Но теперь уже попривыкли ко всем его странным, диким и богохульным выходкам в области религии. Но мы не понимаем, к чему он говорит об этом? И как связать такое заявление с тем, что он только что сказал выше? «В обоих случаях, говорит Толстой, нет ничего удивительного». А по-нашему – слишком много удивительного и непонятного, человека не здравомыслящего признают гением и поклоняются ему как божеству. А что касается того, что в бессмыслице Толстого нельзя искать человеческого смысла – в этом нет ничего удивительного. Но вооружимся терпением и пойдем дальше за Толстым. За бессмыслицей он переходит к дикому глумлению, а от глумления к грубому кощунству и затем – к дерзкому и бессмысленному богохульству. «Но положим, говорит Толстой, мы забудем это рассуждение и скажем, что воскресение есть проявление могущества Бога. Если так, то вместе с могуществом Бога мы невольно думаем и о мудрости его и не может не спросить себя, зачем он воскресил Лазаря, а не Ивана и Петра, и зачем он воскресил Лазаря, а не сделал того, чтобы у Лазаря выросли крылья или две головы? И мы должны признаться, что в этом действии Бога вместе с могуществом не выразилась его мудрость». Толстой, допуская на время всемогущество Бога в чуде воскрешения Лазаря, не видит здесь мудрости Бога, а потому и не признает действительным этого факта. В чем же он видит отсутствие здесь мудрости Бога? Во-первых, в том, что Он воскресил Лазаря, а не Ивана и Петра. А во-вторых, в том, что он воскресил Лазаря, а не дал ему двух крыльев и не наставил ему двух голов! Вот если бы он воскресил Ивана или Петра, тогда Он проявил бы свою мудрость, и такому воскресению поверил бы он, Толстой. Или, еще больше, если бы Бог не воскресил Лазаря, а приставил бы ему крылья и две головы, тогда он поверил бы чуду! В этих действиях Бога, по мнению Толстого, «выразилась бы вместе с могуществом и его мудрость». 24) Критический разбор Толстовских рассуждений о чуде воскрешения Лазаря Нам стыдно за человеческое достоинство Толстого и его беспримерную глупость дикого глумления над Богом. Человек, уважающий сколько-нибудь себя, никогда не позволит себе так бессмысленно глумиться над Богом, в которого верует человечество. Такое глумление говорит только о безумии Толстого и его атеизме. Для него нет Бога, если он предъявляет Ему такие безумные требования.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

1. Двайте вновь обратимся к евангелисту Иоанну, потому что у него удобно рассмотреть начаток Воскресения. Ведь ты только что слышал, что он сказал: За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых ( ). Видишь, как Лазарь прообразовал собой начаток Воскресения и как это признал верующий народ? Народ признал, а архиереи вознегодовали, превратив сотворенное чудо в повод для ненависти. Они действительно возненавидели воскресение Лазаря, потому что после воскресения, о котором ты слышал, они решили убить его. Видишь крайнюю степень ненависти? Они замышляли убить того, кого воскресил Господь, потому что не понимали, что если даже они убьют его, то Господу не трудно будет вновь воскресить друга. Они совещались убить Лазаря, потому что ничто так не уязвляло иудеев, как воскресение Лазаря. Только это чудо они не могли оклеветать. Они оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: Это он. Это не он. Похож на него ( ). Они оклеветали воскрешение дочери Иаира, говоря, что она находилась в глубоком сне и не была предана совершенной смерти. Они оклеветали воскрешение единородного сына вдовы, говоря, что он притворился умершим и не был поглощен властью смерти. Они оклеветали чудо с засохшей смоковницей, говоря, что она засохла от скудости почвы, а не по слову Господа. Они оклеветали превращение воды в вино, говоря, что это была шутка над теми, кто уже опьянел на пиру и ничего не чувствовал. Только воскресение Лазаря они не могли оклеветать. Они знали Лазаря. Он был известный муж. Они пришли на погребение, они видели запечатанный гроб, они, согласно обычаю, на поминальном обеде утешали Марфу и Марию, сестер