А другой св. апостол, тайнозритель Иоанн Богослов, раскрывает сущность этого отношения: святые на небесах молятся за живущих на земле. В откровении он видел Ангела, которому «дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр.8:3–4 ). В этом откровении заключены весьма важные мысли. Это: святые возносят множество молитв («множество фимиама»), возносятся молитвы всеми святыми («молитвами всех святых»), возносимые ими молитвы восходят к Богу, как благовонный фимиам («и вознесся дым фимиама»). Тот же тайнозритель видел, как пали пред Агнцем двадцать четыре старца, каждый из которых имел гусли и золотые чаши, наполненные фимиамом, «которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ). Веру святой Церкви в молитвы святых выразил Четвертый Вселенский Собор, составившийся из 630 отцов. В одиннадцатом заседании Собора записано: «Все почтеннейшие епископы и клирики Константинопольские сказали: вечная память Флавиану… Флавиан жив после смерти. Пусть он мученик молится за нас!» (Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. Казань, 1865, сс. 264–265). Поскольку же, святые молятся за нас, являются нашими помощниками и заступниками, то прославлять их и призывать их в своих молитвах и благочестно, и справедливо. Но как совместить с призыванием святых слова св. ап. Павла: «Един посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:5–6 )? He ведет ли ходатайство за нас святых к принижению ходатайства, – «посредничества», – Спасителя? – Здесь необходимо обратить внимание на выражение Апостола: «Предавший Себя для искупления всех». Сказав о ходатайстве Христа Спасителя, св. Апостол показывает, в чем надо видеть это ходатайство, – в избавлении, в искуплении. Христос действительно один Ходатай в жертвенном подвиге, но не в человеческих прошениях, молениях. Подтверждение правоты такого понимания можно видеть у того же Апостола, когда он просит живущих на земле, целые христианские общины, молиться за него (см.: Рим.15:30 ; Фес.5:25; Еф.6:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Хотя Бог есть везде, однако здесь говорится о том, что Ему свойственно пребывать на Небесах, где Он насыщает явлением Своей славы удостоившихся там быть. Поэтому святой Кирилл в Катехизисе, раздел 9, называет Небо завесой Божества, за которой для нас, пребывающих вне завесы, Бог утаен. Но и Апостол Павел сравнивает вход Христа в святую Небесную обитель со входом первосвященника внутрь завесы в святая святых. Отсюда ясно, что Апостол учит о сущности Божественного Неба, проводя аналогию с завесой ветхозаветного ковчега. И поистине мало разницы в пребывании душ святых на Небе, на земле или еще где-нибудь, если они все равно не видят Бога. Доказательство седьмое Павел говорит: имею желание разрешиться и быть со Христом ( Фил. 1, 23 ). Если души святых пребывают в некоем месте вне Неба, напрасно это желание Павла, ибо Христос пребывает на Небе. Доказательство восьмое Сим дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния (Евр. 9, 8). Эти слова святой Феофилакт вместе с другими святыми Отцами толкует следующим образом: в святая святых не могут войти священники и мирские люди, это образ преграды на пути к Небу для людей Ветхого Завета. Поэтому тогда и праведники спускались в преисподнюю. Когда же Христос разрушил завесу скинии и упразднил ветхозаветные образы, тем самым Он открыл святым путь в Небесное святилище. Доказательство девятое Вы приступили не к горе осязаемой (Евр. 12, 18), и прочее. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр. 12, 22–23 ). Здесь по толкованию святых Отцов описывается Церковь , торжествующая на Небе, и ее граждане. Прежде всего это Ангелы, а также души Первенцев, то есть тех. кто первыми уверовал и умер, такие как Апостол Иаков, Стефан и другие, которые, как сказано, написаны ка Небесах, то есть причислены к Ангельским чинам. Другие же толкуют церковь Первородных с написанными на Небесах как души Патриархов и Пророков, царствующих со Христом. Духами же совершенных называют души Апостолов и мучеников. Примите первое или второе толкование, из обоих ясно, что души святых, живших на земле, блаженны тем блаженством, которым прежде были почтены одни только Ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Тоже