Пресвятая Богородице, прости, помози, возстави и спаси мя, грешника! Соодолеваемь присно законом плоти, безмерная делаю беззакония: всестрастный, всегда оскверняюся, страстьми безчествуюся, студа безмернаго исполняюся и не смею возвести око мое к Тебе, Чистая, точию взываю, Владычице: помози, от страстей погибаю! Слава : Тя знаю, Дево Пресвятая, Взыскание погибших: взыщи мя, в непроходимых дебрях греха блуждающаго и в безсилии своем к Тебе со слезами многими взывающаго: Владычице, помози, от страстей погибаю! И ныне : Разреши мя, Разрешительнице клятвы Адама, от уз и пут железных, имиже на руку и ногу скова мя всего страсть моя неисцельная; разреши, свободи, с воплем крепким Тя умоляю: Владычице, спаси, от страстей погибаю! Песнь 9 Ирмос: Ангели немолчно в вышних славят Тя, Херувим Славнейшую, Небеса небес превозносят Тя, Небеси Творца на руках Своих носившую. И аз Тя, Заступницу мою, Милосердную Матерь, бренными усты ублажаю, хвалю, благодарю, величаю. Пресвятая Богородице, прости, помози, возстави и спаси мя, грешника! Согрешающаго видела еси мя, Всевидящее Око родившая, но и кающагося ныне зриши мя, и се верую, яко грех мой простиши, сего ради Тя, Заступницу мою, Милосердную Матерь, бренными усты ублажаю, хвалю, благодарю, величаю. Пресвятая Богородице, прости, помози, возстави и спаси мя, грешника! Тьма преходит, егда солнце восходит; се верую, яко тьма души моея вскоре разсеется, егда Ты, Владычице, Заря Божия, в сердце моем Свой свет возсияеши, да и аз Тя, Заступницу мою, Милосердную Матерь, бренными усты ублажаю, хвалю, благодарю, величаю. Слава : Мир Сына Твоего глубочайший, тишайший и всякий ум превосходящий, подаеши Ты, Владычице, душе, измученной борьбою и в веселии своем к Тебе прибегающей, и борьбу утишаеши, тишину в сердце водворяеши. За сей мир, за сию тишину аз Тя, Заступницу мою, Милосердную Матерь, бренными усты ублажаю, хвалю, пою, величаю. И ныне : И ныне, и присно, и во веки веков, ради всех Твоих благодеяний, милостей, щедрот, бывших на мне, ради покрова Твоего небеснаго, от юности моея давно покрывающаго мя от конечныя погибели греховныя, Тя, Заступницу мою, Милосердную Матерь, бренными усты ублажаю, хвалю, пою, величаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Проповедь о тайнах, которые становятся явью Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Мф. 10:26 Есть такое око, братья, которое никогда не дремлет. Это око Божие. На небесах, братья, больше очей, нежели звезд на небосводе. Это очи ангельские. Никакая завеса, никакая стена и самый беспросветный мрак не могут скрыть от этих очей ни одной тайны на земле. Всевидящему Богу и Его святым Ангелам всё явно и открыто. Человек, поверивший, что дела человеческие можно утаить, становится преступником. Так считали и иудейские старейшины, сокровенно готовившие свое злодеяние над Христом Господом: тайно они Его преследовали, тайно, во тьме ночной, судили, тайно нанимали и подкупали лжесвидетелей, а также и Иуду, и тайно вынесли Ему приговор. Где сейчас все эти их тайны? Всё это стало известно всему Скорее от воздуха может укрыться человек, нежели от Божия ока. Все секреты человеческого рода: и добрые, и злые, – обнажены пред Богом. Многие из этих секретов Бог, по Своему Промыслу, открывает и всему Люди, способные постигнуть истину о том, что Бог всё видит и всё знает, тщательно блюдут себя даже от худых помыслов в тайне своего сердце, а тем паче от злых дел. Когда бы твое сердце, о человек, ни потянулось ко злу, вспомни об этих словах, ибо не от человека они, а от Бога. [Ведь и вправду] нет ничего сокровенного, что не открылось бы . А ты, творящий втайне свое добро, не ослабевай: всё твое добро написано на небесах и обнаружится в свое время. Господи Всевидящий, помоги нам и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 11 марта 1. