Глава Митрополичьего округа совершил молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. По запричастном стихе протоиерей Александр Суворов огласил обращение митрополита Астанайского и Казахстанского Александра к 25-летию учреждения Уральской епархии. В завершение Литургии состоялось славление светлому Христову Воскресению и молебен Пресвятой Богородице перед чудотворным Казанским образом «Заступницы усердной». Было провозглашено многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви, архипастырям, духовенству, монашествующим и богоспасаемой православной пастве, президенту, властям, воинству и всему народу Казахстана. Похристосовавшись с духовенством и прихожанами на древних и современных языках, владыка митрополит окропил молящихся освященной водой, после чего произнес проповедь. Глава Казахстанского митрополичьего округа тепло поблагодарил иерархов, священнослужителей и всех участников торжеств за общую молитву в древнем Михаило-Архангельском храме и поздравил собравшихся с сугубыми торжествами, проходящими в пасхальные дни, — тезоименитством Предстоятеля Русской Православной Церкви, 25-летием Уральской епархии и принесением на землю Западного Казахстана чудотворной Казанской иконы Богородицы. В своем слове митрополит Александр вспомнил вехи истории Уральского края, подвижников веры и благочестия, новомучеников и исповедников, которые своими трудами и молитвами сохраняли Православие на Уральской земле в годы безбожных гонений. Слова приветствия и особой благодарности владыка митрополит произнес в адрес архиепископа Уральского и Актюбинского Антония, подчеркнув, что с именем этого архипастыря, четверть века совершающего свое служение в Казахстане, связана новейшая история Уральской епархии, возрождение православной веры и восстановление святынь в нескольких областях республики. Во исполнение решения Синода Казахстанского митрополичьего округа митрополит Александр вручил архиепископу Антонию орден «Енбек шih» («За труды»). На молитвенную память владыка митрополит преподнес Уральскому архипастырю крест на клобук.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4478660...

Дмитрий Анохин 11 мая 2021 г. 13:00 В мае этого года Ханты-Мансийской епархии исполняется десять лет. И хотя Югра больше известна как газонефтяная житница России, регион развивается не только экономически, но культурно и духовно. Наряду со строительством жилых домов здесь возводятся новые храмы, растет число прихожан, реализуются новые подходы в православном образовании, а число священнослужителей за десять лет увеличилось в три раза. Как развивается Православие в суровом нефтяном крае, какие тенденции в жизни духовенства тревожат правящего архиерея и какого священника в наши дни можно назвать идеальным — об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. PDF-bepcuя. Алексей Реутский 7 мая 2021 г. 19:00 Протоиерей Владимир Воробьев стоит на этом снимке с фотографиями своего деда, в память о котором он был назван при крещении. Протоиерей Владимир Николаевич Воробьев (старший) был настоятелем храма святителя Николая в Плотниках на Арбате, членом епархиального совета при Патриархе Тихоне, благочинным Дорогомиловского сорока. В музее, посвященном памяти новомучеников и исповедников Российских, открытом в стенах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке, имеется красивое деревянное пасхальное яйцо, подаренное протоиерею Владимиру святым Патриархом Тихоном. PDF-bepcuя. 5 мая 2021 г. 17:00 На Святой Земле несет свою миссию древнейший Иерусалимский патриархат. На территории Израиля и Палестинской автономии проживают православные арабы, греки, русские, представители других народностей, для которых Пасха является главным праздником года и торжеством жизни. Но место празднования и разность исторических характеров отличают празднование Пасхи здесь, в Иерусалиме, от празднования в России и Греции, Грузии или Сербии. Рассказ священника Русской духовной миссии прото­иерея Игоря Пчелинцева описывает особенности богослужебной практики Иерусалимской Церкви и обычаи празднования Воскресения Христова на Святой Земле. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2021/4/

