Католическое духовенство теряло свой разум и проявляло исключительное легкомыслие, разрушая уважение народа к церкви. Рано или поздно это должно было отразиться и на самом католичестве, которое выявляло новую форму церковного нигилизма. Рим приносил в жертву политике церковность. «Внутренними распрями в лоне схизмы могла бы воспользоваться католическая пропаганда», – говорил ксендз Ростворовский. Эти «распри» создавал в Польше «восточный обряд» – источник осложнений. Иезуиты это отлично понимали пользовались этим совершенно сознательно. Православный миссионер священник С.Дюков говорил в декабре 1926 г. на Полесском епархиальном собрании: «Об унии в той форме, в которой она пропагандируется, пасомые и слушать не хотят. Пропаганда унии («восточного обряда») привела лишь к иудиному греху среди пастырей; с этого, впрочем, она и началась, этого только пока и достигла. Ведь ни для кого не тайна, что все эти предательства вызываются явно и исключительно мирскими мотивами. Я, кажется, не ошибусь, если скажу, что по общему правилу наши пасомые идут за пастырями-вероотступниками лишь до тех пор, пока не узнают о его предательстве» 184 . Началась в Польше эпоха разрушительной любви Запада к Востоку. Глава седьмая. Разрушительная любовь 1 Познать и полюбить – вот пути единения Востока и Запада. Заявив о своей любви к Востоку – России urbi et orbi, наговорив массу любезностей по поводу русского благочестия и возвеличив православный обряд, – Рим полагал, что главное сделано. Оказалось, однако, что ничего не произошло или даже произошло нечто неожиданное и горестное. Блестящий дипломат и тайный чрезвычайный посол Ватикана к Советам Монс-р д’Эрбиньи не только не достиг никакого успеха, но поставил Рим в весьма тяжелое положение. Советы не проявили никакого понимания тонкого обращения д’Эрбиньи. Воспользовались его визитом, поскольку это было возможно, и пошли своей дорогой. Обновленцы также никакой пользы не принесли. Власть явно переходила в руки м. Сергия, то есть патриаршей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

«Ошибаются те, кто видит в нас тех, кто хотят облегчить латинизацию и полонизацию восточных народов. В Божьих руках – будущее народов, но даже  если бы Польше была дана свобода поглощать  (съедать)  народы, то пусть она этого не делает, потому что все равно не переварит, а только получит много ран, как это было в прошлом . Идем во имя святой любви – и тогда зарубцуются язвы и прекратятся недоразумения, ибо, что было когда-то, тому нет места сегодня» 310 . В итоге победили иезуиты – были признаны все права «восточного обряда» и решено не пугать православных словом «католик». Словом, победило Православие – победила жизнь. Резолюции оказались весьма бледными: нужно устроить семинарии, нужно издавать учебники богословия, нужно издать специальный журнал, посвященный унийным вопросам. Нужен епископат «восточного обряда». 1–3 сентября 1931 года проходила II конференция. Это было пышное собрание. На ней присутствовало 5 епископов: Н.Чарнецкий – (желание первой конференции было удовлетворено) оказался епископом «восточного обряда». Митрополит Ропп, епископ Пшездецкий, Лукомский из Ломжи, Лозинский. Были получены приветствия от папского нунция Мармаджи, секретаря конгрегации для Восточной церкви, кардинала Синцеро, председателя Русской коллегии д’Эрбиньи. Кроме епископов присутствовало 52 человека и 33 семинариста. Было оглашено большое письмо д’Эрбиньи. Доклады общего характера сделали: о. Я.Урбан «Современное состояние православия». Ксендз И.Свирский «Главные различия католичества и православия в системе нравственного богословия». Ксендз Т.Галущинский «Права целибата в восточных церквах». А.Ищак «О способах оживления евхаристического культа в восточном обряде». Кроме того, о. Я.