Управляющий делами Московской Патриархии и председатель ОВЦС открыли онлайн-семинар для благочинных епархий Русской Церкви 14 декабря 2021 г. 10:48 13 декабря 2021 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия начался онлайн-семинар «Организация деятельности благочиния в епархиях Русской Православной Церкви». С приветственными словом перед слушателями выступили председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион и управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий . Владыка Иларион подчеркнул: одной из наиболее важных задач, стоящих перед благочинными, является забота «о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих» (Устав Русской Православной Церкви, XVI.61.a), что обретает особую актуальность в настоящее время, когда православный мир подвержен волнениям и разделениям. Митрополит Иларион напомнил слушателям о том, что, начиная с древних времен, для Церкви принципиально важно было стремление к «единству Духа в союзе мира» (Еф 4:4), однако на протяжении церковной истории, когда между христианами закрадывался дух разделений и притязаний на единоличную, а не соборную власть в Церкви, происходили греховные и болезненные расколы, возводящие серьезные преграды в общении верующих. Подобную ситуацию, по мнению владыки, можно наблюдать в настоящее время в событиях, связанных с действиями Константинопольского Патриархата , которые вызваны попытками утверждения единоличной власти и отсутствием открытого диалога. Владыка Иларион призвал слушателей к тщательному изучению данной экклезиологической проблематики для того, чтобы давать полные аргументированные ответы священникам и прихожанам в епархиях. Митрополит Дионисий в своем выступлении подчеркнул, что для Управления делами Московской Патриархии крайне интересна встреча со слушателями семинара, а также призвал участников к обратной связи относительно тех проблем, с которыми сталкиваются благочинные, совершая свое служение. Управляющий делами Московской Патриархии выразил уверенность в том, что «благочинный является очень важной фигурой в системе церковного управления и душепопечения». В связи с этим владыка подчеркнул необходимость выбора благочинных с таким же усердием, как архиереев, так как их личностные качества являются залогом церковной деятельности. Семинар проходит на базе Общецерковной аспирантуры с 13 по 17 декабря 2021 года. Программа мероприятия разработана ОЦАД совместно с Управлением делами Московской Патриархии. Тематика семинара посвящена миссионерскому, катехизическому, молодежному, социальному и правовому аспектам благочиннического служения. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5871734.ht...

(Ст. 64 Уст. Дух. Конс.) Над ставропигиальными монастырями в Москве, а также над Воскресенским, новый Иерусалим именуемым, и Ростовским Яковлевым, смотрение благочиния должно быть поручаемо тому настоятелю, который бывает членом Московской Святейшего Синода Конторы, а в общежительном Соловецком монастыре поступать по данной его настоятелю от Святейшего Синода при указе 13 Сентября 1793 г. и здесь прилагаемой инструкции. (Указ. 5 Мая 1828 г.) Обязанности благочинного над монастырями определяются особой, здесь прилагаемой инструкцией. (Указ. 28 Мая 1828 г.) Отпускавшиеся из государственного казначейства на содержание благочинных над монастырями в западных епархиях 5250 руб., по ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 27 Декабря 1867 г. мнению Государственного Совета о новых штатах архиерейских домов и кафедральных соборов с их причтами, обращены на удовлетворение исчисленных по ним штатам расходов. При этом Святейшему Синоду предоставлено назначить из собственных средств на содержании благочинных над монастырями в западных епархиях, если в этом будет предстоять надобность. (П. 7 и 9.) 2   Благочинные над приходскими церквами Духовным Регламентом вменено в обязанность Епископу, в видах тщательного и успешного его надзора, учинить заказ по всем городам, чтобы протопопы, или нарочно определенные к тому благочинные, как духовные фискалы, тое все, т. е. относящееся к обязанностям епископа, насматривали и ему бы епископу доносили, есть ли бы такое нечто, т. е. противное данному Епископом обещанию, где проявилось, под виною извержения, кто бы утаить похотел. (П. 8. дела еписк. Дух. Регл. П. С. П. и Р. по вед. прав. исп. т. 1. 