении ветхозаветных надежд и прообразов во Христе Иисусе. Церковь рассматривается как Божия семья и Божье стадо (Ин 10:16, Еф 2:18, Еф 3:15, Еф 4:6, 1 Пет 5:2—4), Его Израиль (Гал 6:16), тело и невеста Христа (Еф 1:22—23, Еф 5:23—32, Откр 19:7, Откр 21:2,9—27) и как храм Духа Святого (1 Кор 3:16 ср. Еф 2:19—22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1Кор.1:18 ; Гал.6:12, 14 ; Флп.3:18, 19 ; Кол.1:20 ; Пс.98:5, 131:7 ; Прем.14:7 ; Евр.11:21 . На основании 1Пет.2:24 ; Кол.2:14 сектанты утверждают, что крест Христов осквернен вознесенными на него грехами и рукописанием о нас, которые, по мнению сектантов, на кресте же и остались. Неразумность сектантской мысли ясно видна из следующего. Грехи наши на древо Сам Господь вознес «Телом Своим» ( 1Пет.2:24 ): бывшее о нас рукописание Он истребил как «учением» Своим, так и «пригвождением ко кресту» ( Кол.2:14 ср. Еф.2:16 ). Если принятием на Себя людских грехов пречистый Господь не осквернился (см. 1Ин.2:5 ), если истреблением рукописания не осквернено учение Христово или Евангелие, то не осквернился и крест Христов, которым уничтожено греховное рукописание и убита вражда. Поскольку на крест Господь вознес грехи и рукописание Телом Своим, то святость Тела Христова перемогла все нечистое, уничтожила на кресте и грехи и рукописание (ср. Еф.2:16 ), а самый крест честная Кровь Господня освятила (см. Кол.1:20 ). Указываемое сектантами в Гал.3:13 и Втор.21:23 «проклятие» касается не креста, а висевшего («всяк висящий») на древе крестном Господа Христа. Самая причина сего проклятия опять заключается не в кресте, а в людях и грехах людских, вызвавших крестные страдания Господа Христа ( 1Ин.3:5 ; Ис.53:5 ). Поэтому негодование вследствие этого проклятия сектанты должны направить не на крест, а скорее на людей; но поскольку Господь заповедал любить ближних людей ( Ин.13:34, 35 ), то все негодование сектанты должны направить на самих себя. В отношении креста Христова сектанты должны помнить и держаться следующего правила: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.10:15 ). В Прем.14:8 проклинается то рукотворенное древо, которое названо «богом», т. е. проклинаются идолы, которых язычники признавали за богов. Через крест явилась правда (ст. 7), но богом он никогда не называется, и потому ко кресту сии слова не имеют отношения. В Иер.10:3–5 осуждается то обделанное дерево и обточенный столп, которые для религиозных целей употребляемы были «язычниками» (ст. 2), т. е. осуждаются идолы. Что этим осуждается не всякое религиозное употребление обделанного столпа, что не осуждается, напр., употребление придорожных и намогильных крестов, то это уже достаточно видно из религиозного употребления обделанного столпа («знамя») Моисеем ( Числ.21:8, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Христос возродил нас водой и Духом, Христос искупил нас от клятвы закона Своей кровью (Гал. 3:13) и сделал нас наследниками Своего Царства " . Если живем - будем жить для Господа; если умрем - умрем в Господе (Рим. 14:8) и ременной смертью обрящем вечную жизнь. Будем подражателями тому, кто сказал: " Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение " (Флп. 1:21). Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли умереть от недостатка временной пищи и питья, чем отлучиться от Христа, Который есть Источник вечной жизни. И так, в короткое время, истаевая от неядения и жажды, все пятьдесят человек умерли - одни через три дня, другие - через четыре, некоторые - через семь, самые крепкие - через десять. Только один Евстратий, томимый голодом уже 14 дней, оставался жив и невредим - ибо от юности привык к посту. Окаянный жидовин, видя, что черноризец был причиной пропажи его денег, заплаченных за пленных, которых он надеялся привести в свое зловерие задумал месть ему. Приближался день Воскресения Христова. Жидовин начал праздновать свою пасху и ругался над святым Евстратием так же, как отцы его над Самим Господом нашим Иисусом Христом, как написано в Евангелии. И как в древности распяли Христа - так и этот праведник был пригвожден ко кресту окаянным жидовином и друзьями его и благодарил за то Бога. Без питья и пищи Евстратий продолжал жить уже 15-й день. Жидовин и прочие друзья его поносили распятого и говорили ему: " Вкуси ныне, безумный, законной пасхи, чтоб остаться живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: " ...