282 Так, между прочим, в кормчую внесена, под именем Никиты мниха, целая глава о запрещении брадобрития. 283 Было уже выпущено до 400 экз. С умысла ли самих издателей, или потому, что это издание было выпущено без ведома Никона и прежде его патриаршества, только в этом издании не упомянуто имени Никона как патриарха. Впрочем, и после Никонова издания, раскольники перепечатывали свою кормчую в других типографиях, напр. почаевской, виленской и др. См. сл. м. Евг. ч. 1. Под сл.: Иосиф патр., Розенкампфа стр. 89 и примеч. 83. 284 См. послесловие печатной кормчей: «Яже в неисправлении погрешения быша, сия вся исправльше, во едино согласие вся сочеташа». 285 Там же сказано: «Многие переводы сея св. книги к свидетельству типографского дела собрани быша, в нихже едина паче прочих в правилех крепчайши, наипаче же засвидетельствова тую книгу греческая кормчая книга Паисия патриарха св. града Иерусалима, иже древними писцы написася за многие лета. 289 С такой именно мыслью Никон сам ссылается на сказание о патриаршем постановлении в возражении своём на 24 вопрос Стрешнева. В ркп. Воскр. мон. 290 Собр. госуд. гр. и дог. т. II. 52. Пять листов печатных, заключавших в себе прежнее предисловие, выпущены и на первом перепечатанном листе. Означено это опущение буквами: а, б, г. д, е. Эти буквы видны в печатной кормчей после 37 листа первого счёта. См. Розенкампфа, стр. 88. 294 Странств. ант. патр. Макария в библ. для чт. XV. III. стр. 110. Акт. экспед. IV. 57. чт. моск. общ. ист. и др. росс. 1848 1, матер, стр. 2, собр. госуд. грам. т . III . стр. 331. 295 Так поступали и древние наши первосвятители. См. послание к латинам митр. Леонтия, в временн. 1850 г. кн. V. 296 После патриарха Никона наша кормчая по тому же составу несколько раз была перепечатываема, как то в 1787, 1804 и 1816 г. Перемен никаких почти не сделано, кроме исправления некоторых повреждений и заменения их яснейшими. Из всего первоначального состава её выпущена только глава Никиты мниха об опресноках, посте субботнем и браке священнослужителей. Причины этого объяснены во 2 изд. на л. 55. О Никите мнихе см. Baron. Annal). 1050, n. 20, 2l.Jahr. Biblioth. т. VI. p. 433. Об изданиях его книги – у Biener, pag. 62. Нельзя, однако же, строго обвинять Никона в том, что он оставил в кормчей правила Никиты мниха. Рукописи этих правил показаны в каталогах всех больших библиотек и в каталоге синодальных рукописей, составленном проф. Маттеем. Никону, по состоянии просвещения в его время, легко было увлечься такими множествами этих рукописей, чтобы признать самые правила подлинными. См. бар. Розенкампфа, стр. 90, Христ. чт. 1846 г. ч. IV, стр. 335. Новейшие издания кормчей явились в наше время в 1834, 1839 и 1843 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

5:25–26), за каковое неразумие счел это даже языческий писатель – Плутарх – (писатель века Апостольского). См. его «περ δεισιδαιμοντας» (о суеверии) стр. 646–647, срав. дальнейшие томы 2-го по изданию Reiske Lipsiae, 1777. 465 У одного Марка сохранились эти слова толкования Господом закона о субботе. Это в сущности тоже, что немцы выражают пословицей: «Noth kennt kein Gebal». См. у Лехлера «Das А. Т. in den Ridin Zesu» S. 810 при объяснении настоящей именно речи Господа. 466 См. Бесед. 39 на Мф., стр. 187, ч. 2 цит. изд. и греческий текст бесед; срав. блаж. Феофилакта на тоже место. 468 Срав. об этом цитов. исследование проф. М. Д. А. А. В. Горского: «совершил ли Господь Иисус Христос пасху иудейскую на последней вечери своей с учениками?» в Прибав. к твор. Св. Отцов за 1853 г. ч. 12. стр. 446–491. 473 На Колос. 