Освящение елея для умерших не имело никакой основы ни в св. Писании, ни в предании св. апостолов. Оно не было принято всей св. Церковью, а существовало только в некоторых поместных православных христианских обществах. Но и в этих обществах оно не признавалось единодушно всеми верующими обязательным, а совершалось только некоторыми, по произволению. Многие епископы прямо запрещали совершать обряд сей в своих епархиях. Посему, постановление патриарха Никифора Исповедника о несовершении Елеосвящения над умершими возымело свою законную силу во всей Восточной Церкви, и обряд сего совершения повсюду вышел из употребления. В наших источниках запрещение о сем выражено в «Номоканоне» при Большом Требнике: «над умершими маслосвящения (Τ υχλαια да не дерзавши творити отнюдь», а в греческом тексте сего правила прибавлена и причина: παρνομα γρ ισ τατα), т. е., законопреступно бо есть сие 318 . По объему содержания, правило сие запрещает совершать маслосвящения (греч. υγλαια – во множ. числе) над умершими (ις τος ροθαμνουσ – во множ. числе) как по обрядовому чину, так, тем более, по чину таинства, а потому отсюда естественнымъ путем вытекают для таинства сего следующие два частные положения: 1) прекращать совершение таинства Елеосвящения над больным, если он скончался во время сего совершения, и 2) не помазывать умерших, не возливать на них остатков св. Елея, которым они, по чину таинства, помазаны были во время болезни. Первое из сих положений внушается пресвитерам к обязательному исполнению нашими практическими руководствами 319 и всегда исполнялось у нас. В. Н. Татищев, о котором и прежде мы упоминали, при совершении над ним Елеопомазания пресвитерами, скончался во время чтения седьмого евангелия, и чиносовершение таинства тотчас было прекращено. Что же касается до второго положения о невозлиянии остатков св. Елея на тела умерших, то о сем на своем месте будет предложено ниже особое рассуждение 320 . 3) О психическом или душевном состоянии недужных, при котором таинство Елеосвящения может быть им сообщаемо

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Этот последний обычай показывает, что жертвы заклания имели сначала близкое сходство с возношениями яств, что закаляемое животное приносилось в жертву, как яства, которая религиозным обрядом должна быть освящена, отрешена от осквернения: вот почему и приносились в жертву, кроме некоторых случаев, только животные, употребляемые в пищу. В последствии обряд мог потерять свое значение и получить новое: могли поверить, что смертью животного можно защитить себя или свое животное от смерти и другого подобного бедствия. Вот почему в иных случаях приносимое в жертву не закалялось, а задушалось, напр. в воде; вот почему могло постепенно войти также в обычай заменять при жертвоприношении живое существо его образом, из чего нибудь сделанным, или же самый обряд заклания заменять приношением в жертву головы животного. Из некоторых данных, которые имеем об этом последнем обычае, видно, что жертвы приноситься могли и злому богу, человеку враждебному, или же что тем, что было освящено, как принесенное в жертву божеству благому, можно было защищаться от зла и духов, злом живущих. Во всяком случае жертвы заклания имели двоякий характеры и характер освящения, и характер дара, приношения, лишения себя для богов, с надеждой быть вознагражденным от них чем нибудь большим. Жертвы сожжения имели только этот последний характер. Что и они были очень обычны у славян северозападных и восточных, это доказывается остатками, находимыми в городищах и в других местах, где они совершались, множеством пепла, угля, недогорелых костей животных, и т. п. Как описание современное, приведем здесь то, что находится в песне Краледворской рукописи «о великом поражении». Честмир, отправляясь на войну «pode wsie drua wzlozie obieti bohom». Воймир, одержавши победу, chtiesi obiet wzdati bobom w siem ze miestie, w siem ze krocie slunce»; но отложил по совету Честмира и возопил к богам : «Ne ziarste sie, bozi, suemu sluze, ez ne pali obiet w dniesniem slunci». Честмир советовал ему тогда: «Dluzna obiet bohom, uece Cestmir; a ninie nam na wrahi pospieti; ninie wsedni ti na rucie konie, proletni lesi ieleniem skokem, tamo w dubrawu.