Использованные источники и литература Архивные фонды и дела Государственный архив Российской Федерации Ф.Р-3696. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (Главнокомандующий Вооруженными силами на Юге России). Екатеринодар, Таганрог. Оп. 1. Дела Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России. 1919 г. Д. 1. Протоколы заседаний Предсоборной комиссии и Поместного церковного совета в Ставрополе (подлинники). Положение о Высшем церковном управлении на Юго-Востоке России. Список членов церковного Собора в Ставрополе и пр. Оп. 2. Управление военным и морским духовенством (Деникин, Врангель). 1919–1920 гг. Д. 4. Протоколы (подлинные) заседаний Предсоборной комиссии и Поместного Церковного Собора в г. Севастополе по вопросу об утверждении органа Высшего церковного управления на территории действий Добровольческой армии Юга России. Ф.Р-440. Отдел пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. Екатеринодар, Ростов-на-Дону. Оп. 1. Дела Отдела пропаганды. 1918–1921 гг. Д. 55. Известия, телеграфные бюллетени и обзоры иностранной и иногородней печати Отдела пропаганды Особого совещания при ВСЮР за июнь 1918 г. – июль.1919 г. Д. 58. Известия Особого совещания при ВСЮР за май-август 1919 г. Д. 60. Ежедневные обзоры печати, составленные отделом пропаганды особого совещания при ВСЮР за май-август 1919 г. Д. 98. Сводки о положении в Советской России, о положении на фронтах. Д. 100. Сводки о положении в Советской России и о положении на фронтах. Ф.Р-446. Политическая канцелярия Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. Екатеринодар. 1918–1919 гг. Оп. 2. Дела Политической канцелярии. 1918–1920 гг. Д. 2. Речи и приказы Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России генерала Деникина, сообщения и проекты деклараций о политической программе Добровольческой армии. Д. 8. Секретная сводка Отдела пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР о политических партиях и организациях Юго-Востока России с приложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот акт доказывает, что Свят. Патриарх признал выделение Харбинской епархии и законность существования и распоряжений Архиерейского Синода, заменившого Высшее Церковное Управление заграницей. И едва-ли Вы можете утверждать, что Святейший Патриарх, если бы он был жив, не утвердил бы и выделение Германии, а Митрополит Вениамин не дал бы на это своего согласия. Да и сам Патриарх, на которого Вы ссылаетесь, признав распоряжение Высшого Церковного Управления заграницей о назначении Вас Управляющим русскими православными церквами в Западной Европе, не обусловил это распоряжение согласием Митрополита Петроградского, их канонического Епархиального Архиерея. Кроме того, нельзя считать распоряжения Свят. Патриарха Тихона чемъ-то незыблемым, никогда не подлежащим изменению даже во блого Церкви. Да и сам Патриарх свои распоряжения менял нередко. Сначала он признавал советскую власть богоборческой и анафематствовал ее, а затем назвал предержащей властью от Бога, и много других его административных распоряжений. И, наконец, при отрицании Вами канонического значения наших Высшого Церковного Управления и Архиерейских Соборов, давших и подтвердивших Ваши права, как Епархиального Архиерея, Вы не имеете распоряжений Высшей Всероссийской Церковной власти, удостоверяющих Ваши права Епархиального Архиерея на Западно-Европейския церкви и являетесь лишь временно окормляющим их и, если кто может протестовать против выделения Германии, то это Петроградский Епархиальный Архиерей, из ведения которого Западно-Европейския церкви совершенно не изъяты и от которого, надеемся, получится согласие. 3 . Вы пишете: «С особым прискорбием я должен отметить, что определение это, вопреки решению Архиерейского Собора 1923 г. о порядке направления административных дел через мое Управление, было послано непосредственно епископу Тихону и даже подчиненным мне настоятелям германских приходов без того, что я был поставлен об этом в известность и мог изложить с исчерпывающей полнотою всю нежелательность такой меры, все несоответствие ея указам Святейшого Патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

