Девятая: «Не произноси ложного свидетельства». Сравните Второзаконие (19:18:19): «Если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему». В Декалоге прослеживается следующая схема: прямой запрет или предостережение, без ссылки на какое-либо наказание за нарушение. Впоследствии мы встретимся с нарушением заповеди, представленным как возможность, с точным объяснением последствий подобного нарушения. Может ли эта схема продолжаться и до последней заповеди: «Не желай ... Если человек пожелает ... он должен умереть (или быть приговорен к смерти)»? Подобный стих был бы удивительным, однако в рассказах, подтверждающих эту идею, нет недостатка. Это истории о Еве, Ахане, Ахаве и Иезавели, пожелавших виноградник Навуфея, Иуде Искариоте. Некоторые экзегеты предполагали, что этот глагол подразумевает как действия, так и эмоции, основываясь на таких стихах, как Второзаконие (7:25): «Не пожелай взять себе серебра или золота ...» и Книга Пророка Михея (2:2): «Пожелают полей, и берут их силою...». Но у нас может закрасться подозрение, что это объяснение продиктовано не столько экзегезой, сколько желанием понять запрет с точки зрения ответственности перед требованием закона. Кроме того, два разных глагола обозначают в Декалоге Второзакония ( Втор.5:21 ) «желать». Первый совпадает с тем, который дважды использовался в Книге Исход (20:17) – хамад. А второй – хитаввех («не желай дома ближнего твоего»). И оттенок значения этого глагола, синоним хамад во Второзаконии (5:21), выражает эмоции, что совершенно далеко от внешнего поступка. Как утверждает Чайлдс: «Критический пересмотр текста Второзакония делает более определенной субъективную сторону запрета, которая уже содержалась в первоначальной заповеди» 98 . Вероятно, именно по этой причине эта заповедь помещена последней. Эта самая исчерпывающая из всех заповедей, и она включает то, что опущено в остальных заповедях. И кто из нас не признает, что за многочисленными убийствами, прелюбодеянием, воровством и ложью стоит алчность? Это и есть корень проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Любовь Бога и любовь народа. Центральная тема Второзакония – тема любви, которая имеет три составляющие: любовь Бога к народу, любовь народа к Богу и любовь к ближнему. Любовь Божия к Израилю проявилась в избрании народа и спасении его от египетского рабства ( Втор.4:37; 7:7–8 ). Избрание исходит всецело от Бога без всякой заслуги человека. В ответ верные призываются любить Бога всем сердцем (6:5), и вся их жизнь должна быть проникнута законом Господним. Кроме того, истинные израильтяне должны любить и своих ближних, что выражается в провозглашаемой Второзаконием идее братства. Все люди равны между собой и являются братьями (1:16), причем слово «брат» относится как к рабу (15:12), так и к царю (17:20). Многие предписания Второзакония направлены на утверждение в народе любви, взаимопомощи, милосердия по отношению к нуждающимся братьям (14:28–29; 15:1–18; 22:1–4; 24:10–15, 19–21). И хотя «братьями» для израильтянина являются исключительно его соплеменники, любовь к ближнему не ограничивается только представителями своего народа, но Второзаконие требует любить и пришельца (10:19). Такой принцип общественного устройства уникален для всего Древнего мира, где во многих государствах положение большей части народа мало чем отличалось от рабского. Монотеизм. Второзаконие утверждает единство Бога: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (6:4). События истории, уникальный опыт спасения Израиля показывают, что только Господь (то есть Яхве) есть Бог и нет еще кроме Его (4:35, 39). Бог назван ревнителем (5:9), что означает невозможность одновременно поклоняться Яхве и другим богам; связь с другими богами разрушает завет с Богом. Потому людям следует окончательно выбрать между истинным Богом и ложными богами. Языческие соблазны изображены в книге как источник всех бедствий Израиля, оттого требуется решительная и бескомпромиссная борьба против язычества. Святость Израиля. Второзаконие неоднократно называет Израиль святым народом (7:6; 14:2; 26:19). Святость Израиля выражается, во-первых, в его верности Богу и удалении от языческих верований и обычаев (7:1–6); во-вторых, в любви каждого израильтянина к ближнему, который является его братом (принцип братства, о котором мы говорили выше); в-третьих, в участии всего народа в праздниках Господних. В-четвертых, святость предполагает не только исполнение заповедей, но и постоянное изучение Закона. Кроме того что каждый субботний год будет совершаться публичное чтение Закона (31:10–13), израильтяне призваны в обычной жизни непрестанно повторять важнейшие постановления Закона, записывать их на косяках дома и воротах (6:6–9; 11:18–21). Даже предлагается формула для объяснения детям необходимости