Часть вторая Глава I. О различных видах церковного Богослужения Необходимость определенных времен для общественного Богослужения условливается самим понятием об этом Богослужении; так как оно совершается для общества верующих и от имени сего общества. Такие времена были везде, где было благоустроенное общественное Богослужение, во всех религиозных культах. В Ветхозаветной церкви они определены были самим Богом. В христианской церкви на самых первых порах её распространения, даже во времена гонений, не только являются определенные дни, назначаемые для Богослужения, как-то: день Воскресный, Пасха и Пятидесятница; но, когда и где была возможность, были и определенные часы Богослужения, что можно видеть из сочинений отцов церкви 2-го и 3-го века и в особенности из постановлений Апостольских. С прекращением гонений времена Богослужения всегда и везде сделались определенными. О разделе времен общественного Богослужения Православной церкви Времена общественного Богослужения в Православной церкви определяются частью кругом, а) суточным, частью кругом б) седмичным и частью кругом в) годовым. Отсюда Богослужебные времена могут быть разделены: а) по кругу суточному, б) по кругу седмичному и в) по кругу годовому. Отличие этих служб можно видеть в том, что службы суточные неизменны и составляют как бы основание общественного Богослужения; службы седмичные изменяются в своих молитвословиях, песнопениях и чтениях с каждым днем седмицы, а годовые – с каждым днем года, сообразно с теми воспоминаниями, которые церковь усвояет каждому дню седмицы и года. Но г) могут быть и такие службы, которые совершаются церковью по известному случаю, или по потребностям христиан. Таким образом вторая часть Литургики может разделяться на отделы; 1) о Богослужении повседневном, 2) о седмичном, 3) годовом и 4) о Богослужении, совершаемом по потребностям христиан. А) о Богослужении повседневном Апостольскую заповедь о непрестанной молитве 1280 христиане могли исполнить только по отношению к внутренней, сердечной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Разделы портала «Азбука веры» 1 СЕНТЯБРЯ. НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО ГОДА Церковнославянский Русский Тропарь, глас 2: Всея твари Содетелю,/времена и лета во Своей власти положивый,/благослови венец лета благости Твоея, Господи,/сохраняя в мире люди и град Твой/молитвами Богородицы и спаси ны. Тропарь, глас 2 Всего творения Создатель,/времена и сроки Своею властию определивший,/благослови круг года благости Твоей, Господи,/сохраняя в мире верных и град Твой,/по ходатайствам Богородицы, и спаси нас. Богородичен, глас 1: Радуйся, обрадованная Богородице Дево,/пристанище и предстательство рода человеческаго,/из Тебе бо воплотися Избавитель мира:/Едина бо еси Мати и Дева, присноблагословенная и препрославленная,/моли Христа Бога,/мир даровати всей вселенней. Богородичен, глас 1 Радуйся, Благодатная Богородица Дева,/пристанище и защита рода человеческого,/ибо от Тебя воплотился Искупитель мира./Ибо Ты – одна Матерь и Дева, всегда благословляемая и прославленная./Ходатайствуй пред Христом Богом/о даровании мира всей вселенной. Кондак, глас 2: В Вышних живый, Христе Царю,/всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/благослови ныне венец лета,/соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя,/Многомилостиве. Кондак, глас 2 На высотах живущий Царь, Христе,/всего видимого и невидимого Творец и Создатель,/дни и ночи, времена и годы сотворивший,/благослови ныне круг года,/сбереги и сохрани в мире/город и людей Твоих, Многомилостивый! 7 СЕНТЯБРЯ. ПРЕДПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Тропарь, глас 4: От корене Иессеева и от чресл Давидовых/Богоотроковица Мариам раждается днесь нам,/радостию бо радуются всяческая и обновляются./Срадуйтеся купно, Небо и земля,/восхвалите Ю, отечествия языков!/Иоаким веселится, и Анна торжествует, зовущи:/неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. Тропарь, глас 4 От корня Иессеева и из чресл Давидовых/Богоотроковица Мариам в сей день рождается нам./Потому и радуется всё, и обновляется:/радуются вместе небо и земля./Восхвалите Ее, племена народов!/Иоаким веселится и Анна торжествует, взывая:/“Неплодная рождает Богородицу/и Питательницу Жизни нашей!