К стр. 67 – ...Англию, сыны которой бок о бок сражаются с нашими войсками... – в своей внешнеполитической деятельности лидеры Белого движения, А. И. Деникин и А. В. Колчак, делали ставку на союзнические взаимоотношения со странами Антанты – Англией, Францией, позднее – с США и Японией. Несмотря на очевидную двойственность британской политики и расхождения во взглядах между У. Черчиллем и Д. Ллойд Джорджем, белые стремились к выполнению обязательств, принятых русским правительством перед Антантой в годы Первой мировой войны и ожидали поддержки со стороны западных стран против большевиков в деле восстановления в России законного порядка и ее территориальной целостности. 3 декабря 1917 г. конференция с участием США, Англии, Франции и союзных им стран приняла решение о разграничении зон интересов на территориях бывшей Российской империи. Зоной влияния Англии были назначены Кавказ и казачьи области. К стр. 70 – . ..Высшего церковного управления в Сибири... – ВВЦУ Сибири было сформировано на сибирском Соборном церковном совещании, прошедшем 14 ноября – 3 декабря 1918 г. в Томске, в котором участвовали представители епархий, находящихся под властью правительства адмирала А. В. Колчака. Причиной создания самостоятельного органа церковного управления стало отсутствие связи с Патриархом Московским Тихоном. Полномочия ВВЦУ Сибири имело лишь до восстановления прерванной Гражданской войной связи с Патриархом. В управление вошли архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора П. А. Прокошев и Л. И. Писарев , главой управления был избран архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) . В соответствии с постановлением правительства адмирала Колчака от 28 марта 1919 г. ВВЦУ Сибири было признано временным высшим представительным органом Православной Церкви. По настоянию адмирала Колчака его местонахождение было определено в Омске. (Скворцов Г. В. Высшее временное церковное управление Сибири//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 84–85.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д.). Вместо упразднённого религиозного образования (Закона Божия) советская власть вводила в советских школах обязательное антирелигиозное образование и воспитание (по словам публициста — “закона безбожия” 72 ). Возможности реализации права на религиозное обучение были сведены к нулю, поэтому наиболее активная и смелая часть верующих граждан, прихожан и священнослужителей организовывала нелегальные и подпольные формы преподавания вероучения, существовавшие до середины 1920-х гг. 73 . Процесс секуляризации системы образования в Донской области, начатый большевиками уже в декабре 1917 г., был прерван весной 1918 г. в связи с занятием большей территории Дона частями Белой армии. В 1918–1919 гг. большую работу по восстановлению религиозного образования провёл отдел народного просвещения Всевеликого войска Донского. Продуманную и разностороннюю систему мероприятий по восстановлению и преобразованию преподавания Закона Божия на Дону наметило созданное в конце мая 1919 г. Временное Высшее церковное управление на Юго-востоке России (ВВЦУ). Правительство Дона и ВВЦУ в 1918–1920 гг. пытались воссоздать прежний порядок и восстановить на качественно новом уровне преподавание Закона Божия в донских школах, но ходом событий им было отпущено на это ничтожно малое время. Вернувшаяся в 1920 г. на Дон советская власть ускоренно принялась за проведение в жизнь декрета и реализацию его 9-го пункта об отмене религиозного обучения. Обобщённые данные статистики показывают довольно солидные образовательные ресурсы Церкви в Донской епархии накануне революции. При имеющихся 5 монастырях и 832 церквах, распространявших своё просвещенческое влияние на детское и взрослое население, в епархии имелись 1 духовная семинария (в которой обучалось 450 воспитанников), 2 духовных училища (Новочеркасское и Усть-Медведицкое) (636 воспитанников), 2 епархиальных женских училища (781 воспитанница), а также 855 церковных начальных школ (церковно-приходских и школ грамоты), в которых обучались 62309 учащихся, и 8 церковно-учительских школ 74 .

