их Comm zu d Ps) и особенно у Делича в его Symbolae ad Ps illustrandos isagogicae (2 стр. 40). 893 См. напр. толкование на 104-й псалом св. Афанасия и бл. Феодорита. Согласно с отцами церкви и наш отечественный толкователь псалмов Преосв. Ириней (см. его Толков. на 104-й Пс.). В нашем церковном уставе 103-й Пс. также не входит в число 20 хвалитных псалмов, которыми считаются имеющие в себе в начале, или в конце «аллилуиа» (ср. о псалмах хвалитных в Воскр. Чт. 1833/2 51); да и у самих Евреев, не смотря на свое окончание в еврейском тексте словом он не входит в число соответствующих нашим хвалитным псалмов, называемых (см Tractat Sofrim, c 18, параграф 2). 895 Из анонимных по евр. тексту псалмов, кроме тех, которые мы приписали Давиду, у 70-ти и в нашем славянском надписываются его именем еще следующие 12-ть: 42, 66, 90, 92–99 и 136; кроме того из надписанных в евр. тексте именами других писателей усвояются ему же четыре псалма: 41 (в одном слав.) и 45 (только у 70-ти) – сынов Кореевых; 71–Соломонов и 77–Асафов (только в греч). Те же псалмы, за исключением 99, 41, 45 и 77 приписываются Давиду и в Вульгате, и почти те же, с исключением некоторых и частью с прибавлением других, и в переводах сирском, арабском и халдейском (см. Herbst Einleitung in d Ps 2. 2 S. 202 и Biblia Polyglotta, ed Walton Lond 1657). 896 Тому же мнению большинства следуют и наши русские богословы. См. русск. пер. Пс. Митр. Амвросия, Библ. Общ. и Синод. изд. 1871 г., Толк. Преосв. Иринея Псковского и Палладия Еп. Сарапульского, Обозр. Пс. Павского (стр. 32), Предизображение И. Хр. в В. З. – Смирнова (М. 1852 г стр. 122). Руковод к послед. чт. уч. кн. В.З. – 10 Орды (Киев 1871 г.) и др. 902 Мы не беремся с точностью определить подлинный смысл замечания: «окончились молитвы Давида…»; да такое определение в настоящее время и невозможно, также как невозможно решить, кому принадлежит такое замечание, собирателю ли оканчиваемой им части Псалтири, который, быть может, хотел чрез то означить только конец составленного им сборника песней, известных вообще под именем Давида, как преимущественного их писателя и отца псалмопения, или же собирателю следующих за тем псалмов, поставившему себе задачею пополнить прежние собрания по преимуществу Давидовых песней песнями других певцов и, может быть, действительно не имевшему у себя под руками псалмов Давидовых; так как единственный в 3 части Псалтири ( Пс. 72–88 ) Давидов псалом 85-й мог быть внесен в него при позднейшей редакции Псалтири на основании упомянутого выше закона сродства в содержании его с предшествующим ему и последующим за ним псалмами (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

337 Потому Вольтер (Bible explice) напрасно, с обыкновенной своей скромностью, говорил, что Ньютон опроверг Моисееву систему о свете незивисимом от солнца. Столько же набожный, сколько и умный, Ньютон и на ум не имел подобного неумного замысла. 338 Штраус, Glaub. 1, 622. Впрочем и Штраус сознаётся, что затруднения, выставлявшееся из астрономии против Моисея, побеждены S. 623. Вероятно, успех астронома – Вольтера (пр. 43) расположил Штрауса к такому сознанию; может быть у Штрауса была на уме и история дендерского зодиака, бывшая когда-то очень шумной. (Воскр. чт. 1863 г. стр. 1215. 1216. Cuvier Discours sur les revolutions du globe 9: 335–385. Biot Recherches sur pluiseurs points de la astronomie epyptienne. Paris. 1823). 341 Знаменитый естествоиспытатель Броньяр говорит: «мы сошли с земной поверхности, дабы сколько можно глубже проникнуть во внутренность земли. Но сравнивая глубину, до которой мы достигли, с длиной земного поперечника, находим, что едва разрыли мы только земную поверхность и что скважина, сделанная иглой на лаковой оболочке глобуса, гораздо глубже, нежели величайшие углубления наши, какие сделаны во внутренности земли». Gebirg Formationem d. Erdkunde, s. 365, 1830. 