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Византийский обряд – это все еще живой корень современного православного богослужения. Его жизнеспособность доказывается всякий раз, когда в каком-либо месте (и особенно в монашеских общинах) православные получают возможность организовать свою богослужебную жизнь без давления всевозможных мирских факторов. Богослужение таких общин – как тому и следует быть – всегда несет на себе отпечаток чисто местных духовных потребностей, но в то же время оказывается молодым ростком древнего византийского обряда… Мы сознаем, что в России интерес к истории богослужения не исчерпывается ни религиозным, ни историко-культурным аспектами. Огромный интерес в нашем обществе вызывает теперь и сама историческая литургика – наука об истории и закономерностях развития богослужения. Книга о. Роберта Тафта «Византийский церковный обряд» написана таким образом, чтобы послужить первоначальным введением в эту научную дисциплину. Такого рода введение, отвечающее современному уровню научных знаний об истории богослужения, появляется на русском языке впервые. Нельзя об этом писать без прискорбия, поскольку именно дореволюционная Российская империя дала миру многих основоположников науки о богослужении христианского Востока – прежде всего, Η. Ф. Красносельцева, А. А. Дмитриевского , Н. И. Карабинова , В. В. Болотова , Б. А. Тураева , К. С. Кекелидзе. 208 Однако скорбь о седмидесятилетнем пленении российской науки прелагается на радость, когда мы обращаемся к трудам целой научной ипколы, признанным главой которой сейчас является о. Роберт Тафт, а основателем – начавший публиковаться в 1950-е гг. учитель о, Роберта, о. Хуан Матеос (Juan Mateos). 209 В трудах этой школы воскресли идеи и методы работы русских литургистов, получив при этом, как и должно быть при подлинном воскресении, качественно новое бытие. Несколько иезуитов, собравшихся в Папском Институте восточных исследований в Риме вокруг о. Матеоса, а также несколько светских и монашествующих ученых, принявших их методы работы (имена почти всех из них читатель найдет в библиографических примечаниях у автора настоящей книги), фактически создали современную историческую литургику. В трудах этой школы был достигнут синтез между двумя направлениями исторической литургики начала XX в., одно из которых ассоциируется прежде всего с именами Η. Ф. Красносельцева и особенно его ученика, А. А. Дмитриевского , а второе – с именем немецкого востоковеда и литургиста Антона Баумштарка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не нужно забывать, что еврейский народ пришел в Египет уже с готовым запасом собственных религиозных представлений, с крепкою верою в Бога Авраама, Исаака и Иакова. Еврейский Иегова, по самому названию своему, есть Личность самобытная, независимая, дающая всему начало и жизнь. “Так и скажи сынам Израиля, – говорит Иегова Моисею, посылая его избавить Евреев от рабства египетского, – Сый, (т. е. существующий вечно, самобытный) послал меня к вам”. “Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве мене”. “Не сотвори себе кумира и всякого подобия” . Если сопоставить все эти основные тезисы еврейского вероучения, утвердившиеся среди евреев в момент исхода из Египта после четырехсотлетнего там пребывания, с религиозными воззрениями Египтян, проникнутых натурализмом и пантеизмом, с их любовью к религиозному символизму, ко всем этим статуям, обелискам, сфинксам, с обоготворением различных животных, – будет понятно различие основных религиозных воззрений Евреев и Египтян. Что же касается египетского учения о бессмертии, о странствовании душ, их переселении и воскресении тела, то оно в учении Моисея нашло себе не друга, а прямо врага. У Моисея нет ни одной детали, которая напоминала бы собою египетскую эсхатологию. Известно, что все вообще Ветхозаветное учение почти лишено эсхатологического элемента, кроме самых неопределенных указаний . Указывают на то, что Евреи, вместе с другими восточными народами, заимствовали у Египтян обряд обрезания. Утверждают даже, будто Авраам в первый раз принял обрезание в Египте и передал этот обряд потомству. Понятно, что еврейская религия могла принять в себя многие религиозные обычаи народов, приходивших с Евреями в соприкосновение. Она могла сообщить этим обрядам свой собственный смысл, могла вложить совсем не ту идею, которая была у соседей. Но дело в том, что самый факт заимствования ничем не доказан. Авраам принял обрезание в земле ханаанской, спустя немалое время после своего возвращения из Египта . Библия, кроме того, дает понять, что в момент исхода Евреев из Египта все иноплеменники, приставшие к ним, были необрезанными.