В 1970—80 годы в парковой зоне монастыря было положено начало музею деревянного зодчества под открытым небом, в составе которого памятники народного деревянного зодчества: часовня, крестьянская усадьба Кокориных с интерьером и ветряная мельница. Когда строили подземную церковь Константина и Елены, то из-под земли забил родник. Над родником сделали сруб, это место назвали «Святой колодец». Он сохранился до сих пор, находится в правом приделе церкви. Из колодца в Гефсиманский сад отведена труба. Вода в саду у основания Сионского склона изливается мощной струей. Источник считается чудодейственным, а вода в нем – святой. В 1994 году вновь был возобновлен Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 году возвращены Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре обновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином. Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 году и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 году. Открыта Кувуклия – Гроб Господень, после завершения демонтажа строи тельных лесов в Ротонде. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» возвратил монастырю древнюю святыню – мощи мученицы Татианы . Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Россия, Московская обл., к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево. Легенда гласит, что в 1479 году ловчего Ивана Санина послали в эти земли, чтобы найти место для церковной обители. Лишь непролазные болота и лесную чащу нашел здесь ловчий, стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг ударила молния. Иван Санин решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг. Вот так и было найдено то место, где сейчас стоит Иосифо-Волоцкий монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Геронтий (Кургановский) , архимандрит, настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря в 1902–1903 гг. Из кн.: Геронтий, архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903   Иосифо-Волоцкий монастырь (начало XX в.). Из кн.: Геронтий. архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903   Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (начало XX в.). Из кн.: Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. М., 2008   Камень миропомазания в Воскресенском соборе. Из кн.: Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. М., 2008   Внутренний вил Воскресенского собора (начало XX в.)   Скит патриарха Никона . Из кн.: Монастырские ансамбли Московии. М., 2008   Саввино-Сторожевский монастырь. Дворец царя Алексея Михайловича (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б. м., 1904   Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б. м., 1904   Внутренний вид собора Рождества Богородицы (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б.м., 1904   Высочайший выход с Красного крыльца 30 марта 1903 г. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Высочайший выход из Успенского собора московского Кремля. 1903 г. Из кн.: Российская Империя в фотографиях. СПб., 2004   Феогност (Лебедев), митрополит Киевский и Галицкий в 1900–1903 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Флавиан (Городецкий), митрополит Киевский и Галицкий в 1903–1915 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Епархиальный дом в Москве. Западный фасад (начало XX в.). ЦИА ПСТГУ   Г.Э. Зенгер, министр народного просвещения в 1903–1904 гг.   Евдоким (Мещерский), архимандрит, инспектор МДА в 1898–1903 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   А.И. Введенский , профессор МДА по кафедре метафизики и логики   Л.А. Камаровский, юрист-международник, профессор Московского университета  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 2012 году музей " Новый Иерусалим " перехал из стен монастыря в новое здание по соседству. Все работы выполнял главный подрядчик - ЗАО " Балтстрой " из Санкт-Петербурга. Реставрационно-восстановительные работы в Новом Иерусалиме завершились к концу 2016 года. Из материала книги-путеводителя " Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь " , изд-во Паломник. Москва, 2017 г. Елеонская гора Паломники, приходившие в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на Елеонский холм, откуда открывался вид на Воскресенский монастырь и его окрестности, каменный крест на вершине холма отмечал место Вознесения Спасителя и в тоже время был поклонным крестом для путешественников и памятником о том, что закладка Нового Иерусалима совершена Патриархом в согласии с Царем. С лицевой стороны креста был изображен распятый Спаситель, Господь Саваоф и Святой Дух, а на оборотной была сделана памятная надпись: «Водрузися святый Божественный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо лавры Святаго Живоносного Воскресения, на Святом Сионе, благословением Великаго Господина и Государя Никона, Святейшаго архиепископа царствующего великого града Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя России Патриарха, того ради, понеж тишайший Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, будучи в зачатии лавры сеа на освящении храма Святаго Живоносного Христова Воскресения древянаго и, по освящении церкви, походя окрест монастырского основания, и дошед сего места, возшед на него и посмотря сюду и сюду, на широту пространства полного, и возлюби е, и нарече имя монастырю Новый Иерусалим и честныя своея руки писанием изобрази; его ж Патриарх в ковчежец сребрен вложи, в вечное благословение в лавре Святаго Воскресения положи. Лета 7166 года, а от еже по плоти Рождества Бога Слова 1657 года, октября в 18 день». В конце XVII века над крестом была возведена каменная, украшенная изразцами часовня. Она воспроизводила восьмигранную часовню VII века на месте Вознесения Господня в Палестине. В 1930-х годах Елеонская часовня была полностью разрушена.