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

Однако поражения, последующее отступление и распад Добровольческой армии, вызвали отъезд многих русских епископов за рубеж. Именно в это время в православной среде русских эмигрантов постепенно зреет мысль о создании эмигрантского церковного управления. Еще более остро этот вопрос начал подниматься после того, как остатки Русской армии генерала Врангеля, разгромленные в Крыму, оставили родину и выехали за границу. Оказавшись в конце 1920 г. в Константинополе, русские епископы и миряне решили от слов перейти к делу. Тогдашний председатель ВВЦУ митрополит Антоний (Храповицкий) испытывал сильнейшее давление и отвечая на подобные требования говорил, что в столице Вселенского патриарха нельзя даже мечтать об отдельном церковном управлении, но все же неохотно согласился и возглавил русскую делегацию к патриаршему местоблюстителю. 29 декабря 1920 г. митрополит Дорофей, местоблюститель Вселенского патриарха, разрешил епископам-эмигрантам основать в Константинополе Временное Высшее церковное управление за рубежом (ВВЦУЗ), возглавляемое митрополитом Антонием (Храповицким). Обращаясь к нему, митрополит Дорофей заявил: " Патриарх разрешает любые действия под Вашим руководством, так как патриарх знает, что Ваше Высокопреосвященство никогда не сделает ничего противного канонам " (2). Как можно видеть, политическое и социальное разделение единого когда-то российского народа, вызванного революциями и Гражданской войной, стало главной причиной разделения и Русской Православной Церкви, епископат и мирские члены которой оказались в тяжелейшей канонической и моральной ситуации. С моральной точки зрения понять и принять позицию епископов-эмигрантов можно и нужно, ибо они, зная о преступлениях советской власти против Церкви, стремились сохранить церковную организацию хотя бы за пределами Советской республики, стремясь при этом не поддерживать никаких отношений с откровенно безбожной властью большевиков. Но одновременно вставал вопрос о каноничности и обоснованности создания Временного Высшего церковного управления за рубежом.

http://religare.ru/2_48694.html

На этот раз виной всему было то же столкновение интересов Консульства и Миссии: консул и высшее иерусалимское духовенство решило, что от архимандрита избавиться будет проще, чем от епископа, оклеветав его и погубив его репутацию. Но митрополит Московский Филарет, будучи человеком умным и многоопытным в подобных интригах, принял архимандрита под свое покровительство и тот был переведен в Константинополь. А временным назначением архимандрита Антонина на должность Начальника Миссии митрополит подчеркивал свое неприятие произошедшего и советовал новому Начальнику принять Миссию в управление, «извлекая из несчастного опыта предшественника правила осторожности». После пребывания в Константинополе архимандрит Антонин уже понимал, как надлежит вести себя в крайне «нездоровой» среде греческого духовенства той поры. Кроме того, у него сложилось четкое представление о проблемах Церквей Православных и о мерах, которые стоило бы принять. Освящение воды на Иордане в Крещенский сочельник. Фото 1890-х гг. Освящение воды на Иордане в Крещенский сочельник. Фото 1890-х гг. Изучая Восток, отец Антонин стремился постичь стиль восточной церковной жизни: обращал внимание на сребролюбие греческого духовенства, объясняя его малообеспеченностью, скорбел об утерянной нами простоте богослужения, памятуя, что на Востоке она нередко превращалась в небрежное отношение к святыне, удивлялся тому, что то многое, о чем в России только мечталось православным, в Греции свободно осуществлялось под игом султана, а все, ставшее на Родине мертвым словом учебника по церковной истории, было на Востоке живо и действенно. К сожалению, в ту пору в России о Греческой Церкви судили люди, в этом вопросе малокомпетентные и далекие от Церкви по своему воспитанию. Именно они писали проекты преобразования греческого духовенства, обращая внимание на его отрицательные стороны и забывая о его роли в истории Православия. Подобные деятели и создавали трения между русским и греческим народами, желая покорить себе все и вся...