Для ускорения моего переезда и помещения в патриаршем доме высокопреосвященнейшего Агафангела прошу отпустить архимандрита Анемподиста». Таким образом, Святейший Патриарх лжеревнителям церковного благоустроения поручал принять и передать митрополиту Агафангелу синодскую канцелярию – не управление делами, как хотелось группе, не благословение на организованное группой ВЦУ, как о том просила группа, а лишь дано было поручение канцелярского характера. Это поручение давало законную работу группе в канцелярии патриаршего управления, а добросовестное, церковно-каноническое исполнение ее могло ввести группу в активные сотрудники митрополита Агафангела при фактическом вступлении его в исполнение своих обязанностей патриаршего заместителя. Так патриаршая резолюция указывала выход из неканонического деяния группы, дав ей канцелярскую работу в настоящем и открывая в будущем возможность канонического сотрудничества митрополиту Агафангелу в управлении Русской Церковью, если бы этого пожелал патриарший заместитель. Но, конечно, группе нужно было не то. Она считала себя на положении ВЦУ, и для нее была интересна только такая резолюция патриарха, которая бы благословляла и разрешала уже имеющееся ВЦУ. Так как фактическая резолюция Святейшего Патриарха была далека от такого смысла, то оставалось одно – прибегнуть к уже начавшему практиковаться методу обмана и выдать положенную [резолюцию] за имеющую желательный для группы смысл. Поручение принять и передать канцелярию превращалось в поручение сформировать Высшее Церковное Управление, которое и формируется из трех вышепоименованных членов. Группа пишет епископу Антонину: «Нами подано патриарху Тихону заявление о полной приостановке в церковном управлении. Согласно резолюции Святейшего Патриарха, сформировано Высшее Церковное Управление. Поручается нам троим, с предоставлением права привлечения московских святителей во временное ВЦУ. Посему просим Ваше Преосвященство возглавить наше управление – ВЦУ. Прот. Введенский, Калиновский, Белков».

http://pravoslavie.ru/32634.html

Начало Русской Зарубежной Церкви неразрывно связано с массовым исходом русского населения из пределов Отечества. Потоки эмигрантов устремились в Западную Европу, на Балканы, а также в Маньчжурию. Кроме того, миллионы православных христиан оказались на территориях, отошедших от России, – в Польше, Ф инляндии, Литве, Латвии, Эстонии, Бессарабии. Однако основа для Русской Зарубежной Церкви сформировалась еще в России, на территориях, занятых белыми войсками. В ноябре 1918 г. в Томске было организовано автономное Временное Высшее Церковное управление для Сибири, а в мае 1919 г. – Временное Высшее Церковное управление (ВВЦУ) на юго-востоке России. Последнему и суждено было стать ядром для будущего Церковного управления в эмиграции. В 1919 г. ВВЦУ возглавлял архиепископ Митрофан (Симашкевич), а после переезда управления в Крым во главе его встал архиепископ Димитрий (Абашидзе). Генерал П.Н. Врангель был уверен в скором падении большевиков и стремился создать на территории Крыма независимое русское государство, из которого со временем и вырастет новая свободная Россия. 40 Существование ВВЦУ генерал также считал необходимым. В сентябре 1920 г. Врангель пригласил в Крым находившегося на Афоне митрополита Антония (Храповицкого) для участия в церковном руководстве. 41 Митрополит по прибытии в Крым стал почетным председателем Церковного управления. Еще находясь в России, ВВЦУ стало брать на себя решение проблем, связанных с внешней деятельностью Русской Церкви. При чина принятия на себя этих функций состояла в невозможности московской церковной власти контактировать со своими зарубежными миссиями и приходами, а также с Поместными Церквами и инославным миром. Так, в августе 1920 г. в Женеве состоялся Всемирный съезд представителей христианских общин и церквей по борьбе с безбожием. Патриарх не смог отправить туда своего представителя, по причине того что посланное ему приглашение было возвращено обратно большевистскими властями «за неизвестностью адресата». 42 Понятно, что в таких условиях ВВЦУ юга России было обязано взять на себя представительские функции Всероссийской Церкви. В Женеву ВВЦУ решило командировать архиепископа Анастасия (Грибановского) . 43 Однако в связи с невозможностью для него отправиться в Европу ВВЦУ направило на съезд архиепископа Евлогия (Георгиевского). 44 По причине расстройства церковного управления ВВЦУ должно было решать и другие вопросы, связанные с заграничными делами и ранее подлежащие компетенции московской церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 марта 1920 года С.