Н.Р. Антонов XVII. Соборность, как признак и средство церковного единения. Сущность вселенского Собора Считая Церковь телом, организмом, а также считая жизнь, т. е. согласную деятельность, непрерывное движение целью жизни человека – вообще и христианина в частности, Н. П. Аксаков устанавливает признаки единения и пути к нему. Так, – соборность является первым, наглядным, формально-историческим признаком церкви и православия. Проявлением этой «соборности» является общение церквей на «соборах».«Соборы – этапы церковного рассмотрения, обеспечивающие свободу верующих». «Только пребывая в живом и вечном общении друг с другом, живут, всечеловеческой или всецерковной жизнью, мысленно и молитвенно, в своих пределах каждая, отдельная Церковь обнимает вселенную, и не отрывается от нее. Коренная забота Церкви о взаимном общении рано выражается в истории. Древние церкви Галлии находились в сношении с церквами Малой Азии, африканские церкви – с Римом и Антиохией, Испанские и Ирландские сносятся с церквами Запада и Востока. Соборы, как этапы объединения, живым словом и живым обменом мыслей преследуют ту же цель. «Устраните их, – и вселенский характер Церкви тускнеет и забывается, что и свидетельствует переживаемый, а, дай Бог , и доживаемый, период бессоборности» 125 . Устанавливая необходимое и существенное значение для реализации идеи Церкви начала «соборности», Аксаков в своих сочинениях рисует свет и тени, достоинства и недостатки исторической соборности, т. е. известных из истории соборов. Присмотримся, прежде всего, к облику вселенских соборов, которые имеют решающее значение для теоретического и канонического миросозерцания Восточной церкви. Весь цикл вопросов, связанных с Вселенскими соборами, наиболее полно представлен Аксаковым в статье: «Возможны ли в Ц. реш. и совещ. голоса» и особенно в 47 «Церк. Гол.», подводятся итоги всем материалам. Из этих источников оказывается: – идея и форма «вселенских» соборов не предусмотрена церковными канонами, потому что соборы являются – «государственным органом империи, только вводящей в состав свой Церковь и опирающейся на нее, а не органом Церкви, подобно предусмотренным канонам митрополичьим, областным и патриаршим, или соборам великих областей (диоцезов)»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Сегодня Церковь совершает память святых отцов шести Вселенских Соборов. Шесть Вселенских Соборов — утверждение веры Церкви, которую мы исповедуем. Всего было семь Вселенских Соборов. Седьмой был созван для осуждения еретиков, не почитающих святые иконы. Этот Собор явился как бы печатью всех остальных Соборов. Первый и Второй Соборы, Никейский и Константинопольский, отвергли ересь, посягавшую на Божество Господа нашего Иисуса Христа. Если Христос — просто выдающийся Человек, то почему мне нужно следовать за Ним? Почему не идти за Буддой, Кришной или еще каким-нибудь великим духовным учителем? Но если Он — Бог, тогда все должно измениться в моей жизни. Я должен только Его слушать и Ему одному внимать. Каждое слово, которое Он говорит, должно иметь для меня решающее значение. Мы должны сегодня спросить себя, как мы исповедуем нашу веру, как воспринимаем слово Христово. Не привыкаем ли к этой тайне веры, что Христос — истинный Бог? Особое значение имели так называемые Халкидонские — Четвертый, Пятый и Шестой Вселенские Соборы, которые говорили о соединении двух природ в личности Богочеловека. Никео-Цареградские и Халкидонские Соборы созвучны друг другу. На Первом Вселенском Соборе в Символе веры даже была такая формула исповедания: «последуя святым отцам». То есть Церковь не говорила что-то новое о тайнах веры, а лишь утверждала то, что она всегда знала, приняв от Бога. Но тайны веры надо было оградить от нападок безумных еретиков, от попыток гордого человеческого ума, проникнуть в непостижимое одним своим падшим ограниченным разумом. Церковь поставила меч херувимский — святые догматы — у входа во Святое Святых. Суть Никео-Цареградских Соборов сводится к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен Богу Отцу, а смысл Халкидонских Соборов — к тому, что Господь наш Иисус Христос единосущен нам, роду человеческому. И ту, и другую тайну они соединяют. Мы знаем, что и в наше время появляется много еретиков. Сатана не может расшатать Церковь путем отмены Символа веры. Это невозможно, потому что Символ веры — недвижимый камень, как и заповеди Божии, и отказывающийся строить на нем, сразу обнаруживает себя. Враг Церкви избрал другой путь: попытаться соединить несоединимое.

