Евдокимова Ю.К. Житие великой княгини Евдокии-Евфросинии по русским летописям и рукописям//Духовный путь Московской Руси. Материалы научной конференции посвященной 600-летию со дня блаженной кончины преподобной Евдокии-Евфросинии великой княгини Московской. М., 2007. С. 60. Сиренов А.В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI-XVIII вв. – М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. С. 222, 225, 235, 245, 275. Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 165-177; Лопарев Хр. М. Греческие жития святых VIII и IX веков. Пт., 1914. С.  15-36. Житие Евфросинии Суздальской// Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI вв. — М.: Языки русской культуры, 2001. С.377-378. Житие Феодосия Печерского//Слово Древней Руси/сост. О. Гладкова. – М.: Панорама, 2000. С. 109. Житие Сергия Радонежского//Древнерусские предания (XI-XVI вв.) Сокровища древнерусской литературы. – М.: Советская Россия, 1982. С. 242. Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития (Обзор редакций и тексты)//Чтения Общества истории и древностей российских. М., 1915. Т. 2. С. 6. Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. СПб., 1892. С. 217-221. Востоков А.Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1842. С. 611. Панченко О. В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии)//ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 491–534. Ср. слова жития: «труды к трудом прилагая и подвиги к подвигом и милостыню нищим творя с любовию и прочая добродетели исправляя». Солоненко Л. В. Поэтика древнерусских женских житий: дис. канд. филологических наук.  – Владивосток, 2006. С. 27. Плахова А. А. Слова с корнем благ- в церковнославянском и современном русском языках: автореф. дис. канд. филологических наук. – М., 2009. С. 5. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/4879246

Православные ценности сформировали основу российской культуры и российской государственности, и в этом — истоки уходящей вглубь веков традиции сотрудничества отечественной дипломатии и Церкви. Мы и сегодня, действуя рука об руку, помогаем российской диаспоре за рубежом, защищаем права оказавшихся вдали от Родины россиян, и, по сути, Церковь решает те же задачи, что и дипломатия, осуществляя миротворческую миссию на пространстве Содружества Независимых Государств и в других регионах мира. Мы — союзники с Русской Православной Церковью в противодействии любым проявлениям расизма, ксенофобии, в противодействии попыткам расколоть мир по религиозному, этническому или цивилизационному признакам. Нас объединяют общее понимание важности межкультурного, межконфессионального, межцивилизационного диалога и понимание того значения, которое такой диалог имеет сегодня для успокоения ситуации в мире. Колоссальный опыт российского государства, Русской Православной Церкви в этой сфере внутри нашего государства, безусловно, может, должен быть сегодня востребован на глобальном уровне в общемировом масштабе. Вместе с Русской Православной Церковью российское руководство поддерживает развитие инициативы под эгидой Организации Объединенных Наций, которая называется «Альянс цивилизаций». Мы по согласованию с Русской Православной Церковью предложили, чтобы этот процесс был дополнен консультативным процессом с участием основных мировых религий, и прообраз такого сотрудничества уже был заложен в 2006 году, когда по инициативе Святейшего Патриарха в Москве состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров. Рассчитываем, что инициатива о создании такого консультативного совета межрелигиозного взаимодействия под эгидой ООН будет поддержана. И, конечно же, продвижение межкультурного, межконфессионального диалога было одной из главных приоритетных тем российского председательства в 2006 году в Комитете Министров Совета Европы. Говоря о Совете Европы, хочу вновь подчеркнуть тот широкий позитивный международный резонанс, который вызвало выступление Его Святейшества на недавней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в рамках недавней беспрецедентной поездки в Западную Европу Святейшего Патриарха.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205953...

