Ротонда над часовней Гроба Господня — наиболее запоминающаяся постройка внутри стен Монастырь был основан Никоном всего через три года после того, как он предписал совершать крестное знамение тремя перстами, и спустя два года после того, как Собор положил начало исправлению московских книг по греческим образцам. Это время Никона и Аввакума — время рождения в муках новой идеологии и новой государственности — вот что такое след истории на берегах подмосковного Иордана. Но зимой 1666 года Никон был низложен, лишен не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан сперва в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. При Федоре Алексеевиче Никона вернули, да только он скончался в дороге близ Ярославля. И вернулся он не в свой скит, а в северный придел Воскресенского собора, где, как говорят, «Федор Алексеевич сам со слезами читал над ним Апостол и 17-ю кафизму и неоднократно целовал его десницу». Русская история такова, что принимает в себя и дело Никона, и дело Аввакума, не исключая ничего. В монастыре работали архитекторы Заборский, Бухвостов, Казаков, Растрелли, Воронихин и Тон. Строили долго и дорого — Воскресенский собор с гробом Господним кормили и рыбная ловля на Белом море, и солеварни в Старой Руссе, и многие земли. Впрочем, в 1764 году земли поделили между тремя монастырями. Скит патриарха Никона, стоящий вне стен монастыря, на берегу Истры-Иордана Закрыт он был, как и многие монастыри, в 1919-м, а возобновлен Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь в 1994 году. После войны монастырь представлял угрюмое зрелище: ротонда обвалилась, пространство вокруг было разорено. Да и потом тут был пересыльный лагерь, в котором успело посидеть много известных людей, в том числе Александр Солженицын и писатель Штильмарк. У монастыря — горькая судьба. Его старались отстроить, но то и дело в строительство вмешивалась природа. Во время знаменитого урагана 1998 года обвалилась макушка ротонды, то и дело происходили иные мистические происшествия. Тогда, в ураганном году, директор музея со слезами на глазах рассказывал, что было у них три беды: в восемнадцатом веке обвалился купол, в сорок первом немцы взорвали все что могли, а теперь ураган повалил кресты, посносил крыши и деревья. Причем рухнули и трехсотлетние деревья в Гефсиманском саду — уцелел только Никоновский скит.

http://pravmir.ru/moskva-istra-ierusalim...

Монастырь имеет архиерейское подворье по адресу: г. Казань, Оренбургский тракт, 48б; телефон: +7 939 730 99 23 . При храме действует Воскресная школа (телефон: +7 (909) 669-11-01 , электронный адрес: post@n-ierusalim.ru ): Воскресная школа Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре начала в свою работу в 1999 году. В настоящее ее возглавляет Машлякевич Антон Дмитриевич. Младшую, среднюю и старшую группы с удовольствием посещают все желающие - дети от младшего до старшего школьного возраста из Истры и окрестных городов и сел. Воскресная школа для взрослых при Ново-Иерусалимском монастыре начинает проводить свои занятия с 20 сентября 2015 года по воскресеньям в 13:00. О плане занятий учащиеся информируются по электронной почте. Архитектурный комплекс [ править править код ] Интерактивная карта обители По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня. Об иерусалимском храме строители могли судить также по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий. К концу 1666 года собор доведён до сводов. Патриархом в нём были освящены три придельных церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и церковь Успения Богоматери. Строительство остановилось после церковного собора 1666—1667 годов, осудившего патриарха. Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

