Пасха очевидный образом есть вершина и кульминация православною церковною года, имея в этом первенство даже по сравнению с Рождеством, как очевидно для всякого, кто пережил пасхальную ночь в православной храме. Православная Пасха не может быть в слишком большой мере отождествлена с календарной датой, она изливает свой свет на все дни года. Прежде всего, разумеется, на все воскресные дни, самое наименование коих в русской обиходе — «воскресенья» — чрезвычайно выразительно. Каждый приход поет на каждой воскресной утрене: Христово видевше…» Но не только воскресному дню дано служить как бы образом, иконой Пасхи. Великий русский святой раннего Нового времени преп. Серафим Саровский имел обыкновение приветствовать своих посетителей в любой день года пасхальный приветствием: «Христос воскресе!» Следовательно, все время (и вечность!) православной) стоит под знаком Пасхи. Имя есть для православной мистики реальность сакраментальная. В этом контексте особенно важно, что Пасха — единственный праздник, обозначение которого принадлежит в православной гимнографии к именам Самого Христа. Как известно, греческое слово πσχα, встречающееся и в Септуагинте, и в Новом Завете, довольно точно передает арамейскую лексему, употреблявшуюся наряду с соответствующей еврейской в применении к Пасхе ветхозаветной psh. Но то же самое слово обозначает в Библии пасхального агнца (например, Второзаконие, XVI, 2); апостол Павел прилагает его к Христу (I Послание к коринфянам, V, 7: «Пасха наша, Христос, заклан за нас»). Эта формула в восторженной песнопении пасхальной всенощной: …Πσχα Χριστς Λυτρωτς, Πσχα αμωμον, («Пасха Христосъ Избавитель, Пасха непорочная»). Космическое измерение православной концепции Пасхи, как оно отразилось в великолепных творениях византийского искусства, заслуживает особого внимания. Ему дало особый шанс то обстоятельство, что антропоцентрическая иконография Воскресения Христова, представляющая Воскресшею как героическую фигуру, оспаривалась в ареале православной традиции: ведь никто не видел Воскресения как такового, следовательно, его нельзя изображать . Вместо этого византийское (и традиционное русское) искусство разрабатывают два сюжета, непосредственно связанные с космической перспективой: Сошествие во ад, а также встречу Христа«Садовника» с Марией Магдалиной.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Православная Энциклопедия: Т. 10. — М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2005. — 752 с. 16 ноября 2005 г. 13:04 Вышел в свет очередной, десятый, том «Православной Энциклопедии» — крупнейшего научно-издательского проекта Русской Православной Церкви сегодня. Том открывается статьей «Второзаконие» и заканчивается статьей «сщмч. Георгий, еп. Загорский». Кроме многочисленных статей, посвященных святым, различным персоналиям, монастырям, памятникам церковного искусства, — статей, которые естественным образом составляют основное содержание Энциклопедии и среди которых в новом томе особо выделяется статья, посвященная св. вмч. Георгию Победоносцу, — в 10 томе «Православной Энциклопедии» можно особо отметить также целый ряд обширных статей по библеистике ( Второзаконие, Галатам послание, Гармонизация евангельская, География библейская и др.), литургике ( Вход, Вход Господень в Иерусалим, Галликанский обряд и др.), церковному праву ( Высшая церковная власть, Высшее управление Поместной Церкви, Гангрский Собор и др.), истории Руси и Русской Церкви ( Галицкая Русь, Вятская и Слободская епархия и др.), истории западных исповеданий, страноведению. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/58213.html

