Должность эта возлагает на меня высшее духовное руководство религиозным обществом, члены которого насчитываются миллионами. Руководство же предполагает постоянные сношения во всесоюзном масштабе. При всем уклонении моем от всяких административно-правовых функций, деятельность моя требует известных форм и известных вспомогательных органов, существование которых невозможно без законной регистрации. Между тем иерархия нашей Православной Церкви (так называемой Тихоновской, т. е. Патриаршеской) до сих пор не имеет регистрации. Это не может не сопровождаться многими органическими неудобствами, придавая всей нашей деятельности характер какой-то нелегальности, хотя мы и не совершаем ничего, запрещённого законами республики. Все эти соображения, а также и то, что исправление мною должности грозит затянуться на неопределённое время, побуждает меня просить о регистрации иерархии Православной Русской Патриаршей Церкви, или так называемых староцерковников (в отличие от обновленцев, самосвятов и др.), и тем дать нам возможность совершенно легально и открыто осуществлять возлагаемые на нас правилами нашей веры обязанности духовного руководства нашей паствой, т. е. теми, кто добровольно признает нас своими руководителями. В частности, я прошу: 1 . Зарегистрировать меня, Сергия, митрополита Нижегородского (гр. Страгородского) в качестве временно исправляющего должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола (я подписываюсь за Патриаршего Место- блюстителя) и мою Канцелярию Московской Патриархии в составе заведующего и секретарей от двух до четырёх, а также переписчиков в нужном количестве, с правом иметь бланки и печать. Местопребывание моё и Канцелярии в Нижнем Новгороде временно с тем, чтобы по мере надобности впоследствии Канцелярия могла переселиться в Москву. Личный состав Канцелярии будет представлен по получении общего разрешения дополнительно. 2 . Дать распоряжение о зарегистрировании местными административными органами местной староцерковнической иерархии: епархиальных и викарных архиереев с правом иметь при себе Канцелярии (если нет других вспомогательных органов управления, как-то: епархиальных, викариатских, пресвитерских советов и под.), пользоваться бланками и печатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

12) Так как согласно Декрету об отделении церкви от государства национализированные здания культа передаются в бесплатное пользование исключительно группам верующих или религиозным обществам, то всякого рода центральные организации (всероссийские, епархиальные и т. д.), а также съезды религиозных обществ и избираемые ими исполнительные органы не могут: 1) обладать культовым имуществом или получать его по договору, 2) заключать какие бы то ни было имущественные договоры и сделки, 3) устанавливать принудительные сборы... Приложение 9 Ходатайство митрополита Сергия о регистрации (легализации) православной русской патриаршей церкви (1.6.1926) Нижеподписавшийся с 14 декабря 1925 года исправляет должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола... Должность эта возлагает на меня высшее духовное руководство религиозным обществом, члены которого насчитываются миллионами. Руководство же предполагает постоянные сношения во всесоюзном масштабе. При всем уклонении моем от всяких административно-правовых функций, деятельность моя требует известных форм и известных вспомогательных органов, существование которых невозможно без законной регистрации. Между тем иерархия нашей Православной Церкви (так называемой Тихоновской, т. е. Патриаршеской) до сих пор не имеет регистрации. Это не может не сопровождаться многими практическими неудобствами, придавая всей нашей деятельности характер какой-то нелегальности, хотя мы и не совершаем ничего, запрещенного законами республики. Все эти соображения, а также и то, что исправление мною должности грозит затянуться на неопределенное время, побуждает меня просить о регистрации Православной Русской Патриаршей Церкви, или так называемых староцерковников (в отличие от обновленцев, самосвятов и др.)... В частности, я прошу: 1 . Зарегистрировать меня, Сергия, Митрополита Нижегородского (гражданина Страгородского) в качестве временно исправляющего должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола (я подписываюсь за Патриаршего Местоблюстителя) и мою Канцелярию Московской Патриархии в составе заведующего и секретарей от двух до четырех, а также переписчиков в нужном количестве, с правом иметь бланки и печать. Местопребывание мое и Канцелярии в Нижнем Новгороде временно, с тем чтобы по мере надобности впоследствии Канцелярия могла переместиться в Москву...