Москве; архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Данилова ставропигиального монастыря ; протоиерей Иоанн Монаршек, благочинный Ивантеевского округа, настоятель Смоленского храма г. Ивантеевки Московской области; протоиерей Даниил Андреюк , представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель храма святой великомученицы Екатерины на Всполье г. Москвы ; протоиерей Андрей Ковальчук, благочинный Щелковского округа, настоятель Троицкого собора г. Щелково Московской области; протоиерей Константин Островский, благочинный Красногорского округа, настоятель Успенского храма г. Красногорска Московской области; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления , настоятель храма великомученика Георгия Победоносца г. Видное Московской области; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря ; протоиерей Димитрий Смирнов , председатель  Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства ;  протоиерей Владимир Воробьев , ректор  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне , председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии ; духовенство Москвы и Московской области. На богослужении присутствовал глава Ленинского муниципального района Московской области О.В. Хромов. За Литургией молились игумении и насельницы ряда женских монастырей Русской Православной Церкви, многочисленные паломники из Москвы и Московской области. Богослужебные песнопения исполнил хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (регент Т.И. Королева). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/5190417.ht...

25 июня 1919 года тело иерея Константина Жданова было облачено в новые священнические одежды и погребено в склепе под алтарем кладбищенской Свято-Одигитриевской церкви в Дисне. Там оно пребывало почти 90 лет. На протяжении всего этого времени отца Константина, безвинно пострадавшего в годину гонений, все православные Шарковщинской округи почитали как священномученика. Они верили в его молитвенное заступничество, в то, что по его ходатайству Шарковщинский Успенский храм не закрывался в период лихолетья. В память о своем настоятеле прихожане поместили на стене Успенской церкви портрет отца Константина, выполненный по сохранившейся фотографии. С 1995 года по благословению епископа Полоцкого и Глубокского Глеба (Савина) в этот день совершалось богослужение с поминовением убиенного за веру иерея Константина. По благословению архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко) 20 августа 2008 года честные останки священномученика Константина были извлечены из-под спуда. Церковное прославление иерея Константина Жданова в лике местночтимых святых состоялось 3 июня 2011 года в древнем Дисненском храме Воскресения Христова. 4 июня 2011 года состоялось прославление иерея Константина Жданова в лике местночтимых святых новомучеников и исповедников Белорусской Православной Церкви . В тот же день в Воскресенском храме города Дисны была совершена Божественная литургия с чином канонизации. По благословению епископа Полоцкого и Глубокского Игнатия 27 апреля 2020 года состоялось перенесение мощей священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского, из города Дисны в Полоцк. В настоящее время мощи священномученика почивают в Богоявленском кафедральном соборе города Полоцка с правой стороны от алтаря в специально изготовленной для них резной деревянной раке. 11 марта 2020 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение включить в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского ( журнал 17 ).

http://patriarchia.ru/db/text/5806449.ht...

Когда видишь человека падшего, злого, продажного, предателя, сластолюбца, стяжателя, бывает непросто соотнести все это с достоинством человеческой природы, вознесенной в тайну жизни Святой Троицы. Действительно, после Адама человеческая природа была осквернена грехом, и наказанием за грех стала смерть. Но после Воскресения Христа человеческая скверна перестала быть смертельной для достоинства нашей природы. Почему? Да потому что Господь по милости Своей дает нам возможность через покаяние, через добрые дела, через искреннюю веру освобождать себя от этой болезни. «Царствует ад, но не вечнует в роде человеческом», то есть зло может порабощать нас, но нам даны сила и возможность преодолевать зло, постоянно обновляя Богом зданное достоинство нашей человеческой природы. Мы можем не только поднимать глаза к небу, но и сами подниматься к небу, — Сам Бог дал нам эту силу через Сына Своего и Господа нашего. Поэтому праздник Вознесения — это праздник торжества Спасителя, победившего зло и смерть, и праздник человека, возносящегося с Телом Господа Иисуса Христа в объятия Божественной жизни. А если так, если мы не чужие, но свои Богу, то что же означают наши человеческие ошибки, наши грехи, наша человеческая скверна? У нас есть лекарство, у нас есть средство побороть любую духовную болезнь. Если мы не принимаем это средство, то уподобляемся тем непросвещенным людям, которые, заразившись вирусом, отказываются лечиться, думая, что болезнь пройдет сама собой, и нередко все кончается смертью. Вот так и в нашей духовной жизни: ничего само собой не пройдет, если мы не захотим принять тот дар спасения, который Господь принес нам и через который не только душа наша, но и тело имеет возможность войти в Царство будущего века. Я с особым чувством совершил сегодня освящение этого храма. Он построен недалеко от Лубянки, где совершался неправедный суд над многими людьми, в том числе над нашими иерархами, священниками, верующим народом. Нередко здесь и смертные приговоры приводились в исполнение, это был некий символ страданий наших людей. Но именно на этом месте воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову — как символ того, что пали демоны, и никакой диавольской силы, предопределяющей человеческую судьбу, не существует, потому что сила Божия сильнее силы диавольской. И, прославляя новомучеников и исповедников Российских, мы молимся, чтобы по их молитвам Господь хранил нашу страну от наветов вражиих, чтобы греховное понимание человеческого достоинства не стирало из нашей памяти подлинное достоинство нашей природы и Божественный образ, вложенный в эту природу, которые явил нам Господь, возносясь плотью Своею на небо. И верим: как апостолы ждали второго пришествия Спасителя, полагая, что оно вот-вот придет, так и мы, понимая, что время пришествия никто не знает, должны в каждый момент своей жизни быть готовы встретиться с Ним, нашим Господом и Спасителем, и иметь надежду на то, что Он введет и нас в Свое Божественное Царство.