342 В доказательство не раз повторявшегося преобразования нашей планеты Юсте и другие указывали на свойство земли близ Модены. Там в глубине 15 ф. находят остатки древнего города; глубже земля смешана с растениями; а в глубине от 25 до 60 ф. пласты земли и мела сменяются между собой и в первой попадаются деревья; наконец в глубине 60 ф. видят раковины. Но а) окрестности Модены доселе подвергаются извержениям огня:·в 1837 г. апр. 12 Лукка и Модена испытали сильное землетрясение; б) остатки животных доселе живущих, находимые в глубине земли, доказывают собой, что перевороты у Модены случились в недавнее время. И, однако, это выставлялось против Моисея. Шуберт Urwelt s. 353–358. 1822. Северная пчела 1837 г. 89. 343 Шуберт, Urwelt s. 343 – 356. Вашер, Geschichte d. Urwelt. s 237. 238. I.iepz. 1845 Христ. чт. 1859 г. 2, 187 – 194.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1312 См. Толков Иринея Псковского по 1-му изданию; также статьи: «Пророчество Давида (?) о Мессии в 44 Пс.» (в Воскр. Чт., 1856/7 г 38), «Учение о Лице И. Хр.» (в Прибав. к Тв. Св. Оо 1847 стр. 404); «Рассмотр. мест из В З., приводим в посл. к Евреям» в Упражнениях студ. СПБ Ак Ч 3 стр. 326); «Объяснение 44-го псалма» в Прав. Соб. 1866 г. (ч. 3 стр. 36–47), и статью Полотенова: «Мессианское значение типологических псалмов» (Чт. Общ люб. Дух. просв. 1872, 10–12), хотя данное 44-му псалму в заглавии последней название «типологического», иначе прообразовательного, требует признать, что Мессианское значение этого псалма не исключает исторического типа, под которым псалмопевец представляет образ грядущего Мессии, как определяются такого рода псалмы у Павского, на которого определение пред тем только сослался Полотенов 10 стр. 201. Ср. и 11–12 стр. 309). Из иностранных: Michaelis, O v Gerlach, Toluck, Hengstenberg и др. 1313 См. Scr S curs compl T 15, p. 441 и Zur Theologie der Psalmen v Kurtz 1865. Dorpal S 46 ff Преосв. Ириней Псковский доказывавший в первом издании своего Толкования псалмов исключительно пророчественное отношение псалма к Мессии, в последующих изданиях также соглашается допустить при этом и смысл буквальный о Соломоне. См. по 4 изд. М. 1823 Ч. 1 стр. 600 и дал. 1314 Таковы напр. догадки De wette и Rosenmullera (в церк. изд. его коммент.), которые на основании только употребления о невесте царя слова как назывались впоследствии персидские царицы ( Дан.5:2, 3 , Неем.2:6 ), предполагали, что псалом написан был по поводу брака какого-нибудь из царей персидских, или – Olshausen a, который еще более произвольно поводом к написанию считает брак Сирийского узурпатора Александра Балиса с египетскою принцессою Клеопатрою ( 1Мак.10:57 и дал.). В таком же роде мнения Hitzig и даже Delitzsch, из коих первый относит псалом к браку нечестивого Израильского царя Ахава с Тирской принцессою Иезавелью, а последний – к браку сына и наследника Иосафатова Иорама с дочерью Ахава Гофолиею, бывшему впрочем задолго еще до вступления Иорама на престол (ср. 2Пар.18:1–2 и дал. с 4Цар.1:17 и 3:1, 8:16), тогда как псалом воспевает действительного, могущественного и славного царя. Оба последние мнения основываются главным образом на том, что в псалме упоминается о дворце из слоновой кости, какой по истории известен только у Ахава ( 3Цар.22:39 ), и о принесении царице даров от Тира, что хотят объяснить происхождением Иезавели, а чрез нее и Гофолии, из Тирского царственного дома. Существуют в том же роде и другие предположения о происхождении Пс., из коих некоторые приводятся в Scr S curs compl T 15 p. 441.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Павского, встречаем потом в литографированных уроках по Св. Пис. в Спб. Д. Ак уже в конце 60-х годов, т.