Члены Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих посетили Успенский Святогорский монастырь 22 августа 2020 г. 11:36 Межведомственная комиссия по вопросам образования монашествующих продолжает работу по открытию курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих. Комиссия работает в следующем составе: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря; монахиня Феонилла (Харченко), насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря. 19-21 августа 2020 года выездная экспертная комиссия посетила Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской епархии и провела рабочую встречу с наместником обители игуменом Василием (Бурковым), руководителем открывающихся курсов иеромонахом Саввой (Овчинниковым), преподавателями: протоиереем Стефаном Вахрушевым, иеромонахом Трифоном (Чепрасовым), иеродиаконом Иоанном (Карпенко) и частью будущих слушателей курсов. В беседе обсуждались особенности рабочих программ и изложения материала монашествующим. Комиссии были представлены документы курсов, учебный и календарный графики занятий, библиотечный фонд. Комиссия осмотрела библиотеку и необходимую материально-техническую базу для возможности начала проведения занятий. Члены комиссии посетили также скит преподобных отец Макария Великого Египетского и Ионы Псково-Печерского в местечке Столбушино Псковской области и провели беседу с насельниками — слушателями открывающихся курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих. К обучению на трехгодичных курсах в Успенском Святогорском мужском монастыре Великолукской епархии предполагается 18 человек — насельников данной обители. Занятия планируется начать с сентября 2020 года. По окончании проверки гости были приглашены на экскурсию в Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское». Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5680383.ht...

В Успенском Святогорском монастыре Великолукской епархии прошла аккредитация курсов для монашествующих 7 декабря 2022 г. 11:40 5 декабря 2022 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумена Петра (Еремеева) Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской епархии Псковской митрополии посетила выездная аккредитационная комиссия. В состав выездной комиссии вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета комиссии, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря города Москвы. Аккредитация курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Великолукской епархии прошла в виде аттестации на зачете по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургика» у девяти насельников Святогорского монастыря. На зачете присутствовали: руководитель курсов — наместник Святогорского монастыря игумен Василий (Бурков); и.о. благочинного по монастырям и монашествующим Великолукской епархии иеромонах Нил (Лосев); ответственный за взаимодействие с Межведомственной комиссией по образованию монашествующих и преподаватель курсов иеромонах Савва (Овчинников); преподаватель по предмету «Основы богослужебного устава и литургика» иерей Василий Орехов (дистанционно). Выездная аккредитационная комиссия проверила документы курсов, библиотечный фонд курсов по списку основной литературы и оборудование курсов для работы в дистанционном формате. Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Великолукской епархии были открыты по благословению епископа Великолукского и Невельского Сергия в августе 2020 года на базе Успенского Святогорского мужского монастыря. В 2020-2022 учебных годах занятия с братией, которая не имеет семинарского или иного базового богословского образования, проводились по шести основным дисциплинам в соответствии с общим учебным планом: Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, православное вероучение и основы социальной концепции Русской Православной Церкви, общая церковная история, история Русской Православной Церкви, основы богослужебного устава и литургики. В 2023 году слушатели курсов будут осваивать еще две дисциплины учебного плана: церковнославянский язык и историю монашества и аскетики. Всем успешно окончившим курсы будут выданы свидетельства установленного образца. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5983448.ht...