1.) Для ближайшего и бдительного наблюдения за священнослужителями Преосвященные назначают благочинных по личному внимательному архипастырскому своему выбору из беспорочных, опытных, усердных и наиболее деятельных священнослужителей т. е. протоиереев и священников, преимуществующих сверх того перед другими основательностью в суждении и назидательным поведением. (Указ. 5 Апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Отцов настоятелей прошу поддерживать усилия епархиального отдела и самим оказывать должное внимание развитию воскресных школ. Преподавание модуля " Основы православной культуры " Направлением, требующим от нас повышенного внимания, является преподавание и выбор модуля " Основы православной культуры " (далее – ОПК) в школах в рамках предмета " Основы религиозных культур и светской этики " (далее – ОРКСЭ). К сожалению, поступают сигналы и о недобросовестном подходе к предоставлению родителям возможности выбора модуля. В частности Преосвященный епископ Воскресенский Савва пишет в своем отчете: " В некоторых школах существует прямое или косвенное давление на выбор родителями модуля обучения или активное навязывание какого-либо модуля со стороны администрации школ. Мотивация давления вызвана различными причинами: неподготовленность учителей по ОПК, боязнь развития конфликтов на религиозной почве, атеистические взгляды руководства и учителей школ " . Благочинный Донского округа протоиерей Александр Фарковец также сообщает: " Прихожане-родители, чьи дети в 2013-2014 гг. выбрали ОПК, отмечают, что на родительских собраниях на них либо " давили " (рекомендовали выбирать светскую этику, ссылаясь на светский характер образования и отсутствие преподавателей), либо заставляли подписывать бумаги, что они выбирают " Основы светской этики " . В некоторых случаях родителей вызывали к директору и в частном порядке объясняли, что не хорошо быть " белой вороной " и потому нужно выбирать этику, а не Православие " . Факты, связанные с нарушениями процедуры выбора модуля в рамках курса ОРКСЭ собираются в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации. На данном этапе возникшие вопросы проработаны с Департаментом образования города Москвы и мы выражаем надежду, что в следующем году, если сложности и будут возникать, то лишь в единичных случаях. Преосвященных викариев и отцов настоятелей прошу незамедлительно сообщать в отдел о ставших им известными нарушениях прав родителей и ребенка при выборе модуля.

http://religare.ru/2_103211.html

«Преосвященнейший Владыко, Возлюбленный о Господе Брат и Сослужитель! Приношу Вашему Преосвященству глубочайшую благодарность за открытие во вверенной Вам Харьковской епархии Комитета Православного Миссионерского Общества, столь благовременное при усиливающемся развитии миссионерской деятельности в нашем отечестве и за пределами его, и покорнейше прошу Вас, Милостивый Архипастырь, не оставлять новооткрытый Комитет Вашим участием и покровительством. При сем долгом почитаю сообщить, что Общим Собранием Православного Миссионерского Общества, бывшим в Москве в минувшем Мае месяце, известие об открытии Харьковского Комитета принято было с живейшим сочувствием». Вследствие определения Св. Синода от 23 янв.–14 февр. 1876 г., члены Консисторий, как штатные, так и сверхштатные, не должны быть допускаемы ни под каким видом и предлогом к прохождению благочиннических должностей. На этом основании, Благочинный градских Харьковских Церквей, Кафедральный Ключарь Симеон Илларионов, как сверхштатный член Консистории, был уволен от благочиннической должности, и на его место должен быть избран другой. По произведенному градским духовенством выбору, представлены были мне на утверждение три кандидата: протоиереи – Николаевской церкви А. Федоровский, Димитриевской – П. Дохлевский и Воскресенской – И. Чижевский. На избирательном акте дана была мною от 23 июня следующая резолюция: «Из трех, избранных на должность градского Благочинного кандидатов, двое – Прот. А Федоровский и П. Дохлевский не могут быть утверждены в должности Благочинного на том основании, что первый из них обременен многими другими общественными должностями, а последний имеет физический недостаток слуха. Посему в должность Благочинного 1-го Харьковского Округа назначается третий из кандидатов – Протоиерей И. Чижевский». 24-го ч. получил я письмо из Вильны от Преосвящ. Макария, архиепископа Литовского. Вот что писал он мне от 19-го числа: «Не знаю, в чем провинился мой племянник, священник Харьковской Вознесенской церкви Четвериков, – он об этом не пишет, а только слезно умоляет меня походатайствовать пред Вами, чтобы его не переводили из настоящего прихода. И я покорнейше прошу, Ваше Преосвященство, если найдете возможным, наказать провинившегося как-нибудь иначе, а не перемещать его от Вознесенской церкви, вблизи которой он имеет дом».