Действительность всемирного потопа, кроме библейского повествования о нём, всего более удостоверяется преданием, сохранившимся почти у всех народов и племён земли. Память о потопе мы находим в многочисленных сказаниях о нём, в общем и во многих частностях сходных с библейским повествованием, но независимых от последнего, не заимствованных из него. Такие сказания имеются у индусов, китайцев, вавилонян, персов, сиро-фини-киян, арабов, армян, фригиян, греков, египтян, кельтов, лапландцев, камчадалов, германцев, славян, литовцев, некоторых негритянских племён, почти у всех аборигенов Америки: эскимосов, ирокезов, жителей Флориды, ацтеков, мицтеков, цапотеков, тласкаллесов, туземцев Юкатана, Антильских островов, Венесуэлы, Боливии, Перу и Чили, наконец у некоторых островитян Тихого океана 470 . Все они говорят о потопе, и притом потопе всеобщем, каким изображает его библия; везде говорится о возобновлении рода человеческого через немногих спасшихся от потопа милостью всемогущего существа; почти всюду причиной гибели человечества представляется его развращенность. Тут мы видим и ковчег, как средство спасения от погибели, и животных, спасшихся вместе с людьми, и гору, на которой остановился ковчег, и птиц, как вестников окончания потопа, иногда и жертву благодарения за спасение, и радугу, как знак примирения разгневанного божества с человеком. Совокупность этих сказаний производит на всякого мыслящего человека очень определённое и очень сильное впечатление. «Рассмотрение народных преданий, говорит известный богослов Делич, удостоверяет нас, что потоп есть историческое событие, которое глубоко запало в память народов, что воспоминание о нём проходит от Армении до Британии и Китая и через восточную Азию до Америки, и что библейское повествование, в своей чистоте от всех мифологических и индивидуально-национальных элементов, есть вернейшее историческое зеркало первобытного предания, проходящего через все племена мира» 471 . А вот слова учёного не верующего в Библию , как книгу откровения: «в предании человеческом нужно принять один факт, истина которого была бы всеми признана.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Так, например, несмотря на очевидно местный характер рассказа о наводнении, сохранившегося в племени муискас в Южной Америке, легенда воплощает в лице Бошика сказание о Ное, спасшемся на высоких горах от истребления, вызванного развратом населения 67 . Конечно, замечательнейшее предание, относящееся несомненно к библейскому потопу, есть предание халдеев, записанное Берозом и близко напоминающее библейский рассказ, хотя лишённое нравственного значения, которое даёт ему Библия, т. е. характера наказания за растление нравов. В Берозовском рассказе мы заметим одну особенность, что Ксисутрус (халдейский Ной), предвидя всеобщее разрушение, скрывает в Зипаре (городе Солнца) скрижали, на которых начертывает сказание о сотворении мира и религиозные законы, которые и служат основанием халдейской мудрости. Мы останавливаемся на этом, потому что рассказ Бероза не только содержанием своим напоминает библейское сказание, но предание иудеев удержало даже рассказ о скрижалях каменных, якобы начертанных Сифом и сыном его Еносом (Antiq. Jud. lib. I, c. III), что доказывает, что и библейское сказание, и рассказ Бероза вместе с преданием иудейским несомненно имели один общий источник, т. е. изустную передачу от Ноя и его сыновей рассказа о всемирном потопе в поколениях их, разошедшихся по лицу земли. В Египте Тот, или Гермес, также начертывал на столбах каменном и плинфяном (глиняном) основания всех знаний перед катаклизмом 68 . В арийской расе сохранены многие предания о потопе, из которых известнейшее о Ману и рыбе, ведущей его корабль, носит отпечаток библейских воспоминаний; фригийское предание о Нанахусе есть прямое воспоминание даже имени Ноя, а медаль, выбитая в Апамее с изображением ковчега, доказывает, как свято чтилось это воспоминание в некоторых родах и семьях человечества. «Замечательно, – говорит Maury (ссылка Ленормана, Manuel, p. 26), – что мы встречаем в Америке предания о потопе, необычайно близкие к библейскому сказанию и к халдейским преданиям». Почти не сомневаются теперь, что материк Америки населён туранским племенем, ранее других отделившимся от рода Иафетова, шедшим преимущественно на Восток и дошедшим до берегов Кореи и Китая, откуда он Курильскими, Алеутскими и, может быть, даже островами архипелагов Тихого океана достиг Мексики и западного берега Южной Америки.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Некоторые указания на этот предмет, хотя и не очень ясные, встречаются и в ветхозаветном Писании3. Было между Иудеями предание, которое сохранено для нас Иосифом Флавием, и по которому, будто бы еще сам Адам предсказывал истребление мира огнем4. Следуя этим предсказаниям, писатель той части третьей Сивиллиной книги, которая теперь предшествует повествованию о столпотворении, не имея с ним никакой связи, и которая, начинаясь 46-м и оканчиваясь 96-м стихом, содержит в себе стихи, явившиеся в свете, по мнению Фридлиба, лет за 40 до Р.Х., говорит о будущем истреблении мира огнем почти теми же самыми словами, как и Овидий в своих «Превращениях», так что знакомство римского поэта с произведениями еврейской Сивиллы и происхождение главным образом из этого источника Юпитерова предвидения о предопределенном судьбой разрушении мира от огня представляется в высшей степени вероятным. Сивилла предсказывает в этой части явление огня, который будет послан для истребления Велиара и его последователей5 и который вместе с ними сожжет и землю, и море и небесный свод1. Более или менее сходные с этим предсказания о последнем конце мира мы находим в разных местах и других Сивиллиных книг позднейшего происхождения2. Вообще с самой полной утвердительностью можно сказать, что верование в предстоящее разрушение видимого нами мира действием огня было верованием весьма распространенным в древнем мире и составляло принадлежность как языческого, так и иудейского и христианского общества. Выраженное Овидием – представителем дохристианских убеждений с такой решительностью, ясностью и полнотой в его повествовании о всемирном потопе, это верование через какие-нибудь двадцать с небольшим лет после этого нашло для себя новое подтверждение и разъяснение в словах самой небесной истины, которая, называя себя истиной ( Ин.14:6 ), о своих словах выразилась таким образом: небо и земля мимо идет, словеса же моя не мимо идут ( Мф.24:35 ). Это значит, что слова этой Истины для нас вернее и несомненнее, чем даже истина существования неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