В 1745 году он числится уже каменным. В 1680 году пустынь была приписана к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. В 1681 году Тихонову пустынь предположено было со всеми угодьями отписать к городу Болхову, где проектировано было открыть епископскую кафедру. Но этому проекту не суждено было осуществиться, и Воскресенский монастырь продолжал оставаться в прежнем положении до 1764 года, когда, по распоряжению Правительства, монастырь был закрыт, а его обширные владения отобраны были в казну. С упразднением монастыря Воскресенский храм сделан был приходской церковью. В состав прихода вошли бывшие монастырские крестьяне, проживавшие в слободах: Бережок и Рясник и в деревнях: Бойковой, Трыковке, Мокрой и Мылинке. В 1938 году Воскресенский храм был закрыт советской властью. В 1945 году Воскресенский храм монастыря был на некоторое время открыт. В 1990 году — началось восстановление главного храм монастыря. Информация с сайта Седая Брянщина Упоминается в 1654 году (в предыдущем, деревянном варианте)в описании путешествия антиохийского патриарха Макария, составленного его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. В 1764 Воскресенский монастырь упразднен, а его церковь превращена в приходскую. Ныне существующий (изображенный на фото) храм построен на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича. В 1822 г. пристроена колокольня. В 1829 году вокруг храма была построена сплошная каменная ограда. В 1903 году при храме была открыта Церковно-приходская школа. Храм был закрыт в 1938 г. В годы оккупации, во время Великой Отечественной войны, в Воскресенском храме совершалось Богослужение (с 1941 г.). После освобождения Карачева советскими войсками храм был закрыт (1945 г.). В 1970-е годы он находился в полуразрушенном состоянии, в нем устроили склад зерна, цемента, селитры. В начале 1990-х годов храм был реставрирован. Приходское Богослужение в нем возобновилось с 1998 года. Воскресенская церковь на Бережке (снимок конца XIX начала XX века) Настоятели монастыря

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Из истории Ново-Иерусалимского монастыря Мужской Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был основан на землях села Воскресенское (Сафатово) в 1656 году известным реформатором Русской Православной Церкви патриархом Никоном. По его замыслу, в духе господствовавшей тогда идеологии «Москва — Третий Рим», новая обитель должна была стать городом-храмом — крупнейшим центром всего православного мира, создающим образ Святой Земли. Топонимика монастырских территорий и сегодня повторяет названия святых мест Палестины, а некоторые строения напоминают очертания иерусалимских храмов. Российская Палестина простиралась на несколько десятков квадратных километров. В центре ее находится холм, нареченный Сионом. Среди названий монастырских башен — Вход Господень в Иерусалим, Гефсиманская. Холмы вокруг — Елеонский, Фаворский, села — Преображенское, Назарет, Капернаум. Монастырь огибает Кедронский поток, а река Истра переименована в Иордан. Огромный одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор (1656-1685) построен по образу главной христианской святыни — Храма Гроба Господня в Иерусалиме, к нему пристроены шатровая часовня Гроба Господня, Успенская церковь и подземная церковь святых Константина и Елены. В соборе воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Воскресения Иисуса Христа. По одной из версий, «Новым Иерусалимом» Воскресенский монастырь впервые назвал царь Алексей Михайлович Романов, присутствовавший в 1657 года на освящении деревянной Воскресенской церкви обители. Большая часть построек монастыря относится к концу XVII века. Над строительством Воскресенского собора трудились в разное время такие именитые архитекторы как Бланк, Растрелли, Казаков, Воронихин, Тон. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. Перед секуляризацией церковных земель обитель владела 22 тысячами десятин земли и, по разным данным, от почти 14 тысяч до более чем 16 тысяч душ мужского пола. После манифеста от 26 февраля 1764 года у монастыря остались 30 десятин земли и два подворья в Москве, а все монастырские крестьяне были переданы в экономические.

http://patriarchia.ru/db/text/518690.htm...

Тогда же был установлен праздник в воспоминание этого дивного явления. По свидетельству церковного историка Созомена (5 век), увидев знамение, многие эллины и иудеи приняли крещение. В память об этом событии над пещерой Обретения и был устроен придел Небоявленного Креста Господня. Иконостас для этого уникального придела сделан новый. Он состоит из нескольких рядов икон, и, что характерно для религиозной культуры в целом, обладает рядом смыслов. Так, иконография для диаконских врат выявлена из богослужебного содержания праздника. 1-я песнь канона на утрени, восхваляя Крест Христов, сравнивает его с Животным Древом, посаженным Богом в раю, от которого питался и жил человек. Изображение рая и прародителей нередко встречалось в иконографии, так как алтарь символически образует рай. Данная композиция размещена на северных (диаконских) вратах - святые прародители Адам и Ева и между ними Древо Жизни с плодами. На южных диаконских вратах показаны две святые горы - Голгофа и Елеон, над ними в небе Крест, сияющий необыкновенным светом, а под Крестом - град Иерусалим. На переднем же плане изображена река Иордан, а в ней люди по пояс в воде - крещающиеся после покаяния иудеи и эллины. Такая иконография является, с одной стороны, исторически реалистичной, а с другой - символичной, связывающей Крест и Таинство Крещения. В северной части подземной церкви находится придел, устроенный в XIX веке семьёй Суворовых в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . Здесь погребены Варвара Ивановна Суворова-Рымникская (1750-1806), супруга великого русского полководца Алекандра Васильевича Суворова (1730-1800), и единственный их сын Аркадий (1786-1811). Суворовы были вкладчиками Воскресенской обители, продолжая дело Алексея и Кирилла Разумовских, на чьи пожертвования создан в XVIII веке иконостас подземной церкви. Небесные покровители Разумовских были изображены на боковых вратах иконостаса. Вкладчики Нового Иерусалима погребены в основном на территории монастырского некрополя, расположенного по сторонам подземной церкви. Из книги-путеводителя: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. - Истра: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь, 2017 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09785

