г) Примеры того, как святые бегали гнева. I. Авва Исидор рассказывал о себе: «пошел я однажды на торжище продавать небольшие корзины. Приметив, что мною начинает одолевать гнев, я оставил корзины и убежал». (Из «Скитск. пат.). II. Авва Иоанн Колов сказывал: «однажды шел я с своим плетением по скитской дороге и встретился с погонщиком верблюдов. Он своими словами довел меня до гнева, и я убежал, оставив свои корзины». (Из «Скитского патерика»). III. Ненависть. а) Библейские тексты о ненависти. Ненависть к ближнему запрещена: вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите невавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Mф. V, 43, 44 ), – Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепляла ему глаза ( 1Uoah. II, 9, 11 ). Ненависть бывает убийственна: всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей ( 1Uoah. III, 15 ). Ненависть несовместима с познанием Бога: кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего; тот еще во тьме ( 1Uoah. II, 9 ). любовию к Богу: кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит; тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Uoah. IV, 20 ). Ненависть отравляет жизнь: лучше блюдо веленя, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть. ( Npumч. XV, 17 ). б) Ненависть есть тяжкий грех. «Какая всех добродетелей выше? Любовь, отвечает на этот вопрос св. Ефрем Сирин , так и всех грехов тяжелее – ненавидеть брата; ибо ненавидяй брата своего человекоубийца есть, как сказал апостол ( 1Иоан. 3, 15 ). Кто ненавидит брата своего, тот ненавидит Самого Бога. Ненавидяй брата своего; во тме есть, и во тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи его ( 1Иоан. 2, 11 ). Вот сколь многих зол причиною ненависть. А любовь покрывает множество грехов» ( 1Петр. 4, 8 ). («Воскр. чт.» 1889 г., 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Господь принял на Себя грехи мира, и несет их, как свои собственные, пишет один из духовных писателей (Воскр. Чт. 1876 г.). К наказанию же за грехи наши принадлежит, вместе с телесными муками, чувство богооставленности, отлучения от Бога; и вот теперь, когда Он висит на кресте, чувствует произведенную нашими грехами между Богом и Им пропасть, не чувствует близости любви Божией, чувство Богосыновства как бы не существовало для Него, Он чувствует Себя только Сыном человеческим». «Если и ты, христианин, чувствуешь великость грехов своих, отдаляющих тебя от Бога, поучает один из архипастырей по поводу слова Господа: Боже Мой, Боже мой и пр., то не забывай, что и твои грехи взял на Себя Спаситель твой и не отчаивайся в своем спасении, как бы ни казалось оно тебе далеким по причине твоих грехопадении». И это оставление было самым тяжким для Господа, среди страшных мучений Его на кресте – и телесных, и душевных, и оно вызвало Его восклицание: Боже Мой, Боже Мой! почто Ты Меня оставил? «Богочеловек испил полную чашу страданий и был оставлен Отцем, чтобы нам не быть оставленными Богом, пишет преосвященный Иннокентий. 47. Нцыи же т стощихъ слышавше глаголах, к глашаетъ сей. Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. Илию глашает Сей (Илию зовет Он). Со стороны понимавших, что слово или не значит Илия, это была новая насмешка над страждущим Господом. Иудеи ожидали с неба пророка Илию пред пришествием Мессии, и – насмехаются, что вот И. Христос, оставленный Богом и распятый, но все еще считающий Себя Мессиею, зовет Илию, помочь Ему теперь. Некоторые, быть может, и не расслышали слов Господа и действительно думали, что Он зовет Илию (Феоф.). 48. И текъ нихъ, и гб, исполнивъ же цта, и вонз на трость, напаше И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; 49. же глаголах: стави, да видимъ, аще спаст а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Евангелист Иоанн повествует, что вскоре за возглашением: Или, Или и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

