Мы свидетельствуем о неизменности миссии Церкви, которую стяжал Спаситель честною Своею Кровию (см. Деян. 20:28) ради приведения людей к единству с Богом. Всем труженикам в Винограднике Христовом надобно помнить о том, что краеугольным камнем церковной проповеди от святых апостолов и до скончания времен является радостная весть о спасении, дарованном через Крест и Воскресение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Главное же служение, к которому призван каждый пастырь, это совершение Божественной литургии, поскольку принесение Бескровной Жертвы благодарения о всех и за вся есть величайшее и важнейшее из всех возможных на земле дел. Единеми усты и единем сердцем славяще Небесного Отца и Господа нашего Иисуса Христа, мы, члены Освященного Собора, свидетельствуем о том, что молитвенным предстательством перед Престолом Вседержителя новомучеников и исповедников Церкви Русской, трудами множества архиереев, клириков, монашествующих и мирян дело церковного строительства продолжает развиваться. Восстанавливаются порушенные святыни, созидаются новые храмы, совершают иноческий подвиг многочисленные насельники православных обителей, умножается количество церковных благотворительных начинаний, усиливается церковная работа по поддержке семьи, материнства и детства. Особую радость вызывают успехи в области работы с молодежью, в том числе развитие добровольчества в епархиях и на приходах, а также в приобщении детей к вере через воскресные школы и иные церковные образовательные проекты. Дни Архиерейского Собора доставили нам радость общения с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей, прибывшими в Москву для участия в торжествах по случаю столетия Патриаршей интронизации святителя Тихона. Это зримое выражение православного единства имеет особое значение сегодня, когда многие христиане, подвергаясь гонениям за веру, нуждаются в нашей усердной молитве и действенном заступничестве. Мы дорожим христианской солидарностью, потому что знаем, насколько она важна и нужна тем, кому сейчас приходится претерпевать невзгоды и испытания, подобно тому как важна для нас была поддержка всех людей доброй воли во время притеснений веры и Церкви в нашем Отечестве. Да, по милости Божией мы вновь возвели величественные соборы, наши храмы благоукрашаются и благоустрояются. Однако нельзя забывать о тех, кого изгоняют из храмов, кого взрывают и убивают террористы. Мы призваны мужественно и твердо отстаивать христианские ценности, вытесняемые сегодня из жизни многих народов. Пример основанных апостолами первохристианских общин, более обеспеченные из которых направляли материальную помощь менее обеспеченным, призывает нас заботиться о тех православных христианах, бедствующих и страдающих от войны или от терроризма.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5076...

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. На заупокойной литии архидиакон вознес прошение о упокоении «приснопоминаемых рабов Божиих за веру и правду в годы гонений на Церковь Христову пострадавших и убиенных, от болезней, глада и хлада в темницах и узах скончавшихся архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, имена их Ты Сам Господи веси». Святейший Патриарх Кирилл на заупокойной ектении прочитал возглас: «Яко Ты еси воскресение и живот и покой усопших рабов Твоих за веру и правду в годы лихолетия и гонений на Церковь Христову в стране нашей в мимошедшем веце страшныя страдания, истязания претерпевших и мученическую кончину приявших, от болезней, глада и хлада в темницах и узах скончавшихся архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, их же имена Ты Сам Господи веси, Христе Боже наш и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».  Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове г. Москвы.  По окончании Литургии было совершено славление. Святейший Владыка прочитал молитву ко святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской.  Затем Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился иконам Воскресения Христова и Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, иконе Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, мощам святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.  Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом .  Состоялось вручение церковных наград.  Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 40-летием со дня рождения архидиакон Константин Барган, Патриарший архидиакон, клирик кафедрального соборного храма Христа Спасителя г. Москвы, был удостоен ордена благоверного князя Даниила Московского III степени. При вручении награды Патриаршему архидиакону Святейший Владыка сказал: «Благодарю тебя, отец Константин, за твое служение, за твое доброе сердце, за ту помощь, которую ты оказываешь людям и в этом смысле являешь пример диаконства, потому что диаконы были призваны Господом к служению, чтобы нести людям помощь. Аксиос!»

http://patriarchia.ru/db/text/6100626.ht...