Четвёртый этаж составляют сооружения, стоящие на плоской кровле: церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, келия Патриарха Никона и звонница. Все четыре " аппартамента " соединяет узкая винтовая лестница. На верхнем ярусе сегодня можно увидеть изящную балюстраду, а по периметру здания, над карнизами первого и второго ярусов - красочные изразцовые плитки. При входе в Пустынь поражает резкое различие между её внешним и внутренним обликом. Высокое, строго торжественное снаружи здание выглядит внутри низким и тесным. Это объясняется расчленённостью пространства на небольшие палаты, предназначенные для одного-двух человек. Восходя на свой " столп " во время постов Патриарх Никон совершал богослужения как простой иерей, спал не более трёх часов в сутки, а остальное время проводил в безмолвии, богомыслии и молитвах. Летом он молился на кровле Пустыни в церкви святых апостолов Петра и Павла и отдыхал в маленькой келии на каменной скамье. Облик сооружения напоминает и пирги (монастырские башни) Святого Афона, и " столпы " восточнохристианских подвижников. Вместе с тем это и образ обители Небесной, райского селения, где при Патриархе Никоне плавали лебеди, разгуливали павы и павлины. Посвящение главного престола " столпа " Богоявлению " возводит ум " к топографическому первообразу - реке Иордан на Святой Земле, в водах которой Господь освятил всё водное естество. В наше время, как и прежде, в праздник Богоявления Господня из Воскресенского монастыря совершается крестный ход на Истру-Иордан (возле самого здания скита) для великого освящения воды. С конца XIX века здание стояло совершенно пустым, заброшенным и забытым оно таким оставалось и после 1919 года, когда по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенская обитель была закрыта. В 1970-е годы огромные денежные средства были выделены на восстановление святой обители, что позволило провести масштабные восстановительные работы и организовать в различных строениях дополнительные отделы Музейно-выставочного комплекса Московской области " Новый Иерусалим " . В это время был отреставрирован и скит Патриарха Никона, в котором была расположена одна из экспозиций музея. В то самое время поблизости от монастырского комплекса был организован Музей деревянного зодчества Московской области, куда и вошло со временем это историческое каменное сооружение (так как находилось неподалёку от свозимых в музей деревянных сооружений). Последняя масштабная реставрация здания была проведена в начале 2013 года. Из материала книги-путеводителя " Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь " . Изд-во Паломник. Москва, 2017 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=02015

