По результатам «следствия» 23 февраля 1923 года епископы Павел и Виктор были приговорены к трем годам ссылки. Владыка Виктор был сослан в Нарымский край Томской области. Деревенька, где его поселили, стояла в глуши среди болот, дорог в округе не было, добраться туда можно было только по реке… По окончании срока ссылки владыка Виктор вернулся в Вятку, но власти не позволили ему надолго задержаться у паствы. 14 мая 1926 года владыка был снова арестован, и снова отправлен в Бутырки. Теперь в вину ему вменялась «организация нелегальной епархиальной канцелярии». На этот раз ссылка не была столь далекой – владыка был принужден проживать в пределах собственной епархии, в городе Глазове Вотской АО. 1 октября 1926 года, освобожденный из Бутырской тюрьмы, владыка прибыл в Глазов. Вплоть до июля 1927 года он служил епископом Ижевским и Вотским, временно управляющим Вотской епархией. Епископ Виктор (Островидов) благословляет «Викториане» Крестный путь Виктора Вятского начался в 1927 году. 29 июля 1927 года заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) по требованию советских властей выпустил печально известную Декларацию о «лояльности». Мнения епархиальных архиеереев по поводу этого документа, как известно, были радикально противоположными. Владыка Виктор не счел для себя возможность зачитать этот текст своим прихожанам и… отослал Декларацию обратно митрополиту Сергию. С этого момента Виктор Вятский стал неугоден не только коммунистам, но и тем, кто раньше считался «своим». Митрополит Сергий попытался переместить «нелояльного» владыку и назначил его епископом Шадринским, викарием Екатеринбургской епархии. Епископ Виктор, будучи к тому же административно ссыльным в Глазове, отказался от назначения. В октябре 1927 года он написал письмо митрополиту Сергию с осуждением Декларации. Не получив ответа, как и многие другие «несогласные» владыки тех лет, в декабре 1927 года епископ Виктор объявил о прекращении молитвенного общения с митрополитом Сергием и переходе своей епархии на самоуправление.

http://pravmir.ru/soprotivlyalsya-nash-v...

Важной заботой правящего архиерея было упорядочение жизни монашествующих. После 1922 г., согласно данным офиц. статистики, мон-рей в Забайкалье не было, хотя в действительности нек-рые монашеские общины продолжали полулегально существовать. В кон. 20-х гг. они начали разоряться властями. Е. были сделаны соответствующие распоряжения, в частности насельницам закрытого читинского Покровского жен. мон-ря было предписано носить подобающую их сану одежду, молиться в кафедральном соборе в особо отведенном месте (причем «способным» было указано исполнять обязанности певчих и чтецов), а также выполнять иные послушания. Когда при кафедральном Казанском соборе было создано сестричество, некоторые монахини и послушницы принимали также участие в его деятельности. Впрочем, сестричество просуществовало крайне недолго, оно закрылось по распоряжению Е. в связи с тем, что советские власти посчитали его деятельность незаконной. В период епископства Е. был изменен титул Забайкальских архиереев. 27 февр. 1930 г., в связи с тем что г. Нерчинск утратил статус окружного города, ранее бытовавший титул «епископ Забайкальский и Нерчинский» (или «Читинский и Нерчинский») по предложению Е. был заменен титулом «епископ Читинский и Забайкальский». В кон. 1929 г. Е. был вызван для участия в очередной сессии Временного Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя. 27 марта 1930 г. возведен в сан архиепископа. 3 апр. того же года назначен архиепископом Шадринским, в качестве викария временно управлял Свердловской епархией и Уральской церковной областью. 29 окт. 1930 г. ввиду окончания сессии уволен от присутствия во Временном Свящ. Синоде. Переехал в Свердловск, затем в Мариинск. В окт. 1930 г. Читинским оперсектором ОГПУ началась фабрикация дела о «контрреволюционной монархической организации». Обвинение было предъявлено 238 чел., в т. ч. мн. священно- и церковнослужителям Читинской епархии. Главой организации был объявлен Е. После проведения арестов в Забайкалье по требованию Читинского оперсектора ОГПУ 22 янв. 1931 г. Е. был арестован в Мариинске и 7 февр. отправлен по этапу в Читу.

