Литургийное евангельское чтение Недели 4-й Великого поста заканчивалось словами Спасителя: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» ( Мк. 9, 31 ). Евангельское чтение Недели 5-й говорит о том же, но подробнее ( Мк. 10, 32–34 ). Апостолы и на этот раз ( Лк. 18, 34 ) не могли понять, как это может случиться с их Учителем. А апостолы Иаков и Иоанн обратились к Нему с просьбой о первых местах для себя в славе Его ( Мк. 10, 37 ). Желая привести апостолов к правильному пониманию предстоящих Ему страданий, смерти и воскресения, а также и ожидающего их самих жребия, Христос говорит им «о чаше и крещении», которые и им предстоит принять вслед за Ним. «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» ( Мк. 10, 39, 40 ). О какой чаше и каком крещении говорит Спаситель? Под чашей Он разумел Свою крестную смерть ( Мф. 26, 38–44 ), а под крещением – не только гефсиманские борения и голгофские муки, но и то томление духа, которое Христос испытывал еще задолго до Голгофы ( Лк. 12, 50 ). Апостолам Христос предсказывал, что по любви своей к Нему они примут страдания и даже смерть за имя Его. Но было и есть особое крещение, которое принимали несметные сонмы подвижников веры и благочестия и к которому призывает нас Святая Церковь в преддверии Страстной седмицы евангельским чтением Недели 5-й. Святой Григорий Богослов († 389) говорит о нем: «Зная еще слезное, труднейшее крещение, им крестится «измывающий на всяку нощь ложе и постелю слезами» ( Пс. 6, 7 ), кому «воссмердеша раны» греховные ( Пс. 37, 6 ), кто «плача и сетуя», ходит ( Пс. 34, 14 ), кто произносит в храме слова мытаревы, кто припадает с хананеянкой (ко Христу), прося крошек милосердия». Слезное крещение – это крещение покаянием, сердечным сокрушением и плачем о грехах своих в уповании на милосердие и человеколюбие Божие. «Ты не принимаешь покаяния, – продолжает святой отец, – не даешь места слезам? Не плачешь слезно?.. Неужели не трогает тебя человеколюбие Иисуса, Который «недуги наша прият и болезни понесé» ( Мф. 8, 17 ), Который не к праведникам пришел, но к грешникам, прощая им грехи «до сéдмьдесят крат седмерицею» ( Мф. 18, 22 )?»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Логическая связь между Ин. 13:20  («принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня») и тем, что этому стиху предшествует или что за ним следует, на первый взгляд, не просматривается: некоторые ученые даже полагают, что изначально стих мог находиться в другом месте текста. В то же время, отмечают смысловую связь между этим стихом и тем, который выполнял роль краеугольного камня всей сцены омовения ног: «раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» ( Ин. 13:16 ). Сравнение между посланником и пославшим действует сразу в двух направлениях, указывая на миссию Иисуса и на миссию Его учеников. К чему относятся слова «Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я»? Какое событие должно сбыться? Хотя до этих слов речь шла о предательстве Иуды, сами эти слова указывают на то, чему свидетелями ученики должны стать в ближайшие часы и дни: на арест Иисуса, суд над ним, Его смерть на кресте. Особенным же образом они указывают на Его воскресение. Именно после того, как Он воскреснет и Его внешний вид изменится, они должны поверить, что это Он. «Ему Симон Петр сделал знак…» В описанной Иоанном сцене мы видим, как Петр проявляет инициативу, однако вопрос свой он задает не напрямую, а через ученика, «которого любил Иисус». Согласно традиционному толкованию, этим учеником был сам Иоанн. Именно потому, что он был участником события, он смог описать его подробнее, чем другие Евангелисты. Выражение «возмутился духом» указывает на глубокое внутреннее волнение, смущение, негодование. Иисус не просто предсказывает предательство ученика: Он по-человечески глубоко взволнован и возмущен этим. И тем не менее, Он не пытается остановить предателя каким-либо явным или грозным увещанием, а ограничивается символическим жестом и словами, имеющими, как кажется, противоположный смысл тому, что можно было бы ожидать от Учителя в подобной ситуации. Из Евангелия от Иоанна создается впечатление, что Иисус уже при избрании двенадцати апостолов знал, что один из них станет предателем. Более того, при чтении рассказа Иоанна о Тайной вечере может возникнуть ощущение, что Иисус Сам подталкивал Иуду к совершению преступления. Все Евангелисты приводят предсказание Иисуса о том, что один из учеников предаст Его, но только у Иоанна Иисус произносит загадочные слова «что делаешь, делай скорее», после которых Иуда тотчас выходит, несмотря на позднее время (синоптики ничего не говорят об уходе Иуды с трапезы).