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Он тогда передал управление Временному высшему церковному управ­лению в составе еп. Леонида, пр. Введенского, Красницкого и других с правом кооптации. И они кооптировали еп. Антонина, который явился председателем ВЦУ. Как бы в некоторое доказательство сказанного он показал мне и «мандат» - удостоверение, написанное на четвертинке от руки, но печатными буквами (!) за подписью «зампредседателя» - еп. Леонида. Я, читая, заметил, что важно иметь бумагу от Патриарха. Преосв. Алексий потом добавил, что в беседе с Введенским он сказал ему, что надо добиться, чтобы Патриарх чрез посредство кого-либо из митрополитов оповестил о назначении ВЦУ, и только тогда, вероятно, признавать его, что надо было поставить во главу какого-нибудь более известного епископа, чем Леонид (Скобеев) или неизвестного, или, если кому и известного, то не в его пользу... Днем был у Аксенова и рассказал ему. Потом известили меня, что Бакаев должен быть в соборе, и я побежал туда, и лишь около 7 часов дождался его там. Долго осматривал, указывая на доделки, и сказал, что придет завтра...Обедал в этот день в 12 часов ночи. Устал страшно. Суббота. Утром писал было письмо митрополиту о том, чтобы не созы­вал собрания духовенства и мирян, чтобы не отказывался от кафедры, чтобы настоял на доставлении от Патриарха бумаги и передачи им управления, и чтобы никого не назначал в Губкомпомгол. Но... письмо Боря не мог передать - митрополита не было дома, он был вызван в Ревтрибунал. Утром староста принес повестку, вызывающую меня на Гороховую 4, к следователю Коршунову, комната 31.Пробыл там 3 часа. По обычаю пошел, оставив дома часы и проч., будучи готовым даже и засесть. Записал кто я, что и т.д. О политических убеждениях я говорил, что повинуюсь власти. «Всякой?» - «Да, всякой законной» - «Ну как Вы относитесь к власти нынешней» - «Я признаю народную власть» - «Значит, Вы - республиканец?» - «Ну, если хотите так определять - да». Так и записал. Затем стал исповедовать по вопросу «о двух оппозициях в церкви». (Вообще, следователь - из очень простых, необразованных, говорит языком страш­но тягучим, надоедает слушать). Как я отношусь к прогрессивной груп­пе, ее программе, ее реформам. Я сказал, что программа этой группы не знаю, вступление её в высшее управление, если оно есть воля Патриар­ха, для нас законно; реформы церковной жизни, если они будут проведе­ны законным путем, церковным собором, - также будут приемлемы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Весной 1922 г. владыка Евлогий получил указ из Москвы от 17/30 января подписанный членом Священного Синода архиепископом Евсевием о возведении его, по благословению патриарха, в сан митрополита. Полагаю, что это было подготовительным действием к будущим мероприятиям, разрабатывавшимся в большевицких учреждениях, все более давивших на патриарха Тихона и стеснявших его деятельность. Можно себе представить, какое волнение и негодование вызвал у Ленина решительный голос свободной Русской Церкви, обращенный к иностранным государствам перед той конференцией, на которой поработители России мечтали заседать с представителями свободных государств. Приводим это послание: «Народы Европы! Народы Мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу, народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им оружие, дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевизм – этот культ убийства, грабежа и богохульства, из России и всего Мира. 2 Пожалейте русских беженцев, которые за свой патриотический подвиг обречены среди вас на голод и холод, на самые черные работы, которые принуждены забывать все, чему учились и быть лишенными даже таких удобств жизни, которые доступны последнему неграмотному чернорабочему. Они в лице доброй своей половины офицеров, генералов и солдат готовы взяться за оружие и идти походом в Россию, чтобы выручить ее из цепей постыдного рабства разбойников. Помогите им осуществить свой патриотический долг, не дайте погибнуть вашей верной союзнице – России, которая никогда не забывала своих друзей и от души прощала тех, кто временно был ее врагом. Если поможете восстановиться исторической России, то скоро исчезнут те, пока не разрешимые, политические и экономические затруднения, которые по всему миру сделали жизнь столь тяжелой; тогда возвратится на землю «желанный для всех людей мир» ( Ефес.8,13 )». В первых числах июня 1922 г. митр. Евлогий получил из Москвы указ Священного Синода, которым осуждалось «Обращение», упразднялось Высшее Церковное Управление, а управление русскими заграничными приходами возлагалось на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В авг. отбыл в Москву для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был избран заместителем председателя соборного отдела по устройству Церкви в Закавказье. В сент. 1917 г. прервал участие в заседаниях Поместного Собора и вернулся в епархию. 