А мы знаем, что наш Спаситель говорил не язычникам, а нам, ученикам Его из среды Иудеев, и нас освободил от бремени и тяжелого ига. Итак, кои не слушают,/что Он дает им облегчение и избавляет от уз второзакония, те не повинуются Богу 966 , призывающему их к избавлению, к покою и облегчениям, а сами связывают себя тяжелым и бесполезным бременем второзакония. Ибо наш Господь и Спаситель, давший закон и второзаконие, свидетельствует о законе, что S 111/L 52//CA VI.24///он –жизнь для тех, кто//соблюдает его; а о второзаконии доказывает Он, что это – узы слепоты. Повсюду Он делает различие и свидетельствует о законе, обличает нас и повелевает оставаться под законом. Ибо всякий, не стоящий под законом – нечестивец. Поэтому Он свидетельствует о законе так: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь. Не так нечестивые» 967 . Итак мы видим, возлюбленные братья, как получают 968 праведники обетования блаженства за праведность и соблюдение закона. Но не так с нечестивыми, ибо им не угодны праведники, а также и закон, и они не размышляют об этом 969 .///Поэтому Он называет нечестивыми тех, которые не ходят в законе. Ибо и в Евангелии Он утверждает закон, но зовет и освобождает нас (от бремени уз и от повторения) закона 970 . Одно – закон и нечто другое второзаконие; и у Давида Он различает и доказывает это подобным же образом и говорит 971 : «Мы рассечем узы их и сбросим с себя иго их» 972 . Вы видите, как говорит Святой Дух, – как будто бы (это исходило) из уста мира – и возвещает Свои мысли и гласит, что закон есть иго, а второзаконие – узы 973 . Закон есть иго, потому, что он возложен был, как ярмо на вола, на прежний народ и на нынешнюю церковь Божию, поскольку он еще и ныне существует в церкви, – на нас, призванных из народа и на вас, происходящих из языческих S 112/L 52//СА VI. 24///народов, над которыми было милосердие 974 . Тех и других он (закон) приводит в согласие и держит нас в нем. А узами Он правильно называет второзаконие 975 ; ибо когда народ служил идолам, то на него было наложено еще бремя второго закона 976 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Моисей вновь становится кем-то вроде увещевателя. Он предупреждает Израиль: «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль» (15:9). Это очень похоже на предыдущие предупреждения: «И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила...» (8:17) и «Не говори в сердце твоем, что за праведность мою...» (9:4). К субботнему году относилось не только аннулирование долгов. Недостаточно просто вычеркнуть финансовые долги других людей. Также необходимо оказывать помощь бедному из своего имущества(15:7:8). Это становится особенно важным с приближением субботнего года (15:9). В это время можно было бы отказаться дать взаймы нуждающемуся. Но Второзаконие говорит: если нуждающийся человек попросит занять денег в последний день шестого года, накануне субботнего года, восполни его нужды, даже если это будет означать, что на следующий день ты должен аннулировать долг. От обсуждения субботнего года мы обращаемся к закону о рабстве (ст. 12–18). Во многом он похож на закон в Книге Исход (21:2–11). Но в чем-то он явно отличается. Во-первых, закон в Книге Исход рассматривает отдельно рабов и рабынь ( Исх. 21:2–6 и 7–11). Здесь они рассматриваются вместе – «еврей, или евреянка» (15:12). Во-вторых, версия в Книге Исход обещает освобождение через шесть лет для раба, но не для рабыни ( Исх.21:2:7 ): «Она не может выйти, как выходят рабы». В-третьих, если раб решит остаться, то, согласно 21:5, у него было такое право. Во Второзаконии (15:17) это право распространяется на рабыню. В-четвертых, в качестве дополнения к третьему пункту: рабу, который соглашался остаться у своего господина, должны были проколоть ухо ( Исх.21:6 ). Второзаконие (15:17) относит эту церемонию и к решившим остаться рабыням: «Так поступай и с рабою твоею». В-пятых, в Книге Исход (21:6) господин прокалывает слуге ухо только после того, как он «приведет его пред богов». Это примечание отсутствует в тексте Второзакония. Больший свет (или наоборот?) проливает на рабство выразительное замечание в Книге Левит (25:39) о том, что Израильтянин не мог заставить другого израильтянина служить в качестве раба. Рабов нужно было брать только из среды других народов и не израильтян, живущих в Ханаане ( Лев.25:44:45 ). Только в двух случаях израильтянин мог стать рабом другого израильтянина: добровольно, если он «продан будет тебе» (в одном английском переводе «продастся») в результате жалкой нищеты ( Лев.25:39 ); или принудительно, в случае, если он вор, не способный возместить убытки («пусть продадут его для уплаты за