2:17 , стр. 502 части 4-й Творений. Москва 1861. Срав. также Св. Златоуста особую беседу на слова 1Кор. 10:1  и дал. в русск. переводе при журнале Христ. Чт. за 1862 г. ч. 2, стр. 533 и дальн. Срав. также и на Евр. 10:1 , стр. 619 (бл. Феодорита) часть 7 творений. Москва 1861. Сравн. также Оригена в исследовании о. Малеванского: «Догматическая система Оригена », в Труд. К. Д. А. за 1870, т. 2 стр. 36 и примеч. и др. Из исследователей новых, кроме весьма многих специальных толковников наших и западных на места новозаветные, указывающие прообразовательное значение ветхозаветного закона по отношению к благодати Христовой, срав. мнения наших отечественных продолжателей новозаветного и древнеотеческого понимания этого значения ветхозаветного закона, в статьях журналов: «тень и тело или ветхозаветные прообразования и новозаветная истина в Христ. Чт. за 1842, ч. 4, стр. 154, также многие отдельные статьи в журнале Воскр. Чт. в годах 4, 19 и др. «О прообразов. смысле Св. Писания» А. Евгения в Прибав. к твор. Св. Отцов в русском переводе за 1846 г. ч. 4, стр. 506–508. Сравн. также в отдельном и особенно важном для предстоящего нашего исследования сочинении С. К. Смирнова «Предызображение Господа Нашего Иисуса Христа и Церкви Его в В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

717 Об «ответах» восточных патриархов Нектарий замечает, что они не могут служить основанием для решительного осуждения Никона, как приговор заочный. 718 В конце своей грамоты Нектарий, между прочим, пишет: «С сим вместе пишу и к нему (Никону), братски увещевая его, что ему не прилично было оставить столицу, и не жить в оной. Если соизволите, царское величество, то перешлите к нему помянутое писание». 720 Шушерин называет его мужем «благочестивым и богобоязненным». Исторически известно, что он был некогда боярином Никона. См. дворц. разр. т. III, стр. 333. Сам Никон называет его «человеком святаго жития». См. грам. Никона к конст. патр. Дион. 721 Никон в своё время покровительствовал Зюзину, сам исходатайствовал ему достоинство боярское. См. дворц. разр. т. III, стр. 347. Он также своим ходатайством возвратил Никите милость царя, которой Никита лишился было во время своего воеводства в Путивле. См. чт. м. общ. ист. и др. р. 1848 8, в конце, Странств. ант. патр. Макария в библ. для чт. т. XV, III, стр.73. 722 «Не вемы, – говорил Никон о поступке Зюзина, – по-царскому ли истинно велению, или других своим наговором, или своим говением, хотя между нами любовь сотворити и мир, писал нам даже до трижды». См. грам. Никона к конст. патр. Дионисию. 727 Он был рукоположен из архимандритов ростовского Авраамиева монастыря в митрополита ростовского патриархом Никоном , августа 22, 1632 г. См. дворц. разр. т. III. стр. 325. Чт. м. общ. ист. и др. р. 1847 г. 2. Древняя святыня ростовская. А Питирим был в это время уже новгородским митрополитом. 730 Совершенно согласно с Шушериным передаст эту речь и сам Никон в грамоте к конст. патр. Дионисию. 733 Тоже делал Никон «и по всем градным врагом по пути», как сам говорит. См. его грам. к конст. патр. Дионисию. Рук. Воскр. мон. 737 Никон говорит, что его томили и голодом: «Много томили нас голодом и всякою нуждою. См. грам. к конст. патр. Дионисию. 741 Собр. госуд. грам. и догов. т. IV, 38. Жена Зюзина не видела мучений своего супруга; она скончалась жертвой своей искренней привязанности к нему. Как только услышала она, что мужа её требуют к допросу, с которым необходимо, по тогдашним законам, соединялись мучительные пытки, тогда же пала мёртвой. Об этом согласно говорят и Шушерин и сам Никон в грам. к конст. патр. Дионисию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Некоторый человек, проходя через скит, вошел в находившуюся при этом ските врачебницу. Увидевши многих больных, лежащих в ней, он приступил к врачу и спросил: «есть ли растения, исцеляющие от грехов?» «Есть, – отвечал врач, – и я тебе укажу их. Возьми корень послушания, ветвь терпения, цвет чистоты и плод добрых дел; сотри все это в сосуде смирения, просей сквозь сито здравомыслия, всыпь в коноб (т. е. котел) упования (надежды), налей воздыханиями и прибавь несколько слезной воды; потом разведи огонь божественной любви, покрой коноб милостынею и обложи его дровами трудолюбия. Когда приготовленный состав совершенно разварится, тогда простуди его братолюбием и прими лжицею покаяния. По принятии этого врачевства с чистою верою, при пособии воздержания и поста, ты излечишься от всякой греховной болезни, и будешь здоров как телом, так и душою» («Воскр. чт.» 1851 г., 20). 