сохранил независимость, откупившись от султана большой данью, умер в 1458 г., оставив двух замужних дочерей и четырехлетнего сына Алексея. Длительное регентство было бы гибельным для государства, и трапезундцы избрали императором младшего брата Иоанна – Давида. Давид решил, что султан в данное время слишком занят европейскими делами, чтобы думать о Восточной Анатолии. Он поддерживал контакты с Венецианской и Генуэзской республиками, а также с папством, и все они обещали ему поддержку. Особые надежды Давид возлагал на дружеские связи его семьи с самым могущественным из вождей местных туркменских племен – ханом орды «Белых баранов» (Ак-Коюнлу) Узун Хасаном. Это был выдающийся государь, возглавивший Восточную Анатолию в ее оппозиции против османов. Его союзниками были эмиры Синопа и Карамана, грузинский царь, приходившийся Давиду зятем, а также грузинские князья Мингрелии и Абхазии. Большинство предков у Хасана были христианами: его бабушкой по отцу была трапезундская принцесса, а матерью – знатная христианка из Северной Сирии. Сам он был женат на трапезундской принцессе, дочери императора Иоанна Феодоре, о которой венецианский путешественник писал: «Всем известно, что в то время не было на свете женщины более красивой». Опираясь на дружбу Узун Хасана, император Трапезунда считал себя в безопасности. Султан Мехмед не мог позволить себе игнорировать такой альянс, однако войну спровоцировал не он, а Давид. Он потребовал от Мехмеда освобождения от дани, которую платил брат. Это требование Давид направил через послов Узун Хасана, которые прибыли в Константинополь с еще более заносчивыми претензиями своего господина. Летом 1461 г. Мехмед подготовил свою армию и флот, дабы наказать подобную дерзость. Пока турецкий флот во главе с адмиралом Касым-пашой двигался вдоль черноморского побережья Анатолии, султан прибыл в Бурсу к своей армии. Перед лицом столь грозной военной силы великий союз его противников стал давать трещины. В июне, в то время как турецкая армия продолжала продвижение к Синопу, флот несколько задержался, из-за того что ему пришлось по пути брать генуэзский порт Амастрис.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для того, чтобы снять напряжение в отношениях с государственной властью и избежать лишних обвинений в незаконности православные во главе с новым митрополитом Киевским Владимиром решили собрать Собор Украинской Православной Церкви в стенах Киево-Печерской Лавры. Назначен он был на 27 июня 1992 года. Собор должен был еще раз подтвердить решения Харьковского архиерейского Собора УПЦ. Поэтому государственная власть Украины в купе с расстригой Денисенко и «епископами» УАПЦ Антонием Масендичем и Володимиром Романюком организовала доселе невиданную аферу с якобы имевшим место «объединением» УПЦ и УАПЦ в одну общую конфессию «Украинская Православная Церковь Киевский Патриархат» (иначе «Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата» или просто УПЦ КП). В народе аббревиатуру сразу же метко расшифровали как «УПЦ коммунистической партии», закономерно видя в ней порождение Кравчука и перекрасившейся под националистов украинской партноменклатуры Создание УПЦ КП автоматически как бы ликвидировало и, по замыслу организаторов авантюры, ставило вне закона УПЦ и УАПЦ, которые с момента «объединения» юридически прекращали в глазах властей свое бытие. О том, как происходило пресловутое «объединение», и кто были его главные режиссеры, некоторое представление можно составить на основании воспоминаний одного из главнейших участников создания новой «национальной» конфессии бывшего «митрополита Переяславского и Сичеславского» УАПЦ Антония (Масендича). Позднее он принес покаяние в своей раскольнической деятельности и после законной архиерейской хиротонии вошел в состав епископата Русской Православной Церкви 153, с.103] и рассказал о том, как проходила афера, в результате которой возникла УПЦ КП. Филарет и другие творцы раскольничьего «союза» воспользовались преклонными годами лжепатриарха Мстислава Скрипника, которому исполнилось к тому времени уже 95 лет и который практически не мог уже контролировать ситуацию на Украине. За его спиной 25-26 июня 1992 года и возник с подачи президентской власти и при содействии депутатов-националистов стойкий альянс между Филаретом и управляющим делами УАПЦ (то есть наместником Мстислава в Киеве) Антонием (Масендичем).

