«Примерное благочестие Православного нашего Царя нимало не поколебалось от блестящей Его славы. Мечтательность одним безбожникам свойственна. Он повергает лучезарный венец, возлагаемый на Него всеми народами, пред подножием престола Божия; славу свою воздает Всевышнему и признает Всевидящее Око сопутником во всех Своих предприятиях, напечатлев богодухновенную сию мысль на груди сынов Отечества в память незабвенного 1812 года. Да постыдятся и посрамятся ищущи душу мою; да возвратятся вспять и постыдятся мыслящи ми злая!», – напишет участник тех событий, полковник Александр Григорьевич Краснокутский. Медаль в честь взятия Парижа, учреждённая в 1814 году «По окончании благодарственного с коленопреклонением молебствия, Государь Император отправился во Дворец, где французские вельможи имели счастье быть ему представлены», — да, именно так и было, Александр расточал комплименты Франции и французам. Так и ведут себя настоящие победители. Россия молилась за тех, кто устоял на Бородинском поле и при Малоярославце, кто гнал француза к границам империи, а потом и до Парижа. За упокой павших на поле боя, памяти ушедших в мирное время. Им в те дни посвятил песню и старый гвардеец, а ныне – государственный деятель и поэт Гаврила Державин. Не с рыданиями он вспоминал про них, а с бодрой благодарной улыбкой. А невредимых служилых он хотел обнять и… развеселить. Потому и подзадоривал прибаутками, подмигивал и подливал хмельного по случаю победы: Спесь мы Франции посбили, Ей кудерки пообрили, Убаюкана она! Уж не будет беспокоить, Шутки разные нам строить. Дайте чашу нам вина! Веселися, царь блаженный, Александр Благословенный! Русская земля сильна: О тебе она радела, Груди, жизни не жалела: Дайте чашу нам вина! Император в Париже кротко отказался от имени Благословенного , но Державин утверждал это определение в стихах. И провозглашал победные тосты: Дайте чашу пьяной браги: Генералов в честь отваги Выпьем мы ее до дна; За казачью хитрость, сбойство, За солдатское геройство – Дайте чашу нам вина!

http://pravmir.ru/russkie-v-parizhe/

Посему, посредством горящего полированного зеркала, обращенного к солнцу, и переведенного на воспламеняющиеся легко вещи, добывается огонь при жертвенных церемониях, солнце называется «дун-цзюнь» – царь востока, «император, рождающийся на востоке». Солнце есть Ли-янь – всевидящее, проницающее око дня, которому подобное находится в луне – ночи; оно есть Лю-чжу, прядущийся перл, огненное яблоко, и полнота лазоревого дракона; Yo-hoa – блестящий, светоносный (гений), душа света; Чжу-гоан – Красное светило, Ян-ву – теплотворный ворон, Су-ли-е (т. е. санскр. Sourya). Китайцы говорят, что солнце пробегает ежедневно по 1000 миль и столько же ночью, по 148½ лье в 24 часа, что таким же образом проходит ежедневно градус по небесам, и снова начинает такое течение беспрестанно вращающееся. Как богу теплотворного и светоносного, всеоживляющего начала, Китайцы воздавали солнцу особенное почтение с жертвоприношением и молитвою, весною и утром, вне восточных ворот – дун-мынь, что происходило во время последней луны с особенной церемонией. Главный жрец, каким являлся по большей части сам император, а в провинциях его высший чиновник, министр или губернатор, на круглом алтаре в восточной части, приносил солнцу быка; жертва зажигалась посредством круглого металлического зеркала, коего лучи, отраженные от солнца, наводились на сухой и воспламеняющийся мох и солому, травы. До сего торжественного момента и времени строжайше воспрещалось всем подданным зажигание огня, добываемого впервые только при означенном весеннем жертвоприношении богу-солнцу. В Тибете и разных частях Китая, еще и доселе сохраняются следы этого рода круглых древних жертвенников, устрояемых для пиреев, и подобных доисторическим памятникам Abury и Stonhenge в Англии. 2) Луна – юэ. Феномены фаз луны изменяющиеся в внешнем виде пред взором людей и влияние её не менее солнца на природу, издревле побуждали к установлению особенного культа и времен года – лунного. Луна, говорит один китайский ученый, есть сущность начала женского и охлаждающего, имеет круглую форму и чистое существо; когда она освещена – солнце сияет, без солнечного света – она темнеет, называется Би – помраченною, также – ван, взирающею когда сияет; в отношения к солнцу она является как бы царицею, ему воздающею почести.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Кто-то считает, что пока у нас не будет гражданского общества – не может быть общественного телевидения. Кто-то возражает, что без общественного телевидения гражданское общество не вырастет. Но ни то, ни другое нельзя создать чьей-то руководящей волей. Ни то, ни другое невозможно без нашей личной инициативы. Читайте также: Откровенно Священник и ток-шоу [ВИДЕО] Большой брат или Всевидящее Око? Ольга Любимова: Жизнь и смерть православного ТВ Вырви антенну! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 февраля, 2022 24 марта, 2021 6 марта, 2021 28 января, 2020 31 декабря, 2020 5 декабря, 2019 26 октября, 2019 18 июня, 2019 14 июня, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/obshhestvennoe-i-lichn...

