Святитель Климент Охридский († 916) – ученик и сподвижник просветителей славянских равноапостольных Кирилла и Мефодия. Переводчик, проповедник, духовный писатель, он стал первым епископом, служившим на славянском языке, а его письменные труды – первыми образцами славянской духовной литературы. Воскрешение Лазаря Лазарь – второй предтеча для тех, кто сидит во мраке и сени смертной! Вот светозарное торжество приходит первым, показывая нам образ Христова воскресения. Вот воссиял светоносный праздник Лазаря , являя чудеса Христовы. Вот воскресение Лазаря, произошедшее на четвертый день после его смерти, как плод приносит Христово воскресение, произошедшее на третий день. Вот Лазарь, как второй предтеча, является тем, которые сидят «во тьме и сени смертной» (ср.: Ис. 9: 2), возвещая Светодателя и Спасителя Христа. Ныне явилась первая причина уничтожения ада. Ныне Христос наполнил весь мир удивительными чудесами. Ныне Тот, Кто низверг силу смерти, воскресил мертвеца, четыре дня пролежавшего во гробе. Ныне Он предначертал образ Своего пресветлого воскресения, открывая это ученикам и всему миру через сего четырехдневного мертвеца. Ныне иудеи пришли ко гробу, собранные для свидетельства, чтобы видели Божественную силу Христа и власть, которую Он имеет над живыми и мертвыми, и не начали бы говорить: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» (Ин. 2: 18). Им нужно было видеть Его силу и власть, чтобы они были готовы поверить в Христово воскресение. Так что этим чудом Он желал убедить больше людей и уверить учеников в Свое воскресение. Иисус ушел в Иудею, и смерть Лазаря произошла в Его отсутствие, чтобы не сказали некоторые, что Он будто бы лишь кажущимся образом представил его умершим, чтобы потом явить ожившим, но чтобы они были очевидцами и смерти Лазаря, и погребения и воскрешения его. Как ясно сообщил об этом евангелист Иоанн: «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