Г. Рункевич обратился по этому вопросу с докладной запиской в Главархив. Он предложил свое руководство делом и даже личное выполнение работы, однако с условием предоставления ему «прав советской службы», которых он тогда не имел. Главархив согласился на это предложение и тогда же зачислил Рункевича своим научным сотрудником. При этом, по словам самого С.Г. Рункевича , к нему была проявлена редкая внимательность и назначено содержание «со времени фактического исполнения обязанностей, каковым признан был день официального возбуждения дела в Петрограде – 20 февраля» 680 . Служба при Высшем церковном управлении не давала С.Г. Рункевичу статуса советского служащего, что естественно отражалось на его гражданских правах и положении. Вот почему он с таким удовольствием отмечал проявленное к нему в Главархиве внимание. Кроме того, это был и дополнительный заработок. Здоровье Рункевича в это время было уже серьезно расстроено, и на лечение требовались средства. Так, в марте 1920 года он даже просил Высшее церковное управление о выделении ему денег на лечение. Несмотря на свое крайне скудное финансовое положение, Высшее церковное управление на заседании в соединенном присутствии (31 марта) все же постановило оказать ему материальную помощь в размере 3000 рублей 681 . Сумма эта конечно по тем временам была небольшая, но все-таки служила некоторым подспорьем при общей дороговизне цен. Несмотря на проблемы со здоровьем, С.Г. Рункевич продолжал работать. По его замыслу передача синодальных дел в Государственный архивный фонд предполагалась в виде перевозки их в Петроград, причем им были указаны два основных мотива: «а) отсутствие в Петербурге в Синодальном Архиве целой группы важнейших, принципиальных дел Святейшего Синода, обесцвечивало Синодальный Архив последних лет, делая в нем досадную брешь в ущерб науке и культуре, и б) Московская группа синодальных дел не обладала цельностью, которая бы давала ей право на обособленное хранение» 682 . Получив назначение в Главархив, С.Г. Рункевич в целях охраны синодальных дел, бывших в бесхозяйственном положении «от разорения и утраты», перенес их в занимаемую им комнату – в том виде и количестве, в каком они в это время были. При этом он обнаружил, по пустующим местам в рядах дел, некогда им самим расставленных, что некоторые дела отсутствуют. На двери комнаты и на шкафах, куда были сложены дела, он прикрепил объявления с бланком и печатью Главархива от 14 апреля 1920 года «Здесь временно помещаются дела Единого Государственного Архивного Фонда. За справками обращаться к С.Г. Рункевичу » 683 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Несколько месяцев тому назад в Екатеринодаре, сначала в религиозно-просветительном отделе Совета государственного объединения, а потом у высшего командования Добровольческой армии возникла мысль об учреждении на Юге России Высшего церковного управления, потому что оторванные от Святейшего Патриарха и высших церковных учреждений местные епархиальные власти вынуждены были действовать разрозненно по многим вопросам, и, кроме того, пред ними вставали вопросы, выходящие из пределов их компетенции и прямо не разрешимые ни для епархиальной духовной, ни для светской высшей власти. Сношение по этим вопросам с Святейшим Патриархом, вследствие перерыва связи, невозможно ни для епархиальных учреждений, ни для высшего командования, и, кроме того, сношения последнего с Патриархом небезопасны для Патриарха. И еще одно обстоятельство несравненно высшего, идейного порядка заставляло помышлять об учреждении на Юге России Высшего церковного управления: Россия раздроблена, расщеплена на части; необходимо гражданское и духовное объединение этих частей, и в этом отношении Высшее церковное управление может сослужить великую службу, объединяя раздробленные части России единою мыслию и властью. Возможность опасений, что образование высшей местной церковной власти послужит к умалению прав Св[ятейшего] Патриарха и высших церковных учреждений при нем, устраняется соображением, что благостный Патриарх, как отец, радеющий о благе Церкви, не может быть обижен и неблагосклонно посмотреть на установление этой временной церковной власти, которая по установлении связи с Патриархом тотчас же сложит свои полномочия, передав их Св[ятейшему] Патриарху и священному Всероссийскому Собору. После этого докладчик приступает к оглашению выработанных отделом положений о Высшем церковном управлении, но по прочтении первого пункта открываются общие прения по данному вопросу. «П[ункт] 