Глава 2. Вопрос: Что такое воля Божия, к познанию которой восходит Апостол призывает и убеждает каждого из нас (Рим. 12, 2)? Ответ: Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, т.е. очищение и освящение сердца, с несомненностию совершаемое причастием совершенного и Божия Духа. Ибо сказано: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Матф. 5, 8); и: будите и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (48). И еще сказано: буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Псал. 118, 80); и еще: тогда не постыжуся, внегда призрети ми на заповеди Твоя (6). И еще вопрошающему: кто ввзыдет на гору Господню? - дан ответ: неповинен рукама и чист сердцем (Псал. 23, 3, 4), и сим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию. Глава 3. Дух Святый, зная, как трудно избавиться от страстей неявных и тайных, и что оне как бы укоренены в душе, показывает чрез Давида, как должно совершаться очищение от оных. Ибо сказано: от тайных моих очисти мя (Псал. 18, 13), т.е. с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа, может быть совершено сие с нами; если притом напрягаем к этому силы, и всяким хранением блюдем сердце свое. Глава 4. И блаженный Моисей, в образах показывая, что душа должна следовать не двум мыслям, доброй и худой, но одной доброй, и что надобно возделывать не двоякие плоды, добрые и худые, но одни добрые, так говорит: не впрягай на гумне твоем разнородных животных вкупе, например; тельца и осла; но впряги однородных, и молоти жатву твою (Второз. 22, 10), чтобы на гумне сердца нашего было делание не вкупе добродетели и порока, но одной добродетели. Одежды из волны не тки со льном; и также из льна с волною (11). На одном участке земли не возделывай двух плодов (9). Инородного животного не своди с инородным, но совокупляй однородных с однородными (Лев. 19, 19). Всем этим таинственно дает разуметь, что, как уже сказано, должно нам возделывать в себе не вместе и добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами - с Духом Божиим и с духом мира. Ибо сказано: сего ради к всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Псал. 118, 128).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

По православному учению, спасение человека есть свободно-благодатный (т. е. вспомоществуемый благодатью) переход его от греха к добру, от жизни греховной в отчуждении от Бога к жизни святой, къ возвр&щевдо утраченкаго (прародителями) блаженства, и состоит в общении с Богом, Источником жизни и добра. 520 Совершается оно с двух сторон: с одной стороны, человеком, а с другой–Богом. Вследствие испорченности природы, поврежденной прародительским грехом, слабости и ничтожности собственных сил, павший человек не может сам себя спасти: сделать это может только Творец его. Зная это, Господь, по бесконечной Своей благости и милосердию, послал на землю единородного Сына Своего ( Ин. 3:17 ), Который Своим воплощением, страданиями и крестной смертью совершил все потребное для спасения рода человеческого, так что все люди получили теперь возможность быть спасенными, почему ап. Павел и пишет, что «мы спасены в надежде» ( Рим. 8:24 ). Но чтобы эта возможность перешла в действительность, т. е. чтобы грешник действительно спасся, ему необходимо лично усвоить искупительные заслуги Христа. Это усвоение совершается благодатью Божией совместно с человеком, причем последнему, как разумно-свободному существу, хотя предоставляется полная свобода выбора и действий.–благодать Божия ни мало не стесняет его ( Сирах. 15:14–17 ; Второз. 30:19; Откр. 3:20 ),– но требуется, чтобы он не был лишь безучастным зрителем, а принимал деятельное участие в том, что совершает в нем и чрез него благодать Божия. Искупительные заслуги Христа вменяются только тем людям, которые веруют в их силу, всецело преданы Христу и готовы последовать за Ним, подтверждая свою готовность самим делом. «Для Него,–говорит ап. Павел,–я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» ( Филип. 