Свернуть Песнь 3 В третьей песни вспоминается ветхозаветный праведник Ной. Он жил в то время, когда люди полностью забыли о Боге, и был избран Господом как единственно достойный продолжить человеческий род. По повелению Божию, Ной построил ковчег — большой корабль, чтобы пережить потоп, посланный в наказание за человеческие грехи. Сорок дней и сорок ночей продолжался ливень, вызвавший глобальное наводнение, в котором погибло все живое. После того как оно закончилось, ковчег еще шесть с половиной месяцев плавал по водам, пока наконец не появилась суша. В каноне преподобный Андрей сравнивает себя с грешниками, которые утонули в водах всемирного потопа. «При Нои, Спасе, блудствовавшия подражах, онех наследствовав осуждение, в потопе погружения» (Я подражал, Спаситель, развращенным современникам Ноя и наследовал осуждение их на потопление в потопе). У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. Однажды Ной выпил вина, охмелел и заснул в шатре без одежды. Хам, увидев отца в таком виде, пошел и со смехом рассказал обо всем братьям. В отличие от Хама, Сим и Иафет, не осмеливаясь даже взглянуть на обнаженного отца, пятясь, вошли в шатер и прикрыли наготу Ноя одеждой. С тех пор имя Хам стало нарицательным, а хамство означает неуважение, грубость и пренебрежение к людям. Вспоминая сыновей Ноя, Андрей Критский упрекает себя за то, что его душа, подобно Хаму, выставляла на посмешище ошибки и неблаговидное поведение других людей. «Хама онаго, душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися» (Подражая отцеубийце Хаму, ты, душа, не прикрыла срамоты ближнего с лицом, обращенным назад). Также здесь Андрей Критский упоминает бегство Лота из Содома, о чем говорилось в третьей песни понедельника. Читать полностью отрывок из Библии Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но ворон улетал и прилетал обратно на кровлю ковчега. Потом Ной выпустил голубя, который, улетев, не мог найти места для жизни, потому что вода была еще на поверхности всей земли, и возвратился обратно в ковчег. Подождав семь дней, Ной снова выпустил голубя из ковчега. На этот раз голубь возвратился уже к вечеру и принес во рту свежий масличный лист. И Ной понял, что вода сошла с земли и на ней снова появилась зелень. Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. И открыл Ной кровлю ковчега и увидел, что земля уже обсохла. Тогда, по повелению Божию, Ной вышел из ковчега со всею своею семьею и выпустил всех животных, бывших с ним. И устроил Ной жертвенник, то есть место для принесения жертв, и принес за свое спасение благодарственную жертву Богу от всех чистых животных и птиц. Бог милостиво принял жертву Ноя и благословил его и сыновей его и обещал, что больше никогда не будет такого потопа на истребление всего живого на земле за грехи людей, то есть не будет никогда всемирного потопа. В знамение этого обещания Господь указал на радугу в облаках, которая с тех пор и служит вечным напоминанием людям об этом Божием обещании. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. " Бытие " , гл. 4, 17-24; 5; 6, 1-22; 7; 8; 9, 1-17. Беседа о потопе Со стороны неверующих существует возражение против потопа, которое заключается в том, будто невозможно, чтобы вся земля оказалась под водой в одно и то же время, как говорится в Библии. Но, как указывает английский исследователь Артур Гук: " ученый специалист д-р Джон Муррей установил, что если бы поверхность земли была превращена в плоскость, то имеется так много воды в морях, которые в некоторых местах достигают шести миль глубины, что ее хватило бы, - чтобы покрыть землю целиком одновременной повсеместной глубиной в две мили " . Но потоп мог быть и не в полном смысл слова всемирным. Надо вспомнить, для чего Господь совершил потоп: Увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что мысли их были зло на всякое время... И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил. (Быт. 6, 5 и 7). Следовательно, потоп мы можем представить и в виде наводнения, охватившего только лишь пространство земли, населенное людьми, а как велико было это пространство во время потопа, мы совершенно не знаем. При этом нас может не смущать то обстоятельство, что Библия несколько раз говорит о потопе, как о распространившемся " по всей земле " . Библия и вся религиозная литература, имеющая объектом своих забот лишь человеческую душу, часто называет землей и даже вселенной лишь область обитания человеков, и даже лишь область определенной человеческой культуры, созревшей для воздействия Священного Писания. Воспитанная на Библии Византия, именовала Вселенной бассейн Средиземного моря, почему и императоров своих называла " повелителями