http://pravenc.ru/text/187372.html

5. Преосвященному Ташкентскому иметь титул Ташкентский и Узбекистанский. 6. Образовать Среднеазиатский митрополичий округ Русской Православной Церкви, объединяющий Бишкекскую, Душанбинскую и Ташкентскую епархии, а также Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане. 7. Утвердить «Внутреннее положение о Среднеазиатском митрополичьем округе». 8. Главой Среднеазиатского митрополичьего округа быть Преосвященному Ташкентскому и Узбекистанскому. 9. В делах, касающихся Среднеазиатского митрополичьего округа, а также при литургическом поминовении в иных, кроме возглавляемой им самим, епархиях, главе Среднеазиатского митрополичьего округа титуловаться «митрополит Среднеазиатский». 10. Временное управление Бишкекской и Душанбинской епархиями поручить главе Среднеазиатского митрополичьего округа. 11. Управление Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане временно сохранить за Преосвященным Пятигорским и Черкесским Феофилактом.   ЖУРНАЛ 68 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначениях Преосвященных. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященным Ташкентским и Узбекистанским быть архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. 2. Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским быть архиепископу Ярославскому и Ростовскому Кириллу. 3. Преосвященным Ярославским и Ростовским быть архиепископу Ростовскому и Новочеркасскому Пантелеимону. 4. Преосвященным Ростовским и Новочеркасским быть епископу Зарайскому Меркурию, с временным сохранением должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.   ЖУРНАЛ 69 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина о выделении новых епархий из состава Владивостокской епархии. Справка: 24 июня 2011 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Преосвященным архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином и губернатором Приморского края С.М. Дарькиным. В ходе встречи архиепископ Вениамин передал Святейшему Владыке рапорт, в котором, в частности, содержалось следующее ходатайство:

http://patriarchia.ru/db/text/1586149.ht...

Поддержал «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия. 30 мая 1928 г. в качестве члена Временного Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя подписал постановление о преодолении административного разрыва с высшей церковной властью Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского) и группы возглавляемых им епископов. 29 нояб. 1928 г. назначен архиепископом Феодосийским, викарием и, видимо, временным управляющим Крымской епархией. С янв. 1929 г. жил в Феодосии. 25 июня 1930 г. Д. был назначен архиепископом Иркутским. Сумел частично восстановить в епархии церковную жизнь, сильно пострадавшую от гонений в предшествовавшие годы, при нек-рых храмах Иркутска были созданы правосл. сестричества, организован сбор помощи ссыльному духовенству. В февр. 1933 г. арестован вместе с 11 иркутскими священнослужителями по обвинению в «организованной контрреволюционной деятельности среди верующих масс». 16 июня в связи с арестом освобожден от управления епархией и уволен на покой. 22 авг. особое совещание при Коллегии ОГПУ, рассмотрев составленное в Постоянном представительстве ОГПУ в Восточно-Сибирском крае следственное дело, вынесло решение об освобождении Д. и др. арестованных, зачтя им в наказание предварительное заключение. По некоторым данным, в сент. был назначен на Минусинскую кафедру, но в должность, очевидно, не вступил, т. к. до дек. того же года проживал в Иркутске. С янв. 1934 г. архиепископ Ачинский, с мая того же года архиепископ Уфимский. Оставил о себе память как добрый, отзывчивый, бесхитростный человек и заботливый архипастырь. В янв. 1936 г. назначен архиепископом Ростовским и Азовским. Посетив предварительно в Москве митр. Сергия, прибыл в епархию и поселился у сестры в пос. Батайск. Однако органы местной власти отказали Д. в прописке, и он был вынужден выехать в Москву к митр. Сергию за новым назначением. 26 февр. во время проводов в Ростове-на-Дону сообщил присутствовавшим о причинах своего отъезда из епархии и призвал отстаивать права верующих в установленном законом порядке. Вернувшись в Ростов-на-Дону, 15 марта 1936 г. был арестован органами УНКВД Азово-Черноморского края по обвинению в «активной контрреволюционной агитации и пропаганде». 16 июля того же года Специальной судебной коллегией Азово-Черноморского краевого суда приговорен к 3 годам заключения. Отбывал срок в тюрьме г. Новочеркасска, с марта 1937 г.- в лагере для инвалидов под Томском.

