Токугава, Иэмицу (годы правления: 1623-1651) - третий сёгун из дома Токугава. 5 Мир во Христе (лат.) 6 Матфей, 10:23 7 Откровение, 4:11 8 Марк, 16:15-16 9 Иоанн, 21:15,16,17 10 Благодатная (порт.). 11 Иоанн, 18:3-4 12 Марк, 4:8 13 Искаж. от Deus, beato, angelo - Бог, блаженный, ангел (порт.). 14 Confegao, paraiso, inferno (порт.). 15 Матфей, 10:32-33 16 Средневековая пытка: пол в тюрьме был залит водой - с тем, чтобы узник не имел возможности спать. 17 Екклезиаст, 1:5-9 18 Иоанн, 13:27 19 Иоанн, 19:28-19 20 Исход, 20:8 21 Парадная накидка в традиционном японском костюме. 22 В час страданий яви милость уповающим на Тебя (лат.). 23 Услышь нас, Отец Всемогущий, и да ниспошли нам того, кто охранит, защитит и оградит всех живущих (лат.). 24 Род японской традиционной одежды. 25 Лука, 23:28-29 26 Врази теснят меня. Господи, укрепи меня, помоги (лат.). 27 «Верую», «Отче наш» (лат.). 28 Псалтирь, псалом 145, строфы 3-6 29 Откровение, 14:13 30 Слава Отцу и Сыну и Святому духу (лат.). 31 Деревянная или медная пластинка с распятием или изображением Девы Марии, которую в Японии XVII-XVIII вв. власти заставляли попирать ногами в доказательство того, что человек не является христианином; также сам обряд топтания Святого образа. 32 Матфей, 27:45, 50 33 Матфей, 27:51 34 Легкие сандалии из бамбука. 35 Буддийский праздник, отмечается 15 июля и в ближайшие две недели до и после 15-го. 36 Пусть будет чистой твоя жизнь и праведным путь (лат.). 37 Мелко наструганная сырая рыба с овощной приправой. 38 Боже мой! Боже мой! Для чего ты меня оставил... (древнеевр.). 39 Псалом 107:2 40 Второзаконие 30:10 41 Время от девяти до одиннадцати вечера. 42 Омура Сумитада (1533-1581) – японский могущественный феодал, первый из князей, принявший крещение. 43 Презрительное прозвище европейцев, бытовавшее в Японии во времена средневековья. 44 В час страданий (лат.) 45 Хвалите Его (лат.) 46 Лука, 22:44 47 Матфей, 26:34. Марк, 14:30. 48 Дэдзим (букв.: «остров, лежащий при входе в бухту») – территория, которую за огромную сумму арендовала Ост-Индская торговая компания в период самоизоляции Японии. На островке были расположены деревянные дома для голландских чиновников, магазины-склады и другие службы. Остров был отделен от города каналом, у моста круглые сутки стояла охрана, и никто не мог без особого разрешения властей ни войти на остров, ни покинуть его. Высокая глухая каменная стена заслоняла Дэдзиму от города, и даже в море, недалеко от побережья, была сооружена загородка с запретительными надписями. Таким образом, Дэдзима был для европейцев настоящей тюрьмой, и голландцы справедливо называли его «изобретением подозрительного гения». 49

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Только убеждение в том, что устами ветхозаветных писателей говорил Дух Святой, – как говорит ап. Петр ( Деян.1:16 ) или ап. Павел ( Деян.28:25 ; Евр3:7 ), – побуждало св. апостолов приводить их слова в подтверждение своего учения о Христе Иисусе, как это видно из посланий Иакова (I, II, IV); Иуды ( Иуд.1:5, 11 ) и посланий Петра (1 посл. гл. I, II.; 2 посл. гл. II, III); Павла ( Puм. I, II, III, IV , и дал.; Коринф. I, II, III, X, XIV и дал.; Галат., Ефес. и особенно в послании к Евреям все главы кроме 11-й, которая однако-же излагает примеры, взятые из истории Ветхого Завета, не приводя текста св. Писаний). Примеру Апостолов в почтении к Св. Писанию Ветхого Завета, как писанию богодухновенному, как к слову Божию, следовали и их ученики, как, напр., первомученик Стефан, который приводил в проповеди своей всю историю Ветхого Завета и даже подлинные слова книги Второзакония ( Втор.18:15 ), пророка Исаии ( Ис.66:1, 2 ), Амоса ( Ам.5:25–27 ) для убеждения иудеев ( Деян.7:2–51 ). Таким образом истина боговдохновенности св. книг Ветхого Завета и следовательно обязательности его для нас и полезности для назидания, научения, обличения, исправления стоит весьма твердо, как истина, подтвержденная Господом нашим И. Христом, Его святыми Апостолами и их учениками христианами с первых времен христианства; а от них по преемству из рода в род эта истина перешла и к нам, вместе с указанием на то, какие книги Ветхого Завета мы должны считать боговдохновенными. Не менее ясным, вполне определенным и несомненным является также и учение о боговдохновенности св. книг Нового Завета. Бог, неоднократно и многоразличными способами открывавшийся чрез пророков, когда исполнилось время, открылся нам в Сыне, как говорит св. апостол Павел в начале послания к евреям ( Евр.1:1 ). Сего Сына Своего Сам Бог указал роду человеческому чрез ниспослание на Него Духа Святого и чрез слово Своё: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нём же благоволих (Мф.3:17). Иоанн Креститель засвидетельствовал нам, что И. Христос и есть тот Агнец Божий, Сын Божий, на Которого при крещении сошел Дух Святой ( Ин.1:32–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5,33–38). Πλρωσις соответственно gemar евр. означает здесь открытие, изъяснение внутреннего смысла закона, искаженного законоучителями, т.