Лазаря. Они знали, что уже ровно как четыре дня он положен в гроб и что четверодневный мертвец весь подвергся разложению: тело истлело, суставы с костьми окоченели, жилы ослабли, внутренности распались, чрево истекло. Зная это, они смутились, когда увидели воскресшего Лазаря целым, здравым, совершенным, только что созданным, сияющим возвращенной жизнью. Они едва не лишились чувств, поскольку не находили слов для объяснения и не знали, как им оклеветать воскресение Лазаря, потому что все это произошло по замыслу Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Они оклеветали воскрешение дочери Иаира, говоря, что она находилась в глубоком сне и не была предана совершенной смерти. Они оклеветали воскрешение единородного сына вдовы, говоря, что он только принял на себя вид смерти и не был поглощен властью смерти. Они оклеветали чудо с засохшей смоковницей, говоря, что она засохла от скудости почвы, а не по слову Господа. Они оклеветали превращение воды в вино, говоря, что это была шутка над теми, кто уже опьянел на пиру и ничего не чувствовал. Только воскресение Лазаря они не могли оклеветать. Они знали Лазаря. Он был известный муж. Они пришли на погребение, они видели запечатанный гроб, они, согласно обычаю, на поминальном обеде утешали Марфу и Марию, сестер Лазаря. Они знали, что уже ровно как четыре дня он положен в гроб, и что четверодневный мертвец весь подвергся разложению: тело истлело, составы с костьми окоченели, жилы ослабли, внутренности распались, чрево истекло. Зная это, они смутились, когда увидели воскресшего Лазаря целым, здравым, совершенным, только что созданным, сияющего возвращенной жизнью. Они едва не лишились чувств, поскольку не находили слов для объяснения и не знали, как им оклеветать воскресение Лазаря, поскольку Господь учинил это. Что значит «Господь учинил это»? Выслушай вкратце. Когда Лазарь естественным образом оставил жизнь, то Господь, хотя по человечеству не присутствовал в Вифании, но Божеством присутствовал везде и все Собою наполнял. Поэтому после четырех дней, как погребли Лазаря, пришел Иисус в Вифанию, чтобы совершить воскрешение друга. Когда Марфа, сестра Лазаря, услышала, что Господь пришел в Вифанию, она выбежала, поспешила, припала с просьбой, принося подобающее почтение. Потому что, припав, говорила Господу, произнося такие слова: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Ikon...

Воскрешение Лазаря О чем был рассказ? – (Где жил Лазарь?) – По какому случаю И. Христос пришел в Вифанию? (Как звали сестер Лазаря? – Почему они известили И. Христа о болезни брата своего?) – Что И. Христос сделал, получивши известие о болезни Лазаря? – Почему Он тотчас же не отправился в Вифанию? – На который день после того Он прибыл в Вифанию? – Что было в это время с Лазарем? – Было-ль известно ученикам Его, что Лазарь уже умер, когда они шли в Вифанию? Почему? (Как Спаситель говорил им о том? – Как они приняли слова Его? – Почему Он называл смерть сном?) – Где и как встретили И. Христа сестры Лазаря? (Которая из них сперва встретила И. Христа? – Что она говорила Ему? – Как Он утешал ее? – Как встретила Мария?) – Как подействовала на Спасителя скорбь сестер Лазаря? – Куда И. Христос пошел после того? (Какие были могилы у иудеев? – Надеялись ли сестры Лазаря на то, что И. Христос воскресит их брата? (У обеих ли сестер была такая надежда? Из чего это видно?) – Как И. Христос воскресил Лазаря? – Стало-ль известно это чудо народу и начальникам иудейским? – Как оно подействовало на тех и других? – Что сделали после этого чуда ненавистники И. Христа? (Какое решение они положили насчет И. Христа? Почему? Кто первый дал такой совет?) – Было-ль у них рассуждение насчет Лазаря? – Почему они хотели так поступить с ним? – Что сделал после того И. Христос? – Все-ль начальники иудейские были ненавистниками Христа? – Оказали-ль Ему какую-нибудь защиту те из них, которые веровали в Него? Почему так? – (Довольно-ль только в душе одной быть верующим человеком? Что же еще требуется от верующего? Как называется такое дело?)

