«Преосвященным Бакинским был избран иеромонах Филарет (Тихонов), который будет возведен в архипастырское достоинство», — добавил В.Р. Легойда. « Митрополита Клинского Леонида было решено освободить от временного управления Ереванско-Армянской епархией и почислить на покой, временное управление Ереванско-Армянской епархией поручено архиепископу Люберецкому и Подольскому Аксию », — рассказал представитель Церкви. «Священный Синод также утвердил иерея Олега Овчарова в должности заместителя председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силам и правоохранительным органами », — заключил В.Р. Легойда.  Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/ Патриархия.ru Фотоальбоми Священного Синоду Церкви 27 грудня 2023 року за темою Патриаршее соболезнование в связи с кончиной духовника Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни архимандрита Поликарпа (Ничипорука) : Послання] У курси в богослов " я чернечих При створено та центр збори» У освячено кризовий центр для мами» на монастиря У свято Входу Господнього до екзарх звершив в Свято-Духовому кафедральному м. екзарх взяв участь у VII народних зборах Головний святителя взяв участь у «Охорона здоров " я» у екзархат, фонд миру та департамент РБ меморандум про з метою пам " про в " ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських документ XXXII читань «Православ " я та культура: втрати здобутки минулого, образ майбутнього» [Документи] У Священного Синоду Церкви Синодального Збройними силами та правоохоронними органами Головне СК по м. Санкт-Петербургу Завершилася молитовне стояння за В пройшло молитовне стояння за РФ секретар Синодального з козацтвом взяв участь у штабу У присвячена Великодню у 2024 Заступник голови Синодального Церкви з взяв участь у науково-практичному «Право безпеки» Заява Церкви з у зв " язку затриманням лаври митрополита [Документи] Представники Церкви взяли участь у Сходу та сучасний у Митрополит Ставропольський Кирил взяв участь у нагородження огляду-конкурсу «Кращий козачий кадетський корпус» Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6088445...

а) митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, — в комиссию по организации жизни монастырей и монашества; б) митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана, председателя Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту, — в комиссию по церковному просвещению и диаконии; в) епископа Павлово-Посадского Фому, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, — в комиссию по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни.   ЖУРНАЛ 154 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Воскресенского Дионисия, управляющего делами Московской Патриархии, секретаря Высшего Общецерковного Суда, с просьбой освободить его от последней должности. Справка: Преосвященный митрополит Дионисий был избран членом Высшего Общецерковного Суда с назначением на должность секретаря суда Архиерейским Собором 2017 года. Согласно статье 8.1 Положения о церковном суде одним из возможных оснований для досрочного прекращения полномочий судьи церковного суда является его письменное прошение об увольнении от должности. Согласно статье 29.2 Положения о церковном суде: «Досрочное прекращение полномочий председателя или членов Высшего Общецерковного Суда по основаниям, предусмотренным статьей 8 настоящего Положения, осуществляется решением Священного Синода во главе с Патриархом Московским и всея Руси с последующим утверждением Архиерейским Собором. В случае образовавшихся вакансий право назначать временно исполняющих обязанности судей Высшего Общецерковного Суда (до избрания судей в установленном порядке) принадлежит Священному Синоду во главе с Патриархом Московским и всея Руси, а в случаях, не требующих отлагательства — Патриарху Московскому и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить митрополита Воскресенского Дионисия от должности секретаря Высшего Общецерковного Суда и членства в Высшем Общецерковном Суде, выразив ему благодарность за понесенные труды в составе Суда. 2. Секретарем Высшего Общецерковного Суда назначить Преосвященного епископа Солнечногорского Алексия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/5553804.ht...

