И Киевский митрополит «да знает старца и настоятеля своего по временам Патриарха Московскаго». Эти слова полностью опровергают любые заявления о якобы временном характере переподчинения Киевской митрополии. В письме к гетману Ивану Самойловичу Киевской митрополии предписывается «быти подлежащей под святейшим Патриаршеским великого и богоспасаемого града Москвы престолом» и разъясняется, что после избрания кандидата на митрополичью кафедру духовенством, боярством и другими сословиями «обоих сторон Днепра», он должен «хиротонисатися от блаженнейшаго Патриарха Московского и приняти от нево еже в мемвранах (ставленную грамоту — Ред. )», а также «познавати ево старейшаго и наставника своего, понеже от нево хиротонисан есть». В июньском письме к гетману, клирикам и мирянам Киевской митрополии Патриарх Дионисий «вкупе с преосвященными митрополиты и честными» повелевает всем христианам Киевской епархии признать митрополита Гедеона как «искренняго архиерея и законного наставника, и духовнаго пастыря». И несмотря на то, что «епархии сей покорство приложися святейшему престолу патриарха Московского», послушание Киевскому митрополиту «да будет всеконечно». Таким образом, Киевская митрополия передавалась в Московский Патриархат не временно, а постоянно; принятые решения распространялись не только на действующих Патриархов Московских и митрополитов Киевских, но и на их преемников; все православные Киевской митрополии призывались признать это решение как спасительное, законное и окончательное. ... требование, чтобы каждый последующий Митрополит Киевский поминал Константинопольского Патриарха на Божественной литургии ν πρτοις Такое требование действительно содержится в большинстве документов. В майской грамоте царям оно прописано следующим образом: «Когда митрополит Киевский будет священнодействовать бескровное и божественное тайноводство в этой епархии, он будет поминать на первом месте почтенное имя всесвятого Вселенского Патриарха, … а затем [имя] Патриарха Московского». В Синодальном постановлении указано: «Когда же сей митрополит Киевский будет совершать в этой епархии божественную и священную и бескровную Жертву, он будет поминать первым (или ν πρτοις — Ред. ) честнóе имя Вселенского Патриарха… а потом Патриарха Московского как своего старейшины». Согласно июньской грамоте государям, в Киевской митрополии на митрополичьих службах должно «воспеватися ... Патриаршескому имяни Вселенского Патриарха в первых, потом правилно имя Патриарха Московского, от по времени сущу митрополиту во священных литургиях, овое убо хиротонии ради, юже восприимает от Московскаго и долженствует по правилом воспоминати его». В грамоте Патриарху Иоакиму и грамотах гетману поминовение Патриарха Константинопольского перед Московским при совершении митрополитом Киевским литургии определяется как единственное требование: «Едино токмо да хранит». Так что авторы правы в том, что это требование неслучайное, и притом важное для Константинополя.

http://pravoslavie.ru/116317.html

Именно в 1935 году государственная антицерковная политика вновь резко ужесточается. Церковные организации все более обвиняются в антисоветской деятельности, запрещается «Журнал Московской Патриархии», прекращается существование Временного патриаршего Священного Синода, возобновляются массовые аресты епископата, приходского духовенства, активных мирян. В октябре 1935 года владыка Павлин был арестован, обвинен в создании «контрреволюционного подполья» и приговорен к десяти годам лагерей. Он был сослан в Мариинское отделение Сиблага, из которого только что освободили отца Андроника, а через два года расстрелян. С ним были арестованы многие верующие; некоторые из них, в том числе отец Андроник, были освобождены в конце ноября («из-за отсутствия вины»), после чего иеромонах Андроник потерял с владыкой всякую связь. Отец Андроник скитался по разным городам России, нигде не находя приюта и не получая прописки, будучи отовсюду изгоняем. «Сразу выехал из Могилева, переехав на жительство в город Белополье Харьковской области. Остановился у знакомых монахов Серафима и Стахея... Устроился прислужником в Михайловской церкви и пробыл до июня 1937 года. Затем выехал в город Суджа Курской области... Прожив там три месяца, был обнаружен милицией, и мне предложили покинуть город Суджу. Осенью 1937 года выехал в Пермь. Органами милиции я зарегистрирован не был, и мне предложили оставить Пермь. В течение года проживал я в городе Краснокамске, работал чернорабочим при коммунальном отделе нефтепромыслов. В августе 1938 года снова переехал в Пермь», – говорил отец Андроник на допросе осенью 1939 года. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать ( Мф 5 , и). В августе 1938 года отец Андроник приехал в Пермь, где у него было немало знакомых еще с конца 1920-х годов, когда он служил здесь при епископе Павлине. В это время состояние Церкви в Перми было плачевное. Епархии и архиерея не существовало, храмов было мало, город заняли обновленцы. В апреле 1938 года председателем церковного совета старокладбищенской Успенской церкви стал И.В.Симонов, который развернул работу по воссозданию церковной общины. При помощи подкупов выше-