Урбан говорил на тему «Метод миссионерской работы среди православных». Все это было, в общем, повторением того, о чем и ранее много писалось и говорилось. После конференции пришло приветствие из Рима через статс-секретаря Пачелли 311 . В резолюции главное внимание было обращено на оживление практики евхаристии, хотя и способами «строго приспособленными к «восточному обряду " », но постановили просить св. Престол о восстановлении «особого праздника Св. Евхаристии». Митрополитальное «Слово» правильно заметило, что это – первая ласточка надвигающейся на «восточный обряд» латинизации 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Писания, запечатленное в употребление св. Духом, кормчим св. Церкви, усвоенное всей Восточной Церовью и в ее «Последовании св. Елея» получившее обязательную силу правила или закона обрядового. В большее подтверждение истинности сего положения, укажем на то, что седмиричное число, в разных сочетаниях, употреблялось в древности и в Западной Церкви при Елеосвящении. Пеллиций свидетельствует, что литургический обряд помазания на Западе, с VII в. и почти до XII в., повторялся над больным сряду в течение семи дней, как это видно из всех почти Обрядников того времени, приведенных у Martene и Menardi, u kaждый раз больной помазывался елеем 133 . Но, ведь, это есть совершенно тоже, что, в те же столетия делали, только в один день и за один раз, в Восточной Церкви семь пресвитеров. С VII в., а по другим – с конца IX в., в Западной Церкви постоянно употреблялись при елеопомазании семь покаянных псалмов 134 . В книге: Pontificale Tilianum, VIII в., обряд помазания состоит из седми молитв, за исключением заключительной. Семъ молитв положено было, также, в Сицилийском сакраментарии. По Медиоланскому последованию св. Амвросия, VIII в., св. елеем помазывались семь главных членов болящего 135 . Все это доказывает, что употребление седмеричного числа при Елеосвящении вовсе не было обычаем одних греков. Очевидно, число сие в глубокой древности соединялось с чином св. Елея, было общим у восточных и западных, и в латинском чине осталось в семи покаянных псалмах 136 , а у нас олицетворялось в седмисвященстве. По «Требнику» Коптов, отделившихся от Православной Церкви, предписано также, что при Елеосвящении могут присутствовать семь священнивов 137 . В Восточной Церкви институт седмисвященства сделал большое влияние на развитие и установление литургического чина Елеосвящения. В сообразность сему институту, в богослужении таинства, кроме акта освящения елея и первого помазания им, образовались шесть особых чинов елеопомазания, из которых каждый состоит из апостола, евангелия, ектении, молитвы о болящем и помазания его, с произнесением другой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Возникновению, историческому развитию и отношению разных слоев христианского мира к «восточному обряду» и посвящена настоящая книга К.Н. Николаева. Книга эта заслуживает самого внимательного отношения. Ее надо не только прочитать, но и хорошо запомнить содержащиеся в ней уроки. Автор по своему прошлому и своему положению имел возможность наблюдать очень многое и составить себе ясное представление о работе римокатолических миссионеров в Польше и России. Юрисконсульт Варшавской митрополии в течение ряда лет, близкий наблюдатель всего совершавшегося в пределах Польши, свидетель разрушения многих десятков православных храмов (о чем, кстати, не принято вспоминать и неловко говорить в наше время компромиссов с разными видами зла), борец за гонимое Православие в той же Польше и благодаря всему этому прекрасный знаток всего дела, К.Н.Николаев зорко следил и за развитием любвеобильной попечительности римских апостолов в среде отколовшихся от Рима «схизматиков». Книга Николаева «Восточный обряд» особенно ценна потому, что она составлена не из обывательских впечатлений и переживаний, всегда личных и потому небеспристрастных, а на основании документов. Из накопленных в течение долгого ряда лет фактов, непосредственных впечатлений, вырезок из польских газет, итальянских католических журналов, официальных распоряжений Рима, разбросанных повсюду в повременных изданиях и потому уже забытых, К.