е. незадолго до последнего преобразования Академии. Кроме того, от времени 60-х же годов у нас имеются списки уроков о Псалтири еще из одной академии и 5 семинарий, и все они представляют довольно сходное между собою сокращение обозрения пс. Павского с весьма немногими изменениями (ср. Замечания о лекциях ко Св. Пис. в академиях и семинариях за тоже время – в Листке дух. библиогр. при Воскр. Чт. 1873 г., стр. 122 и 138). В первое время по введении нового устава в дух семинариях существовавшие в них уроки о Псалтири, равно как и о других кн. Свящ. Пис., заменены были кратким обозрением их, какое находится в изд. в 1861 г. «Пособии к доброму чтению и слушанию Слова Божия», свящ. В. Смарагдова; но находящееся в этой книге обозрение Псалтири, умещающееся на 3 стр. жиденькой печати, при совершенном отсутствии научного характера, без преувеличения можно сказать, представляет какую-то жалкую пародию на обозрение Псалтири, состоя лишь из выписок: о важности и пользе чтения Псалтири – из известного послания св. Афанасия Алекс., и о различных родах песней Псалтири – из предисловия к киевск. Изд. Псалтири Варлаама Голенковского. А что касается до кратких библиологических и экзегетических замечаний о Псалтири в других отделах названного Пособия, то они большей частью полны грубых ошибок. 63 Впервые напечатано в чт. Общ. люб. дух. просв. 1873 г., 1. По подписи: «8 июля 1820 г.» составление этого толкования относятся к пребыванию Филарета на Тверской архиер. кафедре. 64 См. Указатель мест Псалтири, истолкованных в его словах и беседах по изд. 1845 г., в Тр. Киевск. Дух. Акад. 1868, Март, стр. 601. 66 Так на стр. 196 усилие указать историч. повод к написанию псалма он называет бесполезным любопытством и даже словами св. Кирилла Иерусалимского старается доказать, что и не следует усиливаться открыть то, что прямо не написано в Слове Божием. Под. обр. и на стр. 300. 71 Это собственно беседы из псалма: «на реках вавилонских», говор в Петрозаводском Соборе (Спб 1849 г.); но по точности, краткости, ясности и простоте изложения назидательности они могут быть справедливо поставлены в ряду лучших толкований Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Дщерь (дочь) Авраамову, т. е. природную еврейку (сл. Мф.1:1 ). Связа сатана. Сатана, – злой дух, князь бесовский (чит. в объясн. 2 и 8 ст. 4 гл.) Связа, т. е. наслал на нее недуг скорченности, по которому она, подобно связанному, не может распрямиться и действовать свободно. Скорченная женщина не была собственно бесноватою, но Бог попустил злому духу наслать на нее болезнь, подобно как попустил ему сделать то же с праведным Иовом. «Всякий из нас связывается узами грехов своих, пишет св. Амвросий Медиоланский . Вяжет нас узами обольщение плоти; узы для нас – сребролюбие, узы – гордость. Есть и узы диавола, который связывает нас узами беззаконий: таковы узы блуда и прелюбодейства, узы вероломства, когда изменяют и брату, узы жестокости, когда убивают иногда и сотоварища. Сими узами связанный склоняется так, что не может возвысить души своей, не может поднять взоры ума своего к небу, если Господь не скажет ему: отпущен ты от недуга твоего и даром Своего благословения не воздвигнет его. (Воскр. Чт. г. 24). «Плачевно состояние скорченного человека, лишенного возможности прямо стоять и ходить, и кверху смотреть, поучает другой дух. писатель. Словно это – не человек, а четвероногое животное. Не менее жалкое состояние души, грехами доведенной до скотоподобия. Скот знает одни Физические потребности: есть, пить, спать, двигаться, родотворить. Есть и люди, которые забывают, что они – люди, и живут по скотски, благо жизни поставляют в удовлетворении одних чувственных потребностей – в еде и питии, во сне, также в светских развлечениях, не всегда невинных. Можно сказать, что скотоподобные люди даже хуже скотов: эти знают меру и время, а те – нет. Скот сыт, и больше не ест, по утолении жажды не пьет. Но люди пьют и едят и по удовлетворении чувства голода и жажды – собственно для услаждения гортани; скоты в известное время удовлетворяют побуждение к родотворению. Люди скотоподобные не ограничивают себя в этом отношении никаким временем. Бедная душа, доведшая себя до подобного состояния! Пойми твое унижение, пойми, что плотоугодники, забывающие о Боге, суть игралище той же злой силы, которая 18 годов держала в своих оковах скорченную женщину; вспомни, что ты создана не для земли, а для неба. Принеси Господу раскаяние и припади к Нему с мольбой, дабы Он исправил тебя и ты могла ходить прямо по стезям Господним». (Душ. Чт. 1880 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

