И если Господь дал нам жизнь, то разве не даст Он нам и всего необходимого для нее? Мы должны верить в то, что Его Промыслительная Благая Десница все это нам даст! А между тем как часто мы забываем о Боге, о Его Промысле, о Его силе, о Его Всевидящем Оке, которое все видит в нас; как часто мы надеемся лишь своими силами и средствами обеспечить себя... В этом же евангельском чтении Господь говорит и о том, что нам не следует слишком заботиться не только о пропитании, но и об одежде, предлагая в качестве примера посмотреть на то, как произрастают прекрасные полевые цветы – крины сельные, или лилии. «Что вы так печетесь, так заботитесь об одежде? – спрашивает Господь. – Посмотрите на крины сельные – как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф б, 28–29). То есть и знаменитый еврейский Царь Соломон не одевался в столь же прекрасные одежды, сколь прекрасна полевая лилия, сотворенная Богом и так украшенная Его о ней Промышлением. И какая надежда, какое утешение всякому человеку в таком Божественном Промысле! Ведь если так прекрасно одевает Господь траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь (Мф в, 30), то насколько же больше заботится Он о нас с вами, о каждом из нас, о всяком Божием человеке. Именно такова и должна быть вера в Промысл Божий о нас! Когда таким упованием загорается человек, когда он верит в такого своего Небесного Отца Промыслителя, тогда Господь делается для него камнем упования, якорем надежды и спасения – во всем, а не только в вопросах пищи, пития и одежды; тогда становится Он опорой во всех скорбях, источником уверенности в том, что Он поможет перенести их, подав для этого силы и крепость. Однако ищет ли ныне человек прежде всего Царства Небесного? Думаю, что мало таковых... Как часто погружаемся мы в заботы о хлебе насущном, об одежде – о том, как говорит Господь, что вам есть и что пить... во что одеться ( Мф 6,25 ); как часто вообще забываем о Боге, о Царстве Божием. Повседневные и часто вовсе не нужные заботы затемняют наше духовное око, закрывают от него Царство Небесное... Человек все чаще становится исключительно земным деятелем, у которого не остается времени для искания «единого на потребу» – Царства Божия, своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И идут сии в муку вечную; праведницы же в живот вечный. Такой будет конец последнего страшного суда! Грешники, услышав страшный приговор осуждения, пойдут в муку вечную; а праведники, призванные сладчайшим гласом Господа, наследуют вечную блаженную жизнь. Страшна участь одних, и вожделенна других! Мучения грешников никогда не кончатся, и блаженство праведных будет вечно. Перемены определения не будет: ибо суд совершится нелицеприятно и праведно; ни что не будет сокрыто от всеведущего Судии. Тогда всем будет понятен и очевиден по делам правды Божией глас Ангела, глаголюща: праведен еси Господи, сый и иже бе, и преподобен, яко сия судил еси ( Апок. 16:5 ), и глас другого ангела: Ей Господи Боже Вседержителю, истинны и правы суды Твои (ст. 7). Братия! будем помнить и размышлять о последнем всеобщем суде Божием. Будем каждый день мысленно поставлять себя пред судищем всеведущего и праведного Судии Бога, чтобы всегда помнить, каковы мы должны быть, или как должны жить, чтобы в день последнего суда иметь дерзновение пред лицом праведного Судии, и, с преданностью Господу Богу, надеяться наследовать жизнь вечную. Да внимаем наставлению Господа Спасителя, говорящего: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пиянством и заботами житейскими, и чтобы день тот непостиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, захватит всех живущих по всему лицу земли. И так бдите на всякое время, и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий, и предстать пред Сына человеческаго. ( Лк. 21:34–36 ). Отцы, матери и воспитатели детей! внушайте вашим детям эту истину о славном пришествии Господа Иисуса для совершения последнего суда, как необходимое основание доброго воспитания их. С ранних лет или с первым раскрытием их смысла говорите им, что все мы должны делать, как велит Бог, или по заповедям Божиим; что во всех делах наших, явных и тайных, дадим отчет Богу, что и за всякое слово праздное, какое скажут люди, отдадут ответ в день последнего суда. Господь Иисус, предопределенный Судия живых и