Это было время окончания Великой Отечественной войны и временного возрождения Русской Православной Церкви после двух с половиной десятилетий кровавых гонений. Было восстановлено Патриаршество, стали открываться храмы, монастыри, духовные семинарии... Однако в то время церковной разрухи не хватало священников, архиереев, многие из которых погибли в лагерях, не хватало преподавателей во вновь открывавшихся духовных школах. На кафедры, приходы и в качестве преподавателей в семинарии приходилось посылать епископов, священнослужителей и профессоров, разделявших реформаторские идеи и ранее находившихся в обновленческом расколе (или симпатизировавших им ). Современные церковные историки подтверждают, что процент бывших обновленческих клириков, среди епископата в особенности, и среди городского духовенства в послевоенные годы был очень велик. Количество отрекшихся тогда от священного сана, при том, что уже не нужно было идти в тюрьмы и лагеря, было, увы, очень и очень велико. Это в значительной степени и были обновленческие клирики, которые после войны вернулись в Московский Патриархат, становились преподавателями и профессорами в открывающихся духовных академиях и семинариях. В результате обновленчество, зародившееся в начале ХХ века и, казалось бы, уже навсегда отвергнутое, на самом деле как бы растворилось в среде православного духовенства и мирян, изнутри незаметно влияя на верующих, в первую очередь на учащихся духовных школ. Постепенно взращивалась немногочисленная, но влиятельная плеяда будущих пастырей, симпатизирующих идеям церковного реформаторства, склонных к критической переоценке Священного Предания и святоотеческого понимания духовной жизни в Православии. В 60-е годы питательной средой для развития подобных идей стало участие нашей Церкви в экуменическом движении, когда некоторые православные богословы, в результате экуменических контактов заражаясь духом протестантизма и секуляризма, разрабатывали новое модернистско-экуменическое богословие, отвергающее святоотеческую традицию как «средневековую и устаревшую в наши дни» и искажающее православную экклезиологию о Единой Церкви, размывая ее границы.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/19/bogosl...

После получения отзывов и по итогам дискуссии проект «Временного положения о социальной и материальной поддержке епархиального клира, причта, сотрудников церковных учреждений, духовных учебных заведений и их семей», а также проекты документов «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов», «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви», «Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений», «Общественная деятельность православных христиан», «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных компаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» будут рассмотрены на пленуме Присутствия, который пройдет в Москве в с 28 по 30 января 2011 года в преддверии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (журнал 61 от 26 июля 2010 года). Остальные документы, подготовленные комиссиями, будут рассмотрены на следующих заседаниях президиума Присутствия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить деятельность Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в 2010 году. 2. На основании предложений президиума Межсоборного присутствия включить в состав Присутствия по должности следующих лиц:   ЖУРНАЛ 118 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (Москва, 15-18 ноября 2010 г.). Справка: С 15 по 18 ноября 2010 года согласно постановлению Священного Синода (журнал 87 от 10 октября 2009 года) в Москве прошла VI Международная богословская конференция Русской Православной Церкви на тему «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». Организатором форума выступила Синодальная библейско-богословская комиссия.

http://patriarchia.ru/db/text/1368308.ht...

3. Епископом Красногорским, викарием Московской епархии быть епископу Иринарху, освободив его от управления Пермской и Соликамской епархией. 4. Преосвященным Пермским и Соликамским быть митрополиту Мефодию, освободив его от управления Астанайской и Алма-Атинской епархией и выразив ему благодарность за понесенные труды. 5. Преосвященным Астанайским и Алма-Атинским быть архиепископу Александру, освободив его от управления Костромской и Галичской епархией и выразив ему благодарность за многолетнее служение на кафедре. Благословить Преосвященному архиепископу Александру временное исполнение обязанностей Председателя Отдела по делам молодежи. 6. Преосвященным Костромским и Галичским быть архиепископу Орехово-Зуевскому Алексию, викарию Московской епархии, освободив его от должности председателя Синодальной комиссии по делам монастырей, с сохранением за ним должности председателя Синодальной Богослужебной комиссии. 7. Председателем Синодальной комиссии по делам монастырей быть викарию Московской епархии архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.   ЖУРНАЛ 6 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об образовании Синодального отдела по тюремному служению. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению, передав в его компетенцию из ведения Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами вопросы, касающиеся взаимодействия с исправительными учреждениями. 2. Председателем Синодального отдела по тюремному служению назначить епископа Красногорского Иринарха. 3. На следующем заседании Священного Синода принять положение о Синодальном отделе по тюремному служению.   ЖУРНАЛ 7 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об образовании Патриаршего совета по культуре. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать под председательством Патриарха Московского и всея Руси Патриарший совет по культуре, в компетенцию которого включить вопросы диалога и взаимодействия с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, а также со спортивными и иными подобными организациями в странах канонического пространства Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/1106470.ht...

