Тогда Ра призывает Тота и делает его как бога луны своим заместителем. Это повествуется в особом небольшом тексте, также полном аллитераций, объясняющих имя Тота, ибиса, павиана. Он входит в состав особой «главы», или «изречения», произносимого над рисунком небесной коровы, поддерживаемой богом воздушного пространства Шу 202 и различными божествами, приставленными к его ногам; корабли с небесными светилами ходят по её животу и груди; текст даёт её описание и перечисляет имена божеств, приставленных к ней. Рисунок этот изображён на стене гробницы, почему в науке и сама комната с текстом называется «Комнатой коровы». Это такой же магический рисунок, как и иллюстрации в «Книге мёртвых» или в магических папирусах. Текст заканчивается богословскими спекуляциями о боге Ра и душах богов и магическими приписками. Литературное значение этих текстов невелико, но они являются ценными, как редкие обрывки египетских мифов, которые вообще нам известны почти исключительно из магических или ритуальных текстов. Насколько древни мифы, начертанные в «Комнате коровы» и насколько они могут считаться общераспространёнными, сказать трудно. Язык памятника приводит нас к Среднему царству, место нахождения может указывать на Фивы, но параллельные сказания из других египетских центров, судя по намёкам, иного характера. Многие видят в первом повествовании нечто, напоминающее сказания о всемирном потопе, другие – вариант мифов об «Оке Ра» и его отправлении на юг для истребления врагов бога. Вероятно, мы имеем и то, и другое, хотя говорить о всемирном потопе невозможно – речь может идти только об истреблении непокорных верховному богу людей. И было ли у египтян представление о потопе? Некоторые хотят найти его в редкой 175 главе «Книги мёртвых». Но там, если вообще можно говорить о понимании тёмного текста, стоит следующее. Покойник спрашивает Атума: «Каково (по продолжительности) моё время в жизни?» Бог ответствует: «Ты – до миллиона миллионов лет, времени жизни миллионов лет. Я дал ему посылать великих. Я же сокрушу всё, что я создал, и земля сия уйдёт в Нун в потопе (может быть, дожде), как было древле (?)». Здесь может идти речь только о кончине мира, когда бог превратит снова всё в состояние первобытного хаоса. Магические ритуалы

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Рационалисты говорят, что Иисус Христос и апостолы (хотя в то же время сами могли не считать этого сказания за истинное во всех подробностях) применялись к господствующим взглядам своих современников – иудеев на библейское сказание о потопе, когда упоминали о потопе или сравнивали с ним, как с прообразом, те или другие новозаветные учения и учреждения. Но Христос и Его апостолы были учители истинные и потому не могли из угождения к господствующим взглядам современников жертвовать истиной; не могли приводить легендарное сказание о потопе, если бы оно было таким, в доказательство правосудия Божия и в объяснение спасительной силы крещения и будущего всеобщего суда над миром. По вопросу о том, в каком смысле следует понимать всемирное значение библейского потопа, в смысле геологическом или только антропологическом, т. е. был ли библейский потоп всемирным в том смысле, что он покрывал всю поверхность земного шара, или в том, что в волнах этого потопа погибло только все допотопное человечество за исключением семейства Ноя, – по этому вопросу высказываются неодинаковые мнения в кругу современных западных богословов. Те из них, которые более или менее примыкают к рационалистическим взглядам на библейский потоп или стараются согласить эти взгляды с библейским учением, находят возможным сделать некоторую уступку в пользу рационализма по этому вопросу. Они допускают, что библейский потоп мог быть не повсеместным на всем земном шаре, но мог захватывать собою только те местности и страны, которые были обитаемы предпотопным человечеством. Так как существенную сторону библейского повествования о потопе они признают только в том, что в нем выставляется на вид наказание Божие, постигшее предпотопное человечество за его нечестие, а все прочее считают несущественным и не важным, то охотно жертвуют в пользу рационализма геологической всемирностью библейского потопа. Был ли этот потоп, как геологическое явление, всемирным, повсеместным на всей земле, – это для них имеет совершенно второстепенное значение; существенная важность оставляется ими только за той библейской истиной, что через потоп истреблены с лица земли все люди, которые до того времени жили на ней, кроме праведного Ноя с семейством 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Разумеется, самой известной из них является история о великом потопе, затопившем все земли и уничтожившем все живое, пережить который смогли единственно обитатели Ноева ковчега. У вавилонян издревле существовал подобный же рассказ. В 1872 году Джордж Смит сообщил о находке древней его версии в библиотеке Ашурбанипала, найденной в Ниневии в 1853 году. Впоследствии стало известно, что данная версия основывается на еще более древних источниках, которые могут датироваться III тысячелетием до Р.