мертвых, говорит: глаголю вам, яко всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Мф. 12:36 ). Охраняйте ваших детей с ранних лет от всяких пороков, и внушайте им искреннее уважение ко всем христианским добродетелям. Чаще, с искреннею любовью, повторяйте им: Дети! любите Бога более всего; всегда благоговейте пред Ним и дома и в храме, и на пути, взирая на небо и на то, что видите на земле; прославляйте Его, и благодарите за все дары Его, какими пользуетесь. Всегда помышляйте о том, как вы должны исполнять Его заповеди. И явно и тайно бойтесь грешить: всевидящее Око Божие всегда над вами, и вы всегда пред Ним. Все ваши дела, и явные и тайные, пред Ним открыты; все ваши тайные помыслы, и желания, и намерения пред Богом явны. Помните, что за всякий грех в мыслях, в чувствах, в желаниях, намерениях, в словах и делах надобно будет отвечать на последнем суде Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Кто верный ценитель и судия дел наших, а следовательно, и праведный мздовоздатель? Един Бог, ведущий все дела наши (вем твоя дела [ Откр. 2, 2 ]) и испытующий сердца и утробы [ Пс. 7, 10 ]. Что если тогда, когда мы ищем себе награды и получаем награду – Он пишет нам осуждение за наше самосуждение и самохваление и за неодобрительные дела наши и за всё, что тайно деется внутри нас, за помышления злые, прелюбодеяния, любодеяния, завиды, за око лукавое, хулу, гордыню и под.? Как? – мы должны, непременно должны, по Евангелию и по суду Господа, непрестанно смиряться и осуждать себя, как согрешающие непрестанно и тяжко, волею и неволею, словом и делом и помышлением, а между тем мы ищем похвалы, наружных отличий, желаем, чтобы служебный список наш от начала до конца был исписан похвалами и отличиями! Что это? Насмеяние над Евангельским смирением? Что это? Забвение об Оке всевидящем? Отвержение делом от праведного Судии и Мздовоздаятеля? Или мы думаем, что и Господь произнесет об нас такой же лестный суд, как люди? Но, как часто бывает, что те же люди, которые ходатайствуют о нашем награждении (иногда против своей воли) в тайне злословят нас или иногда и явно смеются над искателями наград? То несомненно, что истинная доблесть не ищет наград, потому что стоит выше этих мелочных движений низкого самолюбия, а награды, если можно так сказать, ее ищут. Истинная доблесть смиренна и неискательна. Кто ищет наград, тот не познал себя, не познал духа Христова, ибо Христос сказал: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать [ Лк. 17, 10 ]. Не принимаю славы от человеков, сказал Господь [ Ин. 5, 41 ] и нас тому же учит, то есть неисканию суетной, минутной, ложной славы человеческой. Как вы можете веровать, говорил Он, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [ Ин. 5, 44 ]. Видишь, искание славы человеческой обличает в нас душевное безверие и то, что мы не видим ничего дальше этого тленного и грешного мира!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кто этот Михаил, упоминаемый в откровении Иоанна? Это Архистратиг сил небесных, начало вождь небесных сил – сильнейший всех ангелов и духов небесных. Кто этот дракон? Начальник бесов, великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную. И вот этот дракон восстал некогда со своими клевретами против Бога и против добрых Ангелов, – но не устоял на войне, – и низвержен на землю, и ангелы его злые низвержены с ним. И так была некогда война между ангелами добрыми и злыми на небе, – идет и теперь эта война на земле, и кончится совершенным поражением дракона и его ангелов. Вот почему Архистратиг Михаил, изображается на иконах с пламенным мечом в правой руке, на левой руке щит – защита Божия, ибо на щите изображается всевидящее око Божие и слова: „кто яко Бог” – сказанные некогда Архистратигом пред поражением бесов; а под ногами его изображается пораженный диавол; ибо бесы не устояли против Ангелов Божиих, и не нашлось уже для них места на небе, как сказано в Откровении. Где ж они нашли себе место до времени? – на земле, где они приводят человека ко греху, – тут еще продолжается война; потому-то и Апостол Павел сказал: облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Ефес. 6:11–12 ). Много бесов в воздухе под небесами, много на земле, в водах и во всех местах; но Ангелов больше и они далеко сильнее их, подкрепляемые силою Божией. Особенно