Так и душа, которая не имеет благодати Божией, покрывающей ее. Сатана, враг наш, как разбойник, обнажил нас, совлек с нас одежду благодати Божией и спасения. Потому прародители наши, лукавством его обнажившиеся, познали наготу свою, которую прежде падения своего не видели и начали сами себя стыдиться, что было доказательством и свидетельством внутреннего их обнажения. Христос, Сын Божий, видя нашу наготу, от которой Бог и Ангелы Его святые отвращались, умилосердился над нами, пришел на землю к нам, нагим, бедным, убогим и нищим, облекся в плоть нашу и упо­добился нам во всем, кроме греха, чтобы нас, нагих, замаранных и оскверненных омыть Кровью Своею, и одеть чистой одеждой правды Своей, и так представить чистейшим очам Отца Своего Небесного. Эта святая одежда дается верой всякому в крещении. Если кто хранит ее, — сражаясь против врагов своих, которые невидимо ополчаются против нас и хотят нас опять обнажить, срам и стыд нам пред Богом и Ангелами Его учинить, — тот блажен, как говорит Господь: «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15). Ибо, видя его облеченным одеждой Единородного Сына Своего, познает такового Отец Небесный, и признает за Своего, и подаст ему наследие со святыми избранниками Своими, и введет в чертог славы Своей. Если же кто нерадением и леностью потерял ту священную багряницу и потому явится нагим перед Богом и Его избранными, то не иное что ему воспоследует, как стыд и срам нестерпимый, сам себя будет стыдиться, ибо наг; и Бог с избранными Своими постыдится наготы его, и отвратит святейшие очи Свои от него, и отречется от него, как от не Своего. Не видит этой наготы грешник ослепленный, так как не имеет душевных очей открытыми, и поэтому не стыдится: как спящий или слепой не видит телесной своей наготы, почему и срама не чувствует. Но Божие всевидящее око видит; видит и отвращается от такой души. Увидит и грешник бедный тогда, когда откроются книги совестные, и тайные помышления сердец человеческих в явление всему миру приведутся, — увидит, но к крайнему своему стыду, сраму, бесчестию и бедствию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

     На этом-то всеобщем соборе всего человечества взыщет отчета в нашей жизни праведный Судия мира. И, во-первых, откроет все дела и слова, мысли и чувства наши от первого движения младенческого до последнего вздоха смертного. Теперь все прошедшее, сокрываясь от глаз, мало-помалу изглаживается в нашей памяти, все покрывается как бы пеленой, сквозь которую едва усматривает что-либо наше око. Но все то пишется в книге живота, ничто не исчезает, ничто не забыто пред очами всеведущего Судии; и в страшный час суда все опять оживет в нашей совести, прошедшее сделается настоящим, – и очам нашим представится полная картина нашей жизни, внешней и внутренней. Приведутся на память заблуждения детства, о которых мы давно забыли, и если иногда вспоминаем, то под преступным названием невинных шалостей, – буйные порывы юности, которые давно ускользнули из нашей памяти, или, что хуже всего, припоминаются с каким-то самодовольством и наслаждением, – пороки мужества и старости; предстанут пред очами нашим все греховные действия со всеми их последствиями и плодами, – все праздные слова, которые, исчезая в воздухе, казались нам как бы не сущими; откроется и тайная история сердца нашего, которая едва известна нам самим, – студные пожелания, нечистые помыслы, праздные мечтания – все обнаружится пред всевидящим оком Божиим. Мало того, от нас взыщется отчет не только в том, что сделали, но и в том, чего не сделали, когда могли и должны были сделать. Нам приведутся на память бесчисленные случаи к добродетели, которые предоставляла нам благодать Божия, но которые упущены нами легкомысленно: наш совет мог предупредить преступление, но мы не взяли на себя труда дать его в свое время; наш голос мог защитить истину, но мы побоялись сильного, или увлеклись лестным ожиданием – и молчали; наше благодеяние могло спасти бедность от порока, но мы не хотели отказать своей прихоти. Нам даровано было столько даров естественных и благодатных, которые остались без пользы и плода; – открыт был путь спасения, по которому мы не шли; – дарованы святые таинства, которыми мы не пользовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Благодать, как