объявил Он чрез ангелов и праведному Лоту (12:13). Пророкам Дух Божий открывал отдаленное будущее. Спаситель апостолам, другам Своим, говорил: вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам ( Иоан. 15:15 ). Поэтому не должно ли признать, что тем более Он делает св. небожителей причастниками Своих тайн, открывает им происходящее на земле и сообщает им о том, в чем мы молим их помочь нам своим предстательством пред Ним 623 ). Есть свидетельства о том, что святые, живя на небе, действительно знают то, что совершается на земле. Так, в притче Спасителя о богатом и Лазаре Авраам изображается знающим происходящее на земле, когда говорит богачу: братия твои имут Моисея и пророки, которые жили много спустя после Авраама, да послушают их ( Лук. 16:29 ) 624 ). Моисей и Илия, явившись к Иисусу Христу во время Его преображения на Фаворе, беседовали с Ним об Его страданиях и смерти ( Мф. 17:3 ), что показывает, что им было известно о начавшемся на земле деле спасения людей воплощением Сына Божия. В откровении Иоанна представляется, что души избиенных за слово Божие, находящиеся под алтарем, взывали к Богу: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли? Души святых мучеников не могли бы молиться так, если бы им не известно было, что праведный суд Божий еще не совершался над пролиявшими их кровь врагами Божиими: и сказано было им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, докончат число ( Апок. 6:10–11 ). III. Церковь Христова, начиная со времен апостольских, признавала несомненным молитвенное предстательство Богоматери и св. угодников Божиих за живущих на земле братий, а посему вместе с молитвами к Богу, как Царю неба и земли и Подателю всех благ тварям, обращалась с молитвами и к святым. Об этом свидетельствуют древние литургии, записки современников о мученичестве святых, отцы и учители церкви и целые соборы. Из чинопоследования древних литургий можно видеть, что молитвенное призывание святых еще во времена апостольские вошло в состав общественного и частного богослужения, и что оно соединялось с убеждением в действительности предстательства святых за нас пред Богом. Так, в литургии ап. Иакова находится такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» 625 ). Тоже находится и в других древних литургиях, напр., в литургии евангелиста Марка 626 ), в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о 627 ). Св. Кирилл иерусалимский , изъясняя чин литургии, существовавший, конечно, с древних времен в иерусалимской церкви, говорит: «поминаем (принося бескровную жертву) и прежде почивших патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог прошение наше» 628 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Многие не знали, что в Вышегороде почивают святые мученики и страстотерпцы Христовы Роман и Давид, но Господь не допустил, чтобы такое сокровище таилось в земле, и обнаружил его для всех. На месте, где они лежали, иногда виделся огненный столп, иногда же слышалось ангельское пение. Слыша сие и видя, люди славили Бога и приходили поклоняться со страхом на месте том. Много приходило и от иных стран. Одни верили слухам, другие не верили, считая сие за ложь, как Апостол сказал о Кресте: «Для погибающих — юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия» (1 Кор.1:18). Господь же во святом Евангелии сказал: «И тот, кто упадет на этот камень, разобьется» (Мф.21:44), а верующий в него не постыдится. Однажды пришли к тому месту, где лежали святые, погребенные под землею, варяги, и один из них вступил на него; тотчас же огонь вышел из гроба и опалил ноги варяга. Тот вскочил, стал рассказывать и показал дружине свои обожженные ноги. С тех пор не осмеливались подходить близко, но со страхом поклонялись. Немного спустя загорелась церковь святого Василия, у которой были положены святые. Пономарь той церкви, по окончании заутрени, был омрачен от вселукавого сатаны сном и, не осмотрев церковь как следует, ушел к себе домой, а в церкви забыл потушить свечу, горевшую на высоком месте. Спустя некоторое время загорелась церковь. Люди устремились к ней; горела церковь от верха; все оттуда вынесли, иконы и сосуды, так что ничего не сгорело, кроме самого здания. Все это произошло по Божиему попущению. Церковь