1. Слово в неделю шестую по Пятидесятнице Чадо, отпущаются ти греси твои ( Мф.9:2 ). Сегодня читано было Евангелие от Матфея об исцелении Господом расслабленного, принесенного на постели. Оно читается так: «В то время прибыл Иисус в Капернаум. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» ( Мф.9:1–8 ). На этом оканчивается Евангелие. И в нынешнем чтении Евангельском повествуется о милосердии нашего общего Спасителя к несчастному человеку, и в Евангелии прошедшего воскресного дня говорено было тоже о милосердии Его; тогда говорилось об исцелении бесноватых, ужасно страдавших от злых духов, а ныне говорится об исцелении расслабленного; там причиной беды и несчастья были грехи, как видно из нравоучения Иисуса Христа исцеленному при овчей купальне больному: «се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Ин.5:14 ). И здесь причиной расслабления членов телесных и самой души были грехи; ибо Врач душ и телес говорит больному: «чадо! прощаются тебе грехи твои». Все Евангелие, возлюбленные братья и сестры, наполнено повествованием о чудесных делах милосердия Господа Иисуса Христа к бедствующим и заблуждающимся человекам; и там же повсюду возвещается, что главной причиной почти всех болезней, бед и несчастий с людьми бывают грехи, – это величайшее зло, несчастье рода человеческого, этот ужасный корень всех зол и самого великого зла – смерти временной и вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

4 сентября 2011 года, когда Церковь совершает празднование Собора Московских святых, митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По окончании литургии владыка Иларион поздравил верующих с воскресным днем и обратился к ним с проповедью: «Дорогие братия и сестры! Сегодня в Евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как к Господу Иисусу Христу подошел богатый юноша и спросил, что нужно делать, чтобы наследовать Царствие Небесное. Господь в ответ перечислил ему ветхозаветные заповеди, что были даны Моисею как путь, по которому человек должен идти, чтобы наследовать Царствие Божие. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение ( Мф. 19. 20–22 ). Этим рассказом Евангелие напоминает нам, прежде всего, о том, что на первом месте в жизни человека должен быть Бог и Его заповеди. Многие ли из нас могут сказать, как богатый юноша, что все заповеди исполняют от юности и живут по закону Божию, что евангельский закон является тем нравственным ориентиром, по которому они сверяют свою жизнь? Многие ли из нас могут сказать, что не нарушают ежедневно заповеданное нам и, прежде всего, заповедь о любви к Богу и любви к ближнему? Как важно помнить об этих заповедях, передавать детям Божий закон, живя по которому, они всегда будут вместе с Господом и неизменно будут идти по пути к Царствию Небесному! Ведь сколько соблазнов сегодня подстерегает наших детей: негативное и тлетворное влияние оказывают на них улица, школа, сверстники, да и весь окружающий мир. Как трудно бывает ребенку в этом мире сохранить веру и благочестие, не послушать уговоры сверстников, не поддаться веяниям времени, но твердо идти по пути следования евангельским заповедям. Немногие дети сегодня способны жить так, как заповедует Церковь Христова, но и немногие взрослые могут показать им пример добродетельной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

54 Он же, выслав всех вон, и взяв ее за руку, возгласил: девица! Встань. 55 И возвратился дух ея; она тотчас встала; и Он велел дать ей есть. 56 И удивились родители ея. Он же повелел никому не сказывать о происшедшем. Ст. 51. Почему Иисус Христос не позволил никому войти к умершей, кроме трех апостолов и родителей ее? Не позволил никому из сопровождавшего народа войти в дом, чтобы научить убегать тщеславия, молвы и славы народа. А взял с собою апостолов и родителей умершей для того, чтобы они были свидетелями чуда. Ст. 55. Для чего Иисус Христос повелел дать дочери Иаира по воскрешение ее? Чтобы показать, что она не только воскресла из мертвых, но и стала совершенно здоровой: так как могла и есть она. Ст. 56. Почему Иисус Христос запретил родителям воскрешенной рассказывать о чуде? Чтобы научить учеников и всех последователей своих удаляться земной славы, смиряться и тогда, когда слава бежит за ними. С другой стороны, чтобы чудо не подверглось каким-либо лживым толкованиям со стороны иудеев. Что особенно поучительного в этом евангельском чтении? В воскрешении девицы, дочери Иаира, богомудрые отцы видят образ воскрешения человеческой души от смерти греховной для жизни святой, со Христом. Как Господь, входя в дом Иаира, чтобы воскресить дочь его, оставляет следовавших за ним вне дома и из самого дома изгоняет тех, кои не способны были видеть чудо; так и желающий вечной блаженной жизни должен напр. отказаться сообществ, изгнать из души своея порочные страсти и излишние заботы о земном. Евангелие двадцать пятой недели по пятидесятнице Какое евангелие двадцать пятой недели? Притча о благодетельном Самарянине, изреченная Иисусом Христом вследствие вопросов, предложенных Ему иудейским законником: 1) Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И за сим, когда указано было Иисусом Христом законнику, что для этого нужно исполнять предписанные в законе заповеди любви к Богу и ближнему, 2) Кто мой ближний? Притчею этой научает, что мы должны считать ближними своими и оказывать помощь не одним своим единоверцам и единоплеменникам, но и всякому человеку, какой бы веры и какого бы рода ни был он. Лук. 10, 25–37 . Зач. 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