3:8 ). Все это требует больших трудов со стороны человека и непрестанного его внимания к себе в течение всей жизни. Но нужно «с терпением проходить предлежащее нам поприще» ( Евр. 12:1 ), смиренно сознавая свою личную греховность и недостоинство пред Богом, и внимательно следить за своими поступками и действиями, непрестанно помня, что в день страшного суда дело каждого обнаружится и будет оценено по достоинству ( 1Кор. 3:10–15 ), так как судьей этих дел будет Сам Бог, от Которого ничто не скроется: Он «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор. 4:4–5 ; Рим. 2:16 ; сн. Откр. 2:23 ). Поэтому «со страхом и трепетом (пред Богом) совершайте свое спасение, говорит ап. Павел, «чтобы быть вам неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода» ( Филип. 2:12, 15 ). Поступая так, мы все более и более будем приближать к себе спасение ( Рим. 13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

1-е гл. XXVII, Левит). Перворожденное от скота принималось натурою (см. ниже 17–18 и Исхода XIII:2), всякое же нечистое животное ( Ucx. XIII:3 ) заменялось или выкупалось, или наконец продавалось ( Лeb. XXVII:27 ). О сикле священном сравни гл. XXXVIII Исх. примеч. 6, 7, 8, а также прим. 12-е главы XXIII в Св. Летописи, часть 1-я кн. Бытия 182 ) (Ст. 17–18). Заметим, что по этому постановлению первородное от скота, (приносимое не ранее восьмого дня от рождения: Лeb. XXII:27 ), не могло поступать в имущество священников, а обязательно возносилось в жертву, при чем жертва эта имела характер мирной, жертвы; (ср. прим. 6-е главы XV Второзакония частать 19 – 20). Другими словами от этой жертвы могли вкушать все члены семейства священника (ср. выше ссылки) 183 (Ст. 19). Осоление приносимой жертвы как мы говорили в прим. 7-м на Лев. IIcuмboлuчecku представляло вечность, нерушимость союза и отношений человека приносящего жертву к Богу: другими словами это был обет оставаться верным Иегове, ибо соль противополагается брожению, разложению, и знаменуете сохранение. (См. Символистику Крейцера). Здесь выражение « завет соли вечный» равносильно выражению «ненарушимый» (как и переводит это выражение Лютерова Библия ) 184 (Ст. 20). Мы в примечании 176-м этой главы говорили уже об важном значении постановления, не дающего ближайшим слугам Господним участка в земле даруемой народу Израильскому (Ср. Второз. X 9), указывая им как бы в прообразовании будущей миссии Апостолов что их «поле есть мир», а возделывать должны они души народа вверенного их поучению ( Лев. Х:10–11 ) и что только исполняя эти нравственным обязанности могут они пользоваться и материальным благосостоянием 185 (Ст. 21–24). Левитам, как целому сословию, заключающему в себе целое колено Израилево, Господь отдает взамен удела, которого они не получают, десятину всего того, что дает земля другим коленам Израилевым (из этой десятины они, как увидим ниже, отдают со своей стороны Господу в возношение десятину чрез приношение священникам роду Ааронова).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иешагиягу, Исайя: «спасение Иеговы» (спасаемый Господом). Хизкиягу, Езекия: «крепость Иеговы» (укрепляемый Господом). Формы Иего, Ио, когда им начинается имя, как видим в именах: Иегоияда,, Иудай (2 Сам. (2 цар.), 20:23. 2 цар. (4 цар.), 11:4.): «Иеговою ведомый» (Господом хранимый). Иегояким, Иоаким, сын Иосии, царя иудейского (2 цар.), (4 ц.) 23:34.): «Иеговою восстановленный» (тот, которого Господь восстановил). Ионадав, сын Рахава (Иерем. 35:6.) из полного имени Иегонадав, 2 царств. 10:15. 2Сам. 13:5 .): «Иеговою возбужденный». Ионатан, полнее Иегонатан Ионафан ( 1Сам. 14:49.18:1 .): «Иеговою данный». Есть еще имена, составленные из трех слов, и в них имя Бога составляет середину имени; таково: Эльиегогенай, 1 Прал. 26:3. Оно составлено из слов эль Иегова генай: «к Иегове очи мои» (возвожу). (1 Парал. 