Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Андрей Лемешонок " decoding="" title="" > Протоиерей Андрей Лемешонок: «Умирать надо, чтобы что-то живое получилось» Протоиерей Андрей Лемешонок В Избранное С протоиереем Андреем Лемешонком, духовником женского Свято-Елисаветинского монастыря в Минске , мы беседовали в Скайпе с десяти (по минскому времени) часов вечера до полуночи; в конце концов я сказала: «Отец Андрей, Вы, наверное, устали, а с утра Вам служить…». «Да ничего, ответил мой собеседник, я сейчас еще на вопросы отвечать буду. На сайте нашем много вопросов скопилось». Познакомиться с отцом Андреем я решила, прочитав несколько изданных монастырем книг, в которых собраны его беседы и проповеди. Попутно я узнала кое-что и о Елисаветинском монастыре… И вот мы беседуем обо всем по порядку. Отец Андрей, я читала, что Вы шли к вере и Церкви непростым, долгим путем. Расскажите, пожалуйста, об этом. Не зря же сказано, что душа человеческая по природе христианка… Родившись в семье, где о Боге никогда не говорили, не будучи даже крещеным, потому что родители были партийные, я еще ребенком бессознательно искал правду. Я видел фальшь во всем том, что меня окружало, в отношениях между людьми; и, наверное, душа моя реагировала на эту фальшь, и в ней возник протест, желание найти для себя что-то другое настоящее, истинное. И, когда я учился в школе, в старших классах, у нас появилась такая, как нам тогда казалось, правда: что можно жить независимо от всего мира, свободно, игнорируя все те ценности, которыми живут твои родители и все окружающие тебя люди. Как это меня захватило! Я включился в движение хиппи. Я пытался жить свободной жизнью путешествуя, общаясь с друзьями… Поначалу это было так романтично, так радостно: люди живут, улыбаясь, они свободны, они не думают о заработке, о завтрашнем дне, довольствуются одним куском хлеба… Но постепенно выяснилось, что это тоже тупик, что это все временно и ненадежно. Мы не понимали, что наша свобода и независимость самообман. На моих глазах многие мои друзья стали именно зависимыми от алкоголя, от наркотиков…

http://azbyka.ru/way/protoierej-andrej-l...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Димитрий Гордиенко " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" У духовников надо искать того, чего нет в обыденной жизни — протоиерей Димитрий Гордиенко Протоиерей Димитрий Гордиенко В Избранное ( 8  голосов:  5.0 из  5) Протоиерей Димитрий Гордиенко для «Азбуки супружества» Интервью с протоиереем Димитрием Гордиенко, благочинным Виноградовского благочиния, помощником руководителя миссионерского отдела Плесецкой епархии, настоятелем храма во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского (Березник, Архангельская область). – По слову митр. Антония Сурожского (Блюма): «Иногда человек считает, что он знает что-то о духовной жизни, в то время как на самом деле он имеет лишь некоторое представление о собственном духовном опыте. И именно это называется прелестью». То же самое можно отнести и к разговору о семье. Ведь мы часто говорим, мыслим только то, что является нашим внутренним опытом. Все, к чему мы внутренне не готовы, мы «не слышим», это проходит мимо нас, и потому мы с удовольствием «читаем, но ничего не запоминаем». Что-то важное не удивляет нас, не приводит к радости открытия. Здесь уместно привести слова Спасителя «От избытка сердца говорят уста» ( Мф.12:34 ) и «кто имеет уши слышать, да слышит» ( Мф.13:3 ). Все, что Вы прочитаете дальше, в большей степени мой личный опыт переживания семейной жизни. Иногда он «ваш», но чаще «наш», а потому у читателя есть возможность не принимать все предложенное за «полноту бытия». Итак… – Существуют мнение, что духовничество духовничеству рознь, что оно имеет разные виды. Духовник семьи – кто он и чем он отличается от духовника конкретного человека или, например, духовника монастыря? – Смотря, что мы имеем в виду под выражением «разные виды духовничества». Возможно, Вы спрашиваете о некоей пародии на духовничество, когда кто-то, чаще священник, начинает контролировать жизнь, в данном случае семьи, до мельчайших деталей. Когда священник, либо кто-то «духовный» с перфекционистической скрупулезностью «оттачивает» грани двух личностей, решивших пройти эту жизнь рука об руку. Есть в нашей жизни и такое. И некоторым это даже нравится на первых порах, но потом…