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Расскажите о воскрешении Лазаря. Что делал Иисус Христос в доказательство того, что Он не простой, а божественный учитель, и что учение Его не человеческое, а божественное? Чтобы показать, что Иисус Христос не простой, а божественный учитель, и что учение Его не человеческое, а божественное, принесенное Им с неба от Бога, Он творил чудеса. Какое великое чудо совершил Он незадолго до своих страданий? Одно из чудес, особенно великих, которое Он сотворил незадолго до страданий Своих, было воскрешение Лазаря. Кто такие были Лазарь, и сестры его Марфа и Мария? Близ Иерусалима, в селении Вифании жили некто Лазарь и две сестры его, Марфа и Мария. Иисус любил Лазаря с его сестрами за их благочестие и часто останавливался у них. Уведомляли ли Иисуса сестры о болезни Лазаря? Лазарь сделался опасно болен. Сестры его, послали сказать Иисусу, что брат их, которого Он любит, болен. Но Он сказал, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, и не спешил идти в Вифанию, а пробыл на том месте, где находился еще два дня. Что говорили Иисусу Марфа и Мария, когда он пришел в Вифанию после смерти Лазаря и что им говорил Иисус? Как воскресил Иисус Лазаря? Лазарь умер. Иисус пошел в Вифанию. Когда Он приближался к Вифании, то сестры Лазаря вышли навстречу к Нему и сказали: «Господи, если бы Ты был здесь, то не умер бы брат наш». Иисус сказал: «Воскреснет брат ваш». Марфа сказала: «Я знаю, что воскреснет в воскресение мертвых, в последний день». Но Иисус сказал: «Укажите, где вы положили его». Пошли к пещере где был похоронен Лазарь. Когда подошли к ней, тогда Иисус велел отвалить камень от входа в пещеру. Здесь Марфа сказала Иисусу: «Господи, от него уже пахнет: ибо четыре дня, как он во гробе!» Но Иисус сказал ей: «Если будешь веровать, то увидишь славу Божию», и подняв глаза к небу, помолился Богу Отцу и громким голосом воззвал: «Лазарь, выдь вон!» И Лазарь ожил и вышел из пещеры, обвитый по рукам и по ногам полотном, а голова его была обвязана платком. Иисус велел развязать его. Какое действие произвело чудо воскрешения Лазаря на многих иудеев?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Понимание Самого Иисуса как «хлеба живого, сшедшего с небес». Воспоминание о манне. Предображение искупительной вечери и евхаристии. Эти несколько указаний не исчерпывают всего богатства темы. Воскрешение Лазаря (Ио 11) – самое разительное и «соблазняющее» из всех евангельских чудес – соблазняющее и для иудеев прошлых времен, и для тех из наших современников, которые отрицают а priori всякую возможность чуда. Надо признать, что с точки зрения исторической и критической эпизод этот представляет немалые трудности. Главная из них – молчание трех синоптических Евангелий. Как допустить, что синоптики ничего не сказали о самом необычайном событии в жизни Иисуса, из которого можно было извлечь такие сильные доводы в пользу божественного посланничества их Учителя? Доказать или опровергнуть подлинность воскрешения Лазаря – вне возможностей исторической науки; но историк может и должен отметить, что из молчания синоптиков все-таки нельзя вывести бесспорного отрицательного заключения. Это молчание – один из частных случаев более общей проблемы: молчания синоптиков относительно почти всей жизни Иисуса в Иудее. Выше 43 мы пытались объяснить это молчание, столь смущающее на первый взгляд. Относительно Лазаря была предложена следующая теория: Ио нужен был случай воскрешения, чтобы иллюстрировать идею Христа – Источника жизни; он измыслил случай с Лазарем, но, по своему обычаю, перенес его в обстановку Иудеи и соединил в одно многие черты, заимствованные у синоптиков (воскрешение сына наинской вдовы, случай с дочерью Иаира). Он подписал эту составную картину именем Лазаря, потому что в притче о жестоком богаче уже была брошена мысль о воскрешении бедного Лазаря ( ). Однако из всего контекста трудно допустить гипотезу, что Лазарь – всего только символ, а весь эпизод – выдумка богословского происхождения. Рассказ Ио преисполнен черт, создающих впечатление пережитого: приход Иисуса в Вифанию, Иисус, плачущий у гроба, замечание Марфы о запахе трупа и т. д. Что вытекает с несомненностью из этого рассказа, каково бы ни было наше суждение об историчности или неисторичности воскрешения Лазаря? – Что лицо это – чудесно использованный Евангелием «повод» к тому, чтобы развить и пояснить живым примером тему: «Я есмь воскрешение и жизнь»; повод к тому, чтобы ввести в порядке прикровенной антиципации тему смерти и воскресения Самого Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сама Четыредесятница учреждена Церковью в память сорокадневного поста Иисуса Христа в Иудейской пустыне – диком, страшном месте, поблизости от так называемой Горы Искушений. Страстная седмица посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни, крестных страданий и смерти по человечеству Иисуса Христа. Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим. Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? Потому что оно содержит в себе глубокий духовный смысл, оно знаменует пророчески Второе Пришествие Иисуса Христа на Землю, воскрешение мертвых и Страшный Суд. Незадолго перед крестными страданиями Господь совершил великое чудо – воскрешение из мертвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима – Вифании (Ин. 11, 1–44). Это чудо было совершено в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного, воочию всего Иерусалима. Это чудо потрясло сердца людей. Иудейские представления о Мессии как только лишь о земном царе, великом вожде, – эти земные представления как будто отступили в тень, сердца людей осиял луч надежды, что Проповедник любви и милосердия Иисус Христос и есть истинный Мессия и их духовный Владыка. Что предображало собой воскрешение Лазаря из мертвых? Всеобщее воскрешение, день Страшного Суда. В Палестине покойника хоронили обычно в самый же день его смерти, так как из-за сильной жары труп быстро начинал разлагаться. На четвертый день труп Лазаря уже потерял человеческие черты, тело распухло, почернело, источало сукровицу. Воскрешение Лазаря – это было не просто возвращение его к жизни, но как бы воссоздание его вновь, то есть – образ того, как Господь воссоздаст тела умерших из праха. Но, братия и сестры! Лазарь был возвращен к земной жизни, прожил несколько десятилетий, стал епископом и, по преданию, принял мученическую смерть за веру в Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А самое время иудейские первосвященники собрались решив убить вместе Им Лазаря… Каждый шел своим путем. Лазарю предстояло избежать коварного замысла иудеев, бежать Кипр, стать там епископом умереть уже возрасте. Иисус шел крестной смерти славе Своего Воскресения. Его враги — вечному позору. Приближалась Пасха. Пройдите наш небольшой тест и узнайте, хорошо ли вы помните историю одного из самых известных чудес Иисуса Христа — воскрешение Лазаря! Викторина Тест: Хорошо ли вы помните евангельскую историю Лазаря, друга Иисуса? Начать викторину Откуда был родом Лазарь, друг Иисуса? Из Назарета Из Вифании Из Иерусалима Из Капернаума Лазарь родился в Вифании. В этом городе пребывал Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим и там же Спаситель совершил известное чудо — воскресил своего друга. Лазарь родился в Вифании. В этом городе пребывал Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим и там же Спаситель совершил известное чудо — воскресил своего друга. Лазарь родился в Вифании. В этом городе пребывал Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим и там же Спаситель совершил известное чудо — воскресил своего друга. Лазарь родился в Вифании. В этом городе пребывал Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим и там же Спаситель совершил известное чудо — воскресил своего друга. Как звали сестёр Лазаря? Сарра и Агарь Ева и Юдифь Анна и Рахиль Марфа и Мария Марфа и Мария — сестры Лазаря, одни из самых известных персонажей в Новом Завете. В доме этих сестер останавливался Иисус Христос. Обе женщины были свидетельницами воскрешения своего брата, совершённого Христом по их просьбе. Марфа и Мария — сестры Лазаря, одни из самых известных персонажей в Новом Завете. В доме этих сестер останавливался Иисус Христос. Обе женщины были свидетельницами воскрешения своего брата, совершённого Христом по их просьбе. Марфа и Мария — сестры Лазаря, одни из самых известных персонажей в Новом Завете. В доме этих сестер останавливался Иисус Христос. Обе женщины были свидетельницами воскрешения своего брата, совершённого Христом по их просьбе.

http://foma.ru/lazar-istoriya-druga-iisu...