к.закон по своей внутренней сущности остался обязательным ( Мф.19:18.19 ). 216 Первая половина ст. 43: возлюбиши искренняго твоего, под которым разумеется собственно единоплеменник, взята из кн. Левит 19,18. 31 ; вторая половина: возненавидиши врага твоего, под которым разумеется иноплеменник и язычник, по всей вероятности, была выведена чрез искусственное толкование из кн. Второзакония ( Втор.25:17–19 ). Древний законодатель не внушал ненависти и вражды к иноплеменникам, но иудейская традиция, как видно из этого места, освящала ее. 217 Молитва Господня у ев. Луки 11,1–4 помещена при других обстоятельствах; несмотря на это, она могла быть произнесена в таком виде и здесь. По своему содержанию она точно представляет неподражаемый пример простоты и вместе глубины. Первое воззвание ее напоминает. Куда прежде всего должен обращать свой взор молящийся и откуда ожидать исполнения своих неудовлетворяемых нужд. Вслед за таким возношением мысли первое и естественное желание молящегося обращается к тому, чтобы имя открывшегося и исповеданного Им Отца ничем не омрачалось и не оскорблялось, но в слове и деле исповедующих Его выражалась Его святость, и таким образом водворялось на земле то благодатное царство мира и любви, среди которого Он живет и которое проповедал Его Сын, и в беспрекословном повиновении Его святой и совершенной воле объединялось небо с землей (да будет воля твоя яко на небеси и на земли). В достижении этого последнего завершается желание молящегося по отношению к высшим небесным благам, среди которых витает его небесный отец; вслед за этим взор его спускается на землю (κι επ γς), и здесь на одно мгновение остановив свое внимание на удовлетворении насущных потребностей земной жизни (επιουσιος от επ υσα – необходимое для поддержания существования), он опять возвращается к духовным нуждам и при взгляде на них просит прежде всего отпущения вины в содеянном (ες… ατασμεν), недопущения к падению в будущем и совершенного изъятия от зла (μη εισενεγκς… αλλ ρσαι…).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Раскрывая сие великое таинство, Господь наш учит человека, что Творец мира, Единый и Непостижимый, не может быть созерцаем очами земными и представление о Нем не может иметь определенной формы как только в образе воплотившегося ради нашего спасения Сына Божия. «Бога никтоже виде нигде же: единородный Сын сый в лоне Отчи, той исповеда» 433 . Посему поклонение Творцу мира может быть совершаемо только в духе: только дух человеческий может возвыситься к Господу, «когда привлечен будет Господом» ( Ин. 6:44; 12:32 ). Таинственное общение Всевышняго с созданием и вознесение духа человеческого к Богу может произойти только через веру в Господа нашего Иисуса Христа при благодатной помощи Духа Святого, ибо «никтоже может рещи Господа Иисуса точию Духом Святым» 434 . Нет молитвы, нет поклонения Богу, говорит Господь, если дух не участвует в них; недостаточно молиться во храме Божием словами, надо чтобы молитва была и во внутреннем храме души человеческой. Св. Августин (de civitate Dei) прекрасно говорит: «Ищешь ли ты возвышенного места для поклонения Богу? Освяти Ему себя в тайниках души твоей, ибо, как сказал Апостол Павел, «храм Божий свят, а сей храм вы» ( 1Кор. 3:17 ). Хочешь молиться во храме, молись в себе самом, но прежде всего соделай себя храмом Божиим». «Или не весте, говорит Апостол, яко телеса ваша храм живущего в вас Святого Духа суть, его же имате от Бога и несте свои? Куплени бо есте ценою» (великою) 435 . Итак не в Иерусалиме и не на Гаризиме, а везде во всем мире на всяком месте да прославим Бога и кланяемся Ему в духе и истине. 