http://pravoslavie.ru/107584.html

2. Что значит «произошло по замыслу Господа»? Выслушай вкратце. Когда Лазарь естественным образом оставил жизнь, то Господь хотя не присутствовал в Вифании видимым образом, но Божеством присутствовал везде и все Собою наполнял. Поэтому спустя четыре дня, как погребли Лазаря, пришел Иисус в Вифанию, чтобы совершить воскрешение друга. Когда Марфа, сестра Лазаря, услышала, что Господь пришел в Вифанию, она выбежала, поспешила, припала с просьбой, оказывая подобающее почтение. Потому что, припав, говорила Господу: Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ни попросишь у Бога, даст Тебе Бог ( Ин. 11: 21–22 ). Но Господь, Сам будучи бездной долготерпения, сказал в ответ: «Что ты говоришь, Марфа? Господом называешь Меня и не считаешь за Господа? Разве Я не был здесь? Прояви немного терпения, потому что вскоре ты узнаешь об этом от своего брата. Воскреснет брат твой ( Ин. 11: 23 ). Прощаю тебя, Марфа, потому что ты вне себя от печали». Все равно как если бы Он ей сказал: «Всякий ошибается, будучи в таком состоянии; когда придешь в себя, тогда уразумеешь, ибо воскреснет брат твой». И после этого Марфа, в соответствии с тем, как обычно говорят люди, ответила Господу: Знаю, что воскреснет… в последний день ( Ин. 11: 24 ). На что Господь ответил ей: «Что ты малодушествуешь, Марфа? Что ты удаляешь воскресение на долгое время? С тобой говорит Само Воскресение, а ты рассуждаешь о воскресении. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин. 11: 25 )». 3. В то время, как Господь говорил это, едва не весь город Вифания сбежался туда, куда пришел Господь. Сбежались они не для того, чтобы стать свидетелями чуда, а чтобы посмеяться, потому что они не имели надежды, что воскреснет четверодневный мертвец. А что Господь? Когда Он увидел такое множество сошедшегося народа, и что они достойны и способны свидетельствовать о том, кого Он воскресит, обращаясь к ним, сказал: «Где положили Лазаря?» Неужели не знал место Владыка каждого места? Знал Он место, но сделал так, чтобы все были вынуждены вновь последовать за Иисусом, чтобы, увидев воочию воскресение, стать неложными вестниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Беседуя с Марфой, сестрой умершего Лазаря, Иисус Христос говорил ей: воскреснет брат твой. Марфа говорит Ему: вем, яко воскреснет в воскрешение, в последний день. Иисус сказал ей: Аз есмь воскрешение и живот: веруй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки ( Ин.11:23–26 ). Иисус Христос и Своими делами показал, что Он есть начальник жизни, воскрешая мертвых одним словом, как воскресил Лазаря четверодневного. И неверующие не умрут, а будут жить по смерти; но их вечная жизнь, в удалении от лица Божия в мучениях, есть смерть, а не жизнь, и в слове Божием называется смертию второю ( Откр.21:8 ). Это раскрыл Господь в притче о богаче и нищем Лазаре ( Лк.16:19–31 ). В притче этой Иисус Христос ясно учит, что как душа роскошествовавшего богача, так и душа нищего Лазаря по смерти тела остались живы: душа Лазаря наследовала блаженство с Авраамом, а душа порочного богача – осуждение, в удалении от радостей небесных. Иисус Христос для того и приходил на землю, чтобы верующие в Него не погибли, но имели жизнь вечную, как Сам Господь учит: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). Апостол Павел, обличая неверие в будущую жизнь, говорит: аще в живот сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы. Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут ( 1Кор.15:19–22 ). Апостол показывает нелепость неверия в будущую жизнь так: если мы, то есть Апостолы и все верующие во Иисуса Христа, только в этой жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков: потому что мы здесь ради Христа терпим презрение, гонения, мучения, каждый день умираем, чему неверующие во Христа не подвергаются. Но как несомненно, что Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, так несомненна и будущая жизнь. Как смерть вошла в мир через человека, так через Богочеловека совершится и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

Вчитаемся внимательно в слова Христовой молитвы: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11: 41-42). Нет здесь прошения ко Отцу воскресить умершего Лазаря, ослабить оковы смерти, восстановить истлевшее тело и вернуть в него душу. В этой молитве вообще нет никакого прошения, а значит, не она стала источником Значит, не о мнимой неравночестности Сына Отцу свидетельствовала эта молитва, но о единстве воли и природы Отца и Сына, как пишет о том преподобный Андрей: «так Он говорит для Иудеев, показывая, что Он пришел с неба, и что Он есть Сын Божий и Бог, и что все творит по намерению Отца, как имеющий с Ним одну волю и природу. И поскольку был человек, то и говорит по-человечески, дабы не показалось несущественным —  Зачем же тогда молился Христос? — Ради Марфы, просившей: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11: 21-22). Марфа просила Христа помолиться — Господь помолился. — Ради иудеев, устами лукаво чтивших Отца, но не признававших Сына: «Почитая Твоего Отца, и показуя, яко не богопротивен еси, молитву дееши Христе, самовластно воздвиг IV. Воскрешение Лазаря как начаток разрушения ада и образ будущего воскресения мертвых «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5: 25) Грехопадением Адама и Евы в мир вошла смерть. Все люди, включая ветхозаветных праведников и пророков, по смерти своей шли в ад. Его держава казалась столь непоколебимой и вечной, что даже среди богоизбранного народа появилось немалое число тех, кто «говорил, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа» (Деян. 23: 8). И саддукеев, и Марфу, и всех нас, читающих евангельские строки, следовало научить воскресению, уверив в его реальности: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе На Лазаре исполнились пророческие слова Господа, сказанные Им ранее: «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5: 25).

http://pravmir.ru/voskreshenie-pravednog...