С. 68-83; он же. Археология Нового Иерусалима и францисканская идея в Центр. Европе XVII в.//От Смуты к Империи: Новые открытия в области археологии и истории России XVI-XVIII вв.: Мат-лы науч. конф. М.; Вологда, 2016. С. 400-417; он же. Европ. технологии и элементы иконографии в Новом Иерусалиме: мат-лы исслед. 2009-2016 гг.//Культурний шар: Cmammi на пошану Г. Ю. Ibakiha. К., 2017. C. 51-69; Воронова (Тихова) О. А. Колокололитейный комплекс XVII в. на территории Ново-Иерусалимского мон-ря//Реставрация и исследования памятников культуры. СПб.; М., 2012. Вып. 5. С. 34-36; Glazunova O. N. Lithuanian " s Roots in the Pottery of the Western Suburbs of Moscow of the 17th and 18th Cent.//Archaeologia Baltica. Klaipeda, 2012. T. 16. P. 129-143; она же (Глазунова О. Н.). Изразцы в культурном слое Нового Иерусалима: планиграфия, статистика, предварительная атрибуция//Рос. арх. 2013. 1. С. 68-77; Бадеев Д. Ю., Русаков П. Е., Майорова Е. В. Старый деревянный дворец и Каменные палаты в Ново-Иерусалимском монастыре: Археол. исслед. 2009-2011 гг.//Там же. С. 59-67; Беляев Л. А., Капитонова М. А. Погребение патр. Никона в Воскресенском Ново-Иерусалимском мон-ре: исслед. 2012 г.//Там же. С. 117-125; Капитонова М. А. Архитектурно-археологическая стратиграфия и конструкции ограды Ново-Иерусалимского мон-ря//Там же. 2013. 1. С. 42-52; Стахин В. Г. Графические мат-лы по истории строительства, ремонта и реставрации Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон-ря//Реставрация и исслед. памятников культуры. М.; СПб., 2013. Вып. 6. С. 15-28; Толстопятенко Е. И. Графическая реконструкция подземной ц. святых Константина и Елены в Ново-Иерусалимском мон-ре на основе вновь выявленных архивных данных и исследований в натуре//Там же. Вып. 7. С. 114-122; Ершов И. Н., Александровский А. Л., Ершова Е. Г., Кренке Н. А., Панин А. В. Пойма реки Истра у Ново-Иерусалимского мон-ря: природно-археол. аспект исследования//Археология Подмосковья. М., 2014. Вып. 10. С. 257-275; Беляев Л. А., Глазунова О. Н.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

[Вып. 2]. С. 190-198; она же. Предметы церк. обихода из приделов Воскресенского собора, хранящиеся в фонде драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим»//Там же. 2011. [Вып. 3]. С. 213-221; Авдеев А. Г. Старорусская эпиграфика и книжность: Ново-Иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М., 2006; Зеленская Г. М., Святославский А. В. Некрополь Нового Иерусалима: Ист.-семиотическое исслед. М., 2006; Дорошенко С. М. Настоятели Воскресенского мон-ря Нового Иерусалима: Живая история обители//Гос-во, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2009. Спец. вып. к 2. С. 127-176; Крючкова М. А. Имп. Елизавета Петровна и Новый Иерусалим//Моск. ж. 2009. 10. С. 2-19; она же. Новый Иерусалим сквозь века. М., 2011; она же. Ремонт шатра над ротондой Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон-ря в сер. XIX в.//Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим». М., 2011. [Вып. 3]. С. 206-212; Чернега К. А. Передача РПЦ зданий (строений, сооружений) Воскресенского Ново-Иерусалимского мон-ря: Нек-рые правовые аспекты//Гос-во, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. Спец. вып. к 2. С. 29-49; Беляев Л. А. Воскресенский Ново-Иерусалимский мон-рь: археология и вопросы реставрации//Реставрация и исследования памятников культуры. СПб.; М., 2012. Вып. 5. С. 23-30; он же. Воскресенский Ново-Иерусалимский мон-рь как памятник археологии начала Нового времени//Рос. арх. 2013. 1. С. 30-41; он же. Воскресенский Новоиерусалимский мон-рь: «Венец устроительной и архитектурной идеи»//Белорусы Москвы. XVII в. Минск, 2013. С. 308-319; он же. Керамические иконы Христа в Ново-Иерусалимском мон-ре: Предв. публ. находок 2014 г.//В созвездии Льва: Сб. ст. по древнерус. искусству в честь Л. И. Лифшица. М., 2014. С. 48-61; он же. Новый Иерусалим (мон-рь Воскресения Христова) на р. Истра//Ин-т археологии РАН: Новые экспедиции и проекты. М., 2015. С. 116-119; он же. Капелла франков в Новом Иерусалиме?: Архит.-археол. объекты у юж. фасада Воскресенского собора: (предв. сообщ.)//Архит. наследство. М., 2016. Вып. 65.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Вдоль западной части крепостной стены в последней четверти XVII века были возведены Трапезные палаты с храмом Рождества Христова и Больничные палаты с церковью Трёх Святителей, первоначально находившиеся на южной части деревянной ограды, к которой примыкали келии Патриарха Никона. В северной части монастыря размещаются братские корпуса и дворец царевны Татианы Михайловны (скончалась в 1706 г.), приезжавшей в обитель на богомолье. Все эти сооружения подобны скромной оправе драгоценной жемчужины - храма Воскресения Христова. Из книги-путеводителя: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. - Истра: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь, 2017 Комментарии и обсуждение Строительство Воскресенского собора началось в апреле 1658 г. и длилось без перерыва до конца 1666 г., до тех пор пока Никон не был отправлен в ссылку. Полностью ансамбль монастыря сложился уже после смерти Никона, в конце XVII века. В западной части монастыря расположены Трапезные палаты с церковью Рождества Христова, сооруженные на вклад царевны Татьяны Михайловны в 1686-1698 гг. К ним примыкают Больничные и Настоятельские ворота. Второй этаж над ними сооружен архитектором М.Ф. Казаковым. Здесь помещались комнаты царской семьи. В Гефсиманском саду Нового Иерусалима находится самая старая постройка монастыря - скит патриарха Никона. Утром 26 ноября 1941 года фашисты начали наступление на город Истру, под прикрытием тумана крупная группа эсэсовцев ворвались в Ново-Иерусалимский монастырь, в стенах которого тогда располагался Московский областной краеведческий музей. Собор и надвратная церковь были превращены захватчиками в склады боеприпасов, находившиеся там ценности были разграблены. В здании музея, из которого были выброшены все экспонаты, немцы устроили штаб и госпиталь. Позднее, как известно, при отступлении немцы взорвали Воскресенский собор и надвратную Входо-Иерусалимскую церковь Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Произошло это чудовищное событие 10 декабря 1941 года.