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дорогой в Совет депутатов и в первые часы пребывания там безбожники беспрестанно издевались над преосвященным Сильвестром. В это время по всему городу гудели колокола – это на звон соборной колокольни откликнулись другие церкви. У храмов, на улицах и площадях появились толпы народа. Возмущенные люди требовали освободить епископа. По требованию верующих горожан к епископу были допущены несколько депутаций. Депутации, общее народное возмущение оказали влияние на настроение безбожников, и владыку перевели в отдельную комнату. Ругань солдат начала смолкать, а затем совсем прекратилась. На следующий день весь город пришел в движение; учреждения, магазины, учебные заведения закрылись. В городе шла непрерывная стрельба – это красногвардейцы залпами разгоняли народ. У архиерейского дома была поставлена стража. В четыре часа дня в городе объявили осадное положение, и люди были вынуждены разойтись. Стрельба продолжалась всю ночь. В двенадцать часов ночи в архиерейский дом пришла следственная комиссия и опечатала покои епископа. 7 февраля владыка провел в заключении, 8-го в двенадцать часов дня он был освобожден под подписку о невыезде из города. Это обстоятельство помешало владыке выехать в Москву для участия в Поместном Соборе. 22 апреля (5 мая) патриарх Тихон возвел епископа Сильвестра в сан архиепископа. Вскоре началась Гражданская война, и белые освободили город от большевиков. В это время Омск, как и вся Сибирь, оказался отрезанным от России линией фронта. В ноябре 1918 года в Томске состоялось совещание архипастырей Сибири, организовавшее Высшее Временное Церковное Управление Сибири, главой которого по желанию архипастырей стал высокопреосвященный Сильвестр. Свою деятельность он начал с того, что отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Православной Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. В Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти духовных семинариях и в пяти духовных училищах. Когда адмирал А. В. Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В марте 1919 года архиепископ организовал крестный ход по городу с участием Колчака и колчаковского правительства. В мае-июне он совершил поездки по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, во время которых произнес в различных приходах более ста проповедей. Для укрепления духа и нравственности офицеров и солдат Белой армии архиепископ Сильвестр восстановил институт полковых священников, и в армию им было направлено более двух тысяч пастырей. Церковное управление, возглавляемое высокопреосвященным Сильвестром, разослало более шестидесяти тысяч экземпляров воззваний, в которых разъяснялась антихристианская суть большевизма. В Омске стали издаваться журналы «За Святую Русь» и «Сибирский благовестник».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

На основании бывших суждений постановили: 1 . Признать, что циркулярные указания Свят. Патриарха Тихона и Всероссийских высших церковных органов, от 20 ноября 1920 г. за 362, ясно предписывают, согласно канонам, епископам, лишенным возможности непосредственного сношения с Патриаршим Престолом, организовывать временное высшее церковное управление на началах соборности, а не единоличного управления. 2 . Признать, что согласно означенным указаниям, от 20 ноября 1920 г., и указам Свят. Патриарха Тихона, от 22 апреля/5 мая 1922 г. за 347 и 348, положение об организации временного высшего церковного управления для заграничной части Русской Церкви не требуется представлять на утверждение Свят. Патриарху или его Местоблюстителю. 3 . Подтвердить постановления предшествующих Епископских Соборов 1922, 1923 и 1924 гг. по вопросу о ныне существующем высшем церковном управлении заграницей... 5 . Предложить Митрополиту Евлогию и его викариям подать Архиерейскому Синоду заявление, что они признают за Собором Епископов и Архиерейским Синодом не моральное только значение, но и каноническую (административно-судебную) власть. 6 . До получения от Митрополита Евлогия заявления о подчинении Собору и Синоду не считать его членом Синода. 7 . Если через месяц таковые заявления не поступят в Архиерейский Синод, то поручить Синоду иметь суждение о неподчинении их Архиерейскому Собору и Синоду и о допущенных Митрополитом Евлогием превышениях данных ему Собором полномочий, с предоставлением Синоду, если потребуют обстоятельства, права временного отстранения Митрополита Евлогия от управления округом, с назначением нового управляющего округом... В неофициальной части опубликована статья «Откуда пошла церковная смута» – как ответ на статью г-на Никанорова «Откуда пошла церковная смута» в газете «Возрождение». Она составлена Е. Махароблидзе по поручению митрополита Антония и напечатана частями как возражение в газете «Возрождение»: В помещенной в 466 газеты «Возрождение» статье «Откуда пошла церковная смута» г-н Никаноров, искажая