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Времена Батыя, пожалуй, уступят»: свидетельства о резне русских киргизами Власти Киргизии объявили государственным праздником годовщину восстания 1916 года против царской России 30.10.2017 2147 Время на чтение 3 минуты Власти Киргизии объявили государственным праздником годовщину восстания 1916 года против царской России. Вот несколько свидетельств об устроенной тогда кочевниками под лозунгом джихада чудовищной по масштабам резне мирного русского населения. Настоятель собора Пржевальска (ныне Каракол) священник Михаил Заозерский, рапорт епископу Туркестанскому Иннокентию (Пустынскому): «В начале августа между русскими пошла молва, что резня русских начнется в начале августа в новолуние. Между тем киргизы обманывали начальство, целовали свой Коран, давали клятву, что исполнят закон, а сами в это время точили свои ножи и пики. Положение наше было ужасное… в городе оставалось около сорока винтовок, весь народ находился на войне, в городе и в 26 селениях оставались одни старики, женщины и дети. 10 августа киргизы внезапно, одновременно (значит, у них был заговор) напали на беззащитные русские селения всего уезда… и начали избивать работавших на полях; в селе Преображенском, по словам местного священника, убито в поле около двухсот человек. 11 августа они напали на селения, начали избивать жителей и жечь дома… Вокруг города пылали зарева – это горели церкви и села… Пощады русским не было: их резали, избивали, не щадя ни женщин, ни детей. Отрезали головы, уши, носы, детей разрывали пополам, натыкали их на пики, женщин насиловали, даже девочек, молодых женщин и девушек уводили в плен». Настоятель храма в селе Покровском священник Евстафий Малаховский, свидетельство которого приведено в отчете Туркестанской епархии за 1916 год: «Стали появляться лица, которым с Божией помощью удалось избежать насильственной смерти. Некоторые из них были жестоко изранены. Ужасом веяло от их рассказов. Киргизы не щадили даже маленьких детей. Времена злой татарщины воскресли в моей памяти, но все, что когда-то читалось об этих временах, бледнело пред бывшей действительностью… На пути стало попадаться много изуродованных убитых трупов русских людей, как взрослых, так и детей. Целую книгу можно написать о зверствах киргиз. Времена Батыя, пожалуй, уступят... Достаточно того, что на дороге попадались трупики 10-ти летних изнасилованных девочек с вытянутыми и вырезанными внутренностями. Детей разбивали о камни, разрывали, насаживали на пики и вертели. Более взрослых клали в ряды и топтали лошадьми».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/30/vr...

свящ. Вадим Маркин Лекция 9 Времена всеобщего ожидания Спасителя Времена всеобщего ожидания Спасителя продолжаются от событий указа Кира об освобождении из плена (536 г. до Р.Х.) до времени Рождества Господа нашего Иисуса Христа (5 г. до Р.Х.), то есть продолжались 531 год. Девятый период нашей истории относится ко временам всеобщего ожидания Спасителя. Эти времена описаны в Первой и Второй книгах Ездры, книгах Маккавейских, Есфирь и некоторых пророческих книгах. Период девятый – Состояние ветхозаветной церкви от возвращения Иудеев из плена до Рождества Христова Девятый период обнимает собой около пяти с половиной столетий, считая от 536 года, когда издан был указ Кира об освобождении иудеев из плена. В хронологическом отношении он распадается на четыре отдельных этапа: 1) продолжение персидского владычества до 331 года до Р.Х.. 2) владычество греков в Азии 331 – 167 гг.. 3) независимость Иудеи под властью Асмонеев 167 – 63 гг.. 4) римское владычество вместе с частным владычеством дома Иродова от 63 г. до Р.Х. 1. Продолжение Персидского владычества Возвращение Иудеев из плена Первое возвращение с Зоровавелем 306 ( 1Езд. 2 ). Малое количество желающих переселение (около 40 тыс. человек). Первосвященник Иисус 307 – соименник вождя, введшего народ богоизбранный в землю Обетованную, и соименник Божественного Искупителя, который должен будет ввести человечество во владение несокрушимого царства “не от мира сего”. Создание второго храма 1Езд. 3, 1–7 : Сооружение 308 жертвенника на развалинах храма, всесожжение, празднование праздника Кущей. 1Езд. 3, 8–13 : Торжественная закладка нового храма во второй месяц следующего года, в самое время основания скинии Моисеем. Все торжество закладки было произведено “по уставу Давида”. При отсутствии достаточных средств, труд этот был тяжелый и медленный, тем более, что явились противники этого дела в лице самарян, считавших Палестину своим владением. Самаряне добились даже указа от персидского правительства об остановке работ. Работы возобновились при Дарии Гистаспе 309 , который подтвердил указ Кира ( 1Езд. 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