была деревянная и обветшала. Господь явил сим Свою волю, чтобы иная церковь была построена на том месте во имя святых блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба и чтобы телеса их были с любовью вынуты из недр земных, что и случилось. О всем этом поведали Ярославу. Князь призвал митрополита Иоанна, сказал ему о своих братьях, святых мучениках, и тот был как бы в ужасе, сомнении, радости и дерзновении к Богу. Выйдя от князя, митрополит собрал клирошан и всех священников и велел идти крестным ходом к Вышегороду. И пошли к месту, где лежали святые, с ними и Ярослав-князь. На том месте, где стояла сгоревшая церковь, поставили небольшую храмину. Архиепископ же, придя с крестами, сотворил в ней всенощное пение. Рано утром архиепископ пошел с крестами к месту, где лежали пречестные телеса святых, сотворил молитву и велел разрыть землю, находившуюся над гробом святых. И откопав, вынули гроб из земли. И приступил митрополит Иоанн и пресвитеры со страхом и любовью, открыл гроб святых, и увидели чудо преславное. Телеса святых не имели никакого повреждения, но были совершенно целы и белы как снег, лица их были светлы, как у ангелов, благоухание исходило от них. Сильно дивились архиепископ и все люди. И отнесли они телеса в ту храмину, которая была поставлена на месте сгоревшей церкви, и положили их над землею на правой стороне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Пророк Давид, в молитве взывая: Господи Боже Авраама, и Исаака, и Израиля, отец наших ( 1Пар. 29:18 ), – воспоминает о святых праотцах в подкрепление своей молитвы к Богу, подобно тому, как православная церковь повседневно призывает Христа, истинного Бога нашего, молитвами пречистой Матери Его и всех святых. Апостол Иаков пишет: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой ( Иак. 5:16–18 ). Апостол Павел самому себе просил молитв у христиан: молю вы, братие, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим. 15:30 ). Святой апостол Иоанн Богослов, изображая бывшее ему видение, говорит: двадесять и четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы, полны фимиама, иже суть молитвы Святых ( Апок. 5:8 ). И еще: и другий Ангел прииде, и ста пред олтарем, имеяй кадильницу злату: и дани быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на олтарь златый сущий пред престолом. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Апок. 8:3, 4 ). Вселенская церковь Христова, последуя примеру и наставлению апостольскому, всегда призывала святых, как и ныне призывает. От времен апостольских совершается призывание святых на Божественной литургии. Святой Кирилл Иерусалимский , один из преемников первого Иерусалимского епископа Иакова, изъясняя литургию церкви Иерусалимской, по преданию дошедшую от апостола Иакова, говорит: «потом поминаем и прежде почивших, во первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше». 35 Также призываются святые в литургиях Василия великого и Иоанна Златоустог о. 36 Василий великий в слове на сорок мучеников говорит: «Сколько употребил бы ты труда, найти одного молитвенника ко Господу! и вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Вознесем же усердное благодарение дивному во святых своих ( Пс.67:36 ) Богу, даровавшему нам целый сонм святых молитвенников за нас у престола благодати. Но, чтобы достойно ценить и благопотребно пользоваться столь великим даром Отца Небесного, уясним, елико возможно, для себя те основания, по которым мы возносим свои моления к небожителям, святым угодникам Божиим. По учению слова Божия, Церковь видимая – воинствующая на земле и Церковь невидимая – торжествующая на небе составляют одно великое духовное тело ( 1Кор.12:12 ). которое, начинаясь на земле, кончается на небе; а потому эти церкви, равно как и члены их, т. е. еще подвизающиеся на земле для неба и вечности и уже достигшие вожделенного упокоения в обителях небесных, имеют между собою некое живое духовное общение. Об этом ясно свидетельствует св. апост. Павел, говоря верующим: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр.12:22–23 ). Средством для единения нашего с блаженными обитателями горнего Иерусалима, старшими, совершеннейшими нашими братиями православная Христова Церковь предлагает нам молитву веры и