вселенной " и Константинопольскому патриарху дала титул вселенского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Размеры Ноева Ковчега вполне соответствуют исследованиям Фернанда Наварра. Во время экспедиции на вершину Арарата в 1956 г. он видел под вечными льдами очертания Ковчега и привез часть его шпангоута из дуба, древность которого определена радиоактивным методом в 5 тысяч лет. См. книгу Ф. Наварра на французском языке «Я нашел Ковчег Ноя», 1956 г.. Повествование о Потопе, является важным для всех времен в свете Христова предупреждения всем нам: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» ( Лк. 17:26 ). Мы уже говорили о том, что Всемирный Потоп, уничтоживший древнее, впадшее в развращение человечество, несмотря на кажущуюся жестокость этой меры, был проявлением Божией заботы о человечестве. Чтобы спасти последнюю ветвь человечества, способную к духовному возрождению и совершенствованию, к тому, чтобы когда-то, пусть и в отдаленнейшем будущем, стать способной снова наследовать райскую жизнь, чтобы спасти эту ветвь, надо было уничтожить всё прочее, развратившееся человечество, дабы оно не заразило своим нравственным разложением последней здоровой ветви. Но уничтожив водами Потопа это развратившееся большинство человеческого рода, забыл ли о нем Бог, отверг ли Он до конца этих отвернувшихся от Него грешников? – Нет, Милосердый и Человеколюбивый Господь много веков спустя вспомнил Своих заблудившихся овец! Когда совершилось явление в мир Сына Божия и искупление Им человеческого рода, тогда, как свидетельствует ап. Петр, Господь во аде простер Свою спасающую руку этим при Потопе погибшим человеческим душам: «Христос... и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, – некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения Ковчега» ( 1Пет. 3:19–20 ). Блаженный Феофилакт, толкуя эти слова, говорит, что здесь подразумевается все допотопное человечество от времен Адамовых. Естественно, что сюда входит и то поколение, которое было смыто водами Потопа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Для начала стоит сделать экскурс в историю. Адам и Ева, преступившие заповедь о воздержании были изгнаны из рая. Это вполне можно назвать мировым кризисом. Человечество состояло всего из двух людей, и они были изгнаны из бессмертного мира в мир, где есть смерть. Бог сказал Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 17-19). Проклятие всей земли и осуждение человека на смерть – это не тот кризис, которого испугалось не так давно все человечество, а нечто гораздо более ужасное. Что может быть хуже для человека, чем осуждение на смерть? Следствием греха явилась смерть. О первом убийстве также рассказано в Библии: «восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4, 8). История человечества изобилует войнами и конфликтами. Почему люди истребляют себе подобных? Потому, что не в силах остановить этот грех. Обиду, угождение себе, любую иную выгоду человек ставит выше жизни себе подобного. Первое убийство не смог остановить в себе Каин, хотя Бог сказал ему: «если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7). Он не внял гласу Божию, также, как некогда его родители – Адам и Ева. Тоже кризис. Кризис духовный, вылившийся в убийство. Опять следствием греха явилась смерть. Из Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем о Всемирном потопе. «Увидел Господь [Бог], что Велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», — повествует бытописатель. В этот раз следствием греха явилось почти полное истребление всего живого на земле. Опять кризис, да пострашнее, чем предыдущий! Наблюдается интересное свойство кризиса – прогрессирование. Чем больше грех, тем страшнее кризис. Из всего человечества после потопа осталось всего лишь восемь человек: Ной, его жена и трое сыновей с женами. Почему? Потому, что Ной «обрел благодать пред очами Господа» (Быт. 6, 8). Бытописатель говорит о Ное, но не говорит о его жене, о его сыновьях и их женах. Почему же тогда Бог повелевает Ною взять их с собой в ковчег? Потому, что праведный Ной жил праведно и учил этому жену и своих детей. Он делал то, чего не делали другие люди и давал детям то, чего не давали своим детям другие. Среди тех, кто погиб в водах Всемирного потопа, конечно же, были и дети и младенцы. Почему Бог истребил и их? Потому, что грешное человечество не могло воспитать достойное потомство, и за это было истреблено полностью. Думается, что современному человечеству стоит задуматься над уроком Всемирного потопа. Хотя, отчасти можно и утешиться, второго Всемирного потопа уже не будет: «поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9, 12).