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть 7 МАРТА 1917 ГОДА - началось движение церковных обновленцев 07.03.2012 900 Время на чтение 8 минут 7 марта 1917 года в Петрограде началось движение церковных «обновленцев» - был создан Всероссийский Союз демократического православного духовенства и мирян во главе со священниками А. И. Введенским, А. И. Боярским, И. Егоровым. Ими были предприняты попытки церковных реформ, но результат этих попыток оказался трагическим. К началу XX века о необходимости реформ в Церкви заговорили многие священнослужители. Годы Первой русской революции стали для духовенства временем надежды на возрождение православия, что подразумевало, прежде всего, обретение независимости при решении внутрицерковных дел. Даже члены Синода вопреки позиции обер-прокурора в марте 1905 года единогласно высказались за проведение церковных реформ, для чего считали необходимым скорейший созыв Поместного Собора. Но в 1917 году многие растерялись. Большинство реформаторов хотело, чтобы именно государство помогло Церкви с помощью реформ освободиться от сторонников старого понимания церковной жизни. Со своей стороны, представлявший церковных обновленцев «Союз демократического духовенства и мирян» провозгласил главной целью церковных реформ, «быть в единении с народом в великой работе по созданию нового государственного строя, при котором наилучшим образом были бы разрешены все наболевшие религиозные, культурные, политические и социально-экономические вопросы». Однако, пришедшие к власти большевики решили использовать церковных либералов в своих целях - для разгрома Патриаршей Церкви, а отнюдь не для церковных реформ. В чем и преуспели. При подготовке к изъятию церковных ценностей власти, во избежание новой гражданской войны, теперь уже религиозной, руками обновленцев создали полностью подконтрольное режиму марионеточное церковное управление. Это был первый виток «реформ» в кавычках. Ночью 12 мая 1922 года священники Александр Введенский , Александр Боярский и Евгений Белков в сопровождении сотрудников ГПУ приехал в Троицкое подворье в Москве на Самотеке, где содержался под домашним арестом патриарх Тихон, и, обвинив его в опасной и необдуманной политике, приведшей к конфронтации Церкви с государством, потребовали, чтобы он на время ареста отказался от своих полномочий. Под давлением обновленцев патриарх подписал резолюцию о временной передаче церковной власти митрополиту Ярославскому Агафангелу (Преображенскому) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Совершенно иначе смотрел на дело Алексей Курбатов, известный петровский «прибыльщик», изобретатель гербовой бумаги в России, «оберегатель» государевой казны, повсюдный зоркий „надсмотрщик как бы и из чего бы учинить прибыток казне государевой». Вникая со своей практической точки зрения в положение церковных дел по смерти патриарха Адриана, прибыльщик Курбатов, кажется, более всего останавливался на мысли о необходимости произвести некоторые поправки в сильно расстроенном при жизни болезненного патриарха Адриана патриаршем и вообще церковном управлении. Мысль об этом так сильно занимала Курбатова, что вопрос о назначении преемника умершему патриарху отступал перед ней на задний план в его сознании. Прибыльщик писал Петру под Нарву: «покойному патриарху в болезни трудно было за всем смотреть: от того большие беспорядки в духовном управлении. Избрание архимандритов и других священного чина людей предоставлено было архидиакону, о котором тебе известно, каков человек: собой править не может, где же ему избирать? Назначением патриарха думаю повременить. Определение в священный чин можно поручить хорошему архиерею с пятью учеными монахами. Для надзора же над всем и для собирания домовой казны надобно непременно назначить человека надежного: там большие беспорядки. Также зело нужно распорядиться о монастырях и архиерейских имениях; надобно учредить особливый расправный приказ для сбора и хранения казны, которая теперь погибает по прихотям владетелей. Школа бывшая под управлением монаха Палладия в расстройстве. Живущие в ней до 150 человек зело скорбят, всего лишены и учиться им невозможно: потолки и печи обвалились. Из архиереев для временного