Т. 2: Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский. – 2001. –  752 с.: ил. Т. 3: Анфимий – Афанасий. – 2001. – 752 с.: ил. Т. 4: Афанасий – Бессмертие. – 2002. – 751 с.: ил. Т. 5: Бессонов – Бонвеч. – 2002. – 751 с.: ил. Т. 6: Бондаренко – Варфоломей Эдесский. – 2003. – 749, с.:ил. Т. 7: Варшавская епархия – Веротерпимость. – 2004. – 749, с.: ил. Т. 8: Вероучение – Владимиро-Волынская епархия. – 2004. – 750, с.: ил Т. 9: Владимирская икона Божией Матери – Второе пришествие. – 2005. – 752 с.: ил. Т. 10: Второзаконие – Георгий. – 2005. – 751 с.: ил. Т. 11: Георгий – Гомар. – 2006. – 752 с.: ил. Т. 12: Гомельская и Жлобинская епархия – Григорий Пакуриан. – 2006. – 751 с.: ил. Т. 13: Григорий Палама – Даниель-Ропс. – 2006. – 749, с.: ил. Т. 14: Даниил – Димитрий. – 2007. – 749, с.: ил. Т. 15: Димитрий – Дополнения к «Актам историческим». – 2007. – 749, с.: ил. Т. 16: Дор – Евангелическая церковь союза. – 2007. – 751 с.: ил. Т. 17: Евангелическая церковь чешских братьев – Египет. – 2008. – 751 с.: ил. Православная энциклопедия [Текст]: Русская Православная Церковь /под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церков.-науч. центр «Православная энциклопедия», 2000. – 653, с., 16 л. ил.: ил. Православный церковный календарь. 2011 [Текст]/[гл. ред. Высокопреосвящ. Герман, архиеп. Курский и Рыльский]. – Курск: Изд. Курской епархии РПЦ, 2011. – 178 с., 25 л. ил.: ил. Санин, Е. Г. Встреча [Текст]: Избранное в 2 т./Е. Г. Санин. – СПб.: Сатисъ: Держава, 2008. – 480 с. Святые жены Руси [Текст]: Акафисты. Молитвы. Жития. – М.: Неугасимая лампада, 2005. – 320 с. Святые лики [Электронный ресурс]: [собрание православных икон]/[сост. иеромонах Тихон (Б. Л. Козушин)]. – Электрон. дан. – М.: [б. и.], 2003. – 2 эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв. – Систем. требования: PENTIUM 100 МГц ; 32 МБ ОЗУ ; WINDOWS 98/ME/2000/XP ; 4-скорост. CD-ROM ; SVGA -видеокарта (800Х600) ; 16-бит. зв. карта ; мышь. Смоленский, Н. Драгоценные камни веры [Текст]: рассказы из жизни святых/Н. Смоленский ; Н.Смоленский. – М.: Отчий дом, 2001. – с. – (Православная детская библиотека).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Arhiva Editura Mnstirii stavropighiale „Întîmpinarea Domnului” a scos la tipar primul volum al „Bibliei lui Ghenadie” 21 februarie 2020 14:10 Сотрудники Издательства Сретенского ставропигиального монастыря  г. Москвы и Государственного исторического музея завершили работу над первым томом Геннадиевской Библии. Группа специалистов перевела все комментарии к книгам памятника и наиболее крупных фрагментов, отсутствующих в Синодальном переводе. Геннадиевская Библия — уникальный духовный, исторический и культурный памятник рукописного наследия Русской Православной Церкви. Это первый полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов на славянском языке, созданный в 1499 году при попечении архиепископа Новгородского Геннадия во время правления великого князя Московского Ивана III. Первый том издания содержит Пятикнижие Моисеево — книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В приложение первого тома включены фрагменты текстов Синодального перевода, отсутствующие в Геннадиевской Библии. Настоящее фототипическое издание Геннадиевской Библии 1499 года воспроизведено по экземпляру, хранящемуся в Государственном историческом музее. Священные тексты сопровождены Синодальным переводом, перепечатанным с Библии издания Московской Патриархии. Этот уникальный проект предназначен для исследователей, занимающихся древнерусскими рукописными памятниками и историей Русской Православной Церкви. Сретенский монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5595161...