сила ософиения, ни в каком случае не упраздняет тварной свободы в ее индивидуальном проявлении, не действует insuperabiliter et indeclinabiliter, fortiter et suaviter, invincibili dectatione, physica praemorione (как учат бл. Августин и Янсений, Ф. А. и Кальвин), но убеждая, склоняет: «не силою, не властью, но Духом Моим» ( Зах. 4, 6 ), в конце концов, любовью Божественною. Свобода личности остается нерушимой и непроницаемой и для Бога, Он вольно, в своем кенозисе Творца и Промыслителя, останавливает пред нею Свое всемогущество. Оно не разрушает онтологических преград, как и сам Христос свидетельствует о Себе «ce стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит двери, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» ( Откр. 3, 20 ). Эта дверь есть тварная свобода, источник самобытности и реальности твари в ее соотношении с Творцом. Творя человека, Он дает ей как бы в собственность этот источник, который остается в то же время нераздельным от Бога. Бог в Софии Божественной соотносится как бы с самим Собою в Софии тварной, в творении, которое реально этой божественной реальностью. Здесь надо остановиться на вопросе об этом соотношении, которое так запутано антропоморфическим учением о предопределении, вносящем время, – пред, – в самую жизнь Божественную. В учении о предопределении основною является мысль, что Бог от века предуставил все события во времени (как первая ли причина, или же абсолютная воля). Эта мысль содержит в себе такое представление о соотношении вечности и времени, по которому вечность как-то предшествует времени, помещается в его начале, как некое пред-время, и ею же установляется начало причинной связи, как первопричина. Однако такая мысль не имеет для себя ни метафизического, ни религиозного основания. Вечность и время не суть две части единого временного процесса, но относятся к двум совершенно различным планам. Вечность Божия не предшествует времени, но есть его основание и ни в коем случае нельзя дать ей места во временном процессе. Отношение Божественного всеведения к времени во всей точности не может быть выражено на языке глагольных форм, которые все определяются временем, – как настоящее, прошедшее и будущее. Их нет в вечности Божией (хотя настоящее время на человеческом языке и употребляется в качестве суррогата для выражения этой сверхвременности), и для нее не существует временного процесса с его становлением. Всевидящее око зритвсе в его извечной связи в едином сверхвременном акте. Все человечество, живущее, умершее и не родившееся, во всей его истории, альфа и омега, начало и свершение, Ветхий и Новый Завет , как и жизнь будущего века, вся полнота тварнософийного бытия зрима в этом едином акте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Для большей наглядности и убедительности сказанного представим умственному взору вашему следующую картину. У стола сидит старец; за ним стоит скелет человека – символ смерти. Пред ним разложено золото – образ, за чем человек гоняется в жизни. Над ним – Всевидящее Око. Под ним – разинутый зев ада. А кругом надпись: «Бойся Того, Кто над тобой; помни о том, кто за тобой; бегай оттого, что перед тобой, – и избежишь того, что под тобой». Итак: поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши ( Сир.7:39 ). Поминай смерть, суд, ад и рай – и убоишься грешить. Жизнь и мирное преставление Пречистой Богоматери да будет для всех нас уроком того, как нужно жить, чтобы достигнуть мирной кончины. Будем жить так, чтобы умереть и нам такой же смертью! Какими чертами отображается в христианине образ Христов. Беседа на праздник Нерукотворенного образа В настоящий день, возлюбленные братья, совершаем празднество в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя. Сей образ именуется Нерукотворенным потому, что он не руками человеческими написан был, но изобразился на полотне Божественной силой. Церковное предание об этом событии говорит следующее. Когда Господь наш Иисус Христос ради нашего спасения пребывал на земле, учил людей, благовествовал им, исцеляя больных, воскрешая мертвых и изгоняя бесов, тогда прислал к Нему Авгарь, царь Едесский, посольство с письмом, которым просил Господа Иисуса Христа придти к нему и исцелить его от болезни. Господь