управления дел духовных мнится добр быти холмогорский; из мирских в начальство для усмотрения и собирания казны зело добр боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, или стольник Дмитрий Петрович Протасьев» 7 . Это замечательное письмо прибыльщика указывает почти на все главные предметы духовного ведомства, стоявшие в то время на очереди и требовавшие надлежащего распорядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Надлежало и их кафедры внести в общий синтагматион, во избежание и фактического беспорядка в общецерковных собраниях: случалось, что митрополиты восточных епархий удалялись со своих кафедр равночестными им митрополитами епархий западных, раньше принадлежавших к Иллирику, – и такое столкновение вызывало соблазн среди народа, да и по существу не соответствовало характеру и назначению архиерейского служения. Составление нового «чина» совпало и с периодом оживленной законодательной деятельности в Византии, относящимся к царствованию Македонской династии: тогда не только церковное самоопределение достигло наивысшей степени развития, но и византинизм, как система самобытной культуры, сделался объектом глубокого всеобщего опознания и выражался в расцвете мощных внутренних сил. В связи с общим возрождением в Византии и в соответствии с фактическими запросами и состоялось, при совместном участии церковной и государственной власти, составление особого регламента для установления права чести каждого из митрополитов и архиепископов, подчиненных вселенскому патриаршему престолу, и для определения порядка их восседания во всех официальных собраниях. Регламент приобрел для последующего времени значение действующего закона, сохранившего свою силу – в разных отношениях – и в турецкую эпоху истории Константинопольской церкви. В «изложении» или каталоге с именем св. Епифания указываются пять городов или епископий, которые были подчинены митрополиту Кесарии Каппадокийской, в таксисе императора Льва Философа исчисляются по одной редакции восемь, а по другой – пятнадцать епископий, подчиненных тому же митрополиту, но в изложениях императоров Андроника II и Андроника III вовсе не указаны подчиненные Кесарийской митрополии епископии. И действительно, в XIV и в первой половине XV b. Кесарийская митрополия находилась в печальном положении, вследствие занятия области турками. В связи с этим, в январе·1327 г. состоялось важное административное распоряжение вселенского патриарха Исаии и священного при нем синода, в силу которого митрополит Кесарии получил во временное управление и для пользования доходами (κατ λγον πιδσεως) митрополии на Востоке – Севастии, Евхаит, Икония и Мокиса и архиепископию Назианза, Эти епархии, – как сообщает синодальное деяние, – были уже продолжительное время лишены законных архиереев, вследствие господствовавшего беспорядка и ненормальности в политическом положении, возникших от нашествия безбожных врагов (турок,), и поэтому местная православная паства не имела архиерейского попечения, наблюдения и освящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Последний, окончательный момент избрания из трех одного совершается в патриаршей церкви, куда затем и переходит избирательное собрание, сюда же во множестве собирается и православный народ. Здесь в церкви действует уже один священный синод. Избрание из трех одного совершается формою Священного обряда с призыванием Святого Духа. Как только Великий Хартофилакс провозгласит результат тайной подачи голосов Синода: «архиепископом Константинополя, Нового Рима, и вселенским патриархом нарекается досточтимейший митрополит NN», тотчас же в среде народа раздаются в ответ рукоплескания и восклицания: «аксиос». После сего избирательное собрание переходит опять в патриаршую залу, где составляет протокол избрания и донесение султану для утверждения избранного. После того как отделение болгарских епископий стало совершившимся событием и болгарский экзархат признан был правительством Порты, мало-помалу вошли в силу и другие предначертания временного национального смешанного собрания. По изданным в 1888 году «общим узаконениям управления церковными и народными делами православных христиан, состоящих под властью вселенского престола и подданных его величества султана» организация патриаршего управления представляется в следующих чертах: Постоянно действующими учреждениями по церковному управлению служат: 1) Священный синод и 2) народный постоянный смешанный совет. Священный синод, состоящий под председательством патриарха из 12 митрополитов, есть высшее духовное учреждение для всего христианского православного народа, состоящего под властью вселенского патриарха. Предметами ведения его служат все духовные дела, а