25 . Глагола ему жена: вем, яко Мессия приидет, глаголемый Христос: егда той приидет, возвестит нам вся. 26 . Глагола ей Иисус: аз есмь, глаголяй с тобою. Самаряне, приявшие из ветхозаветных книг откровения лишь Пятикнижие Моисеево, ожидали Мессию на основании слов Второзакония 18:18–19: «пророка из среды тебя из братьев твоих воздвигнет Господь Бог... и он будет говорить, что Я повелю ему» 436 … По-видимому Самаряне не увлекаются мечтами о Мессии Иудеев, которые ждут его в образе завоевателя, владыки земного, славу которого они призваны разделить.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3и 15), Бог Евреев (18), Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык ( Втор. 10:17 ). Но – а) первые два названия совершенно объясняются из особенного отношения Бога к Иудеям. Избравши их для высокой цели – для сохранения истинной веры посреди всеобщего нечестия на земле, Он еще с праотцом их Авраамом постановил особый завет, который потом повторял неоднократно ( Быт. 17:7–9 ; Исх. 19:4–6 ; Втор. 26:16–19 ), – завет быть им, по преимуществу, в Бога и иметь их людьми своими, народом избранным от всех язык ( 2Цар. 7:24 ); вследствие чего, естественно, и мог называться, в особенном смысле, Богом Авраама, Исаака и Иакова, а равно Богом Евреев. Что касается – б) до слов Моисея к Израильтянам: Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык ( Втор. 10:17 ); то вовсе несправедливо утверж­дать, будто допускается здесь действительное существование и других богов низших, когда известно, что еще прежде в той-же книге Второзакония законодатель Еврейский ясно высказал своему народу: Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь [Бог твой] есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его] (4:39). Моисей, очевидно, называет Всевышнего Богом над самими богами языческими, соответственно понятию язычников, которые были уверены, что эти боги действительно существуют, хотя сам называл их только идолами или существами воображаемыми ( Лев. 19:4 ; Числ. 33:52 ). 193 Святые Апостолы, естественно, провозглашали истину единства Божия всякий раз, как только надлежало им обращать ко Хри­сту многобожников – язычников. мужи! что вы это делаете, вос­кликнули Павел и Варнава, когда жители Листры, увидевши со­вершенное Павлом чудо, сочли их за нисшедших на землю богов, Юпитера и Меркурия, и готовы были принести им жертвы, – и мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них ( Деян. 14:7–15 . См. также речь святого Павла в Афинском ареопаге – Деян. 17:22–31 ,и сказание о проповеди Павловой в Ефесе и других местах – Деян. 19:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

6:7: «И вы (Израиль) узнаете, что Я Господь, Бог ваш». 7:5: «Тогда узнают Египтяне, что Я Господь». 7:17: «Из сего узнаешь (фараон), что Я Господь» (первая казнь). 8:10: «Дабы ты (фараон) узнал, что нет никого, как Господь Бог наш» (вторая казнь). 8:22: «Дабы ты (фараон) знал, что Я Господь среди земли», (четвертая казнь). 9:14: «Я пошлю все язвы Мои ... дабы ты (фараон) узнал, что нет подобного Мне на всей земле» (седьмая казнь). 9:29: «Я... (Моисей) простру руки мои к Господу ... града более не будет, дабы ты узнал, что Господня земля» (также седьмая казнь). 10:2: « ... о знамениях Моих, которые Я (Господь) показал в нем (в Египте), и чтобы вы (Моисей и Израиль) знали, что Я Господь» (восьмая казнь). 11:7: «Дабы вы (Моисей и Израиль) знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами» (десятая казнь). 14:4: «И покажу славу Мою на фараоне ... и познают Египтяне, что Я Господь» (переход через море). 14:18: «И узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его». Употребление этого слова продолжается в Книге Исход и дальше, как указывает Исход (16:6:12). В пустыне Израиль «узнает», что Он является Господом Богом благодаря Его чудесной заботе. Назначение казней Преобладание темы знания Господа поднимает назначение казней выше наказания. Казни не являются Божьим возмездием фараону. Намерение Господа состоит не в том, чтобы оставить в Египте побитого и окровавленного фараона, и не в том, чтобы впечатлить его невероятными чудесами. Божье намерение заключалось в том, чтобы фараон и его народ – не говоря уже об израильтянах – действительно приобрели познание об истинном Боге. Это будет знанием, основанным на наблюдении и сопоставлении, а не на слухах. Знать Господа – значит признавать Его власть и подчиняться ей. Такой выбор стоит перед фараоном, и он призван его сделать. Написано о следующих десяти казнях: 1 . 7:14–25 – превращение воды в кровь; 2 . 8:1–15 – множество жаб; 3 . 8:16–19 – мошки (или вши);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