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мы не должны забывать, что сила зла иллюзорна, она ничтожна и бессильна перед силой добра. В этом году наш народ торжественно отмечает 40-летие победы над фашистской Германией. Сколько жизней унесла война; горе, слезы, лишения вошли в каждую семью. Нам очень понятна цена мира, поэтому наш народ и вместе с ним наша Грузинская Церковь делают все, чтобы прекращена была безудержная гонка вооружений, чтобы воспрепятствовать милитаризации космического пространства. В декларации Президиума Всемирного Совета Мира, собравшегося в марте сего года в Москве, мы читаем: «Против войны нужно бороться, пока она не началась. Этот важнейший урок истории, как никогда, актуален в век ядерного оружия». Церковь многое может сделать, Церковь – страж духовных ценностей. Церковь готовит человека к встрече с воскресшим Господом. Апостол Павел пишет: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ). Возлюбленные во Христе братья и сестры! Преисполненный духовной радостью и желая разделить эту радость с вами, еще раз сердечно поздравляю всех с праздником Светлого Христова Воскресения. От вечного Источника Божественной Любви вера, любовь, надежда и проистекающие отсюда радость и мир да изольются в остывшие человеческие сердца. Господь предупреждает всех нас: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро... ( Откр.22:11–12 ). 1986 Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению. (Воскресная песнь по чтении Евангелия) Победив смерть, Господь наш Иисус Христос вместе с тем победил и имущего державу смерти – диавола – и соделал нас участниками этой великой победы. Своей смертью и Воскресением Господь освободил нас прежде всего от смерти духовной, когда человечество лишено было благодати Божией и, вместе с этим – духовного света, радости и блаженства. Вот что говорит Блаженный Августин о смерти духовной: «Хотя человеческая душа поистине называется бессмертною, впрочем, и она имеет своего рода смерть... Смерть бывает тогда, когда душу оставляет Бог... За этой смертью следует еще смерть, которая в Божественном Писании называется второй... Сия смерть тягостнее и ужаснее всех зол, ибо она состоит не в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы разве лучше святых отцов первого вселенского собора и всех древних христиан, которые так легко отнеслись к установлению празднования воскресения вместо субботы?! Нам остается и в этом случае только подражать им! 5 Учитель церкви, Евсевий Памфил , живший в начале 4 века, в книге своей о жизни блаж. царя Константина пишет: «Что касается до дня воскресного, иногда называвшегося днем света и солнца, то к ревностному хранению его он располагал и всех своих воинов... чтобы они бодрствовали в Божией Церкви...» ( Евсевий Памфил , Изд. Дух. акад. СПБ. 1849). 6 Для ясности при чтении полезно подчеркнутое: «в покой» пропускать, а читать только поставленное в скобках: (в субботу мою), как и здесь, так и далее. 7 ...Адвентист сказал: Что при апостолах праздновали субботу, это ясно вот из чего. апостол Павел по субботам проповедовал Иисуса Христа. Об этом читаем в «Деяниях апостольских»: Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний ( Деян.17:2 ), Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал иудеев и эллинов ( Деян.18:4 ), При выходе (из синагоги иудейской) язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие ( Деян.13:42 ). – Удивляюсь и не понимаю, для чего вы прочитали это, – сказал я.– Ведь апостол Павел по субботам ходил проповедовать Христа в синагоги иудейские, убеждать иудеев, что Иисус есть Христос ( Деян.17:1–3 ). Из этого ясно только то, что тогда не христиане, а иудеи, противники христианства, праздновали субботу. Павел же только пользовался случаем для обращения в христианство иудеев и эллинов, или язычников. А христианам апостол Павел проповедовал не в субботу, а в первый день недели: В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи ( Деян.20:7 ), из чего следует, что тогдашние христиане праздновали именно этот день: воскресение, а не субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