http://azbyka.ru/semya/u-duhovnikov-nado...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) …верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. ( Ин.10:38 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Святое Евангелие, прочитанное сегодня во время Богослужения (см. Ин.10:27-38 ), переносит нас с вами в то далекое время, когда Господь наш Иисус Христос открывал Себя миру. Мы продолжаем разговор о значении Его прихода на землю как Сына Божия, Который добровольно должен был пострадать и принять смерть за грехи рода человеческого. Мы помним, как иудеи, собравшиеся послушать Божественного Учителя, лукаво вопрошали: Если Ты Христос, скажи нам прямо ( Ин 10, 24 ). Но когда в очередной раз со всей определенностью и полнотой прозвучал ответ: Я и Отец — одно, эти люди преисполнились злобы и ненависти, схватили каменья, чтобы побить Господа. Христос, видя это, вопрошает: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них вы хотите побить Меня камнями? Действительно, уже столько благословенных дел было явлено Господом! Болящих Он исцелял, бесов изгонял, слепые прозревали, глухие начинали слышать, парализованные ходить по одному только Его слову. Так неужели все это не являлось ярким, впечатляющим доказательством того, что Он — Сын Божий, Он — Тот, о Ком с самых древних времен говорили ветхозаветные пророки. Но нет, иудеи, подстрекаемые своими корыстолюбивыми вождями, не видят этого. Более того, они с уверенной поспешностью готовы покарать Господа, побить камнями и, может быть, даже убить. За что?! За все те блага и милости, которые Он им оказывал?! Впрочем, с уст их слетает, с обывательской точки зрения, довольно веская причина: Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Какое неприкрытое лукавство! Они ведь сами буквально вынудили Господа заговорить о Своем Божественном достоинстве, чтобы якобы им не пребывать в неведении, а теперь упрекают Его в богохульстве. Господь спокоен и отвечает на эту клевету словом Священного Писания: Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги?» Господь цитирует псалом пророка Давида, в котором обличаются несправедливые судьи. Именно к ним как представителям и ближайшим исполнителям воли Бога в судейских решениях обращены слова: вы — боги, и сыны Всевышнеговсе вы ( Пс.81:6 ). Смысл этого псалма заключается в том, что люди должны быть проводниками Божественной правды и правосудия. И в этом случае имеют право именоваться сынами Всевышнего. Но между тем даже Божественная власть и сила, данная от Отца Небесного избранным, не освобождает их от ответственности. За злодеяния каждый понесет свой ответ.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Из дневника священника Оглавление 2003 Однажды я поймал себя на мысли, что за те годы, что я служу священником, я был свидетелем множества потрясающих историй, событий. Многое, очень многое из прочитанных книг, из продуманного как-то отозвалось в душе… И все это забылось, ушло, потому что жизнь не стоит на месте. На смену сегодняшним впечатлениям, мыслям завтра придут другие, и то, что взволновало сегодня, – забудется. И я решил записывать все то, что меня взволновало, запомнилось, о чем думалось. Так родился этот Дневник. Перечитывая эти записи, лишний раз убеждаешься, что Бог и сегодня действует так же, как действовал и всегда. Особенно, конечно, это очевидно для священника, профессия которого – встречаться и общаться с людьми. И молиться за них и вместе с ними. Удивительное событие в нашей жизни мы называем чудом. Но чудо – это не только сверхъестественное явление. Таким чудом, вызывающим некоторые положительные процессы в душе, может быть и случайная встреча, и прочитанные в книге слова. Если присмотреться к своей жизни – замечаешь, что она полна чудес, маленьких откровений Божиих. В героях этих записей многие мои прихожане узнают себя. Это они и есть. Почему я позволил себе огласить некоторые случаи, ситуации, беседы, поведанные мне? В этом отношении я руководствуюсь словами святителя Иоанна Златоустого: «О тайне царевой удобее молчать, а дела Божии прославлять». Не упомянуть о чудесах Божиих, пусть даже личных, мне кажется не совсем честным. Упомянуть и прославить Бога! Что до иных историй (а есть и смешные), то порадуемся, что они могут кому-то послужить в назидание. Нередко в пастырской деятельности бывают случаи, когда прихожане, рассказывая о чем-то, просят, чтобы это осталось «между нами». Эту просьбу я всегда выполняю. Рассказов о том, о чем просили хранить тайну, в этой книге (как и в других) вы не найдете. И, наконец, еще одно: принимая решение опубликовать эти свои записки, я исходил из убеждения, что проповедовать нужно не только устно, но и письменными трудами. Как прекрасно сказал св. равноап. Кирилл, просветитель Словенский: «Проповедовать только устно – все равно, что писать на песке» .