http://sobory.ru/article/?object=00379

XX - нач. XXI в.//Там же. 2011. [Вып. 3]. С. 276-286; Зеленская Г. М. Музей свят. патр. Никона в ставропигиальном Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, мон-ре//Там же. 2002. [Вып. 1]. С. 263-272; она же. Реставрационные и научно-исслед. работы по Воскресенскому собору во 2-й пол. 1990-х гг.//Там же. С. 185-204; она же. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002; она же. Новый Иерусалим: Путев. М., 2003, 20184; она же. Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря»//Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим». М., 2005. [Вып. 2]. С. 87-108; она же. Елеонская часовня в Новом Иерусалиме//Там же. С. 233-246; она же. Воскресенский мон-рь Нового Иерусалима в рус. культуре 2-й пол. XVII в.//Ростовский архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в. Ростов, 2006. С. 46-59; она же. Новый Иерусалим под Москвой: Аспекты замысла и новые открытия//Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств. М., 2009. С. 745-773; она же. Внутреннее убранство надвратной ц. Входа Господня в Иерусалим Воскресенского Ново-Иерусалимского мон-ря в XVII-XIX вв.//Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим». М., 2011. [Вып. 3]. С. 188-205; Черненилова Л. М. Реставрация Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон-ря, 1942-1994 гг.//Там же. 2002. [Вып. 1]. С. 171-184; она же. Хранители//Моск. ж. 2010. 12. С. 12-19; Акинин К. В. Об облике первоначального шатра Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря//Архит. наука и образование: Тр. МАРХИ. М., 2003. Т. 3. С. 84-94; он же. Первые шаги архим. Амвросия по восстановлению Воскресенского собора: 1748-1756 гг.//Там же. С. 60-64; он же. Копия с плана 1-го яруса Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон-ря архит. И. Ф. Мичурина: Ч. 1//Ползуновский альм. Барнаул, 2017. 4. Т. 1. Ч. 2. С. 105-128; Рогожкина Е. И. Царские вклады из драгоценных металлов и камней в Воскресенский Ново-Иерусалимский мон-рь в XVII в.: Из фонда драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим»//Никоновские чт. в музее «Новый Иерусалим». М., 2005.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Работы на руинах Н. В. м. начались уже в 1942 г. В кон. 1942 - нач. 1943 г. по заданию Комитета по делам искусств бригада «Академпроекта» под рук. А. В. Щусева выполнила обмеры уцелевших частей зданий мон-ря, был создан эскизный проект восстановления ансамбля по состоянию на 1941 г. ( Щусев. 1946). В 1944-1947 гг. по заданию Лаборатории керамической установки Академии архитектуры СССР под рук. А. В. Филиппова на руинах Воскресенского собора работали аспиранты и студенты МАРХИ: в 1946-1947 гг. И. Г. Сахарова обмерила и вычертила в цвете 5 высоких керамических иконостасов Воскресенского собора, а Н. С. Любимова реконструировала декор колокольни и большой главы собора. Практические работы по реставрации Воскресенского собора начались с нояб. 1950 г. Их вели Центральные научно-реставрационные мастерские Академии строительства и архитектуры СССР (ЦНРМ), до кон. 50-х гг. XX в. работами руководил П. Д. Барановский. В 1952 г. был составлен «Проект генерального плана сохранения и реставрации памятников архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря-музея»: предлагалось восстановить собор полностью «в первоначальном образе XVII века, с сохранением также ценных особенностей XVIII века». В 1956 г. разработан предварительный проект реставрации взорванных пилонов собора, соединявших их арок и сводов. С 1957 г. работы по реставрации Воскресенского собора замедлились из-за необходимости первоочередного восстановления комплекса трапезных палат, где разместились музейные фонды и экспозиции. В 1958 г. ЦНРМ выпустил эскизный «Проект покрытия над ротондой Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря» (Барановский и инженер Б. Ф. Вологодский). Это был противоаварийный проект (шатер по металлическому каркасу и деревянной обшивке, к-рый позволил бы вести научную реставрацию), что подчеркивалось и «Программным заданием на противоаварийные и реставрационные работы по собору» (1959). В 1959 г. авторский коллектив ЦНРМ (гл. обр. О. С. Горбачёва, А. М. Климанов, Н. В. Сибирякова) подготовил «Эскизный проект восстановления разрушенных конструкций б. Воскресенского собора».