Накануне праздника во время всенощного бдения чудотворный образ Божией Матери «Милостивая» был перенесен из храма Сошествия Святого Духа в собор, где для иконы был устроен белокаменный резной киот с шатровой сенью. В новом трапезном корпусе устроен храм Зачатия св. прав. Анны, под надвратным храмом построена часовня в честь свт. Алексия, митр. Московского. 27 ноября 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл  освятил памятник святителю Алексию, митрополиту Московскому, установленный у святых врат обители, а также благословил воссоздание приписного храма Воскресения Христова на Остоженке. В ноябре 2013 г. состоялось великое освящение южного придела в честь священномученика Владимира (Амбарцумова) храма Сошествия Святого Духа. Придел был устроен в 2004 г., это первый престол в Москве, посвященный священномученику Владимиру Московскому.  Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 14 марта 2018 г. 341 в собственность Церкви передан Южный корпус келий Зачатьевского монастыря (расположенный по адресу: г. Москва, 2-й Зачатьевский пер., д. 2, стр. 7). При Зачатьевском монастыре действует подворье в пос. Барвиха Московской области. Возрождение существовавшего в начале XX в. подворья Зачатьевского женского монастыря в подмосковной Барвихе началось в 1996 г. Покровский храм, построенный в 1996-2010 гг., повторяет черты прежней деревянной церкви подворья, разобранной в 1930 г. 18 сентября 2016 г. Святейший Патриарх Кирилл  совершил чин великого освящения Покровского храма. Святыни Икона Божией Матери «Милостивая»; крест-распятие с частицами Крови Христовой, древа Креста и Гроба Господня, икона вмч. Георгия Победоносца, вмч. Пантелеимона с частицей мощей; икона Зачатия св. прав. Анны, мощевик с частицами святых мощей новомучеников и исповедников Российских. Особо почитается место погребения основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии. Храмы Богослужение В будние дни Литургия ежедневно в 7.00, по воскресным и праздничным дням — в 6.30 и 8.30. Вечернее богослужение ежедневно в 17.00, по субботам в 16.00.

http://patriarchia.ru/db/text/261902.htm...

Но до каких пределов возможны компромиссы с антицерковной властью? Где та граница, заходить за которую было уже недопустимо? Тут мнения иерархов, как и мнения внутри паствы в целом, расходились – в дальнейшем, после смерти патриарха Тихона, порой доходило до жесткого противостояния. Многие епископы перешли в оппозицию, выйдя из подчинения митрополиту Сергию (Страгородскому), ставшему местоблюстителем патриаршего престола в конце 1926 года, и перестали поминать его в молитвах. После выхода Декларации о лояльности советской власти митрополита Сергия они предъявляли следующие возражения: мы остаемся лояльными нынешней гражданской власти и добросовестными гражданами своей родной страны, но " это не имеет ничего общего с навязываемым Вами политиканством и заигрыванием... На место возвещенной Христом внутрицерковной свободы вами вводится административный произвол, от лица которого много потерпела Церковь и раньше " . " Непоминавшие " Сергия (Страгородского), в большинстве впоследствии гонимые и расстрелянные, но не изменившие своим убеждениям, были причислены к сонму святых новомучеников и исповедников российских на соборе 2000 года. До каких парадоксов могло доходить сотрудничество церковной и светской власти, логически вытекающее из взятого курса митрополита Сергия, автор книги показывает во второй ее части, когда пишет о судьбе Церкви во время Великой Отечественной войны на оккупированных немцами территориях. Приходы в западных районах СССР оказались в подчинении митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского). Он, до того бывший близким соратником Сергия (Страгородского), при отступлении советских войск заявил о своей лояльности оккупационной власти, которая, в отличие от советской, вполне терпимо относилась к православной церкви и не препятствовала возрождению приходской жизни на подконтрольных ей территориях. Два иерарха быстро оказались по разные стороны баррикад: если один Сергий (Страгородский) молился о победе советских войск, то другой Сергий (Воскресенский) проповедовал о " сатанинской сущности большевизма " , которого " ничего не может быть страшнее " , и об обязанности " следовать указаниям властей и приложить все свои силы в борьбе с большевизмом " . При этом нет никаких оснований подозревать ни того ни другого иерарха в простом конформизме и лицемерии: оба действовали исходя из соображений церковной пользы, как каждый из них ее понимал! Но урок из этой истории можно извлечь следующий: как только служение Богу и ближним подменяется соображениями пользы, пусть даже церковной, или благом народа, или мечтой о России и ее спасении, как это случилось, например, с Солженицыным в последний период его творчества (персоналиям посвящена третья часть книги), это сразу приводит к уклонениям от пути Христова. Или к урону, причиняемому самой Церкви . Или к внутреннему духовному краху.

