Разделы портала «Азбука веры» Синодик (от греч. συνοδικν — «соборный» или «соединяемый» [в одну книжку]) – название, которое применяется к трём типа текстов: 1) Синодик в Неделю Православия , литургический текст, закрепляющий достижения православного богословия после эпохи Вселенских Соборов, который читается в первое воскресенье Великого Поста; 2) поминальные списки, читаемые в Церкви за усопших ( помянник ); 3) литературные памятники на Руси в  XV–XVIII веках, возникшие и развивавшиеся как дополнение к таким спискам, но впоследствии утратившие с ними связь. Есть и другие, вышедшие из употребления значения слова «синодик». В частности, в древности так назывались письма общения, которые рассылались патриархами главам других Церквей при восшествии на престол. Непосредственно предшествует и даёт начало первому из перечисленных выше определению слова «синодик» значение выжимки из соборного определения, которая была предназначена для публичного прочтения в храме. Синодик в Неделю Православия Синодик в Неделю Православия в Византии Исторически Синодик в Неделю Православия возник как торжественное литургическое провозглашение доктрины иконопочитания, утвержденной на соборе 843 года. Автором первой редакции стал Константинопольский патриарх Мефодий (843–847), который прочитал текст на проповеди в первую неделю Великого Поста 843 или 844 года. Структура текста сохранялась постоянной на всем пути его развития. Он включал в себя: вводную часть; провозглашение вечной памяти исповедующим определённые вероучительные положения; поименное провозглашение вечной памяти их защитникам; анафемы на еретические учения; поименные анафемы еретикам, их высказывавшим; диптихи усопших императоров и патриархов. Празднование с чтением закрепилось и впоследствии приобрело всеобъемлющей характер победы над всеми ересями, вытеснив чтение соборных определений-синодиков из литургического воспоминания других византийских соборов 1 . Императоры династии Комнинов, известные своей активной церковной-политической позицией, стали фиксировать в Синодике все догматические споры своего времени, расширяя его вероучительные разделы.

http://azbyka.ru/sinodik

Разделы портала «Азбука веры» Алексей Поддубный (Джанго) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" После крещения решил стать музыкантом. Певец Алексей Поддубный (Джанго) Алексей Поддубный (Джанго) В Избранное В.: Весна 2020 в жизни Алексея Поддубного выдалась особенной: на днях певец, известный слушателям и зрителям как Джанго, вернулся из Сергиева Посада. Первую неделю поста он провел в монастыре , в Троице-Сергиевой Лавре за молитвой и в строгом воздержании. Алексей Поддубный: Вы видите – здесь красота какая! Мы часто здесь ездили мимо, и можно сказать, даже не решались сюда заходить, потому что как-то слишком красиво, наверно, какая-то там частная собственность, какое-то такое предубеждение было. Но потом все-таки как-то решили сюда зайти, просто походить. В храм Спаса Нерукотворного в Усово Алексей с семьей решился зайти два года назад. Сейчас почти в каждые выходные, если не выпадают гастроли, он здесь женой на службе , сын Никита – в воскресной школе. Казалось бы, свой человек, но несмотря на это, съёмка в храме вызывает смущение. Ну, есть немножко, все-таки храм , мне кажется, предназначен для молитвы , и телевизионная съемка – это такая суетная операция, поэтому мне немножко неловко, первый раз в таком участвую. Я надеюсь, что Божье благословение – все будет хорошо. Так же робко и нерешительно он подошел к первому в своей жизни причастию . После крещения , которое у Алексея случилось в двадцать семь лет, он потом еще год морально готовился к принятию Святых Христовых Тайн – считал себя недостойным. Меня это так ошеломило, мне сказали: «Так, в общем, сейчас 12 часов дня, все, ты крещеный, теперь мы тебя поздравляем, теперь только надо закончить все. Надо исповедоваться на вечерней службе, потом прочитать три канона , прочитать Последование ко Святому причащению , и будьте любезны на Литургию с утра». Я пришел домой – я и так после такого ошеломленный, ты начинаешь чувствовать себя каким-то законченным негодяем, который виноват вообще перед Богом всегда, и нет тебе вообще прощения никакого. Меня просто бросило в холодный пот. Я говорю: «Боже, я не справлюсь с этим!» Ну и все, и отступил.