     2 августа 1930 года архангельский протоиерей Александр Нечаев произнес на проповеди следующие слова: «Бог есть, и те издевательства, которые сейчас проводятся над Ним: агитация, демонстрации, ссылки духовенства и т.д., — не пройдут бесследно. Рано или поздно Он расправится своим Страшным судом над нашей несчастной землей». 2 августа — день пророка Ильи, протоиерей Александр — брат моей прабабушки, а слова эти выписаны мной из следственного дела 2100, начатого 17 августа 1930 года. На правах родственника я получил возможность с ним ознакомиться. Судя по дате открытия дела, реакция ОГПУ не была мгновенной. По крайней мере в 1930 году она могла быть и оперативнее. Может статься, доносчик был занят срочным делом или — возможно ведь и такое! — попросту не мог решиться на донос. В каком-то смысле это даже говорит в его пользу, ведь независимо от принятого этим человеком решения две недели колебаний — это не так уж мало. Потом появляются свидетель С. и свидетель У. Свидетель С., сам ссыльный, признается, что «еще тогда говорил в церкви: «За такую проповедь отцу Александру не поздоровится». Свидетель У. расширяет доказательную базу обвинения, цитируя сказанное отцом Александром: «Во времена существования Ильи Пророка тоже было много безбожников, но Бог помог с ними справиться Церкви. И теперь нас Бог не оставит в борьбе с ними». «Во времена существования Ильи Пророка» — это некоторым образом литературный изыск, и я не уверен, что отец Александр, человек прекрасно образованный, выражался именно так. Но текст, составленный старшим уполномоченным секретного отдела ПП ОГПУ Северного края Вышлецовым, и в целом не лишен причудливости. В конце концов во времена существования старшего уполномоченного работали Платонов и Зощенко. Не думаю, чтобы Вышлецов ими зачитывался, скорее — наоборот: они слушали его речь и вводили ее в большую литературу. Временами дело 2100 производит впечатление сюрреалистическое. По требованию следователя отец Александр полностью воспроизводит свою проповедь от 2 августа. Вышлецов ее как умеет записывает, превращая протокол допроса в своего рода богословское сочинение, перемежающееся то тут, то там стилистически чуждыми вкраплениями. Не покривлю душой, если скажу, что, работая над романом «Лавр», я использовал среди прочего и литературный опыт коллеги Вышлецова.

http://pravoslavie.ru/105538.html

Владимир. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты ...Возвращение Вознесенского храма в 1990 г. обозначило начало живительного процесса возврата православных святынь народу Божию в центре Владимирской епархии – граде Владимире. Храм занимает часть древнейшей территории города на Клязьме. Впервые в летописных источниках он упоминается под 1187 годом: «приходи епископ Черниговский Пафнутий к Всеволоду Юрьевичу Володимерю мира прося у него, абы умирити его с рязанцы с Глебовичи… и стоя в монастыри у Вознесения на самый праздник Вознесения Господня». Первоначальная история этого места была связана с иноческим деланием. Монастырь находился за городской стеной и предположительно возник во времена правления святого благоверного князя Андрея Боголюбского в середине 12 века. О значении монастыря в начальный период своей истории говорит летописная запись под 1218 годом. Во времена княжения великого князя Констанина во Владимир прибыла церковная делегация из Константинополя. В город на Клязьме были принесены величайшие святыни – части мощей Логина сотника и Марии Магдалины. Как описывает «Лаврентьевская летопись» владимирцы «с радостию великою» встретили эти святыни и поместили их в Вознесенском монастыре пред Золотыми воротами. В XIII веке монастырь пострадал от нашествия монголов во времена хана Батыя. После разорения иноческая обитель была восстановлена. Вновь в письменных источника монастырь упоминается в списке владимирских храмов, что приводятся в Патриарших книгах под 1628 г.: «Церковь Вознесения Христова на Вознесенской горе…» Еще в середине XVII века церковь не являлась приходской. Так в делах патриаршего казенного приказа храм именуется ружным (т.е. безприходным). В 1718 г. священник Андрей Григорьев пишет прошение о разрешении на сбор денег для строительства каменного храма вместо двух обветшавшиз деревянных церквей. По данным «Топографического описания провинциального города Владимира 1771 года» храм был построен в 1724 году. В 1813 г. в честь победы над Наполеоном с северной стороны были пристроены придел Покрова Божией Матери и колокольня. Церковь Вознесения Господня славилась своим иконостасом 1812 года с иконами, написанными в итальянском стиле. В 1863 г. с южной стороны храма открыли еще один придел в честь Благовещения Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=01926