На что еще обратить ваше внимание в предложенном чтении из Евангелия? Вот еще на что обратим внимание: когда Господь увидел плакавших и рыдавших родных и знакомых умершей дочери Иаира, Он сказал: не плачьте: она не умерла, но спит. Эти слова весьма для нас утешительны. Жизнодавец Господь называет смерть нашу сном. Почему? потому что будет общее воскресение мертвых, как бы общее пробуждение от сна, и это в силу Его смерти и воскресения: ибо «Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть» ( 1Кор.15:20 ), как из-за Адама все умирают, так из-за Христа все оживут. Но что же последовало, когда Иисус Христос назвал смерть девицы сном (не умерла, но спит)? Смеялись над Ним, зная, что она умерла. Не удивительно: они не знали еще тайны воскресения. Но удивительно, как ныне могут некоторые глумиться, слыша о воскресении; когда воскресение мертвых сделалось для нас так несомненно, как несомненен нынешний день? Впрочем, не будем дивиться: так поступают христиане только по имени, но язычники по делам, рабы чрева, богатства неправедного, поклонники мира сего, для которых нет высшего удовольствия, кроме удовольствия гортани, вкушающей сладкие брашна и напитки, кроме удовольствия поклонения золотому тельцу. Но им и конец будет по делам их. А мы посмотрим на величественное зрелище, как Жизнодавец наш воскрешает дочь Иаира. Выслав всех вон из комнаты, где лежала умершая, кроме Петра, Иакова и Иоанна, да отца и матери умершей, и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И что же? Она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. Вот, братия, образ нашего будущего воскресения: подобный глас Сына Божия услышат мертвецы во второе пришествие Сына Божия и услышавши оживут, и «изыдут сотворившие благая в воскресение живота, а сотворившие злая в воскрешение суда» ( Ин.5:29 ). Вот вам урок о воскресении: затвердите его хорошенько; помните, что вы воскреснете. И только? Нет! и живите по-христиански, чтобы достигнуть блаженного воскресения: будьте воздержны, целомудренны, терпеливы, незлобивы, смиренны, снисходительны, милосерды, единодушны. Друг друга подвизайте; друг друга влеките в царство небесное. Аминь. 28. Беседа в неделю 24-ю по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«На что еще обратить ваше внимание в предложенном чтении из Евангелия? Вот еще на что обратим внимание: когда Господь увидел плакавших и рыдавших родных и знакомых умершей дочери Иаира, Он сказал: «Не плачьте; она не умерла, но спит» (Ср.: Мф. 9:24 ). Эти слова весьма для нас утешительны. Жизнодавец Господь называет смерть нашу сном. Почему? Потому что будет общее воскресение мертвых, как общее пробуждение от сна, и это – в силу Его смерти и Воскресения: ибо Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15:20 ), как из-за Адама все умирают, так из-за Христа все оживут. Но что же последовало, когда Иисус Христос назвал смерть девицы сном (не умерла, но спит)? Смеялись над Ним, зная, что она умерла (Ср.: Мф. 9:24 ). Неудивительно: они не знали еще тайны Воскресения. Но удивительно, как ныне могут некоторые глумиться, слыша о Воскресении, – ныне, когда воскресение мертвых сделалось для нас так несомненно, как несомненен нынешний день? Впрочем, не будем дивиться: так поступают христиане только по имени, но язычники по делам, рабы чрева, богатства неправедного, поклонники, мира сего, для которых нет высшего удовольствия, кроме удовольствия гортани, вкушающей сладкие брашна и напитки, кроме удовольствия – поклонения золотому тельцу. Но им и конец будет по делам их. А мы посмотрим на величественное зрелище, как Жизнодавец наш воскрешает дочь Иаира. Выслав всех вон из комнаты, где лежала умершая, кроме Петра, Иакова и Иоанна, да отца и матери умершей, и, взяв ее за руку, возгласил: девица! Встань. И что же? Она тотчас встала, и Он велел дать ей есть (Ср.: Лк. 8:54–55 ). Вот, братия, образ нашего будущего воскресения: подобный глас Сына Божия услышат мертвецы во Второе Пришествие Сына Божия и, услышавши, оживут, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда ( Ин. 5:29 ). Вот вам урок о воскресении: затвердите его хорошенько; помните, что вы воскреснете. И только? Нет, и живите по-христиански, чтобы достигнуть блаженного воскресения: будьте воздержны и целомудренны, терпеливы, незлобивы, смиренны, снисходительны, милосерды, единодушны. Друг друга подвизайте, друг друга влеките в Царство Небесное. Аминь» 318].