проклят всякий, повешенный на дереве " (Втор. 21:23). Преподобный отвечал: " Великой благодати сподобил меня днесь Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его креста. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: " Ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:43). Не нужна мне пасха ваша, не боюсь клятвы, ибо " Пасха наша, Христос, заклан за нас " (1 Кор. 5:7), Который разорил наложенное за преступление закона на древо проклятие и ввел в благословение жизни Древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о том и Моисей: " Жизнь твоя будет висеть пред тобою " (Втор.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что Иисус Христос есть единый Спаситель, единая Дверь, и единый Пастырь, и что никто не приходить к Отцу на небо, как только через Него ( Ин.14:6 ). Грех 6-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он покланяется 733 , произнося молитву, кроме единого Бога, то тот человек становится врагом Богу, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи ( Лк.4:8 ; Мф.4:10 ). И еще следует читать —131— ниже: ( Исх.34:14 ; 3Цар.8:47–49 ; 4Цар.17:36–39 ; 1Пар.16:29 ; 2Пар.20:18;7:3 ; Пс.21:28; 65:4; 85:9; 94:6–7; 96:7; 98:5 ; Ис.42:8 ; Соф.2:11 ; Ин.4:21–2 4; Откр.4:10–1 1; 7:11–1 2; 22:8–9; Нав.24:15 ). Ясно свидетельствовано в изложенных выше писаниях, что поклонение даже ангелу, и то не угодно Господу, как это видно из ( Откр.22:8–9; 19:10 ). А потому сказываю, что кто покланяется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем ( Откр.14:9–11 ). Грех 7-й Окончательно запрещено делать какие-либо изображения, чтобы покланяться пред ними. Это видно из того, как написано в следующих местах Св. Писания. Пророка Исаия говорить так: и наполнилась земля Его идолами; они покланялись делу рук своих, тому, что сделали персты их (2:8). И еще сказано: дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:16 ). И затем читайте ниже: ( Быт.35:2:4 ; Исх.22:20 ; Лев.26:1; 19:4 ; Чис.33:52 ; Втор.5:8–9 ; Нав.24:23:14 ; Суд.2:17; 8:33 ; 1Цар.7:3 ; Пс.113:11–1 6; Ис.44:13–20 ; Иер.10:3–5:8:14–15; 16:19–20; 44:3–5:8 ; Иез.8:5–12; 16:17–18 ; Ос.4:12 ; Ион.2:9 ; Ав.2:18–19 ; Деян.17:29; 19:26 ; Рим.1:22–25 ; 1Кор.12:2 ; —132— Гал.4:8–9 ; 1Фес.1:9 ; Откр.9:20; 14:9–11 ). Итак, все изложенное выше показывает нам, что не только не угодно Господу, что люди, по своему суемудрию, допустили себе сделать изображения, чтобы поклоняться пред ними; но даже Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию так: Я ненавижу этого мерзкого дела ( Иер.44:4 ), и что чрез это дело оскверняется имя Божие, как видно из ( Иез.20:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот перед глазами всего мира воплотившийся Сын Божий висит на кресте, во исполнение пророчества Моисея, предвозвестившего предкам распинателей: «Жизнь твоя будет висеть пред тобою... и не будешь уверен в жизни твоей» ( Втор.28:66 ). Святой Апостол Павел в своем послании к Галатам пишет: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (3:13). Святой Афанасий Великий о пригвождении Господа именно ко кресту рассуждает так: «Из вас кто-нибудь не по любопрительности, а из любоведения может спросить, для чего претерпел не иное что, а крест? Пусть слышит он, что пострадать так, а не иначе, к нашей служило пользе: и для нас всего лучше, что претерпел это Господь. Ибо если пришел Он на Себе понести клятву, на нас бывшую, то как бы иначе стал клятвою, если бы не принял смерть, бывшую под клятвою? Но это – крест, ибо так написано: «проклят висяй на древе» ( Втор.21:23 ; Гал.3:13 ). Уста Божественного Страдальца сомкнуты: перенесшее страшные страсти во дворе первосвященника, и во дворе Пилата, и во время шествия крестного до Голгофы, воплотившееся нас ради Слово Отчее покорно терпит и страшные мучения в Своем Пречистом теле во время распятия, вися на позорном древе. А враги Господа, радуясь, что достигли конца своих злобных замыслов, стараются увеличить безмерные страдания своего Спасителя. Злобные архиереи и старцы людские не могут скрыть своей радости и с сатанинскою злобою смеются над Распятым. Под их влиянием и народ изрекает хулы всякие на Того, Кто пришел всех спасти Своею кровию. Кротко, с грустью об этих безумцах, слушает Господь эти хульные речи. В душе Своей Он благодатно радуется, что до конца исполняет волю Отца Своего: со креста не сойдет, и на кресте отдаст душу Свою Своему Небесному Родителю. Но Он – один, окруженный врагами, – все ученики разбежались; около Него только два разбойника, да хульники, да еще вдали стоят Его присные, проливая слезы о невинном Страдальце. Но наш Спаситель и на кресте только о том и скорбит любовию, чтобы спасти тех, которые злобствуют, утешить тех, кои душою всецело живут Его скорбями. И совершилось нечто неожиданное и для врагов, и для друзей Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Что же? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры, а Израиль, искавший праведности закона, не достиг до закона праведности? Почему? Потому что искал не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения и камень соблазна; но всяк, верующий в Него не постыдится (Исаии 28:16, сн. 8:14) – ( Рим. 9:30–33 ). Этот-то Камень, который отвергли строители, сделался главой угла ( Псал. 117:22  сн. Мф. 21:42; Марк. 12:10 ; Луки 20:17 ; 1Пет. 2:7 ) великого, утвержденного на основании Апостолова, и пророков, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу, здания ( Еф. 2:20–21 ) – Церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем (– 1:22–23). Нитью же, связующей все здание в его разнородных составных частях с краеугольным камнем – тело с его Главой, служит вера. Ибо Писание говорит, всякий, верующий в Него не постыдится (Исаии 28:16). Здесь нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне спасется (Иоиля 2:32 или 3:5 по евр. Библ.) ( Рим. 10:11–13 ). Эта вера в спасающую благодать, – в богатство милости Бога к грешным людям по силе Камня – Христа предвозвещена не только выражавшими чаяния лучшего пророками, как написано: праведный верой жив будет ( Авв. 2:4  в Рим. 1:17  сн. Гал. 3:11 , Евр. 10:38 ), но и самим законом (срав. Рим. 3:21 ), говорящим о праведности от закона: исполнивши их (– правила закона) человек жив будет в них ( Лев. 18:5 ; Гал. 3:12 ; Рим. 10:5 ). Ибо в том же законе написано: не говори в сердце своем: кто взойдет на небо? То есть Христа свести. Или: кто сойдет в бездну? То есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем ( Втор. 30:12–14 ), то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами своими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых; то спасешься. Потому что сердцем веруют к праведности, устами исповедует ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

е. достигнут в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф.4:13 ). Ибо юный народ, т. е. народ из язычников, будет ста лет, вместо: будет совершенным, убеленным сединами по мыслям, достигнет предела возраста духовного; а сто лет есть знак или символ совершенства. Затем же говорит, что и умираяй грешник ста лет, и проклят будет. Этим показывает, что даже совершенство по закону бесполезно имеющим его, если они не приняли веры от Христа и искупления святым крещением, благодаря которому только мы изглаживаем греховные помышления. Итак, хотя бы кто, говорит, и имел сто лет, т. е. совершенство по закону, и потом умер бы грешником, т. е. не прияв оправдания верою, тот и проклят будет, вместо: окажется причастным преступлениям закона. Действительно, между Иудеями не было никого, кто бы не преткнулся каким бы то ни было образом: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию его ( Рим.3:23–24 ). А что бесплодно в этом случае и старание даже для совершенных по закону, если не принята благодать Христова, – об этом весьма ясно свидетельствует премудрый Павел, написавший некоторым, что он все, относящееся к закону, вменял уметы быти, да Христа приобрящу и обрящуся в нем, не имый своея правды, т. е. яже от закона, но яже верою Иисус Христовою ( Флп.3:8–9 ). А Иудеев он обличает как бы в неразумии, говоря так: не разумеюще бо Божия правды и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася. Кончина бо закона Христос, в правду всякому верующему ( Рим.10:3–4 ). Сказал и из другом месте: мы естеством иудее, а не от язык грешницы: уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса веровахом ( Гал.2:15–16 ). Посему и Христос был клятвою ( Гал.3:13 ), чтобы бывших под клятвой законной избавить от нее, ибо написано: проклят всяк человек, иже не пребудет во всех написанных в законе книги сей, еже творити я ( Втор.27:26 ). Ис.65:21–24 . И созиждут домы и сами вселятся, и насадят винограды и сами снедят плоды их: (и) не созиждут, да инии вселятся, и не насадят, да инии снедят: якоже бо дние древа жизни, будут дние людей моих: дела бо трудов их обетшают: избраннии же мои не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие, яко семя благословено есть Богом 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

