Как время начало свое существование Христом, так оно его Им и завершит: последний день будет в то же время и днем Второго Христова Пришествия. В этот необычный день время перестанет существовать. Тогда сбудется дивное слово Святого Откровения: Времени уже не будет ( Откр.10:6 ). Неким таинственным образом время погрузится в вечность. Но если в Священном Писании нам ясно открыто всё то, что совершится в последний день, нам не открыто само мгновение, в которое этот последний день наступит. Это осталось сокровенным в неисследимых глубинах Божественного молчания и составляет непостижимую Божию тайну. Эта тайна, обитая в неприступном свете Божия всеведения, сокрыта и от Ангелов, и от людей. На прямой вопрос святых Апостолов об этом Спаситель ответил: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф.24:36 ; ср. Мк.13:22 ). Этой тайны не возвестил Он им и тогда, когда в период между Своим Воскресением и Вознесением открывал им тайны Богочеловеческого домостроительства спасения и говорил о Царствии Божием ( Деян.1:3 ). А когда они Его спросили: Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? – Он им ответил: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:6–7 ). Даже великому Апостолу языков, которому через откровение возвещена тайна Христова Евангелия, и причем Самим Господом Иисусом Христом ( Еф.3:3 ; Гал.1:12 ), не открыта тайна о том, в какой момент наступит последний день, день Второго Христова Пришествия. Он пишет солунским христианам: О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью ( 1Фес.5:1–2 ; ср. 2Пет.3:10 ). Благовестие Святого Откровения заключается в следующем: Господь придет во второй раз, а когда – этого мы не знаем. По промыслительному Божию человеколюбию это от нас сокрыто, чтобы мы денно и нощно бодрствовали над собой в подвиге святых добродетелей, ожидая пришествия Спасителя. На это указывает предостережение Спасителя Его последователям: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет ( Мф.24:42 ; ср. 24:44, 50; Мк.13:33–35 ; Лк.12:35–40, 17:24–30 ); Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий ( Мф.25:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В дальнейших словах Господа перед нами открывается уже чисто эсхатологическая перспектива: «Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», – не верьте... Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:23, 27 ). Вот предельно ясный образ последних дней, сполна оправдывающий нашу веру во Второе Пришествие! Ибо оно – единственное, чему не сможет подражать и что бессилен будет извратить лжемессия, «лютый волк» (ср. Деян. 20, 29 ) в овечьей одежде, несмотря на всю власть, полученную им от лукавого миродержца. Придя однажды в уничиженном образе и совершив дело спасения мира, Господь наш явится вновь в силе и славе, подобающих одному Богу, и «никтоже постоит пред великолепием славы» 2 Его. Это знамение Второго Пришествия надлежит неусыпно содержать в памяти всем христианам тех лукавых дней. Ибо приближаются знамения ложного пришествия, и да не прельстится никто обманными чудесами, маскирующими его сатанинскую суть! " Восстанут, – говорит Господь, – лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» ( Мф. 24, 24–25 ). Воистину ничем не пренебрег Владыка и Пастырь, душу Свою полагающий за овец, но все исполнил словом и делом, чтобы обезопасить нас от общего врага и его козней! В чем смысл слов: «чтобы прельстить, если возможно, и избранных»? Ложь будет до того тонкой и искусно замаскированной, что прельстит всех, слывущих мудрыми и разумными, но не избранный «остаток» ( Рим. 11, 5 ) – тех, кто был призван благодатью Божией, возложил на себя крест Господень и проводил святую жизнь. Господь назвал и другое знамение Второго и славного Его Пришествия: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» ( Мф. 24, 29 ). Согласно отцам, деятельность антихриста также ознаменуется сверхъестественными по видимости, но мнимыми по существу явлениями, которые будут совершаться «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес. 2, 9 ). И послужат они не столько символами его пришествия, сколько средством устрашить колеблющихся в вере, дабы и те поклонились ему как Богу. Пришествие же Господа будет предварено распадом стихий и превращением небесных светил, ясным свидетельством того, что Грядущий – Сам Бог . И тогда, как последнее доказательство, «явится знамение Сына Человеческого на небе» ( Мф. 24, 30 ) – Честной Крест, орудие мироспасительного замысла Божия, конечной победы над силами тьмы, упразднения смерти и обновления твари. «И... восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого», то есть Бога Слова во плоти и одновременно во всей полноте боголепного Его величия, «грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24, 30 ). Но, Владыко Человеколюбче, даруй нам дерзновение встретить Тебя, грядущего с небес!