http://sedmitza.ru/lib/text/440076/

Мы оказались в обществе, где подозрительность и враждебность питаются отсутствием общих ценностей. Может быть, мы бы и хотели относиться к друг другу по-доброму, но просто критерии добра у всех разные. Общие критерии и идеалы веками вырабатывали мировые религии и Церковь, как институт, воспроизводящий культуру. Станем уважать нашу Церковь — будем достойно жить в лучшем обществе. Простим великодушно неизбежные неточности нашим пастырям, возвысимся над мелочностью. Поможем Церкви и станем частью ее — будем жить в другой России! Александр Андреевич, насколько велик у Церкви сегодня ее моральный ресурс? Александр Проханов: Моральный ресурс у Церкви есть, был и будет всегда. Есть другое — политический и идеологический ресурс. Сегодня в общественном российском сознании вращается три очень мощных фрагмента — это остаток красного сегмента, либеральный сегмент и православно0-монархический сегмент. Эти три сегмента сталкиваются друг с другом, травмируют друг друга и сходятся друг с другом в самых разных экзотических союзах. После 1991 года либералы были в меньшинстве, и была целая программа соединения красных и белых, т.е. монархистов православных и красных, проигравших это сражение за власть. В 1993 году либеральные танки Ельцина стреляли по баррикадам, где были красные офицеры и православные священники, которые водили крестные ходы. Путин вырвал белый фрагмент из соединения с красными, создал альянс либералов и белых, т.е.либералов и Церкви. И либералы, и Церковь одинаковыми примерно словами гвоздили по-красному, по-советскому. Так говорил Федотов, антисталинист, так говорили лидеры Церкви. Но теперь, когда либералы поссорились с Путиным, они стали выбивать из-под Путина идеологическую основу — основу православной Церкви. Они стали бить по государство-образующей философии путинизма современного. Церковь оказалась в странном положении. Она продолжает вторить либералам, разрушая красное. Но при этом красный Зюганов поддержал Церковь в драматический момент. Он протянул ей руки помощи. Мне кажется, актуальным по-прежнему является союз государственников — тех, для которых сильное русское государство является приоритетом. Кто они? С крестами или со звездами?

http://pravmir.ru/istoricheskij-process-...

И никаких аналогов: переход «на цифру» становится массовым . За год в России продано свыше 1 млн цифровых фотоаппаратов, их рынок вырос примерно в четыре раза. А самые популярные  фотоаппараты — в мобильных телефонах, съемка на которые становится гораздо качественней. Две модели айпода, выпущенные в 2004-м компанией Apple, делают цифровую музыку самым перспективным видом звукозаписи. Из массового употребления уходят пленки, диски и кассеты. Фотоархивы, включая семейные, больше не хранятся на бесчисленных     карточках — 75% снимков вообще никогда не распечатываются, оставаясь файлами. Стали не нужны записные книжки-алфавитки.      Блокнот-ежедневник, калькулятор, диктофон — все это заменил мобильник. - С.70; Напряженное положение: НАТО вышло к российской границе. Практически весь бывший соцлагерь официально входит в Евросоюз, семь бывших соцстран  - еще и в НАТО. К России «новая Европа» настроена критично: ее представители выступают с требованием бесконечных санкций. С приемом Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО (они вошли вместе с Болгарией, Румынией, Словакией и Словенией) альянс впервые уперся в российскую границу. Фото ЕРА/ТАСС. - С.70; « Код да Винчи». Супербестселлер «Код да Винчи» - критикуемый  историками и осуждаемый Церковью роман Дэна Брауна. Светские специалисты указывают Брауну на фактические ошибки. Ватикан называет «Код да Винчи» книгой «пронзительно антихристианской и полной клеветы». - С.70; О чем говорят в Церкви: «Научить народ не бояться быть верующим» .  С 3 по 8 октября проходит Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Приводится отрывок из доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который заканчивается словами: «…сегодня одна из главнейших задач нашей Церкви в области пастырской деятельности — научить народ не бояться быть верующим, открыто и последовательно свидетельствовать о своей вере. Главная и неизменная цель существования Церкви во все времена — спасение людей для Жизни         Вечной. В приложении к бытию Церкви в изменяющихся исторических условиях эта цель реализуется через осуществление следующих задач: освящение мира, свидетельство об истине Христовой, служение Богу и ближним». Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. - С.71;

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-212...