Один из таких уроков получил и я, и теперь хочу им поделиться. Мое убеждение такое, что корни веры и неверия лежат больше в области чувствований и воли, чем в области разума и рассудка с его логическими доказательствами. Если сказать, что атеистическая литература убога логически, то это будет очень мало. Я особенно интересовался публичными лекциями, где, казалось, вся сила ума и энергия пафоса будут налицо. Но то, что читалось, могли слушать или слепые рабы, или идиоты. Повторяя кое-как критику доказательств бытия Бога Канта 17 , эти ораторы и их книги становились перед вопросом, можно ли доказать, что нет Бога, и оказалось это делом очень простым. Ораторы, с простотой святого, говорили, что никакого Бога нет, потому что они Его не видят и никто не видит. Говорили, что вера есть лживое суеверие, выдумка попов, ибо, где речь о тайне, там явное надувательство народа. Более ученые ораторы много говорили о том, как и кто выдумал Бога и религию. Здесь фигурировали и попы, и сновидения, и собака, и истерия, и всякая другая мудрость. Но когда ставился самый элементарный вопрос о происхождении жизни, то получался полный провал логики. Один из серьезных преподавателей естествознания прочитал лекцию на тему: «Происхождение жизни». Реклама начиналась так: «Долой миф о Боге». Это серьезно – подумал я и просил сообщить мне содержание лекции. Ведь это настоящий профессор. Оказалось, что профессор-то он настоящий, но и шутник по призванию. Этот франт, убеленный сединами, умудрился за два часа ни слова не сказать о происхождении жизни, а говорил о ее развитии. Когда же мой слушатель после лекции подошел и спросил: – Как же, мол, объявлено о происхождении жизни, а вы говорили о ее развитии? – то профессор лукаво улыбнулся и сказал: – За кого вы меня принимаете? Разве я мог говорить о происхождении жизни, если наука и слова одного не знает по этому вопросу. Напечатали «о происхождении жизни» для того, чтобы народу было больше, а мне предоставили право говорить о чем угодно. Да это, батенька, что! Вот мой коллега умудрился прочитать лекцию «о всемирном потопе», грозящем погубить Европу. Народу собралось тьма тьмущая, а он не только о всемирном, но и просто о потопе ни слова не сказал, а болтал что-то из области геологии. Вот это мудрец, и знает аудиторию! А я совершил просто маленький подлог.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