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Но Божественная закваска начала производить свое действие и продолжает его. Когда будет конец, в какое время все человечество преобразится, то ведомо только Богу одному. Не можем мы о сем и гадать. Не открыл Господь сего времени, но повелел всем верующим в Него бодрствовать и жить так, как бы они уже на завтрашний день ожидали второго пришествия Его. То верно, что многие из людей не пожелают и слышать благовестие о Спасителе. Многие вооружались и вооружаются против благовестников Христовой веры. Да и из вступивших в число членов Христовой Церкви иные не захотят выполнить тех обетов, которые они давали при крещении. Падшие были и во дни гонений на Церковь . Будут таковые и без гонений. Ад не останется, к сожалению, без обитателей. Значит, день оный, день завершения возрождения людей, придет, когда некоторые еще останутся безучастными в дарах Святого Духа, следовательно, и не обновленными духовно, ветхими, тлеющими в похотех прелестных. Посему, говорит Спаситель верующим: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному. Итак, бодрствуйте на всякое время, и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк.21:34–36 ). А бедствия, о которых упоминает Спаситель, относятся к числу признаков Его второго пришествия. Они будут проявляться в междоусобных войнах, землетрясениях, голоде, моровых язвах и других бедствиях. В самих людях можно будет примечать в качестве признаков скорого пришествия Господа для суда: уменьшение веры и любви, умножение беззаконий и пороков и, наконец, появление антихриста. Однако никто не может и по этим признакам с точностью определить, когда придет Господь судить живых и мертвых. В символе веры мы ежедневно исповедуем Господа, паки грядущего со славою судить живых и мертвых. Если же мы в этом уверены, то будем бояться осуждения. Горе тем, которые услышат тогда страшный приговор: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Не принявшие Христа не смогут сослаться на неведение и незнание; Господь сказал, что Его учение будет всем проповедано: уже накануне гибели Иерусалима все народы Римской империи услышали принесенную апостолами весть о Христе воскресшем, ко времени Второго Пришествия не будет народа на земле, ни разу не слышавшего о Спасителе. Непосредственным предвестником пришествия Христова во славе будет явление на небе некоего «знамения Сына Человеческого», что нередко понимается как явление креста: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24: 30 ). Так наступит обещанный через пророков «День Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» ( Иоил. 2: 31–32 ). Еще одна черта Второго Пришествия – оно будет явно для всего мира, его наступление нельзя будет не заметить (уже среди христиан первой волны будут появляться лжеучителя, пытающиеся проигнорировать названные Спасителем признаки и ради своей выгоды смутить людей скорым наступлением конца; впрочем, были не только те, кто обманывал, но и кто «сам обманываться рад»; ап. Павел в Посланиях к солунянам обличает поведение как лжеучителей, так и тех, кто поддался эсхатологической истерии и только рад оставить все свои труды, чтобы в благодушном безделье ожидать прихода Спасителя). Господь сказал ученикам, что точного времени кончины мира никто не знает, кроме Бога; так что даже Сын Человеческий пребывает в неведении этого дня и часа: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф. 24: 36 ). У многих толкователей Писания говорится о том, что Господь, зная сроки, как Сын Божий, уничижительно о Себе говорит и умаляется по человечеству, чтобы подчеркнуть утаенность этих сроков от людей. Но есть и другое объяснение: «В самом деле, пока Церковь , которая есть тело Христово, не знает того дня и часа, и сам Сын, как сказано, не знает того дня и часа, чтобы было понятно, что Он узнает [об этом] тогда, когда узнают и все Его члены. И хорошо сказано, что Он знает [об этом] в собственном смысле, как это принято в Писании. Что значит знает? То, что узнает о том дне и часе Тот, который явится при скончании и завершении того дня и часа» 368 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Отказавшись от главного – возрождения души посредством деятельной жизни в ограде Церкви, они назойливо проповедуют то о состоявшемся, то о скором Втором Пришествии, забывая, что радостным будет оно только для тех, кто любит Бога «не словом и языком, а делом и истиною» ( 1Ин. 3:18 ). Всем нам заповедал Господь: «Вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» ( Мф. 24:44 ). Но представим себе, что это обетование уже сбылось, и наш Спаситель Христос незримо уже взошел на небо… Как же в этом случае понимать увещевание к живущим: «Будьте готовы», к чему теперь следует готовиться и что с нами, живущими, произошло? Ангелы объявили, что таким же образом Господь вернется. И мы верим пророческим словам Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа, что во время Второго Пришествия «все племена земные увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24:30 ). 