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Предоставление некоторой свободы Православной Церкви в России и поддержка церковного канонического строя является вынужденным отклонением политики Советов в церковном вопросе. Произошло это под влиянием событий военной катастрофы и желания сгладить установившиеся в Европе мнения о положении Церкви в России, ибо насилие над совестью – наиболее чувствительный нерв европейского общественного сознания. Но независимо от этого, ослабление и затушевывание религиозных насилий и переход на иной путь соблазна является победой русской национальной традиции, которая в этих условиях, пока мнимой свободы, свидетельствует о такой линии общественного развития в России, которая не только не укрепляет советскую идеологию, но действует против нее. Церковная уния, которую с конца XVI века с такими осложнениями на землях Западной России насаждал Рим, вместе с правительством королевской Польши, а засим Австрии, должна была полонизировать православное население в Польше и завершить собою польско-литовскую государственную унию 1569 года, которая предшествовала унии церковной. Однако эта сохранившаяся в Восточной Галиции, после раздела Польши, уния стала воспитательницей украинского национализма, острие которого оказалось направленным не только против России, но и против Польши. Польша испытала это в полной мере в момент своего восстания из гроба после Первой мировой войны и при этом в обстановке, когда Россия перестала быть на время фактором мировой политики. Трудно сказать, на что рассчитывали идеологи унии в XIX веке. Если австрийские политики мечтали об оторвании от России Юго-Западного края по Днепр, то ведь этот край, который стали называть «Украиной», являлся православным. Для него в XX веке уния являлась совершенно чуждой и непонятной. Встреча двух исповеданий – православного и униатского – при наличности католического прозелитизма, стоящего за спиной унии, дала бы такие же осложнения, какие дал «восточный обряд» в Польше. Это повлекло бы за собой религиозную борьбу католичества с Православием, чего в России не было.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Встречаем мы, наконец, и покаянную мольбу, обращенную к матери-земле. В одной молитве, которая в древней Руси читалась над преклоненными до земли молящимися, говорится: «И тебе, земле мати, согрешил есми душею и телом» 1009 . Теперь мы знаем все элементы, из которых создался у стригольников обряд исповеди земле. Это, во-первых, восточно-христианский обычай исповеди без духовника, пред святынями; во-вторых, языческий культ земли, держащийся в двоеверном сознании нашего народа; в третьих, народное представление о земле-судье и представление о земле, искупительнице греха, которое развито опять-таки в восточном народном христианстве. Народное христианство Востока сыграло здесь, несомненно, очень большую роль. Нельзя даже отрицать возможности и того, что исповедь земле сформировалась на Востоке и заимствована нашими древними сектантами уже в готовом виде. В таком случае народный культ земли послужил только почвой, которая с готовностью воспринимала то, что сеялось на ней народным христианством Востока. Но до сих пор не указано ни одного ясного известия об исповеди земле на Востоке, и этот обряд признается как «вполне оригинальная черта ереси стригольников, которою последняя отличается от всех других вероучений» 1010 . Такую исповедь они приняли или создали по нужде. Обличители сектантов рисуют их людьми строгой жизни, пуристами. Поэтому выбросить совсем покаяние из своей доктрины они были не в силах. Каяться же духовникам не могли, потому что отрицали иерархию за ее пороки, главным образом за святокупство и мздоимство. Были у сектантов свои наставники, принявшие на себя обязанности учителей веры, но к исповеди они, повидимому, не имели отношения. Могли бы, наконец, стригольники исповедываться христианским святыням: иконам, которых, кажется, не отрицали, гробницам святых. Однако не делали они и этого. Книжные люди своего времени, строго судившие церковные нестроения, стригольники, отвергнув церковное учение о таинстве покаяния, сами стали черпать из мугного источника–из воззрений и обычаев народного христианства Востока; поддались даже влиянию языческого культа земли, живого в их время в двоеверной массе народа: подслушали сказку земли и поверили ей 1011 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

