Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАНОВА УЧЕМСКАЯ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Угличском у. Московской, затем Ярославской губ. (совр. с. Учма Мышкинского р-на Ярославской обл.). XV в.- 1764 г. Кассианова Учемская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Фотография. Кон. XIX в. Кассианова Учемская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Фотография. Кон. XIX в. Основана, вероятно, ок. 1482 г. прп. Кассианом Учемским. В 15 верстах от Углича, на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Учмы, прп. Кассиан с учениками поставил деревянные крест, ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом Рождества св. Иоанна Предтечи, трапезу и кельи. Но весенний разлив Волги уничтожил монастырские постройки. Согласно Житию, иноки отчаялись и решили разойтись, но преподобный напомнил им о Всемирном потопе: «И ныне, братия возлюбленная, пришла, сия вода на нас за грехи и беззакония наши. Но, наказуя, Господь нас милует... Потерпим мало здесь, да во веки возрадуемся». Вскоре мон-рь был перенесен на более высокое место и, возможно, по благословению Ростовского архиеп. Иоасафа (Оболенского) на средства угличского кн. Андрея Васильевича Большого отстроен заново. Княжеские мастера возвели Успенский храм с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (или отдельную Иоанно-Предтеченскую ц. с трапезой), а затем храм во имя святых Константина и Елены и другие постройки. Кн. Андрей отписал обители земли, «имение на строение, хлеб, оброки», назначил ружное жалованье. Перед кончиной строитель Кассиан († 1504; 1509 (?)) избрал своим преемником старца священноинока Илариона. Преподобный был похоронен в К. п., сначала «на монастырском дворе под открытым небом», затем в Иоанно-Предтеченской ц. По молитвам к прп. Кассиану происходили исцеления, летопись которых вели насельники. В Смутное время К. п. пострадала, возможно, меньше др. угличских обителей, что современники объясняли заступничеством прп.

http://pravenc.ru/text/1681277.html

прот. Николай Сахаров Источники Богооткровенного Учения Понятие о Священном Писании . Священные ветхозаветные книги. Канон ветхозаветных книг и книги неканонические Богооткровенные истины сохраняются и распространяются двумя способами: посредством Священного Писания и Священного Предания. Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные, по вдохновению от Святого Духа, освященными от Бога людьми, которые называются пророками и апостолами. Собрание всех священных книг называется Библией. Одни книги написаны до Рождества Христова, другие после Р. X.; первые называются книгами Ветхого Завета, последние – книгами Нового Завета. Ветхозаветных книг, если считать каждую книгу и отдельности. – 38; но обыкновенно соединяют несколько книг в одну и насчитывают двадцать две книги, удерживая счет древних евреев («вверена быша им (т. в. евреем) словеса Божия»; Рим. 3:2 ), которые считали свящ. книги по числу букв еврейского алфавита.. По содержанию ветхозаветные священные книги разделяются на четыре отдела: Законоположительные: 1) Бытия. 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие; Исторические: 6) Иисуса. Навина, 7) Судей и Руфь, 8) Первая и вторая книги Царств, 9) Третья и четвертая Царств, 10) Первая и вторая книги Паралипоменон, 11) Книга Ездры и Неемии, 12) Есфирь; Учительные: 13) Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст, его-же; 17) Песнь песней, его-же; Пророческие: 18) Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) Двенадцати малых пророков. Книга Бытия повествует о сотворении мира и человека, о жизни прародителей в раю, об их грехопадении и наказании за грех , о всемирном потопе, об Аврааме, Исааке и Иакове и заканчивается повествованием о смерти Иосифа в Египте. В книге Исход рассказывается о состоянии евреев в Египте по смерти Иосифа, о рождении и воспитании Моисея, о выходе евреев из Египта, о чудесном переходе их через Чермное море, о путешествии их к горе Синай и о Синайском законодательстве. Оканчивается книга Исход историей построения и освящения скинии. Книга Левит содержит в себе изложение законов обрядовых и частью нравственных и гражданских. Книга Числ начинается перечислением еврейского народа после Синайского законодательства и содержит историю дальнейшего странствования евреев по пустыне. Второзаконие содержит повторение Моисеем некоторых важнейших законов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Протоиерей Андрей Ткачев: Мы с вами святые по призванию (+аудио) Проповедь протоиерея Андрея Ткачева в день Всех Святых, 15 июня, в храме мученицы Татианы в Москве 15 июня, 2014 Проповедь протоиерея Андрея Ткачева в день Всех Святых, 15 июня, в храме мученицы Татианы в Москве Христос Воскресе! Церковь празднует Пасху 52 раза в год – ровно столько воскресных дней есть в году, и Пасха празднуется каждое воскресенье, поэтому мы, не согрешая, ничего не отменяя, ничего не нарушая, можем приветствоваться пасхальными словами в день малой Пасхи – в воскресный день. Сегодня мы совершаем с вами память Всех Святых, от века Богу угодивших, ведомых и неведомых. Думаю, что неведомых больше, чем ведомых. Этот праздник логически вытекает из предыдущего воскресенья, которое было воскресеньем сошествия Святого Духа на апостолов. Дух Святой сошел на Господа Иисуса на Иордане в виде голубя, а до этого голубь участвовал, настоящий голубь, не Дух в виде голубине, а настоящая птица – голубь – участвовала в истории мира при потопе всемирном. Я бы хотел вам сказать о том, что Дух Святой ведет себя примерно так с человеком, как вел себя голубь, выпускаемый Ноем из ковчега. Как вы помните, вода шла очень долго, горы размокли, и темные тяжелые воды, насыщенные трупами людей и животных, били о стенки ковчега. Потом вода перестала, а все было покрыто этой водной стихией, и чтобы найти сухое место, Ной выпускал из ковчега птиц. Сначала ворона, потом голубя. Голубь летал и прилетал. Ной вынимал руку из ковчега… Кстати, голубь возвращался обратно, потому что не было для ног его места покоя. Потом однажды он улетел и прилетел с маленькой добычей – с масличным листиком во рту. А потом улетел – и уже не возвращался, что означало, что он нашел для себя место покоя, и уже вода начала сбывать, уходить с земли. Вот точно так же ведет себя Господь, Дух Святой, Дух Животворящий, с человеческой душой. Он летает и прилетает, он приходит и уходит, он ищет себе место покоя. Не находит его. Приходит к человеку и уходит от человека. Опять приходит и опять уходит. Много раз на дню Дух Святой посещает человека и отходит от него, не находя для себя места покоя, потому что человек словно покрыт грязной водой потопа – грехами всякими.