http://religare.ru/2_90053.html

Образ прп. Алексия, человека Божия, написанный в XIX веке сестрами Алексеевской обители, после закрытия монастыря находился долгие годы в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В некоторой степени образ повторил судьбу самого святого угодника Божия прп. Алексия, много лет прожившего вдали от родного дома. С 2002 года сначала приход, а затем монастырь ходатайствовал перед священноначалием о возвращении иконы в родную обитель. 25 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал резолюцию о возвращение иконы. Возвращение в обитель образа ее Небесного покровителя прп. Алексия, человека Божия, в Неделю Всех святых, от века Богу угодивших, стало еще одним связующим звеном между прошлым и настоящим Алексеевского монастыря, исторически старейшего в Москве и одновременно самого молодого на сегодняшний день в столице. Свое начало Алексеевский монастырь ведет с середины XIV века, когда был основан по благословению святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Монастырь был посвящен святому Алексию, человеку Божию. За свою многовековую историю обитель не раз переносилась с места на место. В Красном селе она обосновалась по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, в 1837 году. С приходом к власти большевиков обитель была разорена и упразднена. В 1937-1938 годах насельницы были арестованы и сосланы, некоторые приговорены к расстрелу. Послушницы Анна и Матрона (Макандины) и Евфросиния (Тимофеева) ныне причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. Возрождение обители началось в 1991 году, когда при храме Всех святых в Красном селе Москвы был учрежден приход. В 2010 году при нем было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 году оно было преобразовано в монашескую общину. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-alekseevskiy-stavrop...

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил благодарность архиепископу Викентию за понесенные труды и вручил владыке панагию. В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал образ Спасителя с памятной надписью. Святейший Владыка также поблагодарил руководство области за сотрудничество с Церковью. Во вниманию к вкладу в строительство храмов и в связи с 125-летием Екатеринбургской епархии Предстоятель наградил генерального директора ЗАО «Уралсевергаз» В.К. Кузюшина орденом преподобного Серафима Саровского II степени. Всем молившимся в этот день за богослужением были вручены иконки Воскресения Христова с Патриаршим благословением. Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших , был построен на месте дома инженера Ипатьева, в котором содержались под арестом и были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года последний российский император Николай II, его семья и четверо слуг. Здание, в котором была расстреляна Царская семья, снесли в 1977 году. В 1990 году здесь был установлен первый деревянный крест. 20 сентября 1990 года президиум Свердловского горсовета и исполком приняли решение об отводе земельного участка Свердловскому епархиальному управлению и разрешении установки на том месте, где ранее стоял дом Ипатьева, памятного символа. Вскоре на этом участке был построен временный храм. Решение о возведении на месте дома Ипатьева храма-памятника было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 1993 года. Строительство нынешнего здания храма началось в 2000 году, когда на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских. В сентябре 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил в основание храма капсулу с памятной грамотой об освящении места строительства. Здание было построено за три года. Верхний храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, был освящен в канун 85-летия расстрела Царской семьи — 16 июля 2003 года.

http://patriarchia.ru/db/text/1140699.ht...