с пришествием на землю Сына Божия – диавол много потерял силы; ибо не только Ангелы, но и все святые именем Христовым отовсюду его гонят и преследуют. Не напрасно сказал Господь: ныне князь мира сего – диавол, изгнан будет вон 137 ; но диавол все еще не теряет надежды, а еще более свирепеет, умножая грехи и беззакония на земле; ибо находит места для себя в грешных местах, в грешных домах, и в грешных человеках. „Горе живущим на земли и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что ему немного остается времени свирепствовать“ ( Откр.12:12 ), – говорит громкий голос на небе чрез Откровение. Поистине велико горе нам живущим на земле; ибо между нами живет и царствует диавол. – В храмах, в Святых местах и в сердцах царствует Христос; а в грешных местах и домах, например: в питейных и развратных домах, в собраниях грешников, в злых душах – царствует диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, – объясняет такое наставничество св. апостол Павел, – и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15:1-7). В этих словах заключено учение о наставниках в вере. Безусловно, вся церковная соборность, все люди, обратившиеся ко Христу и возрастающие в вере, находятся на разных степенях этого духовного роста. Очень точно об этом говорит св. Феофан Затворник: «Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этой светлости внутренней, ни даже сам обладающий ею. Зло око человеческое; ему и не показывают истинно-хорошего, пока оно может повредить ему» . Понятно, что Господь часто закрывает от верующего меру этого роста, дабы верующий не впал в прелесть самомнения и самоценения. Святитель Феофан предупреждал и об опасности самооценки и самомерения: «Не следует слишком заниматься собою. Отцы святые говорят: “Не меряй себя!..” Лучшая мера: “Ничего нет”… Господи, даждь положити начало благое!.. Господи, иже веси судьбами спаси мя!.. И мысль всякую гоните о мерении себя, а, задняя забывая, совсем как бы его не было, – в передняя простирайтесь. Враг наводит на то, чтобы мерять себя, чтобы самомнение возбудить и испортить всё дело. Всегда говорите себе: “Ничего нет, нечего мерять”» . Только смиряющемуся и смирившемуся человеку подаётся благодать Духа Святого и дары Божии. Всевидящий Господь видит не только наши дела, но и наши мысли и намерения. Когда наши мысли пленены духами злобы, лукавства, зависти, зложелательства и обиды, тогда Господь попускает для нашей испорченной первородным грехом природы оскверненные и безблагодатные состояния.

http://bogoslov.ru/article/5480094

Находясь в уединении, он никогда не должен видеть себя таким (нагим), каким стыдно предстать перед людьми, нужно, чтобы и всевидящее око (Божие) не усматривало в нем чего-либо такого, что он желал бы скрыть от взоров человеческих. Таким образом, когда он начнет постоянно наслаждаться приятным светом чистоты, то может говорить с пророком: «может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» ( Пс.138:11–12 ). Наконец, какой приобрел такое состояние, которое кажется выше природы человеческой, это показывает тот же пророк, говоря: «Ты устроил внутренности мои» ( Пс.138:13 ), т. е. я заслужил эту чистоту не своим старанием и добродетелью, а потому, что Ты погасил вложенный в мои внутренности жар сладострастия. Глава 9. Вопрос: можно ли избежать возбуждения похоти плоти даже во время сна? Герман. Мы отчасти испытали, что бодрствующие по благодати Божией могут приобрести постоянную чистоту тела; не отвергаем и того, что у бодрствующих, при рассудительности и строгости воздержания, может не случаться возбуждение похоти плоти. А мы желаем знать, может ли она не беспокоить нас и во время сна? Мы не думаем, чтобы это было возможно, по двум причинам, которые хотя без стыда не можем высказать, однако, поскольку этого требует необходимость самого лечения, просим милостиво выслушать, если что, может быть, и не совсем стыдливо будет открыто. (Первая) причина та, что из-за ослабления строгости ума покоем сна он никак не может наблюдать за возбуждением похоти. Вторая та, что скопление урины, когда во время сна непрестанным прибытием влаги переполняется вместимость пузыря, возбуждает увядшие члены, что, однако, по тому же закону случается и у детей или скопцов. От того бывает, что если сладострастное услаждение не уязвит дух согласием, то