http://moral.ru/vi-soborov/

преосвященного Афанасия, архиепископа Донского, от 3 декабря 1905 года На основании циркулярного указа Св. Синода от 27 июля 1905 года, имею долг благопокорнейше представить соображения по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви. I. По вопросу о разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Этот вопрос стоит в связи с учреждением областных соборов для решения дел церковных второстепенной важности. Введение соборного управления в российской Церкви желательно. Оно имеет для себя основание в практике древней Церкви и церковных канонах и могло бы выразиться в следующем: а) русская Церковь делится на округа; б) епископы епархий, входящих в состав округа, составляют соборы для обсуждения церковных вопросов; в) одному из епархиальных епископов присвояется преимущество чести и власти, и он председательствует на соборе. а) Разделение русской Церкви на округа, согласно указаниям практики древле-вселенской Церкви, должно обусловливаться или историческими и этнографическими особенностями обособляемых округов, или приспособлением к правительственным административным единицам империи. Основываясь на этих началах, можно разделить русскую Церковь на следующие округа: 1) Северно-Русский или Новгородско-Петербургский; 2) Средне-Русский или Великорусский-Московский; 3) Южно-Русский или Малорусский-Киевский; 4) Новороссийский-Одесский; 5) Западно-Русский или Белорусский и Литовский-Виленский; 6) Восточно-Русский – Казанский (епархии волжские и уральские); 7) Кавказский; 8) Томский; 9) Иркутский. Б) Областные Поместные Соборы состоят из всех епископов округа. Они назначаются не менее одного раза в год. К участию в соборных заседаниях допускаются пресвитеры и диаконы, а также миряне с правами совещательного голоса. На областных соборах обсуждаются вопросы по предметам христианского вероучения и нравоучения, христианского благочиния и богослужения, благотворительности, миссионерского дела, духовной школы, церковных имуществ. Не имея в отношении к этого рода делам права законодательных постановлений в тех случаях, когда требуются единообразные и, следовательно, общецерковные мероприятия, окружные соборы пользуются широким правом инициативы в возбуждении вопросов по означенным делам для представления их после предварительной разработки Поместному Собору Всероссийской Церкви, и в изыскании способов наиболее целесообразного применения к местных потребностям состоявшихся уже общих постановлений Всероссийского Поместного Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Когда Русская Церковь стала собирать соборы, какие проблемы решали, в каких отношениях с властью находились? Об истории соборного движения в России рассказывает кандидат исторических наук Федор Гайда. Под крылом Византии Русская Церковь до середины XV века была составной частью Константинопольского Патриархата, а потому русские митрополиты принимали участие в его соборах. История византийских церковных соборов отнюдь не исчерпывается знаменитыми семью Вселенскими соборами. И после VIII века на соборах решались вопросы догматики и церковного права. Вскоре после первого Крещения Руси при патриархе Фотии состоялся Собор (879–880), на котором было осуждено Филиокве — латинская вставка в Символ веры , согласно которой Святой дух исходит не только от Отца (как в первоначальном тексте символа), но и от Сына. В Византии он всегда почитался как Восьмой Вселенский собор. В XI–XIII веках на константинопольских соборах разрабатывались вопросы православной литургики. Соборы 1341–1351 годов ознаменовались победой исихастского учения (богословием и аскетикой, направленными на богопознание и обожение), с которым было связано и духовное возрождение Руси в XIV веке. На Руси соборы также созывались — для решения местных судебных и дисциплинарных вопросов. В ряде случаев, когда вопрос не мог быть решен в Константинополе, на соборе местных епископов избирали митрополита Киевского. Так, на первом соборе Русской Церкви, о котором остались свидетельства, в 1051 году на всероссийскую кафедру был избран митрополит Иларион — автор знаменитого «Слова о законе и благодати». В 1147 году также на соборе был избран митрополит Климент Смолятич, отличавшийся своей образованностью. В 1273 или 1274 году по инициативе Киевского митрополита Кирилла III состоялся собор русских епископов, на котором после Батыева погрома было решено усилить церковную дисциплину и искоренять языческие обычаи. Русская симфония Принятие Константинополем унии с папским Римом привело к провозглашению автокефалии Русской Церкви. В 1448 году на соборе в Москве митрополитом был избран рязанский епископ Иона. С этого времени московские митрополиты избирались собором Русской Церкви, который собирался по инициативе великого князя или царя, он же утверждал соборное решение. Подобная традиция существовала в Византии со времен императора Константина Великого . Однако большое влияние государственной власти на решения соборов еще не означало, что оно всегда было решающим. В 1490 году церковные иерархи добились проведения собора, на котором были осуждены еретики-«жидовствующие», отрицавшие божественность Иисуса Христа и святость икон, однако укрепившиеся при дворе и имевшие косвенную поддержку со стороны великого князя Ивана III. Государь всея Руси не пошел против новгородского архиепископа Геннадия и игумена Иосифа Волоцкого . На соборе 1503 года великий князь попробовал поставить вопрос о секуляризации церковных земель и опять вынужден был уступить соборному мнению Церкви.

