1 ст. Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, т. е. хочу очистить ваш ум от всяких примесей неправильного учения лжеучителей, хочу, чтобы в вашем уме учение Христово содержалось в чистом неповрежденном виде. 2 ст. Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. А для сего не лжеучителей вам должно слушать, а помнить то, что в Ветхом Завете возвестили людям пророки, а в Новом Завете, что заповедал нам Сам Господь наш Иисус Христос и что возвестили Его святые апостолы. 3 ст. Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям 4 ст. и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же, т. е. в последующее за сим время, явятся наглые ругатели, которые будут глумиться над учением Христа; будут жить по своим страстям и похотям и будут говорить: где обетование пришествия Его? т. е. никакого второго пришествия вашего Христа на землю не будет и никакой кончины мира тоже не будет, а будет все так, как есть: ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. 5 ст. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 ст. потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. На такое утверждение лжеучителей, апостол говорит: Думающие так не знают, что мир не самостоятелен, что было время, когда его не было, что он создан словом Божиим, что в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою, т. е. словом Божиим мир вызван из хаоса, главною составною частью которого была вода и что при посредстве этой же воды образовалась в третий день суша, что этот мир не неизменен, а напротив он уже претерпевал изменения: так древний мир погиб от воды. И так можно ли ссылаться на неизменяемость мира? Нет. Следовательно нельзя и утверждать того, что не будет второго пришествия и кончины мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Повторяет имя Иерусалима, сожалея о нем и с состраданием призывая. Угрожая карами, Господь оправдывает пред ним Себя, как бы пред возлюбленной, которая пренебрегает любящим; а Иерусалим обвиняет в убийстве, в том, что когда Он Сам многократно хотел его помиловать, он не захотел. Иерусалим слушал дьявола, отвлекавшего его от истины, а не Господа, призывавшего к небу, ибо удаляет от Бога грех, соединяет же с Ним беспорочность совести. Свою любвеобильность Господь выражает образом птицы. Но, говорит Он, так как вы не хотели, то оставляю храм пустым. Отсюда уразумеем, что ради нас обитает Бог и в храмах, а когда мы делаемся безнадежными грешниками, Он оставляет и храмы. Итак, говорит Христос, вы не увидите Меня до второго пришествия. Тогда Иудеи и против воли поклонятся Ему и скажут: «Благословен Грядый». «Отныне» — должно разуметь: со времени распятия, а не от того часа, когда сказано это. Ибо после этого часа иудеи еще много раз видели Его, но после распятия они уж не видели Его и не увидят, пока не наступит время Его второго пришествия.   Глава двадцать четвертая   И вышед Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма, Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне: все будет разрушено. Выходом из храма Господь показал, что удаляется от иудеев. И как сказал: «оставляется вам дом ваш пуст», так и поступает. Ученикам же предсказывает разрушение храма. Когда они, мысля о земном, дивились красоте зданий и показывали Христу, как бы так говоря: «посмотри, какое прекрасное здание оставляешь Ты пустым», Он отклоняет их от привязанности к земному и направляет к горнему Иерусалиму, говоря: «не останется здесь камня на камне». Усиленным образом выражения предуказывает совершенную гибель здания.     Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Ученики подходят наедине, намереваясь спросить о чем-то великом. Они предлагают два вопроса; первый «когда это будет?», то есть разрушение храма и взятие Иерусалима, и другой: «какой признак Твоего пришествия?».