5 .      (ст. 31–33). Излишняя заботливость о земном свойственна язычникам, которые не веруют в Бога Промыслителя, которые живут только для земли, не мыслят о небе. Но христиане веруют в Бога, Который знает, что они имеют нужду во всем этом, т. е. в пище и проч. и их долг больше заботиться о небесном, чем о земном, – икать во-первых царствия Божия, т. е. вступить в члены Христовой церкви, п правды ею, т. е. оправдания чрез веру и исполнение закона Христова. И если они будут поступать так, то и это все приложится им, т. е. и земные блага будут даны им от Бога, как бы в воздаяние за труды и искание царства Божия. Что особенно поучительного в сем евангельском чтении? Оно научает, нас больше заботиться о душе и вечном спасении своем, чем, о теле и земной жизни. Евангелие четвертой недели по пятидесятнице Какое евангелие 4-ой недели? История исцеления слуги сотника. Матф. 8, 5–13 . Зач. 25 5 Когда вошел Иисус в Каперанаум; к Нему подошел сотник, и спросил Его: 6 Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении, и жестоко страдает. 7 Иисус говорит ему: Я прийду и исцелю его. 8 Сотник же, отвечая сказал: Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. 9 Ибо я и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет, и другому: прийди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. 10 Услышав сие, Иисус удивился, и сказал идущим за Ним: истинного говорю вам, и в Израиле (т.е. в евреях) не нашел Я такой веры. 11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада, (т.е. язычники), и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царствие небесном. 12 А сына царства (т.е. евреи) извержены будут во тьму внешнюю; там будет плачь и скрежет зубов. 13 И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тотчас. Ст. 5. Кто такой был сотник? Это – римский военачальник, имевший под своей властью сто воинов. Ст. 7. Почему сотник считал себя недостойным, чтобы Господь вошел в дом его?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

balashov – Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример». Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех! Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20). Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что? Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью? Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь. Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

http://pravoslavie.ru/37727.html

LXXXIII. Слово, сказанное за литургией по освящении храма во Владимирской чувашской женской общине, близ г. Чебоксар 87 . О значении новооткрытой общины для местного края и о подражании высоким христианским качествам апостола и евангелиста Иоанна Богослова Сегодня в этой пустыни, переименованной в женскую общину, тройной праздник. Ныне воскресенье, один из семи дней недели, который празднуется всеми христианами. Этот праздник в христианской церкви древнейший; установлен он св. апостолами. Им воспоминается одно из важнейших для нас христиан событий–воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Значение воскресения Христова для нас христиан велико: если бы Христос не воскрес, то тщетна была бы вера наша: все ни к чему. Не воскресни Иисус Христос из мертвых, тогда какое было бы у нас основание верить Иисусу Христу, что Он Сын Божий и слово Его истинно и свято; как мы тогда могли бы верить, что мы воскреснем и что за гробом ожидает нас вечная жизнь, и кто бы без этой уверенности мог принудить себя исполнять заповеди Евангельские? Но с воскресением Иисуса Христа всем нам стало ясно, что Христос есть Сын Божий и что Он и нас воскресит в свое время для вечной жизни. В этом факте воскресения имеющей наступить для нас по нашем воскресении. Вот почему христиане и празднуют день воскресный. Древние христиане проводили этот день в храме в пении псалмов и чтении слова Божия; слушали поучения, молились и приобщались св. Таин; освобождали себя от житейских работ. Так и вы, христиане, проводите этот день подобающим образом, посвящайте его на служение Богу; посещайте усердно храм Божий для участия в общей молитве, упражняйтесь дома в делах благочестия и уклоняйтесь от работ житейских . Второй праздник сегодня в честь и славу св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Св. Иоанн Богослов был ближайшим учеником Спасителя. Он возлежал на персях Господа Иисуса; Спаситель любил всех учеников, но особенной любовью пользовался Иоанн, и в евангелии сказано об этом апостоле: его же любяще Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