http://patriarchia.ru/db/text/4906741.ht...

С 2010 года по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла работы велись преимущественно благодаря помощи ОАО «Газпром», а также на средства московских благотворителей и жителей Брянщины. В минувшие годы за богослужениями во всех храмах епархии возносилось особое прошение «О благотворителях, благоукрасителях, жертвователях и строителях Брянского кафедрального собора». Еженедельно в Воскресенском храме у мощей преподобного князя Олега Брянского священнослужителями епархии читался акафист Святой Живоначальной Троице. Во всех храмах епархии были установлены кружки для сбора пожертвований на возрождение Брянского кафедрального собора. В 2007 году, в праздник Сретения Господня, был заложен и освящен фундамент нижнего яруса будущего кафедрального собора. 23 мая 2010 года, в праздник Святой Троицы, епископом Феофилактом была совершена первая Божественная литургия в нижнем ярусе Брянского кафедрального собора. Затем Божественная литургия в нижнем ярусе собора совершалась в день празднования Собора Брянских святых, на Рождество Христово и на Пасху. В 2011 году был завершен основной этап строительства кафедрального соборного комплекса: Свято-Троицкого кафедрального собора, колокольни «Пересвет» и деревянного храма в честь новомучеников и исповедников Брянских. В том же году освящены престолы нижнего яруса собора и храма во имя новомучеников и исповедников Брянских. 24 июня 2011 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», на соборную колокольню «Пересвет» были воздвигнуты глава и крест. 26 июня 2011 года, во время своего визита в Брянскую епархию, кафедральный собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 16 декабря 2011 года под колокольней «Пересвет» был установлен бронзовый памятник преподобномученику Александру Пересвету, в 2012 году он был перемещен за ее стены. 24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня и день памяти свв. равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла), была совершена первая Божественная литургия в верхнем ярусе Брянского кафедрального собора, которую возглавил епископ Брянский и Севский Александр .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2316338...

Священный Синод в заседании от 13 июня 2016 года ( журнал 44 ) установил особенные молитвенные прошения о безвинно убиенных в годы репрессий.  В ряде стран канонической ответственности Русской Православной Церкви ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий: в России это 30 октября (установлен в 1991 году); на Украине — третье воскресенье мая (установлен в 2007 году); в Казахстане — 31 мая (установлен в 1997 году). Члены Священного Синода на заседании 23-24 сентября 2021 года, заслушав доклад председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской митрополита Крутицкого и Коломенского Павла, подчеркнули, что Русская Православная Церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории» (документ Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»). Священный Синод в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову благословил на территории России 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. Синодам Самоуправляемых Церквей, экзархатов, митрополичьих округов, а в епархиях, расположенных за пределами России вне перечисленных частей Русской Православной Церкви, — епархиальным архиереям вместе с епархиальными собраниями, предложено определить, исходя из местных потребностей и условий, день совершения особенных заупокойных богослужений о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.  Священный Синод определил в упомянутый день следующий порядок совершения богослужений:  а) в Патриаршем кафедральном соборном храме Христа Спасителя — Божественная литургия и панихида архиерейским чином; б) во всех епархиях, по возможности на местах страдания безвинно убиенных — заупокойные богослужения архиерейским чином;

http://patriarchia.ru/db/text/5846839.ht...