http://pravenc.ru/text/178402.html

По предложениям и настояниям нашего Архимандрита в учебном управлении расширено временное помещение духовного училища, построены в Крестовском монастыре прекрасная больница, великолепная горница для испытаний учеников и два покоя для самого управления и лучше размещены жилые комнаты наставников, спальни воспитанников и столовая с поварнею; арабская народная школа разделена перегородками на три части, и тем предотвращены многие беспорядки между наставниками и учениками, которые толпились в одной большой комнате и мешали друг другу; питомцы, назначенные в духовное звание, снабжены пристойным и единообразным одеянием, бельём и обувью, а до того они ходили на босу ногу и почти в лохмотьях; стол их улучшен; выписаны для них все учебные книги; в народную школу Араво-Еллинскую назначены четыре учителя; жалованье их увеличено; даны им программы; введено преподавание катихизиса, священной истории и географии, церковное пение не по нотам, а с голосу, и чистописание на бумаге и по диктовке на доске; установлены в каждом отделении этой школы общие для всех учеников уроки, а иждивением нашей Миссии изготовлены арабские и греческие рукодельные прописи; словом, всё приведено было в надлежащий порядок. Оставалось увеличить число арабских воспитанников духовного училища; и Архимандрит придумал верное средство к достижению сей цели. Зная, что в народной Араво-Еллинской школе есть 28 сирот, он предложил учебному управлению (1 апреля 1853 г.) избрать из них семь даровитых юношей, перевести их в отделение преподавателя древней арабской словесности о. Спиридона, но не содержать внутри патриаршего питомника, а выдавать им месячное жалованье от 30 до 50 пиастров в виде подарка за успехи и доброе поведение. Для большего убеждения членов сего управления было поставлено на вид им, что при таком распоряжении, во-первых, будет издержано на этих учеников вдвое меньше денег, нежели сколько они будут стоить, когда бы их поместили внутри училища, во-вторых, выгода заставит их учиться несколько лет; следовательно недостатка в арабских воспитанниках не будет, в-третьих, ответственность за них разделится между наставниками и матерями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить глубокую благодарность всем жертвующим большие и малые лепты для поддержки беженцев и пострадавших мирных людей, оставшихся в зоне конфликта, а также всем многочисленным труженикам, полагающим свои силы для поддержки упомянутых людей, в том числе с риском для жизни и здоровья.   ЖУРНАЛ 120 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о ситуации в Херсонской епархии. Справка: В декабре 2023 года большинство (75%) священнослужителей Херсонской епархии, по сей день пребывающих и продолжающих нести свое служение на территории благочиний левобережья этой епархии, насельницы Николаевского женского монастыря Скадовского района Херсонской епархии, а также 18 клириков Херсонской епархии, временно эвакуированных с ее территории, обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с прошением следующего содержания, которое поддержал ряд эвакуированных клириков Херсонской епархии, перешедших в клир епархий России: «Обращается к Вам духовенство левобережной части, а также эвакуировавшиеся священнослужители правобережной части Херсонской епархии со смиренной просьбой разрешить насущные вопросы сегодняшнего дня и будущее нашей епархии. В настоящее время, когда Святое Православие в Украине подвергается гонениям со стороны киевских властей, приходы наших храмов здесь на левобережье Херсонщины получают поддержку и помощь как со стороны администрации области, так и от Патриаршей гуманитарной миссии. С февраля 2022 года, даже тогда, когда возможность представлялась, правящий архиерей Херсонской епархии ни разу не посещал наши приходы, не совершал богослужений, не окормлял свою паству, не рукополагал ставленников в священный сан. Отсутствие внимания со стороны архиерея, надлежащего управления приходами породило множество проблем и недостатков в жизни подконтрольной России части Херсонской епархии. Не скроем, со стороны верующих растет смущение этой ситуацией. Военное время создало особые условия существования и многое сейчас попросту невозможно сделать. Но со стороны руководства Херсонской епархии не было предпринято ни малейшей попытки позаботиться о клире и пастве здесь, на российской территории.

http://patriarchia.ru/db/text/6087932.ht...