2. Конгрегация по делам епископов. Конгрегация организована в 1588 г. В ее юрисдикцию не входят епархии восточного обряда и так называемые миссионерские территории. 3. Конгрегация по делам восточных церквей. Как самостоятельная конгрегация она создана 1 мая 1917 г. Она ведает делами восточных католических церквей любых обрядов (копты, армяне, униаты и др.). На территориях, где возникают униатские общины, конгрегация направляет так называемых визитаторов для поддержки и развития движения. Крупнейшие униатские группировки из православных греко-византийского обряда: — малабарцы востосирского обряда (изначально несториане); — марониты (маронитский обряд); — арабы мельхиты (мельхитский обряд). Членами этой конгрегации, кроме назначаемых папой, являются патриархи восточных обрядов, а также председатель секретариата по содействию христианскому единству (см. главы 3,7). 4. Когрегация дисциплины таинств. Конгрегация учреждена в 1908 г. Она занимается каноническими вопросами, касающимися совершения и действительности таинств. Подавляющее большинство рассматриваемых дел - рассмотрение вопросов о действительности браков. Компетенция этой конгрегации распространяется на всю РКЦ, исключая церкви восточных обрядов. 5. Конгрегация по делам клириков. (Основана в XVI в.). 6. Конгрегация по делам религиозов и секулярных институций (безобетных обществ). Конгрегация создана в конце XVI в. В начале XVII в. она слилась с епископской конгрегацией, а в 1908 г. восстановила свою самостоятельность. Она ведает делами религиозов и секулярных институций (см главу 5). В эту конгрегацию кроме кардиналов и епископов входят 3 представителя религиозных орденов, которых выбирает сам папа. Генерал ордена Иезуитов непременно входит в конгрегацию на протяжении 25 лет. 7. Конгрегация пропаганды веры (евангелизации народов). Конгрегация создана в 1622 г. Первоначально она занималась обращением в унию некатолических христиан. Потом главным объектом ее деятельности стали нехристиане. Конгрегация осуществляет верховное управление миссиями во всем мире. На миссионерских территориях ей подчинены епископат, образовательные учреждения, отчасти монашество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Весь католический мир молится об «обращении» России. «Восточный обряд» перестал быть одною из частных задач Ватикана, порученной лишь определенным отрядам папской армии. Ныне – это дело всего латинского мира, а потому не может эта фраза не оказывать обратного действия политике Рима. Латинство заведомо лишает себя своего прошлого, отказывается от своего, так сказать, духовного тыла. Потрясается исконное самосознание латинства. Ставится под вопрос самое существование латинской веры! Если Православие России, в отмену его подлинного существа, ассимилируется латинству, то ведь и латинство, ассимилируясь Православию, лишается своего подлинного существа. Как в Православии, так и в латинстве, кроме папы все становится условным и относительным. Радикальный кризис латинства вытекает из восточного обряда. «Восточный обряд» – будем условно пользоваться этим обозначением, применяя его к заведомо гораздо более широкому заданию «экуменического» перерождения католичества – является смертельным ударом по исконному достоянию католицизма. Естественно, возникает вопрос: не является ли само возникновение подобного «восточного обряда» результатом осознания разложения и омертвения латинства? Быть может, перед нами отчаянное средство, типа «переливания крови», применяемое к безнадежно одряхлевшему организму исконного католицизма? Иначе надо было бы говорить о своего рода одержимости, охватившей ведущие круги Ватикана, не поддающейся уразумению вне распознания здесь антихристова духа. Фатима Много нам откроет для правильного понимания этого нового устремления католицизма знаменитое фатимское чудо. Познакомимся с ним несколько ближе. Фатима – небольшой приход центральной Португалии. Местность гористая, заселенная крестьянами, небогатыми, но верующими католиками. Никто в мире, вероятно, никогда не слыхал об этом скромном клочке земли до 1917 года, когда здесь произошло чудесное событие, повторившееся в своей чудесности и расширяющимися кругами захватывавшее все большие слои людей. Трое детей-пастухов, Гиацинта, семи лет, ее девятилетний брат Франциск Марто и десятилетняя кузина Люция Сантос находились 13 мая (нов. ст.) в поле, недалеко от дома, и стерегли стадо. Стадо паслось на подножном корму, а дети занялись игрой в гуще кустарника – строили домик. Внезапный яркий свет с безоблачного неба поразил их. В испуге дети бросились бежать, ища убежища. Молниеносный свет вторично осиял их. В безмолвном изумлении они оцепенели, видя перед собой на фоне вечнозеленого куста светящийся шар, а в центре его – Жену. «Вся в белом, сияющая паче солнца», – рассказывала потом Люция. С пальцев Жены свисали четки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Несмотря на все эти внешние успехи д’Эрбиньи, дело и в Польше принимало опасный характер не только для «восточного обряда», но и для Православия. Новоуниатское движение признает «восточный обряд» с церковно-славянским языком богослужения и с проповедью также на русском языке. Иронией судьбы и стечением трагических обстоятельств иезуиты на Волыни охраняли те ценности Православия, которых не смог охранить