Закрыть itemscope itemtype="" > «Жить по книге пророка Неемии» Замглавы ОВЦС УПЦ об итогах 2020 года 28.01.2021 667 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.Ru Протоиерей Николай Данилевич – заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинс кой Православной Церкви, настоятель киевского храма святителя Спиридона Тримифунтского – о том, какие события стали особо значимыми для УПЦ в минувшем году и на что прежде всего следует направить все наши усилия в году текущем. Протоиерей Николай Данилевич Главным вызовом прошедшего года для Украинской Православной Церкви, как и для всех Церквей, стала пандемия коронавируса, которая во многом парализовала внешнюю церковную жизнь. Поэтому значимых событий в 2020-м было не так много. На мой взгляд, главным событием внутренней жизни УПЦ стал процесс восстановления тех приходов, которые пострадали в кризисные 2018–2019 годы. В 2020 году много общин УПЦ построили новые храмы взамен тех, которые были захвачены раскольниками. Почти каждую неделю мы читали новости о том, как в разных населенных пунктах собирают средства на строительство, закладывают фундаменты будущих церквей, возводят всем миром, а потом освящают. И это, на мой взгляд, было самым важным событием внутренней жизни нашей Церкви в 2020 году. По моим наблюдениям, спокойные времена в жизни государства и общества – это времена развития УПЦ. А периоды неспокойствия, социально-политических волнений, революций и майданов – это времена развития «ПЦУ» . Поэтому, если на Украине будет спокойно, если государством будет вестись взвешенная политика в сфере религии, то развиваться будет УПЦ. А если опять начнутся потрясения, то это время для «ПЦУ». Неприятным сюрпризом для УПЦ было признание «ПЦУ» со стороны архиепископа Хризостома II и части Синода Кипрской Православной Церкви. Но, что важно, этот факт не повлиял на внутреннюю жизнь УПЦ. То есть частичное признание Кипрской Церковью наших раскольников ничего не изменило в межконфессиональной ситуации на Украине, ведь после этого – и вследствие этого – ни один приход от нас не перешел в раскол. Отсюда можно сделать вывод, что любое признание «ПЦУ» другими Поместными Церквями, которое потенциально возможно, уже не повлияет на внутреннюю жизнь нашей Церкви. Люди уже давно определились, где правда, а где ложь. В УПЦ действительно остались верные ей люди. И в стратегической перспективе любые признания со стороны Поместных Церквей «ПЦУ» уже не помогут. Ведь, по сути, самое главное и самое важное для «ПЦУ», чтобы их признали мы – УПЦ как истинная и исторически существующая на Украине Церковь. Почему? Потому что мы рядом и живем в одной стране. А любое заграничное признание ничего не даст «ПЦУ», потому что такое признание внешнее и далекое. Поэтому в этом плане они ничего не достигли. Они от нас отошли и к нам должны вернуться. Такой церковный принцип. Раскольники должны возвращаться в ту Церковь, которую они покинули, а не создавать новую.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/28/zhit_p...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Старец Иулиан (Лазар)   Старец  Иулиан (Лазар)   Иулиан (Лазар) – один из старейших румынских монахов, подвизающихся на святой горе Афон. Он самый посещаемый духовник румынского скита Продром (святого Иоанна Предтечи), куда, пересекая моря и страны, со всех краев во множестве стекаются за советом и помощью его духовные чада, монахи и миряне.     Монашеский путь он избрал в 20 лет, поступив в монастырь Сихастрия. Здесь 30 лет проходил школу румынского старчества под окормлением великих старцев Клеопы (Илие), Паисия (Олару) и других. В 1977 году, когда братия из Сихастрии паломничала на Афон, иеромонах Иулиан был оставлен на святой горе. 8 января 2011 года благодатному старцу исполнилось 85 лет; в этом же году исполняется 30 лет его духовничества в скиту Продром . – Батюшка, времена, в которые мы живем, тяжки для всех людей. Всевозможные грехи умножились так, словно мы переживаем последние времена – а они наступят, как написано в священных книгах, когда остынет любовь между ближними и не станет тропинки от брата к брату. Что делать нам, румынам, – народу христианскому, но, кажется, так отдалившемуся от Христа, – в эти времена великих испытаний? – Прежде всего, вникнем в слово Спасителя, говорящего нам: «Что бы вы ни делали, без Меня не можете сделать ничего»(см.: Ин. 15: 5). Значит, всегда, что бы мы ни делали, нужно