За эти 10 лет в Русской Православной Церкви произошло много чрезвычайных событий, как: – ликвидация церковных расколов – обновленческого, григорианского, иосифлянского, украинских самосвятов и друг.; – воссоединение временно отходивших от общения прибалтийских епархий и западнорусских униатов; – возобновление живых связей с зарубежными миссиями и приходами; – совещание Глав Православных автокефальных церквей по назревшим вероисповедным и церковно – практическим вопросам ; – конференция всех религиозных объединений и церковных обществ СССР по вопросу о мире во всем мире ; – восстановление духовного образования в виде духовных семинарий и академий. 1. Было бы желательно по имеющимся в Патриархии материалам и при наличии еще многих живых свидетелей произошедших событий восстановить историю жизни Русской Православной Церкви за эти последние 10 лет (1943-1952 гг.), образовав для этого при Священном Синоде особую Комиссию с привлечением в нее профессорского персонала Духовных академий и других компетентных лиц. 2. С восстановлением с 1943 года многих епархий возобновились и ежегодные отчеты о состоянии церковной жизни епархий, представляемые Епархиальными Преосвященными святейшему Патриарху. В прежнее время вся жизнь и деятельность РПЦ ежегодно фиксировалась во всеподданнейших отчетах Святейшего Синода. С 1917 года эти общие отчеты о жизни РПЦ прекратились и в настоящее время таких ежегодных общих сводок о жизни Церкви мы не имеем. Между тем и для истории вообще, и для своевременного руководства и направления всеми сторонами церковной жизни епархий, было бы необходимо и желательно, иметь такие ежегодные общие обзоры жизни РПЦ, составленные на основании, как епархиальных отчетов, так и материалов, имеющихся в Патриархии. Такие обзоры давали бы возможность Святейшему Патриарху и Священному Синоду видеть, обсуждать и направлять деятельность епархий согласно выясняющимся нуждам каждой из них, а епархиальным Преосвященным – равняться на лучшие из них. 3. С 1945 года, по постановлению Поместного Церковного Собора, согласно «Положению об управлении Р.П.Ц.» (§22), для заведывания отдельными отраслями управления Патриархии, при Священном Синоде организованы особые Отделы (Учебный, Хозяйственный, по внешним сношениям и редакционно-издательский).