http://azbyka.ru/way/posle-kreshhenija-r...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.0 из  5) Предыдущий Следующий 14. Воспоминание Страстей Господних Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы продолжаем обсуждать возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Сегодня мы поговорим о том, что в плане богослужения можно сделать дома в Вел. Пятницу — день, когда мы вспоминаем страдания Христовы и смерть Его ради нас и нашего ради спасения. Самая известная и трогательная служба этих дней — « Последование Страстей Христовых с чтением «12-ти Евангелий ». Это последование появилось в Иерусалимской Церкви IV века, в связи с совершением всенощного бдения (с вечера Четверга до утра Великой Пятницы), представлявшее собой скорбное шествие со свечами по всем местам от Гефсимании до Креста . На каждом таком месте делалась остановка с чтением соответствующих отрывков из Евангелия и пением гимнов. До сих пор в Иерусалиме так же все и совершалось. Как будет в этом году посмотрим. Но уверен, что сейчас вас больше интересует другой вопрос : А что делать нам в виду того, что в храмы доступ ограничен, а где-то и вовсе перекрыт? 1 вариант: Самый простой вариант — присоединиться к трансляции богослужения в прямом эфире. 2 вариант: Но можно совершить службу и самостоятельно . - Как это сделать? - Давайте исходить из реальности: « Последование Страстей Христовых», именуемое в просторечии “Чтением 12-ти Евангелий” самостоятельно совершить смогут далеко не все. Для этого нужны не только тексты, но и умение ими пользоваться, да и чин Утрени (на котором совершается это последование) мы с вами еще не разбирали. А вот службу «Часа» во всяких вариантах ее исполнения мы разбирали подробно на 6ом занятии. Если исходить из того, что Евангелие в первые дни Страстной читалось на Часах, то следуя этому же принципу можно на них же прочитать и 12 отрывков из всех четырех Евангелий , согласно Уставу (разбив их на смысловые части) или прочитать одно евангелие от Иоанна , начав со слов “Ныне прославися Сын Человеческий ( Ин. 13 ;31).

http://azbyka.ru/video/14-vospominanie-s...

Разделы портала «Азбука веры» ( 21  голос:  4.4 из  5) Оглавление Перевод с английского: Наталья Трауберг Перевод отдельных фрагментов текста: Владимир Шеломовский Три толкования жизни. Суета, Боль, Любовь Введение С тех пор как я стал взрослым, я изучаю философию и не нашел более глубоких книг по моей специальности, чем «Екклесиаст», «Книга Иова» и «Песнь песней». Собственно, прочитав «Екклесиаста» лет в пятнадцать, я и решил заняться философией. Философские книги можно разделить на древние и новые, благочестивые и безбожные, монистические и плюралистические и так далее, но правильней всего, если верить Габриэлю Марселю, делить их на глупые и умные, или пустые и весомые, или плоские и глубокие. Так вот, прочитав целиком все библиотеки в мире, послушав всех мудрецов, какие только есть, мы не найдем более весомых, глубоких, мудрых книг, чем эти три. Они поистине бездонны. Перечитывая их, я всегда нахожу что-то новое и никогда не устаю пересказывать их студентам. Что-что, а эти книги мы вправе назвать классикой. Ведь классика – как корова, она дает молоко каждый день. Она – как утро, как природа, ибо всегда нова. Нет, природа умрет, только Бог – вечен, и только Его книга не стареет. Если Богу надо вдохновить мыслителя, Он выберет самого лучшего. Но «самый лучший» – не «самый сложный». Платон говорит, что боги нарочно избирают плохих поэтов, чтобы вся слава досталась не поэтам, а богам. Точно так же говорит и апостол в Первом послании к Коринфянам. Вот и в Библии авторы – просты, книги – глубоки; вместо земной премудрости – София, Премудрость Божья. Что-то прорывается сквозь слова, и если вы не замкнете душу, вы уловите это хоть как-то, хоть немного. Семена премудрости прорастут, только встаньте под дождь Писания. Философии, объясняющие жизнь В сущности, таких философий – три, и каждая из них представлена одной книгой Библии. Жизнь – суета («Екклесиаст»). Жизнь – страдание («Книга Иова»). Жизнь – повесть о любви («Песнь песней»). Лучших книг об этом просто нет. Каждая из них – классика, каждая – для любой поры.

http://azbyka.ru/fiction/tri-tolkovaniya...