http://pravmir.ru/mirovoj-krizis-bogoslo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Древние художники изображали Ноев Ковчег в виде коробки с ножками. Ученые выяснили, что сбивало их с толку 2 мин., 02.08.2021 Глядя на древние изображения событий Всемирного потопа, нельзя не удивиться, как странно выглядит на них Ноев ковчег. Вместо привычного продолговатого корабля с крышей на древних фресках и монетах мы видим Ноя, стоящего… в коробке с ножками! Почему так? Объяснение дает Bible History Daily . Самое раннее изображение ковчега было найдено в древнем фригийском городе Апамее Киботос, на западе современной Турции. На бронзовых монетах, датируемых вторым и третьим веком н.э., изображен Ной и его жена, стоящие внутри большой коробки с открытой крышкой. Над крышкой изображены голубь с оливковой ветвью и ворон, которых Ной послал, чтобы узнать, сошла ли вода с земли после потопа (Быт. 8: 6-12). Ноев ковчег и библейская история о потопе также являются повторяющимися темами в мозаичных полах, которые украшали древние церкви и синагоги. Например, в турецком городе Мопсуестии на одной из наиболее хорошо сохранившихся мозаик изображены десятки животных, окруживших открытый сундук с четырьмя ножками. Греческая надпись на открытой крышке сундука гласит: «Ковчег Ноя Спасителя». Похожая мозаика была найдена при раскопках в синагоге пятого века в деревне Хукок на севере Израиля. На мозаичном ковре ковчег также был изображен в виде деревянного сундука на ножках. В Священном Писании нет точного описания ковчега. Его внешний вид лишь вскользь упоминается, когда Бог разговаривает с Ноем: Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье . (Быт. 1; 14-16). Итак, никакого намёка на то, что построенный Ноем ковчег походил на коробку, нет.

http://foma.ru/drevnie-hudozhniki-izobra...

Можно, конечно, про всё сказать «это было чудо», но слишком уж неправдоподобно начинает эта история выглядеть в целом и в частностях. Что же, сказать про нее: это был такой миф у древних евреев, да и не только у них (до нас дошли и вавилонские, и иные сказания о потопе)? И к действительности он никакого отношения не имеет… но тогда действительно получится, что Библия – просто сборник древних легенд, не имеющих никакого значения в наши дни. Есть еще и третий путь. Можно допустить, что повествование правдиво, но при этом оно не следует нормам современных учебников и научных справочников. Да, собственно, так оно и есть… «В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие 7:11-12). Про дождь мы, конечно, знаем и из учебников, но вот льется он никак не из небесных окон – это описание явно следует представлениям древних людей, а не современным научным данным. А что это за источники великой бездны? Не будем пока торопиться с ответом. Происходили ли подобные катастрофы на памяти человечества, по мнению ученых? Безусловно, да. Во время последнего ледникового периода уровень мирового океана был ниже нынешнего более чем на сотню метров, а по мере таяния ледников вода возвращалась в моря и ее уровень повышался. Конечно, этот процесс происходил постепенно, на протяжении сотен и тысяч лет, а не за сорок дней и ночей. Затопленными оказались многие места обитания людей, но у самих жителей всегда была возможность спокойно собраться и уйти. Или не всегда? Ученые подсказывают, что всего шесть-семь тысяч лет назад нынешнее Черное море было пресноводным озером и занимало значительно меньшую площадь, чем теперь. Уровень воды в нем, соответственно, был на десятки метров ниже нынешнего. В те времена эти места давно уже были обитаемыми, наверняка люди жили на плодородных землях вокруг этого большого озера, возделывали землю, строили свои поселения…

http://foma.ru/byil-li-vsemirnyij-potop-...