митрополит Дионисий. По этим соображениям новоуниатское движение встретило сопротивление со стороны украинских политиков, впрочем, не столько с точки зрения церковных, сколько политических интересов. На такой же точке зрения стояли польское правительство и польское общество. Уния – вещь неплохая, но если эта уния укрепляет славянский язык богослужения и проповедь на местных языках, в том числе и на русском, то это совсем не то, чего желает правительство. Оно согласно терпеть Православие, но в облике польском. Оно хотело бы, чтобы и богослужение и проповеди были на польском языке. По-видимому, против этого ничего не имеет иерархия, и не только потому, что она охотно согласилась на перевод богослужебных книг на польский язык, но, главным образом, ввиду ее согласия на полную и абсолютную полонизацию образования православного духовенства в Польше. Православие станет польским именно тогда, когда духовенство станет польским по духу. Между тем новоуниатское движение является препятствием этому. Папа упорно и довольно, по мнению поляков, бестактно заявляет о том, что не следует денационализировать православное население и что, во всяком случае, уния не должна быть к тому средством. Польское общество держится как раз обратного мнения: в интересах государства следует полонизировать православное население, и удобнее всего эти сделать как раз при помощи Церкви. По этому вопросу возникла большая газетная и книжная литература, и защитники унии оказались в весьма трудном положении. Пытались затушевывать вопрос разными побочными соображениями, но все это не приносило пользы. Выступая против «восточного обряда», польское общество как бы защищало Православие и при этом совершало акт мужества, ибо шло против ясно выраженной воли Рима. Судьба Православия в Польше, однако, была предрешена. Польские политики пока показывали лисий хвост, волчьи зубы были еще спрятаны.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

О.Олег Стеняев: - Если говорить о футболе - есть общеизвестные даты. Прежде всего -  217 год н. э.,  матч между Кельтами и Римлянами, который проходил в Англии. Традиционно считается, что родина футбола  - Англия, хотя не все народы согласны с этим. Например, в древнеяпонской традиции, в традициях Ближнего Востока футбол  - это игра, которой полубоги научились от ашуров, т.е. от демонов, когда те путешествовали по преисподним Ада. Там они играли головами грешников. Если говорить об Англии, то в 1313 году король Эдуард II запретил футбол в границах города, потому что ему сопутствовали драки, битье стекол. Тогда стекло ценилось дорого. Игра часто кончалась поножовщиной. Но следующий король Эдуард III на территории Англии запретил футбол совершенно, потому что всё происходило дико в те времена. Разные группы болельщиков вооружались, когда шли на матч, и очень часто игра кончалась погромами, избиениями и смертоубийством. Только в 1660 году Карл II разрешил в Англии футбол, и после этого запретов не было. Если говорить о древних корнях футбола, то мы знаем, что древние индейцы Северной Америки использовали игру футбол как часть оккультного ритуала. Например, они ловили человека из соседнего племени. Уже вырыт топор войны. Уже начинаются военные действия с соседним племенем. Но чтобы война была удачной, этому человеку отрезали голову. Всё зашивали, чтобы она была более подвижна под ногами воинов. И начинали гонять эту голову по полю, чтобы у каждого из этого племени на мокасинах была кровь противника.  Чтобы потом, когда они пойдут реально убивать людей, этот оккультный, жестокий, колдовской обряд помог им  своими мокасинами попирать кровь противников. Подобное наблюдалось в Юго-Восточной Азии, среди монголов. Кстати, красное знамя -  мало кто знает, но это тоже оккультный знак. Он возник среди древних монголов, когда они вели военные действия. Они брали пленного, отрубали ему голову и ткань окрашивали в красный цвет его кровью. Во время битвы они поднимали вверх кровь поверженного противника и шли вперед, т.е. это не то знамя, которое напоминало древним  о крови погибших защитников Отечества. Нет, это диким образом выставлялась на вид кровь врага. А откуда Серп и Молот?  Я в своё время написал статью, это ещё было в советские годы.   Серп и Молот  - это известный колдовской обряд, который сохраняется в Африке до сих пор, когда одно племя враждует с другим.  Берутся серп и молот и скрещенные кладутся на землю в сторону соседнего племени, чтобы всех их срезать, как серпом срезают пшеницу и размозжить им головы так, как молотом раскалывают кокос и орехи.

http://radonezh.ru/text/prot-oleg-stenya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010