3:23. Ездр. 8:4 .) Во всех приведенных здесь именах очевидно сокращение того самого имени Божия, на которое указано было Моисею на Хориве. Действительность сокращения имени в имя Иаг уясняется нам, когда сопоставим еврейский текст следующих двух мест Писания. Соломону, когда он родился, дано было, по указанию Бога, прозвание, по-еврейски Иедидъяг или Иедид-Иаг, означающее «возлюбленный Господом», что тут же и объясняется словами оаигова агевд, «и Иегова возлюбил его», в славянской Библии (2 цар. (2 Сам.). 12:24. 25.). Прозвание, данное Соломону, Иедид-Иаг вполне читается в книге Второз. 33:12: Моисей, благословляя колена Израильского народа, благословение Вениамину начал словами: «возлюбленный Господом». По-еврейски эти слова читаются Иедид-Иегова, «возлюбленный Иеговою». в том самом выражении, в котором читается сокращенно имя Бога в проименовании Соломону, читается полное имя Бога в благословении Вениамину: вместо Иаг читается Иегова. Следовательно, Иаг есть сокращние имени Иегова. Из имени Богу Иаг, присоединяемого к глаголу в повелительном наклонении галлелу «хвалите» составилось хвалебное воззвание к Богу: галлелу-Иаг «хвалите Господа!» Это хвалебное воззвание употреблялось при Богослужении и чаще при торжественных праздниках в иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Этими свидетельствами недавнего сравнительно времени пользуются некоторые из библейских исследователей для объяснения слов Втор.11:10 и дают им тот смысл, что израильтяне, живя в Египте, пользовались для орошения своих полей водоподъемными снарядами вроде описанного у Филона или Нибура, и так как они при этом действовали главным образом ногами, то поэтому и сказано, что они орошали землю ногами своими. Таково именно понимание Генгстенберга (Beiträge z. Einl. ins A. Test. II, 435); Робинсона (Palästina. I, 417), Кейля (Bibl. Commentar. II, 443; Handbuch d. Bibl. Archäologie. II, 112), Куртца (Gesch. d. A. Bundes. II, 31). Но так как на древних египетских памятниках не найдено доселе изображения водочерпательного прибора, приводимого в движение ногами 338 и так как свидетельство Диодора Сицилийского относительно изобретенной Архимедом оросительной машины, под именем кохлиас, употреблявшейся в Египте 339 , может приводить к мысли о позднейшем происхождении описанного Филоном геликса, как тожественног с кохлиас, то ввиду этого иные из исследователей библейской древности указанное во Второзаконии орошение при помощи ног объясняют в смысле обыкновенного «ношения воды на поля, при котором достается всего более труда ногам» (Hengstenberg. Die Bücher Mose’s u. Aegypt. 231), или принимают эти слова Второзакония за «характерное выражение, указывающее на тяжкую работу» (Smith. Dict, of the Bible. I, 497), или наконец, видят в этом выражении указание на особенный способ орошения нолей, употребляющийся и теперь в Египте и состоящий в устройстве на полях канавок для проведения воды из резервуаров. причем для удержания воды на известной части поля земледелец ногой закрывает канавку небольшой насыпью и ногой же открывает ее, когда нужно провести воду на другую часть поля, вследствие чего это орошение, говорят, и названо орошением при помощи ног; это последнее объяснение принято отчасти в Speaker Bible. I, 840, а также в Dict. of the Bible. I, 28; у нас – в «Свящ. Летописи» (т. III, 65 на Второз.) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