Вчитаемся внимательно в слова Христовой молитвы: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Ин. 11: 41-42). Нет здесь прошения ко Отцу воскресить умершего Лазаря, ослабить оковы смерти, восстановить истлевшее тело и вернуть в него душу. В этой молитве вообще нет никакого прошения, а значит, не она стала источником чуда . Значит, не о мнимой неравночестности Сына Отцу свидетельствовала эта молитва, но о единстве воли и природы Отца и Сына, как пишет о том преподобный Андрей: «так Он говорит для Иудеев, показывая, что Он пришел с неба, и что Он есть Сын Божий и Бог, и что все творит по намерению Отца, как имеющий с Ним одну волю и природу. И поскольку был человек, то и говорит по-человечески, дабы не показалось несущественным вочеловечение» . — Зачем же тогда молился Христос? — Ради Марфы, просившей: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11: 21-22). Марфа просила Христа помолиться — Господь помолился. — Ради иудеев, устами лукаво чтивших Отца, но не признававших Сына: «Почитая Твоего Отца, и показуя, яко не богопротивен еси, молитву дееши Христе, самовластно воздвиг четверодневнаго» . IV. Воскрешение Лазаря как начаток разрушения ада и образ будущего воскресения мертвых «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5: 25) Грехопадением Адама и Евы в мир вошла смерть. Все люди, включая ветхозаветных праведников и пророков, по смерти своей шли в ад. Его держава казалась столь непоколебимой и вечной, что даже среди богоизбранного народа появилось немалое число тех, кто «говорил, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа» (Деян. 23: 8). И саддукеев, и Марфу, и всех нас, читающих евангельские строки, следовало научить воскресению, уверив в его реальности: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже» . На Лазаре исполнились пророческие слова Господа, сказанные Им ранее: «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5: 25).

http://pravoslavie.ru/30002.html

Мы не имеем ничего против этого объяснения, хотя в то же время и не придаем ему особенно важного значения. По нашему мнению, только сам писатель может дать верный и определенный ответ на вопрос, почему именно он рассказывает об одном событии и проходит молчанием другое. Все другие лица, помимо писателя, могут только строить гадательные предположения, о достоинстве которых можно также судить только относительно верно. Конечно, объяснение Штрауса, который думает, что синоптики (т. е. три первые евангелиста) опустили историю воскрешения Лазаря не потому, что боялись подвергнуть опас­ности еще жившего в то время Лазаря, можно вполне принять; но, к сожалению, это объяснение ничего не объясняет, потому что оно само носит лишь отрицательный характер; таких объяснений можно, пожалуй, привести множество, но они никому не принесут никакой пользы. Впрочем, не может быть никакого сомнения в том, что евангелисты не все события евангельской истории внесли в свои повествования: да всего, что сотворил Иисус, они, по сви­детельству Иоанна, и не могли записать. К числу таких событий принадлежит и воскрешение Лазаря. Конечно, на первый раз мо­жет действительно показаться странным, каким образом еванге­листы могли опустить такое важное и редкое событие, как воскре­шение Лазаря. Опустить какое-нибудь исцеление, которых Иисус Христос совершил великое множество, это другое дело; но опустить воскрешение из мертвых, которых было всего только три во всей евангельской истории, – по-видимому, невозможно. Но это только по-видимому. На самом деле, нет ничего особенного в том, что евангелисты опустили в своих повествованиях и одно из чудесных воскрешений, совершенных Иисусом Христом. Насколько можно судить по нашим евангельским повествованиям, Христос совершил не три, а довольно значительное количество чудесных воскрешений. По крайней мере Сам Христос указывает на это, когда говорит посланным от Иоанна: „пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите. Слепые прозревают и хромые ходят, про­каженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют“ (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Он идет разбудить его ( Ин.11:11 ). Цель воскрешения – вера учеников. Поставленный ранее вопрос о причинах того исключительного ударения, которое Иоанн делает на чуде, не упоминаемом синоптиками, получает теперь более конкретную форму. – Какой символический смысл открывается для Иоанна в воскрешении Лазаря, как факте историческом? Символическое толкование чуда дается в диалоге Спасителя с Марфою. Марфа встречает Учителя восклицанием: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» ( Ин.11:21–22 ). Она надеется на чудо, но не решается прямо просить о нем. И Господь ей отвечает: «Воскреснет брат твой» ( Ин.11:23 ). Как понимать Его слова? Господь воскресил Лазаря Воскрешение умершего показало Марфе, что эти слова можно было понимать буквально. Но Марфа не смеет понять буквально: «Знаю, что воскреснет в воскресение в последний день» ( Ин.11:24 ). В ответных словах Господа слышится возражение. Господь не говорит ей прямо, что Он воскресит его. Он говорит другое: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Словом «оживет» переведен по русский греческий глагол ζ σεται. Переводчик думал при этом о воскрешении Лазаря. Но ζ σεταιможет значить не только «оживет», но и – в несовершенном виде – «будет жить». Преодолено, смерти – в вере, и Господь продолжает свою мысль именно в этом направлении: «... всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век. Веришь ли сему?» ( Ин.11:26 ). Марфа исповедует свою веру: «Так, Господи! γ πεπ στευκα – я уверовала и ныне верую» – таков точный смысл греческой перфектной формы, – «что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин.11:27 ). Ответ Марфы содержит прямую ссылку на учение Христово, дошедшее до нас в четвертом Евангелии в беседах Господа с Никодимом ( Ин.3 ) и с самарянкою ( Ин.9 ) и в речи к иудеям в Иерусалиме ( Ин.5 ). – Христос есть начало жизни. Приобщение к жизни происходит через веру во Христа. Дарование жизни есть дело Сына, как и дело Отца. Иудеев, соблазненных исцелением больного в субботний день, Господь ставит перед тайной богосыновнего отношения: Иисус есть Сын Божий, и потому – источник жизни и спасения. Но дарование жизни нельзя понимать чисто спиритуалистически. «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). «Наступает время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 , ср. еще Ин.6:39–40 ). Из веры в Иисуса Христа, как Начало жизни, вытекает и вера в грядущее воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