http://pravmir.ru/protoierey-andrey-tkac...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Спасение (от греч. «σωτηρα» — избавление, сохранение, целение, спасение, благо, счастье) — 1) Промыслительное действие Всесвятой Троицы , направленное на соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном ( Пс.23:5 ); 2) деятельность Сына Божьего , воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, Искупления его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смертности; создавшего Церковь , непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава ( Лк.2:11 ); 3) деятельность человека, осуществляемая при содействии Отца и Сына и Святого Духа, направленная на уподобление Богу и духовное единение с Ним, приобщение к вечной блаженной жизни ( Тит.3:5-7 ); 4) действия святых, направленные на оказание той или иной помощи грешникам. Ветхозаветный прообраз: спасение праведного Ноя при Всемирном потопе ( Быт.7:1-9:17 ) Спасение есть исцеление от греха и его последствий. Своими силами человек не мог избавиться от греха, для спасения нужен был Новый Родоначальник человечества, Который должен быть человеком, но и совершенно безгрешным Существом. А таковым Существом является только Сам Бог . Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спасения людей. « Мы стали побуждением к Его воплощению; для нашего спасения показал Он столько человеколюбия, что принял человеческое тело и явился в нем » (св. Афанасий Великий ). Воплощение Слова Божия – основание спасения человечества. Через  Воплощение Бог возжелал самого павшего показать победителем, ибо Он делается человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное (св. Иоанн Дамаскин ). Иисус Христос спасает человечество Своим учением, жизнью, смертью и Воскресением. В искупительном подвиге все эти четыре этапа присутствуют в нераздельном единстве. Если Воплощение Слова – основание спасения, то условием спасения является участие свободной человеческой воли, ибо Бог не желает спасать людей насильно. Добровольная вера и подвижническая жизнь христианина в непрестанном сотрудничестве с Богом позволяет ему стать причастником Божественной благодати , освятить свое естество соединением со Всесвятым Богом, победить грех, обрести вечную жизнь в Боге. Насколько категорично изложил Бог условия спасения?