“Эволюция не вызывает сомнений”. Можно ли примирить с ней Книгу Бытия Биолог и палеонтолог Александр Храмов — об обезьянах, “митохондриальной Еве” и всемирном потопе 19 мая, 2019 Биолог и палеонтолог Александр Храмов — об обезьянах, “митохондриальной Еве” и всемирном потопе Александр Храмов – выпускник МГУ, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН. В издательстве «Никея» вышла его книга «Обезьяна и Адам. Может ли христианин быть эволюционистом?», на страницах которой молодой ученый нетривиальным способом пытается примирить то, что описано в Книге Бытия, с теорией эволюции. Сегодня мы побеседуем с Александром о том, существуют ли реальные противоречия между Библией и наукой, могло ли человечество произойти от Адама и Евы, был ли потоп всемирным, существовали ли на самом деле австралопитеки и прочие человекообразные существа, тождественна ли «митохондриальная Ева» Еве библейской, и многом другом. – Что в вашей жизни появилось раньше – вера или наука? Расскажите о том, как вы пришли к Богу. – Вера и наука появились в моей жизни почти одновременно. В детстве я интересовался живой природой, меня увлекали пресноводные улитки. Я вылавливал их в пруду и приносил домой, чтобы поселить в аквариуме. На волне этого интереса в 2002 году я поступил в биологический класс московской гимназии 1543. Накануне летом я пришел к вере, причем довольно своеобразной дорогой. Нельзя сказать, что я рос в христианской семье – моя мама появлялась в церкви от силы два-три раза в год – поставить свечку, освятить куличи на Пасху. От нее и бабушки я усвоил какие-то представления о Боге, но они были довольно поверхностными. Особое впечатление на меня произвел рассказ об ангеле-хранителе, который присутствует рядом с каждым человеком. Я периодически резко оборачивался, в надежде увидеть ангела у себя за спиной. По мере взросления моя зачаточная религиозность становилась все более эфемерной и блеклой. Но по инерции я от нее не отказывался. В третьем классе мы разговорились о религии с моим приятелем. Когда я сказал, что верю в Бога, он искренне удивился, как если бы я признался, что верю в Деда Мороза. После этого разговора я открыл для себя возможность неверия и немедленно ею воспользовался. Я стал рьяным атеистом и с удовольствием выставлял напоказ свои воззрения.

http://pravmir.ru/evolyutsiya-ne-vyzyvae...

Повествование фригийцев, например, упоминает Еноха, как предвозвестившего потоп, и передает, что он плакал и молился об участи ожесточенных нераскаявшихся жителей допотопного мира. Найдена была древняя фригийская монета, с грубым изображением ковчега, и букв «N-0» на одной из ее сторон, несомненно, относящихся к Ною. Дальше мы обнаруживаем, что Индия и Китай имеют записи о потопе и, что при потопе, был спасен некто с семью человеками его семьи. Мексиканцы имели предание о человеке, который сделал судно, чтобы спастись от катастрофы. Предание о потопе имели и различные племена североамериканских индейцев. Подтверждения вселенского потопа ученые находят в мифологии и сказаниях у различных народностей по всему миру. Существуют ли научные исследования, позволяющие сказать о том, что потоп действительно был? На основании геологических и археологических раскопок установлено, что имеется в земле мощный слой глины, илистого наслоения, который не имеет в себе никаких остатков органической животной жизни (факт нахождения под слоем песка толстого илистого слоя, в первой половине ХХ века, обнаружил археолог Чарльз Леонард Вулли). Этот слой резко отделяет слои каменного века (палеолита), от последующих слоев: неолита, бронзового и железного века. Один из основоположников современной научной археологии, французский ученый Габриель де Мортилье, назвал этот слой hiatus, т. е. перерыв. Это илистое наслоение со дна морского произошло, как полагают, под действием мирового катаклизма, т. е. суша опустилась ниже уровня океана, воды которого и затопили всю землю, все горы. Как и говорит о том Моисей: «и разверзлись все источники великой бездны» ( Быт.7:11 ), а затем уже упоминает о дожде. Причем эти илистые наслоения покрывают мощным слоем всю Европу, Северную Африку и Западную Азию, до высоких гор. Французский естествоиспытатель, натуралист Жорж Леопольд Кювье так и назвал эти отложения, этот мощный илистый слой, Deluge (Делюж) – потоп. Когда был Всемирный потоп? Наиболее приемлемой для академической науки считается гипотеза, согласно которой сказания о Всемирном потопе у народов Ближнего Востока, нашедшие отражения затем в Ветхом Завете, являются воспоминаниями о катаклизме, датируемом примерно 5500 годом до Р.