именно: назначение архиереев на вдовствующие кафедры, благоустроение всех монастырей и высшего богословского училища. Он охраняет православных христиан от вражеских (инославных) нападений, стремящихся омрачить и извратить благочестивые и правые убеждения; заботится о том, чтобы как в столице так и во всех епархиях во священники были поставляемы лица достойные, добродетельные и просвещенные; одобряет к печатанию и издает необходимые книги и руководства, служащие к образованию клира и просвещению народа, для чего имеет в исключительном своем распоряжении хорошо устроенную типографию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Итак, Патриарх Сергий (Страгородский) не раз предпринимал попытки построения и легализации высшего церковного управления, исходя из внешних условий существования Церкви в атеистическом государстве. Эти попытки были нацелены главным образом на формально-юридическое закрепление сложившегося чрезвычайного порядка высшего церковного управления. При этом Патриарх Сергий (Страгородский) не оставлял попыток получить разрешение советских властей на созыв Собора и избрание Патриарха. В конечном счете эти попытки увенчались успехом и предопределили созыв и проведение Поместного собора 1945 г., во второй половине XX века положившего начало процессу постепенного восстановления на основе соборности высшего управления Русской Православной Церкви.   Приложение               ПРОЕКТ 28 октября 1943 г. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 2а. Л.13.   «Основные положения управления Русской Православной Патриаршей Церкви».   1. Общее духовное руководство верующими Православной Церкви в СССР принадлежит Святейшему Патриарху, как главе Русской Церкви, который управляет ею при помощи состоящего при нем Священного Синода, через посредство назначаемых им епархиальных архиереев. 2. В целях согласования действий по управлению Русской Православной церкви с государственной властью, Святейший Патриарх сноситься с Советом по делам Православной Церкви при СНК СССР. 3. Священный Синод состоит из постоянных и временно присутствующих в нем членов, избираемых из наличного состава епархиальных архиереев в порядке, указываемом Собором Епископов Русской Православной Церкви. 4. Епархиальный архиерей является духовным руководителем православных верующих, живущих на территории его епархии, и управляет приходскими общинами верующих через посредство назначаемых им в каждую общину церковных причтов, состоящих из священников, диаконов и псаломщиков. В целях согласования действий по управлению епархией с законоположениями государственной власти, епархиальный Архиерей сноситься с Уполномоченным по делам Православной Церкви в области, назначенным от Совета по делам Православной Церкви СНК СССР.

http://bogoslov.ru/article/302948

Тем, кто сам не мог догадаться, они очень доходчиво разъясняли, единство сценариев событий мая 1922-го и декабря 1925-го. «А каким методом действуют тихоновские архиереи, утекающие с тонущего корабля патриаршества? – вопрошалось в редакционной статье главного печатного органа обновленцев, имевшей выразительное название «Переворот в тихоновщине». – Тем же самым, каким действовали церковные деятели 1922 года. Они образуют инициативную группу, сначала – уговаривают – безрезультатно – “местоблюстителя», потом созывают съезд и выбирают временное управление – до собора. Точная копия того, что было 4 года тому назад. [...] Вся разница в том, что сделать это им было легче, чем в 1922 году. Тогда был патриарх, а теперь местоблюститель, не очень популярный. Да в том еще разница, что тихоновские архиереи предпочитают не называть вещи своими именами. Они в сущности низложили Петра, но об этом умолчали». Обновленцы, «называя вещи своими именами», тонко мстили григорианам за то, что те именовали их «отщепенцами», и показывали, что деятели ВВЦС сами ничем не лучше, оставляя тем самым и их (григориан) без паствы. «Зачем, в самом деле, начинать сначала то, что уже сделано, и открывать открытую Америку? Слава Колумба едва ли столь привлекательна, чтобы пускаться в безбрежное плавание. Тут, надо полагать, сказывается еще некоторая недозрелость сдвинувшегося тихоновского сознания. Будем надеяться, что оно дозреет и, вместо отгораживания от синодальной церкви, братски протянет ей руку» 869 . Недоумение обновленцев и их обида на григориан вполне понятны. «Братской руки» от ВВЦС обновленческий «Священный Синод» так и не дождался. Помимо перечисленных автором заметки «Переворот в тихоновщине», было, однако, и еще одно важное отличие ситуации конца 1925-го от ситуации 1922 г. На этот раз власть ставила перед собой задачу не «ликвидацию тихоновщины», а «проведение раскола среди