Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 5  голосов:  4.4 из  5) Предыдущий Следующий Все ли клятвы запрещены для христианина? Расшифровка видео Иногда мне доводилось слышать такой вопрос, что если в Евангелии запрещены клятвы, запрещено клясться чем-либо, то почему в Православной Церкви существует традиция клятв? Ну, в частности, присяга, воинская клятва и священническая, ставленническая присяга – то есть человек, который готовится принять священный сан, приносит ее. И, собственно, что касается, конечно, отношения к клятвам и понимания слова Господа о клятвах, здесь мы, с одной стороны, обратившись к святым отцам, можем увидеть, найти тексты святых, которые понимали эти слова как безусловное и полное запрещение клятв. Но мы можем найти в свидетельствах, Предании и другое отношение – даже не какого-то одного или двух святых, а в самом каноническом праве Церкви. Дело в том, что нет канонов, которые бы накладывали наказание за то, что христианин принес клятву. Но при этом есть и несколько канонов, в которых накладывается очень строгое наказание христианину, который нарушил данную им клятву. И вот сейчас я приведу вам, в частности, 25 Апостольское правило: «Епископ, или пресвитер, или дьякон в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священного чина». То есть мы видим, что здесь священнослужителя не наказывают за принесенную им клятву, но наказывают за ее нарушение, и при этом грех нарушения клятвы ставятся в ряд с такими тяжкими смертными грехами, как блуд. И эти предписания относятся не только к священнослужителям. Если мы посмотрим сейчас 64 правило святого Василия Великого , то мы и там прочитаем: «Клятвопреступник десять лет да не причащается». Каким образом можно понять и сочетать вместе и слова Господа в Евангелии насчет клятв, и высказывания святых тоже о них, с одной стороны, и, с другой стороны, указанные выше каноны? На мой взгляд, наилучший ответ дает священномученик Никодим Милаш . Я сейчас хочу познакомить вас с его комментариями к этим канонам, и еще к одному.

http://azbyka.ru/video/vse-li-kljatvy-za...

Разделы портала «Азбука веры» Мне 21 год. Я часто обращаю внимание на слова Господа: « все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» и чувствую, что Господь этими словами обращается ко мне. Помню что, приходя в какой-то монастырь, чувствую, что всё земное действительно ничто в сравнении с Небесным и что эту жизнь нужно максимально использовать, для того чтобы стать как можно ближе к Богу. Кажется, что с моей стороны будет неблагодарным и глупым если я, узнав о вере и Боге, увидев и прочитав о множестве Его чудес и о том, чт о Он сделал для нас, не буду максимально трудиться стать совершенным. Я желаю исполнить вот эти слова Господа, как можно больше приблизиться к Нему, но никак не могу перешагнуть через себя и найти волю для этого. Раньше некоторое время я жил имея сильные искушения в семье и тогда я полностью я полностью посвятился Богу, иногда посещал монастыри и жил интенсивной духовной жизнью и тогда начал чувствовать, что эти слова Господа обращены ко мне. Потом Господь отнял искушения и наверное ожидал, что теперь я должен сам прилагать такие усилия для духовной жизни в чём раньше мне помогали искушения. Вспоминая эти дни, я чувствую, что должен исполнить эти слова Господа, но не хватает воли и из-за этого иногда наступает уныние и отчаяние. Возможно, эти мои мысли могут быть от прелести или преждевременными. Знаю, что вам наверное будет непросто ответить, не зная меня и не зная подробностей, но наверное, можете сказать что-то из опыта. Похожие вопросы 8 Ответов Лука, Вы настолько богаты, что это главный вопрос сейчас? Спасибо за ответ. Нет, конечно, но я имел ввиду вообще имущество как таковое и семью, то есть чувствую, что должен стремиться к более совершенному, но не знаю как найти силу воли для этого. А может быть такие помыслы приходят от прелести. Это тема сегодняшнего Евангельского чтения. Это вопрос от лукавого сердца, по этому и ответ был в самое больное место “богатого юноши”. От того то он и опечалился, а для всех остальных, главное что ” невозможное человекам возможно Богу” на Него уповай, на Него одного и надейся (а не на свои силы).

http://azbyka.ru/vopros/pravilno-li-otno...

