5) Кто еще принадлежит к Церкви Христовой? 5) Святые Ангелы Божьи, почему и сказал Спаситель, что «бывает радость у Ангелов Божьих и об одном грешнике кающемся» ( Лук. 15:10 ). Потому и радуются св. Ангелы о каждом кающемся грешнике, что они члены Церкви Христовой, в которой «страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12:26 ). Великая тайна домостроительства нашего спасения была сокрыта и от Ангелов и от святых небожителей, пока Христос не соединил небо с землей, Церковь небесную с Церковью земной, тогда только Ангелы и святые узнали о ней через благовестников Церкви земной, св. Апостолов: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известной через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф. 3:8–10 ). 6) Если Церковь Христова состоит из Ангелов Божьих, живых и умерших людей, то в каком отношении находятся все они между собой? 6) Так как Церковь земная и Церковь небесная, то есть, верующие живые и умершие вместе со святыми Ангелами составляют «единую» Церковь Христа, Его Тело, в котором Он Сам – основание и глава, то все члены Церкви находятся через объединяющего их Христа в постоянной живой любви и непрестанном молитвенном общении друг с другом. Вступившим в Церковь христианам св. Апостол говорит: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф. 2:19 ). «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии и всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:22–23 ). Возглавляемые Христом все члены Церкви: св. Ангелы, живые и умершие – составляют одну Божью семью, крепко соединенную вечной любовью. Живущие на земле члены Церкви молятся за умерших своих братий, не достигших совершенства и святости, молятся потому, что они мертвы телом, но не душой, «ибо у Него все живы» (Мф. 22:32), а христианская любовь «никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ) и побуждает нас молиться за умерших. Живущие на земле члены Церкви, прославляя святых Ангелов и восхваляя праведников, написанных уже на небесах ( Псал. 111:6 ; Прит. Сол. 10:7), взирая на кончину их жизни, подражают вере их» ( Евр. 13:7 ) и молят их о заступничестве перед Богом. Святые Ангелы Божьи «посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ), они заботятся о всех верующих (Мф. 18:10), охраняют их ( Пс. 33:8 ) и радуются о каждом кающемся грешнике ( Лук. 15:10 ). Святые угодники Божьи, достигшие совершенства и написанные уже на небесах, первенцы церкви, молятся о нас грешных и ходатайствуют перед Ходатаем всего мира о прощении наших грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Проповедь, сказанная прот. Василием Ермаковым 6 июля 2003 г. в храме прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Санкт-Петербург. Память Владимирской иконы Божией Матери Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Проведя наши праздники христианские, вспоминая всех Святых в мировом масштабе, вспоминая русских Святых в прошедшее воскресенье, нам святая Церковь преподносит (уроки), наглядно призывает всех — куда надо идти человеку здесь, живя на Земле и что надо искать в жизни. Куда и что. И к этому сегодня нас призывает Святое Слово Божие, Евангельское Благовестие вечной жизни. Господь говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды его. Правды Божией, не человеческой». И все, что ищется сегодня в 21м веке человечеством, Господь за Веру, за то, что мы идем к Богу, пойдем за Богом — нам дарует, всё земное, необходимое для нашей жизни. Что искали в своей земной жизни, наши особенно русские православные святые? Они нам оставили образ — как надо жить на Земле и что надо делать. Я не буду смотреть в глубину прошлой истории, а возьму 20й век, век трагический для Матери России, век, когда все силы ада были направлены на то, чтобы изничтожить Мать Россию, чтобы не было русского человека. Мы были советскими людьми, нас так воспитывали, у нас не было России. В 17м году отняли наше название, мы стали — советский союз, думая, что те наши близлежащие братья, они будут вместе с нами, они нам помогут, как мы им помогали делать земное благополучие. И вот вы видите в одночасье, в одно мгновение все человеческое стремление, все стремление той системы коммунизма создать братство народов, создать мир хижинам, войну дворцам, отдать заводы рабочим, землю крестьянам. И мы получили. Не только ваши отцы, деды ваши и прадеды — по всей программе. Клюнул, пошел, рванул, уничтожая в гражданской войне здания, раскулачивая всех умных людей. А тот, кто действительно желал и нашел мощь Российского духа — поднимал Россию, и нам они путь указали Веры и молитвы, против чего со всей яростью обрушился удар на святое святых русского человека — это на Храмы, на иконы, и на нас — священников.