  . Что язычники призваны по милости, да прославят Бога, сие доказывает Апостол свидетельствами Пророков, которые, предвозвещая призвание языков, приглашают их славить Бога. Первое пророчество взято из псалмов (Пс. 17:50). Пророк от лица Христа Господа говорит: . Призванные языки облекаются во Христа и имеют Его в себе живущим. Когда прославляют они за сие Бога, то это Христос Господь, в них живущий, подвигает их на сие славословие. Пророк представляет Господа издали провидящим сие и влагает во уста Его такую песнь к Богу Отцу: языки, быв обращены к вере благовестием Моим, Меня восприимут, и Я их устами исповемся Тебе и буду петь хвалу имени Твоему, подвигая их на славословие Твое. Амвросиаст пишет: «Пророк пишет, что языки будут допущены в благодать Божию для получения спасения. Это глас Христа, изрекающий, что благовестие Его среди языков будет иметь плодом исповедание Бога; почему Сын благодарит Отца за покорность языков. И в Евангелии Он взывает: (Мф. 11:25)». — И в день торжественного вшествия Его в Иерусалим, когда некие еллины, пришедшие, да поклонятся в праздник, были представлены Ему Апостолами, Он воззвал: , и в конце: (Ин. 12:20, 23, 28). Второе пророчество взято из заключительной песни Моисея во Второзаконии (Втор. 32:43). — Пророк приглашает все языки возвеселиться с людьми Божиими, провидя будущее призвание их к участию в благах, кои народ Божий наследует по обетованию отцам его. Амвросиаст пишет: «Пророк показывает, что Бог, по милосердию Своему, издревле определил воедино собрать иудеев и язычников, чтоб языки, став причастными благодати, содружились с иудеями, которые и сами по дару милости Божией наименованы народом Его, — и чтоб все вместе, обрадованы быв познанием истины, прославили Бога, присоединением языков умножившего число верных людей своих. Когда, по поводу роптания иудеев на апостола Петра за приятие Корнилия-сотника в число спасаемых, Апостол сей объяснил им, как было дело; тогда они успокоились, говоря: (Деян. 11:18)». Третье пророчество взято из псалмов (Пс. 116:1). Пророк обще призывает все народы хвалить и воспевать Господа, потому что (Пс. 116:2) на всех нас. Утвердилась, твердо установилась, стала непоколебимою и неотъемлемою. Когда же это совершилось, как не в пришествие на землю Христа Господа, в силу коего все просвещены истинным боговедением, и освящены благодатию Духа Святого, — и Церковь Божия созиждена и поставлена хранительницею сих благ до скончания века? Сознавая сие, народы хвалите и воспевайте Господа многомилостивого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2944...

В «пространном катихизисе» о Священном Писании говорится, что это «книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею» 14 .  14Филарет (Дроздов), митр. Московский, свт. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви.  Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Слово «завет» означает союз между Богом и людьми.  Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова. Главным в нем было обещание Пришествия Спасителя и подготовка людей к Его принятию через пророчества и прообразы.  К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся, во–первых, законоположительные – пять книг, написанные святым боговидцем и пророком Моисеем: 1. Бытие (сокращение при цитировании – Быт.); 2. Исход (Исх.); 3. Левит (Лев.); 4. Числа (Числ.); 5. Второзаконие (Втор.); Во–вторых, исторические книги: 6. Иисуса Навина (Нав.); 7. Судей Израилевых (Суд.); 8. Руфи (последние две книги традиционно приписываются св. пророку Самуилу) (Руфь); 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; Третья и Четвертая написаны пророками и приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1 Цар., 2 Цар., 3 Цар., 4 Цар.); 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит св. Ездре) (1 Пар., 2 Пар.) 15. Первая книга Ездры (1 Езд.); 16. Неемии (в канонических правилах часто называется 2 Книгой Ездры) (Неем.); 17. Есфири (Есф.); Далее, учительные книги: 18. Иова (древнейшая Книга Библии, написанная еще праведным Иовом, но отредактированная святым пророком и царем Соломоном) (Иов); 19. Псалтирь святого пророка и царя Давида (Пс.); 20. Притчи Соломона (Притч.); 21. Екклезиаст Соломона (Еккл.); 22. Песнь песней Соломона (Песн.); И в завершении Ветхозаветного канона – пророческие книги: 23. Исаии (Ис.); 24. Иеремии (Иер.); 25. Плач Иеремии (Плач); 26. Иезекииля (Иез.); 27. Даниила (Дан.); 28. Осии (Ос.);