«В мире умножается злоба и ненависть по отношению к христианству. Христос и Его Церковь всегда были и будут гонимы. Пусть подвиг новомучеников и исповедников Российских, их жизнь, страшная, тяжелая, но в тоже время славная в свете Воскресения Христова, уже сегодня вдохновляет каждого из нас и благословляет на дальнейший неизвестный, но наверняка непростой путь служения Воскресшему Господу». 13 ноября, в день праздника, епископ Амвросий совершил Божественную литургию в сослужении преподавателей и студентов в священном сане, а также клириков Кемеровской епархии . За Литургией была произнесена заупокойная ектения «О зде начальствовавших, учивших и учившихся, в лютую годину гонений за веру Христову пострадавших». Воскресное богослужение включало песнопения сщмч. Иоанну и новомученикам, исполненные мужским, смешанным и женским хорами СПбДА. Молитвенное воспоминание выпускников Санкт-Петербургской духовной академии, прославленных в сонме новомучеников и исповедников Российских, будет совершаться ежегодно в день памяти сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского, сообщает сайт СПбДА . Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] Поименный список Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии [Документи] Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь [Ihmepb " ю] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого «Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников [Ihmepb " ю] з ключовими словами школи – новомученики XX   новини Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських У збори Насельники центри У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У «Ковчег» монастиря у Ради У Високо-Петровському Москви присвячена преподобного Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Кирила з РФ С.С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1673618...

Абсолютное большинство людей в России ассоциируют себя с Православием, поэтому «не следует бояться идти в школы, университеты, на спортивные площадки, выступать перед широкой аудиторией. Только так мы можем привлечь людей в Церковь». «Мы не должны подражать агрессивному миссионерству сектантов, звонить в двери частных квартир и навязывать людям свои убеждения, — убежден иерарх. — В то же время мы не можем сидеть сложа руки, а должны следовать апостолам, которые после Воскресения Христова не заперлись в Сионской горнице, но пошли во враждебный им мир, чтобы донести до края земли весть о спасении». Внешнее свидетельство о вере должно быть укоренено в литургической жизни Церкви: «Божественная литургия, — подчеркнул владыка Иларион, — является центром духовной жизни каждого христианина, в особенности же священнослужителя. К ней он должен приступать каждый раз с вдохновением и любовью. Только такой пастырь может зажигать сердца других людей огнем веры и любви к Богу. Но священнику не следует забывать и о важности разъяснения смысла совершаемых в храме священнодействий и молитв. Необходимо напоминать прихожанам о важности регулярного и осознанного причащения Святых Христовых Тайн, ведь именно причащение должно стать центром духовной жизни православного христианина». В заключение беседы председатель ОВЦС подчеркнул, что христианская жизнь, а в особенности жизнь пастыря, должна характеризоваться непрестанным стремлением к святости: «Не следует думать, что идеал святости был достижим лишь в древние времена; подвиг новомучеников и исповедников Российских свидетельствует о том, что во все времена возможно достичь величайшего духовного совершенства. Молитвами новомучеников сегодня созидается Русская Церковь». Во второй части встречи архиепископ Волоколамский Иларион ответил на многочисленные вопросы духовенства епархии, учащихся Ярославской духовной семинарии и Теологического факультета Ярославского государственного университета. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/678112.htm...

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. В заупокойную ектению были включены прошения о пострадавших в годину гонений: «Еще молимся Тебе, Богу Спасителю нашему, о еже милостивным оком призрети на Церковь Русскую, память ныне творящую о сонме мучеников и исповедников, за веру и правду в мимошедшем веце страшныя страдания претерпевших и мученическую кончину приявших, от глада и хлада в темницах и узах скончавшихся архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, о еже проститися им всякому согрешению вольному же и невольному. Еще молимся Тебе, Богу нашему, о еже приятися яко кадилу благовонному мольбам мучеников сих, в годы лихолетия в стране нашей за православную веру пострадавших и убиенных, и о еже учинити души их, идеже праведнии упокояются. Милости Божией, Царства Небеснаго и оставления грехов всем, за имя Христово пострадавшим и Церковь Русскую кровию своею утвердившим, у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим». Святейший Патриарх вознес молитву о упокоении душ «усопших рабов Божиих, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, в годы лихолетий и гонений на Церковь Христову в мимошедшем веце за веру и правду страшныя страдания и истязания претерпевших и мученическую кончину приявших и кровию своею землю нашу обагривших, во узах, темницах и горьких работах от хлада и глада скончавшихся, ихже имена Ты Сам, Господи, веси». За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Дьяченко, клирика храма Положения Ризы Господней на Донской г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Максим Максимов, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Реутове Московской области, член Синодальной комиссии по канонизации святых . По завершении Божественной литургии Святейший Владыка обратился к молящимся с Первосвятительским словом. Во внимание к помощи в восстановлении Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил председателя Совета директоров ОАО «Газпром» В.А. Зубкова орденом преподобного Серафима Саровского I степени.

http://patriarchia.ru/db/text/5141779.ht...