Разделы портала «Азбука веры» Многие люди не верят в чудеса, потому что никогда с ними не сталкивались. А между тем они абсолютно реальны и происходят довольно часто. Надо просто впустить их в свою жизнь, научиться их видеть.  Ниже приведены три истории обращения в православие из книги « “СВОИХ НЕ БРОСАЮ! ” и другие рассказы. Современные чудеса Иоанна Кронштадтского и не только». Отец Джон (Пакистан): обращение в православие католического священника Пакистан возглавляет список государств, в которых опасно быть христианином. Христианские погромы — явление здесь нередкое. Но если католиков государство хотя бы официально признаёт, у них есть зарегистрированная община, то православные обделены элементарными правами. На их детей оказывается психологическое давление в школах. Православный вынужден платить не только за воду, но и за стакан, если этого требует мусульманин. Их притесняют все, даже другие христиане. Но и в этой стране есть храм Иоанна Кронштадтского ! А жизнь его настоятеля, отца Джона Танвиира, пакистанца по рождению, православного по вере, — постоянное испытание на прочность. Джон Танвиир родился и был воспитан в католической пакистанской семье. И, став священником, построил 17 церквей и 7 школ, выступал с приветственным словом перед Папой Римским в Ватикане. Но в 1990е годы впервые попал на православное богослужение . Стал изучать богословские тексты и обнаружил много различий в учениях католической и православной церквей. Его выбор окончательно определила книга Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» , которую ему прислали из-за границы. Прочитав её, Джон Танвиир осознал, что истина — в православии. Покинув Римско-католическую церковь, он работал журналистом-международником. Сегодня Джон Танвиир — единственный православный священник из коренных жителей во всём Пакистане. Он привёл с собой в православие 350 пакистанцев. Теперь Джон Танвиир служит в Первом православном храме Благовещения. Преподает в школе при храме, где учатся христиане и мусульмане, затем поступают в университеты. Отец Джон верит, что образование — верный способ выбраться из нищеты, и таким образом помогает своей пастве. Правда, не так давно школу пришлось временно закрыть за неимением средств на её содержание. А это всего лишь 500–600 долларов в месяц

http://azbyka.ru/way/po-molitvam-svjatog...

Разделы портала «Азбука веры» Монахиня Севастиана (Ускокович) " decoding="" title="" «Православие наш общий путь». Монахиня Севастиана (Ускокович) Монахиня Севастиана (Ускокович) В Избранное Оглавление «Внутри как будто загорелось солнце…» Жили мы в столице Черногории , городе Титоград (Подгорица) большой дружной семьей папа, мама и пятеро детей. В Черногории большие семьи встретишь нечасто, поэтому когда мы вместе куда-то приходили, для людей это была радость, каждый ребенок вносил свою особую энергию. В нашем доме всегда царила любовь и теплая атмосфера. Все помогали друг другу это была основа. Старший ребенок смотрел за младшим, у каждого из детей были свои обязанности. Мы вместе садились за стол, и как будто начиналась Тайная Вечеря . Когда у моей младшей сестры спрашивали: «Что ты будешь кушать?» она всегда отвечала: «Что и она», словно уже тогда у нее не было своей воли (сегодня сестра монахиня в Косово). Жизнь в детстве напоминает мне устав монастыря, где каждый несет послушание и отсекает свою волю. Как будто в те годы Господь уже готовил нас к будущей жизни… Вроде бы корня веры в семье не было мама некрещеная, папу крестили после рождения, при этом церковным человеком он не был; нас, детей, не крестили. Но у каждого серба внутри живет уважение к Православию . Жило оно и во времена коммунизма, когда храмы были закрыты, а о Боге вслух не говорили. В шестом классе я впервые взяла в руки Евангелие . По природе я человек энергичный, мне всегда всё интересно. И вот надо прочитать «Приключения Тома Сойера» и пересказать содержание старшей сестре. Остаюсь одна в комнате, ложусь на диван, с одной стороны книга о Томе Сойере, с другой Евангелие. Открываю Святое Писание и читаю: Ибо для меня жизнь Христос, и смерть приобретение ( Флп.1:21 ). Беру карандаш и огромными буквами пишу эти слова на стене. Сестра заходит в комнату и видит эти слова из Послания апостола Павла к филиппийцам . В начале 90х в Югославии появлялись секты. Сестра тогда за меня очень испугалась. Позже она говорила: «Ты сократила мне жизнь на 10 лет». А у меня внутри как будто загорелось солнце… «Святой Савва духовный кислород Сербии»

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-nash-ob...