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский . Родился в Дамаске, в семье знатной и известной. Стяжав мудрость светскую, он, однако же, ею не удовлетворился, но отправился собирать и мудрость чисто духовную. В Лавре преподобного Феодосия познакомился с иноком Иоанном Мосхом , которого взял себе в учители. Вместе с ним посетил он монастыри и подвижников в Египте. Правилом [в серб. букв.: «девизом». – Ред.] для них было ежедневно вбирать в себя всё больше духовной мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Язычники в защиту своего богопочитания выставляли или могли выставить мотивы, оправдывающие его; поэтому Мелитон добросовестно рассматривает все эти мотивы и доказывает их непрочность. «Ты, может быть, скажешь, – говорит он, – почему Бог не устроил так, чтобы я почитал Его, а не статую? Говоря таким образом, ты хочешь быть простым орудием, а не живым человеком; Бог же сотворил тебя так, как Ему было угодно, и дал тебе разум и свободу. Он поставил перед тобою множество вещей, чтобы ты обсуждал все и выбирал благое. Он поставил перед тобою небо и на нем звезды; он поставил перед тобою солнце и луну, которые ежедневно обтекают небо; Он поставил перед тобою великую землю, которая покоится и стоит перед тобою в одинаковом виде; и дабы ты не подумал, что она стоит собственною силою, Он потрясает ее, когда хочет; он поставил перед тобою облака, которые по Его повелению испускают воду с высоты и насыщают землю, дабы ты познавал из сего, что Тот, Кто производит это, больше всего существующего, и дабы ты постигал благость Того, Кто дал тебе разум, способный рассуждать о всем этом. Посему я советую тебе познать самою себя, и ты познаешь Бога. Познай, как в тебе есть то, что называется душою, как через нее око видит, ухо слышит, уста говорят, движется все тело. Итак, из того, что в тебе есть, но невидимо, познай, каким образом Бог по собственной воле управляет миром как бы телом, та что если Ему угодно будет отнять свою силу, то мир упадет и разрушится. Итак, ничто не препятствует тебе, как свободному, переменить твой худой образ жизни, искать и обрести Того, Кто есть Господь всего, и служить Ему всем сердцем твоим; ибо Он независтно сообщает познание о Себе тем, которые ищут познать Его». На другое оправдание язычества, что под видом идолов почитается сокровенный Бог, Мелитон возражает, что говорящие так «не знают, что Бог на всяком месте, что Он никогда не находится в отсутствии и ничего не делается, чего бы Он не ведал. А ты, жалкий человек, которому Бог присутствует в тебе, вне тебя и над тобою, идешь и покупаешь себе из дома художника дерево, которое обрезано и обработано в поругание Бога; приносишь жертву этому истукану, и не знаешь, что тебя видит око Всевидящее, и что тебя осуждает слово истины».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3, 8]. Запись 239 Господь хранит не только вся кости [Пс. ЗЗ, 21], но и образа св. угодников, не давая им погибать в тлении, пренебрежении и долу-лежании, взыскуя их чудесно, как это мы знаем из описания явлений чудотворных икон, особенно икон Пречистой Матери Божией - Владычицы нашей. Так Господу дорог образ человека, особенно святого человека, сосуда благодати. Чрез образ Он и чудеса творит, или подает невидимые силы исцелений и утешения. Запись 240 Болий есть Бог сердца нашего, и весть вся Иоан. 3, 20]. Сердечным оком своим мы видим и знаем самомалейшие движения сердечные, все мысли свои, желания и намерения, вообще почти все, что есть в душе нашей. Но Бог больше сердца нашего. Он в нас и около нас и везде, на всяком месте, как единое, всевидящее, духовное Око, Коего только малым образчиком служит наше сердечное око, и потому знает все, что в нас, - лучше, в тысячу раз яснее нас самих, знает в одно и то же время все, что есть в каждом человеке, в каждом Ангеле и во всех силах небесных, в каждой твари одушевленной и неодушевленной, видит, как на ладони, всю внутренность нашу и внутренность всей твари, будучи всякой из них присущ и всякую из них, как Творец и Промыслитель, содержа в бытии и силах. Записи 241-250 Как в Иисусе Христе обитает вся полнота Божества телесно [Кол. 2, 9], так и в животворящих Тайнах Тела и Крови Его. В малом человеческом теле - вся полнота бесконечного, невместимого Божества, и в малом агнце, или хлебе, в каждой малейшей частице его - вся божественная полнота. Слава всемогуществу и благости Твоей, Господи! Запись 242 Как солнце, хотя само всегда на небе, но лучами своими, как бы бесчисленными руками, досягает земли, всей ее поверхности, и сообщается всем органическим телам, входя в них (солнце входит в тела лучами своими), разогревая, оживотворяя и возращая их теплотою своею, прозрачные проходя сквозь или отражаясь в них всецелым кругом своим (сколько прозрачных тел, столько и образов солнца), непрозрачные, твердые и неорганические нагревая, - так мысленное Солнце - Бог, хотя Сам преимущественно на небесах, но Животворящим Духом Своим, как бы лучами Своими, сообщается всей разумной твари - Ангелам и человекам, проникая их духовное существо, освящая, оживляя, укрепляя и возращая, подобно солнечным лучам, проникающим органические и растительные тела, оживляющим и возращающим их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