Календарь Материалы 30 октября 2006 г. [Интернет-журнал/Общество] Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл В странах своего присутствия Русская Церковь выступает за преподавание православной культуры в светской школе, за введение института полковых священников, присутствие религиозных тем в СМИ, социальную работу религиозных организаций. Сегодня православная общественность стремится включиться и в активную правозащитную деятельность по защите прав людей во всех сферах общественной жизни. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Митрополит Антоний (Храповицкий) Если вы желаете понять существеннейшие события земной жизни Спасителя и окружающих Его лиц, в частности — события, связанные с судом или взятием кого-либо под стражу, то непременно ознакомьтесь с 17-й главой Второзакония. Отсюда вы узнаете правила, коими должно было руководиться общество при задержании или карательном наказании виновных. [Интернет-журнал/Общество] Ирина Медведева, Татьяна Шишова А теперь оценим ювенальную юстицию с православной точки зрения. Что такое наделение детей правом подавать на родителей в суд как не законодательное разрешение преступать пятую заповедь – «Чти отца твоего и матерь твою…»? Пожалуй, впервые за постсоветский период делается попытка принять закон, который так откровенно противоречит Божьим установлениям. [Поместные Православные Церкви/Элладская/История/Исторический экскурс] Сегодня в ведении Элладской Православной Церкви насчитывается около 7500 храмов, многие из которых являются выдающимися памятниками истории и архитектуры, а также около 170 мужских и 130 женских монастырей (не считая монастырей Афона), в которых подвизаются около 1250 монахов и 1750 монахинь. Развитая духовная жизнь и процветание наблюдается в основном в женских монастырях, где иноческий подвиг сопровождается каким-либо общественным занятием. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Думай о Царстве Небесном! Новости 30 октября 2006 г.

http://pravoslavie.ru/archive/061030

У монастиря вийшов перший том 21 лютого 2020 р. 14:10 Сотрудники Издательства Сретенского ставропигиального монастыря  г. Москвы и Государственного исторического музея завершили работу над первым томом Геннадиевской Библии. Группа специалистов перевела все комментарии к книгам памятника и наиболее крупных фрагментов, отсутствующих в Синодальном переводе. Геннадиевская Библия — уникальный духовный, исторический и культурный памятник рукописного наследия Русской Православной Церкви. Это первый полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов на славянском языке, созданный в 1499 году при попечении архиепископа Новгородского Геннадия во время правления великого князя Московского Ивана III. Первый том издания содержит Пятикнижие Моисеево — книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. В приложение первого тома включены фрагменты текстов Синодального перевода, отсутствующие в Геннадиевской Библии. Настоящее фототипическое издание Геннадиевской Библии 1499 года воспроизведено по экземпляру, хранящемуся в Государственном историческом музее. Священные тексты сопровождены Синодальным переводом, перепечатанным с Библии издания Московской Патриархии. Этот уникальный проект предназначен для исследователей, занимающихся древнерусскими рукописными памятниками и историей Русской Православной Церкви. Сретенский монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5597849...

В Минской духовной академии состоялась презентация книги игумена Арсения (Соколова) 11 декабря 2019 г. 13:21 9-10 декабря 2019 года в Минской духовной академии прошли IX Иеронимовские чтения — научная конференция исследователей Священного Писания, посвященная памяти блаженного Иеронима Стридонского. Организаторы форума — кафедра библеистики и богословия Минской духовной академии и журнал «Скрижали». В рамках конференции 10 декабря состоялась презентация «Книги пророка Осии», выпущенной Издательским домом «Познание». Автор издания и ведущий презентации — представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока, доктор богословия, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия игумен Арсений (Соколов) . Также была представлена книга Альберто Мелло «Иди и помни. Второзаконие: пророческое прочтение», перевод с итальянского языка выполнен игуменом Арсением. Во встрече приняли участие ректор Академии архимандрит Сергий (Акимов) , преподаватели и студенты Минской духовной академии и Минской духовной семинарии , а также доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов. Игумен Арсений рассказал о своей научно-исследовательской работе в области библеистики, особенностях современного положения христиан на Ближнем Востоке и о Православии в странах Западной Европы, где он совершал свое пастырское служение. В завершение отец Арсений ответил на вопросы со стороны преподавателей и студентов. Минская духовная академия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