   Вопрос 241. От чего «узки» те врата, и «тесен» тот путь, который вводит «в живот», и как входит им человек ( Матф.7, 14 )? Ответ. Опять и здесь узкое и тесное означают не что либо разное; но слово: «тесный» выражает высшую степень узкости, когда путь до того сужен, что идущему надобно тесниться, то есть, с обеих сторон жаться, потому что опасно всякое уклонение и в правую и в левую сторону, как на мосту, с которого, в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним река. Потому Давид говорит: «при стези соблазны положиша ми» ( Псал.139,6 ). Посему, кто предположил войти в живот узким и тесным путем, тот должен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, исполняя написанное: «не уклоняйся ни направо, ни налево» (Второз.17, 11).    Вопрос 245. Кто мудр, как змея, и цел, как голубь ( Матф.10, 16 )? Ответ. Мудр, как змея, кто предлагает учените с осмотрительностью и с разумением, как успешно привести слушателей к благопокорности. А цел, как голубь, кто не держит и в мысли, чтобы мстить злоумышляющему, но продолжает ему благодетельствовать, по заповеданному Апостолом: «Вы же, братия, не унывайте, делая добро» ( 2Сол.3, 13 ). Ибо Господь заповедует это ученикам, посылая их на проповедь , где была потребность и в мудрости для убеждения, и в незлобии к злоумышляющим, чтобы, как некогда змий умел и подойти с лицом льстивым и говорить увлекательно для отторжения от Бога и для подчинения греху, так и мы избирали себе и лице, и место, и время, и всеми мерами устроили «словеса... на суде» ( Псал.111, 5 ) для отторжения от греха и для подчинения Богу, а в искушениях соблюдали терпение до конца, как написано ( Матф.24, 13 ).    Вопрос 280. Кто есть «чистый сердцем» ( Матф. 5, 8 )? Ответ. Кто не знает за собой презрения к заповеди Божьей, или недостаточного или небрежного исполнения оной.    Вопрос 290. Как иной «всегда преуспевайте в деле Господнем» ( 1Кор. 15, 58 )? Ответ. Если он или преумножает данное ему дарование, содействуя пользе и преспеянию им облагодетельствованных, или оказывает в деле Господнем большее тщание в сравнении с предметами обыкновенного человеческого попечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

4:5–8. 9:1–11.10:12–18 и другие места Закона подобного содержания.) Пророки указывали на великое имя Бога, когда хотели указать на величие истинного Бога и обличить ничтожность богов языческих народов, пророк Моисей в песне по переходе чрез Чермное море говорит: «Кто как ты, Иегова, между богами? Кто, как Ты, величественен между святыми? Ты досточтим хвалами. Творец чудес! Исх. 15:11 В торжественных песнях Псалтири, возглашавших величие и славу истинного Бога, читаем: Велик Иегова и достославен, Страшен паче всех богов. Ибо все боги народов ничто: А Иегова небеса сотворил. Воздайте Иегове славу, Приличную имени Его! Псал. 96:4. 5.8 . С приведенными одинаковых по содержанию слов в Писании так много, что приводить их здесь неуместно. Читающий писание видит, что пророки, передавая откровение, везде повторяют слова: Иегова сказал, Иегова повелел, слово Иеговы. Великим именем своим Бог повелел первосвященникам и другим лицам, благословлять израильтян по совершении общественного Богослужения. первосвященник, благословляя народ, три раза произносил великое имя Божие в таких словах: Да благословит тебя Иегова, И да сохранит тебя! Да воззрит на тебя Иегова светлым лицеем Своим, И помилует тебя! Да обратит Иегова лицо Свое на тебя, И даст тебе мир! Числ.6:24–26 . Второз. 10:8. 21:5. Это, предписанное Богом в книгах Моисея, благословение произносилось и во все последующие времена, до времен, как сказано прежде, Симона Праведного. Царь и пророк Давид, по перенесении Кивота Завета из дома Аведдома на Сион, по принесении жертв Богу, отпуская народ, благословил его именем Иеговы. 1 Парал. 16:2. Этим благословением священники и левиты благословили народ, совершивший в храме праздник пасхи, при царе Езекии. 2 Прал. 30:27. Израильтянин, когда требовалось от него свидетельство истины, когда обязывался он к верности в исполнении своей обязанности, должен был, по повелению Закона, клясться великим именем Господа: Иеговы, бога твоего, бойся, и Ему служи, и Его именем клянись». Второз 6:13.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