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Монах Аристоклий, Монах Измарагд и Монах Игнатий. Его Высокопреподобию, благочинному церквей Афонских подворий в Одессу, протоиерею отцу Иоанну Воскресенскому. По объявлению сего указа упомянутом в оном: архимандриту Давиду и прочим шести инокам, оный возвращается Вашему Высокопреподобию, согласно вашего предписания, с надлежащими личными их подписями на нем же. При сем присовокупляем, что архимандрит Давид и прочие шестья иноков изъявили желание выехать в Москву 5-го сего июня, а посему они удовлетворены нами деньгами на проезд до Москвы с продовольствием и прочими расходами, именно: архимандриту Давиду дано на проезд до Москвы в первом классе с продовольствием и прочими расходами 50 рублей, а прочим шести на проезд во втором классе по 40 рублей; в получении же ими оных денег у нас имеются их личные расписки. Кроме сего, они так же заявили, что надлежащие документы для проезда до Москвы желают получить каждый отдельно, а так же при отъезде желают получить из здешней консистории все свои документы, которые были отобраны от них при переезде с Афона. Заведующий Афонским Андреевским подворьем в г. Одессе иеромонах Питирим. Заведующий Афонским Пантелеймоновским в г. Одессе подворьем иеромонах Кирик. 1-го июня 1914 года. Машинописная копия. НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 34. Прошение монаха Климента, доверенного Русского на Афоне Свято-Андреевского скита, митрополиту Владимиру, С-Петербургскому и Ладожскому, об отказе афонским монахам имябожникам в выделении им доли из капиталов скита 30 мая 1914 года Покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство ниже следующее ходатайство повергнуть на рассмотрение Святейшего Правительствующего Синода. В «Новом времени» 13719-м опубликовано заявление на имя высокопреосвященного Макария, митрополита Московского, поданное от 17 мая известным имябожником иеросхимонахом Антонием Булатовичем и его единомышленниками. Они, между прочим, в заявлении просят Высокопреосвященного Макария ходатайствовать пред Его Императорским Величеством и Святейшим Правительствующим Синодом обеспечить всех вывезенных с Афона имябожников, якобы безвинно выгнанных из этих обителей, соответствующей долей капитала Пантелеймоновской и Андреевской афонских обителей, хранящегося в России в Государственном банке.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Последнее, например, часто, не считаясь с пользой дела в данном монастыре, перемещало настоятелей, брало выдающихся работников специалистов в данной отрасли, заботясь только, о своих узко местных епархиальных нуждах. Здесь уместно сказать, как, по нашему мнению, должны сложиться отношения местной епархиальной власти с монастырями особого назначения. И на это существуют убедительные преценденты в церковной истории. Вспомним об институте ставропигиальности. В России существовал целый ряд ставропигиальных монастырей, как то: Новоспасский, Симонов, Донской, Воскресенский (Новый Иерусалим) и др. Могут задать вопрос: какие же монастыри останутся в распоряжении епархиального архиерея? Ответим: да все монастыри прежнего созерцательного и хозяйственного типа. А их, по свойству русского духа, все же будет большинство. Однако и здесь необходимо высказать пожелание, чтобы монастыри подчинялись непосредственно правящему архиерею, который управлял бы ими через нарочитого, им поставленного, монастырского благочинного, в сане архимандрита. Сей благочинный мог бы иметь при епархии свою небольшую канцелярию, с личным составом из иноческой братии, каковая бы могла также нести иподиаконския и другия богослужебныя обязанности при архиерее. Надо раз навсегда покончить с тем, совершенно ненормальным положением, когда монастырями фактически управляют светские секретари консистории, в лучшем случае – члены консистории из белого духовенства. И те и другие далеко не всегда компетентны в монашеских делах, а подчас смотрят на подчиненные им монастыри, как на собственныя доходныя вотчины. Деятельность монастырей особого назначения, поскольку она будет протекать внутри епархии, конечно, будет вестись под надзором местного епархиального архиерея. Перейдем теперь к вопросу об устройстве внутренней жизни в монастырях как, особого назначения, так и молитвенно-хозяйственных. Прежде всего необходимо раз навсегда покончит с позорящими и развращающими монашество екатерининскими штатами. Везде должно быть установлено святое иноческое общежитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адриановской, в Мещанской, ц., протоиерея о. К.