При этом же она высказывает будто-бы и уверенность, что ее брат будет воскрешен. Отрица­тельная критика видит эту уверенность в последующих словах Марфы: „но и теперь, знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог“. Затем впоследствии, когда Иисус был уже у мо­гилы Лазаря и, намереваясь воскресить его, повелел отнять камень от гроба, Марфа представляется уже совершенно неверующей в возможность того, что ее брат будет воскрешен. „Господи! уже смердит, замечает она, ибо четыре дня, как он погребен“. Т. е. она не только не ожидает того, что хочет сделать Иисус, но и хочет отклонить Его от желания – отнять камень от гроба, ссылаясь на то, что труп ее брата уже начал разлагаться. Такое поведение Марфы, действительно, представляется неестественным. Но эта неестественность принадлежит не евангельскому рассказу, а самой отрицательной критике, неверно понявшей евангельский рассказ. Поведение Марфы вовсе не таково, как его представляет себе отрицательная критика. Позволим себе несколько остановиться на этом. Вестник, посланный к Иисусу с просьбой о помощи без­надежно больному Лазарю, возвратился назад с ответом, что „сия болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий“. Вследствии этого Марфа была вполне уве­рена, что брат ее не умрет, что в скорости в Вифанию придет Христос и исцелит больного Лазаря. Но Христос не пришел, и Лазарь умер. Таким образом, смерть Лазаря и неисполнение слов Христовых Марфа могла объяснить себе тем, что Христос по­чему-то замедлил в Перее и что поэтому не мог поспеть с своевременной помощью к больному Лазарю. Спасение Лазаря от смерти она, очевидно, ставила в непосредственную связь с личным присутствием Иисуса. В этом смысле она и говорит ему: „Го­споди! если-бы Ты был здесь,не умер бы брат мой“. Но так как, по представлению Марфы, смерть ее брата и неисполнение слов Христовых последовали лишь от того, что Иисус некоторое время должен был пробыть в Перее, и потому не мог лично присутствовать в Вифании, то ее вера в сверхъестественную силу Христа через это нисколько не была поколеблена: Марфа и теперь все-таки веровала в нее, веровала в то, что чего бы Иисус ни попросил у Бога, даст Ему Бог (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскрешение Лазаря, фреска нижней церкви в Базилике Сан-Франческо, Ассизи. Лазарева суббота 11 мин., 05.04.2017 Содержание Что такое Лазарева суббота В 2024 году Лазарева суббота приходится на 27 апреля. Лазарева суббота, или Вербная суббота, — это суббота шестой седмицы Великого поста . В этот день мы вспоминаем чудо воскрешения праведного Лазаря. В церковном календаре Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуются в соседние дни: субботу и воскресенье. Интересно, что богослужебное время не совпадает с историческим: воскрешение Лазаря произошло за месяц или два до Входа Господня в Иерусалим. Сейчас эти два праздника неразрывно связаны. Они предшествуют событиям Страстной седмицы: предательству Христа Иудой, страданиям, распятию и Воскресению Спасителя. События Лазаревой субботы О воскрешении Лазаря пишет один из четырех евангелистов — Апостол Иоанн Богослов. Перед тем, как отправиться в столицу — Иерусалим, Христос пришел в дом своих друзей в Вифании, предместье Иерусалима. В доме жили Марфа, Мария и их брат Лазарь, здесь они не раз принимали Спасителя как самого дорого гостя. Христа привела сюда печальная весть — его друг Лазарь умер.  Еще по пути в дом умершего друга Христос встретил Марфу и спросил ее: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» На что Марфа ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». Христос очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход. На что Марфа воскликнула, что брат ее уже «четырехдневный» и смердит. Иисус напомнил ей о беседе по дороге в Вифанию: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» И камень отвалили. Стоя перед открытой гробницей, Спаситель начал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон».