украденное», Исх.22:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Наконец, предвозвещается исполнение этого определения и изображается суд, в котором Господь уничтожит врагов Своих и умилосердится над рабами Своими, которые совершенно невинно страдали вместе с отступившими израильтянами ( Втор.32:34–43 ). Рассмотрев песнь саму в себе, мы можем теперь перейти к рассуждению относительно писателя ее. Кто же был писателем этой замечательной песни? В самой песни мы не находим никаких указаний на писателя ее. Поэтому мы должны обратиться к той книге, в которой помещена эта песнь и посмотреть, нет ли в ней каких-либо указаний на писателя этой песни. Действительно, мы находим здесь указания на писателя этой песни. В той же 32 главе Второзакония вслед за этою песнию мы читаем: «[И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых.] И пришел Моисей [к народу] и изрек все слова песни сей вслух народа, он и Иисус, сын Навин» ( Втор.32:44 ). Из приведенных слов мы ясно видим, что писателем рассмотренной нами песни был Моисей. Впрочем, может быть, для некоторых это место покажется не убедительным, так как первой половины приведенного нами стиха, в которой яснейшим образом указывается на Моисея, как писателя этой песни, нет в настоящем подлинном тексте, а находится она в переводе LXX, откуда она внесена и в наш русский перевод. Отсутствие этой половины в подлинном тексте нисколько не ослабляет доказательной силы приведенного нами стиха, так как и во второй его половине, которая находится и в подлинном тексте, рассмотренная нами песнь поставляется в ближайшее отношение к Моисею, который представляется здесь изрекающим слова песни сей в слух народа, откуда прямое заключение, что эта песнь происходит от Моисея. Кроме приведенного места мы находим указание на Моисея, как писателя этой песни в 22 стихе 31 главы Второзакония, где читаем: «И написал Моисей песнь сию в тот день и научил ей сынов Израилевых» ( Втор.31:22 ). Этот стих находится и в подлинном тексте, посему он должен иметь доказательную силу в данном случае. Итак, на основании указаний, находимых нами в книге Второзакония, мы приходим к тому заключению, что писателем рассмотренной нами песни был Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pesn-m...

Но кроме указанных частностей, в тесной связи исторических повествований Второзакония с предыдущими книгами убеждает весь дух, характер, направление, теократическое освещение их. Все современное Моисею положение Израиля, описываемое во Второзаконии, основывается на исторических повествованиях предыдущих книг о патриархах и еврейском народе, его избрании и странствовании до равнин Моавитских. Такому же историческому положению Израиля вполне соответствует и повествование о самом Моисее, его настроении перед отходом к отцам и перед переходом Евреев через Иордан. Сравнивая с предыдущими книгами, мы находим, что во Второзаконии описывается «тот же» Моисей и «так же», как в тех: он – избранник Божий, вождь и законодатель Израиля, изведший его из Египта, давший законы у Синая, водивший 40 лет в пустыне и приведший на Моавитские равнины. Цитаты, подтверждающие нашу мысль, находятся в каждом стихе и не нуждаются в выписке. Такое же тесное взаимоотношение видно и в законодательном отделе Второзакония. Излагаемые во Второзаконии законы стоят в тесной связи (часто как повторение и нередко как пояснение, иногда же как видоизменение применительно к оседлой жизни в Палестине) с преждеизложенными законами книг Исход, Левит и Числа. Подобно историческим повествованиям, и законы Второзакония с их технической терминологией и мотивировкой очень часто невозможно понимать без снесения с более подробным изложением их в предыдущих книгах. Для примера приведем из этого отдела несколько ясных «ссылок» на предыдущие книги. Например, Моисей (в 4:5) говорит: «вот я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь». Где же и когда происходило это «научение», упоминаемое в начале Второзакония? Очевидно, в даровании и записи законов предыдущих книг. Эту мысль и сам Моисей подтверждает в 14 стихе той же главы: «и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам», – вспоминает Моисей время синайско-хоривского законодательства. На те же «предыдущие» законы ссылается Моисей и в 23 стихе той же главы: «берегитесь, чтобы не делать себе кумиров, как повелел тебе Господь Бог твой» ( Исх.20:8 ), – в 16 стихе: «почитай отца твоего и мать твою как повелел тебе Господь Бог твой» ( Исх.20:12 ), в 17 стихе дальнейшей 6 главы: «твердо храните заповеди Господа Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе " … Тоже и в 24 и 25 стихах той же главы (срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но это не особенность Второзакония, а скорее – общая отличительная черта содержания последнего отдела Пятикнижия: то, что в средних частях торы было главным предметом законодательства, т.