Х. Вавилонский рассказ о потопе пересказывается и в эпосе о Гильгамеше, большой поэме, повествующей о древнем правителе Урука, города в Южной Вавилонии, который, стремясь к вечной жизни, встречается с Утнапишти, единственным человеком, сумевшим обрести бессмертие. В древние времена, когда боги решили уничтожить человечество в водах всемирного потопа, бог Эа предупредил о грядущей беде Утнапишти и его супругу, и те, построив корабль, смогли спасти себя и других живых существ, взятых ими парами. Бог бури Энлиль, раскаявшись в произведенном им потопе, награждает Утнапишти вечной жизнью. Многие детали вавилонского мифа о потопе настолько близки к библейской истории, что зависимость от него последней представляется едва ли не очевидной. Совпадают не только сюжеты, но и такие детали, как постройка корабля, освобождение птиц в конце потопа и жертва, принесенная героем после того, как воды отступили, оставив корабль в горах. (Об историчности потопа было написано немало, особенно после того, как в 1929 году сэром Леонардом Вулли при раскопках Ура в Южной Вавилонии был открыт «потопный» слой. Достаточно самонадеянное утверждение этого археолога о том, что ему удалось найти подтверждение реальности всемирного потопа, было с энтузиазмом подхвачено авторами множества популярных изданий. К сожалению, ряд фактов говорит отнюдь не в пользу этого предположения. Вулли производил раскопки в пяти разных местах, исследуя древнейшие культурные слои Ура, однако только в двух случаях им были обнаружены отложения наносных пород. Из этого следует, что водою был затоплен не весь Ур, но лишь отдельные его районы, соответственно, речь должна идти всего лишь о локальном разливе Евфрата. Мало того, раскопки показали, что потоп не привел и к перерыву в хозяйственной деятельности людей, который был бы одним из обязательных следствий катастрофы глобального масштаба).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Эти библейские выражения не оставляют места никакому сомнению в том, что Библия смотрит на потоп, как на всемирный, не только в антропологическом, но и в геологическом смысле. Старая геологическая школа – школа Кювье – сходилась с учением Библии о потопе; но в одном и притом весьма важном пункте не доставало у ней согласия с Библией. Дело в том, что тогдашние геологи в допотопных слоях земли не находили никаких остатков людей. Некоторые из них, более скорые на заключения, решительно утверждали, что потоп имел место на земле раньше появления на ней человека. Это отрицание допотопного человека со стороны некоторых геологов и было наиболее важным пунктом несогласия между геологией и теологией тогдашнего времени в вопросе о потопе. Более осторожные из геологов школы Кювье старались объяснить причины отсутствия человеческих костей в допотопных слоях тем, что вследствие большого обилия фосфора человеческие кости могли подвергнуться более быстрому процессу гниения сравнительно с костями допотопных животных. Другие же высказывали надежду, что со временем, при более тщательных изысканиях, могут быть найдены ископаемые человеческие остатки и в допотопных слоях земли, чту в последнее время и оправдалось на деле. В остальном если и были некоторые разногласия, то не существенные и легко поддавались соглашению и примирению. Более беспристрастные представители и геологической и богословской науки тогдашнего времени представили более или менее удачные опыты 586 соглашения геологического и библейского учения о потопе, как относительно времени его появления, так и относительно последствий, произведенных им в земных пластах. Сам глава тогдашней геологической школы Кювье высказывался за согласие в существенном библейского учения о потопе с геологическим. Современная геологическая школа Ляйеле-дарвиновская, открыв следы человека в допотопных слоях земли, через это устранила главный спорный пункт между прежними геологами и богословами по вопросу о потопе. Теперь факт существования человека до потопа достаточно подтвержден геологическими исследованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