Разделы портала «Азбука веры» На вопросы отвечают священнослужители и миряне Протоиерей Андрей Лобашинский, благочинный Малоярославецкого округа – Отец Андрей, как человеку в нашем суетном мире приобрести «мир и духовную тишину в сердце»? – Ответить на этот вопрос, значит, попытаться в нескольких словах передать весь опыт духоносцев Православной Церкви… Все, наверное, помнят призыв батюшки преподобного Серафима Саровского к необходимости стяжания мирного духа, речь идет о стяжании Святого Духа, что собственно и является целью сознательной христианской жизни… Однако этой цели добиваются единицы, потому что, если Евангелие Господа нашего Иисуса Христа не становится «единым на потребу», т.е. уникальным Откровением о мире и человеке и единственным руководящим принципом жизни верующего человека, его главной заботой, болью и любовью, то и вся его жизнь по-прежнему принадлежит только ему самому, а не Его Создателю, Спасителю и Промыслителю, и человек остается в том же замкнутом, порочном кругу земной жизни – умирания. Поэтому мирный дух в сердце христианина – это итог и результат жизни во Христе и ради Христа, как и свидетельствует св. апостол Павел: «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал. 2:20-21 ) Для нас зачастую дело представляется таким образом, что эти слова апостола никаким образом не касаются нашей христианской жизни, а ведь это совершенно не так, ведь тот же апостол сказал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.14:16 ). Мир и тишина в сердце рождаются после бурь и тревог, сомнений и искушений, тягот страдного и крестного пути христианина, когда он спокойно и непоколебимо чувствует присутствие Сына Божия в своем сердце, дающего мир Божий, превосходящий всякую тревогу и сомнение. За это стоит бороться… – Что такое православная духовность? – Вообще-то на эту тему написаны целые библиотеки книг… И ответить на этот вопрос можно весьма разным способом, в зависимости от того, какое содержание мы будем вкладывать в этот термин. Можно рассуждать о православной духовности, как о соборном духовном опыте святых отцов Православной Церкви, и тогда это станет темой целой книги, можно также говорить о некоторой методологии православной аскетики, которая присуща духовным наставлениям преподобных отцов, уместно будет при этом остановиться на внешних устойчивых приметах, заметных в духовном облике святых Православия – и в каждом случае, говорить или писать на любую из этих тем будет сложно, потому что право говорить об этом достойно, означает обладание духовным правом на такое свидетельство. Поэтому заранее хочу сказать, что мои заметки носят характер наблюдений и размышлений над прочитанным…

http://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavnay...

Разделы портала «Азбука веры» На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма во имя Архистратига Божия Михаила (г. Серов) – Батюшка, тема нашего разговора сегодня – одиночество в современном мире. – Тема очень интересная, важная и нелегкая. Одиночество и отчуждение – это проблемы, с которыми сталкивается все человечество, не только Россия – и за рубежом ситуация такая же. Одиночество стало обыденностью. Именно одиночество во многом определяет поведение людей. Одиночество нередко приводит к тому, что люди просто уходят из жизни. Мы знаем по Библии, что Иисус Христос, на Кресте испытав одиночество, отстраненность от Отца Небесного, возопил к Нему, и это говорит о том, что одиночество – очень тяжкое состояние. Одиночество не знает ни границ, ни богатства, ни бедности, не знает возраста. Я недавно прочитал совершенно страшную вещь: у нас в России в течение года кончают жизнь самоубийством две тысячи детей! Отчего они уходят? Они уходят от одиночества, от отчуждения, потому, что некому их полюбить. У меня такое впечатление, что вид человека разумного превращается в вид человека одинокого. Опросы показывают это: 1 ⁄ 3 всех россиян вообще живет одиноко, 50% взрослого населения постоянно испытывают одиночество, 70% молодежи испытывают одиночество. То есть это проблема проблем! И впору сказать: Господи, за что Ты нас оставил? Почему Ты нас бросил, почему мы так одиноки? Но, знаете, у меня другое впечатление. Наверное, нам с вами надо сказать: Господи, Пресвятая Богородица, святые отцы, почему мы вас оставили? Почему мы вас бросили, почему мы сами себя сделали одинокими? Вот это будет правильно. Я читаю лекции по очень интересному для меня предмету, называется психогенетика. Оказывается, многие вещи в поведении человека передаются по наследству. И что интересно: поведение родителей передается по наследству детям, и люди одинокие, из неполных семей, например, создают неполные семьи. Сироты бросают своих детей. И одиночество, видимо, сейчас закрепляется чуть ли не на генетическом уровне.