1) Высшая церковная власть на Юге России до установления правильных с Св[ятейшим] Патриархом и Свящ[енным] Синодом сношений сосредоточивается в учреждаемом церковным Поместным Собором Юго-Востока России Высшем церковном управлении, которое именуется «Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. В связи с газетными сведениями об организации Высшего церковного управления в Сибири, в состав которого входят 3 епископа, 2 пресвитера и 2 мирянина, о. протопресвитер возбудил вопрос о пересмотре внес предложение о пересмотре вопроса о составе проектируемого Высшего церковного управления в целях изменения доведения состава его до нормы Сибирск[ого] церковного управления. После обсуждения этого предложения комиссия постановила: Высшее церковное управление образовать в составе 3 епископов, 2 пресвитеров и 2 мирян. Причем 2 епископа избираются на Соборе, а третьим является местный, по месту нахождения церк[овного] управления епископ. Если же окажется, что местный епископ состоит членом В[ысшего] церк[овного] упр[авления] по избранию, тогда в состав управления включается кандидат от епископов. II. Протоиерей Рождественский и священник Ломако доложили комиссии, что они не могут представить своего заключения о круге обязанностей и правах Высш[его] церк[овного] управления, т. к. нигде не могли достать материалы для сего и положения о высшей церковной власти в России и Украине. После некоторых прений комиссия решила, что проектируемое Временное высшее церковное управление должно ведать и разрешать все те дела, которые подлежат ведению и решению Св[ятейшего] Патриарха, Высшего Церковного Совета и Священного Синода, но из сего, по мнению комиссии, должны быть исключены дела: 1) наградные; 2) об открытии новых и разделении епархий; 3) о канонизации святых. При возникновении необходимости суда над епископом председательствующий в Высшем церковном управлении епископ приглашает для сего всех епископов, пребывающих на территории, занятой Вооруженными силами на Юге России. Если число пребывающих на этой территории епископов превысит каноническое число 12, тогда епископы на суд избираются по жребию. В исключительно крайнем случае при отсутствии на означенной территории большего числа епископов епископа могут судить не менее чем 5 епископов, из коих 3 – присутствующие в В[ысшем] ц[ерковном] упр[авлении] и 2 – по приглашению председательствующего. При производстве суда над правящим епископом или викарием его не допускается к участию в суде в первом случае викарий правящего епископа, а во втором случае – правящий епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7) Мероприятия к оживлению и наилучшей постановке местных епархиальных органов печати, наблюдение за направлением их и прочее. 8) Рассмотрение дел, связанных с порядком приращения и использования церковных сумм, не имеющих специального назначения, определения и изыскания источников по удовлетворению обще-епархиальных, духовно-училищных и частных церковных неотложных нужд. 9) Развитие и поддержка, как нравственная, так и материальная, всех существующих в епархии благотворительных учреждений – попечительств, богаделен, домов трудолюбия и прочее. 10) Высшее заведование и распоряжение хозяйственной частью епархиальных свечных заводов и существующих при них отделений и торговых предприятий по снабжению церквей вином, ладаном, елеем, церковной утварью и прочее. 11) Выборы должностных лиц разных учреждений, ведающих нужды епархии и субсидируемых от неё, начальников учебных заведений – ректора, инспектора семинарии, смотрителей училищ и их помощников, начальницы епархиального женского училища, епархиальных и уездных наблюдателей церковных школ, миссионеров и членов консистории. 12) Право контроля и ревизии всех учреждений и лиц, пользующихся постоянными или временными пособиями из обще-епархиальных фондов. Обнимая, таким образом, внутренний и внешний уклад церковно-приходской жизни епархии, проникаясь живым, непосредственным стремлением влиять и воздействовать на все отдельные стороны её, съезды епархиальные, при надлежаще правильной организации их, несомненно, отразятся самыми благотворными последствиями и результатами: они оживят и урегулируют взаимообщение паствы с пасомыми, уничтожат рознь между первыми и последними, которая, особенно теперь, стала средостением и тормозом к сближению, слиянию духовенства с обществом; они пробудят в пасомых интерес к вопросам религии, они дадут сильный, ничем не заменимый толчок и самому духовенству относиться к своему великому и ответственному служению с должным вниманием и