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Апостол Иоанн писал христианам: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, что бы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Иоан. 1:3 ): – и в Церкви не прерывается это общение с апостолами; оно переходит с ними в другую область их бытия, небесную. Близость святых к престолу Агнца и возношение ими молитв о Церкви на земле изображены в Откровении св. Иоанна Богослова: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы и тысячи тысяч,» которые восхваляли Господа ( Откр.5:11 ). Молитвенное общение со святыми есть осуществление на деле связи христиан на земле с Церковью небесною, о которой говорит апостол: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:22–23 ). Священное Писание представляет многочисленные примеры того, что праведники, еще живя на земле, могут видеть и слышать и знать многое, что недоступно обычному восприятию: тем более эти дары им присущи, когда они совлеклись плоти и находятся на небе. Апостол Петр прозрел в сердце Анании, по книге Деяний (5:3); Елисею открылся незаконный поступок слуги Гиезия (4 Царств 4 гл.) и, что еще удивительнее, ему открылись все тайные намерения двора Сирийского, которые он затем сообщил царю вавилонскому (4 Царств 6:12). Святые, находясь на земле, проникали духом в мир горний, и одни видели сонмы ангелов, другие удостаивались созерцать образ Бога (Исаия, Иезекииль), иные были восхищаемы до третьего неба и слышали там таинственные неизреченные глаголы, как например, апостол Павел. Тем более, находясь на небе, они способны знать происходящее на земле и слышать обращающихся к ним, так как святые на небе «равны ангелам» ( Лк. 10:36 ). – Из притчи Господней о богатом и Лазаре узнаем, что Авраам, находясь на небе, мог слышать вопль богача, страждущего во аде, несмотря на «великую пропасть,» разделяющую их. Слова Авраама: «братья твои имеют Моисея и пророков, пусть слушают их,» – ясно показывают, что Авраам знает жизнь еврейского народа, происходившую после его кончины, знает о Моисее и его законе, о пророках и их писаниях. Духовное зрение душ праведников на небе, несомненно, больше, чем было на земле. Апостол пишет: «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор. 13:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Близость святых к престолу Агнца и возношение ими молитв о Церкви на земле изображены в Откровении св. Иоанна Богослова: “И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы и тысячи тысяч,” которые восхваляли Господа ( Откр.5:11 ). Молитвенное общение со святыми есть осуществление на деле связи христиан на земле с Церковью небесною, о которой говорит апостол: “Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства” ( Евр. 12:22–230 . Священное Писание представляет многочисленные примеры того, что праведники, еще живя на земле, могут видеть и слышать и знать многое, что недоступно обычному восприятию: тем более эти дары им присущи, когда они совлеклись плоти и находятся на небе. Апостол Петр прозрел в сердце Анании, по книге Деяний (5:3); Елисею открылся незаконный поступок слуги Гиезия (4 Царств 4 гл.) и, что еще удивительнее, ему открылись все тайные намерения двора Сирийского, которые он затем сообщил царю вавилонскому (4 Царств 6:12). Святые, находясь на земле, проникали духом в мир горний, и одни видели сонмы ангелов, другие удостаивались созерцать образ Бога (Исаия, Иезекииль), иные были восхищаемы до третьего неба и слышали там таинственные неизреченные глаголы, как например, апостол Павел. Тем более, находясь на небе, они способны знать происходящее на земле и слышать обращающихся к ним, так как святые на небе “равны ангелам” ( Лк. 10:36 ). – Из притчи Господней о богатом и Лазаре узнаем, что Авраам, находясь на небе, мог слышать вопль богача, страждущего во аде, несмотря на “великую пропасть,” разделяющую их. Слова Авраама: “братья твои имеют Моисея и пророков, пусть слушают их,” – ясно показывают, что Авраам знает жизнь еврейского народа, происходившую после его кончины, знает о Моисее и его законе, о пророках и их писаниях. Духовное зрение душ праведников на небе, несомненно, больше, чем было на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Снятие пятой печати – молитва святых мучеников у престола Божия об ускорении кончины мира и наступлении Страшного Суда. Св. Иоанн видит «под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе. Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?». Души праведников, пострадавших за Христа, как видно из этого, находятся под алтарём небесного храма, подобно тому как и на земле со времён мученических вошло в обычай в основание христианских храмов и алтарей полагать частицы мощей св. мучеников. Молитва праведников объясняется, конечно, не желанием их личной мести, а ускорением торжества правды Божией на земле и того воздаяния каждому по делам его, которое должно произойти на Страшном Суде и сделать их причастниками вечного блаженства как отдавших жизнь свою за Христа и Его Божественное учение. Им даны были белые ризы – символ их добродетели – и сказано было потерпеть «ещё малое время», пока и сотрудники их, и братия, которые будут убиты, как и они, дополнят число, дабы всем вместе получить достойную мзду от Бога (ст. 9–11). Снятие шестой печати символизирует те стихийные бедствия и ужасы, которые будут происходить на земле в последний период её существования, непосредственно перед кончиной мира, вторым Пришествием Христовым и Страшным Судом. Это будут те же самые знамения, о которых предрекал Сам Господь Иисус Христос незадолго до Своих крестных страданий ( Мф. 24:29 ; Лк. 21:25–26 ). «Произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь, и звезды небесные пали на землю». Эти знамения вызовут смертельный страх и ужас у людей всех состояний, которые будут жить тогда на земле, начиная от царей, вельмож и тысяченачальников и кончая рабами. Все вострепещут при наступлении дня великого гнева Его и будут молить горы и камни: «Сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца». Подобные ужасы переживали убийцы Христовы при разрушении Иерусалима. В ещё больших размерах постигнут такие ужасы всё человечество перед кончиной мира. Глава седьмая. Явление после вскрытия шестой печати: 144.000 запечатлённых на земле и облечённые в белые одежды на небе

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Мы никогда не должны утверждать: «Я сделаю это», а должны говорить: «Я хочу это сделать», например: «Хочу любить ближнего». Мы не должны утверждать: «Я не буду никогда никого осуждать», но: «Я хочу никого никогда не осуждать». Если мы приобретем это «ненадеяние» на себя, если будем умолять Бога, не полагаясь на свои собственные силы и разум, то Бог нам поможет. Тогда мы через покаяние сможем прийти к тому возвышенному состоянию, которое было у мучеников, подвиг которых в Церкви традиционно считается наивысшим, наитруднейшим и память которых мы сегодня празднуем. Аминь. 8 февраля 2004 года Слава Божия и слава человеческая Слово в день всех святых в земле Русской просиявших Сегодня читается два Евангельских зачала, следующих одно за другим и, казалось бы, случайно совпадающих в этот день. По смыслу они близки друг другу: в одном говорится о призвании на служение святых апостолов и о заповедях блаженства, то есть о том, в чем состоит счастье христианское, а во втором, посвященном памяти Всех святых в земле Российской просиявших, рассказывается о Нагорной проповеди Спасителя, начинающейся с перечисления тех же заповедей блаженства. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях 9 . Мы видим, что апостолы, не оглядываясь, оставили все: свои семьи, родных, – и не взирая, может быть, на их упреки и скорбь, последовали за Господом. Петр и Андрей бросили свое дело на середине: они закидывали сети в море, но Господь позвал их, и они оставили их и ушли. Известно, что Петр был женат. Из Евангелия, где повествуется о том, что Господь Иисус Христос исцелил его тещу, естественно сделать вывод о том, что Петр состоял в браке. Предание церковное тоже говорит о его жене, служившей ему как сестра. Апостол Петр никогда не беседовал с ней, лишь когда нужно было идти дальше, чтобы исполнить заповедь Господа Иисуса Христа о проповеди, вставал