http://pravenc.ru/text/2577827.html

На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа «18». Николаевский женский монастырь в Юрьеве Польском упоминается с 1620-х гг., с 1650-х гг. – Введенский, в XVII в. также встречается назавание «Никоновский». С 1764 г. третьеклассный. После пожара 1871 г. переведен в Петропавловскую церковь в Юрьеве Польском. В 1920-х гг. закрыт, на территории монастыря размещались мастерские, хлебозавод. В 1990-е гг. возобновлен как Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь. Так в рукописи. Георгиевский мужской монастырь близ Юрьева Польского известен с конца XVI в., с 1725 г. приписан к Михаило-Архангельскому монастырю в Юрьеве Польском. Михаило-Архангельский мужской монастырь в Юрьеве Польском, основан в XIII в., во время монгольского нашествия, в Смуту начала XVII в. разорен, после 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1920-х гг. В советское время в монастырских храмах и постройках располагались различные учреждения, в 1960-х гг. был создан музей. В 2000-х гг. возрожден. Покровский женский монастырь в Суздале, основан около 1360 г., в XVI – XVII вв. являлся местом пострижения аристократок, с 1764 г. первоклассный; в 1923 г. закрыт, в разное время на его территории размещались музейные экспозиции, туристско-гостиничный комплекс, концертный зал. В 1992 г. возобновлен. В правом нижнем углу страницы буквенное обозначение числа 12. Л. 453 об. без записей. Л. 455–456 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 19. На нижнем колонтитуле справа буквенное обозначение числа 13. Тихонов Николаевский мужской монастырь (пустынь) под городом Лухом (ныне Ивановская область), основан в конце XV в. прп. Тихоном Луховским ( †1503 г.); в 1681–1743 гг. приписной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в начале 1930-х гг. В советское время на территории обители располагалась машинно-тракторная станция. С 1995 г. возрожден. Л. 462 об. без записей. Л. 464–464 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Саввин монастырь – Саввино-Сторожевский мужской монастырь (Звенигородский уезд Московской губернии). Основан ок. 1398 г. преподобным Саввой Звенигородским. Пользовался особым покровительством царской фамилии Романовых, особенно Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Закрыт в 1919 г., позднее преобразован в историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Возобновлен с 1995 г. Воскресенский монастырьВоскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь (Звенигородский уезд Московской губернии). Основан в 1656 г. патриархом Никоном как подмосковное подобие святых мест Палестины, в первую очередь Иерусалима и его окрестностей. В XVIII–XIX вв. – один из наиболее почитаемых монастырей Подмосковья. Закрыт в 1919 г., с 1920 г. – историко-архитектурный музей. Возобновлен в 1995 г., сосуществуя параллельно с музеем. Голицына С.Н. Воспоминания. Рукопись. Архив И.И. Голицына. Последующие цитаты из «Воспоминаний» Софьи Голицыной приводятся по данному источнику. Избранные места из «Записной книги» князя А.М. Голицына публикуются в соответствии с нормами и требованиями современного русского языка. Знаменитый дом на Покровке, сохранившийся до наших дней 38), был родовым гнездом князей Голицыных. Около 1780 г. строился по указанию И.И. Шувалова, который позднее подарил его своему племяннику князю Ф.Н. Голицыну. В 1812 г. не горел. Находился в приходе церкви Воскресения в Барашах на Покровке, где настоятелем был один из самых авторитетных священников Москвы протоиерей Стефан Протопопов. Иоаким (в миру Иван Петрович Савелов; 1621–1690) – девятый, и предпоследний в досинодальный период, Патриарх Московский и всея Руси (26 июля 1674 – 17 марта 1690). Перечислены архимандриты крупнейших монастырей – духовных центров России. Чудов монастырь – Алексеевский Архангело-Михаиловский мужской монастырь, подле Малого дворца в Кремле. Основан в 1365 г. святителем Алексием Московским, который и был погребен в нем в 1378 г. На протяжении многих лет Чудов монастырь играл видную роль в русской истории.