ответствовал Авгарю Своим писанием, что Он теперь не может придти к нему, ибо должен наперед исполнить волю Отца Своего Небесного в земле иудейской, а когда исполнит дело, для которого пришел Он, и возвратится к Отцу Своему, тогда пошлет к нему одного из учеников Своих, который принесет ему полное исцеление от болезни. В числе посланных царем Авгарем находился и живописец, которому поручено было царем написать лик Христа Спасителя и принести к нему. Живописец, сколько ни старался, не мог исполнить порученное ему дело. Тогда Господь благоволил Сам изобразить Свой Божественный лик. Он потребовал воды и, умыв ею Свое пречистое лицо, утер полотенцем, на котором чудным образом отобразился Его Божественный лик. Подавая этот нерукотворенный Свой образ живописцу, Господь повелел ему отнести его к своему повелителю. Авгарь, получив образ Спасителя, вместе с ним получил и исцеление от болезни. Тогда он уверовал в Господа Иисуса Христа, а с ним уверовали и многие из его подданных. Чудодейственный образ долго находился в столице Авгаря Едессе, а потом перенесен был в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Тако имеется душа, которая не имеет благодати Божией, покрывающей ее. Сатана, враг наш, как разбойник, обнажил нас, совлекши с нас одежду благодати Божией и спасения. Откуда прародители наши, лукавством его обнажившися, познали наготу свою, которая прежде падения своего не видали, и начали сами себя стыдиться и срамляться, что было доказательством и свидетельством внутреннего их обнажения. Христос, Сын Божий, видя нашу наготу, от которой Бог и ангелы Его святые отвращались, умилосердился над нами, пришел на землю к нам нагим, бедным, убогим, и нищим, облекся в плоть нашу и уподобился нам во всем, кроме греха, дабы нас нагих замаранных и оскверненных омыть кровию своею, и содеяти чистотою правды Своею одеждою, и тако представить чистейшим Отца Своего небесного очесам. Сия святая одежда дается верою всякому в крещении. Аще убо кто хранит ее, подвизаяся противу врагов своих, которые невидимо ополчаются противу нас и хотят нас паки обнажить, срам и стыд наш пред Богом и ангелами Его учинить, блажен есть, якоже глаголет Господь. Блажен бдяй, и блюдый ризы своя, да не наг ходит, и узрят срамоту его ( Откр.16:15 ). Ибо такового Отец небесный, видя его облеченна одеждою Единородного Сына Своего, познает и признает за Своего, и подаст ему наследие со святыми избранными Своими и введет в чертог славы Своей. Аще кто нерадением и леностию потерял ту священную багряницу, и тако явится пред Богом и Его избранными, не иное что ему последует, как стыд и срам нестерпимый, сам себя будет срамляться, яко наг; и Бог со избранными Своими постыдится наготы его, и отречется его, яко не своего. Не видит сея наготы грешник ослепленный, яко не имеет душевных очес отверстых, и того ради не срамляется: якоже спящий или слепой не видит телесной своей наготы, почему и срама не чувствуешь. Но Божие всевидящее око видит; видит и отвращается таковой души. Увидит и грешник бедный тогда, когда откроются книги совестные, и тайные сердец человеческих помышления в явление всему миру приведутся; увидит, но к крайнему своему стыду, сраму, бесчестию и бедствию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Для нас наиболее важным фактом является то, что в древнем мире большинство святилищ, связанных с пророческой традицией, оказываются святилищами либо солнечного бога, либо бога-громовника. Иногда, с ней оказываются связанными также святилища Великой богини, но пророческая традиция, связанная с почитанием Великой богини, имеет одну замечательную особенность: она носит ярко выраженный оргиастический характер. Особенность оргиастического экстаза заключается в том, что человек, его переживающий, во время транса утрачивает личностное самосознание, из-за чего впоследствии он обычно бывает не в состоянии вспомнить, что с ним происходило во время транса. Для пророков, связанных со святилищами солнечного бога или бога-громовника, оргиастическая экстатика была не характерна, их экстазы были обычно персоналистическими , то есть такими, во время которых личностное самосознание не утрачивается. В таком случае человек, переживший экстаз, после выхода из транса обычно в состоянии вспомнить и рассказать