любви. В своих молитвах мы призываем святых угодников. Это призывание святых, однако-же, не то означает, будто мы в своих нуждах, вместо Бога, обращаемся за помощью к святым Божиим. Нет, всякая помощь наша от Господа, сотворшаго небо и землю ( Пс.120:2 ). Но мы, сознавая своё душевное недостоинство и нечистоту греховную, прибегаем к святым, как близким Богу, верным слугам Божиим. Они, в обителях небесных удостоенные близкого общения с Господом Иисусом Христом – единым Ходатаем Бога и человеков, давшим Себе избавление за всех ( 1Тим.2:5 ), имеют благодать молиться за нас, земных своих братий, благодать очищать и подкреплять наши грешные, несовершенные моления и приносить их пред Вседержителя. И каждый верующий в Бога не может веровать в Него, если не будет веровать и во святых Его: ибо та любовь и вера в Бога ( Флм.1:5 ) не совершенна, которая соединена с неверием к слугам Его (блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«И пришел иной ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на Золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Богом ( Откр.8:3:4 ) 1 . Тут не одна буква, а целая картина молитвенного ходатайства ангелов и святых Божиих за нас, грешных, ибо не о себе же самих молятся те, о коих там же сказано: «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и ни какой зной; ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр.7:16–17 ). О молитве сих-то праведников, как например, пророк Илия, который помолился, чтобы не было дождя и не было дождя на земле три года и шесть месяцев, и опять помолился, и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой, – говорит апостол Иаков, что «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16–18 ). Безначальные и радостные угодники Божии, друзья Его, равные свв. ангелам, они молятся за тех, кои прославляют в них величие и силу Божию, подражают им, как они подражали Христу, и обращаются к их заступлению пред Богом, – так веруем мы, чада св. православной церкви, и сколько радости и утешения подает сия вера наша всем жителям скорбного мира, лежащего во зле, – сей юдоли падений, скорби и страдания! В связи с учением св. Церкви о почитании и молитвенном призывании святых Божиих стоит учение о почитании их мощей, – (вопрос 3) и тот, кто удостоверится из приведенных выше свидетельств Слова Божия о молитвенном предстательстве святых за нас пред Богом, тот не будет требовать: покажи, где написано: «почитай мощи святых». И в наших обыденных отношениях к людям, нами любимым, мы дорожим не только их образом мыслей, убеждениями, любовью к нам, но и всем, что связано с их личностью, тем более их прахом, который с честью погребаем, над которым насыпаем холмы и ставим памятники. Тем более, дороги должны быть для нас «останки» святых и даже вещи, им принадлежавшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Но скажите нам, противники, по совести (если имеете христианскую совесть), похожи ли мы на этих идолослужителей, когда призываем святых, не как богов (не будет так), но как друзей Божиих и наших молитвенников? А есть ли у вас, противницы место, для Священного Писания: Восхваляйте Бога, взирая на святых Его ( Пс. 150, 1 )! И снова: Дивен Бог средь святых Своих, Бог Израилев ( Пс. 67, 36 ). И снова: А я высоко чту друзей Твоих, Боже ( Пс. 138, 17 ). И снова: Память праведника пребудет благословенна ( Притч. 10, 7 ). И снова: Честна пред Господом смерть праведников Его ( Пс. 115, 6 ). Но вы, противники, хотя и знаете об этих текстах Писания, но умалчиваете о них, и, чтобы нас укорить, приводите только те тексты, которые были написаны об идолопоклонниках. Неужели вы думаете, что святые Отцы на Вселенских соборах не знали о тех текстах Писания, которые вы ныне для нас приводите? Знали лучше вас, но, правильно их толкуя, приложили такую печать к своему благочестивому толкованию: «Тем, кто недостойно использует тексты Писания, где говорится о языческих идолах, для осмеяния святых икон или для призывания святых, анафема. Боготворящим святые иконы и самих святых призывающих, как богов, анафема». Этот ответ подходит для всех текстов Писания, которые стали для вас претыканиями. Однако, чтобы вам не показалось, что я не могу противостоять мнимой силе ваших доказательств, ОТВЕЧУ вкратце на каждое претыкание, прокомментировав соответствующие тексты Писания. ПЕРВОЕ: Господа Бога твоего, бойся, и Ему (одному) служи ( Втор. 6, 13 ), понимай так. Не поклоняйся ложным богам, как поступают язычники, но воздавай должную честь, ЛАТРИЮ, одному истинному Богу, всего Содетелю. Такое понимание ясно видно из Книги Исхода, глава 20: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (...) не поклоняйся им и не служи им ( Исх. 20, 3–5 ). Если же эту заповедь о призывании единого Бога начнем толковать по вашему, противники, разуму, то вы напрасно призываете святых, живущих на земле. И Апостол Павел наносит Богу обиду, когда пишет к Фессалоникийцам: Братия! молитесь о нас ( 1Фес 5, 25 ; также 2Фес. 3, 1 ). Также и Апостол Иаков презирает Бога, когда повелевает молиться друг о друге ( Иак. 5, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Аллилуия святому, глас 4 Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:20 30. Святого Апостола Андрея Первозванного Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Зачало 131. Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а Декабрь 3. Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 4. Святой великомученицы Варвары Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27 Зачало 208а. Аллилуия, глас 1 Стих: С терпением уповал я на Господа, и Он внял мне, и услышал молитву мою. Стих: И поставил на скале ноги мои, и направил стопы мои. Пс 39:2, 3б 5. Преподобного Саввы Освященного Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 6. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 335. Аллилуия, глас 4 Стих: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. Стих: Войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его. Пс 131:9, 7 9. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 4 Дивен Бог во святых Своих;/Бог Израилев. Стих: В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля. Пс 67:36а, 27

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Когда еврейский народ находился на краю погибельной пропасти, в ко­торую его влекло отпадение от истинного Бога, то Господь чрез Своего про­рока Иезекииля говорит такие слова: «Сын человеческий! Дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они – олово, медь и железо и свинец в гор­ниле, сделались, как изгарь серебра... Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил её, но не нашёл. Итак, изолью на них негодование Мое» (Иез. 22 гл., 18, 30-31 ст.). Из этих слов ясно видно, что Сам Бог ищет такого челове­ка, который бы стал стеною между Ним и Израилем или, другими словами, ходатайствовал бы пред Богом за нечестивый народ. Если же Богу приятны ходатайства святых, если их Он даже Сам ищет, то нам грешным не остаётся ничего другого, как просить у праведных, чтобы они неумолчно воссылали к Богу свои молитвы о нас, коснеющих и ежечасно погрязающих во грехах. Для нас не должно иметь значения то обстоятельство – живут ли свя­тые на земле, или наши ходатаи уже перешли на небо; мы должны знать только одно, что для Бога, внимающего их молитвам, а также и для их любящего сердца пространства не существует. Наша вера в молитвы святых, перешедших на тот свет, имеет основа­ние и в Священном Писании. В откровении Иоанна Богослова повеству­ется о том, как тайнозритель видел, что пришёл к Престолу Божию святой ангел «и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиа­ма с молитвами святых от руки ангела пред Бога» (8 гл., 3-4). А в другом месте этой же книги (6 гл., 9-10) записано, что святые на небе молят Бога, чтобы Бог наказал злых людей, живущих на земле. История же христианства сохранила множество фактов, доказывающих действительность ходатайств почивших святых. Возноси же и ты, православный христианин, пламенные молитвы к тем, кто их слышит и может исполнить, т.е. к Богопрославленным праведни­кам! Не забывай Божиих угодников, и они не забудут тебя! В радости ли, в горе, всегда прибегай к ним, ибо они не чужие нам, но близкие наши хра­нители, молитвенники и ходатаи, которые чутко своим, исполненным любви, сердцем прислушиваются к стонам и воплям нашей страдающей земли!

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/753-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010