14. Окно, которое, вероятно, находилось над дверью, было прикрыто, ибо сказано, что Ной по окончанию дождя, выпуская ворона и голубя, открыл окно. Из этих слов также видно, что к окну из жилья был проделан коридор, по которому он мог проходить отворять и затворять окно для очистки воздуха в Ковчеге. Так как крупные животные были по середине Ковчега и тяжесть равномерно распределялась по обеим сторонам, а самый Ковчег имел форму лодки, то он мог спокойно плавать даже при сильном ветре и дожде; но Библия не указывает на то, что во время сорокадневного дождя был ветер; он был послан Богом после, для просушки земли, через 150 дней. «И вспомнил Бог о Ное и о всех зверях и о всех скотах и о всех птицах и о всех гадах пресмыкающихся, бывших с ним в Ковчеге, и навел Бог ветер на земле, и воды остановились». «Этот стих ясно указывает на то, что при всемирном потопе не было бурно бушующей воды; если бы был ветер, то он не дал бы равномерно покрыть землю воде, которая поднялась на 15 локтей выше самых высоких гор. Проверив по атласу породы всех зверей и животных и сопоставив количество этих пород с размерами Ковчега и раздельных помещений в нем, я нахожу, что помещения в Ковчеге для животных было вполне достаточно и тесноты в нем не ощущалось. Описание модели Скинии, построенной пророком Моисеем Модель Моисеевой Скинии составлена мной на основании сказания книги Исход, гл. 26 и следующих. Из этого сказания видно, что Скиния имела вид очень большой палатки, весьма богато и роскошно украшенной и удобно собираемой и разбираемой для переноски с места на место. Вся собранная Скиния имела в длину 60 локтей, а в ширину 20 локтей и разделялась внутри на две части: 1. Первая часть – Святое Святых – представляла из себя квадрат в 20 локтей; здесь находилась главнейшая святыня Скинии – 2 Кивот Завета, данный Богом еврейскому народу через пророка Моисея. Вторая часть – 3 Святилище – имела в длину 40 локтей, а в ширину 20. Собираться Скиния могла таким образом. Выбирали ровное и возвышенное место, на котором на известном расстоянии друг от друга ставили подставы 4 под столбы и притом так, что каждая подстава с одной стороны Скинии была против соответствующей ей подставы с другой стороны. На южной и северной стороне Скинии полагалось по 20 подстав, на западной стороне по две подставы по углам, как основания углов и между ними 6 подстав. На восточной стороне не было столбов, потому не было и подстав. В этих подставах, в середине их, были устроены углубления, в которые вставлялись 5 столбы своими, подрезанными в нижней части, шипами. Эти подставы были вылиты из серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

«Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин». Как свидетельствует Библия , «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего» ( Быт.4:3–4 ). Нам не открыто, чтобы Бог уже тогда учил, как надо совершать Ему служение. И поэтому тут дело не в ослушании Каина, а именно в вере Авеля. Он поверил, что надо делать именно так. От отца, Адама, он должен был узнать о грехопадении, о проклятии всей твари за вину человека. И еще до того, как Бог вменил это в обязанность, – он поверил, что надо именно вот так, прямым убийством пред Богом жертвенного животного, признать и исповедать свой первоначальный грех. Каин же, очевидно, понял богослужение так, что надо просто поделиться с Богом своими прибытками. И Бог призрел именно на жертву Авеля. Далее Апостол пишет, что верою же Авель «и по смерти еще говорит». Позже, после потопа, Бог скажет Ною и его потомкам: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя. Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его» ( Быт.9:5 ). А Душа Авеля, значит, еще тогда верою провидела этот закон неизбежного воздаяния, отмщения, закон справедливости. «Верою Енох» понял, какой образ жизни угоден Богу, и настолько понял, что «Бог переселил его» на небо живым. «А без веры угодить Богу невозможно, – продолжает Апостол, – ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Потому что связь с Богом – связь с живой личностью, бесконечно близкой, более чем видимой и более, чем существующей. «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо», о грядущем всемирном потопе, начал строить на суше огромный плавучий дом, веря, что этот нелепый дом совершенно необходим. И интересно, что этой своей верою «осудил он весь мир». Значит, и все могли верить в грядущее всемирное бедствие, все должны были чувствовать его справедливость и его неизбежность. Но – или не верили, или верили только «в душе». А живая вера должна побуждать к соответствующим делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Изображая слепое ожесточение евреев против своего Мессии (Христа), пророческое слово предсказывает, однако же, день, когда ослепление это пройдет. Так мы