За календарным «ядром» Лев 23 после присоединения к нему Лев 23. 37-38 следует позднее добавление Лев 23. 39-43 ( Hartley. 1992. P. 372-373; K ö rting. 1999. S. 99-101; Gr ü nwaldt. 1999. S. 77-78). Добавление состоит из 2 частей ( Staubli. 1996. S. 178-179). В 1-й (Лев 23. 39-41) сообщается о свежих зеленых ветвях (и, возможно, фруктах), при помощи к-рых выражали праздничное ликование; призыв веселиться в Лев 23. 40 близок к формулировкам в кн. Второзаконие, в частности к Втор 16. 14. Датировка этой практики затруднительна. Традиция использовать ветви во время совершения К. п. отражена в более поздних текстах: во Второй книге Маккавейской (II в. до Р. Х.), в Юбилеев Книге (II в. до Р. Х.) и у Иосифа Флавия , а в последующей евр. традиции - в Мишне (Мишна. Сукка. 4. 5; 3. 9). В 2 Макк 10. 6 ликование по случаю обновления Иерусалимского храма (см. ст. Ханукка ) сравнивается с торжествами при совершении К. п., при этом сообщается, что празднующие держали зеленые ветви и плоды: «И провели они в весельи восемь дней по подобию праздника кущей, вспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник кущей, подобно зверям, в горах и пещерах. Поэтому они с жезлами, обвитыми плющом, ветками с плодами (по переводу Н. В. Брагинской; в синодальном переводе - «с цветущими ветвями».- Авт.) и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Свое» (2 Макк 10. 6-7). Согласно Иосифу Флавию, у иудеев был обычай держать в руках в К. п. ветви финиковых пальм и лимонных деревьев ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13, 5). В книге Юбилеев сообщается о процессии вокруг жертвенника, совершаемой в К. п.: «На небесных скрижалях предписано касательно Израиля: пусть празднуют праздник Кущей в течение семи дней, с радостью, в седьмой месяц… Они должны праздновать этот праздник и жить в кущах и венчать свои головы венками и брать у ручья покрытую листьями ивовую ветвь. Так и Авраам брал ветви пальм и плоды хороших деревьев, и ходил каждый день с ветвями вокруг жертвенника. Семь раз в день, утром, он восхвалял и благодарил Бога своего за все» (16. 29).

http://pravenc.ru/text/2462363.html

Святитель Иоанн Златоуст учил: «Когда душа благопризнательна (то есть благодарна Богу за все, что имеет – О.С.) , тогда она принимает все с верой, даже и в чудесах не имеет особой нужды» ; и еще: «Христос научает нас внимать Ему не ради чудес Его, а ради учения Его, потому что чудеса совершаются не для верных, а для неверующих и грубых людей» … Ложные чудеса есть нередкое явление для нашего времени. Один владыка рассказывал мне, что его заинтересовало чудо, которое наблюдалось в одном семействе, когда неожиданно стали мироточить сразу все иконы. «Миро» текло не только по иконам, но и по календарю, не только по иконам, написанным на дереве, но и по иконам бумажным, полиграфического исполнения. Трудно было в чем-либо заподозрить старших членов семьи и тем более их маленьких детей. Через какое-то время «миро» стало стекать по стенкам жилища этого странного и всех озадачившего семейства. Делались попытки установить естественные причины мироточения, но все они оказались безрезультатны. Правда раскрылась неожиданно и сама собою: Хозяин семейства однажды вернулся домой раньше обычного, и каково же было его удивление, когда он увидел свою маленькую дочь, застал ее именно в тот момент, когда она мазала лампадным маслом иконы. Как ни пытались родители разговорить дочь на предмет о том, кто научил ее делать такое, перепуганный ребенок так и не смог ничего объяснить ни своим родителям, ни другим верующим, которые пытались разговорить девочку. Скорее всего, она и сама не понимала, что ее научил творить лже-чудеса главный обманщик и «отец лжи» – дьявол. О ложных чудесах в Библии говорится немало. Так, например, в Книге Исход рассказывается о ложных чудесах, которые творили жрецы фараона, соревнуясь с Боговидцем Моисеем. Они сумели дьявольским образом, внешне повторить некоторые из чудес Моисея, но потом, постыженные и разоблаченные, признали силу Бога Моисея над собою. В Книге Деяний рассказывается: «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем, как волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавал себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями» ( Деян.8:9–11 ). В Книге Второзакония сказано: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: ″пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им″, – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» ( Втор.13:1–3 ). То есть, главное – не чудо, а верность Божьей воле и святым заповедям Создателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