В 1895 г. профес. Мушкетов напечатал статью «сказания о потопах», в которой в основе сказаний признавал историческое зерно, a не мифы (Горный Журнал. 1895 г. т. IV. стр. 449–486). В настоящее время на русский язык переводится под редакцией профес. Иностранцева «История земли» Неймайра и в ней, в основании библейского повествования о потопе, признается исторический факт. Последнее для нас тем более интересно, что в своем собственном курсе проф. Иностранцев видит в сказаниях о потопе не повествование – хотя бы и преувеличенное – о факте, а геологическую гипотезу, придуманную египетскими жрецами. Жрецы находили раковины морских организмов на суше и отсюда заключали, что сушу некогда покрывало море. 3 В предположении г. Иностранцева заключалась только одна маленькая ошибка: египетские жрецы никогда не учили и не говорили, что море или вообще волны потопа покрывали сушу. Теперь под своею редакцией проф. Иностранцев пропускает иной взгляд на дело. Об этом ином взгляде мы и поговорим. Неймайр в своих суждениях о потопе следует воззрениям венского геолога Зюсса. По Зюссу, библейское сказание о потопе есть переработка халдейской саги о Хасис-Адре (транскрипция перевода книги Неймайра), имеющей в своей основе действительный факт. Неймайр так резюмирует гипотезу Зюсса. «1) Явление природы, известное под именем потопа, происходило в нижнем течении Евфрата и выразилось сильным наводнением, залившим всю месопотамскую низменность. 2) Одною из важнейших причин этого явления было довольно сильное землетрясение в Персидском заливе, или к югу от него; этому землетрясению предшествовали многократные слабые колебания почвы. 3) Весьма вероятно, что в период сильных подземных ударов из Персидского залива надвинулся в эти места циклон. 4) Предания других народов не дают ни малейшего повода думать, что наводнение распространилось за пределы нижнего течения Тигра и Евфрата и, тем более что оно охватило всю землю. Главнейшие черты этого явления представляются в следующем виде: в течение продолжительного сейсмического периода, под влиянием подземных ударов, воды Персидского залива неоднократно устремлялись в низменность Евфрата. Обеспокоенный этим осторожный Хасис-Адра, как бы по божественному предостережению, строит корабль, в котором бы он мог спасти свою семью и смазывает его асфальтом, как это делается и теперь на Евфрате. Колебания почвы усиливаются. Хасис-Адра с семьею бежит на судно; через трещины, прорезавшие низменность, выступают почвенные воды. Большое давление атмосферы, сопровождавшееся страшной бурей и дождем, а может быть и настоящим циклоном, который надвинулся из Персидского залива, является спутником землетрясения в тот момент, когда оно достигает своей высшей силы. Mope устремляется на равнину, опустошает ее, поднимает судно, где ютятся люди, ищущие спасения, и гонит его в глубь страны к тем холмам, которые у устья малого Цаба ограничивают низменность Тигра с севера и северо-востока». 4

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

7. Потоп (Быт 6,5–8,19). Бытописатель намеренно уделил внимание Ламеху в сжатом перечне допотопных поколений. Жестокость человека, ставшего отцом Ноя, подчеркивает «развращение» людей накануне катастрофы. О самой этой катастрофе израильтяне знали давно. Еще Авраам мог слышать предания о ней, когда жил в Месопотамии. Рассказ о потопе сохранен в Библии в виде двух преданий, соединенных в одно целое. Канва повествования и смысл — общие в обоих. Вопрос о потопе как геологическом факте еще не решен в науке. Явных следов наводнения, которое одновременно захватило бы весь земной шар, не обнаружено. Но трудно пройти мимо многочисленных легенд о потопе, известных у народов, географически удаленных друг от друга. С обзором этих легенд можно познакомиться по книге Дж. Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» (1923, русск. пер. М., 1931). О грандиозном наводнении сообщают предания не только народов Ближнего Востока и Греции, но и обитателей Индо-Китая, Малайи, Филиппин, Новой Гвинеи, Меланезии, Океании, Австралии и Америки. Некоторые ученые считают, что глобальный потоп действительно имел место и был вызван неведомой космической катастрофой (падение огромного метеорита, прохождение близ земли кометы и т. д.). Есть мнение, что всемирный потоп явился результатом таяния льдов, некогда покрывавших землю (см. А. Кондратов. Великий потоп: мифы и реальность. Л., 1982). Иногда потоп связывают с мифом об Атлантиде, материке, который якобы опустился под воду за много тысяч лет до Р.Х. По другим гипотезам, произошло смещение земной оси, приведшее к серии катаклизмов. Есть предположение, что до этих катаклизмов на земле была уже высокая цивилизация, которую истребили воды потопа. Библейское сказание содержит отзвуки одной определенной версии истории потопа — той, что сложилась в Двуречье. В этом районе не раз происходили разрушительные наводнения, о чем свидетельствуют раскопки. Воспоминание об одном из них надолго врезалось в память шумерийцев и вавилонян. Следы этой катастрофы (IV тысячелетие до Р.Х.) обнаружил близ города Ура английский археолог Леонард Вулли. Наиболее полный вавилонский рассказ о потопе находится в эпосе о Гильгамеше (фрагмент эпоса был найден и в Палестине, в Меггидоне, доизраильского времени).