читаем у пророка Захарии: «В тот день, – говорит Господь, – на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце... В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима, для омытия греха и нечистоты» ( Зах.12:10 и 13:1). «Под разными формами вы встречаете в Библии одну и ту же истину: везде вы видите падшего, погибающего человека и Бога спасающего; везде вы слышите один и тот же призыв: о, сердце человеческое, возвратись к Богу твоему, ибо Он прощает, Он спасает, Он дает жизнь и святость!» Эта истина повторяется во множестве изречений; она символически изображается в обрядах ветхозаветного богослужения, в самых событиях и лицах ветхозаветной библейской истории, – как например в жертвоприношении Исаака, в судьбе Иосифа, в введении народа Израильского в обетованную землю Иисусом Навином и пр. Это чудное единство священных письмен, составленных разными лицами в течение 16 веков, не есть ли лучшее доказательство, что истинный творец их был один Дух Святый. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой», – свидетельствует апостол Петр, – «но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). «Дух Господень говорил в них и слово Его было на языке у них» ( 2Цар.23:2 .). Первый народ, получивший Библию , были Евреи 4 , «народ Божий», – потомки «друга Божия», Авраама. «Им вверено было Слово Божие. 5 Их призвание было сохранить этот «светильник, сияющий в темном месте» 6 , до пришествия Мессии – Христа. Древнейшею книгою в Библии признается книга Иова; содержание её указывает на время до Авраама. Прочитанная вслед за первыми 10 главами книги Бытия, книга Иова представит особенный интерес, бросая свет на темный доселе период времени, предшествовавший Аврааму. Иов был, по-видимому, шейхом, то есть старейшиною одного из аравийских племен 7 , и весьма вероятно, что Моисей, во время пребывания своего в земле Мадиамской, соседней с Аравией, где некогда жил Иов, получил какие-нибудь письменные или устные сведения об этом великом человеке и по непосредственному внушению Божию изложил их по-еврейски. Здесь же, полагают, написал Моисей и книгу Бытия, заключающую в себе первобытную историю Мира и человечества; она повествует о творении земли и человека, о земном рае, о грехопадении, о всемирном потопе, о первом распространении человечества после потопа и патриархах Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе. Письменным материалом служили ему, как надобно думать, бывшие тогда в употреблении, выделанные на подобие пергамента, козьи кожи, сшиваемые вместе в большие свертки. Такой сверток и был тогда тем, что мы теперь называем книгою 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

«Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней» ( Быт.8,3 ). Иногда спрашивают, куда же делись воды Потопа? Но и сейчас воды покрывают три четверти земного шара. Подсчитали, что если земную поверхность сделать абсолютно ровной, то она будет покрыта слоем вод толщиной более двух с половиной километров. Еще часть вод Потопа находится в полярных ледяных шапках, и еще надо помнить, что до Потопа горы были гораздо ниже, а океаны – мельче. Когда же Бог начал прекращать Потоп, то Он создал поистине новый мир с новым климатом. Для того чтобы воздушные потоки разносили водяной пар в нужном направлении, Он поднял горы (некоторые считают, что этот процесс описан в 103-м псалме. «Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды» (6 ст.), и здесь говорится о Всемирном Потопе. «От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят» (7 ст.), – так описывается уход вод с земли, а следующий стих показывает причину этого (приводим его по тексту 70-ти): «Восходят горы, нисходят долины, на место, которое Ты назначил для них» (8 ст.). И, наконец, указывается на то, что водный Потоп не повторится: «Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю» (9 ст.). Итак, по могучему действию мироуправителя начали медленно подниматься горные хребты и одновременно опускаться океанские бездны. В результате этого потоки вод намыли огромные каньоны, такие как Большой Каньон в США или Айере Рок в центральной части Австралии. До сих пор большая часть речных долин несут следы того, что через них проходила намного большая масса вод, нежели сейчас. Другим свидетельством постепенного ухода вод с поверхности земли в океаны являются следы на побережье, подобные тем, которые оставляют воды высыхающего озера. Они есть на больших внутренних озерах, куда также ушла вода (например, озеро Вашингтон). «И остановился ковчег в седьмом месяце, в двадцать седьмом день месяца, на горах Араратских» ( Быт.8,4 ). Интересно, что компьютерный анализ показал, что Бог привел ковчег почти к той точке земли, которая удобнее всего для повторного заселения ее людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010