Мы знаем един истинный нелестный быти к истинному свету путь, веру, глаголю, правую по Отца, и Сына, и Святаго Духа, единого в триех лицех Бога 33 . Б) О свойствах Божиих, как-то: а) О духовности 1) Бог есть Дух безпрлотен 34 . Глава же Божия, и руце, и нозе не суть вещественны, плотяны, но невещественны, духовны, яже суть всемогущество его Божественное, и власть, и сила, и начало всем, и вседержительство, и вездесущество. Бог весь есть глава, понеже всем управитель, весь око, понеже вся видит, весь ухо, понеже вся слышит, весь рука, понеже вся содержит, весь нога, понеже везде есть, и вся присутствием своим исполняет 35 . 2) Бог дух есть, а не тело 36 . Обыкло Священное Писание , и учители Творца часто сотворенным вещам уподобляти, и имена сотворенных вещей Богови приписовати, называющи Его ово огнем, ово солнцем, ово морем, ово златом, и далее: не яко Бог тем подлинно был, но чтобы человек разумный разсмотрением вещей сотворенных, как по степеням ступая, приходил к познанию самого Творца, и чрез многия многих сотворенных вещей совершенства домышлялся, какое есть в Боге Создателе безконечное совершенство. Для чего и Давид глаголет: поучихся во всех делех твоих, в творениих руку твоею поучахся ( Пс.142:5 ). Из творения твоего, глаголет, Боже, научихся знати тебе Бога. Если есть небо прекрасно, и на небе видимое солнце, месяц и звезды, о! как прекраснейший есть той, который прекрасный сии сотворил вещи! Если хороша земля, и на ней веселые проспекты, горы, холмы, леса, дубравы, сады, винограды, нивы, цветы, к томуж дорогие вещи: сребро, злато, камение неоцененное, а притом люди прекрасные, подобные лицами Ангелом: как же есть лучший, дражайший и нужнейший той, который все оное создал своею силою и премудростию! Так чрез подобие творения Творца познвати научаемся 37 . б) О всеведении Якоже не возможно адаманту, магниту, отъяти силу, влекущую к себе железо: сице не возможно отъяти от всевидящего ока Божия то, еже бы Ему не видети дел человеческих, глаголющу Сираху: очи Господни тьмами светлейшии солнца суть, прозирающии вся пути человеческие, и разсмотряющие в тайных местех: и на земли от конец до конец вселенныя, аще и в глубочайших земных разселинах деемая, толь Ему суть явна, аки на небе пред лицем Его творимая 38 . Бог испытует сердца и утробы, весть помышления человеческая издалеча, и не соделанное видеть око Его: и никакая же нощь и ни едино сокровенное и темное место укрыти грешника может пред всевидящим оком Его 39 . в) О благости по преимуществу к человеку

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Немаловажно нам сопротивляться духу скорби, поскольку ввергает он душу в погибель и отчаяние. И если скорбь случится от людей, подобает претерпевать благодушно и за оскорбивших молиться, как и прежде было сказано, зная твердо, что не без Божьего промысла все с нами случается и что все на пользу посылает нам Бог и для спасения душамъ нашим. Аще и в настоящее время не мнится намъ полезно, но послежде тако полезно есть, якоже Богъ строит, а не якоже мы хощем. Сего не подобает человечьскыми съот- водитися помыслы, но вседушьно веровати, яко въсевидящее око вся зрит, и без Его воли ничтоже может быти намъ, и ради милости Своеа посылаеть нам, да, искусившеся в сих и претерпевше, венчани будем от Него. Понеже без никтоже венчанъ бысть когда. Того ради о сих всех Господеви възсылати, яко Благодавъцу и Спасителю нашему./л.7об./«Уста бо присно благода- ряща от Бога, и въ сердце благодаряще впадает благодать», — глаголеть святый Съхраняти же ся от на оскорбивших, понеже убо той же глаголеть: «Вся немощи носит Богъ человеку, присно же ропщуща не терпит, аще не покажет его». Подобает же имети нам скорбь полезну — еже о гресехъ, — с надежею благою къ Богу, ведяще известно, яко несть грех, побеждаяй но вся прощает кающимся и мол». 