http://azbyka.ru/spasenie

Тутаев. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты В 1652 году городское купечество приступило к строительству первого каменного шатрового храма во имя Смоленской Божией Матери. Храм встал на месте деревянного мужского монастыря. Но простоял он всего несколько лет и в 1670 году разрушился. Спустя восемь лет приглашенные ярославские мастера возвели здесь новый храм - Воскресенский собор, который по своей красоте и величию не уступил знаменитым творениям ярославского зодчества. Собор славится красотой своих интерьеров, богато декорированных фресками. Его помещения были расписаны около 1680 года артелью ярославских художников. На галереях основное место отведено библейским мотивам - сотворении мира, Адаме и Еве, всемирном потопе и строительстве Ноем ковчега, Вавилонской башне и пр. Среди сюжетов на библейские темы есть и некоторые полулегендарные события из русской истории - крещение Руси, сюжет о Евлогии-каменосечце, повесть о новгородском белом клобуке. Колокольня стоит в некотором отдалении от храма, на высоком береговом спуске за алтарями. Святые ворота, включенные в каменную ограду собора, представляют собой простой объем, прорезанный аркой входа, увенчанный постепенно уменьшающимися вверх ярусами четвериков. На верху последнего из них поставлена совершенно игрушечная по размерам луковичная главка на восьмерике. Собор громаден сам по себе, и даже в Москве трудно найти столь же большой храм, разве что Христа Спасителя – а этот стоит среди деревни. Сколько же зарабатывали купцы, что могли позволить себе столь амбициозное строительство? Собор строился быстро, стало быть, перебоев с финансами не было. Помимо этого, собор обнесет каменной стеной с красивыми воротами, а рядом стоит чуть накренившаяся, украшенная каменным узорочьем, колокольня. На месте собора, вероятно, с начала 16-го века стояла деревянная, с пятью куполами, церковь Бориса и Глеба, давшая название всей слободе. В 1652 году ее заменили на каменную шатровую церковь с трапезной и двумя приделами того же имени. Но построили ее некачественно, и уже в 1670 году шатровые верхи “расселись”. Сразу же принимается решение о реконструкции церкви, которая вылилась в масштабную перестройку. В итоге в 1678 году появился Воскресенский собор, включивший в себя храм Бориса и Глеба (и физически, и в качестве придела). Надпись об освящении прежнего Борисоглебского собора, говорят, сохранилась где-то на стене, но мы ее не видели. В соборе есть и Петропавловский придел, который заменил собой одноименную обветшавшую деревянную церковь, стоявшую где-то поблизости (вероятно, именно на месте Петропавловской церкви ныне – крошечная “столбовая” часовенка. Одновременно с собором появились и колокольня, и святые ворота. Собор строили ярославские зодчие, их имена сохранились в источниках. Разрешение на строительство дал сам всемогущий митрополит Иона Сысоевич, отстроивший себе еще более грандиозную резиденцию в Ростове.

http://sobory.ru/article/?object=00221

Проф. Неймайр, История земли. Перевод под редакцией проф. Иностранцева. Том I. 1897 г. Всемирный потоп. Стр. 341–344 28 июня (н. ст.) 1897 г. в заседание парижской академии наук Помьэ представил мемуары о всемирном потопе. Таково короткое сообщение парижского Revue scientifique. 1 Не думаем, чтобы мемуары Помьэ заключали в себе что-либо особо оригинальное или научно-новое. Если бы он был таковым, он обратил бы на себя внимание специальной прессы, но доселе мы не видим, чтобы он стал предметом обсуждений. He думаем и того, чтобы в мемуарах Помьэ термин «всемирный» был употреблен в буквальном смысле. В книге, заглавие которой нами выписано, и в других подобных трудах термин «всемирный» в приложении к потопу имеет условное значение. «Всемирным» называют тот потоп, о котором повествуют Библия и некоторые другие сказания и который ранее обыкновенно и считали всемирным, но право определения действительных размеров, которого каждый из современных авторов всецело оставляет за собою. Однако, всякие мемуары, статья или исследование, говорящие о всемирном потопе, должны предполагать одно из двух: или что действительно был потоп, как исторический и геологический факт, или что до появления данной статьи не имелось в науке несомненных доказательств того, что потопа не было. Всякие мемуары о всемирном потопе, таким образом, свидетельствуют, что с имеющимися у человечества преданиями о потопе приходится считаться. Уже это отрадно отметить тому, кто следит за переменою отношений ученых людей и образованных классов к источнику христианского вероучения – Библии . Назад тому четверть столетия к геологам нельзя было обращаться с вопросом о библейском потопе, они отвечали только смехом. Теперь вопрос о потоп для ученых не есть вопрос смеха. Назад тому около восьми лет автор настоящей заметки изложил те гипотезы и споры, которые в ту пору предлагались и велись на западе. 2 С тех пор вопрос не стоял на одном месте, появлялись новые исследования, но что для нас всего интереснее – и в России стали появляться рассуждения и переводы, посвященные вопросу о потопе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Глава 1 Всемирный потоп есть выдающийся момент религиозно исторического процесса. Эго суд Божий над человеком плоти. Это спасение духовного человека, среди развратившихся людей, а в нем и с ним спасение и Семени жены. Это вечный урок, поскольку в нем уяснено, что человечество должно жить не ради только плоти и не одною плотью, но и духом. Эта-то мистико-теологическая сторона и придает истории потопа исключительное значение, обязывающее нас остановить свое внимание на этой истории, как на факте огромной важности. И так как изыскания геологов по вопросу о великих переворотах на земной поверхности и религиозные предания народов о мировых катастрофах ставятся, обыкновенно, в связь с библейским повествовавшем о потопе, то мы и не можем обойти молчанием своеобразных комментариев в Библию по данному вопросу. И наше отношение к данным геологии и к первым проблескам истории, начинающейся везде, вне данных Откровения, с преданий, имеет общее методологическое значение, поскольку мы, при уяснении исторических фактов Библии, обязываемся ставить их в связь с данными науки и общей истории. Что касается геологии, то она не может идти, конечно, против очевидных фактов. Песочные и иловые отложения в земной поверхности заставили геологию признать не только возможность, в прошлом, катастрофы, но и дать одному из периодов образования земной коры название диллювиального – потопного периода. Но этот компромисс науки с Библией , заставившей первую невольно вспомнить о последней, ограничивается, в большинстве случаев, только признанием неоднократного частичного потопа, но не его всемирности. Даже Вигуру, знакомый многим апологет Библии , говоря о геологии, как о науке, утверждающей, в общем, истину библейского повествования о потопе 1 , вслед за учеными-иезуитами Пьянчиани, Беллинком, Шуппом, Николаи, понимает потоп в том ограниченном смысле, что он наводнил только обитаемую землю. И Бытописатель, говоря о том, что воды потопа покрыли „самые высокие горы», мог так выразиться, по нему, приспособляясь к ограниченному представлению Ноя о всей, известной ему, земле 2 . Кювьо, Катрфаж, Шебель, аббат Моте, при поддержке одного бельгийского геолога 3 , и немецкого ученого Шольца 4 , вопреки указанию Библии на истребление всех потомков Адама ( Быт. 6 гл.) и на сохранение только восьми потомков Ноя, говорят об истреблении потопом не всего человечества, не всех рас, а только потомства Сифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