Разделы портала «Азбука веры» Диакон Феодор Палев: «Одна цитата из Евангелия наполнила меня больше, чем все книги, что я прочитал за жизнь» ( 1  голос:  5.0 из  5) Внезапное принятие священного сана, переосмысление отношения к Богу, чудесное исцеление от тяжёлой болезни и жизнь в постоянном присутствии Бога – в сегодняшнем интервью диакона Феодора Палева. – Отец Феодор, расскажите о себе. Откуда Вы родом, как попали в Петербург? – Я родился на Украине в городе Чернигове и прожил там пятнадцать лет, учился в средней образовательной и музыкальной школах. С шести лет был алтарником, сначала в храме св. вмчц. Екатерины, а затем в Троицком кафедральном соборе. После событий 2014 года мой отец принял решение уйти добровольцем в ЛДНР, так как был тесно связан с украинской милицией, которой здорово досталось во время «Майдана» в Киеве и беспорядков в других городах. Так я оказался в России, в школе для мальчиков при мужском монастыре в Краснодарском крае. Учебное заведение было ориентировано на подготовку будущих священнослужителей, поэтому, получив аттестат о среднем образовании, мне еще была вручена рекомендация на поступление в СПбДА. Поступил я в 2016, учился на бакалавриате, потом в магистратуре. Можно сказать, я не был отличником, но учился хорошо, особенно проявлял интерес к Священному Писанию Ветхого и Нового Завета. – Как к вам пришло решение принять священный сан?  – Принять священный сан мне предложил ректор Академии. Моей личной инициативы там не было. Я, можно сказать, ожидал знака свыше – и дождался. Тогда было начало ковидной эпохи, и в семинарии пожелали остаться человек 60, в числе которых был и ваш покорный слуга. Диаконов катастрофически не хватало, а мои вокальные данные способствовали тому, что на меня вскоре обратили внимание и сделали соответствующее предложение. – Возникали ли трудности и препятствия в процессе принятия этого важного решения? – Никаких трудностей не возникало, потому что я был морально готов к рукоположению и, получив предложение от ректора, тут же согласился не раздумывая. Вопрос выбора жизненного пути у меня уже к тому времени был закрыт: я был женат, мы с супругой воспитывали дочку. Практически никаких внутренних борений не было, я воспринял предложение как знак свыше и не сопротивлялся.

http://azbyka.ru/life/diakon-feodor-pale...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Куда попадают дети, которые умерли до рождения (не крестились от “воды и Духа”)? 366 04.04.2024 Дети Из вопроса “все ли дети попадают в рай”, прочитав комментарии (в большинстве своем, авторы которых придерживаются одной из трех основных позиций Церкви “об участи некрещенный детей” — так называемая “юридическая позиция”. На сколько мне известно, догматически этот вопрос не решен), и прочитав другие материалы: на сайте “Азбука веры” “19. Где пребывают души убитых во чреве младенцев и какой будет их участь на Страшном Суде?”  и толкование к стиху Ин.3:5   которые, в той или иной степени противопоставлются данным комментариям. Ответы на вопрос: “Куда попадают души нерождённых младенцев?”   я тоже читала. Так-же о наследии и ненаследии говорят священники в разных источниках, например: экзегет.ру. (говорят о непостежимости данного вопроса и больше склоняются к тому, что “дети наследуют Царство Небесное”. Свт. Феофан Затворник : «Дети все — ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надобно предоставлять милосердию Божию. Они не пасынки, и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна. Такие вопросы следовало бы решить, если бы на нас лежал долг всех призреть и пристроить. Как это невозможно для нас, то и оставим пещись о них Тому, Кто печется обо всех». Возникает следующий вопрос: Где правда, в чем вина ребенка, и почему некоторые считают, что ребенок, “не видя белого света”, должен оказаться навсегда в аду, “родиться в аду”? 7 Ответов Здесь системно рассмотрен этот вопрос. Об участи младенцев, умерших некрещёными . Правильнее рассматривать участь таких детей, как неполноту бытия. Примером может быть наш мир: мы не святые и наша жизнь не полна, но есть святые, которые обрели полноту земной жизни. Кажется, Вы воспринимаете бытие в аду только как наказание за личные грехи, а пребывание в аду — лишь в контексте евангельских мук (червь, огонь, тьма и проч.). Отсюда и рай понимается как место пребывания людей, которые не совершили личных грехов. Но это механистическая, крайне упрощенная позиция, которая отвергает предведение Божие и Его Промысл, а также смысл взаимоотношений Бога и человека. Возможно, мои слова покажутся Вам резкими, в таком случае прошу меня простить.

http://azbyka.ru/vopros/kuda-popadajut-d...