8. Parousia – «Присутствие» или «пришествие»? В заключение рассмотрим термин греческого оригинала Священного Писания – parousia, которым недобросовестно манипулируют иеговисты. Буквально это слово означает «присутствие», хотя имеет и другие значения, например «пришествие». Известно, что правильное значение термина можно определить, исходя из контекста. Действительно, в некоторых случаях употребляемый в Священном Писании термин parousia можно перевести как «присутствие», однако в других случаях перевод, сделанный сектантами, не соответствует значению этого термина в данном контексте, равно как и содержанию текста, из которого исходит христианская Церковь 144 . Греческое слово parousia является лишь одним из немногих в этом языке слов, употребляемых в Писании для описания Второго Пришествия Спасителя. Это слово используется официозом Бруклинского иеговистского центра с тем, чтобы убедить, что пришествие Спасителя в 1914 г. было невидимым. Вопреки этому, древние греки использовали слово parousia для описания прибытия или посещения царственной личности или самого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Итак, главными темами поучения, как оно изложено у всех синоптиков, становятся не события ближайшего будущего – разрушение Иерусалима и связанные с ним бедствия, а события тех дней, о которых никто, даже Сын Божий, не знает, когда они наступят. При этом события ближайшего будущего могут восприниматься как прообразы более далеких по времени событий, а разрушение Иерусалима – как прообраз «кончины века». Подобно тому как в книгах ветхозаветных пророков один временной пласт накладывается на другой, а события, относящиеся к истории израильского народа, становятся прообразами событий всемирной истории, в речи Иисуса несколько временных пластов налагаются один на другой, а бедствия, которые выпадут на долю народа израильского при взятии Иерусалима римлянами, прообразуют бедствия и скорби, которые будут испытывать все люди на земле перед концом света. Именно так речь Иисуса была воспринята в раннехристианской традиции. Известно, что сразу после того, как Иисус воскрес и вознесся на небо, ученики начали ожидать Его второе пришествие. Кому-то казалось, что оно может наступить совсем скоро. На такое понимание могли натолкнуть, в частности, слова не прейдет род сей, как все сие будет, истолкованные как относящиеся не к разрушению Иерусалима, а ко второму пришествию. Апостольские послания отражают то смущение в умах и споры о времени второго пришествия, которые, вероятно, были характерны для раннехристианской общины. В соборных посланиях мы встречаем указания на то, что пришествие Господне приближается ( Иак.5:8 ); близок всему конец ( 1Пет.4:7 ). Очевидно, некоторые члены общины недоумевали, почему обещанное второе пришествие не наступает. В ответ на это апостол Петр напоминает о милосердии Божием и внезапности второго пришествия: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Антихрист, «превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» ( 2Фес. 2:4 ), «приидет во имя свое» ( Ин. 5:43 ), то есть будет бороться против всех религий, будет отрицать все предметы религиозного чествования как в христианском, так и в языческом понимании. Характерной его чертой будет богохульство ( Откр. 13:5–6 ), он усвоит себе Божественное достоинство и потребует себе Божеского поклонения: «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ). Антихристу будут помогать лжепророки, которые «дадут великие знамения и чудеса» ( Мф. 24:24 ). Он будет обладать огромной силой, ибо сатана даст ему «силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр. 13:2 ). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью. Скорее всего, эта власть будет единоличной, царской, потому что власть сатаны по существу своему есть власть монархическая. Царствование антихриста будет всемирным, «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр. 13:7 ) и будет продолжаться три с половиной года ( Деян. 7:25 ) или 42 месяца ( Откр. 11:2, 13:5 ) или 1260 дней ( Откр. 12:6 ), то есть будет равняться продолжительности общественного служения Иисуса Христа. Особо жестоко антихрист будет преследовать христиан. Он издаст декрет, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр. 13:15 ). Для христиан в царстве антихриста будет невозможно пользоваться гражданскими правами ( Откр. 13:16–17 ). Церковь в это время вынуждена будет скрываться в пустыне ( Откр. 12:1–6 ), однако «врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ) и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова ( 1Кор. 11:26 ). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. Однако победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их» ( Откр. 13:7 ). Сокрушит силы зла непосредственно Сам Господь Иисус Христос. Антихриста «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2:8 ). 1.3. Образ Второго пришествия Христова

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