е. устройство общественного богослужения, во Второзаконии излагается только в общих или, вернее, основных своих чертах; говорящий не излагает никаких подробностей, ни об устройстве скинии, ни о совершении жертвоприношений; на основании его слов, например, во Втор. 12:27 15 , можно, пожалуй, прийти к мысли о том, что очистительные жертвы (за грех и вину) в то время не были общеупотребительны, что было бы, конечно, странно. Точно также, говоря о Левиином колене, законодатель во Второзаконии указывает только на его особенное положение в устрояемой им теократической общине, на общее назначение этого колена и его права, не касаясь частностей. Так из воззрения Пятикнижия вполне естественно объясняется особенность выражений Второзакония о левитах. Если критика не признает справедливости этого и думает объяснить рассматриваемую особенность из позднейших исторических обстоятельств, то она должна, вопреки свидетельствам памятников, преувеличивать значение фактов, на которые опирается. Объясняя то, что во Второзаконии не приводится строгого и точного различия между священниками и левитами, объясняя это возвышением левитства в последующее время ветхозаветной истории, критика указывает на факты из истории Давида и Езекии и на слова пророка Иезекииля. Говорят, что «возвышению левитов начало положил ещё Давид, поручив им, кроме возложенных на них древним законом обязанностей, петь и играть при общественном богослужении в скинии на музыкальных инструментах». При следующих царях, продолжают, права левитов не были расширяемы до Езекии, при котором, во время празднования очищения и освящения храма, священников было мало, и они не могли сдирать кож со всех всесожжений, – и помогали им братья их, левиты, до окончания дела и доколе освятились прочие священники; ибо левиты были более тщательны в освящении себя, нежели священники ( 2Пар. 29:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Однако!.. Увы нам! За кровь, за кровь везде и всегда мы гонимы до сего дня!.. За чью же, спрашиваю, кровь?. О, братья мои, воистину мы гонимы за святую и невинную кровь Того, кого в ярости требовали распять Отцы наши, сказав римскому игемону Пилату: «Кровь его на нас и на детях наших!» Увы! Мы призвали на себя проклятие и потому так страшно наказаны! Сотни тысяч погибли тогда во время осады. Храм разрушен!.. Сотни тысяч проданы в рабство… Десятки тысяч пленных украсили победоносный триумф армии императора Тита!.. Ведь еще пророк Моисей предсказал: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог Твой – Его послушайте…» А кто не послушает слов моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того я взыщу» (Второзаконие. – Веэль-Дебарим. 18 гл., 15 стих). И не взыскал ли? Не поразил ли нас многообразными напастями, не исполнились ли все ужасы, которые Дух Божий повелел изречь Моисею? Не рассеял ли нас по всем концам земли, и не стали ли мы «ужасом, притчею и посмешищем у всех народов» (Второзаконие, гл.28, ст.37). Не стали ли мы служить врагу, которого Господь Бог послал тогда на народ наш, «в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке?» (Второзаконие, гл.28, ст.48). «Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли – предрек пр. Моисей о Римлянах, – как орел налетит народ тот, языка которого ты не разумеешь. Народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши, который… разорит тебя… и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе по всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься… И ты будешь есть плод чрева твоего , плоть сынов и дочерей твоих… в осаде и в стеснении»… Не об этих ли скорбях говорит и Евангелие в 24 главе от Матфея: «…Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет»? (стих 21). Не послушали мы гласа Господа Бога нашего, не приняли Христа, как Мессию и потому проклятия постигли нас! Горе нам, ибо Кровь Его преследует нас и доныне! Пока я говорил им все это, они молчали, но было видно, что сердца их кипели подобно вулкану, готовому извергнуть огненную лаву на голову мою… - Свидетельствую вам с великим дерзновением, – продолжал я, – что согласно точнейшим предсказаниям Нового завета, самой истории христианства, которое учит святости и любви, наконец, из моего личного духовного перерождения, даровавшего мне мир совести и неизреченную радость от познания Истины, – итак, я свидетельствую и исповедую, что религия не просто Иисуса Назорея, но религия Господа моего Иисуса Христа есть Божественная и Истинная!..

http://azbyka.ru/istoriya-o-chudesnom-ob...