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Толедот-формулы кн. Бытие (кроме 1-й) были созданы жреческим автором и первоначально обозначали отдельные части в источнике Р. В нынешнем тексте кн. Бытие 1-я толедот-формула 2. 4a («Вот повесть о небе и земле - о времени, когда они были сотворены») служит заголовком к нежреческому материалу 2. 4b-4. 24, за к-рым следует новая толедот-формула 5. 1, что было бы невероятным, если бы 2. 4a принадлежала Р. Утверждается ( Gertz. 2012. P. 115-118), что толедот-формула 2. 4a скорее всего добавлена редактором, чтобы озаглавить присоединяемый нежреческий текст о создании человека, так что заголовки 2. 4a и 5. 1 никогда не следовали непосредственно друг за другом в «первоначально самостоятельном жреческом документе» ( Gertz. 2012). Уникальность формулы           («Вот книга об Адаме и его потомках») в 5. 1 подтверждает то, что серия толедот начиналась с 5. 1. Уже в XIX в. получило распространение мнение о том, что этот рассказ о потопе (Быт 6-9) представляет собой переплетение 2 параллельных историй - жреческой и нежреческой. Разделение рассказа на эти повествовательные слои окончательно сформировалось к нач. XX в. и с тех пор практически не менялось ( Bosshard-Nepustil. 2005; Ska. 2009). Итоговый текст, по убеждению совр. исследователей, был создан редактором (компилятором), к-рый взял за основу документ Р и интерполировал между его отдельными частями параллельные части 2-го рассказа (одна из неск. возможных гипотез - Gertz. 2011. P. 171-178). Это можно было сделать, имея одинаковый общий план рассказов и определенные различия в деталях. Общую структуру обеих историй представляют в таком виде ( Westermann. 1987. P. 50-51): 1) Бог решает уничтожить человечество, однако спасти Н.; 2) спасение, ч. 1: Н. сообщается о грядущем потопе и отдается повеление построить ковчег; 3) всемирная катастрофа: потоп и его последствия; 4) спасение, ч. 2: окончание потопа и выход спасенных из ковчега; 5) Бог решает сохранить человеческий род: дает обещание, что потопа больше не будет. Обе составляющие рассказ истории содержат все 5 элементов данной структуры; это означает, что они - производные единой (общей) традиции. И, возможно, традиция существовала в более широких пространственно-временных и культурных рамках, чем древнеевр. лит. традиция. В наст. время, после открытия и обстоятельного изучения лит. памятников Двуречья в кон. XIX и в течение всего XX в., в научной лит-ре определенно утверждается, что библейский рассказ о потопе является частью единой древнеближневост. традиции (месопотамского происхождения). Считается, что месопотамский миф о потопе был воспринят лит. традицией Др. Израиля, скорее всего в нововавилонский период, когда значительная часть иудейской элиты непосредственно соприкасалась с месопотамской лит. традицией в Вавилоне.

http://pravenc.ru/text/Ной.html

Потом Ной выпустил голубя, и тот, тоже не найдя суши, вернулся в самые руки Ноя. Через неделю Ной опять выпустил голубя, который на этот раз принес свежий масличный лист, став провозвестником спасения и мира человека с Богом. Выпущенный вновь через неделю, голубь не возвратился, а еще через неделю Ной со всей семьей вышли из ковчега на сушу. Животные были выпущены, они вновь наполнили землю. Ной устроил жертвенник, то есть место для принесения жертв, и совершил жертвоприношение в благодарность Богу за спасение. Господь благословил Ноя и заключил с человеком завет, обещая, что всемирного потопа больше не будет. Символом этого завета стала радуга. Завет Бога с человеком после потопа означал, что свет истинной веры на земле не погас и что Господь вновь открывает Себя навстречу людям. Вы, наверное, удивитесь узнав, что предание о потопе широко распространено в самых различных народах. Английский исследователь Артур Гук обнаружил, что халдеи, финикийцы, вавилоняне, фригийцы, сирийцы, персы, греки и армяне имеют более или менее согласные сказания о потопе. Повествование фригийцев упоминает Еноха как провозвестника потопа и передает, что он плакал и молился об участи ожесточенных нераскаявшихся жителей допотопного мира. Была найдена древняя фригийская монета, на одной из сторон которой изображался, хотя и грубо, ковчег и буквы N-O, возможно, относившиеся к Ною. Индия и Китай имеют записи о потопе, при котором спасся некто с семью членами своей семьи. Мексиканцы хранили предание о человеке, сделавшем судно для спасения при надвигающейся катастрофе. А миф о Гильгамеше, хранимый вначале шумерами, а затем вавилонянами, хотя включает элементы политеизма, однако сохраняет много подробностей о подготовке ковчега (герой повествования носит имя Ут-напиштим), о потопе и как ковчег остановился на вершине горы, о голубе и вороне, хотя добавляет и ласточку; наконец, о жертвоприношении по окончании потопа. Но наверняка вам теперь не дает покоя вопрос: сохранился ли и где сейчас находится Ноев ковчег? Где сейчас Ноев ковчег?