18:2-4). Молитва Девы Марии: Бог " призрел на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды " (Лук 1:48). Иисус спрашивает Своих учеников: " Кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий " (Лук. 22:27). Глава пятая Обличение жестокосердных богачей 5:1-6 Призывая христиан покориться Богу и противостоять внушениям диавола, Апостол обличает жестокосердных богачей, угрожая им карой Божией, которая превратит в ничто все, что они приобрели неправедным путем (5:1-6) [ 1 ]. Наставление о долготерпении и злостраданиях 5:7-13 Вместе с тем он увещевает страждущих от притеснений и, само собой разумеется, всех вообще христиан, терпеливо переносить страдания и все жизненные невзгоды. Пределом периода земных испытаний указывается пришествие Господне. Увещание к терпению подкрепляется указанием на земледельца: как он терпеливо ждет плодов от того, что он посеял, так и христианин должен терпеливо ожидать награду за свои труды веры, когда явится Христос во славе Своей и воздаст каждому по делам его. Такую награду ожидал ап. Павел, который писал: " Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; — и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его " (2 Тим. 4:7-8). " Пришествие Христово приближается " — Апостолы часто говорят о близости второго пришествия Христова. Оно действительно близко по внутренней нравственной связи второго пришествия с первым, ибо с момента пришествия Христа на землю наступила последняя эпоха мира, как называли эту эпоху еще ветхозаветные пророки (напр., Исаия 2:1-4 [ 2 ]; 4:2 [ 3 ]). Второе пришествие Христово и потому близко, что мы не знаем ни дня ни часа его и должны быть всегда готовы его встретить. Фактически со смертью наступает " конец мира " для человека, подводится итог его жизни, и он уже ничего не может изменить в своем прошлом.Для усиления своего увещания к терпеливому перенесению страданий Апостол указывает на примеры ветхозаветной истории: на пророков, которые терпели преследования со стороны неверующих евреев и сильных мира сего, а также на великого ветхозаветного страдальца Иова, вознагражденного потом Богом за его терпение (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

В этом мире идет духовная война, а фронт ее проходит в каждом человеческом сердце. Однако она не будет вестись бесконечно. Наступит время, когда эта война закончится полной победой Божией: не уничтожением того мира, в котором мы живем, а его преображением. Святой апостол Петр так говорит: Придет же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10). Земля не уничтожится, но сгорит, как бы переплавится, чтобы быть иной. Об этом говорит апостол: Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3, 13). Разрушен будет мир греха, точнее, не разрушен, а преобразован в такой мир, в котором будет свет и радость для всех, кто к этой радости приобщился на земле. И не будет до Второго Пришествия Христова разрушения всей жизни человеческой на земле, хотя катастрофы и могут быть. Когда Господь снова придет на землю, чтобы мир судить, Его встретят люди, живущие на земле, и это уже будет началом другого мира, вечного. В Священном Писании говорится, что, когда придет Господь, мертвые во Христе воскреснут прежде. Те, кто верил во Христа, и жил по вере, и скончался в вере, те восстанут воскрешенными, с новыми, обновленными телами. Дальше продолжает апостол: Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Фес. 4, 17). Те люди, которые будут еще жить на земле ко Дню Второго Пришествия, с приходом Господним изменят свое существование. Как говорит апостол Павел: Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15, 51–52). Нетленными означает, что начнется жизнь, над которой смерть уже не будет властвовать. Много было попыток – и сейчас они есть – определить сроки Пришествия Господня, но все они обречены на неудачу, ибо Сам Христос так сказал ученикам: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Оставались лишь одни пророки при прежних условиях жизни, но и они со времени Неемии прекратились. Полное осуществление грозного пророчества над недостойными пастырями еврейскими наступило во время пришествия Спасителя, Который Сам называл Себя пастырем, пришедшим отыскать заблудшую овцу ( Иоан. Х, 11 ; Мф. XVIII, 11; Лyk. XIX, 10 ) и Который учредил новозаветное христианское священство в лице св. апостолов и преемников их – епископов, пресвитеров и диаконов. Эти священнослужители, облеченные благодатью Святаго Духа, с того времени трудятся и будут трудиться на ниве Христовой до второго пришествия Господа ( 1Kop. XI, 26 ). 17–22 ст. Под руководством истинного Пастыря Господа строптивые и сильные внешними средствами из людей будут отличены от людей кротких и слабых. Первые подвергнутся осуждению за свои действия, а последние получат от Пастыря поддержку и заступление. Евангельская история жизни Спасителя действительно свидетельствует, что Он всегда ободрял надеждою на спасение смиренных и сокрушенных сердцем (например, мытарей Закхея и Матфея), тогда как гордых и строптивых, как например книжников и фарисеев, подвергал строгому осуждению. Но окончательный суд по правде Господь произведет во время второго славного Своего пришествия. Тогда соберутся пред Ним все народы и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите благословенные Отца Моею, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. XXV, 32, 33, 34 и 41 ст.). 23–31 ст. Новый истинный Единый Пастырь, Господь Иисус Христос, произойдет по плоти от царя Давида. Слова пророка о характере Его деятельности среди людей и следствиях этой деятельности сходны с пророческими обетованиями Исаии и Иеремии. Глава XXXVI-я. Пророчество о восстановлении земли Израильской и обновлении жизни ее обитателей Пророк обращается к опустошенным горам Палестины и обещает им вознаграждение за те укоризны, которым они подверглись от нашествия враждебных народов (1–7 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010