нечистота членов смирит его стыдом. Глава 10. Ответ: возбуждающаяся во сне похоть плоти не вредит целомудрию Херемон. Видно, что вы еще не узнали добродетели истинного целомудрия, когда верите, что ее имеют только бодрствующие при помощи воздержания, и потому думаете, что спящие, из-за ослабления строгости духа, не могут сохранять чистоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Не трудятся, ни прядут, но и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же и траву полевую, которая сегодня растет, а, завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему локоть един? (Мф. 6, 26–30). Кто из самых мудрых и прозорливых людей может предвидеть и предуразуметь, что встретит его в грядущий день, или обещать себе продолжение жизни и здоровья хотя бы на один час? Кто из самых заботливых и попечительных может обеспечить жизнь свою от всякой беды и скорби, от всякого зла и напасти? Кто из самых трудолюбивых и предусмотрительных может быть уверен, что приобретенные им блага много послужат ему на лета многа? Все это в воле Божией, все зависит от Его благоволения или гнева. Отымите благословение Божие от земли, и она окаменеет под стопами нашими, не произведет сама собой ни одной живой былинки. Отымите благословение Божие и от человека, от его жизни и сил, от его дел и трудов, и никакое искусство не продлит его жизни ни на одно мгновение. б)  Потому-то и учит нас св. вера наша, чтобы мы уповали не на свой только разум и силы, но на всеобъемлющую премудрость и всемогущую силу Божию; не на сокровища земные, но на неиждиваемое сокровище благости и милосердия Божия, не на князи и сыны человеческия, в нихже несть спасения, но на Бога жива и истинна; чтобы мы всего ожидали не от своих только трудов, забот и попечений, но от благости и милосердия Отца небесного, Который знает все наши нужды и подает нам все потребное прежде прошения нашего. Как бы ни был ты счастлив и благополучен во всем, помни, возлюбленный, что все, что имеешь, чем наслаждаешься и утешаешься в жизни, не твое, все подается тебе свыше от Отца светов, все подано тебе только на время и все может быть взято от тебя навсегда. С другой стороны, как бы ни было тягостно положение, в котором ты находишься, какими бы ни был ты окружен скорбными обстоятельствами, никогда не забывай, брат мой, что есть всевидящее Око, которое видит твою скорбь; есть всемогущая Премудрость, которая может избавить тебя от всех возможных бедствий; есть высочайшая Любовь, которая любит тебя более, нежели матерь дитя свое, есть щедродательная десница, которая готова подать тебе все благо потребное во время свое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но есть люди, которые говорят: мы делаем идола в честь Бога, чтобы, дескать, служить изображению скрытого Бога, – и не знают, что Бог во всякой земле и во всяком месте и никогда не отсутствует. И нет ничего, что совершается, чего бы Он не знал. Ты же, слабый человек, в котором Он, и вокруг которого Он, и над которым Он, идешь и покупаешь дерево из мастерской ремесленника, которое изваяно и изготовлено к поруганию Бога, и ему ты приносишь жертвы и не знаешь, что видит тебя всевидящее око. И порицает тебя слово истины, и говорит тебе: Бог невидимый как может быть изваян? Но ты делаешь изображение себя самого и служишь ему. От того, что дерево изваяно, ты не замечаешь, что это дерево или это камень. И золото взвешивают [чтобы узнать], сколько оно весит. И когда ты выделаешь его, зачем ты взвешиваешь его? Посему ты любишь золото, а не Бога. И ты не стыдишься, если оно окажется легче, наказывать творца его за то, что он украл часть его. И хотя у тебя есть глаза, ты не видишь, и хотя есть сердце, не понимаешь, что ты пресмыкаешься по земле и вздыхаешь перед вещами бесчувственными. Страшись Того, Кто колеблет землю, и обращает небо, и вздымает море, и передвигает горы, Того, Кто может уподобиться огню и сжечь все. И если ты не можешь поступать праведно, не умножай грехи твои, и если не можешь познать Бога, считай, что Он есть. Есть также люди, которые говорят: мы соблюдаем все то, что оставили нам отцы наши. Разве те, кому отцы их оставили нищету, не стремятся разбогатеть? А те, кого родители не воспитывали, хотят получить воспитание и выучиться тому, чего не знали отцы их. И почему это дети слепых видят, а дети хромых ходят прямо? Ибо не хорошо человеку следовать за своими предками, жившими дурно, но [лучше] оставить этот путь, чтобы то, что случилось с теми прежними, не повредило также и ему. Поэтому исследуй, хорошо ли жил твой отец, и тоже следуй за ним. А если отец твой жил плохо, ты живи хорошо, и дети твои пусть живут так же, как и ты. И оплачь отца своего, что он жил плохо, если плач твой может помочь ему.