“Эволюция не вызывает сомнений”. Можно ли примирить с ней Книгу Бытия Биолог и палеонтолог Александр Храмов — об обезьянах, “митохондриальной Еве” и всемирном потопе 19 мая, 2019 Биолог и палеонтолог Александр Храмов — об обезьянах, “митохондриальной Еве” и всемирном потопе Александр Храмов – выпускник МГУ, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН. В издательстве «Никея» вышла его книга «Обезьяна и Адам. Может ли христианин быть эволюционистом?», на страницах которой молодой ученый нетривиальным способом пытается примирить то, что описано в Книге Бытия, с теорией эволюции. Сегодня мы побеседуем с Александром о том, существуют ли реальные противоречия между Библией и наукой, могло ли человечество произойти от Адама и Евы, был ли потоп всемирным, существовали ли на самом деле австралопитеки и прочие человекообразные существа, тождественна ли «митохондриальная Ева» Еве библейской, и многом другом. – Что в вашей жизни появилось раньше – вера или наука? Расскажите о том, как вы пришли к Богу. – Вера и наука появились в моей жизни почти одновременно. В детстве я интересовался живой природой, меня увлекали пресноводные улитки. Я вылавливал их в пруду и приносил домой, чтобы поселить в аквариуме. На волне этого интереса в 2002 году я поступил в биологический класс московской гимназии 1543. Накануне летом я пришел к вере, причем довольно своеобразной дорогой. Нельзя сказать, что я рос в христианской семье – моя мама появлялась в церкви от силы два-три раза в год – поставить свечку, освятить куличи на Пасху. От нее и бабушки я усвоил какие-то представления о Боге, но они были довольно поверхностными. Особое впечатление на меня произвел рассказ об ангеле-хранителе, который присутствует рядом с каждым человеком. Я периодически резко оборачивался, в надежде увидеть ангела у себя за спиной. По мере взросления моя зачаточная религиозность становилась все более эфемерной и блеклой. Но по инерции я от нее не отказывался. В третьем классе мы разговорились о религии с моим приятелем. Когда я сказал, что верю в Бога, он искренне удивился, как если бы я признался, что верю в Деда Мороза. После этого разговора я открыл для себя возможность неверия и немедленно ею воспользовался. Я стал рьяным атеистом и с удовольствием выставлял напоказ свои воззрения.

http://pravmir.ru/evolyutsiya-ne-vyzyvae...