затронутые им факты из жизни Русской Православной Церкви заграницей, силится голословным заявлением доказать, что некоторые постановления Архиерейского Собора 1926 года были продиктованы Высшим Монархическим Советом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава II. Временное прекращение существования обер-прокурорского института в синодальном ведомстве. Н. С. Кречетников. Увольнение Баскакова от должности синодального обер-прокурора на некоторое время совершенно освободило высшее церковное учреждение от всякого контроля со стороны прокуратуры, так как, состоявшееся 14 июля 1726 года, высочайшее распоряжение о назначении. вместо обер-прокурора Баскакова, простого прокурора Раевского не было приведено в исполнение св. Синодом 212 . Институт прокурорского надзора за высшими государственными учреждениями, обязанный своим происхождением преобразовательным идеям Петра, при его ближайших преемниках уже, видимо, не пользовался никаким сочувствием правительства. Главный представитель прокуратуры, Ягужинский, назначенный преобразователем генерал-прокурором Сената, с появлением Верховного Тайного Совета, отстранившего «око государя» от непосредственных сношений с источником его полномочий, утратил всякую возможность действительного, фактического влияния на ход государственного управления и даже, как позволяет думать один исторический документ, не мог исполнять своих генерал-прокурорских обязанностей. По крайней мере, в высочайшем манифесте от 2 октября 1730 года 213 императрица Анна Иоанновна констатировала, как несомненный факт, уничтожение генерал-прокурорской должности по смерти Петра, хотя ей и были неизвестны виновники такой печальной участи сенатского генерал-прокурора. Уничтожение Верховного Тайного Совета. как известно, было соединено с восстановлением Сената в том первоначальном значении, какое ему принадлежало в общей системе государственного управления при жизни его основателя – Петра 214 . По-видимому, можно было бы ожидать, что восстановленный в первоначальном виде правительствующий Сенат будет соединять в себе вместе с коллегиальными началами, положенными в основу его организации, и введенное в него личное начало, воплощенное в должности генерал-прокурора. Но на первом же заседании обновленный Сенат признал нежелательным восстановление института прокуратуры и нашел более удобным совершенно освободить себя от генерал-прокурорского и обер-прокурорского контроля 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

В тех епархиях, где ещё не образованы Епархиальные суды, Епархиальные советы продолжают осуществлять судебные функции, которые на них были возложены «Уставом» 1988 года. 41.5. Епархиальное управление и иные епархиальные учреждения Епархиальное управление является исполнительно-распорядительным органом, находящимся под руководством архиерея, призванным помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти. «Архиерей осуществляет высшее начальственное наблюдение за работой Епархиального управления и всех епархиальных учреждений и назначает их сотрудников, согласно штатному расписанию» (X, 46). Епархиальное управление должно иметь канцелярию, бухгалтерию, архив и иные отделы, «обеспечивающие миссионерскую, издательскую, социально-благотворительную, воспитательно-образовательную, реставрационно-строительную, хозяйственную и прочие виды епархиальной деятельности» (X, 48). Секретарь Епархиального управления несёт ответственность за делопроизводство епархии и помогает архиерею в управлении епархией и в руководстве Епархиальным управлением. 41.6. Благочиния Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми правящим архиереем. Их границы и наименования определяются Епархиальным советом. В обязанности благочинного входит забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих, наблюдение за отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди , «забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти, попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов, преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, та и относительно их личной жизни» (X, 52); устранение недоразумений между клириками, а также между духовенством и мирянами «без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею» (X, 52); предварительное расследование церковных правонарушений по указанию архиерея, ходатайство перед архиереем о награждении клириков и мирян, внесение предложений архиерею по замещению вакантных должностей в округе, забота о религиозном окормлении верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей, наблюдение за строительством и ремонтом зданий в пределах округа, забота о наличии при храмах всего необходимого для совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства, исполнение иных, возлагаемых на него