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Вторая часть (главы 27–34) – распорядительнопророчественная . Она начинается увещанием исполнять закон, который Моисей сопровождает изречением проклятия нарушителям и благословения исполнителям закона (27–30 главы). Потом, после изложения распоряжений Моисея о своем преемнике и чтении закона, приводится обличительная песнь Моисея и его пророческое благословение израильскому народу по коленам (31–33 главы). В последней главе, которая, несомненно, присоединена после и написана, вероятно, Иисусом Навином, говорится о смерти Моисея и плаче евреев. 4. Богослужебное употребление книги Второзаконие В качестве паримийных чтений из книги Второзакония берутся следующие отрывки: 1:8–17, 10; 1–5 (об избрании Моисеем помощников себе для управления народом) – в неделю Святых отец и 14 января – в день памяти святителя Василия Великого . Главы 4:6–7; 9–15 (увещание Моисея о соблюдении Синайского законодательства), 5:1–6, 10–23, 25, 26 и 6:3–5, 13, 18 (о величественных обстоятельствах синайского законодательства и об обязанностях исполнять со страхом заповеди Божии) – в день 29 августа. Главы 10:14–22 (об избрании и отделении еврейского народа из среды других народов) – в неделю Святых Отец и 12 февраля – в день памяти трех святителей. Обличительная песнь Моисея (32:1–43) является основой содержания второй песни великопостных канонов. 5. Заповедь о любви к Богу (Втор. 6) В предыдущей главе повествуется о том, что Моисей, вспоминая завет Израиля с Богом при Синае, повторил заповеди десятисловия (6–21 стихи). Из этих заповедей Моисей останавливается на первых, указывающих на Любовь к Богу. Их должен непрестанно памятовать Израиль, ибо по вступлению в землю обетования будут многие искушения к забвению Истинного Бога вследствии соприкосновения с язычниками-хананеями. Это увещание и составляет содержание шестой главы. " Слушай, Израиль: Господь, Бог наш Един есть. И люби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (6:4–5), – так говорит Моисей, увещая помнить благодеяния и повеления Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Единственный истинный Бог достоин поклонения, ибо Он сотворил все в этом мире, и «во всех царствах… нет подобного Тебе» (7). Под мудрецами народов пророк мог подразумевать волхвов и астрологов, о которых говорится и в Книге Пророка Даниила. Отметим, что ст. 11 – единственный среди стихов – написан на арамейском, а не на еврейском языке. Арамейский был в те времена государственным языком Вавилона, а также языком торговцев и деловых людей. Скорее всего, в этом стихе Сам Господь через пророка обращается к язычникам, используя понятный им язык. Он говорит язычникам о недолговечности их лжебогов. В отличие от них Господь является Творцом этого мира, и Его убоится любой человек (7). Это означает, что Бог достоин благоговейного поклонения. Таков смысл «страха Господня» в отличие от ужаса, который язычники испытывают перед своими жестокими идолами. Бог назван долей Иакова (16) потому, что принадлежит народу, который Он Сам Себе избрал, а Израиль – жезл наследия Его. Такая форма взаимоотношений подразумевает взаимную любовь и заботу. Об этом очень много сказано во Второзаконии (та же мысль прослеживается во Втор. 4:20 , а также на протяжении всей книги, являясь важной частью выражения заветных отношений). Именно таково промышление Бога о Своем народе. Безумие со стороны человеческих существ возлагать надежды на кого–то еще – это может кончиться только разочарованием и гибелью. Очередное мрачное высказывание возвещает пленение победоносным врагом (17–18). За этим следуют слова Иеремии (19–25), в которых он вновь выражает свою боль по поводу надвигающейся трагедии. И вновь он использует метафоры ран и болезней (ср.: 4:19–21), которые уже использовал ранее в своих обращениях к Иудее (6:7; ср.: 8:15,22). Здесь тоже боль Иеремии – это боль Иудеи. Его сыновья (20) – это не его дети в буквальном смысле, поскольку ему было запрещено иметь детей (16:2). Изливая боль, пророк не в силах сдержать гнев при мысли о безответственных вождях (пастырях), которые утратили разум и перестали искать Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010