http://sobory.ru/article/?object=00379

См.: Голубинский Е.Е. Воспоминания//Полунов А.Ю., Соловьев И.В. Жизнь и труды академика Е Е. Голубинского . М., 1998. С. 206; Извлечение из Всеподданнейшего отчетаобер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева по Ведомству православного исповедания за 1881 год. СПб., 1882. С. 137.) 191 (Новый ИерусалимНово-Иерусалимский Воскресенский ставропигиальный 1-го класса, общежительный мужской монастырь. Основан в 1656 г. Патриархом Никоном для воссоздания в России образа Святой Земли. Окрестности монастыря получили новые, библейские, названия. После опалы и смерти Патриарха Никона монастырь благоустраивался на пожертвования Царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. В 1690–1694 гг. под руководством зодчего Я.Г. Бухвостова деревянные монастырские стеныи башню заменили на каменные. В 1720-х гг. монастырь пережил упадок. Возобновлен в 1744–1756 гг. по указу Императрицы Елизаветы Петровны усилиями архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), наместника Ново-Иерусалимского монастыря (1748), архитектором Ф. Растрелли. В дальнейшем монастырь получал большие вклады от Императрицы Екатерины II, Императоров Павла I и Александра I. В монастыре было пять храмов с 39 престолами.1. Собор Воскресения Христова с 29 приделами, холодный, сооружен в 1658–1685 гг. (внутри – точное воспроизведение храма Гроба Господняв Иерусалиме). Возобновлен в 1874 г. В приделе св. Иоанна Предтечи был погребен Патриарх Никон, здесь же находились его вериги и келейная икона Божией Матери. В соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица», присланная в 1663 г. Патриарху Никону с Афона, и частица мощей мц. Татианы, подаренная в 1691 г. Царевной Татьяной Михайловной. 2. Храм Рождества Христова, сооруженный в 1686–1692 гг. по образу вифлеемской базилики (IV в.), с приделами: Обрезания Господня, Поклонения волхвов, Бегства в Египет, Избиения младенцев, в трапезной части – прп. Сергия Радонежского и мц. Татианы. 3. Надвратный храм Входа Господня в Иерусалим, сооруженный в 1694–1697 гг. 4. Храм Трех святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (конец XVII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

7. ДОСИФЕЙ. Время бытия неизвестно. 8. АНТОНИЙ. Время бытия неизвестно. 9. СИМОН. Время бытия неизвестно. 10. ИЛАРИОН. Время бытия неизвестно. 11. КАРИОН. Время бытия неизвестно. 12. СОСИПАТР. Время бытия неизвестно. 13. ВАРФОЛОМЕЙ. Время бытия неизвестно. 14. ВАРЛААМ. Время бытия неизвестно. 15. АНТОНИЙ. Время бытия неизвестно. 16. НИКАНОР. Время бытия неизвестно. 17. ВАРЛААМ. Время бытия неизвестно. 18. ИЛАРИОН определён в 1704 году. 19. СИЛЬВЕСТР в 1721 году. 20. ТРИФИЛЛИЙ в 1724 году. 21. ДОСИФЕЙ в 1739 году. 22. АНТОНИЙ в 1731 году. 23. СИМОН в 1736 году. 24. КАРИОН в 1744 году. 25. МЕЛЕТИЙ в 1750 году. 26. СОСИПАТР в 1752 году. 27. ПАВЕЛ 1754 году. 28. ИОАННИКИЙ Павлуцкий в 1756 году. 29. ГЕДЕОН в 1758 году. Потом переведён в Троицкую Лавру, и после хиротонисан в Епископа Псковского. 30. НИКОН Зертыс Каменский, из Даниловского Переславского монастыря определённый. 7 Августа 1755 года переведён в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. 