В средние века христиане считали, что Иерусалим является центром мира (латинское umbilicus mundi, греческое Omphalos); именно так город представлялся на так называемых картах Т-О. В византийских гимнах говорится о Кресте, «растущем из центра земли», а образные решения привязаны к концепции смерти и воскресения Иисуса, как направленных во благо всего человечества. На средневековых картах Европы восток («ориент») – Иерусалим - обычно помещался наверху; именно такое расположение привело к использованию термина «ориентировать», что значит «соотносить карту с фактическим направлением по компасу». Небесный Иерусалим является центром видения, описанного в конце Откровения Иоанна Богослова: Совершенный Город, в котором Бог живёт среди своего народа. С 1099 по 1187, а также с 1229 по 1244 гг. Иерусалимом владели европейские крестоносцы. Именно они построили в Старом городе большинство церквей и храмов и значительно перестроили уже имевшиеся в тех местах, которые связаны с библейскими событиями. В 1173 году в Иерусалиме умерла Ефросинья Полоцкая. После канонизации она стала считаться покровительницей Полоцка, а позднее и всей Белоруссии. В Иерусалиме похоронен Шота Руставели. Отказ Османской империи предоставить России право распоряжаться христианскими храмами в Иерусалиме и Вифлееме послужил поводом к Крымской войне. Название города повторяется в названиях многих русских церквей и монастырей (Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь и т. д.). Настоящее время [ править править код ] В Иерусалиме представлены множество христианских церквей: католическая, греко-православная, армянская, русская православная, сирийская, эфиопская, маронитская католическая, и другие. Традиционными католическими хранителями святых мест являются францисканцы. На 2009 год, по данным иерусалимского института изучения Израиля, из 14 тысяч христиан города, 2.6 тысяч — духовенство и монахи. Численность православных и верующих древних восточных церквей в Израиле оценивается в 30 тыс. человек (2010 год). Территория Израиля входит в юрисдикцию Иерусалимской православной церкви. На территории Израиля данной церкви принадлежит 17 храмов.

http://azbyka.ru/palomnik/Иерусалим

Подле монастыря в старину был лес, называвшийся Романцовским, но на месте оного ныне уже пашни. Есть при оном монастыре и сад монастырский с прудом, да ещё казённые лавки для собирающихся купцов в две годовые ярмарки: Троицкую и Покровскую. Первая и сих ярмарок знаменита по всей России многочисленным съездом, и особливо торговлей лошадьми. Прибавление из VI тома В 1811 году штат этого монастыря переведён в Трегуляев, а этот последний вместо оного Лебедянского учреждён общежительным. В нём есть церковь Успения Пресвятой Богородицы тёплая. Лебяжская пустынь Мужская, упразднённая. Новгородской Епархии Вытегорского уезда. Находится от Вытегры в 180, а от Новгорода в 736 вёрстах. В ней ЦЕРКОВЬ одна во имя Сретения с приделом Преподобного Саввы Вишерского двухэтажная, вверху Св. Апостолов Петра и Павла с трапезой деревянной ветхой. Прихода нет, земли указная пропорция. Левкиев Волоколамский монастырь Мужской, упразднённый и в приходскую церковь обращённый. Находился в Московской Епархии в Волоколамском уезде на реке Рузе, был до Штатов 1764 года приписным к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. Построен этот монастырь Преп. Левкием, которого и мощи тут почивают под спудом. При монастыре сем 15 Августа бывает ежегодная ярмарка. Лежневский Рождественский монастырь Девичий, упразднённый. Находился до Штатов 1764 года в бывшей Суздальской Епархии в селе Лежневе Суздальского уезда. Церковь соборная в нём во имя Рождества Божьей Матери, каменная. Здесь бывает годовая ярмарка в день Семика, на которую съезжаются из разных городов купцы с разными товарами. Леохнов Антониевский монастырь Мужской, упразднённый, Новгородской Епархии. Находился в Новгородском уезде за Ильменем озером, расстоянием от Новгорода к югу сухим путём в 103, а водой в 52 вёрстах. Построен этот монастырь в начале XVII столетия Пр. Антонием, Сентября 14 скончавшимся. Этот Преподобный погребён был по преставлению его в Новгороде на Рядитине улице близ церкви св. Апостола и Евангелиста Луки. Около 1620 года мощи его перенесены в этот монастырь и положены под спудом в соборной церкви. Память его совершается 12 Июля и в Ильинскую пятницу. В 1687 году приписан был этот монастырь к Новгородскому Архиерейскому дому, за которым и состоял до Штатов 1764 года, а по Штатам упразднён и обращён в приходскую церковь . Здания в монастыре сем были до 1788 года все деревянные, которые тогда и сгорели без остатка; но того же года построена вместо деревянной сгоревшей церкви каменная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня с приделами:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Павел Алеппский называл монастырь в Клину собственностью патриархии, потому что эта обитель в том же 1655 году была приписана к новгородскому Иверскому монастырю – детищу патриарха Никона. В 1653 году Никон получил разрешение царя Алексея Михайловича основать и построить на государевых землях в Новгородском уезде на озере Валдай новую обитель, посвященную Иверской иконе Божией Матери, священномученику Филиппу и праведному Иакову Чудотворцу. Монастырь на Валдае стал одним из трех, которые основал патриарх Никон в середине XVII столетия, наряду со знаменитым Воскресенским Ново-Иерусалимским на реке Истре и Кийским Крестным на Белом море. В 1655 году Никон вновь бил челом царю Алексею Михайловичу, и на этот раз он просил приписать к строящемуся Иверскому монастырю три обители, расположенные непосредственно на пути от Валдая до Москвы: Рождественский в Торжке, Федоровский в Твери и Успенский под Клином. Эти три монастыря должны были использоваться, в том числе, как места остановок и отдыха для путешествующих иноков Иверской обители и лично Никона во время длительных поездок (более 400 километров) из Москвы на Валдай и обратно. В 1690 году Успенский мужской монастырь в Клину был приписан к Тверскому архиерейскому дому. В начале XVIII века кроме старинной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в нем имелась и другая каменная церковь – во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1764 году по причине секуляризации церковных земель мужская обитель была упразднена, а Успенский и Сергиевский храмы стали приходскими. Так закончилась история древней Успенской обители, хотя следы старины сохранялись во внешнем облике бывшего соборного храма Успения Пресвятой Богородицы. Увы, древние черты церкви в XIXbeke попытались переделать.  В 1810-е годы внешней облик Успенского храма изменился до неузнаваемости. Были пристроены трапезная и колокольня в классическом стиле с элементами западноевропейского барокко. Закомарное покрытие самого храма было заделано четырехскатной крышей, фасады приобрели портики с колоннами, а купол надстроили новым завершением с небольшим барабаном и маленькой главкой. После радикальной перестройки храм, казалось, навсегда потерял исконный облик и стал похож на многие подобные церкви XIX века. Тем не менее, искусствоведы безошибочно усматривали под поздней оболочкой церкви ее древнее ядро. Профессор А. И. Некрасов писал в 1920-е годы: «Пространственный смысл – душа здания – вполне сохраняет свое былое очарование внутри… Многие вопросы, возникающие при первоначальном ознакомлении с этим памятником, могут и должны быть разрешены детальным изучением. Несомненно, Успенская церковь имеет значение для понимания московского зодчества XVI в.» В 1962-1967 годах под руководством архитектора Н. Н. Свешникова была проведена научная реставрация, после которой церкви вернулся ее исконный древний облик.