исполнять Закон (6:21–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В одном из последних вдохновляющих исследований истории Иакова Майкл Фишбейн изучил 25–36-ю главы Бытия с перспективы общей симметрии. Он пришел к выводу, что в расположении материала повествования существует удивительная последовательность даже в том, что история окружена генеалогиями двух человек, которые не являются частью избранной линии (потомки Измаила (25:12–18) и Исава (36:1–43)) 42 . Это предполагает, что наиболее плодотворным исследованием истории Иакова, с точки зрения богословского анализа, является не извлечение из целого отдельных частей (если такие действительно когда-либо существовали), а затем поиск признаков «Я», «Э» или «С» в генеалогиях, хронологии и редакционных вставках. У нас может закружиться голова, если мы будем перескакивать взад и вперед от одного источника к другому. Таким образом, например, в перечне различных источников Бытия (25–28) мы обнаружим такую мозаику (следуя единодушному мнению богословов): 25:19, 20 С 27:1–45 Я 28:17, 18 Э 25:21–26а Я 27:46 С 28:19 Я 25:26б С 28:1–9 С 28:20, 21а э 25:27–34 Я 28:10 я 28:21б Я 26:1–33 я 28:11, 12 С 28:22 э 26:34, 35 с 28:13–16 Я Было ли это сообщение первоначально смешанным, а затем отредактированным, или же оно было первоначально гомогенным трудом, и мы должны рассматривать раздел как единое целое, таким, как мы имеем его в тексте? Общий обзор об Иакове можно представить в таблице 3. Необходимость преобразования (25:19–28:9) Бытие (25:19–26). Подобно постаревшему Иакову, который не отпускал своего божественного соперника (32:26) до тех пор, пока не получил благословения, младенец Иаков после борьбы в утробе матери появляется на свет, держась за пяту брата. Слово, обозначающее пяту (сэкеб) – это игра на имени Иакова – йакакоб. Фраза «держась рукою своею за пяту Исава» не объясняется, но ее значение кажется ясным. Очевидно, что это не жест дружбы, не сердечное приветствие своего брата-близнеца. Даже в младенчестве Иаков был сосредоточенным на себе, ориентирующимся на себя человеком. Данное ему имя предвосхитило его характер (ср. «и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет...»), указывая на уклад жизни, который не достоин одобрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Главы 21-25 содержат различные предписания, касающиеся повседневной жизни, в т. ч. о трупе человека, убийца к-рого неизвестен (Втор 21. 1-9), о браке с пленницей (Втор 21. 10-14), о праве первородства детей от двух жен и о двойной доле наследства для первенца (Втор 21. 15-17), о наказании непокорных детей (Втор 21. 18-21), о казненном, а затем повешенном на дереве (Втор 21. 22-23), о сбережении чужой собственности (Втор 22. 1-4), о публичном оклеветании мужем своей жены (Втор 22. 13-19); специальный закон о побиении камнями жены, у к-рой муж не нашел девства (Втор 22. 20-21), законы о прелюбодеянии и об изнасиловании (Втор 22. 22-30), о принятии в общину Израиля (Втор 23. 1-8), о чистоте стана (Втор 23. 10-14), о невыдаче беглого раба господину его (Втор 23. 15-16), о запрете жен. и муж. культовой проституции (Втор 23. 17-18), о запрете отдавать ч.-л. в рост брату (Втор 23. 19-20), о необходимости соблюдать обеты (Втор 23. 21-23), о пользовании чужим садом и жатвой (Втор 23. 24-25), о разводе и разводном письме (Втор 24. 1-4), о годичной отсрочке от военной службы для новобрачного (Втор 24. 5), о залогах (Втор 24. 6), о предании смерти того, кто похитит и продаст соплеменника (Втор 24. 7), о соблюдении мер предосторожности в отношении проказы (Втор 24. 8-9), о возвращении залога (Втор 24. 10-13), о своевременной оплате труда наемных работников (Втор 24. 14-15), об индивидуальной ответственности каждого за свой грех (Втор 24. 16), о правосудии (Втор 24. 17-18), о социальной благотворительности (Втор 24. 19-22), о справедливости в суде (Втор 25. 1), о телесном наказании виновных (Втор 25. 2-3), о гуманном отношении к рабочему скоту (Втор 25. 4), о левиратном браке (Втор 25. 5-10) (см. Левират ) и др. Короткая заключительная часть 2-й речи Моисея (Втор 26. 1-15) содержит предписания принести к месту, к-рое Господь изберет на земле обетованной, начатки всех плодов земли, а также отделять все десятины произведенного землей в 3-й год («год десятин») и отдавать их левиту, пришельцу, сироте и вдове. Здесь же приводятся тексты литургических исповеданий, сопровождающих эти приношения. Стихи Втор 26. 5-9 названы Г. фон Радом «древнеизраильским символом веры»: «Ты же отвечай и скажи пред Господом, Богом твоим: «отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; и вывел нас Господь из Египта (Сам крепостию Своею великою и) рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами, и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед»».