http://foma.ru/lazareva-subbota.html

14. Ин. 11:14 . Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; 15. Ин. 11:15 . и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдём к нему. Ин. 11:42 . Сказал прямо: без иносказания (ср. Ин. 10:24, 16:25 ), выставляя то решительным побуждением к путешествию и отстраняя всякое прекословие, так как теперь для учеников должны были быть вполне понятны слова – Я иду, чтобы разбудить его понятны из прежних опытов подобного возбуждения, т. е. воскрешения ( Мф. 9:24 и далее; Мк. 5 и далее). – Но эту же мысль – идти разбудить Лазаря – Господь выражает теперь иначе, с особой торжественностью. – Радуюсь за вас и пр.: если бы Господь был в Вифании в то время, как Лазарь был болен, то, видя скорбь и слёзы друзей, по просьбе их Он исцелил бы больного от болезни, и не последовало бы того большего и высшего проявления славы Его и Божией, какая явилась в чуде воскрешения Лазаря. И ещё: «радуюсь, говорит, за вас, что вы можете отселе более увериться в божеском достоинстве Моём из того, что Я не был там и нахожусь далеко оттуда, однако вперёд говорю вам, что в Вифании последовала смерть, и говорю так, не на слухе основываясь, но как Бог Сам прозревая случившееся в далёком расстоянии» (Феофил.). – Дабы вы уверовали: ученики веровали в Господа как Мессию Сына Божия и не раз уже исповедовали пред Ним сие, и потому здесь говорится только об усилении сей веры, так как вера имеет разные степени силы и живости и может возрастать более и более в бесконечность ( Рим. 1:17 ). Нежелание учеников, чтобы Учитель их шёл теперь в Иудею (ст. 8), доказывало, что вера их нуждается теперь в укреплении, ввиду того, что предстояло их Учителю. Господь укрепил её (ст. 9–10), но ослабление её ещё продолжалось (ст. 12), чудо воскрешения Лазаря должно было сильно подкрепить её. – Пойдём к нему: решительным словом Господь как бы насильственно хочет победить нерешительность учеников и не оставляет им более повода отговаривать Его вновь от этого путешествия. Нерешительность была побеждена, но опасения учеников не рассеялись, и один из них выразил их весьма трогательным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010