http://azbyka.ru/hronika-russkih-soborov

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский В субботу на малой вечерни стихиры воскресны и Богородице, по обычаю. В субботу на малой вечерне стихиры воскресные и Богородице по обычаю. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ На Господи, воззвах: стихиры Октоиха, воскресны 3 и восточен един. На “Господи воззвах:” поем стихиры Октоиха, 3 воскресные и восточную одну. Стихиры святых отцев, на 6, глас 6. Подобен: Отчаянная: Стихиры св. отцам на 6, глас 6 Честныя Соборы отцев/в разная времена составив,/во едино собра единем и темже правилом/зело добре Патриарх Герман Новый,/пиша купно же и держа догматы сих,/иже и молитвенники бодрственныя сия спасения/Господу предлагает, и пастве с пастыри. Семь Соборов отцов/в разные времена бывшие, совокупив,/в одно собрал единым правилом/весьма прекрасно патриарх Герман Новый,/вместе и записывая и утверждая догматы их;/он их и вождями неусыпными спасения/представляет Господу и пастве с пастырями. Закона писание детем еврейским положи честную седмицу,/сени придержащимся и служащим сей,/юже отцы, стекшеся на Седмом Соборе манием Божиим,/в шести днех все сие совершившаго,/и седмый благословившаго,/честнейшую соделаша, предел веры изложивше. Буква Закона установила священную седмицу/чадам еврейским, тени державшимся и служившим ей;/ее отцы, собравшиеся на семи Соборах/мановением Бога, в шесть дней все это завершившего,/и день седьмой благословившего,/еще священнее соделали,/определение веры изложив. Троицу, всем от вещей/мipoбыmuя сущую вину,/ясно предасте, треблаженнии отцы:/Три бо и Четыре Соборы, таинственнейшим словом положивше,/и отмстителие явльшеся Православнаго слова,/стихиа четыре суща,/и Троицу изъяснисте,/создавшую сия и мip сотворшую. О Троице, всех вещей в мipe тварном истинной причине,/вы ясно поведали, треблаженные отцы:/ибо, три и четыре Собора/таинственнейшим разумом учредив,/и явившись Православного учения блюстителями,/вы тем представили четыре существующих стихии/и Троицу, их создавшую/и мip сотворившую. Довляше и единою жизнь вдохнути/лежащему сыну служащия,/пророка Елиссея слячение зельно;/обаче обратися седмижды и прекланяшеся сему,/провозвещая яко провидец ваша Соборы,/имиже умерщвление Божественнаго Слова водушисте,/Ария умертвивше, и его сверстники.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatyh-o...

Скачать epub pdf Часть четвертая. Церковное управление Глава I. Церковное законодательство § 85. Субъект законодательной власти. Вопрос о субъекте законодательной власти предрешается той или другой формой церковного устройства. Кому принадлежит церковно-правительственная власть вообще, тому принадлежит и право устанавливать общие нормы церковного порядка, вместе с правом дарования привилегий, т. е. издания специальных законов, и с правом диспенсации, т. е. правом допускать неприменение общей, установленной в объективном праве, нормы к отдельному лицу в отдельном случае. Но между тем, как установление законных норм, и общих, и специальных, не может быть делегируемо подчиненным органам, а осуществляется лично и непосредственно высшей властью, диспенсационные правомочия могут быть осуществляемы и подчиненными органами (напр. епископами по делам брачным) по поручению или уполномочению высшей власти. Высшей церковной, следовательно и законодательной, властью в древней церкви, с тех пор, как сделалось возможно установление общецерковного, обязательного для всех христианских общин, законодательства, были римские христианские императоры, которые или созывали соборы епископов, или непосредственно издавали законы по делам церковным. В том случае, когда императором созывался вселенский собор для установления православного учения, собор не был собранием только сведущих людей, признанных дать мнение и совет, а был органом церкви, через который должно было выражаться общецерковное сознание, обязательное и для императора, как скоро оно выразилось в формах, не допускающих сомнения; но в то же время он был органом императорской власти, поскольку от императора, как поставленного Богом общего епископа (по выражению церковного историка Евсевия), зависело созвать собор и скрепить своим утверждением результаты деятельности собора. В кормчей книге (вводная статья о 7 соборах вселенских и 9 поместных) объясняется, что вселенскими названы те соборы, на которые императорскими повелениями созывались святители из всех городов, римских и греческих, и на которых было «взыскание и совопрошение о вере»: поместные же соборы – это те, на которых не было