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Беседа 57 «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» ( Мф. 17:10 ) Изъяснение 17:10–21. Двоякое пришествие Христа. – Илия – предтеча второго пришествия. – Почему Иоанн называется Илиею. – Чудо может совершаться как по вере посредника, так и одною силою чудотворца. – Маловерие отца бесноватого отрока. – Почему бесноватые называются лунатиками. – Апостолы не всегда были одинаково совершенны. – Для изгнания демонов необходим пост, соединенный с молитвою. – Роскошь и пьянство источник всех зол. – Должно осуждать не вино, а пьянство. – Пагубные следствия пьянства. Итак, ученики узнали об этом не из Писаний, но им открыли книжники, – и молва об этом носилась в простом народе, как и о Христе. Потому и самарянка сказала: «Придет Мессия...; когда Он придет, то возвестит нам все» ( Ин. 4:25 ); и книжники вопрошали Иоанна: «Ты Илия?... Пророк» ( Ин. 1:21 )? Итак, среди иудеев, как я сказал, была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. И Павел, указывая на оба пришествия, сказал: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». Вот одно пришествие; послушай, как и о другом говорит. Сказавши эти слова, он присовокупил: «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2:11–13 ). Также и пророки о том и другом упоминают; они говорят, что предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею – не потому, чтобы он был Илия, но потому, что он совершал служение Его. Как Илия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого. Но книжники, сливая то и другое и развращая народ, упоминали пред народом об одном только втором пришествии и говорили, что если этот – Христос, то Илия должен предварить Его своим приходом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Выраженная здесь апостолом мысль та, что хотя Иудеи с ожесточением отвергли, прежде всего им предвозвещенное, Евангелие Христово, и вслед за сим отложились от царствия Христова, в которое естественнее всего было им прежде других войти, но тем не менее они не лишены возможности войти, и на самом деле войдут в него, только это, по особенному таинственному устроению Божию, случится не раньше того, как войдет в сие царство полное число язычников. А так как вступление в церковь полного числа язычников совпадает с концом проповеди евангельской всем народам и языкам, имеющим предварить собою и кончину мира с вторым пришествием Христовым, то и обращение или спасение сего Израиля, о котором предрек апостол, должно совпасть с этими последними временами, и послужить таким же признаком близости кончины мира и второго пришествия Христова. 5) Наконец, самым ясным и последним признаком близости второго пришествия Иисуса Христа для суда над миром будет служит появление антихриста, который мало того, что сам будет воплощенным злом и ложью, но находясь под особенным действием сатаниным, будет употреблять всевозможные льстивые и губительные средства для того, чтобы поколебать или совершенно ниспровергнуть нестерпимое для него Царство Христово, как царство истины и добра, и на его месте водрузить и упрочить свое собственное мрачное греховное царство, что имеет продолжаться до тех пор, пока не будет положен этому конец самым пришествием Христовым. «Да не обольстит вас никто никаким образом, – писал ап. Павел в послании к Солунянам, – ибо день тот (Христов) не приидет, пока не прийдет прежде отступление и не откроется человек греха ( νθρωπος τς μαρτας), сын погибели ( ις τς πωλεας), противящийся ( περιρμενος) и превозносящийся (κα περαιρμενος) выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» ( 2Сол. 2:3, 4, 9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Как в этом случае, так и во многих других, например, говоря: «Отец Мой болий Мене есть» ( Ин.14:28 ), «Отец Мя посла» ( Ин.5:36 ), «яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» ( Ин.6:38 ), и в прочих таковых же свидетельствах, о чем подробно сказано было нами в своем месте, Иисус Христос выражает мысль, с одной стороны, об Отечестве Отца Небесного и о Своем Сыновстве, что Он – Сын Божий рожден из Существа Божественного потому, что есть Отец рождающий Сына, с другой стороны, об абсолютизме воли Божества в Себе Самой, предназначающей быть тому или другому Откровению о Себе во времени или в вечности. Очевидно, Откровения воли Божества соразмеряются не временами или сроками, а самой волей Божества в ее абсолютизме, и потому времена и сроки не в ком другом заключаются и содержатся, а в Нем – Боге, что и выразил Иисус Христос словами: «Отец положил в Своей власти». Но что Сам Иисус Христос, единосущный с Отцом, знал день и час Своего второго пришествия на землю и так как Он в положительных, точных и определенных чертах указал не только на признаки приближения времени кончины мира, не только на знамения, имеющие быть на земле перед Его