( Деян.5:36, 21:38 ). И время приближися (это время близко). Эти слова указывают, что здесь идет речь только о разрушении Иерусалима и предшествовавших оному бедствиях. Лк.21:9 . Егдá же услышите брáни и нестроéния, не убóйтеся: подобáет бо сим быти прéжде: но не ý áбие кончина. (Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.) Второй признак разрушения Иерусалима и бедствий при сем, это, по словам Господа, – войны и смятения, по Матфею и Марку, еще военные слухи. И по смерти римского императора Августа, до времени разрушения Иерусалима, действительно много было войн и возмущений, особенно из-за римского престола. Военные слухи. Тут разумеются отдаленные войны, о которых только слухи будут доходить до Иудей. Но не у абие кончина (не тотчас конец), т. е. конец не века или мира, а Иерусалима. Лк.21:10 . Тогдá глагóлаше им: востáнет (бо) язык на язык, и цáрство на цáрство: Лк.21:11 . трýси же велицы по местом, и глáди и пáгубы бýдут, страховáния же и знáмения вéлия с небесé бýдут. (Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.) Восстанет бо язык на язык (народ на народ), царство на царство. Так в то время евреи и сириане вооружались друг против друга из-за обладания городом Кесариею; в Галилее Иоанн Фискаль хотел оспорить власть у Иосифа; в Иерусалиме Зилоты грабили публичную казну, умерщвляли лучших соотечественников, и призвали идумеев в город для усиления своей партии. (Воскр. Чт.) И будут труси велицы (большие землетрясения) по местом и глади и пагубы. Пророк Агав, как пишется в Деяниях Апостольских ( Деян.11:28 ), предсказал голод в Иудее, и голод был так силен в Иерусалиме, что множество народа умерло от него. Голод был в Риме, Палестине и Греции в сороковых годах по Р. Хр. Землетрясения разрушили некоторые из городов, как то: Лаодикию, Иераполь, Колоссы и др. (Мих.) Страхованы (ужасные явления) и знамения велия с небесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же     Прот. Полотебнов а    1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1:3).     Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1:1—4, и 24, 49—52. Книга - в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово, по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19:11—13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1:1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т.е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1:3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же Прот. Полотебнова,   1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1,3). Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1, 1-4, и 24, 49-52. Книга — в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово) по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19,11-13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1, 1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т. е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1,3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

«Купина, объятая пламенем и оставшаяся не сгораемою, назнаменовала совершающееся на Тебе чудное таинство, Благодатная всепрославленная; ибо и по рождению Ты, Чистая, пребудешь Приснодевою» (Кан. Благов, п. 4, т. 2). л) Чудное священноявленному Моисею купина и огнь показа чудо: ищай же конца в прехождении времен, во Отроковице чистей, рече, узрю» Купина и огонь показали священнозрителю Моисею дивное знамение: ища исполнения его в последствии времени, он сказал: провижу это в чистой Деве» (ibid. п. 9, т. 4). «Удивися Иосиф, еже паче естества зря, и внимаше мыслию… в бессеменнем зачатии Твоем, Богородице, купину огнем неопалимую» «Удивился Иосиф, видя сверхъестественное, и уразумел в Твоём бессемянном зачатии, Богородица, несгоревшую в огне купину» (Октоих гл. 4, Нед. утр. сед. воскр. 3 по 1 стихосл.). Гл. 3, 10 и ныне гряди, да послю тя к фараóну царю Египетскому, и изведéши люди моя, сыны Изрáилевы из земли Египетския Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых «Посредничество Моисея, – по толкованию св. Кирилла Александрийского , – есть образ, и притом весьма ясный, посредничества Христова» (тв. ч. 1, стр. 86). «Для иудеев был спасителем Моисей, а для нас Иисус – и Спаситель, и Вождь», – замечает св. Иаков Низиб. («Слово о Пасхе» – Хр. Чт. 1839 г., ч. 2, стр. 36). Согласно с этим и Церковь поёт: «Вместо Моисея Христос спасение душ наших» (Богор. Догм. 2 гл.). Гл. 4, 2 И речé к немý Госпóдь: чтó сиé éсть в руце твоéй? Он же речé: жéзл И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл Гл. 4, 3 И речé: повéрзи егó на зéмлю. И вéрже и на зéмлю, и бысть змий: и отбежé Моисéй от негó Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него Гл. 4, 4 И речé Госпóдь к Моисéю: простри рýку и ими за хвóст. Простéр ýбо рýку, взя за хвóст, и бысть жéзл в руце егó И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простёр руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