Разделы портала «Азбука веры» Хенрик Ханзен " loading="" decoding="" title=""/> Хенрик Ханзен – преподаватель немецкого языка в Московской Духовной Академии, родился и вырос в ГДР (Восточная Германия). – С чего началась Ваша вера? Вы выросли в верующей семье? – Нет, я вырос в ГДР, то есть в Восточной Германии. Страна была как бы маленьким братом Советского Союза, поэтому я вырос в такой же атеистической атмосфере, как и многие в Советском Союзе. Мой папа был офицером и даже запретил мне ходить в церковь для того, чтобы послушать классическую музыку. В возрасте 14–16 лет я иногда тайно ходил в храм, но только чтобы послушать классическую музыку. Я из маленького города, и храм был единственным местом, где это можно было сделать. – Храм был католический? – Нет, протестантский. Я с Севера Германии, где живут со времен Реформации в основном протестанты. Я часто вспоминаю события, которые привели меня к вере. Начинать можно с того, что я в возрасте 14–15 лет читал Достоевского « Преступление и наказание ». Сейчас я осознаю, что суть этого романа я не понял, потому что был слишком маленький для этого. Но я вспоминаю эпизод, где Сонечка Мармеладова пытается спасти Раскольникова, прочитывая ему эпизод Евангелия о воскрешении Лазаря . Меня это очень потрясло. Я как бы интуитивно почувствовал, что там, в этом произведении, есть какая-то глубина, которой нет в моей обычной жизни. И в поиске этой особенной глубины, этой другой сферы жизни, я тогда прочитал еще другие романы и повести Достоевского – « Бедные люди », « Униженные и оскорбленные ». Достоевский тогда стал для меня авторитетом. Все эти произведения я прочитал на немецком языке. Повторюсь: тогда я был очень маленький, суть, естественно, не понял, но был потрясен некоей глубиной. Именно Достоевский связал меня с Россией. Это первое, что могу сказать. Следующим этапом на моем пути к вере я бы назвал большой кризис. Мне было 18 лет, я жил и учился уже не дома, а в другом городе, потому что должен был учиться по договоренности между ГДР и Советским Союзом в МГУ на филологическом факультете.

http://azbyka.ru/way/moj-put-k-vere-henr...

Разделы портала «Азбука веры» Что считается чудом в церковной жизни? Каждый христианин, сколько-нибудь ответственно живущий в Церкви, имеет опыт услышанных и исполненных молитв, осуществленных упований, такого вхождения в его жизнь Промысла Божия, которое несводимо к цепи причин и следствий, господствующих в падшем тварном мире. Эти чудеса могут быть неприметны. Они вовсе не всегда сопровождаются изменением законов природы или какими-то чрезвычайно эффектными внешними проявлениями в окружающем нас мире. Но это чудо, когда мать молилась об исцелении ребенка, и он выздоровел; когда невеста ждала солдата из армии, и он вернулся. Чудо, когда мы с холодным сердцем шли на Пасхальную заутреню и просили: «Господи, не оставь вне этого пира веры», — и не остались вне его, хотя до того в душе ничего, чем бы мы могли зацепиться за эту дивную радость, не обреталось. А есть чудеса и другого рода. Каждое таинство церковное — это чудо. Когда на литургии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа Спасителя, сохраняя только вид хлеба и вина, — это та реальность, с которой сталкивается каждый христианин. Служебник, по которому совершаются богослужения, имеет, говоря современным языком, комментарии или примечания, как быть, если священник споткнется и частицы просфоры просыпятся с дискоса, то есть с блюда, на котором они лежат; как быть, если он отвлечется во время богослужения и забудет, прочитал или не прочитал ту или иную молитву?.. И вот среди этих вполне бытовых указаний есть и такое: как быть, если священник увидит вместо хлеба и вина в чаше — Кровь и Плоть? И пишется об этом не как о каком-то чрезвычайном событии, но как о могущем быть в любом приходе, с любым священником. А после этого вновь разъясняется, как надо поступить, если какое-либо насекомое залетит и упадет в чашу. Каждый из нас знает, что чудом является и крещенская вода, которая освящается благодатию Божией. И сохраняется она отнюдь не миллиграммами серебра, которым, по твердому убеждению некоторых далеких от церковной жизни людей, задолго и специально настаивают чистую воду (сколько же это нужно иметь серебра, чтобы приготовить воду для всех желающих!), а, набранная из обычного московского водопровода, после освящения на крещенском молебне она стоит потом год, у кого-то и годы. В иных же местах вода на Крещение просто из речки черпается. Так было до 1917 года, так кое-где происходит и сейчас. Мне довелось побывать в Тобольске, где на Крещение освящают воду в реке Тобол и все сходятся к проруби и черпают воду прямо из реки. Какие ж там ионы серебра, притекшие откуда-то, могут сделать эту воду сохранной? Дело не в ионах и не в катионах, а в благодати Божией.