26 По мнению Монфокона, этот синопсис явился не ранее половины 5 века и не может принадлежать св. Афанасию (Coll. N. Patr.Graec. T. 6, p. 368. Paris, 1835. См. также Историч. учение об отцах церкви Филарета Т. 2, стр. 62–3). Русский перев. его из сокращенной редакции в Христианском Чтении 1841 года. 30 Бес. Его на 6 пс. на гр-лат яз изд. Комбефизом в т. 1 Auctarii nov. Par. 1648; в слав. пер. имеются в ркп. Торжественник 1524 г. М. Дух. Ак., Толст., 1, 31 и 384. Бес. На 6-й пс. пер. и на русск. яз. в Душ. Чт. 1869 г. Т 1, стр. 199. 32 По словам Делича (die Psalmen, S. 37, 1867 г.), в полном составе эти катены хранятся еще в рукописи на Афоне; в извлечении же изданы Фолкманом 1601 г. Не они ли изданы Кордерием в его Expositio partum Graec. In Psalmos, Antverpiae, 1643, и потом переведены у нас Максимом Греком под именем Толковой Псалтири? (См. зам. 7 об этой Псалт). 33 На греч. яз. издано Venet. 1754–63. T. 4; на Латинском Paris, 1562; на обоих языках вместе изд. Migae в Patrolog. Curs. Compl. T. 128, 1864. С 1873 г. Толкование Зигабена на Псалтирь небольшими отрывками переводится и на русск. яз. в Воскр. чт. 34 По замечанию Востокова, перевод Псалтири с толкованием Афанасия сделан в самой глубокой древности: ибо имеется в пергаментных списках 11 и 12 вв., каковы напр. списки, хранящиеся в И. Публичной Библиотеке, – бывший митр. Евгения 11 в. Из 10 пергам. листов и другой тоже неполный 12 в. (См. Опис. Румянц. Музея. 331). Древнейший список перевода Феодоритова толкования относится к 15 веку, но в языке его, сохранившем следы древнегоболгарского наречия, есть несомненные признаки, что перевод сделан не позже 11 века (см. там же, 334). 35 Описание этой Псалтири см. в оп. рукоп. Моск. Синод. Библ. отд. 2, 76, стр. 90 и дал. Кому принадлежит первоначальное составление толковой Псалтири, с которой сделан перевод Максима Грека , неизвестно. Близкое сходство с Кордериевым изданием (сравнения обоих см. в опис. Рукоп. Москов. Синод. Библ., отд. 2, стр. 91–94) дает предполагать, что это лишь несколько переделанный кем-либо свод толкований на псалмы одного и того же составителя, может быть, Никиты митр. Ираклийского (Серрского), на толк псалмов которого уже Дмитрий Толмач ссылается, как на переведенные вместе с толкованиями Василия В. И Григория Нисского (см. опис. рукоп. Москов. Синод. Библ. отд. 2, стр. 102), между тем как отдельно его толкований мы не встречаем ни в одном из древних списков, и имя его не упоминается между толкователями наряду с названными отцами, которых толкования мы в первый раз получили в перев. Максимом Толк. Псалтири (См полный список толкователей этой Псалтири – в москвит. 1842, 11, стр. 66, примеч. 57).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Этот принял его с отверстыми объятиями и сказал, что он и за малые знаки дружбы заплатит ему истинным усердием, проводит его до самого царя и будет там ходатайствовать за своего друга. Изъяснение. Первый друг есть богатство, которое оставляет нам в час смерти одни погребальные одежды; второй друг – наше семейство и сродники, которые провожают нас до гроба; третий друг есть вера с делами добрыми: он один истинный помощник нам за гробом (из «Воскр. чт.»). 11. Будьте всегда готовы к смерти Св. Златоуст, объясняя слова Евангелия: «будите готовы: яко, в он же час не мните, Сын человеческий 58 приидет " ( Лк. 12:40 ), так говорит: «Для того говорит Он им сие, чтобы они бодрствовали и всегда были готовы; желая, чтобы они всегда были готовы к сретению Его и всегда добродетельны, сказал им, что приидет тогда, когда и не ожидают Его. Если бы люди знали, когда умрут, то, без сомнения, позаботились бы о сем дне 59 ». Он же, толкуя слова св. апостола: «день Господень, яко тать в нощи, тако приидет» ( 1Сол. 5:2 ), говорит: «Если же хотим знать, для чего сокрыт этот день и почему «якоже тать в нощи, тако приидет», то я, как мне кажется, справедливо скажу вам: никто никогда во всю жизнь свою не стал бы заботиться о добродетели, если бы этот день был известен и не был сокрыт; но всякий, зная последний день свой, совершал бы безчисленные преступления, и уже в тот день приступал бы к купели, когда бы стал отходить от мира сего 60 ». 