архиереем, обязанностей. В сравнении с прежним «Уставом», в круг обязанностей благочинного уже не входит предоставление клирикам отпусков сроком до одной недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Он тогда передал управление Временному высшему церковному управлению в составе еп. Леонида, пр. Введенского, Красницкого и других с правом кооптации. И они кооптировали еп. Антонина, который явился председателем ВЦУ. Как бы в некоторое доказательство сказанного он показал мне и «мандат» – удостоверение, написанное на четвертинке от руки, но печатными буквами (!) за подписью «зампредседателя» – еп. Леонида. Я, читая, заметил, что важно иметь бумагу от Патриарха. Преосв. Алексий потом добавил, что в беседе с Введенским он сказал ему, что надо добиться, чтобы Патриарх чрез посредство кого-либо из митрополитов оповестил о назначении ВЦУ, и только тогда, вероятно, признавать его, что надо было поставить во главу какого-нибудь более известного епископа, чем Леонид (Скобеев) или неизвестного, или, если кому и известного, то не в его пользу... Днем был у Аксенова и рассказал ему. Потом известили меня, что Бакаев должен быть в соборе, и я побежал туда, и лишь около 7 часов дождался его там. Долго осматривал, указывая на доделки, и сказал, что придет завтра…Обедал в этот день в 12 часов ночи. Устал страшно. Суббота. Утром писал было письмо митрополиту о том, чтобы не созывал собрания духовенства и мирян, чтобы не отказывался от кафедры, чтобы настоял на доставлении от Патриарха бумаги и передачи им управления, и чтобы никого не назначал в Губкомпомгол. Но... письмо Боря не мог передать – митрополита не было дома, он был вызван в Ревтрибунал. Утром староста принес повестку, вызывающую меня на Гороховую 4, к следователю Коршунову, комната 31.Пробыл там 3 часа. По обычаю пошел, оставив дома часы и проч., будучи готовым даже и засесть. Записал кто я, что и т.д. О политических убеждениях я говорил, что повинуюсь власти. «Всякой?» – «Да, всякой законной» – «Ну как Вы относитесь к власти нынешней» – «Я признаю народную власть» – «Значит, Вы – республиканец?» – «Ну, если хотите так определять – да». Так и записал. Затем стал исповедовать по вопросу «о двух оппозициях в церкви». (Вообще, следователь – из очень простых, необразованных, говорит языком страшно тягучим, надоедает слушать). Как я отношусь к прогрессивной группе, ее программе, ее реформам. Я сказал, что программа этой группы не знаю, вступление её в высшее управление, если оно есть воля Патриарха, для нас законно; реформы церковной жизни, если они будут проведены законным путем, церковным собором, – также будут приемлемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Епархии Исторический очерк Возникновение Октябрьский переворот 1917 года и последующая гражданская война в России привели к срыву нормального сообщения между многими частями бывшей Российской империи и к массовому исходу православных верующих из России. Фронты гражданской войны, границы новообразованных отделившихся государств и госуадрств-неприятелей разделили ранее объединенное пространство. К началу 1920-х годов приблизительно около 3-4 миллионов беженцев и эмигрантов оказались разбросаны по всему миру, более 8 миллионов православных нашли себя за пределами новообразованного советского государства. Священноначалие Русской Православной Церкви , будучи сосредоточено в Москве в самом центре советского государства, оказалось перед большими затруднениями пытаясь продолжать духовное окормление отрезанной паствы, в то время сведения о положении дел в разных частях бывшей империи и всего мира были труднодоступны и неверны. Духовнество оказавшееся вне советской территории также могло иметь лишь смутное представление о том что происходило в советской стране. В этих условиях возникли первые попытки образовать управление для частей и чад Русской Церкви оказавшихся зарубежом. Ее история восходит к Ставропольскому Собору 19-24 мая 1919 года котоый организовал Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России для частей Русской Православной Церкви оказалавшихся на территории занятой белыми войсками Деникина . В ноябре 1920 года члены Управления покинули Россию. Наиболее авторитетные иерархи, покинувшие Россию, — митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) , архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский) — первоначально собирались затвориться в монастырях, а деятельность Управления прекратить, предоставив окормление русской паствы за рубежом соответствующим Поместным Церквам , но затем сменили решение. По свидетельству биографа митрополита Антония, изменить свои планы и сохранить русскую церковную организацию он решил после того, как узнал о намерении генерала Врангеля сохранить военную организацию для борьбы с большевиками.

