Самое страшное это именно то, что большинство людей в начале не распознают Антихриста и поклонятся ему. Почему это произойдет? Это объясняете св. Ап. Павел: «за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что ОНИ БУДУТ ВЕРИТЬ ЛЖИ» (2 Фессалоник. 2: 10–11). Впадут в это заблуждение и поклонятся Антихристу те люди, которые утратят в своем сердце чутье истины, сердце которых развратится и будет противоборствовать всему идущему наперекор его страстным движениям и греховным вкусам. «И поклонятся ему все живущие на земле, имена которых не написаны в книге жизни у Агнца» ( Апок. 13: 8 ). Поклонятся зверю, говоря: «Кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?» ( Апок. 13– 4 ). Итак, для верующего и признающего Богооткровенность Священного Писания и Священного Предания православного христианства нет и не может быть никаких сомнений в том, что Антихрист ПРИДЕТ – придет, как всемирный губительный властелин и тиран, все силы, способности, мысли и действия которого будут проникнуты злом, несмотря даже на внешнюю видимость добра, и будут направлены к тому, чтобы искоренять действительное добро и сеять зло. С сатанинской гордостью он будет превозноситься выше Бога, отвергая и истребляя всякую религию, а в особенности христианство, будет попирать и уничтожать все святое, как Божеские законы, так и человеческие. Когда придет Антихрист? День и час его прихода неизвестен точно так же, как неизвестен день и час Второго Пришествия Христова. Но Священное Писание указывает нам признаки, имеющие предварить приход его. Приход Антихриста будет постепенно подготовлен в течение очень долгого времени. Это от того, что Антихрист явится из моря, или из бездны грехов человеческих – в нем как бы сконцентрируется все то зло, которое накопится веками в человеческом роде и достигнет максимальной силы своего напряжения. Это постепенное подготовление св. Ап. Павел называет «ТАЙНОЙ БЕЗЗАКОНИЯ», уже действующей, и «ОТСТУПЛЕНИЕМ» (с греч. «АПОСТАСИА») (2 Фессалоник. 2: 7, 3). Под этим «отступлением», как это видно из последних речей Господа ( Матф. 24 и др.) и из посланий Апостольских ( 2Петр. 3: 1 ; Иуд. 18: 19 и др.), надо понимать отступление от истинной веры в Бога, оскудение любви, умножение пороков, упадок нравственности, которые, усиливаясь все более и более, ко времени Второго Пришествия Христова и кончины мира доведут человечество до крайней степени безбожия и нечестия. В частности подготовителями прихода Антихриста явятся его предшественники – люди особенно нечестивые и богоборчески настроенные. Это именно те «антихристы» в широком смысле слова, о которых говорит в своем соборном послании св. Иоанн Богослов ( 1Иоан. 2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И апостол, открывая оные, сказал: «явися благодать Божия» и пр. ( Тит.2:11–13 ). Также пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого – был Иоанн, которого Христос называет Илиею не потому, чтобы он был Илия, а потому, что он совершал служение его. Ибо как Илия будет предтечею второго пришествия Его, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая и то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об этом только втором пришествии и говорили, что ежели сей есть Христос, то Илия должен предварить его своим пришествием... Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда пред вторым Моим пришествием, но и ныне пришел Илия, а ежели ты спрашиваешь о Фесфитянине, то он придет... дабы убедить иудеев принять веру в Иисуса Христа и дабы, когда сей придет, не все они совершенно погибли. Посему Он, приводя им сие на память, сказал: «и устроит все», т.е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени» (ср. Феофил.). Мф.17:14–16 . Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. «Когда они пришли к народу»: это было на другой день преображения Господня ( Лк.9:37 ). – «Преклоняя пред Ним колена»: в знак благоговения к Нему и в намерении усилить просьбу свою, чтобы получить от Него милость. – «Он в новолуния беснуется»: σεληνιαζεται – подвержен лунатизму (см. прим к Мф.4:24 . Болезнь отрока была орудием действия злого духа, так что лунатик был вместе бесноватый ( Мк.9:17 и дал. Лк.9:39 и дал.); кроме припадков лунатизма, больной жестоко страдал припадками беснования (ср. парал. мест. Мк. и Лк. и прим. к Мф.4:24 ). Когда еще Господь с тремя учениками был на горе преображения, отец больного – бесноватого приводил его к прочим ученикам Христовым; но они не могли изгнать духа злого и исцелить больного, и отец как бы с жалобой на учеников высказывает это Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Итак, возлюбленные, ожидая сего [Второго Пришествия] потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в [потому что ожидание Второго Пришествия было таким напряжённым, что его ждали со дня на день. А уж в конце века, круглая цифра 100 лет – это уж обязательно будет], и долготерпение Господа нашего почитайте спасением [а люди-то нетерпеливы, им хочется, чтобы Второе Пришествие было во второй половине дня, в следующую среду или пятницу, накануне Парастаса. Заодно и Второе Пришествие. А он-то нас акцентирует на чём? Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, потому что Господь – если отодвигает срок – то с тем, чтобы как можно больше спаслись. Как можно больше спаслось людей. Внимание:], как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное [то есть трудное для понимания], что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают [искажают в толкованиях], как и прочие Писания. Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением [а все еретики за редчайшим исключением обладают поразительным красноречием. И вот это красноречие-то человека и пленяет. Сильнее музыки всякой пленяет красноречие. Это опасный очень дар. Иоанн Златоуст говорит, если красноречие находится в устах порочного человека, то он может погубить душ – тысячи! Тысячи может погубить душ, если красноречие сосредоточено в устах порочного человека. Он увлечёт за собой. Так вот, – чтобы вам не увлечься заблуждением] беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании [Вот возрастайте в благодати и познании. Он не переменил слов – такая последовательность не случайна. Он бы мог сказать: возрастайте в познании и благодати. А ведь написал сначала: возрастайте в благодати и познании. Почему? Да потому что если возрастаем только в познании, то у вас 5-ть пядей во лбу ум, а найдётся на вас 8-мь пядей, на этого 12-ть пядей, а возрастание в благодати нулевое. А вот познание, если оно предваряется возрастанием в благодати, – вот тогда это будет настоящее познание. И ересей никогда не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И так, только Ей, св. Православной Церкви принадлежит обетование Господа: “Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют Ее”. “Если и Церкви не послушает, то да будет вам , как язычник и мытарь”... Сектанты, не веруя в вечность Церкви Христовой, есть никто иные, как хулители св. Духа. “Всякий грех и хула простятся человекам, но хула на Духа Святого не проститься ни в сем веке, ни в будущем”. За верность Церкви православной, Господь обещает сохранить Ее от падения, до второго Своего пришествия и оградит Ее в годину второго Своего пришествия и оградит Ее в годину искушения, которая будет в последние дни, и наконец в последнее время перед Нею поклоняться все, как сказано к Церкви Филадельфийской, которая во всем тождественна с нашей Православной… Г. О святости Церкви Г. Против истинного понятия о святости Церкви Сектанты приводят следующие места: “Чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова”.... 1) “Чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее себе славной Церковью , не имеющей пятна или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна”. Грешники могут и должны пребывать в Церкви, ибо Сам Господь дал место им. Эта абсолютная святость Церкви не иначе понимается, что Церковь всегда свята в своем учении и действиях, в первых через слово Божие: “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина , ( Ин.17:18 ) и через св. таинства как говорит он: “и такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего”. ( 1Кор.6:11 ). “Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее”... 1244 Мф.18:11 В Церкви люди не все одинаковы. “А в большом доме есть сосуды не только золотые”... Грешники могут спасаться только в Церкви. “Ибо не здоровые имеют нужду во враче, а больные”... (Она есть духовная врачебница) И, что Церковь последним своим воздействием святым на кающегося грешника, представить его перед лицо Божие чистым. “А если не послушает двух или трех, то скажи Церкви”...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь ( Откр. 21:1–27 ; Откр. 22:1–21 ). Вопросы: 1. Почему Господь не открыл людям дату Своего Второго пришествия? 2. Почему для будущей жизни души людей должны снова соединиться с их телами? 3. Какие события будут предварять Второе пришествие Христа? 4. Почему последний Суд называется Страшным? 5. В чем главный источник вечного блаженства и вечных страданий для человека? Задания: 1. Проанализируйте и скажите, приведя конкретные примеры из жизни, какие из указанных событий накануне Второго пришествия Христа уже осуществились. 2. Сопоставьте несколько описаний будущей жизни из святоотеческой литературы. Выясните, что их объединяет и в каких вопросах есть расхождения. 801   Максим Исповедник , прп. Письма/В пер. Е. Начинкина//Письмо пресвитеру Иоанну о том, что душа и после смерти сохраняет действие мысли и не утрачивает ни одной из своих естественных способностей. – СПб.: СПБ Университет, Русская Христианская гуманитарная академия, 2007. 809  Ср.: Песнь 8-я покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу. Видех бо во гробе лежаща брата моего, бесславна и безобразна... Читать далее Источник: Основы православной антропологии : учебник/прот. Вадим Леонов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд-во Московской патриархии Русской православной церкви, 2016. - 456 с. : ил. ISBN 978-5-88017-351-8

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Сам Господь, посылая учеников Своих на проповедь , сказал им: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19,20 ). Установив таинство причащения, Господь повелел апостолам, а в лице их и их преемникам, совершать сие таинство в Его воспоминание «доколе Он приидет» ( Лк.22:19 . 