http://azbyka.ru/prichina-odinochestva-v...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Аннотация Книга диакона Андрея Кураева, профессора Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, посвящена вопросу, который находится в центре православно-протестантских дискуссий, – вопросу о том, какое место занимает Библия в жизни Церкви. Только ли Библию оставил Христос людям? Только ли через Библию Христос приходит и обращается к нам? В книге ставятся вопросы о соотношении Писания и церковного Предания, о христианском восприятии истории, о соотношении материи и Духа. Назначение книги – уберечь людей (и протестантов, и православных, и светских исследователей) от слишком упрощенного понимания Православия и пояснить, что именно делает Православие религиозной традицией, существенно отличной от протестантизма.  © Диакон Андрей Кураев От автора 1997 год для меня стал годом уничтожения собственных черновиков. Так получилось, что я начал писать и публиковаться раньше, чем сам это предполагал, и раньше, чем был готов к этому. Слишком резкий поворот произошел в религиозной жизни России в начале 90х годов, и слишком медленно реагировали на происходящие перемены церковные издания и церковные писатели. На себе я убедился в истинности наблюдения, утверждающего, что каждый пишет ту книгу, которую хотел бы просто прочитать. Отсутствие современных апологетических публикаций, с одной стороны, и невероятное количество лжи о православии, с другой, понудили меня взяться за перо. К обычной, давно привычной и тогда еще не стихнувшей атеистической антиправославной полемике в те годы прибавились новые голоса: и сторонников «общечеловеческих ценностей», полагающих, будто именно православные монахи мешают им стать банкирами, и быстро набирающих силу оккультных пропагандистов, и новых русских протестантов, в одночасье воспитанных иностранными миссионерами.  Со стороны церковных публицистов и богословов старшего поколения не было слышно публичных ответов на эти нападки на православие. И тогда я вспомнил слова Антона Чехова: «Есть большие собаки и есть маленькие собаки, но маленькие не должны смущаться существованием больших: все обязаны лаять, – и лаять тем голосом, какой Господь Бог дал» (Цит. по: Бунин И. А. О Чехове//Собрание сочинений. М., 1967. Т. 9. С. 185.).

http://azbyka.ru/nasledie-xrista-chto-ne...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Книга составлена по благословению архимандрита Венедикта (Пенькова), наместника Оптиной пустыни . О Заповедях Божиих «…Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил», — говорит апостол ( Рим. 8:28-30 ). Будущего архимандрита Венедикта Христос предопределил от чрева матери; призвал от юности, призрев на чистое, горячо ищущее Истины сердце, вложив в него живой интерес и пытливое внимание к Слову Божию, которые с годами переросли в глубочайшую любовь и благоговение. В послевоенное время, когда страна и без того претерпевала суровые лишения, на Церковь и ее верных чад обрушилась очередная волна гонений. Не только духовных книг, но даже Евангелия найти было невозможно, а имеющие их подвергались преследованиям. В 1958 году Владимир Пеньков, окончив техникум, устроился на работу монтажником-электриком, и мастер Иван Петрович, приметив скромного и ответственного паренька, однажды предложил ему почитать Евангелие. Тайно, всего на одну ночь, — ведь пожилой мастер за «распространение религиозного дурмана среди молодежи», как тогда говорили, мог серьезно пострадать. Да и самому Владимиру бы не поздоровилось. «Ну что, прочитал?» — спросил утром мастер, когда юноша вернул книгу. «Нет, не успел, был занят», — ответил тот и протянул ему тетрадку, куда за ночь переписал Евангелие от Матфея и несколько апостольских посланий. Пораженный Иван Петрович долго в молчании смотрел на исписанные аккуратным почерком листы, а затем решил подарить книгу Владимиру. С тех пор в выходные дни, выезжая на природу, юноша подолгу уединялся где-нибудь в живописном месте и читал Слово Божие. Постепенно в его душе рождалась решимость посвятить свою жизнь Христу. А чтение и изучение Писания стало для него ежедневной потребностью и отрадой. Эту жажду погружения в Божественные словеса, алчбу насыщения ими отец Венедикт сохранил до конца жизни. «Вера была главным сокровищем этой души, — спустя десятилетия говорят о своем настоятеле насельники Оптиной пустыни. — Он так любил истины, содержащиеся в сокровищнице Церкви, что часто с детской непосредственностью делился с окружающими какой-то мыслью, вычитанной у святых отцов или в Писании… По тому, с каким воодушевлением произносил он какую-нибудь фразу из Писания, было видно, насколько он сам оживотворяется Словом Божиим».