всё, что пережил во время экстаза. Оргиастическая экстатика вообще характерна для таких форм языческой религиозности, как поклонение духам (медиумический экстаз — довольно обычное состояние для колдуна или шамана, общающегося с духами) и поклонение первичной энергии (в этом случае речь идёт обычно о сексуальной экстатике, возможно, одной из древнейших форм экстаза в истории человечества). Что же касается экстатики персоналистической, то она для язычества, кажется, не слишком характерна; за исключением святилищ солнечного бога и бога-громовника, она, по-видимому, нигде более в языческом мире не встречается. С другой стороны, только такой тип экстатики рассматривается как приемлемый в яхвизме (медиумизм и сексуальная экстатика рассматриваются библейскими авторами как неприемлемые) и, соответственно, в других авраамистических религиях. Возможно, что с самого начала такой тип экстатики был связан именно с монотеистической традицией, отражая опыт общения с Единым. Дополнительным доказательством может в данном случае служить тот факт, что представители современных первобытных племён на солнце нередко смотрят, как на всевидящее око, как на «огненный глаз» Единого, которым Он взирает на землю, а на грозу — как на теофанию Единого. В таком случае не исключено, что святилища солнечного бога или бога-громовника (особенно древнейшие из них, чья история уже в древности терялась в глубине веков) изначально были святилищами Единого, а связанные с ними пророческие общины пророчествовали во имя Единого.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

Речь перед благодарным молебствием о благополучно совершившемся бракосочетании Государя Наследника, сказанная в Херсонском Успенском соборе 28-го октября 1866 г. Возлюбленная о Христе братия! Случай чрезвычайный созвал нас в такой час 20 под кров сего святилища. Г. Начальник губернии сегодня имел счастье получить от Его Величества извещение о том, что священнодействие торжественного бракосочетания Наследника Цесаревича совершено благополучно вчера, в 2 часа по полудни. Извещая о сем радостном событии, Самодержавный Отец царственной семьи и великого семейства народа русского, тут же заявляет свои надежды, что все верноподданные Его полусветного царства не укоснят выразить полное сочувствие к совершившемуся делу, и вознесут ко Господу Богу благодарственные молитвы за ниспосланное свыше благословение на державную Чету, на весь Августейший Дом и на всю святую православную Русь. Нужно ли что прибавлять к сему? Какое сердце русское не поймет вполне родного голоса возлюбленного своего Отца-Монарха и не отзовется на него трепетным восторгом? Кто из нас, в чувствах глубочайшей признательности к Царю-Благодетелю, к Царю-Освободителю, к Царю-Преобразователю не поспешит излиться в св. благожеланиях и молитвах перед Царем царей, да почиет Его благословение на сыне царевом, – на нашей надежде будущего благоденствия, на нашем Наследнике престола Русского, соединившем на веки перед престолом Божиим и руку, и сердце свое с рукой и сердцем Благоверной Государыни Великой Княгини Марии Феодоровны. Преклоним же колена душ и телес, в притрепетном благоговении и с искренней мольбой, – преклоним перед непостижимым величеством Того, перед Коим преклоняется всяко колено небесных, земных и преисподних. Пусть недремлющее и всевидящее Око узрит, что мы не внешне только, но и внутренне истинные сыны отечества, что мы не устами только исповедуем, но и в сердце прославляем дивное величие щедрот и благодеяний, которые непрерывно льются от престола царева на все сословия царства Русского. Боже царей и царств земных! Положив венцы от камене честна на главах Порфирородных, Ты увенчал их не одной лишь славой и честью, но и благословением благостным и зиждительным. Молимся Тебе со всей Церковью Твоей: утверди на веки это благословение Твое на юной царственной Чете, да поживут о имени Твоем в здравии и долгоденствии, в мире и радости о Дусе Святе, на благо, на радость, на славу державного дома Романова и Богохранимой земли Русской. 20 Депеша Губернатором получена была в 11 часов перед полуднем, а молебен был в 2 часа по полудню. Читать далее Источник: Херсон. Печатано в типографии И. О. Ващенко. 1870 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010