24 мая 1918 г. М. упразднил духовную консисторию и передал ее полномочия выборному епархиальному совету, однако в условиях гражданской войны епархиальное управление с большим трудом поддерживало связь с приходами. Участились случаи разбойных нападений на священнослужителей. В авг. 1918 г. М. вместе с представителями исламского духовенства Владикавказа, раввином, лютеран. пастором, католич. ксендзом и священником Армянской Апостольской Церкви подписал обращение о предотвращении межрелиг. вражды. 30 марта 1919 г., после взятия Владикавказа белыми войсками, М. торжественно приветствовал их командующего ген. А. И. Деникина во владикавказском Михаило-Архангельском кафедральном соборе. В мае того же года принял участие в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, на котором для организации церковной жизни на территории, занятой войсками ген. Деникина, было учреждено Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). М. был избран кандидатом в члены ВВЦУ ЮВР, однако активного участия в его работе не принимал. В марте 1920 г. Владикавказ был взят Красной Армией, М. остался в городе. 10 окт. того же года он предстал перед судом Терского областного ревтрибунала по обвинению в контрреволюционной деятельности во время правления белых - произнесении приветственной речи в адрес ген. Деникина, распространении листовок, призывавших к борьбе с советской властью, а также в сокрытии материальных ценностей. Во время суда М. заявил о своем сочувствии декрету «Об отделении Церкви от государства...». Трибунал приговорил его к заключению в лагерь принудительных работ на все время гражданской войны, но, принимая во внимание преклонный возраст осужденного, заменил наказание на высылку в Пермскую губ. Видимо, высылка была отменена из-за обострения болезни епископа, в янв. 1921 г. ему была сделана операция с трепанацией черепа. В февр. того же года он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Тогда же решением местных властей был распущен епархиальный совет. 18 апр. 1921 г. М. был приговорен к 5 годам лишения свободы в лагере принудительных работ, но уже в конце мая того же года его освободили ввиду ухудшения состояния здоровья.

http://pravenc.ru/text/2561396.html

4) Принято предложение поднести адрес арх[иепископу] Агафодору. Принят текст адреса и дано поручение Временному высшему церковному управлению при открытии возможных сношений с Св[ятейшим] Патриархом возбудить ходатайство о награждении арх[иепископа] Агафодора клобуком митрополита. 5) Заслушан доклад отдела о духовно-учебных заведениях, постановления которого о принятии всецело на казенные средства содержания всех дух[овно]-учебных заведений, как мужских, так и женских, о введении преподавания церковного красноречия и отчизноведения, об обеспечении учащих в церковно-приходских школах, о возвращении в ведомство Церкви отобранных школ, о принятии мер к освобождению реквизированных в[оенны]м ведомством зданий дух[овно]-учебных заведений, – передать во Временное высшее церковное управление для возможного осуществления их. 6) Принято предложение представителя Владикавказской епархии принять меры к возвращению в ведение Церкви здания Ардонской семинарии или возмещению стоимости этого здания для епархии. 7) Заслушаны доклады отдела о Временном высшем церковном управлении: 1 . По поводу послания заместителя экзарха Грузии о бедственном положении православных русских в Закавказье постановлено, в согласии с отделом, принять меры к защите интересов православного русского населения в Закавказье и оказать немедленно денежную помощь путем сбора пожертвований, самообложений и ассигнований епархиальными собратьями. 2 . Об отказе представителя Донской епархии от внесения предложения об образовании нового викариатства на севере Донской области постановили снять вопрос с очереди. 3 . О мерах помощи беженцам-священнослужителям постановлено принять постановление отдела о сборах пошлин и о предоставлении беженцам-священнослужителям вакантных мест или обязанностей помощников или заместителей приходского духовенства, а также и военного. 4 . Принято постановление отдела об установлении 100-р[ублевого] сбора от истца по бракоразводным процессам и направлении этих денег: 25 руб. на содержание Временного высшего церковного управления, а остальные в распоряжение епархиальных советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010