http://pravoslavie.ru/5710.html

В 1680 г. оскудевающий Левкиев-Успенский мужской монастырь был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. Это было общей тенденцией конца XVII в. Согласно постановлению Стоглавого Собора, многие малолюдные и скудные монастыри приписывались к архиерейским кафедрам или большим монастырям. Это практиковалось в течение всего Патриаршего периода, но особенно часто — в конце XVII в., когда монастыри повсеместно особо оскудели. Собор 1682 г. вовсе запретил построение мелких пустыней и часовен. Таким образом власть боролась со староверами, т.к. небольшие монастыри и часовни часто служили приютом для раскольников. Приписав Левкиев мужской монастырь к Новому Иерусалиму, удалось продлить жизнь обители. По данным ревизии 1744 г. за Левкиевым монастырем числилось 11 сел и деревень, в которых насчитывалось 593 ревизские души (крестьян мужского пола). Это были село Якшино, деревни Новое, Брюханово, Кстилово, Кривое Село, Холмец, Симонково, Артемки, Городково, Теплухино, Никольское-Доброе. Кроме того, монастырь владел 10 пустошами, которые сдавались в оброк за 22 рубля в год «охочим людям». Размер занимаемой площади монастыря составлял примерно 8960 кв. м, включая настоятельские и братские кельи. Монастырь был окружен деревянной оградой, по периметру составляющей 384 метра. Однако в XVIII в. Левкиев Успенский монастырь так и оставался небольшой обителью. Крестьяне, которые числились за этим монастырем, фактически работали на житницы Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель. Монастыри лишались своих имений и переводились на государственное жалованье, которое назначалось в соответствии со «знатностью» обители. Все они распределялись по трем классам с определенной для каждого класса нормой монахов и монахинь. Для каждого класса монастыря было назначено свое содержание. Мужские первого класса получали из казны от 2300 до 2500 руб. в год, и в них полагалось содержать 33 монаха. Второклассные получили от государства до 1500 руб. в год и содержали по 17 монахов, а жалованье третьеклассных, численностью в 12 монахов, составляло 950 руб. в год. В женских монастырях первого класса могло содержаться от 52 монахинь до 101 монахини и жалованье каждому монастырю назначалось индивидуально. Второклассные и третьеклассные женские монастыри могли содержать по 17 монахинь, а их жалованье составляло от 525 до 700 руб. в год. Ряду монастырей было отказано в помощи из государственной казны, они оставались на собственном финансовом обеспечении и стали называться «заштатными». В связи с распределением монастырей по классам и приведением их в соответствие с установленными нормами многие монастыри были вовсе закрыты, а монашествующие переводились в штатные обители. Оставшиеся монастырские церкви превращались в приходские храмы либо также передавались штатным монастырям.

http://sobory.ru/article/?object=35381

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010