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

В обоих местах слово «весь», очевидно, должно пониматься в ограниченном смысле. Особо руководящее значение в вопросе о понимании Библейского повествования о потопе придают начальным стихам книги пророка Софонии. «Все истреблю с лица земли, – говорит Господь: истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь» (1, 2, 3). Из дальнейшего содержания пророческой книги открывается, что это грозное пророчество должно относить далеко не ко всей земле, а только к Иудее и – самое большее – еще к финикиянам и вавилонянам. 8 He должно ли принять, что и в повествовании о потопе totum ставится pro parte? Этот способ выражения не исчез еще совсем из нашего обихода. В русских селениях общество называется «миром». «Мир решил, всем миром постановлено», эти выражения не введут в обман русского мужика. Не вводят ли подобные выражения в заблуждение ученых экзегетов Библии ? Этот вопрос должен быть тщательно и подробно исследован. Он имеет великую важность. Может быть результатом того, что он еще не исследован, у нас являются неправильные толкования библейского повествования о творении, эсхатологических пророчеств, числовых указаний, последовательности библейских событий. Может быть, по исследовании этого вопроса многие споры богословов с натуралистами окажутся совершенно напрасными. Но не будем предугадывать того, что будет. Вопрос о потопе, казалось, похороненный стараниями Ляйэля и Дарвина, мы видим, снова стоит на очереди дня на западе, и даже в парижской академии наук о нем слушаются доклады. Вопрос о потопе стал вопросом и для России. Нам особенно приятно отметить последнее и отметить это и было целью нашей заметки. В заключение позволим себе указать, что в то время как геологи идут по направлению к библии, и русские богословы не остаются равнодушными к этому движению и некоторые из них идут им на встречу. Так уже давно недавно умерший проф. Глориантов в статье «Шестоднев и потоп» (Христ. Чтен. 1883, Июль–Август) высказал, что признание потопа всемирным не является обязательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Сначала думали, что предания о потопе нет у народов, населяющих острова Океании, но теперь удостоверено, что такое же предание есть и у полинезийской расы, хотя оно, очевидно, и окрашено чертами местных наводнений, составляющих обычный бич этих островов. Наиболее знаменитый рассказ этого рода найден на островах Таити, и он более других носит на себе признаки сходства с потопом первобытных времен. Но этот рассказ, как и все рассказы этой части света, имеют совершенно детский характер, свойственный легендам полинезийских народов, и кроме того таитское повествование может быть легко объяснено воспоминанием об одном из морских разливов, столь частых в Полинезии. В нем даже нет наиболее существенной черты всех рассказов о действительном потопе. Остров Тоа-Марама, на котором, по таитскому рассказу, спаслись грешники, возбудившие гнев бога вод тем, что они забросили свою удочку в его волоса, конечно едва ли может иметь хотя отдаленное сходство с ковчегом. Правда, что по одной из редакций таитской легенды два грешника спаслись на Тоа-Мараме не только со всеми семействами, но и со свиньей, собакой и парой кур, что отчасти похоже на введение животных в ковчег. С другой стороны, некоторые черты рассказа островов Фиджи, особенно тот, по которому в течение многих лет после этого события жители постоянно держали наготове лодки на случай, если бы опять наступил потоп, скорее очевидно относится к местному явлению, морскому наводнению, чем к всемирному потопу в собственном смысле. Но тем не менее и в этих рассказах нельзя не видеть хотя отдаленного и искаженного отголоска общечеловеческого предания о потопе, и это служить новым подтверждением общей распространенности этого предания, находящего свое истинное и полное выражение в библейском повествовании. Длинный ряд только-что изложенных преданий дает полное основание утверждать, что повествование о потопе есть повествование всемирное, встречающееся во всех разветвлениях человеческого рода. Такое воспоминание, согласующееся во всех своих существенных частях у самых различных и отдаленных народов, уже по этому самому не может быть мифом, изобретенным случайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010