http://pravenc.ru/text/160983.html

Например, через три дня евреи дошли от пустыни Сур до Мерры ( Исх.15:22 ); на 15 день второго месяца, по исходе из Египта, евреи пришли в пустыню Син ( Исх.16:1 ); на следующий день получили манну ( Исх.16:13 ); в третий месяц, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую ( Исх.19:1 ) и т.п. (ср. Исх.24:16 ; Числ.1:18 ). Такую же точность и интерес проявляет священный историк в сохранении имен лиц, по-видимому малозначительных для его истории, например; повивальных бабок, щадивших еврейских детей ( Исх.1:15 ); сыновей Аарона – Надава и Авиуда и лиц, хоронивших их ( Лев.10:1–5 ); строителей скинии ( Исх.32 гл.); лиц исчислявших евреев ( Числ.1:5–15 ); соглядатаев земли обетованной ( Числ.13:5 ). – Перечисляются жертвы, принесенные евреями по освящении скинии, и даже подводы, потребные для перевозки скинии и ее утвари ( Числ.4; 7 и др. глл.). Как первые четыре книги Пятикнижия, можно сказать, наполнены очевидными указаниями на эпоху Моисея и его дела, так Второзаконие наполнено ясными же указаниями на время его происхождения – пребывание Моисея и евреев на моавитских полях в ожидании занятия обетованной земли. Начинаясь личными воспоминаниями Моисея о событиях 40-летнего странствования (1–3 глл.), Второзаконие наполнено заповедями, увещаниями и пророчествами Моисея, касающимися предстоявшего обладания обетованной землей и организовавшими оседлую в ней жизнь еврейского народа. При этом, как и в начальных своих речах, законодатель постоянно вспоминает прошлое: исход из Египта, синайское законодательство, 40-летнее странствование (4:10–15:35–36:45–49; 5:1–5:27–28; 6:21–24; 8:2–4:15–16; 9:8–29; 10:1–11:19, 22; 11:2–7; 24:9; 26:5–10; 29:2–8), указывает на настоящее (8:1, 5–10; 9:1–3; 11:1–2:8–11; 12:1; 25:17–29; 26:16–19; 29:1–2:9–15; 30:11–18; 31:1–2:7–10:30; 34:1–4) и предвозвещает скорое занятие обетованной земли, нравственные опасности, ожидающие при этом Израиля, и предохранительные постановления (6:10–12, 19; 7:1–5:16:18–26; 9:41; 11:13–17:22; 12:2–32; 13:1–8; 14:23–29; 16:1–22; 17:2–7:14–20; 18:9–22; 19:1–9; 21:1–10; 26:1–4; 27:1–26; 28 гл.; 31:3–5; 32–33 глл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

12 . По Исх.21:1–6 и Βтор.25:12–18 еврейский раб должен быть выпущен на свободу в конце шести лет службы; напротив, по кн. Лев.25:39–41 , он обязан служить до юбилейного года. – Эти два законные распоряжения не противоположны; второе приходится в пользу раба: если юбилейный год падает раньше шести лет его службы, то он должен быть отпущен на свободу. 13 . Левит и Числа предписывают праздновать пять праздников, между тем как Исход и Второзаконие дают распоряжения липиь о трех ( Лeb. XXIII , Чucл. XXVIII–XXIX , Исх.23:14–17, 34:18–23 , Βтор.16:1–16). – Исход и Второзаконие говорят только о трех праздниках, в которые евреи были обязаны отправляться для путешествия в скинию или в храм Господа: это – праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей; Левит и Числа упоминают о двух других торжествах, которым можно дать название праздников: то были: праздники Труб и Очищения, во время которых народ не обязан был отправляться к месту, где находился ковчег ( Исх.23:17; 34:23 : Втор.16:16 ). 