лист.). Мк.15:34 . В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Боже Мой, Боже Мой! для чего (почто) ты Меня оставил (Элои, Элои, по Матфею, Или, Или! ( Мф.27:46 ) ламма савахфани)? Эти слова из 21-го псалма царя Давида, где пророк за 1000 лет изобразил крестные страдания Спасителя с такой точностью, как бы писал его у самого креста. „Весь гнев Божий, который должен излиться на все человечество за грех, теперь сосредоточился, так сказать, на одном Христе, приносящем Своей смертью искупительную жертву за грехи всего мира, и Бог как бы оставил Его теперь, чтобы принять благоволительно жертву сию в искупление всех грехов“ (Мих.). Господь принял на Себя грехи мира, и несет их, как свои собственные, пишет один из духовных писателей (Воскр. Чт. 1876 г.). К наказанию же за грехи наши принадлежит, вместе с телесными муками, чувство богооставленности, отлучения от Бога; и вот теперь, когда Он висит на кресте, чувствует произведенную нашими грехами между Богом и Им, пропасть, не чувствует близости любви Божией, чувство Богосыновства как бы не существовало для Него, Он чувствует Себя только сыном человеческим. И это было самым тяжким для Господа среди страшных мучений Его на кресте – и телесных и душевных, и оно вызвало Его восклицание: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? „Богочеловек испил полную чашу страданий и был оставлен Отцом, чтобы нам не быть оставленными Богом“, пишет преосвященный Иннокентий. – „Если и ты, христианин, чувствуешь великость грехов своих, отдаляющих тебя от Бога, поучает один из архипастырей по поводу слов Господа: Боже Мой, Боже Мой и пр., то не забывай, что и твои грехи взял на Себя Спаситель твой, и не отчаивайся в своем спасении, как бы ни казалось оно от тебя далеким по причине твоих грехопадений“. Тек же един (а один побежал), т. е. один из воинов-распинателей. Оставите, да видим (постойте посмотрим), аще приидет (придет ли) Илия сняти Его. По сказанию Матфея ( Мф.27:47–48 ), говорили это другие, а не воин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.14:21 . И пришéд рáб тóй поведа господину своемý сия. Тогдá разгневався дóму владыка, речé рабý своемý: изыди скóро на распýтия и стóгны грáда, и нищыя и бедныя и слепыя и хромыя введи семо. (И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.) Изыди на распутия и стогны града (пойди по улицам и переулкам города) и пр. Это значит, что когда руководители еврейского народа отказались от участия в царстве Мессии, т. е. не слушали Его учения, Христос Спаситель обращается к простому народу. Народ представлен в притче под образом нищих, увечных, хромых и слепых и блуждающих по улицам и переулкам города; это указывает с одной стороны, на низшее положение и бедное состояние народа сравнительно с представителями его, а с другой, на такое же его нравственное состояние: слепота означает его неученость, невежество в учении веры и закона, хромота и увечье указывает на служение его и Богу и вместе миру и греху, бедность – на скудость добрыми делами. Бывшие на распутиях и стогнах означают тех, кои ходили по пространному пути разврата, жили без учения и постановлений. И проповедь среди простого еврейского народа, не то, что среди начальствующих, ученых и богатых: сопровождалась успехами. Так напр, от проповеди ап. Петра после сошествия Св. Духа сразу уверовали около трех тысяч, а затем при исцелении хромого 5000 человек. Лк.14:22 . И речé рáб. Гóсподи, бысть якоже повелел еси, и ещé место éсть. Лк.14:23 . И речé господин к рабý: изыди на пути и халýги, и убеди внити, да напóлнится дóм мóй: (И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.) Изыди на пути и халуги (пойди по дорогам и изгородям) и пр. Это указывает на призывание в царство Христово людей, не принадлежавших к избранному еврейскому народу, т. е. на язычников. «Хотя Бог Отец и прежде знал, – пишет св. Златоуст, – что иудеи, призванные к Евангелию, будут вымышлять извинения, но чтобы не оставить им никакого предлога к бесстыдному извинению, послал к ним Единородного Сына Своего, Который из них избрал Матерь Себе, и от них родился по плоти. Когда же они не были достойны, то вместо них призываются язычники». Господь призывал язычников чрез Своих Апостолов, когда пред вознесением Своим сказал им: идите научите есть народы, крестя их и пр. ( Мф.28:19 ). Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Один из духовных писателей под позванными с путей и изгородей разумеет души, бывшие во аде, которым Сам Спаситель по отложении тела, т. е. после Своей смерти, до воскресения, проповедовал. (Воскр. Чт. год 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.14:24 . глагóлю бо вáм, яко ни един мужéй тех звáнных вкýсит моея вéчери: мнóзи бо сýть звáни, мáло же избрáнных. (Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.) То есть, никто из неуверовавших во Христа, представителей и руководителей еврейского народа, не будет участвовать в царстве Мессии, все они будут отвергнуты. Мнози бо суть звани, мало же избранных. Это значит, что многих из своих современников и единоплеменников звали в Церковь Христову и Сам Иисус Христос и Его Апостолы, но немногие из них вошли в нее. Затем, многие и из всех прочих народов призывались и призываются ко Христу, но сравнительно немногие принимают Его веру. Да и из самых призванных всегда сравнительно немного истинных христиан. «Для того и написано это, т. е. заключение притчи о званных на вечерю, словами: ни един мужей тех званных вкусит моея вечери (никто из тех званных не вкусит моего ужина), заключает толкование притчи еписк. Евсевий, чтобы угрозы Писания не исполнились на нас самым делом, чтобы не постигло нас оное бесчестие и наказание, но да послужат сии угрозы к наставлению и исправлению нашему и каждый из нас готовым да приступает к небесной вечери (Воскр. Чт. год 24). Зачало 77. Наставление о самоотвержении. Приточные изречения о готовящемся строить башню, о царе, приготовляющемся к войне, и о соли. Читается во вторник 26-й недели по Пятидесятнице. Все это высказано Иисусом Христом после притчи о званых на вечерю, т. е. в царство Его, когда Он увидел многих, желающих туда войти, но не имеющих надлежащей решимости и подвигов, которые требуются для сего. Лк.14:25 . Идяху же с ним нарóди мнóзи: и обрáщься речé к ним: Лк.14:26 . áще ктó грядéт ко мне, и не возненавидит отцá своегó и мáтерь, и женý, и чáд, и брáтию, и сéстр, ещé же и дýшу свою, не мóжет мóй быти ученик: (С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мы часто возносим ко Господу такие прошения, которые не умилостивляют, но прогневляют Его, Премилосердного. «Часто бо, – говорит святитель Тихон задонский , – мы о том просим Бога, что нам вредно и воле Его святой противно». И этот недостаток так свойствен людям, что от него небыли свободны даже апостолы Христовы до сошествия на них Св. Духа. В евангелии, читаемом на литургии в пятую неделю великого поста, рассказывается следующий назидательный для нас случай из земной жизни Спасителя и Его учеников. Во время последнего Своего путешествия по Иудее, Иисус Христос, подходя уже к Иерусалиму, желал заблаговременно подготовить учеников к ожидающему их там испытанию. Для сего, подозвав к Себе двенадцать, Он начал говорить им о том, что будет с Ним. В это время к Нему подошли Его любимые ученики, два сына Зеведеевы – Иаков и Иоанн, и сказали Ему: «Учитель! Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим». Он сказал им: «что хотите, чтобы Я сделал вам?» Они сказали Ему: «дай нам сесть у Тебя одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Но Иисус сказал им: «не знаете, чего просите» ( Мк.10:35–38 ). «Вы думаете, что царство Мое земное, но оно не от мира сего. Вы хотите председательствовать в Моем царстве, но прежде испытайте себя: решитесь ли вы умереть крестною смертью, как Я? В состоянии ли вы столько страдать, сколько Я буду страдать? При том же, это первенство дается не по дружбе или лицеприятию, но по истинным заслугам: оно будет дано тем, имже уготовася от Отца Моего ( Мф.20:23 ). – Когда услышали о желании сынов Зеведеевых прочие апостолы, то выразили свое неудовольствие против Иакова и Иоанна: и начаша, сказано, негодовати, т. е. обнаружили дух превозношения и зависти. И вот, Спаситель подзывает прочих учеников к себе и говорит: «кто хочет быть между вами большим, тот должен сделаться слугою других; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем раб. Пример вы должны брать с Меня, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим и дать душу Свою для искупления многих». – Эти слова, обращенные ко всем апостолам, ясно показывали, что смиренномудрие и любовь суть добродетели, не разлучные и необходимые для желающего быть истинным последователем Христовым. Кто истинно любит ближнего, тот старается уступить другому первенство, а напротив – кто ищет первенства, в том нет любви к ближнему (Воскр. чт., гл. XXV, стр. 1253–1255).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010