епископов всей вселенной и цари не сидели, цель их – проведение в жизнь вселенских постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Соборы Западной церкви Кроме семи действительных Вселенских Соборов, в Западной церкви признаются и другие многие соборы вселенскими, подобными первым семи Соборам. Всех таких мнимо вселенских соборов в Западной церкви тринадцать, а именно: Константинопольский IV, бывший еще до разделения с Восточною Церковью, в 869 г. против патриарха Фотия. Латеранский I, бывший в Риме, в Латеранской базилике, в 1122 г., при папе Калликсте I и императоре Генрихе V. Здесь находилось 300 епископов и более 600 аббатов. Предметом собора был спор об инвеституре, который и разрешен так называемым «Калликстинским конкордатом», не восстановившим прочного мира между церковью и империей. Сверх того, сделаны разные постановления касательно церковной дисциплины и освобождения Святой Земли из рук неверных. Латеранский II, в 1139 г., при папе Иннокентии II, в присутствии императора Конрада III. На нем было до 1000 церковных сановников. Собор имел целью прекратить расколы и ереси, потрясавшие Западную церковь , а, главным образом, учение Арнольда Брешийского, восстававшее против злоупотреблений духовной власти, на которое и была произнесена анафема. Латеранский III, состоявший из 302 епископов, в 1179 г., при папе Александре III и императоре Фридрихе I. Здесь умиротворен раздор церквей, произведенный антипапами, осуждены еретические заблуждения вальденсов и приняты меры против развращения нравов в духовенстве. Латеранский IV, в 1215 г., при папе Иннокентии III и при императоре Фридрихе II. Кроме 72 архиепископов, на нем было 412 епископов и 800 аббатов. Собор произнес анафему на еретиков – альбигойцев и утвердил начатое против них преследование. Лионский I, созванный папою Иннокентием IV, в 1245 г., против императора Фридриха II. Присутствовавших епископов было 140. Лично находились из коронованных глав император константинопольский Балдуин II и Людовик, король французский. Собор произнес анафему на Фридриха, не дождавшись его прибытия; здесь же дана красная шляпа кардиналам и определен крестовый поход под предводительством Людовика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Содержание Предисловие Введение. Происхождение и развитие иерархии общин Глава первая I. Вопрос о церковных округах в ученой литературе II. История и характеристика римского провинциального управления на востоке империи III. Императорский культ и его организация IV. Этнографическое деление восточной половины Римской империи I. Провинция Азия II. Провинция Вышния-Понт III. Провинция Галатия IV. Провинция Ликия и Памфилия V. Провинция Каппадокия VI. Провинция Киликия VII. Провинция Кипр VIII. Провинция Сирия IX. Провинция Палестина X. Провинция Месопотамия XI. Провинция Аравия XII. Египет XIII. Провинция Крит-Кирена V. Образование церковных округов на почве этнографического деления Римской империи VI. Обзор церковных округов в первые три века христианства I. Провинция Палестина II. Провинция Сирия III. Провинция Кипр IV. Провинция Месопотамия V. Провинция Аравия VI. Египет VII. Провинция Киликия VIII. Провинция Каппадакия IX. Провинция Вифиния-Понт X. Провинция Галатия XI. Провинция Ликия-Памфилия XII. Провинция Азия XIII. Провинция Крит-Киренаика VII. Борьба церкви с императорским культом Глава вторая. Соборы I. Исторический очерк развития епископской должности II. Соборы для избрания епископа III. Происхождение регулярных соборов IV. Христианские соборы II и III веков V. Устройство соборов VI. Делопроизводство собора Глава третья. Митрополиты в первые три века христианства I. Развитие власти митрополитов II. Римский епископ III. Александрийский епископ IV. Развитие митрополичей власти в Антиохии и на востоке Глава четвертая. Институт митрополитов по канонам никейского собора 325 г. I. Новое провинциальное деление Римской империи и административные реформы Диоклетиана II. Никейский собор и церковно-провинциальное устройство Восточно-Римской империи III. Канон шестой никейского собора 325 года IV. Канон седьмой первого вселенского никейского собора     Предисловие Цель этой работы чисто научная. С этой точки зрения появление ее не нуждается в оправдании. Несмотря на обилие источников в русской науке церковного права доселе не существовало сочинения, посвященного истории развития церковно-правительственной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Библиография Вселенские соборы 4 и 5 вв. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. А. Лебедева экстраординарного профессора Московской духовной академии. Москва. 