    «А затем конец, когда он предаст царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу: ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть»  (1 Кор. 15:24—26).     Так вот, где источник нашей светлой радости в день праздника праздников Светлого Воскресения Христова: Воскресение Христово — это радостный и убедительный для нас залог конечного торжества правды Божией, победы над злом, победы над смертью.    Но для того, чтобы быть участниками этого конечного торжества Правды Божией и торжествовать вместе со Христом победу над злом, победу над смертью, мы должны еще в этой земной жизни «сораспяться Христу», дабы и воскреснуть вместе с Ним, — должны с помощью благодати, дарованной нам в силу заслуг Его, победить в самих себе зло, то есть грех, к чему мы обязываемся самым принятием св. Таинства Крещения.     «Неужели не знаете», спрашивает нас св. Апостол в замечательном чтении, приурочиваемом св. Церковью ко дню Великой Субботы: «что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы спогреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти... так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем»  (Римл. 6. 3—11).    Вот — ясное учение Слова Божия о силе и значении для нас великого и славного события Воскресения Христова!    Можно ли после этого утверждать и учить что-то иное, как это делают современные еретики, мечтающие об устроении какого-то земного «Царства Божия» и готовые узаконить греховную привязанность человека, изменившего Христу Воскресшему, к мipy сему, во зле лежащему, со всеми его суетными благами, утехами и удовольствиями?!    «От земли к небеси Христос Бог нас преведе» Своим Воскресением — как же и зачем же, после этого, мы опять будем возвращаться к земле, от которой уже оторваны, хотя временно еще и вынуждены ходить по ней?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Обратите ваше внимание на то апостольское чтение, которое мы, Бог даст, завтра услышим, за Божественной литургией. В этом чтении св. апостол Павел говорит о том, что Бог для того послал Своего Сына на землю, чтобы Он искупил нас «подзаконных» (Гал.4:5) и мы приняли усыновление. «Искупи л подзаконных» . Мы — все люди — были под законом, были под клятвою закона, как грешники, но Он явился, взял на Себя наши грехи, искупил всех нас — подзаконных, и мы имеем теперь милость усыновления Богу.    В Вифлеемских яслях возлежит Тот, кто есть Богочеловек. Как Бог по существу, Он неприступен и страшен и на Него не смеют взирать даже чины Ангельские, но в то же время, по человечеству Он — человек, такой же как мы, во всем подобный нам, только абсолютно чистый от греха. Поэтому — так как Тот, Кто в яслях возлежит есть человек и в то же самое время — Сын Божий, — то, будучи по человечеству Его братьями, как такие же люди как Он, мы через Него являемся сынами Божиими. Он — Сын Божий, а мы — братья Его по человечеству. В этом глубокий смысл Его воплощения.    Вы, вероятно, хорошо помните, как в одном из воскресных Евангелий говорится о том, что когда св. Мария Магдалина бросилась к ногам воскресшего Спасителя, узнавши Его, Он сказал ей, чтобы она пошла к «братии» (Ин.20:17) Его, — к Его братьям, ибо Он считает Себя нашим братом, как человек.    Значит, если Он Сын, то и мы сыновья, как Его братья. «Пойди к братии моей, — говорит Господь, — и скажи, что Я восхожу ко Отцу Моему и Отцу Вашему и Богу Моему и Богу Вашему».    Скользят часто по поверхности нашего сознания эти слова, привычные для нас и мы мало вдумываемся в глубочайшее их содержание. Почему так сказал Спаситель мира: «Ко Отцу Моему и Отцу Вашему» ? Потому что Господь, Бог Отец, Ему Отец по самой природе Божественной, ибо Он рожден от Отца и равен Отцу и имеет ту же природу по Божеству (как и человек, который рождается от человека, имеет ту же природу). А для нас Он Отец не по существу, не по природе, а только по благодати, только по милости Его, а не по существу. Вот это Господь и подчеркивает, говоря «Отцу Моему и Отцу вашему» . Но дальше Он добавил «и Богу Моему и Богу вашему» , а это уже с другим оттенком; это Он говорит, как человек. Как Сын Божий Он сказал «Отцу Моему и Отцу вашему» , как бы говоря: Он Мой Отец по существу, а ваш только по благодати; а слова «Богу Моему и Богу вашему» Он сказал как человек для которого Бог есть — Бог одинаково с другими людьми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Аминь. Беседа 2. В понедельник светлые седмицы Во дни они, возвратишася Апостолы во Иерусалим от горы порицаемые Елеон, яже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь ( Деян.1:12 ). В предложенном ныне чтении из книги Деяний Апостольских говорится о том, как ученики Господа Спасителя проводили время после