12. Предсмертное приготовление человека Предсмертное приготовление человека и напутствование его в жизнь вечную таинствами покаяния, причащения и елеосвящения так важно, что решает его вечную участь. Относительно этого предмета выслушайте следующее глубокознаменательное происшествие, разсказанное в житии св. Севира. Св. Севир жил в Италии в 6 веке по Р. Христове близ города Тудерта. Он был высоко-благочестивой жизни и в сане священника исполнял долг своего служения с великою ревностию. Случилось однажды, что некто из его прихожан сильно заболел и, желая пред смертию очистить душу свою покаянием, послал к Севиру, чтобы он пришел к нему исповедать и причастить его св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Безусловно прилично просить только духовных благ: покаяния, сохранения решимости жить хорошо, разумения воли Божией, молитвы, терпения и проч. О внешних же благах всегда надлежать молиться условно, а еще лучше, – предавая свою участь в волю Божию». (Еп. Феофан). III. Третья причина, почему наши молитвы не бывают услышаны Богом, та, что мы преступаем заповеди Божии. «Ты требуешь и хочешь узнать, – говорит пр. Нил, – есть ли плоды от молитвы людей богобоязненных, а сам, между тем, не представляешь, что Бог ищет и требует от тебя плода Своих заповедей. Ты хочешь, чтобы Бог скоро внимал молитве твоей, а сам преступаешь заповеди Его. Если ты будешь повиноваться Ему, то Он услышит тебя; повинуйся Его законам, и Он примет твои молитвы. Не повинуясь Его заповедям, ты то делаешь, что, если и святые будут молиться за тебя, не будут услышаны». (кн. 3, пис. 37). – «В книге Исход сказано, – говорит еще тот же св. отец, – что «егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль... Амалика» ( Исх.17:11 ). И ты, если, воздвигая свои руки к небу, не будешь питать зла против брата твоего, будешь молиться за обидевшего тебя, получишь помощь в борьбе с дьяволом ; но если ты сердишься на ближнего твоего, обвиняешь его и злословишь, то руки внутреннего твоего человека опущены к земле, хотя ты молишься с воздеянием рук и обращением очей к Богу; посему молитва твоя не будет услышана, потому что руки твои, по словам Господа, исполнены крови братней; ибо что смертоноснее злопамятства? Итак, покаемся, по заповеди Господней, покаянием и чистыми молитвами очистим себя от злобы». (Кн. I. письм. 4). – (Воскр. чт. 1880 г. 33 стр. 359–360). IV. Многие, оскорбивши ближнего своего и с ним не примирившись, к Богу в молитве приступают: таковых суетна и тщетна есть молитва. «Когда не оставляешь сердечно ближнему твоему, то словом только и устами, и потому лицемерно молишься, и тако молитва твоя не только не пользует тебе, но и в грех обращается. Бесполезны тогда все твои воздыхания и слезы. Воздевавши руце твои к Богу? Но не оскверняешь ли их граблением, хищением и прочей неправдой? Призываешь устами твоими святое и страшное имя Божие? Но не порочишь ли их злословием, клеветою, осуждением, лестью, ложью и прочими пороками? «Ищешь у Бога милости? Но сам милуешь ли ближнего твоего, тебе подобного человека? Говоришь к Богу:Услыши, Господи! Но сам не затыкаешь ли ближнему твоему, просящему у тебя? Что бо молитва без милости? Как глас без силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2-й. Вот надписание псалма: «Псалом Давыдов: всегда приити к нему Нафану пророку внегда вниде к Вирсавии, к жене Уриеве». Это по Псалтири, напечатанной в 5-е лето патриаршества Филарета Никитича. Это надписание научает, по какому случаю написан 50-й пс. История сего случая в 12 гл. 2-й кн. Царств. Св. Григорий Двоеслов говорить: «Известна история, из которой заимствовано это надписание. Давид, пленясь красотою Вирсавии, жены Урии, не только совершил с нею плотский грех , но и, убивши мужа ее, сделал ее своею женою. Когда же пришел к нему пр. Нафан и, приведши