М. Маркова: Протоиерей К.М. Марков На стипендию имени Амфитеа Священник М В. Славский На стипендию имени Амфитеа Псаломщик Н.Н. Смирнов На стипендию имени Амфитеа Александровской, в Александровском Институте, ц., свящ. о. И.Г. Соколова: Священник И.Г. Соколов —39— 164. Богородицкой, в Старо-Екатерининской больнице, ц., свящ. о. Ф.Д. Померанцева: Екатерининской, в Екатерининском Институте, ц., свящ. о. И.В. Арсеньева: Священник И.В. Арсеньев Духосошественской, на Лазаревском кладбище, ц., благочинного, протоиерея о. В.Ф. Остроухова: Протоиерей В.Ф. Остроухов Знаменской, в Переяславской слободе, ц., свящ. о. С.И. Глаголевского: Протоиерей о. Г. Иак. Коссин Кресто-Воздвиженской, на Убогих Домах, ц., свящ. о. С.А. Голубева: Священник С.А. Голубев Марие-Магдалининской в приюте для слепых, ц., свящ. о. М.Н. Соловьева: Священник М.П. Соловьев Николаевской, в Инженерном Училище, ц., свящ. о. Н.Г. Попова: Священник Н.Г. Попов Петропавловской, в Мариинской больнице, ц., свящ. о. А.И. Померанцева: Священник Н.А. Машков Церковный староста В. Смирнов … Т-во Болотнова Малышева —40— 173. Троицкой, на Капельках, ц., свящ. о. А.П. Соколова: Церковный староста К.Е. Кукушкин Троицкой, на Пятницком кладбище, ц., свящ. о. С.С. Недумова: А. Николаев Б. Большев A. Недумов В. Недумов И. Скоромнов A. Булин B. Фролов Н. Зорин И. Савватеев Р. Бурт Н. Никишин Ф. Малышев Троицкой, в Троицкой слободке, ц., свящ. о. А.Н. Стефановского: О. М. Щербакова Е.А. Чебыкина —41— Сретенского сорока, 3-го отделения: Александро-Невской, в Покровской мещанской богадельне, ц., свящ. о. Н.П. Соловьева: Александре-Невской, в училище Принца Ольденбургского, ц., свящ. о. А. П. Громоковского: Богоявленской, в Елохове, ц., протоиерея о. И.Я. Березкина: Протоиерей И.Я. Березкин Священник И.И. Архангельский Священник. И.Д. Воздвиженский И. Гулев Вознесенской, на Гороховом поле, ц. свящ. о. А.Г. Покровского: Священник А.Г. Покровский Воскресенской, в Екатерининском богадельном доме, ц., свящ. о. Н.М. Руднева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

.. Лист. 104 об. Св. Златоустого оть убийства горше еже есть оклинати пророка Захарие видение. Лист. 106. Св. Златоустого слово к соблазнившиемся. . о непостыжном и на Иудее:– 24 главы. Лист. 131 об. Св. Златоустого похвала пришедшим въ црковь и о благочинии и о еже видехь та седяща на престоле высоце и превьзнесене. Лист. 138-й. Того же слово о еже бысть лето в неже умрет а црь. Лист. 141-й того же слово в пророческое Исаино глющее и бысть дето вьнеже умрет Озиа царь и на возбраняющих брак законный указ. Лист. 147-й того же слово от речений Паралипомена глющемь возвысише сердце Озиево... Лист. 151 об. того же беседа о серафимех. Лист. 156. Месяца Сентября 1-го житие и жизнь преп. отца нашего Симеона иже в ограде. Лист. 171. Того же по каландхь въ три на, уповающихсе и в крьчми вьходещихь... и о нищемь Лазари. На 182-м листе оканчивается так: Бше зд писано пророка Захарие видение. До зд же и прьвы комать нзвода конць при ть. Маргарита В самом конце сего листа написано: О Пресвятая Влдце Бце. Помози рабу твоему Мосею.. Лист. 182 об. Слово Златоустого о богатом и Лазари. Лист. 188. Того же слово о богатом и Лазари. Начало: Немали нась пользова… Лист. 197. Того же слово о богатом и нищем Лазари. Начало: Лазаровыи притче конць… Лист. 203. Того же на коньская е восходящих... Начало: хощ обычнаго пакы коснутисе чительства... Лист. 209. Того же беседа о вере Анни пророчицы... Начало: Ничтоже бо равно молитвы вьзлюбл нныи... Лист. 214 об. того же об Анне и о Самуиле. Начало: Аще не вь зьмннь буду насыщеннымь... Лист. 219 того же слово к иже собрания составляющихь. Начало: Невмь кыими потребую словесы днесь.... Лист. 224 об. того же беседа к иже в праздники токмо собирающимся. Начало: Все ко же вл тсе… Лист. 230. Слово Златоустого на речение аптолское... яко мы и живы оставленны.... глющимь не быти геенне: Указы различны. Начало: Прорци убо достоврно глемыхь показати хотеще... Лист. 234-й того же слово на речение Авраамле: положи руку твою под стегно мое, Начало: подивихсе свыше христолюбици....