1Кор.11:26 ). Что сие таинство будет совершаться всегда, до самого второго Христова на землю пришествия, а следовательно, и истинные пастыри будут в церкви Христовой всегда, до второго Христова пришествия, поучает блаженный Августин , говоря: « Церковь (Христова) от времён самих апостолов через известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней, и имеющие продолжаться на все последующие времена, сохраняет и приносить Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова» (Против противн. Зак. и Прор. гл. 1, числ. 39). Из прочитанных слов видно, что сам Господь обещался быть здесь на земле с поставленными им для совершения таинств пастырями во все дни, даже до кончины этого мира, а Господь верен во всех словах Своих, ибо «небо и земля (скорее) прейдут, а словеса Мои не прейдут» (Марк. зач. 61), сказал Он. И блаженный Августин учит, что истинные епископы через преемство от самих апостолов будут «на все последующие времена». Далее Перетрухин заявляет: «мы веруем, что все епископы могут впасть в ересь», но своей веры ничем не подтвердил. Да и какая это вера? Истинные христиане веруют во св. соборную и апостольскую церковь , непобедимую от врат адовых, т. е. от всех гонителей и еретиков, а старообрядцы веруют «в уклонение епископов в ересь». «Верующие тогда могут спастись и без них», т. е. без епископов, но опять ничем этого не подтвердил, тогда как святые отцы поучают, что без епископов не может быть не только спасения, но даже и самого христианства. После этого Перетрухин читал слова апостола Павла: вы есте тело Христово и уди от части и толкование на эти слова из книги «О вере».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второе пришествие Христово будет весьма отличаться от первого: пострадать за нас Сын Божий приходил в уничижении, в смиренном виде, а судить нас приидет во славе Своей, и вси святии ангели с Ним ( Мф.25:31 ) 87 . Когда Иисус Христос придет на суд, об этом не знает никто не только из людей, но даже из ангелов, а знает один только Бог ( Мф.24:36 ). День суда придет совершенно неожиданно и внезапно для людей, как вор ночью ( 2Пет.3:10 ) 88 . А потому мы должны жить так, чтобы всегда быть готовыми встретить Господа, грядущего с неба. Спаситель говорит: Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет ( Мф.25:13 ). Итак, бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Ап. Петр пишет: Не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут: приидет же день Господень, как тать в нощи ( 2Пет.3:9–10 ). Не медлит Господь исполнением обетования (то есть обещания о суде над всеми), как некоторые почитают то медлением: но долготерпит нас (то есть долго терпит, не наказывая нас), не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать (то есть вор) ночью. Впрочем, хотя время второго пришествия Христова и неизвестно, однако же для ободрения праведников и вразумления грешников Господь и Сам непосредственно и через Своих апостолов благоволил открыть некоторые признаки близости Своего второго пришествия. Признаки эти – следующие: 1) Проповедание Евангелия Христова по всей вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф.24:14 ), причем в самые последние времена произойдет обращение многих евреев в христианство ( Рим.11:25–26 ); 2) Уменьшение веры и любви между людьми и умножение пороков и беззаконий ( Мф.24:12 ; Лк.18:8 ); 3) Необыкновенные явления в мире физическом и страшные бедствия, и неустройства в жизни народов ( Мф.24:6–8, 29 ; Лк.21:9–11; 25–26 ); 4) Пришествие антихриста. Антихрист – «противник Христа», человек беззаконный, который явится перед кончиной мира и будет находиться под особенным влиянием дьявола; он станет выдавать себя за Бога и требовать себе божеского поклонения, будет стараться истребить на земле христианство , проповедуя обольстительное учение и совершая силой дьявольской ложные чудеса, и вместо того сам погибнет ужасным образом ( 2Фес.2:3–11 ; Апок.13:2–7; 15–17; 19:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3:14–16 ). На основании этого текста нередко делается вывод о позднем происхождении Второго послания Петра 501 . Требовалось, как полагают, значительное время, чтобы корпус посланий Павла получил такое распространение, при котором на него можно было бы ссылаться как на «Писания» (термин, традиционно зарезервированный для книг Ветхого Завета). Однако термин «Писания» не обязательно должен указывать на полностью сформировавшийся канон Священного Писания, содержащий Новый Завет наряду с Ветхим: Включение посланий Павла в эту категорию безусловно означает, что они рассматриваются как вдохновенные, авторитетные сочинения, стоящие в одном ряду с книгами Ветхого Завета и, возможно, с другими книгами... Вероятно, имеется в виду, что они подходят для чтения за христианским богослужением. Но это вовсе не ведет к заключению, что автор Второго послания Петра знал канон Нового Завета. Писания апостолов должны были считаться авторитетными и подходящими для чтения за христианским богослужением задолго до того, как сформировался новозаветный канон 502 . К тому же Петр мог знать не все послания Павла, а только некоторые. В данном случае он имеет в виду прежде всего два послания к Фессалоникийцам, поскольку именно в них затрагивалась тема близости пришествия Господня. В Первом послании к Фессалоникийцам Павел пишет: «...мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших... Мертвые во Христе воскреснут прежде; потом и мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу» ( 1Фес. 4:15–17 ). В раннехристианской Церкви бытовало мнение о том, что пришествие Христа наступит очень скоро – возможно, еще при жизни апостолов. Это настроение отражено во многих других новозаветных текстах: «пришествие Господне приближается» ( Иак. 5:8 ); «близок всему конец» ( 1Пет. 4:7 ); «еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» ( Евр. 10:37 ). Отчасти такое понимание было основано на буквальном толковании слов Христа: «Не прейдет род сей, как все сие будет» ( Мф. 24:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010