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Разделы портала «Азбука веры» Станислав Гурин " decoding="" title="" Станислав Гурин профессор Саратовского социально-экономического университета и Саратовской православной духовной семинарии, известный в среде саратовских интеллектуалов философ и антрополог, автор нескольких книг. В постперестроечные годы был одним из основателей Общества православной интеллигенции в Саратове. Сегодня Станислав Петрович любезно согласился ответить на вопросы нашего издания. Станислав Петрович, какое место в Вашей жизни сегодня занимает вера? Основное, первое место. Все остальное так или иначе согласуется с духовной составляющей жизни, подчиняется, служит ей. Если возникает необходимость выбора, то я всегда выбираю, руководствуясь тем, что диктует мне вера. Ваш путь в Церковь складывался гармонично или были периоды каких-то сложных исканий, жизненных потрясений? Искания, конечно, были, но каких-то уж очень сложных ситуаций не было. Я с детства увлекался физикой и математикой, окончил математическую школу, затем мехмат нашего университета. Но в математике меня больше занимали философские вопросы. Пытался понять для себя, что такое бесконечность, совершенство, гармония. Тогда найти ответы на все эти вопросы было сложно, не было возможности получить не то что богословские знания, но и гуманитарные. А какие шли годы? Это были доперестроечные 1979–1984 годы. Тогда у меня сформировался интерес к философии. Выбирал что-то для изучения я в первую очередь по интеллектуальным критериям: интересовался буддизмом, китайской философией. Христианство было даже менее доступно в те годы. Евангелие я прочитал достаточно поздно, на старших курсах университета. Поработав несколько лет по специальности, я решил все же профессионально заниматься философией, окончил аспирантуру. И вот уже 25 лет преподаю философию. Но только в 29 лет, когда я уже был кандидатом наук, я принял Крещение. Не было внешних поводов и толчков, исключительно по внутренней потребности, от неудовлетворенности всем тем, чем занимался до этого. Наука, восточные религии, которыми увлекался, не заполнили внутреннюю пустоту, которая была, не удовлетворили духовную жажду.

http://azbyka.ru/way/stanislav-gurin-ne-...

Разделы портала «Азбука веры» Старец Николай Гурьянов перед вкушением пищи, как обычно, прочитал над ней долгую молитву. Рядом была компания несмиренно настроенных молодых людей. Они это заметили и решили немного подшутить над батюшкой. Подсаживаются и один из них говорит: – Батюшка, а у Вас там в деревенской забытой глухомани все так перед едой молятся? На что батюшка, не задумываясь, ответил: – Да нет, милый человек, не все. Свиньи, собаки, да лошади прямо так едят. Перед каждым приёмом пищи В двунадесятые праздники и Пасху молитвы перед едой заменяют чтением (пением) праздничного тропаря . Тропари можно найти в молитвослове или календаре. Отче наш. Молитва Господня Аудио: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Или можно читать эту молитву Аудио: Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения (строки из Пс. 144 ) . 1 Перевод: Очи всех уповают на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению. На благословение пищи и пития мирянам Читается сразу после одной из молитв, расположенных выше Аудио: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь. (И перекрестить пищу и питие) Перевод: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. Молитва после еды 1