72/лящимся. убо скорбь съ размешена бываетъ и къ всякому благу усръдна сътворяет человека и къ въсякой болезни терпелива. «Скорбь бо по Бозе, — рече апостолъ, — въ неотложно съдевает». Скорбь же съпротивную, еже от бесовъ намъ приносимую, тща- ливно подобает от сердца отметати, якоже и прочаа злыа страсти, и молитвою, и и съ духовными человекы и беседами упражняти ю, понеже всему злу повинна есть. Аще бо/л. 72 об./укоснит въ нас, оболкъшися пусту душу и унылу сътворяет, и не крепку, и нетрьпеливу, и къ молитве и лениву. Шестый помыслъ, Егда же о мнозе укрепится на ны, въ великъ подвигь душа възводится. Лют сей дух и есть, съпряженъ сущь и съпоспевающь духу скоръбному. Въ сущим рать зелне належит. Егда волны оны жестокыа въстанут на душу, не мнит чело- векь в той час/л. отъ сих когда, но сице помыслы налагает ему врагъ, яко днесь тако зло, а потом, въ прочаа дни, горше наших душ. Пусть в настоящее время и не кажется нам это полезным, но после станет ясно, что так полезно, как Бог строит, а не как мы хотим. Потому не подобает нам руководствоваться человеческими помыслами, но всею душею надо веровать, что всевидящее Божье око все видит, и без Его воли ничего не может произойти с нами, и по милости Своей посылает Он это нам, чтобы, будучи искушены в этом и претерпев, были мы Им увенчаны. Потому что без искушения никто никогда венчан не был. Потому за все это надо воссылать Господу благодарение как Подателю благ и Спасителю нашему. Ибо «уста, всегда благодарящие, получат благословение от Господа, и в сердце благодарящее низойдет благодать», — говорит святой Исаак. Удерживать себя нужно и от ропота на оскорбивших, потому что, как он же говорит: «Все немощи человека Бог сносит, постоянно же ропщущего не терпит, пока не накажет его».

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

Не мне он работает, как человекоугодник, а вместе со мною Господу; потому верен не на глазах только, но и за глазами, как видящий обращенное на себя всевидящее око Господне. — Святой Златоуст говорит о нем: «если возлюбленный, то он все знал, и Павел ничего не скрывал от него; если он верен, то ни в чем не будет лгать (но во всем будет истинствовать [см.: Экумений]); если сотрудник, то участвовал в искушениях. Таким образом Апостол выставил все такое, что делало его достойным доверия». Кол. 4:8. Егоже послах к вам на се истое, да разумеет, яже о вас, и утешит сердца ваша.    Извещать другого о себе и желать знать, что с ним, — есть знак живого общения искренней любви и доверия. «Здесь Апостол показывает сильную любовь, по таким именно побуждениям послав к ним Тихика. То же говорит он, когда писал и к солунянам: «Темже уже не терпяще, благоволихом остатися во Афинех едини, и послахом Тимофея, брата нашего» (1Сол. 3:1, 2)» (святой Златоуст). Посредник общения такового — Тихик. Он о мне скажет и, что у вас, разузнает, чтобы сказать потом мне о вас. Надобно, однако ж, думать, что: «да разумеет яже о вас» — имеет в устах Апостола ближайшее отношение к содержанию Послания. Апостол предостерегал от лжеучителей и уговаривал не слушать их. «Да разумеет» — указывает на заботу Апостола, не успели ль посеять плевел те лжеучители и, вместе, послушают ли и в какой мере послушают его увещания колоссяне. Не внешний быт у Апостола главное, а то, как идет дело спасения. Он хотел напрячь их внимание и ревность именно на сей предмет, — чтоб зорко осмотрелись, все ли исправно, и требующее исправления исправили. Всяко плодом послания должно было быть именно это. Амвросиаст пишет: «хотя выше сказал он, что присущ у них духом, но необходимы и не духовные посредники и извещатели. Всякий более заботливым о себе становится, когда видит, что кто-либо пришел к нему именно затем, чтоб посмотреть, как он себя держит; и, сознавая, что есть око, блюдущее дела его, осторожнее бывает. Бог все видит, и мы знаем, что Ему ведомо все наше; но как мы не видим, что Он видит нас, то и делаем противное Ему».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2954...