Опубликованный в 1903 г. папирус Нэша (II-I вв. до Р. Х.) содержит текст Д. з. и молитвы «Слушай, Израиль» (Втор 6. 4-9). Последовательность заповедей в папирусе отличается от их расположения в МТ и греч. переводе LXX: запрет прелюбодеяния расположен после заповеди о почитании родителей перед заповедью «не убий» ( Burkitt. 1903. P. 396). В папирусе декалог преимущественно отражает вариант Второзакония, в нек-рых случаях дается смешанный текст из Исхода и Второзакония. В 4-й заповеди папирус следует варианту Исх 20. 8-11 («помни» вместо «наблюдай», опускаются фразы «как заповедал тебе Господь, Бог твой» и «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты», обоснование заповеди: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них») с добавлением из Втор 5. 14 (вставлено «ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой»). В 5-й заповеди опускаются слова «как повелел тебе Господь, Бог твой» (как и в Исх 20. 12), но добавляются «и чтобы хорошо тебе было», как во Втор 5. 16. Варианту Второзакония отдается предпочтение в 9-й заповеди («[не произноси]»    , букв.- пустого свидетельства, а не     - ложного свидетельства, как в Исходе) и в 10-й («жена» упом. перед «домом», «поле» - перед «рабом») (Ibidem). В кумран. библейских рукописях (II в. до Р. Х.- нач. I в. по Р. Х.) сохранился фрагмент текста стиха Исх 20. 2 (4QpaleoGen-Exod1) ( Abegg, Flint, Ulrich. 1999. P. 55) и практически полностью текст декалога из Втор 5. 6-21 (4QDeutn; I в. до Р. Х.), Втор 5. 6-11, 13-15 (4QDeutj), Втор 5. 8-9 (4QDeuto), имеющий некоторые особенности по сравнению с МТ. В кумран. рукописях представлена краткая и полная версия Втор 5. 12-15. В краткой текст Втор 5. 12 и 5. 21 не сохранился, текст Втор 5. 14-15 (4QDeutj) совпадает с МТ. В полной версии (представлена фрагментом 4QDeutn) Втор 5. 12 («помни день субботний, чтобы святить его») совпадает с Исх 20. 8 в МТ, во Втор 5. 14 добавлено «в день тот» (совпадает с LXX), имеются и некоторые др. разночтения (Ibid. P. 153-155). Нумерация заповедей

http://pravenc.ru/text/171772.html

Особенно обратите внимание на то, о каких еретиках здесь пойдет речь: не о вет­хозаветных и отошедших от иных церквей – они родились не в нашей Церкви, не в на­шей Церкви крестились и не наша Церковь давала им веру, а о еретиках, отскакивающих от нашей Церкви, которые в нашей Церкви и родились, и крестились, и получили веру в святом крещении, и должны эту веру своей Матери хранить в целости и сохранности. Если они родившую их Духом Церковь Святую хулят, уничижают, гонят и извращают, подумайте, какого наказания они заслуживают. И не сказано ли в законе, что каждый, злословящий своего отца или мать, заслуживает смерти? Чтобы подтвердить истин­ность сказанного нами, обратимся к Священному Писанию и к другим свидетельствам, относящимся к данному вопросу. Часть I. Камень Истинного Учения Еретиков, отчуждающихся от Святой Церкви, достойно и праведно предавать мирскому суду для наказания. Глава 1. Твердость камня от Священного Писания Ветхого Завета 1 . Книга Исхода, глава 32. Моисей с левитами убили три тысячи еретиков, кото­рые избрали себе другого Бога вместо Бога Моисея. 2 . Второзаконие, глава 13. Господь Бог повелевает ложных пророков предавать смерти. 3 . Также Второзаконие, глава 17. Господь Бог повелевает слушать и во всем пови­новаться священникам и левитам, а непослушных и непокорных велит убивать, говоря: А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи (который будет в те дни), тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля ( Втор. 17, 12 ). 4 . Также Второзаконие, глава 18. Господь Бог повелевает убивать ложных пророков. 5 . 3 Книга Царств, глава 18. Илия убивает ложных пророков. 6 . 4 Книга Царств, глава 10. Царь Ииуй убил всех ложных пророков. 7 . 4 Книга Царств, глава 23. Царь Иосия также убил всех ложных пророков. 