http://bogoslov.ru/article/3482639

Учрежден Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации 16 апреля 2016 г. 22:29 Священный Синод на заседании  16 апреля 2016 года имел суждение ( журнал 18 ) о необходимости упорядочить систему экспертной оценки искусствоведческих, архитектурных и реставрационных проектов общецерковного и епархиального масштаба. Священный Синод постановил упразднить Общецерковную комиссию по церковному искусству, архитектуре и реставрации и учредить Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации . Председателем Экспертного совета назначен епархиальный древлехранитель епархии города Москвы протоиерей Леонид Калинин. Синод утвердил временные Положение об Экспертном совете и Регламент его работы и поручил протоиерею Леониду Калинину представить на утверждение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состав Экспертного совета, а также проект Положения о Совете и Регламент работы указанного органа. Архиерейским советам митрополий было рекомендовано создавать, с целью повышения качества экспертизы проектов епархиального значения в области церковного искусства, архитектуры и реставрации, общие для всех епархий каждой митрополии экспертные советы при архиерейских советах митрополий. Высший Церковный Совет в своем заседании от 10 декабря 2015 года обсудил представленное к его рассмотрению Положение о созданной Священным Синодом Общецерковной комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации (журнал от 13 июля 2015 года). Члены Высшего Церковного Совета отметили, что предлагаемые к передаче указанной Комиссии функции по экспертизе проектов в области архитектуры и реставрации требуют оперативной экспертной работы, выполнение которых может быть затруднительно в рамках деятельности представительной Общецерковной комиссии. Кроме того, эти функции в настоящее время осуществляются в различных учреждениях: Финансово-хозяйственном управлении , Патриаршем совете по культуре и других. В связи с этим Высший Церковный Совет постановил предложить Священному Синоду упразднить Общецерковную комиссию по церковному искусству, архитектуре и реставрации и учредить вместо нее межведомственный Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В своем заседании от 13 апреля 2016 года Высший Церковный Совет одобрил для представления Священному Синоду проект Временного положения об Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации и проект Регламента работы указанного органа. Патриархия.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4434670.ht...

Подробнее к этим документам мы вернемся чуть позже, а сейчас обратимся к следующему вопросу. В упомянутом постановлении по поводу юрисдикционной принадлежности западноевропейских приходов, подчинявшихся митрополиту Евлогию, собрание их представителей определило совокупность этих приходов как «епархию». Это самоопределение немаловажно, ибо только оно позволяет применять к западноевропейским приходам Определение Всероссийского Церковного Собора об епархиальном управлении. В связи с этим полезно подробнее остановиться на этом утверждении собрания 1927 года о существовании епархии «Западно-Европейских православных русских церквей». В обоснование такого самоопределения в упомянутой «Объяснительной записке» дается общая ссылка на постановления Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета, а также на акты Местоблюстителей Патриаршего престола. Очевидно, речь идет прежде всего об указах Святейшего Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 26 марта (8 апреля) 1921 года и 22 апреля (5 мая) 1922 года ­­- это единственные нам известные и исходящие от Высшей церковной власти  учредительные акты по отношению к Западноевропейскому церковному округу. Сам митрополит Евлогий, а также докладчик граф Коковцов перед Административной комиссией Епархиального собрания эксплицитно ссылаются только на указ 1922 года. Согласно этому указу за митрополитом Евлогием сохраняется «временное управление русскими заграничными приходами» . Более ранний, собственно учредительный, указ 1921 года гласил «считать русские церкви в Западной Европе находящимися временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом, под управлением Вашего Преосвященства» . При этом в справке к указу 1921 года цитировался указ Высшего Русского Церковного Управления за границей 1920 года (возможно именно поэтому, в контексте конфликта с Карловацким синодом, указ 1921 года не упоминается на Епархиальном собрании 1927 года), согласно которому управление упомянутыми приходами поручалось митрополиту Евлогию «на правах епархиального архиерея».