что закона никто не может так исполнить, чтобы ему быть неповинным пред всесвятым Богом, это ясно, или это несомненно, об этом знали и ветхозаветные; потому что сказано у пророка, праведный верою жив будет ( Авв.2:4 ), т.-е. праведный оправдывается и получает спасение, не чрез точное или совершенное исполнение закона, но чрез веру в обетованного Искупителя. Так все ветхозаветные праведники надеялись получить спасение не чрез исполнение закона, которого в совершенстве никто не мот исполнить, но по вере в обетованного Искупителя ( Евр.11:13,33 ). Закон же несть от веры; но сотворивый та человек жив будет в них ( Гал.3:12 ; Лев.18:5 ). «А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им»; Или, закон обещает жизнь только тому, кто в совершенстве исполнит его ( Гал.3:10–12 ). Как же Иисус Христос искупил или освободил нас от того проклятия, которому подлежали все потомки Адама? «Сделавшись за нас клятвою». Как это? Единородный Сын Божий, Иисус Христос воспринял на себя наше человеческое естество для того, чтобы в нем совершить спасение рода человеческого. Для этого Он воспринял на себя все грехи рода человеческого, за которые, по определению правды Божией, Он должен был принесть умилостивительную жертву правосудию Божию. Таким образом Иисус Христос, будучи невинным, всесвятым и всесовершенным, за грехи людей «сделался клятвою», то-есть, подвергся поносной смерти, был распят на кресте, как величайший преступник. «Ибо написано: проклят всяк висящий на древе» ( Втор.21:23 ). Так над Иисусом Христом исполнилось то, чему по закону Моисееву подвергались величайшие преступники: Он повешен на древе, или распят на кресте, как проклятый, как осужденный на поносную смерть. – Но осужден и пострадал не за Свои грехи, а за грехи людей; Он «сделался клятвою», чтобы нас освободить от проклятия; Он страдал, чтобы нас избавить от вечных мучений; Он умер на кресте, чтобы нас спасти от вечной смерти, чтобы нам возвратить вечную жизнь и блаженство. Об этом предсказал пророк Исаия: Сей грехи нашя носит и о нас болезнует.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

—74— делать изображения с целью боготворения ложных божеств, какими для язычников были: на небе – солнце, луна, звезды, на земле – люди, животные, разные вещи, в воде – обитатели ее. Образ же Христа – не кумир, изображающий несуществующего бога, а икона Бога истинного, также – как и в Ветхом Завете были Херувимы. И пророк Моисей, получивший запрещение создавать кумиры, также получил повеление создать Херувимов, причем, поставить их в самом священном месте. Это, во-первых. Во-вторых, заповедь запрещает делать кумиры с целью именно боготворения – запрещается перед ними служебное поклонение (латриа), подобающее Единому Богу. Но православный христианин поклоняется иконам не служебным поклонением, а почтительным, подобающим святыне, и молится перед иконой, не обоготворяя ее, а Самому Богу приносит сердце сокрушенное и смиренное. О почитании креста надо заметить следующее. До страданий Господа нашего Иисуса Христа крест считался позорным орудием казни. Обычно распинали великих преступников, совершивших множество беззаконий. Почему Священное Писание и говорит о них, как проклятых пред Богом ( Втор.21:23 ). Но Спаситель взошел на крест не за Свои грехи и не невольно, а ради нашего спасения и добровольно (см.: Гал.3:13 ; Ин.10:17:18 ). Крест стал, таким образом, жертвенником, на котором принесена великая жертва за все человечество. И если при жизни Христа Спасителя стремились прикоснуться к Его одежде в надежде получить исцеление – и получали его, если почитались первыми христианами опоясания и платки св. ап. Павла, то в равной мере, и даже большей, должен почитаться и Крест, к которому не только прикасалось тело Господа, но на котором совершилось избавление. Св. ап. Павел хвалится Крестом Господа нашего Иисуса Христа. «Я, – говорит он, – не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). Было бы неверно думать, что св. Апостол хвалился крестным древом самим по себе, не имея в виду Распятого; само по себе древо не имеет благодатной силы, но оно получает ее через страдания Спасителя. И потому для св. ап. Павла Крест Господень – то, перед чем надо благоговеть. Что в Ново-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010