Закрыть itemscope itemtype="" > Моя «переписка» с генерал-полковником А.А. Реймером о Константине Душенове Фельетон от Адама и Евы... 21.07.2011 1608 Время на чтение 16 минут На шестой день Господь Бог сотворил нашего Святого Праотца Адама, а потом из его ребра создал нашу Святую Праматерь Еву. Адам родил Каина и потом Авеля, но Каин убил своего брата Авеля и был проклят Богом. Тогда Адам родил Сифа... От Сифа и его Супруги мы все и произошли, потому что каиниты погибли во Всемирном Потопе. Вот о Всемирном Потопе и его благотворных последствиях я постоянно и думаю последний год, когда не думаю о Константине Душенове... На форуме интервью Е.И.Душеновой «Сатанисты против Константина Душенова» от 30 Мая 2011 года я сообщал Дорогим Читателям «Русской Народной Линии» тексты писем, которые направлял по электронной почте директору Федеральной службы исполнения наказаний РФ генерал-полковнику А.А.Реймеру. Так, 30 Мая 2011 года я писал: - Когда я сегодня увидел публикацию интервью на «Русской Народной Линии» около пяти часов утра, первым делом я написал по электронной почте ФСИН ы (служба всё-таки - женского рода, значит), которая расположена на этой странице , самому директору Федеральной службы исполнения наказания генерал-полковнику Александру Александровичу Реймеру: « Уважаемый Александр Александрович! Мой друг, соратник и единомышленник - узник совести Константин Юрьевич Душенов начальником Ленинг радской колонии особого режима N 8 Борисова Грива безпредельщиком и преступником законов БОЖЕСКИХ и человеческих Александром Корепиным позавчера брошен в карцер на 15 суток. Вся эта провокация с лечением, обследованием на томографе и бросанием в карцер будет тщательно разбираться православной русской общественностью. А пока почитайте интервью с женой узника совести К.Ю.Душенова на православном сайте «Русская Народная Линия». Обратите внимание и на читательский форум материала «Сатанисты против Душенова» . Вот так Вы, Александр Александрович, и Ваши сотрудники «гуманизируете» насквозь коррумпированную тюремную систему РФ?! Хотел бы получить от Вас внятный и конкретный ответ по поводу гуманизации отношения к политическому заключенному Константину Душенову. Пока с искренним почтением и уважением,

http://ruskline.ru/analitika/2011/07/201...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИУСУДРА [шумер.- нашедший жизнь на долгие дни; аккад. Утнапишти - нашел дыхание], герой шумеро-аккад. мифологии, переживший Всемирный потоп . Наиболее подробный рассказ о З. содержится в «Шумерском сказании о потопе» (XX-XVII вв. до Р. Х., сохранившиеся списки - ок. 1600 г. до Р. Х.). Сообщается, что З. был одновременно царем и жрецом предположительно в Шуруппаке - шумер. городе на нижнем Евфрате (ныне городище Талль-Фара, Ирак). З. вел благочестивую жизнь, поэтому Энки сообщил З. о решении богов уничтожить человечество во время потопа. По совету Энки З. построил корабль, на к-ром спасся во время 7-дневной бури, вызвавшей потоп. После потопа боги Энлиль и Энки сделали З. бессмертным и поселили его с супругой на востоке, в стране Дильмун (совр. исследователи отождествляют ее с о-вом Бахрейн в Персидском зал.). Согласно шумеро-аккад. мифологии, именно там богами были сотворены первые люди. В ранних шумер. источниках сообщается о визите Гильгамеша к З. В сказании «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» (ок. 2018-2007 гг. до Р. Х.) упоминается, что Гильгамеш посетил З. в его обители и, узнав об обрядах, существовавших до потопа, возродил их в Шумере. В «Песни о древних героях» исследователи восстанавливают мотив путешествия Гильгамеша к З.- стремление узнать секрет бессмертия. У аккад. героя «Поэмы об Атрахасисе» (XVII в. до Р. Х., конец старовавилонского периода), чье имя означает «весьма премудрый», много общего с З.: он является жителем Шуруппака (но не царем), по приказу Энки строит корабль и спасается на нем от потопа. Но Атрахасис переживает не только потоп, но также мор и засуху. Во фрагментах старовавилонской версии аккад. «Поэмы о Гильгамеше» сохранилось повествование о путешествии главного героя к Утнапишти. Наиболее подробный вариант мифа об Утнапишти содержится в поздней, т. н. Ниневийской, или Стандартной, версии той же поэмы (кон. II тыс. до Р. Х.). В ней отражены все основные детали из древнейших списков, а рассказ о потопе является заимствованием из поздней версии «Поэмы об Атрахасисе».

http://pravenc.ru/text/199889.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010