http://bogoslov.ru/article/288318

Что имел в виду св. Евтихий, употребляя слова «Царь славы»? Эти слова есть в гимне «Ныне силы небесныя», но этот гимн введен был в 615 году при патриархе Сергии, т. е. спустя тридцать с лишним лет после кончины патриарха Евтихия. Допустим, что гимн во время патриаршества Евтихия существовал, хотя его пение не было узаконено. В этом случае патриарх не мог обличать клириков, потому что на литургии Преждеосвященных приносятся уже освященные Дары. Евтихий же обличал за поклонение неосвященным. Относить слова Евтихия к гимну «Иже херувимы», где есть слова «яко да Царя всех», было бы равносильно признанию, что патриарх был неточен в своих обличительных словах, которые он произносил с кафедры. Отнести слова «Царь славы» к гимну «Да молчит всякая плоть человеча» было бы тоже натяжкой, потому что в этом гимне таких слов нет. Есть слова «Царь бо царствующих и Господь господствующих», и если бы патриарх имел в виду этот гимн, проще было бы сказать «Царь царствующих» – и слушателям было бы понятно, тем более, что фраза «Царь царствующих и Господь господствующих» заимствована из Священного Писания  ( Откр. 19,16 ). Оставим временно вопрос, вызвавший обличительную беседу патриарха, чтобы не отклоняться от обзора константинопольских источников. Третьим константинопольским источником является «Тайноводство» преп. Максима Исповедника . В этом трактате он говорит о первом входе епископа в храм 496 , о значении входа народа вместе с епископом 497 , о значении чтения Священного Писания 498 , о значении божественных песнопений 499 , о значении возглашения «Мир всем» 500 , о значении чтения Евангелия и последующих тайнодействий 501 , о значении чтения Евангелия 502 , о значении закрытия дверей церкви после чтения Евангелия 503 , о значении входа Святых Даров 504 , о значении поцелуя мира 505 , о значении Символа веры 506 , о значении славословия «Свят, Свят, Свят» 507 , о значении молитвы Господней 508 , о значении песнопения «Един Свят, Един Господь» 509  и в резюме еще дважды толкует все перечисленные обряды 510 . В «спорных и сомнительных» (quaestiones et dubia) он говорит о предложении ( προτιθεν) нечетного количества хлебов и чаш на проскомидии ( ν τη προθσει) Тела и Крови Христовых, но не говорит о значении и месте совершения этой проскомидии 511 .0 вежком входе он говорит: «Входом Святых Тайн (означается) совершеннейшее и таинственнейшее новое учение и познание о Божественном по отношению к нам домостроительстве» 512 , но о сопровождении этого входа пением Херувимской не упоминает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Конфликт между Константинопольской и Элладской Церквами нарастает (версия для печати)/Православие.Ru Конфликт между Константинопольской и Элладской Церквами нарастает Православие.Ru , 14 октября 2003 г. Стамбул, 14 октября 2003 г. Напряжение между Константинопольским Патриархатом и Элладской Православной Церковью , подогреваемое взаимными заявлениями, продолжает нарастать. 14 октября, в свете углубляющегося конфликта по поводу митрополий т. наз. «Новых Земель», состоялось заседание Священного Синода Константинопольской Патриархии. Патриарх Варфоломей, ссылаясь на Томос 1928 года о предоставлении во временное управление Церкви независимого Греческого королевства митрополий Северной Эллады, настаивает, что последние продолжают принадлежать Фанару. В свою очередь, Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул , поддерживаемый многочисленными архиереями Элладской Церкви, считает, что если списки кандидатов на Фессалоникийскую кафедру будут посланы в Константинополь не для уведомления (как это было сделано), а для утверждения, то таким образом будет дискредитирован сам факт автокефального бытия Элладской Православной Церкви . Греческое правительство с большим вниманием наблюдает за развитием событий, не позволяя себе, однако же, никакого давления и вмешательства. Как заявил заместитель министра печати Тилемахос Хитирис, «решение может быть найдено самой Церковью в духе взаимных уступок и любви». Нужно заметить, что не все иерархи Элладской Церкви поддерживают линию Афинского Архиепископа. На прошедшем в воскресенье освящении православного храма в Швейцарии Патриарху Варфоломею сослужил митрополит Касторийский Серафим (Северная Греция), который, как подчеркнул в своем слове Патриарх, «является одним из новых и избранных братьев наших, окормляя с преданностью и почтением ко Вселенской Патриархии одну из митрополий Северной Греции». Митрополит Фивский и Левадийский Иероним в своем телеинтервью заявил, что «Преосвященные митрополиты, пастырски окормляющие епархии Северной Греции, с момента своего избрания знали и знают, что будут служить в митрополиях Патриархии. Своим положением они обязаны Патриаршему Томосу 1928 года, и потому обязаны соблюдать постановления этого Томоса. В создавшемся ныне положении они должны либо быть последовательны в отношении того, чему с полной готовностью согласились служить, либо, в противном случае, подать прошение об уходе».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010