31. ВАРЛААМ в 1765 году. 32. ФЕОФИЛ в 1766 году. 33. ПАВЕЛ в 1767 году. 34. ВАРФОЛОМЕЙ в 1772 году. 35. ЕВСТАФИЙ в 1775 году. 36. ПАВЕЛ того же года. 37. ФЕОФИЛАКТ с 1776 до 1789 года, в котором скончался и погребён в сем монастыре. 38. НЕКТАРИЙ с 1789 до 1792 года, в котором году переведён в Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый, монастырь; но, не вступивши в оный, скончался и погребён и Московском Донском монастыре. 39. МЕЛЬХИСЕДЕК с 1793 по 1794 год, в котором скончался Августа 13, и погребён в сем монастыре. 40. АРСЕНИЙ с 1794 по 1799 год, в котором переведён в Пафнутьев Боровской монастырь: но, не вступая в оный, скончался в начале 1800 года, и погребён в Саввине монастыре. Епископы Дмитровские, Викарные Московские 1. ЕПИСКОП Серафим с 1800 по 1804 год. 2. ЕПИСКОП Августин с 1804 года; и управляет сим монастырём доныне. IV. Kpamkoe описание Высоко-Петровского, бывшего Ставропигиальным, монастыря О местоположении и начале оного ВЫСОКО-ПЕТРОВСКИЙ бывший Ставропигиальный, а ныне Московской Епархии 2 класса мужской монастырь, находится в столичном городе Москве, в Белом городе, у Петровских ворот. Построен первоначально при Великом Князе Московском Димитрии Ивановиче Донском, а после перестроен при Великом Князе Василии Ивановиче в 1505 году, и назван Высоким. О зданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь]. Инфографика. Текст: Кирилл Баглай . Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин. Рисунки: Галина Воронецкая. Содержание материала: Дорога — к ак добраться до Нового Иерусалима(Рижское направление Московской железной дороги); Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь [основан в 1656 году патриархом Никоном]. Вид монастыря сверху с пояснениями отдельных частей. Ил.: Вокзал станции Новоиерусалимская; Патриарх Никон; Скит Патриарха Никона; Силоамская купель; Гефсиманский сад; Воскресенский собор [копия Храма Гроба Господня]; Кувуклия (небольшая часовня) с копией камня, на который было положено тело Христа; Башни монастыря (Дамасская, Гефсиманская, Сионская...); Иордан [река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении]; Фото монастыря, разрушенного фашистами в годы Великой Отечественной войны [реставрация обители начата в 1942-ом, завершена в 2019 году, монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 г.]//Фома. март 2021. — С.60-63. — (раздел « Люди », рубрика « Дорога к храму »). Мария Тряпкина . « Вдруг моя бабушка услышала голос умершей мамы ». Непридуманная история о жизни, смерти и любви . Фото//Фома. март 2021. — С.64-65. — (раздел « Люди »). КУЛЬТУРА (раздел). — С.66-94. Ася Занегина . Константин Бальмонт: как эпатажный поклонник йоги и индуизма вернулся ко Христу . [Манерный, эпатажный символист-декадент Константин Бальмонт прошел непростой духовный путь. Он интересовался индуизмом, буддизмом и даосизмом, но в конце концов принял христианское учение с его безграничной любовью к ближнему. В этом номере «Фомы» мы рассказываем о его стихотворении « Одна есть в мире красота. ..» (1894).]. Ил.: Константин Бальмонт. Валентин Серов. 1905; К. Бальмонт путешествует за рубежом. 1928. Фото; К. Бальмонт в гостях у Ивана Шмелева, 1920-е. Фото; Иллюстрация к «Слову о Полку Игореве».