тихоновцев» (постановление АРК от 11 ноября 1925 г.). Это означало, что в отличие от 1922 г. православные противники новоявленной группы, самочинно претендующей на возглавление Церкви, не будут подвергаться поголовным репрессиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Вот письмо духовенства Черниговской епархии от июня 1917 года с описанием того, как происходит реализация выборного начала. «Вышибленные (имеется в виду из приходов) пастыри, реже псаломщики и дьяконы десятками идут до своего архипастыря. Последний предлагает найти свободный приход и доставить приходский приговор о принятии пастыря прихожанами». Очень важная деталь. Если где-нибудь месяцев за шесть до этого архиерей вообще даже не думал спрашивать мнение прихожан, а просто направлял своей властью священника, куда считал нужным, то теперь архиереи, видимо, первые осознали новую реальность. Духовенство еще пытается сопротивляться, а архиереи уже поняли, где находится власть – у прихожан, без приходского приговора священник не может поступить на приход. Я забегу вперед и в скобках скажу, что это сыграет свою роль в будущем, потому что основа сопротивления обновленческому расколу, который, безусловно, будет являться чисто сословным движением белого духовенства, это союз епископата с прихожанами. Начало этого союза – в приходской революции марта-апреля 1917 года. Продолжаем чтение черниговского письма. «Удрученный горькой нуждой, обиженный безместный пастырь плетется за несколько сот верст, является он в известное село, совершает службы Божии и приветствует прихожан, говорит подобающее слово и просит народ принять его в приход. Народ (потомки Хама) на просьбу пастыря отвечает: “Ты нам не нравишься, иди отсюда туда, откуда пришел. Если бы была горилка, то мы выпили бы по чарце и побалакали бы!” Идет наш брат дальше голый и голодный, а семья также бедствует: без крова, пищи и одежды». Понятно, что в этом письме мы слышим голос духовенства, которое, еще раз повторяю, глубоко травмировано происходящим. Они прямо спрашивают у Временного правительства: «Вы нас защитите или нам снимать сан?» Но защитить их власть в Петрограде уже не может, и кто-то снимает сан. Задача Церкви, священноначалия в этой ситуации – это всю новую реальность «церковной революции» ввести в некие церковные рамки – где-то признать ситуацию, где-то ее исправить. Или, по выражению одного из крупнейших исследователей этого периода Елены Владимировны Беляковой, превратить «церковную революцию» в «каноническую реставрацию».

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-191...

Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири 12 апреля 2024 г. 14:48 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением к главам митрополий, Преосвященным архипастырям епархий, оказавшихся в зоне паводка, духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения. «С большой тревогой наблюдаю за развитием чрезвычайной ситуации, вызванной масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири. В результате разгула стихии в зоне подтопления оказались тысячи жилых домов и хозяйств, православных храмов и объектов социальной инфраструктуры, десятки тысяч людей не только потеряли кров, но и лишились пропитания», — говорится в Патриаршем обращении. «Всем сердцем сочувствую вам, мои дорогие, и молюсь о скорейшем прекращении этого небывалого по размаху природного бедствия, — отметил Святейший Владыка. — Знаю, что духовенство и миряне стремятся всячески поддерживать пострадавших, помогают с эвакуацией жителей, организуют доставку чистой питьевой воды и хлеба тем, кто отрезан от суши большой водой, кто находится в пунктах временного размещения. Известно мне и о случаях, когда, являя мужество и ревность по Богу, священнослужители и миряне предпринимали попытки спасти ценные церковные книги, старинные иконы и священную утварь из подтопленных храмов». «Господь да укрепит телесные силы и благословит добровольцев, являющих истинную христианскую любовь, милосердие и солидарность», — призвал Святейший Патриарх Кирилл и сообщил, что дал указания Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению «оказать всю возможную поддержку пострадавшим». «Надеюсь, что социальные отделы епархий также продолжат свою важную работу по помощи всем нуждающимся», — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. «Великодаровитый Владыка Неба и земли, Щедрый Создатель, из Которого всё, Им и к Нему (Рим. 11:36), да укротит водную стихию, да споспешествует трудящимся над преодолением последствий катастрофы и помилует всех нас», — заключил Святейший Владыка. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6120100.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010