849 14 . Некоторые другие мнимые противоречия, выставляемые неверующими против книг Моисея, разрешаются сами собою и не имеют даже серьезной вероятности. Все аргументы, которые желали извлечь из этого пункта против подлинности Пятокнижия, не имеют, таким образом, основания. Четвертый класс возражений Мнимые повторения Пятокнижия Хотели выставить против Моисеева происхождения пяти первых книг Библии, и против их единства известные аналогические факты, которые много раз повторялись во время патриархов: каковы, например, двоякое похищение Сары в Египте ( Быт.12:10–19 ) и Гераре ( Быт. ХХ ); 850 двоякое похищение Сары в Гераре с одной стороны, и Ревекки с другой, в том же самом месте (XX, 26:1–11); двойное изгнание Агари (16:4–16 и XXI:9–21); 851 двукратный союз сначала Авраама (21:22–34), а затем Исаака (26:26–33) с Авимелехом; двоякое освящение Вефиля (28:18–22 и 35:14–15); двоякое установление Пасхи ( Исх.12:1–28, 43–51; 13:1–2 и 13:3–16); двукратное ниспослание перепелов ( Ucx. XVI и Чucл. XI ) и двукратное чудо истечения воды из камня ( Ucx. XVII и Числ. ХХ ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Параллельным является перечень тех, кто освобожден от военной службы во Второзаконии, и перечень отговорок, найденных теми, кто отклонил приглашение на ужин (см. таблицу 16). Но для чего сравнивать битву или войну ( Втор.20 ) с ужином ( Лк.14 )? Не потому ли, что многое в Писании указывает на два явления в конце века – битву и пир, великий и ужасный день нашего Господа и брачную вечерю Агнца? Последние два раздела переходят от вопроса военных кадров к вопросу военной стратегии. Израильтяне должны вначале предоставить непалестинскому городу возможность сдаться (ст. 10–15). Город же на территории Палестины должен быть полностью разрушен (ст. 16–18). Во время любой осады деревья, которые приносят съедобные плоды, нельзя срубать (ст. 19:20). Интересно, что 10–18-й стихи предполагают победу. Нет никакого указания на то, что возможно поражение или тупиковое положение. Израиль изображен могучим народом, который или заставит сдаться своего противника, или же безопасно и беспрепятственно войдет в города своих противников и не оставит в живых «ни одной души». Глава началась с перечня тех, кто освобождался от военной службы. Глава завершается указанием того, что должно быть сохранено от уничтожения на войне, а именно природные ресурсы земли. Таблица 16 Второзаконие (20) Евангелие от Луки (14) Дом построен, но еще не обновлен (20:5) Виноградник посажен, но его вина еще не попробовали (20:6) Мужчина обручен (20:7) Земля куплена, но ее еще не видели (14:18) Волы куплены, но их еще не испытали (14:19) Мужчина недавно женился (14:20) Жизнь и смерть (21) Я предположил в начале этой главы, что последние несколько глав свода законов Второзакония могут быть наиболее беспорядочными из всех. Некоторые богословы сочли возможным поместить все содержащееся в 21–25-й главах под один заголовок смешанных законов. Двадцать первая глава в некоторой степени это подтверждает. Поскольку мы встречаем в ней следующее: закон искупления убийства, если убийца не был пойман (ст. 1–9); закон о женитьбе на женщине, взятой в плен во время войны (ст. 10–14); закон о наследовании, подтверждающий право первенца (ст. 15–17); закон о буйном и непокорном сыне (ст. 18–21); закон о погребении тела казненного преступника (ст. 22:23).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