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

19.10.1880 г. пострижен в монашество, 06.12.1880 г. рукоположенв иеромонаха и утвержден в должности помощника синодального ризничего. С 1882 г. синодальный ризничий и настоятель синодальной Двунадесяти апостолов церкви. В 1886 г. возведен в сан архимандрита. С 1892 г. Настоятель Московского Знаменского монастыря. С 1895 г. настоятель ставропигиального Заиконоспасского монастыря. В 1896 г. освобожден по прошению от должности синодального ризничего. С 1898 г. настоятель Ново-Иерусалимского Воскресенского мужского монастыря. 22.02.1904 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 22.02.1908 г. епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. 25.06.1911 г. уволен на покой с предоставлением управления Спасо-Преображенским Арзамасским монастырем на правах настоятеля. 04.07.1914 г. освобожден, по прошению, от управления монастырем и назначен в Московский ставропигиальный Новоспасский монастырь. Составил систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки, дополнив описание славянских рукописей А.В. Горского и К.И. Невоструева . Была опубликована первая часть – каталоггреческих рукописей, вторая часть – описание славянских рукописей – не опубликована; см.: Владимир (Филантропов), архим. Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. Ч. 1: Рукописи греческие. М., 1894. Подробнее о епископе Владимире (Филантропове) см.: [Соболевский А.И.] Епископ Владимир/С. А. И.//Русский филологический вестник. 1916. С. 151–154; Богданова Т.А. Владимир (Филантропов) – епископ Ковенский//ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 668.) 194 (...сравнивал... с храмом Воскресения в Иерусалиме. – Речь идет о храме ВоскресенияХристова (Гроба Господня) на месте Голгофы в Иерусалиме, построенном в 326–335 гг. и освященном в 336 г. Подробнее о храме Воскресения Христова см.: Дневник. Т. 1. С. 628–629.) 195 (Саввин монастырь – Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. Основан в 1398 г. прп. Саввой Сторожевским, учеником прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Тем же и те подчинённые оному Архимандриту да не будут отметниками, но яко самому Христу в лице его повинующимися послушниками, от Него же да обрящут благодать в день судный. Известного же ради свидетельства, яко чинно и правильно сей Настоятель на степень Архимандричества сего Нами произведён и утверждён, вручена ему сия Наша настольная грамота, рукою нашею подписанная и печатью запечатанная в кафедральном Нашем Архиерейском Крутицком доме. Лета мироздания 7271, от воплощения же Божия Слова 1763, месяца Июля дня, Индикта II. На подлинной грамоте вверху надписано так: смиренный Амвросий милостью Божьей Архиепископ Сарский и Подонский, и Архимандрит Воскресенский Ново-Иерусалимский. Внизу же у подлинной грамоты на шнурке приложена красного воска обыкновенная Архиерейская печать. Примечание: Из записок монастырских видно, что ещё и до сего времени Архимандриты монастыря сего имели преимущества особенные, а именно: в 1698 году, Января от 21 числа Преосвященный Павел, Митрополит Сарский, по Указу Государеву грамотой своей дозволил первому Архимандриту Варсонофию и будущим по нем Архимандритам служить в Епископской шапке и на ковре; потом Преосвященный Тихон, Митрополит Сарский, учинил этот монастырь первостепенным во всей Сарской епархии. Архимандрия в монастыре сем продолжалась до 1764 года, а с тех пор до 1799 года было Игуменство; в сем же 1799 году учреждена паки Архимандрия 3 класса; и в 1807 году, Февраля 6 дня определением Святейшего Синода дозволено Архимандриту носить на мантии камлотовой зелёные бархатные скрижали. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 1.339 душ крестьян. Здесь при монастыре бывают две годовые ярмарки: а) Августа 18 и б) Октября 1 дня, на которые приезжают купцы из городов Калуги, Одоева и Перемышля. Добавление из VI тома Добрый Лихвинский Покровский монастырь Прежде именовавшийся Зачатейским или Зачатия Пречистой, Калужской Епархии Архимандричий мужской 3 класса монастырь, когда именно основан, не известно. Но существовал он ещё в XV столетии и название своё получил от урочища, на котором построен, как видеть можно из одной рукописной книги, в конце коей приписано: «Совершися и скончася книга сия 5 , нарицаемая Минея Июнь в лето 6985/1477, месяца Марта 14 на память Преп. Отца нашего Венедикта с ветом и велением инока Иова в пречистое дом на Доброе в дни Благоверного и Христолюбивого Князя Иоанна Юрьевича Одоевского, а рукой попа Ивана» и. проч. Ниже того приписано другим почерком: «а сию книгу дал Пречистой казак хлебник на имя Феодосии на Доброе». Из Архивных записок этого монастыря видно, что до 7175 года здания в нём были деревянные. Замечательнейшие же из оных следующие (в 7072/1564) году:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