Н. Николаевым восстановлен любопытный и очень поучительный исторический фильм, из которого выявляется вся сущность «восточного обряда», как пропагандистского средства Рима. Кроме того, книга воссоздает яркую картину нескольких печальных «обращений» православных священников в латинство и обратное затем их движение к Православию. Одной из интересных и поучительных подробностей этой книги является соревнование римских сторонников «восточного обряда» с польскими методами чистого обращения в католичество. Как оказывается, польские иерархи и администраторы боялись в «восточном обряде» средства русификации, что в глазах имперской политики Рима не могло не казаться мелочным провинциализмом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Рслигиозный смысл этого обряда, очевидно, состоял в том, чтобы благословить дом и живущих в нем, даровать им мир, оградить от всякого зла, наветов, и освятить. В XVII в., обряд сей еще существовал в России и употреблялся даже при совершении общего Елеосвящения на страстной неделе в монастырях. В (иноческом) Потребнике 1639 г. сказано, что в великую субботу, после общего елеопомазания монастырской братии, св. Елеем помазывались спичками крестообразно совне двери, внутри же – все стены монастырских келлий 489 . Однако же, обряд помазания жилищ в Восточной Церкви не был повсеместным. В чине, напр., блаж. Симеона XV в., о нем не упоминается. В Западной Церкви, окропление св. водой больного, его постели и присутствующих, и ныне крестообразно совершается, перед началом обрядов елеопомазания, с произнесением: окропиши мя (Пс. 50:9) и проч. 490 . В Восточной же Церкви, окропление св. водой никогда прежде не употреблялось, а помазание дома св. Елеем вышло из практики и в нынешнем «Последовании»» не положено: ибо обычай сей, явным образом, не согласуется с существом таинства. 4) О том, чем, т. е., каким орудием, должно совершать елеопомазание Чтобы совершить помазание, нужно елей из сосуда, в котором он освящен, перенести на тело недужного. Как же совершалось это перенесение в древности и как совершается ныне? В глубокой древности, когда практиковалось помазание всего тела недужных через возлияние на них св. Елея, не требовалось для сего действия никакого посредствующего орудия. Пресвитеры прямо из сосуда изливали св. Елей на больных, как это ясно выражено в чине Теодульфа VIII в. 491 После сего, возляние заменено было помазанием отдельных органов тела. Тогда потребовалось орудие для перенесения св. Елея из сосуда на тело больного человека и для помазания сим орудием телесных его органов. Несомненно, что таким орудием, поначалу, были руки совершителей таинства. Пресвитеры брали св. Елей из сосуда или одним указательным пальцем (δχτλω), или двумя перстами правой руки, и ими помазывали св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

«Правительство Керенского, – меланхолически добавляет автор, – мало чем было лучше царского» 67 . Это неудовольствие католического духовенства проистекало, главным образом, в силу первоначального отказа Временного правительства признать «восточный обряд» 68 . Католическая пропаганда в России, если и не достигла значительных результатов, то к моменту революции наметила кое-какие пути и установила методы. Послушаем, что по этому поводу говорит арх. Каревич, бывший профессор Императорской Петербургской духовной римско-католической академии, а с 1914 по 1921 год – епископ Ковенский. «Движение по привлечению русских к католичеству генетически связано с тем моментом, когда в только что открытую духовную семинарию в 1879 году был приглашен профессором и духовным руководителем ксендз Константин Маевский, из виленской епархии, человек большой ревности и горевший Божьим духом» 69 . В своих воспитанников К.Маевский вселял не только католический дух, но и отвращение ко всему, что является схизматическим или правительственным. В следующем году уже 26 священников-академиков присоединились путем выдачи временных обязательств к указанному «апостольству» 70  или, проще говоря, совращению православных. Особенной ревностью отличался некий Жмудяк Ломсаргис, настоятель прихода в Нарве. Он часто приезжал в Петербург и своей «идеей апостольства» среди русских увлек между прочим священников Жыскара и Зельбу. Жыскар особенно помогал Ломсаргису. Он был викарием в костеле св. Екатерины в Петербурге. «Пользуясь, – эпически повествует арх. Каревич, – дряхлостью настоятеля костела св. Екатерины, Шкилондза, восьмидесятилетнего старца доминиканца, кс. Жыскар составлял акты браков и крещений новообращенных, вписывая их от имени кс. Шкилондза, будучи уверен, что даже русское правительство не станет применять суровых мер воздействия в отношении старца, стоящего на пороге гроба» 71 . В результате такого пастырского делания правительство потребовало убрать Жыскара и Зельбу. В таком же роде действовали и другие лица.