  ЖУРНАЛ 18 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о необходимости упорядочить систему экспертной оценки искусствоведческих, архитектурных и реставрационных проектов общецерковного и епархиального масштаба. Справка: Высший Церковный Совет в своем заседании от 10 декабря 2015 года обсудил представленное к его рассмотрению Положение о созданной Священным Синодом Общецерковной комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации (журнал 46 от 13 июля 2015 года). Члены Высшего Церковного Совета отметили, что предлагаемые к передаче указанной Комиссии функции по экспертизе проектов в области архитектуры и реставрации требуют оперативной экспертной работы, выполнение которых может быть затруднительно в рамках деятельности представительной Общецерковной комиссии. Кроме того, эти функции в настоящее время осуществляются в различных учреждениях: Финансово-хозяйственном управлении, Патриаршем совете по культуре и других. В связи с этим Высший Церковный Совет постановил предложить Священному Синоду упразднить Общецерковную комиссию по церковному искусству, архитектуре и реставрации и учредить вместо нее межведомственный Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В своем заседании от 13 апреля 2016 года Высший Церковный Совет одобрил для представления Священному Синоду проект Временного положения об Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации и проект Регламента работы указанного органа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Упразднить Общецерковную комиссию по церковному искусству, архитектуре и реставрации. 2. Учредить Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации. 3. Утвердить: а) Временное положение об Экспертном совете по церковному искусству, архитектуре и реставрации ; б) Временный регламент работы Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации. 4. Председателем Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации назначить протоиерея Леонида Калинина, епархиального древлехранителя епархии города Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4434244.ht...

16 мая Патриарх остановил свой выбор на митрополите Агафангеле, направив ему надлежащую грамоту с просьбой «прибыть в Москву без промедления». «Обработку» митрополита Агафангела поручили священнику В. Красницкому, который срочно выехал в Ярославль, а Введенский, Белков и московский священник С. Калиновский выманили у Патриарха благословение принять синодские дела и временно привлечь к работе Патриаршей канцелярии «находящихся на свободе в Москве святителей». Резолюция Патриарха Тихона на их прошении и была выдана церковными заговорщиками за указ о включении «поименованных лиц» в состав Высшего Церковного Управления [ВЦУ]. В те дни «на свободе в Москве» предусмотрительно оказалось всего два святителя – отлучившийся на 3 тысячи верст от своей кафедры епископ Верненский Леонид (Скобеев) и уволенный еще в январе 1917 года на покой епископ Антонин (Грановский). Оба они и вошли в обновленческое ВЦУ, которое 19 мая возглавил епископ Антонин. Церковный переворот стал совершившимся фактом. В Петрограде в это время должна была начаться серия судебных процессов против священников и мирян, обвиняемых в сопротивлении власти при изъятии церковных ценностей. О первом подобном суде, назначенном на 12 мая, уже объявили в газетах: к нему привлекались настоятель и староста Консерваторской церкви, арестованные еще 25 февраля. Председателем суда был утвержден Н.И. Яковченко, общественными обвинителями – СИ. Канатчиков и И.А. Крастин 1093 . Однако в последний момент этот суд отложили, очевидно, в ожидании развития московских событий. Упоминание Патриархом Тихоном имени митрополита Вениамина в качестве одного из своих заместителей вновь привлекло к Петроградскому архипастырю внимание «вождей революции». Последовала команда объединить и систематизировать разрозненные делопроизводства, что и было исполнено между 13 и 18 мая 1094 . Как легко догадаться, следователи Петрограда, которые вели «под руководством начальника следчасти тов. Крастина лихорадочную работу по ускорению слушания церковных дел», очень скоро «напали на следы прямого участия в организации сопротивления изъятию ценностей митрополита Вениамина» 1095 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во главе Харбинской епархии Летом 1948 г. митр. Нестор (Анисимов) был внезапно арестован и и осужден на 8 лет в застенках ГУЛАГа . Временное управление Харбинской епархией и руководство Экзархатом сосредоточились в руках Владыки Никандра. Последнее обстоятельство (руководство Экзархатом) заставляло его испытывать неловкость, ведь будучи фактически викарным архиереем, он вынужден был отдавать распоряжения архиепископу Виктору Пекинскому – старшему по сану и хиротонии епархиальному архиерею. Такое отступление от церковной этики морально угнетало Владыку Никандра, тем более, что к этому служителю Божию он издавна испытывал глубокое почтение. В октябре 1949 г. провозглашением КНР завершилась гражданская война в Китае . Ситуация в стране существенно прояснилась, восстановились связи Маньчжурии с Пекином , и Московская Патриархия нашла своевременным урегулировать неразрешенные проблемы Восточно-Азиатского Экзархата. Что касается религиозной политики, то увы, от новых хозяев страны не приходилось ожидать ничего хорошего. Архипастыри Никандр и Виктор (Святин) отчетливо это понимали. Их согласованная позиция основывалась на том, что в интересах Православия в Китае, пост Экзарха теперь должен занять молодой энергичный архиерей, специально присланный из СССР . Расчет был в том, что китайские власти не решатся перечить “ставленнику Москвы”. Однако, в заседании Священного Синода, состоявшегося 17 августа 1950 г., на котором присутствовал архиепископ Виктор (Святин) , возобладали иные соображения. Патриаршим Указом от 22 октября 1950 г. 1170 Экзархом Восточной Азии и Начальником Русской Духовной Миссии в КНР назначался архиепископ Китайский и Пекинский Виктор (Святин) , а заместителем Начальника Миссии – епископ Цицикарский Никандр (Викторов). Тем не менее, Патриаршим Указом судьба Харбинской и Маньчжурской епархии не была определена. Формально ее главой продолжал оставаться находившийся в заключении митрополит Нестор (Анисимов) . Епископ Харбинский и Маньчжурский Никандр (Викторов) 18 августа 1950 г. Патриаршим Указом 1344 вл. Никандр назначен заместителем Начальника Русской Духовной Миссии в КНР , с утверждением за ним титула Епископа Харбинского и Маньчжурского . Таким образом, с 18 августа 1950 г. епископ Никандр официально вступил на Харбинскую кафедру. Тогда же вл. Никандр был награжден патриаршей грамотой.