– В плане взаимодействия с другими Церквями перспективы особо реальные по сотрудничеству с католиками. Православно-католический альянс в современной Европе, основанный на том факте, что Церкви традиции разделяют очень многие ценности, а главное, однозначно воспринимают «воинствующий секуляризм» как главную опасность, – это не утопия, а вполне реальная перспектива. А следующим уровнем, я не исключаю, станет и создание какого-то координационного межрелигиозного совета, тем более что уникальный российский опыт позволяет нам предложить Европе уникальный и работающий формат. – Что актуального может предложить Православная Церковь современной Европе? – То же, что Церковь предложила Европе 2000 лет назад, – Христа-Спасителя, воплощенное Слово, то Слово, которое стало смыслом и миссией европейской цивилизации, возвело ее к вершинам духовной и интеллектуальной культуры. Для многих европейцев, увы, сегодня Христос – это утраченное и потерянное Слово их собственной традиции, но, возможно, именно новый и необычный ракурс – а именно, Православие, которое исповедуется сегодня десятками миллионов граждан Евросоюза, – окажется той возможностью вернуться к собственным истокам, через таинство встречи, обретения себя через Другого. – Не является ли появление комитета при Евросоюзе жестом, обусловленным политикой толерантности? – Комитет представителей Православных Церквей – это, скорее, вызов политике толерантности. Создание общехристианской платформы на основании «наименьшего общего знаменателя», возможно, и оказалось бы таким жестом, но только не объединение православных. – Кто сегодня из ключевых европейских политиков является последовательным проводником христианских ценностей? – Я бы говорил не о личностях, а о партиях. Европейская политика вообще достаточна деперсонализирована, а те персоналии, которые у всех на слуху, на роль иллюстрации к закону Божиему мало подходят. Из партий отмечу, прежде всего, Европейскую народную партию, хотя словосочетание «христианско-демократическая» в ее названии уже отсутствует. Нам удалось выстроить по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла трехсторонний диалог, где именно Русская Православная Церковь играет ключевую роль и, как ведущий институт гражданского общества России, делает возможным собственно и диалог Европейской народной партии с партией «Единая Россия».

http://pravoslavie.ru/34856.html

(Окончание следует.) Рейтинг: 9.9 Голосов: 503 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Воспоминания Иоанна Янолиде приводятся по его книге «Возвращение ко Христу: Документ для нового мира» ( Ioan   Ianolide . Întoarcerea la Hristos. Document pentru o lume nou. Bacu: Ed. Bonifaciu, 2012).   Крестные братства , или  Братства Креста ,   молодежные организации Легионерского движения, создававшегося для защиты Православия и национальной самобытности румын от коммунистической и прочих новых угроз. Братства стали возникать в 1923 г., Легионерское движение оформилось в 1927 г. и получило широкое распространение в стране. Массовые беспорядки, произведенные легионерами летом 1940 г., привели к отречению короля Кароля II, и генерал Антонеску, к которому перешла власть, в сентябре вступил в альянс с легионерами. Так, 14 сентября ими было создано «Национально-легионерское государство», где главную политическую силу составляли легионеры, а себя Антонеску провозгласил фюрером. Просуществовало оно 138 дней, затем в январе был спровоцирован легионерский мятеж, и 14 февраля 1941 г. государство было упразднено, в стране началась военная диктатура Антонеску, а причастные к Легионерскому движению были брошены в тюрьмы. Главные обвинения, выдвигавшиеся против легионеров, это терроризм, фашизм, антисемитизм, антикоммунизм и пр.  Пафнутий Пэтрэшкану был одним из первых студентов, подвергнутых перевоспитанию пытками и из жертв превратившихся в жестоких садистов. Арестован в 1945 г. в 19-летнем возрасте, умер в 1960 г. в тюрьме Жилава в 34 года, так и не увидев свободы. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Visan Florin 16 ноября 2022, 00:17 Лариса, его сначала арестовал диктатор маршал Антонеску, потом коммунисты. Лариса 14 ноября 2022, 09:57 Как я поняла из текста, верующий юноша выступает против действующей власти в рядах националистической организации в православной некоммунистической (в 1941 г) стране в военное время. Т.е не коммунисты посадили его в тюрьму? Алексей Л. 7 ноября 2022, 16:48