Священномученики Александр и Феодор совершали свое пастырское служение в ныне разрушенных храмах Верейского района Московской области в тяжелое для Русской Православной Церкви время. Они были зверски убиты в 1918 году отрядом карателей, посланным из Москвы для усмирения народного волнения. Убиты без суда и следствия только за то, что были священнослужителями. Во время казни священники проявили мужество и твердость в вере Христовой. Терпеливым перенесением тяжелейших мучений они удивили и устрашили палачей. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года страдальцы были прославлены в лике святых. Еще в 1986 году из-за опасности потери места захоронения их мощи были обретены и сохранены верующими до нашего времени. Над ковчегом с частицей святых мощей преподобного Серафима Саровского также, как и над раками священномучеников устроена сень и каждую субботу по окончании Божественной Литургии совершается молебное пение Преподобному. В храме хранятся два мощевика со святыми мощами некоторых Русских святых и святых Новомучеников и Исповедников Российских. Общиной храма на пожертвования прихожан издается бесплатная газета " Реутовский благовест " , которая выходит два раза в месяц. К великим и двунадесятым праздникам совместно с городской газетой " Реут " выпускается приложение " Заступница Усердная " . Также издается журнал " Реутов Православный " , работает библиотека православной литературы. При храме организована Воскресная школа для детей и юношества. По субботам и воскресеньям проводятся катехизические беседы для желающих принять Таинства Крещения и Венчания. С сентября 2002 года начались занятия по подготовке молодых прихожан к пению в храме: ребята изучают Закон Божий, церковно-славянский язык, историю церковного пения, сольфеджио и богослужебный устав. 4 ноября 2005 года, в престольный праздник церкви Казанской иконы Божией Матери в Реутово торжественное соборное богослужение возглавил благочинный церквей Балашихинского округа протоиерей Николай Погребняк в сослужении настоятеля Казанской церкви священниак Максим Максимова, благочинного церквей Люберецкого округа священника Димитрия Мурзюкова, духовенства Балашихинского благочиния. По завершении Литургии был совершен крестный ход к месту закладки нового двухпрестольного храма. По благословения митрополита Ювеналия в ограде Казанской церкви был совершен чин на основание нового храма в честь Архистратига Божия Михаила и мученицы Татьяны (Гримблит).

http://sobory.ru/article/?object=01245

Специально к торжествам также были принесены мощи преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских и мощи святого апостола Андрея Первозванного. В воскресенье 19 сентября, в день празднования Собора новомучеников и исповедников в земле Казахстанской просиявших, в Вознесенском кафедральном соборе состоялась Божественная литургия, которую в сослужении духовенства Алма-Аты и церковных благочиний Митрополичьего округа в Казахстане совершили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и архипастыри, прибывшие на торжества. В завершении праздничного богослужения перед ковчегами с мощами старца Севастиана Карагандинского, преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских и святого апостола Андрея Первозванного состоялся молебен всем новомученикам, исповедникам и страдальцам за веру Православную и Церковь Христову в Казахстане просиявшим. Православная паства и духовенство Казахстана поздравили митрополита Александра с Днем тезоименитства (поскольку 12 сентября, в день памяти небесных покровителей владыки Александра — святого благоверного князя Александра Невского и святого преподобного Александра Свирского — он находился в паломнической поездке к святыням Иверии , чествование главы Митрополичьего округа было совмещено с торжествами Собора новомучеников и исповедников Казахстанских). От имени духовенства и мирян владыку Александра поздравил ректор Алма-Атинской духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев) . От духовенства города и сестер Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты митрополиту Александру в связи с днем тезоименитства были преподнесены памятные дары. Почетными гостями праздничных торжеств стали: генеральный консул Российской Федерации в Республике Казахстан Б.Б. Мещанинов, советник директора международного центра культуры и религии Республики Казахстан А.М. Мухашов, главный инспектор Акимата города Алма-Аты по вопросам работы с религиозными объединениями В.А. Иванов, директор представительства ОАО «Газпром» в Республике Казахстан Ю.В. Пимшин, представители муфтията Казахстана.

http://patriarchia.ru/db/text/1280166.ht...