1879 год. 1 С таким заглавием вышла недавно в свет книга, принадлежащая перу профессора древней церковной истории в Московской духовной академии А.П. Лебедева . Это докторская его диссертация, которую он защищал с большим искусством и знанием своего дела 24 апреля сего года. Это не первый серьезный труд профессора, хотя и молодого по годам и ученой службе, по уже известного своими многочисленными учеными сочинениями и почтенного по своему неутомимому трудолюбию. В последние годы уважаемый А.П. Лебедев постоянно печатал свои учения, мелкие и крупные статьи на страницах Московских духовных журналов и отчасти в Русском Вестнике. Некоторые из пространных статей изданы им и в виде целых книг. Кажется, к числу лучших из них и наиболее ученых принадлежит та книга, заглавие которой мы выписали и о которой мы позволяем себе и желаем сказать несколько слов. При первом взгляде на книгу, или, точнее, на заглавный лист её, читатель может подумать, что книга по своему содержанию относится более к области догматики или истории догматов, нежели к церковной истории. Но прочитавши книгу, или даже только часть её, он приходит к мысли, что эта книга есть сочинение историческое, что она относится к тому отделу церковной истории, который значится под рубрикой: церковное просвещение в такие-то века. – Мы не будем распространяться о том, что эта книга ни мало не относится к теоретической догматике, – не относится потому, что в ней догмат не рассматривается по существу, что автор её не анализирует внутреннего содержания догматов, которых он касается. Укажем пример. Предмет книги – догматическая деятельность первых четырех Вселенских соборов. Как известно, результатом догматической деятельности первого Вселенского собора был символ Никейский; второй Вселенский собор оставил церкви символ Константинопольский; четвертый собор – вероопределение о двух естествах в И.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Вселенский Собор: навстречу Святому и Великому Собору? Когда состоится новый Вселенский собор и не угрожает ли он единству Православной Церкви? 11 июня, 2015 Когда состоится новый Вселенский собор и не угрожает ли он единству Православной Церкви? Когда же состоится новый Вселенский собор, какие темы на нем должны быть рассмотрены? И не угрожает ли он единству Православной Церкви? На эти и другие вопросы отвечает в своей статье «Towards the Great Council?» митрополит Каллист (Уэр). Статья опубликована в 1972 году. Восьмой Вселенский Собор? Для многих кажется иронией, что Восточная Церковь, которая гордится своей соборностью, не созывала Вселенских Соборов с 787 года Такое критическое отношение не совсем справедливо, потому что в истории Восточной Православной Церкви Вселенские Соборы были отнюдь не единственным способом выражения соборности Церкви, есть и другие, не столь яркие методы ее выражения: обмен письмами, визиты иерархов, а самое главное – проведение местных Синодов, решения которых затем утверждаются всей Церковью. Даже в эпоху Семи Вселенских Соборов с IV по VIII века Вселенский Собор считался исключительным событием, последним средством в момент кризиса, а не регулярно проводимым мероприятием, обычным событием в жизни Церкви. Однако в наше время все больше и больше православных христиан ощущают необходимость в этом «последнем средстве». Они убеждены, что пришло или даже уже прошло время, когда необходимо созвать «Святой и Великий Собор», представляющий Православную Церковь во всей ее полноте. Они называют этот будущий собор «Святым и Великим», а не «Вселенским», потому что (как им видится) никто заранее не может сказать, будет ли то или иное собрание епископов, священников, мирян действительно вселенским, так как вселенским собор делает не число делегатов или географическое расположение тех стран, из которых они приехали, а то, что они говорят по вдохновению Святого Духа, и никто не может обрести Духа Утешителя заранее. Некоторые православные называют еще одну причину. Они считают, что при современном разделенном состоянии христианства Православный собор не может считаться Вселенским собором Всемирной Церкви. Однако есть среди православных богословов и те, кто отвергает эту позицию и считает, что Православие является единственной Христианской Соборной Церковью на земле и может созывать по своему усмотрению Вселенские соборы, которые по милости Божией будут равноправны первым семи. Отдаленные приготовления

http://pravmir.ru/navstrechu-svyatomu-i-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010