вторым пришествием, но и на самый факт этого события в его, так сказать, совершении. Очевидно, день и час в данном случае определяются ведомыми Тому, Кто указывает как на содержание этих дней и часов, так и на всю совокупность данных – предшествующих и последующих от этого дня и часа. Видеть предмет со всех его сторон и в то же время «не видеть одной его стороны» – нелепое слово и есть «contradictio in adjecto». «От смоковницы возьмите подобие, – говорил Иисус Христос, заключая слово Свое о кончине мира и о дне Своего второго пришествия на землю, – когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, , знайте, что близко, при дверех» ( Мф.24:32–33 ). Какие же знамения и признаки указаны Св. Писанием, как такие, которые должны обозначать собой приближение дня кончины мира, когда люди должны, как говорит Иисус Христос, по себе самим судить, «чему быть должно» ( Лк.12:57 ). В ответе, данном ученикам Своим «о временах и сроках», Иисус Христос в общем обозначил, что день второго Его пришествия на землю наступит нескоро, так как, начавши от Иерусалима «даже до края земли», Апостолы и, очевидно, их преемники будут свидетельствовать об Иисусе Христе по всей земле, и потому в числе положительных знамений во времени кончины мира нынешнего и века нынешнего должно считать всемирно-всеобщую известность проповеди Евангелия на земле, что ясно и выразил Иисус Христос, говоря: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Но в Писании сказано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:5 ). Среди православных христиан всегда будет верный «остаток» – это те, которые будут верны Христу до конца. Святые Отцы говорили о том, что истинная Литургия будет совершаться даже до Второго Пришествия. Хотя открыто она не будет совершаться. Храмы будут все захвачены, духовенство будет полностью уничтожено – то, которое будет верно Иисусу Христу. Немногие служители останутся. Похоже, их будет совсем мало, потому что в Откровении говорится о том, что Господь с неба пошлет двух пророков – Еноха и Илию, которые, одетые во вретище, – то есть в нищете, – будут ходить и проповедовать Евангелие. О том, что Божественная Литургия будет совершаться и во дни антихриста, до самого Второго Пришествия Сына Божия на землю, говорится и в Новом Завете: «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:25–26 ). Словами: «доколе Он придет» апостол Павел научает нас, что Божественная Евхаристия будет совершаться до момента Пришествия Сына Божия в реальность этого мира. Святитель Иоанн Златоуст в «Слове о предательстве Иуды» говорит: «…так и то изречение, произнесенное однажды («доколе Он придет» – О.С .) , с того времени до ныне и до Его пришествия, делает совершенную жертву на каждой трапезе в церквах». То есть истинное священство (трехчинное: епископат, пресвитериат и диаконат) будет совершать православно Литургию даже до дней Второго Пришествия. Златоуст учит: «…Благочестивые же иереи, как служители Божии, от спасительного учения православной веры не отступят». О сохранении истинного православного священства даже во дни антихриста святитель Киприан Карфагенский пишет: «Впрочем, и в эти последние времена в церкви Божией сила евангельская еще не упала и крепость христианской доблести веры не ослабла до того, чтобы уже вовсе не было священников» (Письмо 56-е). То есть по избранию благодати в Церкви будут оставаться и предстоятели, и пресвитеры с диаконами, как и у пророка Исаии сказано: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ); и еще: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» ( Рим.11:5 ). Прекратится же бескровная Жертва лишь в День Пришествия, о чем и блаженный Феодорит Кирский пишет: «Ибо по пришествии Его не будет уже потребности в назнаменающем тело, потому что явится само тело. Поэтому и сказал апостол “дондеже придет”» (Толкование на 1Кор.9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но притом что долг следования за Христом выше родственного долга, сам этот долг не только не отвергается, но и ставится высоко в церковном учении; довольно посмотреть, например, Первое послание ап. Павла к Тимофею: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5: 8 ). Приобщение к победе Христа над миром: о хранении верности Богу Опасности и трудности, которым ученики подвергались, сопутствуя земному служению