И се принесоша Ему раслаблена жилами, на одре лежаща: и видев Иисус веру их, рече разслабленному: дерзай, чадо, отпущаются mu греси твои ( Мф. 9:2 ). И между земными врачами искуснейшим почитается тот, кто при самом начале врачевания больного узнаёт причину его болезни. Но взор земных врачей не проникает далее тела, одержимого недугом. А всевидящее око небесного Врача Господа Иисуса, тотчас проникает в самый корень болезни разслабленного, сокрытый в душе его, и как бы оставляя без внимания его тело, врачует прежде его сердце от грехов, которые были причиною его разслабления. Со властию, единому Богу свойственною, Иисус Христос простирает к нему милосердый глас свой: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои. Конечно, милосердое око Спасителя видело глубокое сокрушение сердца сего разслабленного о грехах своих, которого он не мог выразить языком своим; видело тот трепет души его, свойственный кающемуся грешнику, в котором он находился, колеблясь между страхом быть отверженным от Господа за грехи свои, и между надеждою получить исцеление от болезни своей. Посему-то Спаситель, тронутый и внутренним и внешним его страданием, творческим гласом своим ободряет его, и сперва возставляет разслабленную грехами и печалию душу его: дерзай, чадо, отпущаются ти грехи твои. Что может сравниться с тем милосердием Спасителя, которое подвигло Его, при виде долговременной и отчаянной болезни разслабленного, тотчас приступить к врачеванию души его, исторгая самый корень его болезни? но лукавое мудрование книжников и из сего действия благости извлекло для себя повод к порицанию Спасителя, и к обвинению Его в хуле на Бога. И се нецыи от книжник реша в себе; сей хулит. ( Мф. 9:3 ). Кто может оставляти грехи, токмо един Бог ( Мк. 2:7 )? Очевидно, что сии книжники не по ревности к славе Божией, a по зависти к Спасителю произнесли в тайне сердец своих сей неправедный на него суд. Но Спаситель и самое лукавство их обращает в случай к открытию пред всеми своего всеведения. И видев Иисус помышления их, рече: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих? Что бо есть удобее рещи, отпущаются ти греси: или рещи, востани и ходи? Но да увесте, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи: (тогда глагола разслабленному:) востани, возми твой одр, и иди в дом твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Ст. 12 а. Иже. из града и из домов своих изгоними бываху, душа же младенцев стеняше велми. Дикая злоба судей – губителей доходит и до того, что они заведомо невинных граждан с коварным намерением лишают права гражданства, выгоняют из родного города. Несчастные изгнанники оставляют свой дом беззащитным, семью беспомощною, детей сиротами. Бескровные и бесправные, они голодают, болят, стенают, задыхаются от страданий и умирают, захлебываясь обильными слезами. Ст. 12 б. – 1З. Бог же почто сих посещения не сотвори; на земли сущим им, и не разумеша, пути же праведного не ведеша, ни по стезям его ходиша. Если Бог – мститель злодеям, видит их всех и судит не «во тьме»; то почему же Он не замечает и не карает владык – грабителей, «судей – губителей и всяких притеснителей, которые, живя на земле, пред Его всевидящим взором, не хотят знать Его воли и власти, не живут по Его закону. (По некоторым признакам можно полагать, что Иов, в этой речи разумеет и тех грабителей, которые безнаказанно (ст. 2 – 3 гл. 17-й) похитили его стада и пр.) Видно, беззакония не всегда влекут за собою грозный суд Божий. Ст. 14. Разумев же их дела, (Бог) предаде их во тму, и в нощи будет яко тать (вор). Сами люди, если понимают, что в деянии ближнего сокрыто беззаконие, то по чувству правды, стараются раскрыть оное, как преступление, и подвергнуть должному наказанию. А Господь – святейшая правда – видит преступные дела и попускает совершаться во мраке, оставаться в тайне, безнаказанными. Оттого и блюститель правды делается коварным