От древнехристианского типа композиции здесь уцелели лишь некоторые элементы; целая же композиция сильно расширена: художник отметил встречу Иисуса Христа, Его разговор с народом, пещеру погребения, открытие наглядно признак тления четверодневного мертвеца; но он оставил в стороне существенный момент чуда – обращение Иисуса Христа к умершему Лазарю. В кодексе Григория Богослова 510 (л. 196; см. рис. 15) 1688 тема не получила широкого развития: Иисус Христос со свитком в левой руке, обращается с жестом к спеленутому Лазарю; у ног Его но миниатюрист, следуя тексту иконографической традиции, изображает Лазаря не в колумбарии, но в пещере. В барбериновой псалтири ( ) воскрешение Лазаря выражает общую мысль об изведении души человеческой из ада ( ). К нему естественно обращалась мысль художников, когда они хотели посредством общеизвестного и вполне убедительного факта показать победу Иисуса Христа над поэтому ему отведено столь видное место в наших сказаниях о Страстях Господних. В барбериновой псалтири оно является именно одним из самых решительных доказательств могущества Иисуса Христа: Лазарь стоит в дверях пещеры; слуга держит плиту, закрывавшую вход в пещеру; другой, зажимая нос, развязывает пелены Лазаря. Иисус Христос обращается с жестом к Лазарю; за ним стоит ап. Петр; у ног Его 1689 . Такова внешняя сторона чуда, представленная по Евангелию; но вот другая сторона: от Иисуса Христа идут красные дьявола – безобразного человека огненного цвета, с перевязкой по чреслам, со скованными ногами (надпись: « от ада убегает небольшой человек в нимбе; он боязливо оглядывается к Иисусу Христу. Это душа Лазаря, освобожденная Иисусом Христом из ада; за ней гонятся два черных демона. Соответствующее место ( ) в псалтирях О. Л. Д. П. 1690 иллюстрировано изображением ангела, извлекающего душу Давида – маленького человека в – из утробы ада 1691 – огромного обнаженного человека со щетинистыми волосами; а воскрешение Лазаря изображено при псалме объяснения слов «избавит душу мою из руки адовы»: Иисус Христос в сопровождении двух апостолов; у ног Его Марфа и Мария; Он простирает руку к приближающейся к Нему душе Лазаря, маленькому человеку в нимбе; в стороне – свидетель чуда, а внизу лежит пораженный ад в той же форме безобразного великана (О. Л. Д. П.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Воскрешение Лазаря. Росписи катакомбы на виаАнапо. в. Повелительному жесту Его руки и слову Лазаре, гряди вон ( Ин.11:43 ) повинуется сама смерть, и Лазарь, повитый по рукам и ногам пеленами, т. е. в том виде, в каком был похоронен по обычаю, появляется без помощи со стороны, «чудесем чудо уверяя», у выхода из погребальной пещеры. Один из присутствующих, по слову Спасителя разрешите его и оставите ити ( Ин.11:44 ) держит край повязки, освобождая Лазаря от погребальных пелен, от которых он не мог освободиться без посторонней помощи. Смрад разложения еще исходит от этого тела, четыре дня пролежавшего в гробу и вернувшегося к жизни: он заставляет развязывающего и близ стоящих людей из толпы закрывать рты и носы одеждой. Все эти детали, которые внушили веру многим, говорят о том, что событие это принадлежит к порядку явлений здешнего мира, что это – обычное тело человека, по воле Сына Божия вернувшегося к продолжению своей земной жизни, и что всякий мог удостовериться в подлинности воскрешения Лазаря и увидеть его самого. В соответствии с евангельским повествованием богослужение праздника, связывая воскрешение Лазаря с последними днями земной жизни Спасителя и Его Воскресением, раскрывает внутреннюю связь между этими событиями, подчеркивая особенно сильно проявление в чуде воскрешения одновременно Божества и Человечества Спасителя, Им самим показанных. «Прослезився яко Человек над Лазарем, воздвигл еси его яко Бог . Вопросил еси, где погребеся четверодневный. Уверяя, Боже, вочеловечение Твое» 310 . С одной стороны, вопрос Где положисте его? ( Ин.11:34 ), сострадание и слезы при виде плачущих сестер и друзей Лазаря – проявления человеческой природы Христа; с другой стороны, провидение смерти и воскрешение – проявления всеведения и всемогущества Его Божества, ибо только Бог мог остановить тление и вновь совокупить душу и тело четверодневного мертвеца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010