http://pravoslavie.ru/149210.html

По прошествии времени он добьется прощения Андрея в Орде. И это указывает, что конфликт у Андрея был именно с Ордой, точнее – новой ордынской властью, а вовсе не с Александром 276 . Бунт в Новгороде в 1255 году: версия о новом выступлении немецкой партии Не исключено, что с общим противостоянием с Западом было сопряжено новгородское выступление 1255 года. По мнению английского историка Джона Феннела, основным мотивом действий новгородцев являлась антизападная политика Александра Невского 277 . Для встроенного в европейскую систему торговли новгородского купечества курс жесткого противостояния с католическим миром был некомфортен. В кругах элиты, как всегда, существовали те, кто не считал, что с Европой нельзя достигнуть компромисса. Потесненная Александром еще в 1241 – 1242 годах немецкая партия в Новгороде вновь поднимает голову. В 1255 году новгородцы напрямую бросают вызов Александру Невскому, изгнав с новгородского княжения его сына Василия. Вместо него князем в Новгород был приглашен Ярослав Ярославич. Тремя годами ранее он входил вместе с Андреем Ярославичем и Даниилом Галицким в антимонгольский альянс и воспринимался в связи с европейской альтернативой политике Александра. Само по себе приглашение в 1255 году в Новгород Ярослава, еще не прощенного монголами, являлось политическим вызовом не только в отношении возглавляемого Александром Невским Владимирского княжества, но и Монгольской империи. Этот контекст определял оперативную реакцию со стороны Александра Невского, двинувшего войска к Новгороду. Владимирский князь требовал выдать ему основного зачинщика заговора посадника Ананию. Но тот, не дожидаясь выдачи, бежал из Новгорода. Посадником стал сторонник курса Александра Михалко Степаныч из крупного боярского рода Михалковичей 278 . Через год он, правда, был убит во время очередного новгородского восстания. Подавляя антикняжеское выступление Новгорода, Александр фактически демонстрировал готовность к подавлению любых проявлений сепаратизма. Ранее он подавлял сепаратизм Пскова в отношении Новгорода, теперь потребовалось подавлять уже сепаратизм Новгорода в отношении Владимира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. С. 759. «Установленные специальные привилегии папы не ему только принадлежат, но относятся и к Константинопольскому, а по отпадении епископа Римского от Кафолической Церкви принадлежат только Вселенскому престолу. Если же с ним согласны и остальные патриархи, то и в более важных делах вынесенное решение не подлежит изменению» (Цит. по: Новиков А., прот. О Томосе восточных патриархов 1663 г.: Оправдывает ли он притязания Константинополя на особые права в православной Церкви (Электронный ресурс: http://mospat.ru/ru/2019/05/06/news173824/; СГГД. Ч. 4. С. 96–97). Данное предложение, конечно, содержит внутреннее противоречие. Патриарх Досифей, как мы знаем, «в правилех приискал» только возможность передачи права рукоположения, а удовлетворение царской воли заключалось в полноценном подчинении Киевской митрополии Москве. Патриарх Дионисий при этом должен был взвешивать, как ему поступить. Скорее всего, определяющим для него стал приказ визиря, который заключался в полном удовлетворении «воли» царей. От Московского патриарха Иоакима при этом Дионисий IV получил «совет» передать митрополию полностью. Желтов М., свящ. Комментарий к документам… С. 875–878. Примеры различного использования термина «экзарх» в архиерейских титулах см.: Троицкий С. Размежевание или раскол. Париж, 1932. С. 114–118. См. ставленую грамоту Панкратия на Каменецкую митрополию: Указ. соч. С. 54–57. Надо сказать, такую мысль первоначально высказывал еще осенью 2018 г. священник М. Желтов: «Раз Константинополь назвал Каменец-Подольского " экзархом Малой Руси " , значит от Киевского в таком статусе он окончательно отказался» (Электронный ресурс: Ченцова В. Г. Митра киевского владыки Гедеона (Святополк-Четвертинского) и его титул//Вестник «Альянс-Архео». 2019. Вып. 28. С. 41; Акты, относящиеся к истории Южно-Западной Руси/Изд. А. П. Петрушевич. Львов, 1868. С. 55. Крыловский А. С. Указ. соч. С. 166, 169; ПВКДА. Т. 4. Киев, 1859. С. 17. Так же Антоний подписывался позднее уже и после смерти Иосифа Нелюбовича-Тукальского (АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 4. С. 30).

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010