Христа, усугубятся впоследствии и будут сопровождать жизнь Церкви вплоть до Его Второго Пришествия; наступят времена, когда ученики будут желать возвращения хотя бы одного из дней, когда они пребывали со Спасителем и в тени Его служения были в безопасности. От христианина в грядущих опасностях требуется хранение верности Христу. Сами опасности будут иметь разный характер: это и внешние скорби, гонения на Церковь , и соблазны от внешних (то есть нехристиан, проповедь лжеучителей), и соблазн греха, искушение от собственных страстей, с которыми каждому христианину предстоит бороться до смерти. Эта часть наставлений Христа связана с обетованием Его Второго Пришествия, которое станет для учеников желаемым событием (см.: призыв «Ей, гряди, Господи Иисусе!» в Откр. 22: 20 ), окончательным и полным явлением победы Христа над миром (диаволом), окончанием периода испытаний. На протяжении всей жизни Церкви и в особенной мере накануне Второго Пришествия Христа и явления Его всему миру будут появляться лжеучителя, распространяющие ложные слухи о Нем, но Господь, исключая соблазн учеников, предупреждает, что Его появление нельзя будет не заметить: «И скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим» ( Лк. 17: 22–31 ). «День Свой» – это «День Господень», о котором говорили пророки и который нельзя отождествить с одним каким-то событием в служении Христа: в понятие Дня Господня вмещаются Страдания и Смерть, Воскресение, Вознесение и дарование Духа Святого ученикам как явление славы Царства верующим, но в особенной мере это Второе Пришествие и Суд как явление Христа во славе всему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Действительно, если с этим вопросом соединяется домогательство и притязание определить, через сколько времени наступит царствование антихриста, в каком столетии или в каком году явится антихрист, то в таком виде этот вопрос – вопрос праздный. Потому что людям, живущим задолго до антихриста, невозможно определить время пришествия антихриста даже приблизительно, и тем менее можно дать точное указание года его пришествия. Бесполезно строить даже догадки о том, что антихрист может явиться через столько-то лет, и ещё менее имеют значения претензии указать время пришествия антихриста безошибочно, с уверенностью. Что нельзя определить время пришествия антихриста хотя бы приблизительно и догадочно, об этом свидетельствуют Священное Писание , исторический опыт и неспособность человека предузнавать с точностью отдалённое будущее. В Священном Писании решительно и неоднократно говорится о невозможности людям предузнать день второго пришествия Иисуса Христа, а так как царствование антихриста будет непосредственно предшествовать этому дню, то, говоря о невозможности предузнать наступление этого дня, Священное Писание тем самым косвенно и молчаливо даёт видеть, что нельзя предузнать и время царствования антихриста. Если бы люди знали, когда явится антихрист, то они знали бы и день второго пришествия Христа; потому что известно, что явление антихриста будет за три с половиной года до пришествия Христа. А что люди действительно не могут наперёд предузнать день второго пришествия Христова, и им даже воспрещено домогаться узнать, когда он наступит, об этом мы имеем двукратное свидетельство Иисуса Христа, позже повторенное Апостолами Павлом, Петром и Иоанном. О дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф. 24:36 ). О дне том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк. 13:32 ). Так сказал Иисус Христос Своим ученикам в речи о разрушении Иерусалима, о кончине мира и о Своём втором пришествии, увещевая их и всех людей бодрствовать и всегда быть готовыми, так как день Господень наступит неожиданно для людей, внезапно, как приходит вор ночью ( Мф. 24:37–51 ; Мк. 13:33–37 ). После, перед вознесением на небо, на вопрос Апостолов: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он ответил им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1:6–7 ). О временах и сроках нет нужды писать к вам, братия, – пишет Апостол Павел Фессалоникийцам, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью ( 1Сол. 5:1–3 ; Ср. 2Пет. 3:10 ; Откр. 3:3; 16:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Об этом свидетельствует еще один благочестивый обычай, бывший у первенствующих христиан, о котором мы можем заключать