В начале царствования Соломона, как мы видели, осуществилась историческая обстановка, нарисованная Моисеем в Втор.12:10–11 , и Господь избрал построенный Соломоном Иерусалимский храм, «чтобы пребывать, там имени Его» ( 3Цар.9:3 ; 3Цар.8:16 ). В силу последнего, иерусалимский храм, по закону Втор.12:11 , должен был быть единственным местом жертвоприношений евреев. Таким образом, с построением Соломонова храма, должно было прекратиться действие законов Исх.20:24 и Лев. о месте еврейского богослужения, вместе с практикой евреев, допускавшей их свободу в отношении места богослужения. Со времени построения Иерусалимского храма вступил в силу закон Второз.12:11, провозглашавший идею централизации еврейского богослужения при Иерусалимском храме. При обозрении дальнейшей еврейской истории с точки зрения проявления в ней идеи централизации еврейского богослужения, мы рассмотрим сначала период времени до плена Вавилонского, а затем, после него. Так, для свящ. автора 4Цар. храм иерусалимский сохраняет свое значение, как места, которое Господь «избрал из всех колен Израилевых и положил там имя Свое» ( 4Цар.21:4 , 4Цар.21:7 ; 4Цар.23:27 ). Такое же представление об иерусалимском храме мы находим и у других пророков царства иудейского. У Иоиля, одного из раннейших пророков, дом Божий, т.е. храм, является местом, где происходят религиозные собрания, на которые собираются «старцы и все жители страны» ( Иоил.1:14 ); Сион у того же пророка является местом, откуда исходят объявления о церковных временах ( Иоил.2:1 , Иоил.2:15 ; срв. Чис.10:7–10 ); по представлению Иолия «на Сионе, на святой горе» обитает Господь ( Иоил.3:17 ); оттуда «возгремит Господь и дает глас Свой» ( Иоил.3:16 ). Ясно и сильно выражается по данному вопросу и прор. Исаия. По его представлению, Иерусалим – гора Господня ( Ис.30:29 ), гора святая, место поклонения Богу ( Ис.27:13 ; Ис.66:20 ), место святилища Господня, подножие ног Его ( Ис.60:13 ); в Иерусалиме – огонь Господа и Его горнило ( Ис.31:9 ); в Иерусалим идут со свирелью, чтобы взойти на гору Господню ( Ис.30:29 ); Сион – жилище Господа Саваофа ( Ис.8:18 ), место имени Божия ( Ис.18:7 ), место молитвы ( Ис.56,7 ), город праздничных собраний евреев ( Ис.33:20 ); храм есть дом святыни ( Ис.64:11 ), дом молитвы ( Ис.60:7 ), дом освящения народа, где евреи прославляют Бога ( Ис.64:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Примеч. Н.Н. Корсунского, издателя и переводч. Цитируемого творения. Разумеется место из Второз: 30. 14 и 11. 18. Примеч. Переводчика Увещание к Эллинам гл.10 стр. 163, 164. Перевод с греческого с примеч Н. Корсунского. Ярославль. 1888. 11 Достопримечательно воззрение на это определение Апостольского собора т. н. Апостольских Уставов. В виду сего, представляем целый рассказ их о сем соборе, несколько распространенный по сравнению с поветвованием о сем соборе 15 гл..Деяний (1–30 ст.). «Поскольку эта ересь, повидимому возрастала в заблуждении и опасности подвергалась вся Церковь , мы, двенадцать, сошедшись во Иерусалим. ибо вместо предателя с нами был Матфей, избранный в Апостола, принявший жребий Иуды, как сказано: епископство его да приимет ин, обсуждали вместе с Иаковом, братом Господнимь, что нужно сделать. И угодно стало и ему, и пресвитерам возвестить народу слова учения. Ибо некоторые, пришедшие из Иудеи в Антиохию учили там братьев, говоря, что если не обрежетесь по обычаю Моисея и не пребудете в иных обычаях, какие он установил, не можете спастись. Итак, когда произошло смущение н не малое состязание, сущие в Антиохии братия, узнав, что мы все собрались для исследования о сем, послали к нам мужей верных и ведущих писания узнать о сем предмете; они же, прибыв в Иерусалим, возвестили нам о том, что в Антиохийской церкви происходят споры, а именно, что некоторые учили, что должно обрезываться и соблюдать иные установления. И когда другие говорили