http://drevo-info.ru/articles/10520.html

Для церковной иерархии все происшедшее было неожиданным. Не только неожиданным, но и канонически совершенно неосмысляемым. Ибо получалось, что временное правительство, состоящее во многом из лиц случайных, получало на неопределенный период времени всю полноту власти в стране: законодательной, исполнительной и судебной. При этом никак не менялась Синодальная система управления Церковью, и новый обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Николаевич Львов, когда-то умеренно правый, октябрист, но в февральские дни резко полевевший политический деятель, получал, по сути дела, полноту власти в сфере высшего церковного управления. Ту полноту, которой уже давно пользовались обер-прокуроры, но теперь уже не ограниченную властью Государя, которого уже не было. – Но ведь реакция Церкви на события февраля 17-го все-таки последовала. Какой она была? – Прошедшие несколько дней с момента прихода к власти временного правительства, безусловно, были днями раздумий членов Святейшего Правительствующего Синода. И вот в результате, 9 марта 1917 года появляется первый официальный отклик Святейшего Синода на происшедшие в России события. Многим, кто сейчас читает этот документ, он кажется странным. Странным кажется то, что в нем никак не оговаривается положение монархии в нашей стране – о монархии не говорится ни слова. Многим, читающим этот документ сейчас, кажется странным то, что члены Синода, назначенные в этот самый Синод отрекшимся Государем Николаем Александровичем, не нашли никаких слов в его адрес. Признается как данность перемена государственного устройства в стране, все подданные государства Российского призываются хранить верность Временному Правительству. И опять никак не оговаривается перспектива дальнейшего развития церковной жизни. Следует сказать, что такой характер этого первого официального отклика русской православной церковной иерархии на отречение Государя и на приход к власти временного правительства был не случаен. Два века существовавшее в структуре государственной власти России высшее церковное управление РПЦ, конечно же, оказалось в жесткой зависимости оттого, что происходило в российском государстве. И неопределенность положения верховной государственной власти обусловила неопределенность понимания самими членами Синода своих дальнейших перспектив. По существу, члены Синода призывали подданных Российского государства сохранять верность тому правительству, глава которого был назначен последним Государем, и только.

http://pravmir.ru/90-let-nazad-russkaya-...

Священный Синод, в соответствии с «Уставом», избирает и назначает архиереев, перемещает их в исключительных случаях и увольняет на покой, вызывает архиереев на синодальные сессии, рассматривает отчёты правящих епископов. Синод назначает руководителей синодальных учреждений и их заместителей, ректоров духовных школ. Священный Синод руководит деятельностью синодальных учреждений, рассматривает и одобряет центральный церковный бюджет, сметы синодальных учреждений, духовных школ и соответствующие отчёты. Синод вносит изменения в наименование епархий, одобряет создание епархиальных учреждений, одобряет уставы монастырей, по представлению Учебного комитета утверждает учреждение новых кафедр в духовных академиях, уставы и учебные планы духовных школ, программы семинарий. «Устав» предоставил Синоду права суда первой инстанции по делам архиереев, суда первой и последней инстанции по делам сотрудников синодальных учреждений, а также суда второй инстанции по делам остальных клириков и мирян. Синодальные учреждения, согласно «Уставу» 1988 года, создаются и упраздняются Поместными и Архиерейскими Соборами или Священным Синодом и подотчётны им. Во главе синодальных учреждений должны были стоять лица в архиерейском сане, назначаемые Синодом. «Устав» 1988 года предусматривал существование следующих синодальных учреждений: Управление делами Московской Патриархии с канцеляриями Патриарха и Синода, синодальная библиотека и архивом; Отдел внешних церковных сношений; Издательский отдел; Хозяйственное управление; Учебный комитет; Пенсионный комитет. 34.2. Высшее церковное управление от Поместного Собора 1988 года до Архиерейского Собора 2000 года В связи с тем, что по постановлению Архиерейского Собора 1989 года был образован Белорусский Экзархат Московского Патриархата, состав членов Священного Синода был расширен, для чего Архиерейским Собором января 1990 года были внесены соответствующие изменения в «Устав об управлении Русской Православной Церкви». Постоянным членом Синода стал митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. Соответственно до шести лиц было увеличено и число временных членов Священного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010