на основании указаний в Посланиях апостольских. В некоторых из них, иногда в начале, иногда в конце, вместе с приветствием к читателям, благожеланиями и молитвенным обращением к Богу, чтобы христиане больше и больше утверждались в вере и благочестии, выражается желание, чтобы христиане той или другой Церкви (к которой пишется послание) пребывали верными Богу и преуспевали в добре – даже до Втораго пришествия Иисуса Христа. В приветствии апостола Павла к филиппийским христианам говорится: благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас... будучи уверен и в том, что Начавший, в вас доброе дело будет довершать (оное)даже до дня Иисус Христова ( Флп. 1, 3–6 ). Подобное приветствие апостол Павел делает коринфским христианам ( 1Кор. 1,1, 7–8 ) и фессалоникийским ( 1Фес. 1, 9–10 ); такое же приветствие делает апостол Петр в своем Послании к переселенцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии ( 1Пет. 1, 1–5 ). Свое Послание к Фессалоникийцам апостол Павел заключает, между прочим, благожеланием: Сам же Бог мира да освятит вас во всем совершенстве, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока к пришествию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес. 5, 22–23 ). Подобным же благожеланием оканчивает свое Послание апостол Иуда ( Иуд. 1, 24–25 ). Вообще, у святых апостолов было обыкновение привегствовать верующих благожеланием, чтобы они сохранились чистыми и непорочными до Второго пришествия Христова. А отселе можно сделать предположительное, но весьма вероятное заключение, что обыкновение это было и у всех христиан апостольского времени. Как же должно быть сильно ожидание Второго пришествия Христова в том обществе, в котором существовало такое святое обыкновение? При руководстве святых апостолов живое ожидание Второго пришествия Христова, питаемое верующими апостольского времени, способствовало к утверждению их в истинной вере и к предохранению от соблазнов со стороны лжеучителей, к сохранению и утверждению между ними духовного единения, и к вспомоществованию друг другу в исполнении всех христианских обязанностей вообще, к сохранению доброй нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Выражения Священного Писания: «в который час не думаете, придет Сын Человеческий» ( Мф.24:44 ), «день Господень так придет, как тать ночью» ( 1Фес 5:2 ), – также свидетельствуют о невозможности точного определения времени (даже и года) второго пришествия Иисуса Христа. После этого заявление сектантов о том, что им «известен» год этого пришествия и что оно произойдет в 1932–3 г., не заслуживает никакого внимания. Подобные предсказания с обозначением года пришествия Господа были и раньше, но все они оказались ложными. Так основатель адвентизма Виллиам Мюллер указывал на 1844 г., другие – на 1910 г. и 1914 г. Признаки второго пришествия а) Проповедание Евангелия между народами и обращение еврейского народа. б) Явление антихриста. Длительность деятельности антихриста. Иисус Христос, говоря о неизвестности дня и часа Своего пришествия, не оставил верующих в совершенном неведении о времени наступления этого события. В охранение их от произвольных и вредных для преуспеяния духовной жизни мнений, Он благоволил указать некоторые признаки, по которым, бодрствующие и ожидающие пришествия Христова, могут узнать близость наступления его. «Когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» ( Мф.24:33 ). «Когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» ( Лк.21:31 ). В Священном Писании указаны два главных признака приближения второго пришествия Христова: 1) распространение евангелия во всем мире, имеющее закончиться обращением ко Христу еврейского народа и 2) необычайное усиление и распространение зла во всех областях жизни человеческой и явление антихриста, в котором зло найдет полное завершение и выразится в жестокой брани против добра и Царства Христова. 801 «Но сему (второму пришествию Господа) должно предшествовать, – учит православная Церковь , – следующее: проповедано будет евангелие всем народам, явится антихрист, произойдут великие войны, глады, язвы и другое подобное». 802 а) Проповедание Евангелия между народами и обращение еврейского народа Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец ( Мф.24:14 ; ср. Мк.13:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010