5. Наказанный и помилованный грешник Один из церковных писателей ( Симеон Метафраст ) говорит: «Равное есть зло и еже глаголати неподобающая и еже молчати та, яже суть полезна и честна. Яко бо вредит мысли слышащих глаголяй нечестная, тако умалчиваяй добрая лишает благочестивых пользы». В обыденной жизни человечества бывают нередко такие резкие, выходящие из ряда обыкновенных случаи, что, когда внимательно всматриваешься в их значение, – видишь в них, как бы в чистом источнике, мелкие отпечатки, свидетельствующие о всеуправляющем Промысле Божием над людьми, и – чем более проникаешь в сущность фактов, – тем более ясно усматривае проявление высшей зиждительной силы, преклоняешься пред всемогущим Промыслителем, сознаешь свое недостоинство, свою греховность, всечасно оскорбляющую милосердие Божие, и из глубины души взываешь с царепророком Давидом: что есть человек, яко помниши его? В передаваемом факте («Воскр. Од. лист.» 1877 г., 51) читающий увидит чудодейственное проявление силы небесного Промысла, который и в век нынешнего оскудения веры не лишает нас Своей благодати. В конце шестидесятых годов я по воле епархиального начальства определен был во священники в учрежденную тогда правительством Ново-Борисоглебскую центральную каторжную тюрьму. Служба моя была нелегкая, так как мои прихожане все до единого были лишенные всех прав состояния, и сосланы сюда некоторые на определенные сроки, другие на бессрочное время, а многие пожизненно. Большинство из них состояло из страшных грабителей и убийц; немало было и политических преступников из «образованных». Одни из них хвастались своим удальством в разбоях и крайним цинизмом в безнравственных поступках; другие гордились своим неверием, или отрицанием бытия Божия; а иные щеголяли один пред другим наглым кощунством над учением православной веры, ее таинствами, обрядами и проч. И всех таковых (а их было до 500 душ) я должен был каждый день посещать в их камерах, подмечать их душевные недуги и пастырски врачевать.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кроме сочинений, написанных профес. Фаворовым в связи с учеными занятиями по предметам, им преподаваемым в Академии, в Воскр. Чтении встречается много статей исторического и особенно назидательного характера. Сюда принадлежат: девять статей о древних египетских пустынножителях (Воскр. Чт. XII. 14, 21, 24, 27, 28, 29, 30, 32, 35), седьмой вселенский собор (XI. 50), состояние и судьба древнего мира в эпоху появления христианства (XI. 41), – св. Нонна (XVII. 18), – о происхождении и значении антидора (XV. 10), – об антифонах (XV. 30). Сюда же принадлежат краткие статьи, написанные в роде размышлений, нравственных рассуждений, заметок по поводу разных выдающихся явлений нравственного мира. Напр. – о различии духа истины от духа лжи (X. 35), о преданности в волю Божию (XI. 33); грех есть беззаконие (XI. 34); Ей, гряду скоро. Аминь (XI. 48); о молитве св. Ефрема Сирина (ХП. 46); чадо, животом просливым не живи (XV. 8); уныние (XV. 48); фарисейское благочестие (XV. 49); о неверии, происходящем от развращения сердца (XV. 5); где есть обетование пришествия Εгο? (XV. 44); жалобы на людей (XVI. 4); христианское понятие о чести (XVI. 10); не весте ли, яко храм Божий есть? (XVI. 17); не судите, да не судимы будете (XVI. 22); есть ради стыда общаяйся другови и пр. (XVI. 29); Господи, избави мя от клеветы человеческой (XVI. 21); мирствующии с тобою да будут мнози, советницы же твои един от тысяч (XVII. 2); возвеселил мя еси, Господи, в творении твоем (XIII. 8); восстав снииди, и иди с ними, ничтоже рассуждая: зане Аз послах их (XIII. 10); об удовольствиях эстетических по отношению к духовной жизни (XIII. 15); да не речеши, что бысть, яко дни первые быша блази паче сих (XVIII. 