805 Там же, л. 244. Из 912 церквей было 12 соборных, 38 ружных при девичьих монастырях и безприходных, 830 церквей приходских, 14 цер. домовых, 4 кладбищенских, 5 безприходных, приписанных к другим церквам. 806 Там же, лл. 68–69, 169–172, 304. В Новгородскую епархию из Вологодской поступили г. Белоозеро с 1 собор. храмом и 12 приходскими и безприходными церквами, в уезде один штатный III кл. мужской монастырь и 81 цер., гор. Кириллов – 1 соб. цер., 1 муж. первоклассный монастырь, в уезде – 1 муж. и 1 жен. монастыри III класса и 96 цер., г. Череповец – 1 соб. цер., в уезде одна заштатная пустыня и 50 цер.; в Ростовскую епархию отошло из Ярослав. губ. Пошехонского уез. – 18 цер. 808 Мы не указываем состава городов епархий по губерниям, так как впереди на стр. 531–536 помещен полный список городов по губерниям. Нужно заметить, что при приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими границами даже деревни от старых приходов отписывались в другие епархии и приписывались к новым приходам, соответственно их губернскому и уездному делению. 810 Арх. Св. Син. д. 1788 г. 51, л. 37. Тогда же воронежский епископ Тихон переведен был на Тверскую кафедру, а на его место в Воронеж назначен архимандрит Троице-Сергиевой пустыни С.-Петербургской епархии и ректор Александро-Невской семинарии Иннокентий (Полянский); Феофил, викарий старорусский, переведен в Тамбов, а на его место старорусским викарием назначен архимандрит новгородского Юрьева монастыря Афанасий; в Орловскую и Севскую епархию назначен архимандрит ставропигиального Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Аполлос (Байбаков). 814 Письма митрополита московского Филарета к А.Н. М. (Муравьеву) 1832–1864 г. Киев. 1869 г. стр. 51–52. 817 1. Новгородская епархия, в ней Новгородской губ. – 723 цер., должно поступить из Тверской епархии – 3 цер., всего должно быть – 728 церквей. 2. С.-Петербургская епархия, в ней С.-Петербургской губ. – 170 цер., должно поступить по С.-Петербургской губ. из Новгородской епархии – 90 цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

2008 год стал переломным для Н. В. м. Его восстановление как национальной святыни и историко-культурного памятника мирового значения стало совместной задачей государства, РПЦ и общества. 23 июля 2008 г. обитель посетили патриарх Алексий II и Президент РФ Д. А. Медведев. Осмотрев сооружения, они убедились в большом объеме работ по восстановлению мон-ря и сложности задачи по возрождению Н. В. м. Было принято решение о создании благотворительного фонда по восстановлению монастыря, сопредседателями его попечительского совета стали патриарх Алексий II и Президент Д. А. Медведев. Председателем совета был назначен 1-й заместитель Председателя Правительства РФ В. А. Зубков, который постоянно контролировал ход восстановительных работ (в состав попечительского совета вошли также руководители Мин-в культуры, финансов, экономического развития, обороны, связи и массовых коммуникаций, руководство Московской обл., представители крупных бизнес-структур - ПАО «Газпром», ОАО «РЖД», ВТБ, Ростехнологий, ответственные сотрудники Аппарата Правительства РФ). Первое заседание попечительского совета состоялось 20 окт. 2008 г. в Кремле. Главными задачами благотворительного фонда стали организация работ по восстановлению Н. В. м., их финансирование, контроль за эффективным целевым использованием направляемых средств. Финансирование осуществлялось за счет средств федерального бюджета, благотворительных пожертвований юридических и физических лиц. Указом Президента РФ от 6 марта 2009 г. 245 «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Русской Православной Церкви» было предусмотрено выделение фонду бюджетной субсидии. К этому времени были собраны первые пожертвования на противоаварийные работы; оформлены имущественные права мон-ря на строения и земельные участки. Попечительский совет поставил задачу завершить работы за 5-7 лет на основе специально разработанной и одобренной на всех уровнях концепции реставрации, в к-рой были объединены церковно-исторический и реставрационный аспекты, определены духовное содержание и функциональное назначение комплекса, учтены требования РПЦ, намечена программа восстановительных мероприятий.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010