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Но она вдова, потому что Бог «умер» в западном мире. Они, точнее, умерли для Бога. Если проанализировать западное богословие, то мы уйдем в мертвое богословие. Там понятие Бога изгоняется из жизни. Сначала они отказываются от веры в чудеса, потом они отказываются от исповедания нравственных начал в догматах. И все это кончается тем, что религиозность умирает. А она кричит: «Я не вдова, не вдова, то есть у меня есть муж, всё нормально!». Когда вожди всемирного Вавилона дают присягу на Библии, они говорят: – Бог нам поможет. У них и на долларе написано: «Бог нам поможет». Какой бог? Это и есть их бог – доллар. Это их бог. И там такая пирамидка изображена масонская, и сверху смотрит на всех такое всевидящее око этого масонского всемирного вавилонского сообщества. Они мертвы для Бога, и поэтому им кажется, что Бог умер. Они имитируют религиозность, поэтому блудница и восклицает: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» . Но все это изменится. И мы читаем 8 стих: «За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» ( Откр.18:8 ). Вот за эту самоуверенность «в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» . Они уже чувствуют, что это к ним приближается, они опасаются ядерного терроризма. Вспомним опять пророка Исайю: «Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете» ( Ис.50:11 ). Ядерные технологии расползаются по земле, ядерный терроризм становится реальностью наших дней, он вызовет череду ядерных межгосударственных военных конфликтов, и в конце концов все это всполохнет. Все это полыхнет. Как мы прочитали: «будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» . И далее мы читаем о том, как рыдают, видя гибель торгового центра, этого всемирного Вавилона, разные люди: «И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее» ( Откр.18:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Одним словом — во всей его жизни. При этом благодатью Святого Духа человек очищается от греха, обновляется, освящается, преображается, совершенствует все органы своего духа, органы познания и чувств: сердце, ум, душу, волю, — так что они, рассеяв тьму греха и освободившись от паралича страстей, могут узреть все Божественные богатства, которые человеколюбивый Владыка Христос предлагает нам и вручает. Эту тайну открывает нам многозаботливый Апостол, испрашивая в молитве у Бога для христиан чистое сердце, то есть сердце очищенное, освященное и просвещенное благодатью Духа Святого, то есть чтобы Дух просветил очи сердца вашего — πεφωτισμνους τους οφθαλμους της καρδιας υμων, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его (Еф.1:18—19).     Очи сердца? — Это вера. Ибо вера делается зрением нашей души, зрением, видящим Невидимого и невидимое (2Кор.4:18): видящим невидимого Бога в видимом человеке Иисусе, а также Его бесчисленные невидимые благодатные силы, созидающие через Церковь спасение людей, мира, твари: спасение и мое, и твое, и всех грешников, и всех праведников. Оттого-то и по этому земному миру, и по всем мирам вообще мы ходим верою, а не видением (2Кор.5:7), верою, которая есть зрение нашей души, облагодатствованной, освященной, преображенной. У нас, христиан, вера — это одно бессмертное и всевидящее око нашей облагодатствованной души, любовь — второе, молитва — третье, надежда — четвертое, пост — пятое, смирение — шестое, кротость — седьмое, терпение — восьмое, Святое Причащение — девятое, святое покаяние — десятое, и так по порядку: все святые таинства и все святые добродетели суть бесчисленные наши очи, причем очи всевидящие, лицезрящие Бога, и небо, и истину. И эти наши святые очи видят — в чем состоит надежда Христова призвания, то есть наша надежда: усыновление Богу через Владыку Христа и наследование Небесного Царствия, вечная жизнь в вечном блаженстве Трисолнечного Бога и Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010