20); что сотворив, живот вечный наследую (XVIII. 33); мысли о бессмертии человека (XX. 12); о зависти (XX. 33); созидай дом именем чужим, якоже собирай камени на гроб себе (XX. 6); восстань спяй и воскресни от мертвых (XX. 40); нога буяго скора в доме (XX. 44); аще возможно все от вас, со всеми человеки мир имейте (XX. 14); аще добро твориши, разумей, кому твориши (XXI. 10); Каиновы жертвы (XXI. 13); дух времени (XXI. 16); слышах сицевая многая утешители зол вси (XXII. 6); о неразрывном союзе между верой и любовью христианской (XXIII. 26) и др. Кроме наблюдательности и глубокого знания сердца человеческого, способности анализировать внутренние душевные движения, равно как и выступающие наружу проявления человеческой мысли и воли, – статьи эти говорят прежде всего об истинном глубоко религиозном духе нашего профессора; всегда растворенные солью евангельской, – потому что в основе своих суждений и приговоров автор всегда полагает евангельское или вообще библейское выражение истины ,– читаются с приятностью, увлечением, а иные с сердечным умилением. В журнале они всегда составляли лучшее украшение его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

II, пис. 330). 915 Равным образом и в параллель этому месту, у блаж. Августина читается: «Гордостью мы отступили от Бога, не иначе как смирением можем возвратиться к Нему. Глубокому смирению отпущаются грехи» (Августин. Enarrat. in psalm. XXXIII (Curs. Patrol. S. Lat. t. XXXVI, col. 302; cf. De symbolo, cap. VII. Curs. Patrol. S. Lat. t. XL, col. 1194). 916 Нил Синайский в другом письме говорит: «Ты непрестанно говоришь, как спастись мне, когда душа моя имеет бесчисленные язвы и... когда так осуждает собственная совесть? Если ты хоть малое обратишь внимание на Свящ. Писание, то тебе не нужен будет мой советь. Посмотри, что говорить Соломон и что советует Давид Соломону? Первый говорит, что милостынею и верою очищаются грехи; а второй – «грех твои милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих». В семь может убедить тебя также Сирах, который говорить, что огнь горящ угасить вода, а милостыня очистить грехи». (Твор. кн. II, пис. 149). 917 Златоуст. «Различные способы покаяния» (буквальное излечение из его творений в русск. пер.), Воскр. чтение 1844 г. 47–50 и 52. 918 Кассиан Римлянин. Собеседование с аввою Пануфием о времени прекращения покаяния и об удовлетворении за грехи. Воскр. чт. 1844, стр. 279–280; Curs. Patrol. S. Lat. t. XLIX, col. 1156–1165. 919 В рукописях, впрочем, встречается и еще другое систематическое учение, относящееся, по-видимому, к рассматриваемому времени, в статье под надписанием «Το ν γοις πατρς νν ναστασου το Σινα του π διαφρων τρπων σωτηρας ψυχς κα μετανοας», – где между прочим автор рассуждает: «Человеколюбивый Бог даровал нам многие различные способы спасения. Не осудите, и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; отпускайте людям от чистого сердца согрешения их, и Отец ваш небесный отпустить вам согрешения ваши. Всякий... унижающий себя будет вознесен и оправдан, как мытарь... и немногие слезы могут доставить очищение и прощение, если только не будем оставаться во грехе; Петр и блудница этим путем очищены и оправданы, ибо слезы суть прощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Бес. за 18752 г ч 1 стр. 324–333), и в рецензии С. Сольского в Тр. Киевск. Дух. Ак. 1871 г. т. 3 стр. 431–444. 81 Около половины 1874 г вышло уже вторым изданием. Встречающиеся далее в разборе этого толкования цитаты означены по 1-му изданию. 82 Исключение в этом случае почему-то делается по местам в подстрочных примечаниях только для некоторых научных замечаний и догадок Калмета, Тирина, и вообще тех западных толкователей, которых объяснения приводится в Curs compl s Scripturae. 84 См. отзыв дух. учебн. комитета, почему-то впрочем не объявленный в печати, и ссылки на него в объявлениях о втором издании книги. 