http://azbyka.ru/potop-vsemirnyj

Закрыть Моя «переписка» с генерал-полковником А.А. Реймером о Константине Душенове Фельетон от Адама и Евы... 21.07.2011 1619 Время на чтение 16 минут На шестой день Господь Бог сотворил нашего Святого Праотца Адама, а потом из его ребра создал нашу Святую Праматерь Еву. Адам родил Каина и потом Авеля, но Каин убил своего брата Авеля и был проклят Богом. Тогда Адам родил Сифа... От Сифа и его Супруги мы все и произошли, потому что каиниты погибли во Всемирном Потопе. Вот о Всемирном Потопе и его благотворных последствиях я постоянно и думаю последний год, когда не думаю о Константине Душенове... На форуме интервью Е.И.Душеновой «Сатанисты против Константина Душенова» от 30 Мая 2011 года я сообщал Дорогим Читателям «Русской Народной Линии» тексты писем, которые направлял по электронной почте директору Федеральной службы исполнения наказаний РФ генерал-полковнику А.А.Реймеру. Так, 30 Мая 2011 года я писал: - Когда я сегодня увидел публикацию интервью на «Русской Народной Линии» около пяти часов утра, первым делом я написал по электронной почте ФСИН ы (служба всё-таки - женского рода, значит), которая расположена на этой странице , самому директору Федеральной службы исполнения наказания генерал-полковнику Александру Александровичу Реймеру: « Уважаемый Александр Александрович! Мой друг, соратник и единомышленник - узник совести Константин Юрьевич Душенов начальником Ленинг радской колонии особого режима N 8 Борисова Грива безпредельщиком и преступником законов БОЖЕСКИХ и человеческих Александром Корепиным позавчера брошен в карцер на 15 суток. Вся эта провокация с лечением, обследованием на томографе и бросанием в карцер будет тщательно разбираться православной русской общественностью. А пока почитайте интервью с женой узника совести К.Ю.Душенова на православном сайте «Русская Народная Линия». Обратите внимание и на читательский форум материала «Сатанисты против Душенова» . Вот так Вы, Александр Александрович, и Ваши сотрудники «гуманизируете» насквозь коррумпированную тюремную систему РФ?! Хотел бы получить от Вас внятный и конкретный ответ по поводу гуманизации отношения к политическому заключенному Константину Душенову. Пока с искренним почтением и уважением,

http://ruskline.ru/analitika/2011/07/201...

В такой же тесной органической связи с идеей небесного правосудия, побуждающего к покаянию, обыкновенно находится и так же справедливо соединялась и в понятиях поэта и другая, также Прометеевская черта,– разумеем возможность произведения землей новых животных, изображаемую под образом действительности в конце Овидиева повествования о всемирном потопе. Эта возможность не заключает в себе никакого противоречия с библейским вероучением, по крайней мере с нашей христианской точки зрения. Если земля при творении мира могла произвести на свет новых, никогда не существовавших прежде животных по одному слову Творца: да изведет земля душу живу, то что могло препятствовать ей сделать то же самое по воле Божьей и во второй раз после потопа, хотя Богу и неугодно было избрать это чрезвычайное средство, что может препятствовать ей сделать то же и в десятый, и в сотый раз? При такой возможности небесное правосудие карает нераскаянных преступников своего закона, нисколько не стесняясь в своих решениях, как числом преступников, так равно и соображениями об участи бессловесных животных, которые должны погибнуть невинно вместе с преступными людьми, и истребляет всех от человека даже до скота ( Быт.6:7 ), хотя наоборот,в случае раскаяния людей давая им пощаду, оно не оставляет без внимания и животных, не забывает, что и скоти их мнози ( Ион.4:11 ). Эта возможность произведения из земли новых животных представляется поэтом даже гораздо более легкой, чем возможность образования из камней новых людей, олицетворенная в образе Девкалиона, потому, что Девкалион совершил это дело не своей собственной, а высшей божественной силой, между тем, как о происхождении новых животных после потопа из земли Овидий не говорит, что ив этом деле принимала участие божественная сила, напротив утверждает, что земля здесь действовала сама собой – sponte sua. Если стоять на нашей христианской точке зрения, то и это действие земли, совершившееся само собой, т.е. происшедшее от естественных деятелей, не только не исключает, а напротив, необходимо предполагает участие божественной силы, так как, по нашим понятиям, в мире ничего не делается без воли Божьей, и так называемые естественные деятели составляют лишь орудия этой воли, от нее же получившие и бытие, и все свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010