и говорил: «Марфа, следуй за мной». И она молча следовала за ним, разделяя его апостольские труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Положив начало Церкви, Он предоставил дальнейшее ее устроение Апостолам при содействии Святого Духа, Которого они имели получить в великий день св. Пятьдесятницы. И насажденная на земле Церковь Божия процвела, как крин и возрастила благодатию Святого Духа бесчисленное множество святых из всякого народа и племени, из всякого человеческого звания и состояния, обоего пола; особенно в первые века земля стала небом по причине бесчисленного множества просиявших в Церкви святых в ликах апостольском, святительском, мученическом, в ликах преподобных св. отцов, бессребренников, праведников и всех святых. Церковь Христова на земле была и есть величайшее чудо; в ней совершилось и совершается дивное обновление человечества – искренно верующие люди стали небесными ангелами, украшенными всякою небесною добродетелью. Они украсили Церковь как святою жизнию своею, так и бессмертными, богомудрыми творениями, доселе услаждающими наш слух и назидающими верных чад Церкви. Слава Тебе, вознесшемуся со славою Христу Богу нашему и нас не оставившему, в нас действующему и нас спасающему. Аминь. Слово на день св. Пятьдесятницы или сошествия Святого Духа на Апостолов. История и смысл праздника 4 . «При наступлении дня Пятьдесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян. 2:1–4 ). Пресвятая Троица, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бренного человека достойно – насколько возможно – Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду, Твоего света неприступного, Твоей красоты! Вот чем я начинаю слово в великий день Пятьдесятницы, или сошествия Святого Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно посильною хвалою Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сатана побежден. Господь славы простирает руку свою и взывает: «идите за Мною, все мои святые 260 , умершие чрез древо, к которому он (Адам) прикоснулся, ибо вот чрез древо креста я опять восстановил вас всех». И собрались все святые под десницу Господню. Господь же, держа Адама за правую руку, сказал ему: «мир тебе и всем сынам твоим, моим праведникам!» Проникнутый глубоким чувством благодарности, Адам крепко лобызает Господа и благодарит Его громким голосом: «благодарю, Господи, Твое величие, Ты искупил меня, Ты не дал врагам моим радоваться надо мною, Ты вывел душу мою из ада преисподнего и избавил меня от нисходящих в ров. Воспойте Господу, все преподобнии Его, и исповдуйте память святыни Его, яко гнвъ въ ярости Его, и животъ въ воли Его» 261 . Тогда святый Давид воспел Господу хвалебную песнь, говоря: «воспойте Господу новую песнь, сотворившему чудное. Господь победил своею правостью и своею святою десницею. Господь возвестил спасение свое, пред лицем народов открыл правду свою». Все воинство святых воскликнуло: «слава всем святым Его, аминь, аллилуйя». Пророк Аввакум вспомнил прежде возвещенное им пророчество: «во спасение народа своего пришел Ты и во избавление избранных Твоих», и все святые подтвердили ему: «благословен, грядущий во имя Господне, Бог и Господь явился нам, аминь, аллилуйя». Затем пророк Михей стал прославлять Господа так же, как некогда на земле: «Кто Бог, якоже Ты? отъемляй и оставляяй Не удержа гнва своего во яко волитель милости есть. Той обратитъ и ущедритъ ны, и погрузитъ неправды наша, и ввержетъ въ глубины вся грхи наша... якоже клялся еси отцемъ нашимъ во дни первыя» 262 . Все святые отвечали: «Он есть Бог наш во веки и в век века, Он управит нас во веки, аминь, аллилуйя». Так прославляли Господа все пророки и восхваляли Его, говоря: «Господи, Ты исполнил то, что возвестил в пророках и законе. Крестом твоим Ты спас живых и сошел в ад избавить нас от ада и смерти. Спаситель! Ты явил образ славы Своей на небе 263 и воздвиг знамя искупления Своего на земле, оставь же и здесь знамя победы Своей, чтобы смерть больше не владычествовала». Как бы исполняя просьбу святых, Иисус Христос простер руку Свою, сделал знамение креста на Адаме и всех святых Своих и, взяв Адама за правую руку, вышел из ада. Все святые последовали за ним. Главы 9-я и 10-я (25 и 26)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Но вот вопль убиенных святых достигает престола Божия, и взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю. Так дважды христиане собирают огненные угли на главы своих врагов. Во время земной жизни по словам притчей Соломоновых: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водой: ибо, делая сие, ты собираешь горячие угли на голову его» ( Притч. 