серьёзностью. Найдут в епархиальных съездах и архипастыри наши и высшее церковное управление, в каком бы виде оно ни существовало, крепкую, надёжную опору и поддержку всем начинаниям, всем многоразличным предприятиям, направляемым к устроению Церкви Христовой. Так съезды всегда найдут и обильный материал как для характеристики обще-религиозного настроения православных христиан, так и для выяснения степени нужды в тех или иных руководственных указаниях и распоряжениях с их стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковы были, например, приказы разрядный, сыскной, казенный, ямской, рудных дел и др. 12 Наконец, наряду с этим так сказать передвижением приказов в виду указанных же целей повелено было, чтобы в оставшихся приказах, которые по большей части получают название «канцелярий» бояре и судьи съезжались непременно по три дня в неделю для решения дел и закрепляли по примеру министров думы последняя своим общим подписом 13 . В виду таких перемен в сфере государственного управления не трудно было угадать, что преобразовательные стремления монарха едва ли остановятся у пределов церковного управления, особенно в тот момент, когда со смертью патриарха обнаружились столь большие «беспорядки» и не всегда быть может раньше того доходившие до слуха гражданского правительства. Еще при жизни покойного патриарха несколько новых узаконений, несколько резких слов брошено было вскользь юным монархом на замечание духовному начальству о беспорядочности церковного управления. Теперь эти вскользь брошенные слова могли дать повод предугадывать в нем замыслы еще не высказанные, но обдуманные и по всей вероятности не безопасные для церкви 14 . Первый вопрос, который предстояло теперь со смертью патриарха решить преобразователю в сфере церковной жизни и решение которого было естественно самым горячим ожиданием духовенства, так и всего остального общества, был без сомнения вопрос о назначении преемника умершему патриарху. Ровно через неделю по возвращении из-под Нарвы в Москву, Петр дал свой ответ на полученные им во время его отлучки из столицы донесения о кончине первосвятителя церкви. В этом ответе Петр прежде всего спешит озаботиться тем, чтобы привести в возможный порядок запущенные дела церковного управления, жалкое положение которых было описано ему в письме прибыльщика Курбатова такими мрачными красками. В виду этой неотложной заботливости преобразователь вполне разделяет мысль прибыльщика относительно того, чтобы «повременить» на определенное время избранием главы церковной иерархии и назначить какое-либо высшее иерархическое лицо для временного управления церковными делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Пасху 1919 года Владыка встречал в этом городе, служил в русской посольской церкви вместе с архиепископом Анастасием (Грибановским) , будущим главой Русской Православной Церкви за границей, который в эти годы нес послушание в Палестине. В Константинополе епископ Нестор вручил послание Патриарха Тихона Местоблюстителю Константинопольского Патриаршего Престола митрополиту Николаю, затем отправился в Александрию, где встретился с Патриархом Александрийским Фотием, которому также вручил послание Патриарха. Ему же оставил послание, адресованное Патриарху Иерусалимскому. На пароходе «Томск», который ранее обслуживал владивостокско-камчатские рейсы, Владыка совершил кругосветное путешествие – через Суэцкий канал, Порт-Саид, Гонконг, Шанхай за 84 дня добрался до Владивостока, откуда на том же «Томске» поехал на Камчатку, «где встретил новую, но не большевистскую власть, чему был приятно удивлен» 64 (с конца 1917-го по ноябрь 1922 года политические режимы на Камчатке менялись шесть раз 65 ). В Петропавловске-Камчатском Владыка исполнил накопившиеся епархиальные дела, много служил и на следующем пароходе прошел вдоль восточного побережья Берингова моря, посетив камчатские селения. Его радостно встречала камчатская паства, он снова крестил, помогал больным и бедным. Однако обратно в Петропавловск пароход не пустили – там началось восстание. Епископ Нестор отправился в Омск, где обосновалось Временное высшее церковное управление во главе с Омским архиепископом Сильвестром (Ольшевским) . Там состоялась встреча епископа Нестора с адмиралом А. В. Колчаком. Верховный правитель Российского государства адмирал А. В. Колчак большое значение придавал сотрудничеству с духовенством. Число армейских священников достигло двух тысяч. Высшее церковное управление Сибири предписало создавать проповеднические отряды, которые были призваны поднимать в войсках боевой дух защиты отечества. В сентябре 1919 года был реорганизован военно-церковный аппарат Сибири, введены новые должности – «епископ армии», «главные священники фронтов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