6-13; 15. 16-19; 17. 14-18; 18. 3-6, 8-10; 19. 47, 49-50; 22. 9-34); замечания об остатках ханаанского населения в земле обетованной (13. 13; 15. 63; 16. 10; 17. 12-13); список городов убежища (20. 1-8); сообщения о церемонии заключения завета 24. 1-28; повествования о похоронах (24. 29-30, 32-33). Следы самой ранней второзаконнической редакции обычно находят в главх 2-11 и в 14-17, а также частично ее элементы находятся в Нав 2.1, 17-21, 24; 3.1; 4. 9; 5. 4, 7, 9, 10-12; 6. 17-19, 22-25, 27; 7. 1a, 10-12, 26; 8. 2, 8, 9, 12-13, 23-25, 27-28; 9. 1-3, 6-7, 15b, 22-23, 25-27a; 10. 1-2, 7, 9b, 10b-11a, 12a, 13a-15, 19-20, 23, 26b-28, 29-39, 41-43; 11. 1-2, 10, 13-14a, 16-20a ( Butler T. C. Joshua. Waco (Tex.), 2002. P. XX. (WBC; 7). Тот факт, что большая часть повествований в главах 2-10 касается территорий, к-рые позднее принадлежали колену Вениаминову (Нав 18. 11-28), способствовал появлению теории, что при составлении И. Н. к. гл. обр. использовались предания этого колена, объединенные с др. материалами. Почти четверть текста И. Н. к. отражает предания, связанные со святилищем в Галгале, значение к-рого понятно из Нав 3. 5, 8, 15-16a; 4. 1-3, 8, 15-23; 6. 3, 4, 6, 8, 9, 13, 14-16, 20. Центральное место в повествовании уделено Галгалу также в Нав 5. 9-10; 9. 6; 10. 6, 7, 9, 15, 43. При этом большая часть глав 2-10 написана как этиологическая история - особый лит. жанр повествования, объясняющий причину или значение новых событий, происхождение имен, топонимов. Этиологические повествования сохранялись в качестве устного предания среди колен ( Golka F. Zur Erforschung der Ätiologien im AT//VT. 1970. Vol. 20. N 1. P. 90-98). К ним также относят Нав 4. 3, 5-9, 20-24; 5. 9; 6. 25-26; 7. 26: 8. 28-29; 9. 27. Их возникновение связывалось с богослужебной практикой в древних израильских святилищах ( Soggin J. A. Kultätiologische Sagen und Katachese im Hexateuch//VT. 1960. Vol. 10. P. 341-347). Святилище в Галгале на территории колена Вениаминова являлось хранилищем собранных преданий, составивших основную часть текста И.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Как свидетельствует Писание, в дохристианские времена старейшины города в основном выступали в качестве судей при решении разногласий , по просьбе пострадавшей стороны. Сложные ситуации рассматривались перед представителями Иеговы (перед священниками храма или, позднее, перед царем. Ср. Исход 18:13–16; Второзаконие 17: 8, 9; 25:1; 2 Царств 3:16–22; Исаия 10:1, 2; Руфь 4:1–13 ). За исключением тяжелых преступлений (таких, как, например, кровопролитие или поклонение ложным богам), вряд ли старейшины сами, в одностороннем порядке, начинали расследование и готовили обвинение (Второзаконие 17: 25; 21:1–9). В оправдание того, что старейшины Свидетелей Иеговы порою вмешиваются в родительскую обязанность наказывать непослушных детей, нередко приводят стихи из Второзакония 21:18–21. Но в действительности этот библейский отрывок только подчеркивает, что родители сами должны решать возникающие проблемы. Ведь ясно, что описанные в тексте родители сначала сами приложили немалые усилия для исправления и воспитания своих детей. Только когда становилось очевидно, что их усилия были напрасны, и что их сын (очевидно, достигший более–менее взрослого состояния) намерен продолжать вести крайне разгульный образ жизни, упорно оставаясь непокорным мотом и пьяницей, – только тогда родители обращались к старейшинам. Конечно, христиане не обязаны подчиняться законодательной системе древнего Израиля, хотя основные её принципы служат нам руководством. Апостолы и другие авторы христианских Писаний подчеркивали, что нравственная и духовная чистота в собрании