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление По благословению Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского Изречения Господи, всели в мя корень благих, Страх Твой в сердце мое Всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите. Раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. 1Петр.2:17-21 Страх Божий есть начало добродетели… Умудрись положить в основание путешествия твоего страх Божий, и в немногие дни окажешься при вратах Царствия… Страх есть отеческий жезл, управляющий нами, доколе не достигнем духовного рая благ; когда достигнем туда, он оставляет нас и возвращается. Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всех блаженств… Св. Исаак Сирский Мы нуждаемся в смиренномудрии и страхе Божием столько же, сколько в дыхании… Начало и конец духовного пути – страх Господень. Прп. Пимен Великий Имей страх Божий и любовь к Богу и поступай со всеми по чистому свидетельству совести. Св. Максим Исповедник Как тает воск от лица огня ( Пс.67:3 ), так нечистый помысл от страха Божия. Бл. Авва Фаласий Дух страха Божия есть воздержание от злых дел. Св. Максим Исповедник Любовь к Богу и страх пред Богом По трудам Свт. Игнатия (Брянчанинова) – Епископ Игнатий говорит, что многие люди, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышенная добродетель ( 1Кор.13:13 ) и что она – Бог ( 1Ин.4:16 ), сразу же пытаются развить в своем сердце это чувство, любовью они начинают растворять свои молитвы, богомыслие и все свои действия. Но Бог отвращается от этой нечистой жертвы, она не угодна Ему. Бог приемлет от человека любовь не мечтательную, плотскую, оскверненную гордостию и сладострастием, а чистую, духовную, святую. Тщетно стремление человека служить Богу любовью, которая исходит из свойств падшего человека. Истинная любовь к Богу есть дар Божий. Изливается этот дар действием Святого Духа в души тех людей, которые омылись от греховной скверны и постоянством в подвиге очищения доказали свою способность к принятию этого великого дара. Преосвященный Игнатий пишет: «Он (Бог) Свят, и почивает в одних святых. Он независим: бесплодны усилия человека принять в себя Бога, когда нет еще благоволения Божия обитать в человеке, хотя человек – богозданный храм, сотворенный с тою целью, чтоб обитал в нем Бог ( 1Кор.3:16 ). Этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он нуждается в обновлении».

http://azbyka.ru/o-straxe-bozhiem

Разделы портала «Азбука веры» Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость? Размышляет епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. Заслуженное страдание легче принять Наверное, легче умирать за высокую идею, может быть, радостно умирать во имя любви, можно спокойно пойти на смерть, если ты совершил тяжелое преступление и понимаешь, что достоин наказания. Бывает, преступники сами хотят, чтобы их наказали. В житиях святых есть рассказ про одного разбойника, который убил многих людей, в том числе и детей. В те времена преступники иногда скрывались от правосудия в монастырях. Монахи жили отдельно, носили особую одежду, за которой можно было спрятаться. Этот разбойник тоже ушел в монастырь и был принят монахами. Сначала он обманывал их, но потом покаялся и получил прощение от Бога – всякий грешник получает прощение от Бога, если он искренне кается в своих грехах (среди святых есть один, убивший 400 человек). Но уже получив прощение, он все равно решил сдаться властям, и был казнен. Хотя никто его из монастыря не выгонял, никто не требовал, чтобы он сдался, – священник, которому он покаялся, не мог бы его выдать, иначе бы он нарушил тайну исповеди. Но сам этот разбойник, подходя к Чаше, видел одного из убитых им младенцев и сильно мучился. Пробудившаяся совесть не давала ему спокойно жить, он хотел понести наказание. Если человек знает, что терпит за свои грехи, то он это страдание принимает. Благоразумный разбойник, который был распят со Христом, сказал: мы принимаем достойное по нашим грехам. Недавно я прочитал рассказ об одной женщине, которая взяла на себя грех сына. Муж сильно издевался над ней, и взрослый сын, не выдержав, убил его, а эта женщина взяла вину сына на себя и села вместо него в тюрьму. Она говорила своим сокамерницам: «Я знаю, за что сижу, и каждый день радуюсь, что отбываю срок за сына, а он живет на воле». Так бывает, если человек понимает, за что он страдает. Но если он не понимает? Страдания переполняют землю

http://azbyka.ru/pochemu-stradayut-nevin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010