88 С 10 за 1873 г. В предисл. к этому сочинению (стр. 348) упоминается еще о филологическом исследовании Болонской толковой слав Псалтири 12 в по древн. славянским памятникам Срезневского; но это исследование доселе не издано. 89 Перечень сличаемых им слав и греч списков см в предисл. к замечаниям в Чт. Общ. Люб. Дух. Просв. 1873 г., 10, стр. 386. 90 Так известный из западных толкователей Св. Писания 1-й половины прошлого столетия Августин Калмет число существующих на западе комментариев и разных сочинений о Псалтири круглым счетом возводил до 1000 (Kirch-Lexikon v. Wetzer u. Welte, 1852 г. т. 3, стр. 849); а живший в конце того же века французский ученый Молетт такого рода сочинений насчитал до 1300 (Воскр. Чт. 1873 г., 39, стр. 216). Но сколько с того времени расширилась и обогатилась на Западе литература о Псалтири! После сделанного нами очерка изучения Псалтири в древней Христ. Церкви и потом в нашем отечестве, нам следовало бы сделать также, хотя самый краткий очерк изучения ее и на Западе; но в виду указанного громадно-широкого развития литературы о Псалтири на Западе, не смотря на все наше желание познакомить с нею читателей, мы никак не решились касаться этого предмета, потому что при такой громадности его и простой перечень одних лучших сочинений о Псалтири, с самою краткою их характеристикою, составил бы целую, довольно объемистую книжку. 91 По замечанию Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Ириней Псков., опровергая таким образом только что высказанное им предположение о составлении псалма по случаю возвращения Иудеев из плена Вавилонского. «По сей причине Давид, говорит он в объясн. 3 ст., оставя другие грады в своей степени Иерусалим превозносит выше всех, дабы верные не обращали взора своего туда и сюда, но были довольны градом, свыше избранным, и другого равного не искали» (Толк. Псалт. изд. Св. Синода 1823 г. Ч. 2 стр. 610). Ср. также объяснит. замечан. на Пс. 121 -й в Воскр. Чт. 1872 г. т. 1, стр. 299. 752 2Цар.22:1 ср. Пс.17:1 . Такого мнения по свидетельству калмета (Comment in h Ps), держатся многие иудейские толкователи, а также некоторые из христианских иностранных: Umbert, Toluck, Gerlach и др. Hengstenberg тоже признает Давида писателем псалма, но отрицает какой бы то ни было исторический повод к написанию. Ewald и Delitzsch относят происхождение этого псалма ко времени Езекии, когда иудейский народ испытал чудесную помощь Божию в избавлении его от страшного нашествия Ассириян ( Ис.37:1–37 ср. Пс.64:8 с Ис.17:12–14 ) и, после опустошения страны своей, видел благословение Божие в ниспослании обильной жатвы ( Ис.37:30 ). Но сходство этих событий с содержанием псалма нисколько не ближе и не лучше указанного нами сходства его с событиями Давидова царствования, чтобы ради его отрицать свидетельство надписания; при совершенном же равенстве внутренних оснований за то и за другое время происхождения псалма, такое свидетельство во всяком случае дает перевес и преимущество мнению о написанию псалма Давидом. 753 Некоторые однако думают видеть определенный повод к написанию этого псалма в ниспослании дождя после трехлетнего голода, о чем повествуется в 2Цар.21:1, 9–10, 14 , на том впрочем общем основании, что в Пс. говорится о ниспослании дождя и даровании обильной жатвы. См. Царствов. Давида Побединского-Платонова в Душ. Чт. 1872 г. ч. 3 стр. 236. Также Venema и I. D. Michaelis. 754 Такие списки видели уже бл. Иероним, заимствовавший из них эту прибавку в лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