ГАРФ. Ф. Р-3696. Οп. 1. Д. 1. Л. 57–60 об. Подлинный черновой экземпляр проекта – автограф Е. Махароблидзе. Заверительные подписи – автографы. Исправления внесены другими чернилами протопресвитером Г. Шавельским . Поправки внесены в ходе заседаний Собора, вероятнее всего, во время работы отдела о ВВЦУ. Нумерация позиций подлинника сохранена, большинство номеров исправлено. На л. 57 об. рядом с п. 4 на левом поле проставлена цифра 2; рядом с п. б на левом поле проставлена цифра 3; рядом с п. 7 на левом поле проставлена цифра 4, крестообразно перечеркнута; рядом с п. 8 перечеркнутая цифра б и цифра 5. На л. 58 на левом поле, напротив вычеркнутого п. 9, цифра 6. Рядом с п. 10 на левом поле проставлена цифра 7. 48. Черновые записи к проекту Положения о Временном высшем церковном управлении Юго-Востока России мая 1919 г.]  8) Временное в[ысшее] церк[овное] управление ведает и решает все те дела, которые подлежат ведению и решению возглавляемых Свят[ейшим]  Патриархом Свящ[енного] Синода и Высшего Церковного Совета но с исключением из сего дел: 1) о канонизации святых, об образовании новых епархий, 2) наградных 181 . Ст. 8 (4). Местный правящий епископ, в епархии которого находится Временное высшее церковное управление, имеет право присутствовать на всех заседаниях Временного высшего церковного управления с правом совещательного голоса. (Предложение гр[афа] Апраксина.) 3 . Необходимые на содержание Временного высшего церковного управления в течение б месяцев испрашиваются суммы из средств казны с тем, однако, чтобы для дальнейшего обеспечения названного управления были обращены также и доходы, определенные Всероссийским Поместным Священным Собором на содержание Высшего церковного управления. Примечание. Установленные Всероссийским Поместным Священным Собором на содержание Высшего церковного управления должны быть увеличены 182 . Прим[ечание] к [п.] 8. 1) В случае освобождения от большевиков врагов территории, не могущей сноситься с своей епархиальной властью, ВВЦУ поручает эту территорию попечению соседней епархиальной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1885 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1897 г. хиротонисан во епископа. С 1906 г. архиепископ. В 1906–1907 гг. член Государственного совета, участник заседаний Предсоборного Присутствия. С 1912 г. член Святейшего Синода. С 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский. В мае 1917 г. уволен на покой. В августе 1917 г. избран архиепископом Харьковским и Ахтырским. В мае 1918 г. избран митрополитом Киевским и Галицким. В июле 1918 г. Председатель Всеукраинского Церковного Собора. В декабре 1918 г. арестован петлюровцами. Летом 1919 г. был освобожден при посредничестве стран Антанты. Возвратился в Киев. Избран почетным председателем Юго-Восточного Высшего временного церковного управления (ВВЦУ). Осенью 1919 г. выехал в г. Новочеркасск для участия в заседаниях Юго-Восточного ВВЦУ. В марте 1920 г. после поражения армии генерала А. И. Деникина эмигрировал в Грецию. В декабре 1920 г. возглавил Высшее церковное управление за границей. В 1921 г. переехал в Сербию в г. Сремские Карловны. В ноябре 1921 г. председатель Карловацкого собора. В 1922–1936 гг. Председатель Заграничного Архиерейского Синода и первоиерарх РПЦЗ. В 1934 г. запрещен в священнослужении по постановлению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . Скончался в г. Сремски-Карловны (Сербия). Арефьев Михаил Иванович (1864–?), член Собора по избранию от Государственной думы. Избран заместителем члена Высшего Церковного Совета от мирян. В 1890 г. окончил юридический факультет Московского университета. В 1903–1904 гг. присяжный поверенный Тверского окружного суда. В 1903–1906 гг. преподавал историю и географию в Тверском епархиальном женском училище и законоведение в классической гимназии и реальном училище. С 1907 г. гласный Тверской городской думы. В 1910–1915 гг. Тверской городской голова. Член Государственной думы IV созыва. С 1916 г. гласный Тверской городской думы, действительный член губернского попечительства детских приютов, член Тверского управления Российского общества Красного Креста. С 28 февраля 1917 г. комиссар Временного комитета Государственной думы в Министерстве внутренних дел. Судьба после окончания работы Собора неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010