Среди данного блока статей следует выделить объёмные публикации, посвящённые св. равноапостольному Кириллу, создателю славянского алфавита и славянской письменности. В статье представлены не только биографические данные об Учителе славян, но рассмотрена динамика распространения почитания этого святого среди славянских народов, принадлежащих к разным Поместным Православным Церквям. Также рассмотрен вопрос о почитании св. Кирилла равноапостольного в Римско-Католической Церкви. Людям, интересующимся вопросами патрологии, безусловно, будет очень интересна статья, посвящённая святителю Кириллу, Архиепископу Александрийскому, знаменитому отцу и учителю Церкви V века. В статье, помимо биографических данных, подробно представлен обзор богословских творений святителя, их современных изданий и переводов. Особое внимание уделено богословским взглядам св. Кирилла Александрийского и его полемике с ересиархом Несторием. Следом за данной статьёй идёт публикация, посвящённая другому великому отцу и учителю Церкви, — святителю Кириллу, епископу Иерусалимскому, и его творениям. Продолжая тему блока статей «Кирилл», стоит обратить внимание на публикации, посвящённые знаменитому русскому старцу новейшего времени — архимандриту Кириллу (Павлову), духовнику Троице-Сергиевой Лавры; священномученику Кириллу (Смирнову), митрополиту Казанскому, прославленному в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви. Также заслуживают внимания статьи, посвящённые выдающимся подвижникам эпохи «золотого века» русского монашества, — преподобным Кириллу Белозерскому и Кириллу Новоезерскому, а также основанным ими монастырям на Русском Севере: и Кириллову Новозерскому в честь Воскресения Христова мужским монастырям. В статьях об этих обителях представлена подробная информация по истории обителей, их святынях, архитектурных комплексах и т.д. Продолжая тему русских монашеских обителей, следует также упомянуть статью, посвящённую древнему Кирилловскому Свято-Троицкому монастырю в Киеве. В данной статье также представлена историческая справка и информация о культурном и историческом наследии обители, в которой сохранился храм XII века с росписями домонгольского времени и выполненными при реставрации в конце XIX в. работами выдающегося русского художника Михаила Врубеля.

http://pravoslavie.ru/72663.html

Также на семинаре обсуждались вопросы о возможности сокращения чинопоследований при совершении Таинств вне храма и о том, каков должен быть минимум катехизации и испытания веры, если речь идет о крещении умирающих. Клирик храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино иерей Алексий Веретельников на основании опыта пастырского окормления пациентов ГКБ предложил в таких случаях ограничиваться четырьмя вопросами: верует ли человек в Бога? Верует ли он в то, что Бог есть Троица? Признаëт ли истинным Богом Иисуса Христа? Имеет ли веру в загробную жизнь и грядущее воскресение? «Когда человек страдает, он может по-настоящему открыть для себя Христа, – добавил отец Алексий. – Очень важно подвести его к мысли о том, что Христос претерпел несравненно больше, чем мы, и наша боль, наше страдание – это только наше приближение к Голгофе». В преддверии семинара пользователи портала для священнослужителей «Пастырь» присылали интересующие их вопросы для обсуждения. Один из таких вопросов от священника из Нижнего Новгорода заключался том, стоит ли разубеждать смертельно больного человека, верящего в свое скорое выздоровление, и лишать его пусть напрасной, но надежды. «В больнице священнику нужно говорить не о болезнях, а о душе человека. Особенно это касается случаев, когда человек болен очень тяжело, или даже безнадежно, – отметил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. – Не дело священника – выносить приговор. Даже если врачи просят священника сказать человеку неутешительный диагноз – не стоит этого делать. Это может испортить отношения больного со священником, а что ещё хуже – и вовсе оттолкнуть его от Церкви. Тем более, бывают случаи, когда врачи ошибаются, и человек идет на поправку, или живет гораздо дольше, чем они предполагали». «Нужно понимать, что даже на самых последних стадиях болезни человек может отрицать серьезность своего положения и быть уверенным в выздоровлении – это защитная реакция. Но для людей, склонных к депрессии, любая надежда – лучше, чем уныние», – согласился протоиерей Владимир Воробьев.

http://pravoslavie.ru/111734.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010