подобие, взятое от овец, осудил его собственным судом, не только не захотел скрывать или извинять греха, но, сознавшись в оном, обратился к горькому плачу покаяния. Впрочем, в самом псалме нисколько не упоминается об этой истории, а представляется одно сильное чувство скорбящего сердца. Из сего псалма мы научаемся бояться состояния счастливого, быть более бдительными при всяком мирском благополучии: ибо за настоящими радостями часто следует непрерывный плач. Как посредством плача мы переводимся к радости, так чрез радость переходим к плачу. Потому тот, кто сказал блажени плачущии, яко тии утешатся ( Mф. V,5 ), говорит также: горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете ( Лk. VI, 25 ). Кто святее Давида? Он, когда притесняем быль гонением Саула, не только не хотел убить своего гонителя, но даже, когда мог убить его, пощадил. Ибо чем более сознавал свою немощь во время злополучия, тем сильнее утверждал свою надежду на милосердие Бога. Но когда, после победы над врагами, не опасался уже притеснителей: сталь неосмотрителен в безопасности и к прелюбодеянию присовокупил человекоубийство. Научаемся еще из сего псалма тому, чтобы обуздывать плотские пожелания и никогда не отчаиваться в милосердии Божием. Всякий, кто отчаивается получить прощение и не решается принесть покаяние, да приведет на память покаяние Давидово. Послушаем Давида вопиющего, – возопием и мы с ним послушаем рыдающего, – возрыдаем и мы; послушаем плач его, – восплачем и мы, да слышим, как он исправился и будем радоваться с ним». Дозде св. Двоеслов (Воскр. Чт., год ХШ, стр 531).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

б) Страннолюбие, по другому сказанию, даже выше добродетели воздержания, к которой наши предки также относились с величайшим благоговением. Некий старец (говорится в одном сказании), живя при дороге, был очень страннолюбив. Однажды он принял к себе отшельника и поставил перед ним трапезу. Но отшельник отказывался, говоря, что он постится. Это огорчило старца. Он умолял отшельника нарушить свой пост, но когда увидел, что напрасны его увещания, сказал: «Пойдем и помолимся. Вот дерево, если оно по моей молитве преклонится, то ты должен вкусить у меня пищи». Они пошли. Лишь только преклонил свои колена страннолюбивый старец, тотчас дерево преклонилось вместе с ним (Воскр. чт. за 1869–70 г. кн. 1, стр. 221–230). XXIII. Не оставляй без внимания, что люди милостивые уже в здешней жизни иногда испытывают благодеяния Божии. В одном сказании сообщается следующее: одни благочестивые и богатые родители, имея взрослую дочь и не желая, чтобы брак ее был делом случая, решились отдать ее на волю Божию. Они пошли в храм и положили выдать дочь свою за того, кто войдет первым после них. Вошедший был юноша. Он также принадлежал некогда к богатому семейству, но отец его и он сам расточили имение свое на дело благотворения. Теперь он был беден, но Господь, как видим, самым лучшим образом устроял его счастье (Древн. пат.). XXIV. В будущей жизни будет оказано великое милосердие Божие милостивым. Самое малое подаяние, сделанное как-нибудь невольно, покроет на Суде Божием множество грехов и заслужит избавление от ада. а) Об этом существует такое сказание: некто Петр мытарь был очень немилостив и никогда не обращал внимания на моления нищих. Но однажды, когда он шел по улице с корзиной, наполненной хлебами, нищий пристал к нему с неотступными просьбами. Это ужасно раздражило мытаря и, не найдя около себя камня, он бросил в лицо нищему хлебом. Через два дня этот мытарь заболел и умер. Тогда начали Ангелы оценивать и взвешивать дела его и, не находя ни одного доброго дела, которое могли бы положить против злых, кроме хлеба, данного случайно, сказали: «Иди, бедный Петр, опять в мир и приложи к тому хлебу, который ты дал нищему, еще что-нибудь, иначе возьмут тебя темные демоны и поведут тебя в муку вечную». Ожив опять, Петр стал милостив с тех пор, не щадя своего имения для бедных. Так за один хлеб Петр был избавлен от ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010