прибегать к Нему, ибо только Он один учит нас правой вере. И будем жить верой, как сказано и в Деяниях апостолов: «Будем искать Бога, ибо мы Им живем, и движемся, и существуем»(см.: Деян. 17: 27–28). Отсюда, с этого поиска, начинается приближение к Богу, которое происходит в беседе с Богом. Молиться значит беседовать с Богом, молимся ли мы вместе с кем-нибудь или одни, – и Бог принимает нашу молитву. Такой и должна быть жизнь христианина – чтобы он всегда был вместе с Богом. Но, как учат нас Священное Писание и святые отцы, это возможно не иначе, как только если мы молимся непрестанно. «Непрестанно молитесь, непрестанно молитесь, непрестанно молитесь»(1 Фес. 5: 17) – так увещает нас апостол Павел еще начиная с 64 года по Рождестве Христовом, когда он написал Послание к фессалоникийцам. Значит, с самого начала заповедь была такова: чтобы мы молились непрестанно. И слово это обращено ко всем людям, ко всем христианам, а не только к монахам и священникам. Ибо в то время, когда святой апостол написал это послание, не было ни храмов, ни священников, ни монастырей. Были только христианские общины, основанные святыми апостолами, где верующие преломляли хлеб и причащались тела и крови Христовой. Я думаю, что об этом слове апостола Павла, которое было написано и для нас, мы будем спрошены однажды, когда отправимся на тот свет. Ибо он ясно говорит: непрестанно молитесь, а не: если хотите, если можете, то непрестанно молитесь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=690

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освящённая по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году. В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далёкой-далёкой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьёзно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы-реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искажённо от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину. Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы. А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввич Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царём и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевёл его в кремлёвский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

http://sobory.ru/article/?object=02238

Закрыть Посмотрим старое православное кино Для укрепления в благочестии и вере сейчас следует обращаться к старому православному кино, запечатлевшему эпоху церковного возрождения Дмитрий Габышев   12:16 27.10.2021 2377 Время на чтение 13 минут Фото: из личного архива автора В начале 1925-го года митрополит Вениамин (Федченков, 1880–1961), находясь на Балканах, писал своему знакомому священнику Александру в Париж: «Насколько приходилось слышать (кажется, через... С.Н. Дурылина), — говорили и Оптинские старцы: после этих ужасов будет семьдесят лет удивительного расцвета веры, и благоденствия России... А уже потом — ужаснее... И после какого-то короткого мнимого говорения: мир и безопасность — конец...». Эти слова владыка Вениамин приводил в том контексте, что большевистские гонения несомненно кончатся: «Преподобный Серафим... сказал одной из духовных дочерей — Дивеевских сестёр: до антихристовых времен не доживёте, а времена антихристовы переживёте. Замечательные слова! Сейчас Россия переживает эти времена... Подлинно они антихристовы по существу и даже почти по масштабу... Но Вы видите, что эти времена “переживутся”, то есть между ними и антихристом будет какой-то промежуток времени иной, то есть мирный, благополучный». Так владыка Вениамин утешал священника Александра тогда, когда не исполнилось ещё и десяти лет Октябрьской революции. Сегодня нас особенно интересует тот период семидесяти лет расцвета веры и благоденствия России, который, по словам владыки Вениамина, должен был наступить сразу после окончания гонений на Церковь,и завершится он следующим историческим периодом, более ужасным, как говорит владыка, чем большевистский. Сомневаться в подлинности его слов не приходится хотя бы потому, что блаженной памяти архимандрит Иоанн (Крестьянкин) включил их в свою книгу «Размышления о бессмертной душе». Оба пастыря пребывали в духовном родстве друг с другом в составе братии Псково-Печерского монастыря, хотя и не в одно и то же время, но на отстоянии небольших шести лет, прошедших между кончиной владыки Вениамина и приходом в монастырь отца Иоанна, будущего авторитетного всероссийского духовника.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/27/po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010