http://azbyka.ru/voprosy-o-chudesax

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Вместо предисловия Каждый раз, когда я вспоминаю эту историю, то не перестаю удивляться: почему такая упорная борьба происходила за самого что ни на есть обыкновенного мальчишку?! Ладно, был бы он королевской крови, например, сыном великого татайского императора Дзи Дзяня, или хотя бы свейнландского короля Густава Рыжебородого. Так нет! Правда, его отец – кукольник Ольнер – был, в своем роде, известным человеком. Даже король Густав играл в игрушки, сделанные его искусными руками, конечно, когда был маленьким! И все же поверьте мне на слово – Эрик был обычным мальчуганом, каких в его городе насчитывалось великое множество… Но, может быть, я ошибаюсь, и мои юные читатели смогут разрешить мое недоумение и найти в Эрике что-нибудь необычное? Тогда я очень прошу – разыщите меня и расскажите, что вы об этом думаете. Но для этого вам придется прочитать эту книгу от начала до конца. Так что наберитесь терпения, а я начну излагать все по порядку. Итак: Глава 1, в которой жители Тридевятого царства благоденствуют, а старец Афанасий уходит в затвор Все началось с того, что бабка Агафья принесла к себе в избу ведро с водой. Впрочем, нет, надо же сначала объяснить, почему вода в реке, из которой бабка Агафья ее зачерпнула, стала волшебной! Тогда попробую начать по-другому. В те давние времена в Тридевятом царстве, тридесятом государстве, правил могучий Иван-богатырь. После его победы над паучьим царем Дурманом никто из соседних королей и не думал затевать с ним ссору. А если и думал, то об этом никто не догадывался. Все подданные царя жили себе и поживали вольготно и безмятежно. Все, кроме одного. Высоко в горах, в монастыре, из-за которого каждый день поднималось над Тридевятым царством красно солнышко, часто видела монастырская братия своего старца Афанасия напряженно вглядывающимся вдаль. Не раз он спрашивал: “Хорошо ли запираются на ночь ворота?” И братия с готовностью отвечала, что, мол, хорошо запираются ворота и нет причин для беспокойства!

http://azbyka.ru/fiction/chudesnoe-putes...

Разделы портала «Азбука веры» Викентий Филиппович Едигарьев " decoding="" title="" В 1990м году, встретив знакомого мне рабочего нашего предприятия объединения «Тура» А.Ф. Иванова и зная, что он давно является человеком верующим, я спросил его, как можно принять крещение, писать заявление или занять для этого очередь? Вместо ответа он спросил меня, читал ли я Евангелие. Конечно же, не читал. Я даже не представлял, что это такое, хотя в душе все чаще задумывался о вере и решил хотя бы на всякий случай окреститься. Когда я сказал, что ничего не читал и о Боге ничего не знаю, он тут же достал из кармана «Новый Завет» и подарил мне. После работы, читая эту книжечку, я с трудом пытался понять смысл прочитанного, перечитывая одно и то же место по нескольку раз. Постепенно я настолько увлекся, что чтение Евангелия стало составлять для меня самые радостные минуты в жизни. Я при этом полностью «отключался» от внешнего мира. Купил Библию. Все свое свободное время я «с головой» погружался в познание духовных истин. Впервые я приехал с А.Ф. Ивановым в церковь на ул. Демьяна Бедного, 54 в 1991м году на праздник Пасхи. Увидев здание церкви, а это был частный бревенчатый дом, я был несколько шокирован. Какая же это церковь? Я с опаской прошел внутрь дома вслед за Ивановым. Оказалось, что мой попутчик является пресвитером этой церкви, которая в то время была областного уровня. Встретили меня очень хорошо, приветливо, предложили сесть впереди. Прихожане между собой очень приветливы, обращаются друг к другу с большой любовью, со святым целованием. Коллектив, если можно так выразиться, мне очень понравился. В мире такого не увидишь. Для меня люди мира в то время делились на две категории: верующие в Бога и не верующие, а что бывают разные церкви и разные верующие католики, протестанты, православные и т.д. мне не было известно. Принятый с любовью, я приобрел много новых друзей, появились братья и сестры по вере. Я с жадностью слушал проповеди, пытаясь узнать все больше и больше. Здесь я получил «нужные» ответы почти на все мои вопросы в познании Библии. На одном из очередных собраний (богослужений), стоя на коленях, я в присутствии всех прихожан со слезами покаялся в своих грехах. Все поздравляли меня. В июле 1991 г. я принял святое водное крещение в р. Туре, а в декабре уже с кафедры прозвучала моя первая проповедь. Только через год я узнал, что я хожу в церковь Евангельских Христиан Баптистов (ЕХБ).

http://azbyka.ru/way/pismo-ot-byvshego-b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010