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

2328 См. Дневник. Приб. XXXIV, 303; и письмо В. С-ча к А. В-чу от 2 сент. 1840 г., у О. П. Салмановой. См. письмо В. С-ча к Вл. В-чу от 24 мар. 1841 г., у ней-же. 2329 Приписка матери на письме к А В-чу В. С-ча от 27 сент. 1837 г., у О. П. – «Что нам пользы видеть, что ты вянешь как цветок? Сжалься над отцом и матерью. Зачем ты переменил пишу? Разве ты монах?». 2341 Весьма любопытно отметить, что румыны и русские вскоре тесно сблизились друг с другом, при чем румыны приняли от своих русских соседей и единоверцев даже русский язык, славянские письмена, костюм, правы и обычаи. В буковинской газете «Православная Буковина» (1894 г. 10) напечатан любопытный исторический документ из конца прошлого столетия, наглядно доказывающий, что румынский язык еще в конце прошлого столетия не только не был господствующим в Буковине, как это стараются доказать неумеренные румынские патриоты, но и совсем почти не был знаком местному русскому населению, даже образованному. Вот этот документ. 20. Понеже но большой части священницы парохиальные протопеяту сего (приходские священники сего протопресвитерства или благочиния) молдавского языка не знают, иногда публикации по молдавску писани посылаются, разумети не могут, докиместь не обрящут себе переводчика, который бы им, что содержится в таковых публикациях, протолковал, а кроме того писарей молдавских повсюди не находится, русского же языка все ведоми суть и всяк можеть по-руску писать. Сего ради всем священником парохиальным до ведомости подается, яко отселе, аще прийдет какова публикация от пречестной конзисториум на молдавском языке, всегда прежде переведется на русский язык, а отсюду по-руску посылатися будет, а молдавский оригинал зде оставится. В Веренчанце. 19 Иануария 1795. Симеон Драчинский, протопоп». (Ср. «Церк. Синод. Ведомости», 1894, 28, стр. 964). 2343 В последние годы среди русского православного населения Буковины замечается, впрочем, оживленное движение к грамотности, руководимое православным духовенством. 2344 О сочувственном отношении пок. Фр. Рачкого к православной России см. Церк. Вестн. 1894, стр. 110 и 125. – Мне лично пришлось познакомиться с этим симпатичнейшим ученым в 1874 г. в Загребе, и потом встретиться на Археологическом съезде в Одессе, в 1884 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

января 18, и 23 того же января, по представлению совета Общества благородных девиц, утвержденному Ее Императорским Величеством, за ревностное и успешное преподавание Закона Божия, посвящен в протоиерея; получал благословение Св. Синода в 1849–51 гг. и в сем последнем году, по поручению духовного начальства, вновь составлял другую подробную программу преподавания Закона Божия в женских учебных заведениях; 1852 г. апреля 5-го Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 3-й ст.; 1852 г. февраля 12 назначен членом комитета для составления статистических описаний казенных церквей, училищ гражданского ведомства; 1854 г. апреля 18 перемещен к Успенской, что на Сенной, церкви настоятелем; в том же году назначен членом С.-Петербургского оспенного комитета и комитета общественного здравия, а в 1855 г. марта 24-го Высочайше утвержден директором комитета общества попечительного о тюрьмах; 23-го апреля по представлению главного совета женских учебных заведений, за отлично-усердную службу Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 2-й ст.; 10-го октября назначен от Св. Синода членом, учрежденного при Духовной академии, комитета «для издания кратких и дешевых духовно-нравственных книг»; за службу по комитету попечительного общества о тюрьмах неоднократно получал благодарность и удостаиваем был Высочайшего благоволения; 1857 года декабря 27-го переведен, к Воскресенскому собору настоятелем, и тогда же назначен присутствующим в Духовной консистории и благочинным церквей в Рождественской и бывшей Охтинской частях; апреля 7-го 1858 года утвержден членом консистории, а 2 декабря умер, не пробыв, таким образом, и полного года настоятелем собора. Отличаясь здравым умом, он не мог похвалиться здоровьем тела, и все время службы своей провел полубольной. Болезненное состояние, заставляя его быть строгим к себе, делало его строгим и к другим; исполняя каждое, принятое им, или порученное ему дело аккуратно и добросовестно, не допускал послаблений и лицам, ему подчиненным. Он известен и как писатель, хотя авторская слава не обошлась для него без неприятностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010