15:19–23. Обращение с первенцами животных. Обычай посвящать первенцев животных божеству не имеет аналогий в других культурах древнего Ближнего Востока, хотя некоторые ученые утверждает, что сведения о подобной практике встречаются в угаритских текстах. Даже если это так, тексты дают нам мало информации о смысле этого обычая. 15:23. Запрет на употребление крови. См. коммент. к Лев. 17и Втор. 12:16,20 . 16:1–17 Три главных праздника 16:1–17. Еврейский религиозный календарь. Другие варианты календаря встречаются в Исх. 23:12–19; 34:18–26 ; Лев. 23 и Чис. 28, 29 (см. соответствующие коммент.). 16:1. Авив. Авив (март – апрель), считавшийся первым месяцем еврейского календаря, связан с событиями исхода (см. коммент. к Исх. 13:4; 23:15 ). Полагают, что название этого месяца заимствовано из хананейского календаря. Позднее, когда в Израиле были приняты названия месяцев из вавилонского календаря, первым месяцем стал нисан. В Исх. 23авив связан с праздником опресноков, а в Книге Второзаконие – с Пасхой. 16:1–8. Пасха. Ср. с пасхальными установлениями в Исх. 12 . Законодательство в Книге Второзаконие учитывает изменения, происшедшие в израильском обществе со времен исхода, и переносит празднование Пасхи в то «место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (ст. 6), т. е. в Иерусалим. 16:9–12. Праздник седмиц. Второй из великих праздников, известный также под названием Пятидесятницы, наступает через семь недель после начала жатвы пшеницы ( Исх. 34:22 ). В земледельческом цикле он знаменует завершение периода жатвы пшеницы и традиционно ассоциируется с дарованием закона на Синае. Кроме того, этот праздник связан с возобновлением завета и паломничеством. Празднование сопровождалось принесением «жертвы возношения» из двух хлебов, жертвоприношением животных (семерых годовалых агнцев, одного тельца и двух овнов) и жертвой возлияния в благодарность за добрый урожай. Кроме того, в качестве жертвы за грех народа в этот праздник приносится козел. 16:13–17. Праздник кущей. Последний праздник перед установлением сезона дождей приходился на осень и знаменовал начало нового цикла земледельческих работ (пятнадцатый день седьмого месяца). В этот период происходил сбор и закладывание в хранилища последнего зерна и плодов. Этот продолжающийся в течение недели праздник известен также под названием «праздник собирания плодов» ( Исх. 23:16 ). Его отличительной особенностью было сооружение украшенных зелеными ветвями шалашей. Слово «кущи» в названии этого праздника впервые появляется в Книге Второзаконие и, по-видимому, отражает обычай жнецов сооружать шалаши на полях, чтобы работать от зари до зари, не возвращаясь домой (см.: Лев. 23:42 ). Еврейская традиция связывает этот праздник с воспоминаниями о странствиях в пустыне. К празднику кущей было приурочено освящение храма Соломона в Иерусалиме ( 3Цар. 8:65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010