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Насыщение становилось целью. Все духовное уходило на задний план, а иногда и совсем подвергалось опасности уничтожения. И вот ныне Господь, в чудесном насыщении, вспоминаемом нами, дает нам разрешение этого вопроса насыщения. Насыщение народа, утоление телесного его голода непосредственно связано с проповедью Слова Божия. Только тогда столь больной и трудно разрешимый вопрос «насыщения» будет поставлен на должное место, когда будет он следовать за проповедью Слова Божия, будет внутренне связан с ней. Расцвет материальной жизни – не самоцель для христианина. Он может быть только средством , только условиями – еще преп. Серафим говорил, что пользуясь благами земными легче служить Богу. Но не в этом смысл. Насыщение само по себе не может почитаться благом, и это начало конца жизни духа, когда оно становится таковым. Основной принцип христианской жизни: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» Можно заботиться, конечно, об этом «приложении,» но главное – Царствие Божие и правда его, посвящать которым жизнь свою и отдавать лучшее своего сердца должен каждый христианина. Неделя 12я по Пятидесятнице ( Матф. 19:16–26 ) В Евангельском чтении нынешнего воскресного дня беседует Господь с богатым юношей о жизни вечной… Как же войти в эту вечную жизнь?.. «Если хочешь войти в жизнь вечную, – говорит юноше Господь, – соблюди заповеди.» «… Не убивай; не прелюбодействуй; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя.» Юноша говорит Ему: «все это сохранил я от юности моей: чего еще не достает мне?» И здесь свидетельствует Господь: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.» «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение,» – заканчивает Евангелист… Многие понимают это Евангельское повествование, как безусловное требование отказа от всякого богатства, от всякого имения и безусловную необходимость пребывания в полной нищете.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Наша проповедь не «в убедительных словах человеческой мудрости,» – говорил апостол Павел. Не в полемических спорах раскрывается человеку Образ Безначального. Религиозная жизнь требует подвига. «Истина познается по силе жития.» Только тот, кто употребляет усилия в борьбе с грехом, в деятельном восхождении к Царствию Божию может восхитить его. В наше время часто жалуются на недостаток веры, на немощь ее… Мы слишком отошли от взыскания ценностей духа, слишком погрязли в сутолоке и суете. И неизбежное совершилось… Духовное око утратило способность зреть «яже от Духа Божия.» Неизменное и вечное стало чем то далеким, призрачным. Преходящее и суетное получило первое и, увы, часто, можно сказать, единственное место в нашем бытии. И отсюда и явилась эта духовная беспомощность, которая так свойственна сынам века сего. Человек хочет верить, томится по вере, но не знает, за что взяться, как приступить к стяжанию ее. И вот здесь-то звучит древний призыв Псалмопевца: «Взыщите Бога и жива будет душа ваша.» Только надо искать Его всем существом… Искать, по слову апостола: «не совещаясь с плотию и кровию.» Если так будешь искать, то всегда обретешь. Обретешь Бога истинного и живого, познаешь и бессмертную душу свою – образ Его и подобие. “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего,» – говорил Господь Понтийскому Пилату. «Быть от истины,» – зависит от нашей воли к подвигу ее искания. «Просите и дастся вам, ищите и обрящете»… А нет большей радости, как Бога обрести в жизни своей, с Ним встретиться, Ему поклониться всем своим существом. Неделя 7я по Пасхе Святых Отец: Единство во Христе ( Иоан. 17:11 ) В следующий за праздником Вознесения Господня воскресный день, Святая Церковь за Божественной Литургией предлагает нам в Евангельском чтении отрывок из прощальной беседы Христа Спасителя с учениками. Приближаются минуты мироспасительной страсти … Господь молится об апостолах: «Отче Святый! соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.»