http://drevo-info.ru/articles/3102.html

Владислав Александрович Третьяк (род. 25 апреля 1952 г.) – выдающийся хоккеист, тренер, государственный и политический деятель. Депутат Государственной думы VI созыва, член комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи. Президент Федерации хоккея России. Член Патриаршего совета по культуре. В. Третьяк: Владыко, для меня большая честь, что Вы меня пригласили. Я человек верующий. Недавно я вычитал у Наполеона, что государство без Церкви – что корабль без компаса. Очень метко сказано. Меня очень волнует тема воспитания молодежи. Говорят, что в здоровом теле – здоровый дух. Сегодня очень важно воспитать молодое поколение сильным и физически, и духовно. Митрополит Иларион: Вы затронули тему соотношения физического и духовного здоровья. Это очень важная тема, имеющая самое прямое отношение к основному сюжету нашей сегодняшней беседы – «религия и спорт». Само слово «спорт» – новое. У него нет аналога в древних языках – в древнегреческом, древнееврейском, в латыни. Оно появилось в ΧΙΧ−ΧΧ веках. И появилось потому, что люди стали все меньше и меньше трудиться физически. Ведь когда основой жизни человека был физический труд, в спорте как таковом не было особой нужды. Да, в Древней Греции были, как мы все знаем, Олимпийские игры. Но все-таки спорт как массовое явление по-настоящему вошел в жизнь человечества лишь в XX веке. Иногда люди спрашивают, как религия относится к спорту – ведь в Священном Писании на эту тему ничего специально не сказано. Да и святые отцы вроде бы ничего о спорте не говорили. Некоторые верующие и вовсе считают, что спорт – это греховное занятие. Я не могу с этим согласиться, потому что духовное здоровье человека очень тесно связано с физическим. С христианской точки зрения, человек не должен ставить самоцелью физическое здоровье, потому что без духовного здоровья оно ничего не дает. Если спортсмен одерживает победу за победой, но при этом живет безнравственно, то его спортивные достижения не помогут ему на пути в Царство Небесное. В. Третьяк: Шесть лет назад меня назначили президентом Ассоциации хоккея. Так получилось, что 15 лет мы не становились чемпионами мира. И наши болельщики уже начали свыкаться с тем, что мы хоккей теряем. А ведь это была наша традиция, наша национальная гордость, когда в 70-х и 80-х мы побеждали канадцев. И вот 15 лет – и ни одной победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010