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Кроме того, конгрегации для восточной церкви поручено издание литургических книг византийско-славянского обряда, которые, таким образом, различаются от книг, употребляемых в Восточной Галиции. Еще ранее того во Львове была организована комиссия для пересмотра и издания книг греко-католического обряда. Конгрегация для восточной церкви чрезвычайно обширна, она включает в себе около 20 кардиналов под председательством папы. В нее входил кардинал-примас Польши Хлонд. Консультантами были епископы Пшездецкий и Шелонзак. В нее проник также и П.Бучис. Русская комиссия была более или менее прилично похоронена 340 . Засим произошла перемена и на посту секретаря конгрегации для восточной церкви. Ее секретарь, кардинал Синцеро, умер, и четыре месяца спустя старый сотрудник папы, помощник ватиканского библиотекаря Евгений Тиссеран был назначен секретарем конгрегации, об этом появилось официальное сообщение 19 июня. 18 июня Е.Тиссеран был введен в коллегию кардиналов. Папа так мотивировал честь, оказываемую будущему секретарю конгрегации для восточной церкви: «Пусть увидят и осознают все глубокий и проницательный интерес папы к Восточной Церкви, занимающий всю его душу и на всю жизнь, посколько Господу будет угодно продлить последнюю». Кардинал Тиссеран родился в 1884 году в городе Нанси, – в Лотарингии. Нанси – город клерикальных традиций. 24 мая 1871 года здесь был расстрелян коммунарами парижский архиепископ Георгий Дарбуа. Е.Тиссеран получил образование в лицее св. Сигизмунда и духовной семинарии. В 1904–1905 гг., то есть 21 году от роду, он совершает свою первую поездку в Палестину при поддержке доминиканцев и изучает там рукописи. Он окончил затем Католический институт в Париже со знанием восточных языков – еврейского, сирийского, арабского, эфиопского и ассирийского. Он получил сан священника в 1907 году, был вызван в Рим и оставался там до 1913 года, преподавая в университете св. Аполинария ассирийский язык и состоя хранителем восточных рукописей Ватиканской библиотеки. В 1910 году он был командирован в Миланскую библиотеку и там встретился с А.Ратти, директором библиотеки – будущим папой Пием XI.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

В Риме существуют разные папские университеты. Я ходил в Григорианский университет, где преподавали иезуиты. Я занимался два года философией, и три года богословием. Я должен сказать, что обучение там имело не очень строгий режим. До этого все семинаристы ходили в университеты в подрясниках разных цветов. Были и красные, и фиолетовые, и голубые — в зависимости от колледжа. Но в мое время этого уже не было. Мы ходили в «гражданке». Философия была достаточно либеральная. Мы проходили всю историю философии, даже Ницше и Маркса. Разумеется, мы не изучали марксизм, но изучали материализм. Богословие у нас было еще более либеральное, что мне не очень нравилось. Хотя, конечно, Рим нельзя сравнить с Германией. В Германии богословие намного более либеральное, чем в Риме. В католическом богословии все очень ясно. Определение, уточнение и так далее — это мне нравилось. Но то, что вы думаете про католическое образование сегодня, это совсем не так. Многие русские считают, что в католических школах ещё существует схоластика. Это уже давно не так. К сожалению, может быть, потому что, по крайней мере, была система. Сегодня системы уже нет, все изучают понемножку. Изучают и Отцов Церкви, и Средние века, изучают очень многих немецких богословов — и получается такая смесь. Раньше было иначе. В Риме ещё есть университеты, где можно заниматься наукой системно, например, в Анжеликум, где преподают доминиканцы. Но у григориан такого не было. Я всегда знал наизусть молитвы по-церковнославянски, я сам занимался церковнославянским и русским языком. Потом я стал служить по восточному обряду. Я очень любил восточный обряд, но здесь в монастыре я вижу, что этот восточный обряд хотя не был униатским, как служат западные украинцы, но все-таки отличался от обряда, по которому служат в Москве. Здесь очень много нюансов, которых там нет. И поэтому для меня приехать в Москву и перейти в Православие не стало большим изменением, по крайней мере, внешне, я уже привык к этой традиции, молитвам и, в некотором смысле, образу жизни.

http://pravmir.ru/ieromonah-konstantin-s...