729 Еще Цицерон писал: Maximum argumentum est naturam ipsam de immortalitate animorum tacitam iudicave, quod omnibus curae sunt et maxime qvoe post mortem futura sint. Qvest. Tuscul. 1, 14. «Указание в природе человека на бессмертную жизнь его по смерти».-Воскр. чт. XX, 332. 381. 406. 462. 486. О бессмертии души.-Христ. чт. 1850 г. 11. 730 Briefe ub. Dogmatik u. Kritik. 8. Brief s. 167. Cum. Buader. ub. d. christ. Begriff. d. Unfterhlichbeit, im Gegensatze d. alt. u. nev. nicht. christl. Unsterbliclikcit ichren, Wiirzb. 835. Kernsdorfer Athanasia, Qvedl. 840. 731 Meiners krit. Gescliiehte d. Religionen Th. 2. s. 753. Hannov. 806. Иудейские письма к Вольтеру 3, 112. 121. 123. 131. Μ, 1816 г. 733 Чит. иудейские письма Вольтеру 7. 3, 111. 170 , где подробно доказано Вольтеру, что иудеи верили в бессмертие души. 734 «О состоянии душ по смерти и до всеобщего суда» – в приб. к твор. отц. IX, 52–78. Здесь, как и у других некоторых, на ряду со словами св. писания, выставляются не только суждения, но и гадания и частные опыты учителей церкви. Опыты из жизни или мнения великих мужей, конечно, заслушивают внимания. Но ни опыты из частной жизни, ни мнения человеческие – не то, что слово Божие. Для того, чтобы не затемнять предмета, безопаснее каждый голос ставить в своем месте и каждый называть своим именем. – Это тем более нужно, что иначе иной дерзкий над всем моим исследованием сделает надпись: «грезы», и я подвергну хуле самое слово Божие. 735 Такие черты сей притчи, какие выражаются в словах: да устудит язык мой, конечно относятся только к составу притчи; иначе страдания телесные для души отрешенной от тела не возможны. 736 Επεν ρανα по происхождению rek от rakak выплевывать, значит: плевый человек, малознающий, пустой. Гречес. лексик. по cod. coisl. 195 рака – не тяжкое слово обиды, но более слово пренебрежения: как мы, унижая кого-либо из домашних, говорим: иди прочь, так сирийцы говорят на своем языке: гака. 738 Тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою. LXX читали у пророка ( Ис. 25, 8 )- пожре смерть возмогши κατπεν ο θνατος σχυσας тогда как в подлиннике другая мысль и ее с точностью выражает апостол, не следуя переводу LXX.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1335 Такого рода возражения см у Толюка, Генгстенберга и Делича, а также в Воскр. Чт. 1854/7 г., стр. 307. 1343 На основании 2Пар.8:3 : «и пошел Соломон на Емаф Сува, и взял его» – некоторые (напр Bertheau) полагают, что Соломон предпринимал поход для усмирения одной из областей покоренного отцом его царства Сирийского, возмущенной может быть Разоном, о котором в 3Цар.11:25 замечается, что он был противником Израиля во все дни Соломона. При таком предположении слова: «остры стрелы твои: они в сердце врагов царя», – можно бы было понимать в прямом буквальном смысле о наказании Соломоном его мятежников оружием. Укрепление Соломоном северных Сирийских владений, предполагающее с этой стороны какую-либо опасность для Израиля, а также всегдашняя строгость Соломона в отношении к врагам царства ( 3Цар.2:23–27, 29–34, 42–46, 11:40 ), вместе с приведенным замечанием о Разоне, дают некоторую вероятность догадке о его походе в Сирию. Но так как общее убеждение стоит за решительное отсутствие каких бы то ни было войн в его царствование, а о походе в Сирию кроме приведенного стиха нигде более не говорится и притом вслед за выражением: «взял его », речь идет об укреплении городов Емафа ( 2Пар.8:4 ), то, кажется, правильнее будет и это выражение понимать также об укреплении области Емаф Сува в предупреждение отпадения ее от его власти, хотя в действительности в ней не было никаких возмущений. Открытое восстание Разона относится только к последнему времени царствования Соломона (ср. Keils Comm zu 1 ron 11, 24–25). 1349 Такого мнения о происхождении 44-го псалма Calvin, Grotius, O v Gerlach, Moll и мн. др. Тоже мнение высказывается и у нас в Руков. к чт. учит. кн. В. З. стр. 98. 1350 Ср. особенно по евр. тексту изображение Господа, как великого Царя, владычествующего на всей земле, над всеми народами Пс.45:11, 46:3, 8, 9 и 47:3, 1, или описание Иерусалима, как величественного града Божия и святого жилища Всевышнего Пс.45:5–6 и 47:2–4, 12–14, страшного нашествия и чудесного поражения врагов 45:4, 7–10, 46:4–5 и 47:5–7. См сличение этих псалмов у Делича в Symbolae ad Ps illustrandos isagogicae, p. 54 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010