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-per...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Николай Шатров Шатров Николай Михайлович (1767–1841) – поэт. Он был сыном пленного перса Шатра, привезенного в Россию после Персидского похода Петра Великого. В 1790е годы, уже став поэтом, входил в ближайшее окружение поэта-слепца Николая Николева, а в 1820 году и сам ослеп, оставшись в памяти современников как автор стихотворения «Пожар Москвы в 1812 году», ставшего классикой наряду с «Певцом во стане русских воинов» Василия Жуковского, «Стихов генералу Раевскому» Сергея Глинки, «Видения плачущего над Москвою россиянина» Василия Капниста, песней на слова Николая Соколова «Шумел, горел пожар московский». Николай Шатров писал как современник, очевидец: Москва несчастная пылает, Москва горит двенадцать дней; Под шумным пламем истлевает Несметное богатство в ней: Все украшенья храмовые, Сокровища их вековые, Великолепия дворцов, Чудесных редкостей собранья, Все драгоценности ваянья, Кистей искусных и резцов… Михаил Дмитриев писал о нем в начале 1830х годов: Ломоносова потомок, Сын державинских знамен, Ты меж нас живой обломок Приснопамятных времен… И в эти же годы Вильгельм Кюхельбекер запишет в своем тюремном дневнике, прочитав его поэтическую книгу, изданную Российской академией: «…Шатров – поэт не без дарования, не без теплоты чувства, не без мыслей новых и удачных». В 1827 году во втором номере погодинского «Московского Вестника» в статье о книге «Опыты священной поэзии» Федора Глинки особо отмечалось: «…Шатров, которого нельзя пройти молчанием, говоря о лучших прелагателях псалмов, сделал из них совершенно новейшую оду! Нередко одной главной мысли Псалма довольно ему для полного метрического стихотворения, изобильного мыслями». Подражание псалму 40  Восстань, Бог сил, и для защиты Воспламени Твой страшный гром! Ты видишь Сам, как мы убиты Страшилищем земли – грехом! Ты знаешь, как мы в силах скудны; И знаешь, как тиран могущ; И знаешь, как мы безрассудны, И знаешь, как наш дух падущ. Ты знаешь, что на бранном поле

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» ( 252  голоса:  4.3 из  5) Сюжет для сериала Прихожанка моего мужа как-то раз услышала в храме такой разговор. Говорили женщины, зашедшие сюда помолиться: — Отец Владимир — это какой? — Это вон тот высокий монах, у которого жена — поэтесса. — Что — пишет? — Пишет, пишет. И она же — эта прихожанка — недавно резонно заметила мне: — Что это вы, когда пишете об отце Владимире, всегда называете его в тексте «мой муж, мой муж». Это как-то смутительно и… нескромно. Я с ней согласилась. И теперь буду называть его, как и положено, «отцом Владимиром». Когда он начинал служить в храме в середине девяностых, появилось огромное количество мошенников, которые стилизовались под православных людей, попавших в беду и нуждающихся в помощи священника. Но были и такие, которые «косили» под монахов и ходили по улицам с церковными кружками, собирая деньги якобы на строительство храма. Но их быстро раскусили. И прежде чем опустить им в кружку свою лепту, стали просить их прочитать хотя бы «Отче наш». Так ко мне подошел один такой расхристанный и красномордый, пахнущий перегаром, зато одетый в подрясник. Я стояла в пробке на Цветном бульваре, а он расхаживал между машинами. Увидев у меня висящие на зеркале четки и иконку Николая Угодника на передней панели, он закатил глаза: — Подайте на восстановление храма! — А «Отче наш» знаешь? А ну прочитай! Он вытянулся, как школьник, которого вызвала к доске училка, старательно закатил глаза и произнес: — Отче наш, иже еси неси беси… И запнулся. — Ну, — подбодрила я его, — ничего, давайте снова. — Отче наш, — произнес он вполне внятно. Я кивнула. — Биси, ниси, иси, — залепетал он. И кинулся бежать прочь. …К отцу Владимиру эти мошенники просто повадились. Они приходили в часы его священнических дежурств и рассказывали такие истории, после которых просто невозможно было не дать им денег. При этом он, кажется, испытывал смущение, что давал маловато — не все: кое-что он все-таки оставлял на семью. Ну а как — они приходят, жалкие, замерзшие: «же не манж па сис жур».