нечто иное, я, Пегр, возстав сказали к ним: мужи братие, вы знаете, что от дней древних вас избрал Бог , чтобы из уст моих услышали язычники слово евангелия и уверовали; и Сердцевидец Бог засвидетельствовал им (Ибо когда Корнилию сотнику рим ской власти явился Ангел Господень и о мне сказал ему, чтобы он послал за мною и услышал слово жизни из уст моих; то он призвал меня изь Иоппии в Кесарию Стратона. Когда я приготовился отправиться к нему, я захотел вкусить пищи, и пока приготовляли ее, я молился в верхнем этаже дома и вижу небо отверстое и к четырем углам привязанный сосуд некоторый, как бы светлое полотно и спускаемое на землю, в котором находились всякия четвероногия и пресмыкаюищиеся земныя и птицы небесныя, и был голос с неба, говоривший ко мне: восстань, Петр, заколи и ешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   Скажем сперва применительно к еврейскому [тексту]. Пророки Израилевы подобны лисицам, ежедневно крадущим домашних птиц, живущим по Акиле и Семидесяти в пустынях, по Симмаху и Феодотиону: в разрушенных стенах и на развалинах. Они не могут ни выступать с противной стороны, ни противопоставить стену в защиту дома Израилева. Мы читаем, что Аарон выступил против огня, пожиравшего народ израильский, и стал посредине и противопоставил стену дли спасения народа (Числ. гл. 16). Также Иеремии говорится, чтобы он не выступал против Господа и чтобы настойчивое моление не противостояло гневу Его (Иерем. гл. 1). Ибо как стена ставится против врага и обыкновенно с противной стороны встречается противнику и с противоположной приходящему, так определение Божие сокрушается молитвами святых. Поэтому и Моисею говорится: „оставь Меня, и истреблю народ этот (Исх. 32:10). Ибо очевидно, что кому говорится: «оставь Меня“, тот может удерживать. Они не могут устоять на войне в день Господень, чтобы молитвами вести борьбу за народ и мольбами противостоять определению Божию. Итак, поелику они видят пустое, и предвещают ложное, и говорят, что они посланы Господом, когда они не были посланы Им, и упорствуют в заблуждениях и желают утвердить слово свое: то они уличаются в том, что все, изрекаемое ими, пусто, что они свою ложь выдают за слово Господне. Затем, по Семидесяти смысл следующий. Все еретики по причине лукавства и хитрости подобны лисицам, о которых Спаситель говорит: лиси язвины имут и птицы небесные гнезда (Матф. 8:20). И об Ироде написано: рцыте лису тому (Лук. 13:32). И о тех же лисицах, которые соблазняют младенцев и простодущных и опустошают виноградник, Соломон говорит; имите нам лисы малые, губящие винограды (Песн. П. 2, 15). И в псалме поется о тех, кои попадают в сети чрез их лукавство: внидут в преисподняя земли, предадятся в руки оружия, части лисовом будут (Псал. 62:10-11). Эти пророки, подобные лисицам, не стояли на тверди и не заслужили того; чтобы слышать с Петром: ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою (Матф. 16:18). Они не подобны Моисею, которому было сказано: ты же стани со Мною (Второз. 5:31), и тому, который говорит: постави на камени нозе мои (Псал. 39:3). Они не стояли на той тверди, о которой в 18 псалме (ст. 2) мы читаем: небеса поведают славу Божию, творение же руку Мо возвещает твердь. Они собрали всех неразумных и, по причине чрезвычайного простодушия, подобных скотам против дома Божия. Поэтому теперь говорится: и собрали стада на дом Израилев. И ни восстали они сами, ни других не могли восстановить, но все, что они делали и делают, полно лжи. Следующее же затем: и начали восстановлять слово означает то, что хотя они желают восстать и высоко подняться, но не могут исполнить того, что желают, и им говорится: не ложное ли видение вы видели и не пустые ли предвещания вы изрекали? А что следует далее: и говорили вы: „Господи говорит“, когда Я не говорил, этого у LXX нет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010