вознесения Его на небо до сошествия на них Святого Духа в день пятидесятницы, и как, на место отпадшего Иуды, избран был в апостольское звание святый Мфей. По вознесении Господа на небо, Апостолы «возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.» Апостолы теперь убедились в том, что Господь более не будет видимо обращаться с ними; не явится им, при затворенных дверях, как прежде являлся до вознесения на небо: Он своим человеческим естеством вознесся на небо; сами они видели, как облако взяло Его из вида их; они смотрели на небо, во время восхождения Его. И небесные вестники или Ангелы, в виде двух мужей, в белой одежде, представшие им, возвестили, что Иисус вознесся на небо, что Он и опять придет таким образом, как они видели Его восходящего на небо ( Деян. 1, 5–11 ). Но Апостолы, по вознесении Господа на небо, пошли не в свою страну, не в Галилею, откуда они происходили, но в Иерусалим, помня повеление Господа: а Он заповедал им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца, т. е. сошествия Святого Духа. И егда внидоша, взгдоша на горницу, итыке бяху пребывающе, Петр же и Иаков, и Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Мфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда Иаковл. «И пришедши, взошли в горницу, где и пребывали». Пришедши с Елеонской горы, Апостолы взошли в горницу, – полагают на основании церковного предания, в ту самую горницу, в которой Господь совершил последнюю вечерю с Своими учениками, за которою установил таинство Евхаристии. В этой горнице ученики Христовы пребывали до сошествия Святого Духа; в этой горнице совершилось и великое событие сошествия Святого Духа на Апостолов и всех верующих в Иисуса Христа. Святый Лука перечисляет Апостолов, бывших в этой горнице, и говорит: «где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова». Не всех обозначил Лука, которые были в горнице, но только избранных в число двенадцати Апостолов. Святой Златоуст говорит: «не без причины упомянул Лука поименно об учениках: так как один из них сделался предателем, другой отрекся, третий не поверил; то он показывает, что, кроме одного предателя, все были целы» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Аминь. Беседа 54 в навечерие Богоявления (Зачало 143А.) ( 1Кор.9:19–27 ). Братие, свободен сый от всех, всем себе поработих, да множайшия приобрящу ( 1Кор.9:19 ). Предложенное ныне чтение из первого послания апостола Павла к Коринфянам составляет часть того наставления, которое преподал он коринфским христианам по случаю допущенного некоторыми из них злоупотребления христианской свободы. Это злоупотребление свободы состояло в том, что некоторые христиане, рассуждая, что «идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме единого» ( 1Кор.8:4 ), позволяли себе есть идоложертвенные яства (ст. 1), то-есть, те яства, которые принесены были в жертву идолам, между тем как другие христиане, недавно обратившиеся из язычества, соблазнялись такими поступками. Об этих христианах Апостол говорит: «но не у всех такое знание; некоторые и доныне с совестию, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (ст. 7). По этому случаю Апостол дает такое наставление: «берегитесь, чтобы сия свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (ст. 9). «И потому, говорит далее: если пища соблазняет брата моего, не стану есть мяса во век, чтобы не соблазнить брата моего» (ст. 13). Также писал Апостол: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор.10:23–24 ). Для подтверждения предложенных истин, Апостол, как истинный учитель, поучающий не словом только, но и примером, показывает Коринфянам, как сам он обыкновенно не то делает, что ему позволительно, и на что имеет право, но всегда старается делать только то, что полезно для других. Так он имел полное право, проповедуя Коринфянам Евангелие, пользоваться от них содержанием себя и своих сотрудников, подобно другим Апостолам; но он этим правом не пользовался, а приобретал необходимое для содержания себя и бывших с ним трудами рук своих, и делал это, как сам говорит, для того, чтобы не поставить какой преграды благовествованию Христову ( 1Кор.9:4–12 ). «За что мне награда? говорит он. За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властию в благовествовати». И затем. Апостол показывает Коринфянам, как он и в других случаях ограничивает свою свободу, чтобы, сколько можно, более доставлять пользы другим, внушая чрез то Коринфянам, что и они так должны обращаться с своими ближними, заботясь не о своей только пользе, но особенно имея в виду пользу ближних. Это апостольское объяснение предложено в нынешнем чтении, которое теперь рассмотрим подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010