http://azbyka.ru/fiction/nebesnyj-ogon-i...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 50. Значение Псалтири Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем рассматривать частности Вечернего богослужения. Итак, после Мирной ектеньи для монашествующих Устав (17 гл.) назначает псалмопение в виде кафизм, распределяя их по дням и службам. Скажем, одна кафизма читается на вечерне, 2–3 на утрени. Началом чтения является воскресная вечерня, на которой положено читать первую кафизму. Соответственно вторая и третья кафизмы читаются на воскресной утрене и т.д. по порядку так, чтобы вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм была прочитана полностью в течение одной седмицы. Великим Постом Псалтирь прочитывается дважды с назначением чтения кафизм и на других службах суточного круга – в частности, на часах. Если вы читаете кафизмы не каждый день, а лишь иногда, то я советую вам читать их по своему порядку так, чтобы ваша Псалтирь прочитывалась не за неделю, а скажем, за месяц. Но даже если вы вообще не будет исполнять устав о кафизмах, псалмы на вечернем богослужении вам все-равно придется читать в виде так называемых возвашных псалмов (140, 141, 129 и 116 пс.), потому что Псалтирь Церковь использует во всех видах своего богослужения, придавая тем самым ей ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Какое? — Давайте разберем. Если вы помните, на 26 занятии, после обсуждения того, что и как читать за умерших, я давал вам домашнее задание исследовать Псалтирь с точки зрения ее назидательной функции, обещая разговор о ней и с этой стороны. И сегодня я исполню это обещание. В составе Библии Псалтирь входит в категорию учительных книг. По слову св. Василия Великого , «она есть общая сокровищница добрых учений». Чему же учит Псалтирь? – Добродетелям. Из нее познается «величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, мера терпения и всякое из благ, какое не наименуешь», — говорит тот же св. Отец. И неслучайно на Руси детей обучали грамоте по Псалтири, ибо изучая буквенный алфавит, ребенок усваивал параллельно и азы добродетельной жизни. Многие фразы из Псалтири вошли в пословицы и поговорки (например, пословица «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь» является упрощённым переложением 16 стиха 7 псалма: «Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил»…

http://azbyka.ru/video/50-znachenie-psal...

Разделы портала «Азбука веры» ( 72  голоса:  4.3 из  5) 30 апреля Позавчера в Страстной понедельник я рассказал верующим о ереси святодуховцев и зачитал письмо Алеши. Моему рассказу сопутствовало гробовое молчание. Затем тишину храма нарушил гул негодования. Верующие разошлись, возбужденно обсуждая жуткое сообщение. Что-то теперь будет. Реакция последовала незамедлительно. Часа через три ко мне явился запыхавшийся Юрий Петрович. — В городе брожение, — заявил он, — распространяются самые невероятные слухи об убийстве мальчика и какойто преступной секте. При этом ссылаются на вас. Вы можете мне объяснить, что произошло? — Могу. Пришлось рассказать Юрию Петровичу все от начала до конца, и, по мере того как я рассказывал, лицо его мрачнело. — Да, дело серьезнее, чем я думал. Главное — Валентин Кузьмич наверняка тут замешан. Нет сомнений, что он имеет в секте своих людей и, вероятно, дергает за веревочки. А может быть, и сам в их радениях участие принимает. Где письмо Алеши? Можно прочитать его? Я дал ему письмо. Юрий Петрович долго и внимательно читал, потом сказал: — Страшный, разоблачительный документ! Не отнести ли вам его в прокуратуру? — Чтобы там его положили под сукно или даже потеряли? — Это маловероятно. — Учитывая заинтересованность Валентина Кузьмича? — Если учитывать его заинтересованность в этом деле, то конечно… Тогда вам нужно хорошо припрятать письмо или отдать на хранение в чьи-нибудь надежные руки. И вообще следует подумать о мерах предосторожности. Я обратил внимание на ваши замки. К ним, по-моему, подходит любой ключ, и гвоздем их открыть ничего не стоит. Хотите я принесу вам настоящие замки, сделанные по спецзаказу? — Я был бы вам очень признателен. Через час Юрий Петрович вернулся со спецзамками, которые Василий тут же приспособил к дверям храма и входным воротам. Укоряя себя на исповеди в недостаточной любви ко Христу, я, наверно, все-таки преувеличивал. Начиная с минувшего Рождества я ощущаю особую близость к Нему. Во время рождественской службы перед моими глазами почему-то постоянно стояла одна редкая икона греческого письма, на которой только что родившийся Божественный Младенец возлежал в колыбельке, устроенной из камней и напоминающей скорее жертвенник. Как никогда раньше, взволновала меня таинственная связь светлого праздника Рождества Христова со скорбными днями Страстной недели. Я ждал ее с необыкновенным волнением, с предчувствием того, что в эти дни должно произойти нечто исключительно важное для меня, замыкающее еще один цикл моей жизни. Теперь, когда архиепископ объявил мне о своем решении, стало ясно, что настала последняя неделя моего служения в Сарском Преображенском соборе. Не знаю, что будет дальше. Думаю, однако, что прошедший год — вершина, кульминация моей жизни. Выше я уже не поднимусь.

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010