25:21–22 ). Но если через эти угли не вразумится враг, то в кончину века по молитвам святых огненные угли с небесного жертвенника обрушатся на их головы. И произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. Как только ангел совершил свое действие, то прервалось краткое, как бы получасовое молчание на небе, снова раздались прерванные на время голоса небесных вокруг престола, послышались раскаты громы и заблистали молнии – возобновилась на небе та же бесконечная жизнь и движение, которые наблюдал Иоанн до вскрытия седьмой печати. На земле же, на которую был низвержен огонь с жертвенника, произошло землетрясение , как первое и непосредственное выражение всемогущества Божия. Как на Синае «горе, осязаемой и пылающей огнем», «во тьме, мраке и буре» при «гласе глаголов» через ангелов ( Евр. 12:18–19; 2:2 ) был дан закон Моисею, так здесь голоса, громы и молнии небес возвещают начало суда земле, и она содрогается и сотрясается. Всему же этому сослужат ангелы. Откр.8:6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Теперь начинается повествование о семи казнях Божиих, которые будут посланы в мир. Каждая казнь возвещается трубным звуком ангела. Первый трубный глас Откр.8:7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Это похоже на казнь, которую навел некогда Господь на Египет. О той казни мы читаем: «Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на всю землю Египетскую» ( Исх. 9:23 ). Подобное видит здесь Иоанн. И сделались , то есть все это происходит непосредственно на глазах тайновидца. Разуметь здесь можно буквально физическую катастрофу, которая постигнет мир. Можно себе представить шарики града, смоченные кровью, пахнущие ею, и все это в сопровождении истребительного огня. Тогда исполнится пророчество Иоиля: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма» ( Иоил. 2:30 ). Этот ужасный град и огонь, разливающийся по земле, истребит треть всех деревьев и лесов. Трава же, как нечто более нежное, будет выжжена по всей поверхности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Святые же на небесах, молясь и воспевая Богу непрестанно, не испытывают при этом никакой печали, никакого труда, никакой тяготы, будучи свободны от оков телесных. Поэтому, ни молиться и петь Богу, ни общаться друг с другом, ни слышать молитвы людей и отвечать на них, даже если их множество, не составляет для святых никакого труда . Покой святых нужно понимать не так, что святые находятся в праздности и безделии (или что они вообще спят, как говорят некоторые протестанты, слишком буквально понимая некоторые места Писания, напр. Дан.12:2 ; Ин.11:11 ), а так, что непрестанно занимаясь многими делами, активно участвуя во всей жизни Церкви, постоянно сопереживая и содействуя Христу во всех Его делах и борьбе с дьяволом, они находятся при этом в полном покое, радости и умиротворении. А что умершие святые (и Ангелы) не спят и знают о делах земных и являются не сторонними и безразличными наблюдателями, но принимают в них участие и выражают свои чувства, ясно свидетельствует Священное Писание. 1Цар.28:14–19 . Умерший пророк Самуил в разговоре с Саулом открыл, что он не только хорошо знает происходящее на земле сейчас, но знает и будущее: «И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян». Ин.8:56 . Сам Христос засвидетельствовал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался». То есть, давно умерший Авраам знает и вникает в происходящее на земле, выражая при этом свои эмоции. Лк.16:29 . В разговоре с богачом Авраам говорит о Моисее и пророках, хотя они жили после него. Ясно, что Авраам имел возможность знать о происходящем на земле после своей смерти. Лук.9:30–31 : «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия: явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме». Мы вновь видим, что святые знают о происходящем и о том, что должно произойти на земле, и принимают в этом участие. То есть их упокоение не является бездействием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010