предателем правых и действует днем так, как вор ночью. Ст. 15. И око прелюбодея сохрани (выжидает) тму, глаголя: не узрит (не заметить) мя око: и покрывало лицу (на лице) наложи. По естественному чувству стыда, честный и скромный человек покровом ночи охраняет даже и законные, но дли других соблазнительные, действия; а прелюбодей мраком ночи прикрывает свое преступление. Взволнованный плотской похотью, он с нетерпением поджидает вечернего сумрака и рассчитывает под его покровом совершить свое отвратительное деяние, надеясь, что никто не заметит его со стороны, не скажет про него другим и не станет свидетельствовать против него на суде. А не желая, чтобы и участница его гнусного дела выдала его, он таит и от неё свое лицо под покрывалом (может быть, в роде маски). Так тщательно и нередко удачно утаивается и остается безнаказанным грубейшее и позорнейшее из преступлений!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Идея о том, что Бог «все ведает» или «все видит», есть одна из основных идей религиозного опыта, встречающаяся в самых различных религиях. Это не выдуманная доктрина, а живое и естественное чувство, само собой возникающее в душе религиозного человека. Оно связано с возникновением и образованием «религиозной Купины» (см. гл.19 «О религиозной искренности»), и далее, со способностью религиозного человека воспринимать во всех делах и обстояниях жизни - лучи Божией благодати или Божьего «присутствия». Раз сложившаяся и утвердившаяся в душе «религиозная Купина» испытывается человеком не как чисто-личное душевное состояние или обстояние, но как «дверь» к Богу, как «место предстояния» Ему, и, более того, как «место» таинственного «присутствия» Его Благодати. Человек молится, религиозно созерцает, судит себя и принимает судьбоносные решения своей жизни, «уходя» в это центральное огнилище своей души, в котором его душа чувствует себя «взятой» в воспламенение самого Духа (αυτ τ πνευμα). И вот лучи этой вечно присутствующей Купины пронизывают все состояния и обстояния личной жизни. Она переживается как своего рода всеосвещающее и всевидящее Око Божие, от которого ничто в душе не может укрыться. Главное первее неглавного. Священное есть субстанция несвященного. Свет огня разгоняет тьму. «Купина» по самому существу своему проникает лучами своими во все закоулки души. Напрасно пытаться скрыть от нее что-либо: можно воображать, что она «не все видит», но однажды эта иллюзия будет разоблачена. У древних балтийских славян бог «Световид» изображался в виде великой человеческой фигуры с четырьмя лицами, смотрящими во все стороны и видящими все совершающееся. Сенека пишет: «От Божества ничто не может быть скрыто: оно присутствует в наших сердцах, оно входит в наши мысли». У Эпиктета читаем: «Если ты закроешь двери и погасишь свет в своей комнате, не говори себе, что ты один, - Бог в твоей комнате, а также твой Ангел-хранитель. Не верь, что они нуждаются в свете, чтобы видеть, что ты делаешь». Это понятно, ибо свет духовный не угасим и земная темнота перед ним бессильна. Марк Аврелий утверждает: «Бог зрит Руководящее Начало каждого из нас в обнажении от материальной оболочки, коры и наростов» (op.cit.XII.2). Император Константин вскоре после своего обращения сознавался в письмах к епископам, что в первые годы царствования грешил иногда против справедливости, «так как думал, что тайны его души скрыты от очей Божиих». Именно в этом смысле пламя Купины переживается, как Око Божие, так, что все озаренное ее светом «видно» и «ведомо» Богу. Когда же человек научается «слышать» и «видеть» во всем веяние Благодати и, возводя ее лучи и дары к сущему о себе Божеству, испытывает «всепроникновение» Бога и говорит о «вездесущии Божием», то всеведение и всевидение Божества становится для него едва ли не основной аксиомой бытия.

http://sedmitza.ru/lib/text/432266/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010