Пение тропаря: «Благообразный Иосиф», после положения Плащаницы на приготовленном месте, будет гармонировать и с самым содержанием тропаря, в котором говорится, что благообразный Иосиф, сняв с древа Пречистое тело и обвив его чистою Плащаницею «во гробе нове покрыв, положи». Эта практика, или обряд выноса Плащаницы на вечерни, при пении стихир на стиховне, заслуживает полного внимания со стороны нынешних духовных властей и священников не только потому, что умилительная картина несения Плащаницы на головах священников, при стройном мелодичном пении возвышенных и прекрасных стихир на стиховне, производит на молящихся глубокое религиозное впечатление, которое задевает за самые чувствительные струны их сердца и вызывает у них искренние слезы, но и потому еще, что этот обряд вполне согласен с практикою Церквей восточных, от которой наша богослужебная практика находилась в полной зависимости в течение всей истории богослужения в нашей Церкви и от влияния которой, хотя и негласного, не освободилась, как показывает и описываемый нами обычай, доселе. Данная практика, будучи во многом согласна с практикою Церквей восточных, одобрялась и знаменитейшим первосвятителем русской Церкви покойным митрополитом Московским Филаретом (Моск. епарх. ведом. 1876 г. 50 стр. 441), многими русскими иерархами, издававшими своя распоряжения относительно настоящего обычая, когда вынос Плащаницы приходилось делать не праздник Благовещения, случающийся в Великую Пятницу (Литов. епарх. вед. 1877 г. 9 стр. 67; Изв. по Казан. епарх. 1877 г. 1 стр. 15; 3 стр. 64; Моск. епарх. вед. 1870 г. 14; Астрах. епарх. вед. 1877 г. 10; Яросл. епарх. вед. 1877 г. 2; Тавр. епарх вед. 1877 г. Мин. епарх. вед. 1877 г. 2, Рязан. епарх. вед. 1877 г. 14; Харьков. епарх. вед. 1877 г. стр. 168; Смолен. епарх. вед. 1877 г. 4; Сам. епарх. вед. 1877 г. 5; Тамб. епарх. вед. 1877 г. 5; Тульск. епарх. вед. 1877 г. 4) и, наконец, даже официально утверждена с некоторыми особенностями Св. Правительствующим Синодом в 1855 году особенным указом (Никольск.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

При диспенсации от канонической формы бракосочетания женщины-католички с мужчиной-мусульманином важно добавить следующий пункт: «чтобы согласие было лично изъявлено обеими сторонами» (dummodo consensus ab utraque parte personaliter manifestetur). Таким образом, публичной формы бракосочетания недостаточно, если из неё исключено участие женщины, согласие которой изъявляет Вали, т.е. её брачный прокурор, а не сама женщина, как это до сих пор практикуется в некоторых мусульманских странах. 6.3. Запрет двойного обряда бракосочетания Эта норма является самоочевидной: брачное согласие не может быть выражено дважды. Если однажды оно было высказано, то брак состоялся. Другое изъявление согласия, сделанное в присутствии религиозного служителя другой стороны, следует считать недействительным. Однако не запрещается, чтобы на католическом бракосочетании присутствовал служитель некатолической религии, читающий благословляющие молитвы до и после изъявления согласия, данного служителю-католику. Но ни в коем случае не допускается, чтобы двое священнослужителей вместе испрашивали изъявления согласия. 6.4. Литургический обряд заключения смешанного брака Как правило, обряд заключения смешанного брака совершается во время Литургии Слова, а не на Мессе, если только католическая сторона не пожелает обратного. Если брак заключается на Мессе, то в отношении причащения супругане католика должны соблюдаться нормы кан. 671 ККВЦ и кан. 844 ККП. Христиане-некатолики восточного обряда могут причаститься у священнослужителя-католика, поскольку в православных Церквях существуют таинства священства и Евхаристии в силу апостольского преемства. Христианам-некатоликам, не принадлежащим к восточному обряду, в конфессии которых отсутствует таинство рукоположения, приобщение к таинствам разрешается только в случае грозящей смерти или по решению диоцезального Епископа, если к этому вынудит неотложная необходимость, если христианин-некатолик проявит католическую веру в отношении обряда Евхаристии и будет должным образом настроен. 6.5. Смешанный брак в некатолических Церквах восточного обряда

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010