http://sobory.ru/article/?object=01319

Святыни монастыря : часть мощей свт. Германа Казанского, иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», образ Иоанна Предтечи. Адрес : Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, д. 1/2. Проезд : По улице Профсоюзная (односторонняя) практически до Кремля. Монастырь будет справа, перед самым Кремлем. Метро — до ст. " Кремлевская " . Подробнее... Свято-Введенский Кизический мужской монастырь [ править править код ] История основания Кизического монастыря такова: в 1654-1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань — только в самом городе и его окрестностях, по синодику, умерло 41698 тыс.человек. Тогда по совещанию духовных и светских властей было решено принести в город чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, который находился в то время в Седмиезерной Богородичной пустыни. Адрес : Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов 98. Проезд : Из центра города мимо Кремля через Ленинскую дамбу, на пятистороннем перекрестке с улицами Вахитова и Чистопольская (у станции метро " Козья слобода " ) наискосок налево, но в левый проезд (по продолжению улицы Декабристов, а не прямо по проспекту Ибрагимова), справа от " Макдональдса " . Через 700 метров, после ТРК " Тандем (справа) на перекрестке с улицами Лушникова и Правосудия повернуть направо. Монастырь после поворота будет слева, сразу за перекрестком. Ближайшая остановка — Супермаркет " Тандем " — по улице Декабристов или " Гуманитарный институт " (по проспекту Ибрагимова). Автобусы 6, 15, 22, 28, 28А, 29, 35, 35А, 37, 47, 52, 79, 89, 98, троллейбусы 1, 4, 10, 17. Подробнее... Воскресенское Ново-Иерусалимское архиерейское подворье (Казань) [ править править код ] Воскресенское Ново-Иерусалимское архиерейское подворье находится на месте закрытого при советской власти Казанского Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, основанного в 17 веке митрополитом Лаврентием. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам. Актуальное расписание богослужений После каждой Литургии - общая трапеза для прихожан.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010