8 . Книга Пророка Даниила, глава 3. Не только благочестивые цари, но и нечести­вый Вавилонский царь Навуходоносор постановил, что каждый, хулящий Бога Даниила, то есть истинного Бога, должен умереть, и дом его останется пуст. Не ясно ли из Свя­щенного Писания, что предавать наказанию еретиков, не покоряющихся Святой Церк­ви, достойно и праведно? Глава 2. Твердость камня от Священного Писания Нового Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Отсюда можно видеть, что закон о царе в этой форме вполне соответствует обстоятельствам, в которых находился Моисей и народ перед вступлением в землю обетованную, поясняет другие места Пятокнижия и взаимно ими поясняется; поэтому в нём мы видим ясное доказательство происхождения Пятокнижия от Моисея, хотя обыкновенно им пользуются для противоположных целей. Что касается международных отношений, освящённых законодательством Моисея, то и они могут найти себе удовлетворительное объяснение только в обстоятельствах Моисеева времени; впоследствии они должны были сложиться совсем иначе. Отношения к Хананеям всего рельефнее определяются в 7-й главе Второзакония: Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев заповедует законодатель, предай заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего... Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите и рощи их вырубите и истуканы (богов) их сожгите огнём..; и истребишь все эти народы..; да не пощадит их глаз твой 3387 . Хананеи были страшны Израильтянам лишь до времени Давида и Соломона, после которых они почти совсем исчезают как политическая сила, опасная для существования самостоятельного Израильского царства; а потому заповедь о вражде к Хананеям, которая неоднократно повторяется на страницах Пятокнижия, после Давида не имела бы никакого смысла. Прочие народы, на территорию которых Израильтяне, по взгляду законодателя, не имели законного права, распределяются по степени их близости к Израилю и возможности вступления в общество Господне. Аммонитянин и Моавитянин не могут войти в общество Господне даже в десятом колене: не желай им мира и благополучия во все дни твои, вовеки. Не гнушайся Идумеянином, ибо он —76— брат твой; а также и Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; дети их в третьем поколении могут войти в общество Господне ( Втор.23:3, 6–8 ). Мирные и дружественные отношения к Идумеям при царях скоро были нарушены: начиная с Амоса, почти у каждого пророка встречаем строгие обличения Идумеев и пророчества об их гибели; иудей времени плена обращается к Господу с молитвой, чтобы он помянул сынов Едомовых, врагов Иерусалима 3388 . Заповеди Второзакония – не враждовать с Аммонитянами и Моавитянами ( Втор.2:9,19 ) – не соответствовали бы даже времени Судей, когда Моавитяне и Аммонитяне то-и-дело тревожили Израильтян, О Филистимлянах, заклятых врагах Евреев во времена Судей, законодатель не делает никаких постановлений; и это потому, что столкновения с Филистимлянами начались после написания Второзакония.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Премьер-министр Палестины Мухаммед Штайе, говорит: «То, что сейчас делает Израиль, – это не война против ХАМАС, это война против всего палестинского народа. Министр обороны Израиля говорит, что сражается с “человекоподобными животными”, а премьер-министр [Израиля] призывает помнить о судьбе амаликитян», – отметил Штайе. Он добавил, что руководство Израиля желает повторения истории с древним семитским племенем амаликитян, которое полностью истребил израильский народ. Штайе подчеркнул, что именно на это израильские лидеры настраивают свою армию. Казалось бы, обращение к практике Средневековья – это парадокс, нонсенс. Но в современном Израиле – это реальность. Трагическая история амаликитян, живших на Бесоре у границы с Египтом и полностью уничтоженных коленом Симеона во время царствования Езекии (722 до н. э.), описана в Библии (1 Цар., 27:8). Но это далеко не единственное библейское свидетельство практики геноцида по отношению к завоеванным народам со стороны древних иудеев, осваивавших с огнем и мечом обещанные им Иего­вой земли. И это зверское свое прошлое в Израиле почитают по сей день. В библейские времена В священную книгу иудаизма Тору, или Пятикнижие, входят первые пять книг еврейской Библии и, соответственно, Ветхого Завета христианской Библии. Это – «Бытие» (еврейское название Берешит, «В начале»), «Исход» (Шмот, «Имена»), «Левит» (Вайикра, «И воззвал»), «Числа» (Бе-Мидбар, «В пустыне») и «Второзаконие» (Деварим, «Слова»). Почитаем, что там написано: «Итак, убейте всех детей мужеского пола и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Библия, Числа, 31:17–18). «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, и Гергесеев, как повелел тебе Господь Бог твой» (Библия, Второзаконие, 20:16–17). «…Порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем, и скот его порази острием меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему» (Библия, Второзаконие, 13:12–16).

http://ruskline.ru/opp/2023/12/01/izrail...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010