Собравшихся приветствовал главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев , подчеркнувший: «Нас объединяет Святое Православие, нас объединяют новомученики». Отец Владимир отметил интерес, с которым греческий народ относится к подвигу новомучеников Российских, пострадавших в XX веке, и подчеркнул, что «русские должны и хотят знать многовековой подвиг греческого Православия, подвиг новомучеников, которым утверждается Церковь». В концертной программе приняли участие греческий хор «Эргастири Псалтикис», оркестр «Россия» имени Л. Зыкиной, фольклорный понтийский музыкальный коллектив из г. Афины «Кёляли», российские артисты. В ходе вечера также прозвучали выступления священнослужителей, государственных и общественных деятелей. Центральным духовным символом акции стала икона, написанная на Святой Горе Афон, которая была доставлена в Москву  22 января 2012 года делегацией святогорского монастыря Дионисиат во главе с представителем этого монастыря при Священном Киноте старцем Симеоном. На иконе изображены наиболее почитаемые из новомучеников и исповедников Эллады, Малой Азии и Понта. Утром того же дня старец Симеон, бывший Протом Святой Афонской горы в 2009 году, и организаторы мероприятия режиссер из Алма-Аты К. Харалампидис, П. Навразиди (Алма-Ата) и К. Симеонидис (Москва) в Татьянинском храме при МГУ были представлены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Они рассказали Его Святейшеству о проекте «От Рождества до Воскресения». Преподнося в дар Святейшему Патриарху икону новомучеников Эллады, Малой Азии и Понта, а также специальные видеоматериалы, посвященные этой теме, участники акции испросили благословения Его Святейшества на свои труды. Принимая дары, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «С радостью благословляю все действия, направленные на распространение почитания греческих новомучеников в России и русских в Греции, поскольку нет более крепкой духовной связи между Церквами, чем совместное почитание святых».

http://patriarchia.ru/db/text/1980212.ht...

— Накануне подписания исторического документа в прессе звучали пессимистичные голоса, что-де многие приходы выйдут из-под омофора Русской Зарубежной Церкви. Называлась даже цифра — до 20 процентов. Оправдались ли эти прогнозы? — Не думаю. Некоторые люди, действительно, перешли в раскольнические образования, но их не так много. Массового исхода из нашей Церкви не было. Большинство наших верующих спокойно и даже с воодушевлением отнеслись к свершившемуся историческому факту — подписанию Акта о каноническом общении. Тем более, что последующее развитие событий не дает повода для тревоги. Наше общение проходит в духе любви и мира: мы имеем прежнюю самостоятельность, никто не посягает на нашу собственность — люди видят добрые плоды нашего общения, и это для них самый главный результат нашего единения. — Какие события за время, прошедшее после подписания Акта о каноническом общении, Вам показались наиболее яркими? — Мне особенно запомнилось богослужение на месте, которое в России называют «Русской Голгофой», на Бутовском полигоне. Как вы знаете, 19 мая прошлого года в рамках торжеств, посвященных подписанию Акта о каноническом общении, состоялось освящение храма, построенного на территории бывшего полигона НКВД в Бутове, — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских. Святейший Патриарх Алексий II освятил центральный придел верхнего храма в честь Воскресения Христова, а я освящал левый придел — во имя святителя Тихона. В этих торжествах приняли участие, как члены Священного Синода Русской Православной Церкви, так и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. У меня в памяти отложился и тот день, 15 мая 2004 года, когда состоялась закладка этого храма. Тогда на Бутовском полигоне участники делегации Русской Зарубежной Церкви впервые молились за Божественной литургией, совершаемой патриаршим чином. После богослужения, совершенного под открытым небом, состоялась закладка храма. Мне запомнились также наши совместные богослужения в Киеве, в Свято-Успенской Почаевской лавре. После посещения святых мест России мы вернулись в Америку. У себя мы принимали делегацию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. К нам прибыло духовенство, хор Сретенского монастыря. Наши верующие имели возможность молиться вместе со своими братьями и сестрами из России, поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Державная», которая прибыла из Москвы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206995...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010