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Не видеть и однако видеть ( Ин. 14:9; 1:13 ) «Воскресное чтение», 1876 «Бога не видел никто: Единородный Сын сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). «Иисус сказал (Филиппу): столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца?» ( Ин. 14:9 ). Некоторые из читателей в приведенных текстах могут видеть противоречие. Но при внимательном чтении их оказывается, что они подтверждают себя взаимно и нисколько не противоречат один другому. В первом из них содержатся объяснение невидимости Божественного существа. Бога не видел никто. Человеческие греховные очи не могут взирать на Него. Скорее они в состоянии были бы смотреть на сияющее солнце, чем в лицо Тому, пред Кем даже высшие чины ангельские закрывают свои лица ( Ис. 6:2 ). «Он обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ). Этой истине учило иудеев все устройство их богослужения, особенно же святое святых и завеса пред ним. Отсюда мы видим преимущества откровения Божия во Христе Иисусе и чрез Христа Иисуса: «Он есть Единородный Сын, сущий в недре Отчем»; следовательно, Он – одно с Ним и пришел от Него, чтобы возвестить нам о Самом Боге, существе Его, и открыть Его волю. Из слов первого текста мы познаем также и Иисуса Христа в Его Божестве как «истинного Бога и вечную жизнь», но принявшего на Себя человеческую плоть и подавшего нам возможность познать гораздо яснее, чем прежде когда-либо, чрез Себя, как чрез покров, собственное существо Божие. Совершенно согласны слова первого текста со словами второго, содержащими слова Господа: «Видевший Меня видел Отца». Филипп хотел, чтобы Иисус показал ему Отца, то есть он желал видеть Самого Бога Отца, – на это Господь Иисус отвечал ему порицанием и вместе наставлением. Он дал заметить Филиппу, что совершенные Им чудеса, истины, которым Он учил, равно как и другие доказательства Его Божества, не имели доселе желанного успеха для полного познания Его. В этом порицание Филиппу. Но вместе с тем ответ Господа содержит и необходимое ему наставление, так как Он здесь ясным образом открыл Свое Божество и Свое единосущие с Отцом, говоря, что кто видит Сына, видит и Отца. Иисус Христос в Своем человеческом естестве есть Слово и посланник Отца, и Его существо и воля, Его слова и дела суть существо, воля, слова и дела Отца; поэтому выражение «видеть Отца» в лице Иисуса Христа находится в полном согласии со словами евангелиста: «Бога не видал никто»; подобное высказывается и в других местах Священного Писания , как, например, в Исх. 33:20 ; 1Тим. 6и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

– Невозможно нам принимать столь горькое лекарство! – говорят многие, расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Врач людей сперва Сам принял лекарство горькое, горчайшее, хотя был здрав, – только бы показать болящим, что сие не невозможно. О, насколько труднее здоровому, чем больному вкусить и проглотить лекарство от болезни! Однако Он принял Его, дабы это лекарство приняли и смертельно больные. – Невозможно нам босыми пройти по зарослям терний, как бы мы ни жаждали и какой обильный и чистый источник воды ни находился бы по ту сторону их! – снова говорят расслабленные грехом. Потому человеколюбивый Господь Сам, босой, прешел тернистую ниву и ныне с той стороны вопиет, призывая жаждущих на источник воды живой. – Возможно, – возглашает Он, – Я Сам прошел по терниям острейшим и Своими стопами примял их; итак, грядите! – Если крест – лекарство, невозможно нам принять это лекарство! И если крест – путь, невозможно нам идти этим путем! – так говорят болящие грехом. Потому человеколюбивый Господь взял тягчайший крест на Себя, да покажет, что сие возможно. В сегодняшнем евангельском чтении Господь предлагает крестоношение, это горькое лекарство, всякому, желающему спастись от смерти. Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Господь не гонит людей на крест вперед Себя, но призывает их следовать за Собою, Крестоносцем. Ибо, прежде нежели произнести призыв сей, Он предсказал Свои страдания, а именно: И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мк.8:31). Он и пришел для того, чтобы быть Путем. Он пришел для того, чтобы быть Первенцем в страданиях и Первенцем во славе. Он пришел, да покажет, что возможно – и да сделает возможным – все то, что люди считали невозможным. Он не заставляет людей и не принуждает их, но предлагает и советует. Кто хочет. По своей свободной воле люди впали в болезнь греховную, и по своей свободной воле люди должны лечиться и выздороветь от греха. Он не скрывает: горько-прегорько лекарство; но Он облегчает людям принятие его тем, что Сам первым принимает его, хотя и здрав, и являет его блистательное действие.

http://pravoslavie.ru/45544.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010