поддерживалась не благодаря ревностному и доскональному соблюдению буквы закона, а благодаря созиданию друг друга в любви и вере при помощи обучения, наставления, обличения, ободрения и, главным образом, при помощи собственного примера. Общение с упорными грешниками прекращалось не из–за того, что кто–то принимал некое официальное решение после проведения формальной правовой процедуры и навязывал его собранию, а из–за того, что верующие добровольно и индивидуально отторгали нечистоту. Действительно, когда этого требовали обстоятельства, христиан призывали отказаться от дружеского общения с согрешившим ради блага всего собрания и в надежде, что пристыженный нарушитель оставит свой неправильный путь. Стоит, однако, отметить, что в письме Коринфянам апостол говорил об «осуждении, которое вынесло ему большинство ». Простить человека также должно было это большинство , а не просто какой–либо комитет, занимающийся «восстановлением» (2 Коринфянам 2:6–8). В противоположность такому подходу, правилами Общества предусматривается, что члены собрания, которые не прекращают общаться с исключенным человеком сами должны быть лишены общения. Но Павел ничего не говорит о том, что меньшинство, не пожелавшее участвовать в осуждении грешника из коринфского собрания, должно было быть как–то наказано. «Плохие сообщества» 386

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Евангелие светит во тьме. Как и в новозаветные времена, мир сомневается, страшится, протестует, отворачиваясь от Иисуса. Для одних — исповедников единого Бога — все еще как бы длится Ветхий Завет, другие пребывают во власти старых и новых форм язычества. Но по-прежнему звучит голос Христа, обращенный к человеку, и, как в первые дни, Он находит сонмы готовых следовать за Ним. «...Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие; для самих же призванных, Иудеев и Ел-линов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор 1.22-24). Приложения ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ, ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ (схема библейских источников) J. I Священная история (ЯГВИСТИЧЕСКАЯ); источники: устные предания, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Иудее ок. X в. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Ягвисту: Быт. 2.4б ; 3; 4.5-29; 6.1-8; 7.1-5, 7-10, 12, 16б, 17б, 22-23; 8.2б-3а, 6-12, 13б, 20-22; 9.18-27; 10.8-19, 21, 24-32; 11.1-9, 28-30; 12.1-4, 6-20; 13.1-5; 7-11, 12б, 18, 15 (J + Е); 16.1б-2, 4-16; 18 (кроме стиха 29); 21.1-2а, 6б-7, 25-26, 28-30, 32-34; 25.11, 14-18; 20-24; 25.1-6, 18, 21-26, 27-34; 26; 27.1-45; 28.10, 13-16, 19; 31-35; 30.36-5, 7, 9-16, 24-31, стихи с 32 по 43 (J + Е); 31.1, 3, 21, 31, 38-40, 46, 48-50; 32.2-13, 14а, 22.24-32; 33.1-17; 34 (J + Е); 37.1-2 (J + Е), 3-4, 11-13, 14б, 18б, 21, 23а, 25-27, 28б, 32б-33, 35; 38; 39; 42.27-28, 38; 43.1-14, 16-23, 24-34; 44; 45 (J + Е); 46.1-5, 28-34 (J + Е); 47.12 (J + Е); 48.8-22 (J + Е); 49 (J + P); 50.1-11, 14. Исх 1.6, 8-12; 2.15-23; 3.7-8, 16-20; 4.1-16, 19-20, 22-31; 5 (J + Е); 6.1; 7.23, 25; 8.1-4, 8-15, 20-32; 9.7, 13-21, 23-24; 10.1-7, 13б-19, 28-29; 11.4-8; 12.21-23, 29-30; 13.21-22; 14.5-7, 10-14, 19-20, 24-26, 27б, 30-31; 15.22-25, 27; 16.4; 17.16-2; 19-20; 24.1-2, 9-11; 32.9-14; 33.7-11; 34.1-5, 10-28. Числ 10.29-36; 11.1-34; 13.17б-20, 22-24, 26-31, 32б-33; 14 (J + Е + Р); 16(J + Е + Р); 20-24, 32 (J + Е + Р).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010