Занимая независимую позицию по отношению к митр. Сергию, но и порицая открыто порвавших с ним епископов и пресвитеров, Г. своим авторитетом сдерживал переход к иосифлянам значительной части насельников лавры и членов приходских советов храмов обители. В мае вышел указ митр. Сергия о назначении Г. епископом Феодосийским, викарием Таврической епархии. Расценивая это как форму ссылки, Г. не принял назначения. В июле депутация от приходских советов храмов лавры и Детского Села обратилась к митр. Сергию с просьбой оставить Г. на прежнем месте, но получила отказ. 5 авг. 1928 г. Г. совершил последнюю службу в лавре и 29 авг. выехал из Ленинграда в Коломну. Там он приступил к работе над богословскими сочинениями, среди к-рых центральное место занимало экзегетическое соч. «Благовестие святого евангелиста Марка». В сент. 1931 г. переехал в Москву, с сент. 1932 г. проживал в пос. Жаворонки Московской обл., пока ему не отказала в жилье хозяйка дома, испугавшись давления властей. В марте 1933 г. поселился в г. Кашине. Работал сторожем на птицефабрике. Переписывался с духовными чадами, окормлял тех, кто приезжали к нему, наставлял на путь подвижничества, к-рым сам следовал. Был арестован 16 апр. 1937 г. в Кашине по групповому делу бывш. насельников Данилова мон-ря как «руководитель контрреволюционной группы фашистско-монархической организации». На допросах держался с твердостью, отвергая обвинения. 13 сент. 1937 г. приговорен Особой тройкой при Управлении НКВД по Калининской обл. вместе с большой группой духовенства и мирян к смертной казни. В 1981 г. канонизирован РПЦЗ. Имя Г. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 16 июля 2005 г. Соч.: Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Марка//БТ. 1976. Сб. 16. С. 5-32; 1977. Сб. 17. С. 3-84; Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Луки//Там же. 1980. Сб. 21. С. 170-180; Гимн Воскресения Христова//ЖМП. 1981. 5. С. 35-36; Слово в день Св. Пятидесятницы//ЖМП. 1981. 6. С. 75; Прощальное слово к Петроградской пастве. Слово в неделю 16-ю по Пятидесятнице//С.-Петербургские ЕВ. 1990. 5. С. 75-78; Проповеди. Благовестие святого Евангелиста Марка. Письма к духовным чадам. М., 1996; О самооправдании//С.-Петербургские ЕВ. 2001. 24. С. 70.

http://pravenc.ru/text/166567.html

Иконописная мастерская Владимира Константиновича, созданная в 2005 году, — творческое объединение опытных специалистов, обладающих глубоким знанием палехской школы иконописания и русской православной художественной традиции. Ранее российские изографы трудились над росписью главного храма республики — Успенского кафедрального собора Нур-Султана, Софийского собора, Матронинского храма и часовни преподобного Серафима Саровского Иверско-Серафимовского женского монастыря Алма-Аты, Владимирского и Христорождественского храмов Южной столицы, церкви Новомучеников и исповедников Акмолинских в поселке Акмол (Малиновка) и Никольского храма в селе Малотимофеевка Акмолинской области, церкви Царственных страстотерпцев в поселке Ключи Алма-Атинской области, Иоанно-Богословского храма г. Рудный (Костанайская епархия). В общей сложности палехские изографы украсили фресками свыше 30 000 кв. м стен казахстанских храмов. Проект росписи Вознесенского кафедрального собора палехской иконописной мастерской основан на исторических, дошедших до нашего времени декоративных решениях авторов этого уникального сооружения, — архитектора Константина Аркадьевича Борисоглебского и инженера Андрея Павловича Зенкова, и соответствует принятому на начало XIX века подходу к оформлению храмовых интерьеров и тенденции на возрождение русского стиля. Исходя из этого, все декоративные элементы — орнаменты, лепнина, альфрейка — решены в спокойной цветовой гамме, без пестроты. Вместе с украшением стен иконописными изображениями происходило восстановление утраченных фрагментов лепных карнизов и декоративных лепных элементов на капителях колонн. Работы завершились летом 2020 года. Росписи Вознесенского собора разнообразны по сюжетам, выразительны по благородству линий и построению композиций, яркости и свежести красок. Строгое и, вместе с тем, изысканное цветовое решение свидетельствует о высоких художественных достоинствах фресок. В северном приделе храма изображены евангельские события — чудеса Господа Иисуса Христа, Нагорная проповедь, напутствие апостолам; в центральной подкупольной части, восьмерике — двунадесятые праздники: Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Спасителя, Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа на апостолов; в южном приделе — события из земной жизни Пресвятой Богородицы. Иконографические сюжеты обрамляются и перемежаются разнообразными церковными орнаментами, которые удивительным образом созвучны традиционному искусству Великой Степи. В живописной отделке в изобилии присутствуют красные оттенки — символ мученичества, так как Казахстанская земля является местом страдания за Христа бесчисленного сонма иерархов, священнослужителей и мирян, и золотистые — символ сияния Небесной славы и вечности. Среди изображенных в храме ликов угодников Божиих, представлены новомученики и исповедники, просиявшие в Казахстане.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

К Тимофею послания святаго апостола Павла чтение ( 2Тим.4:1–8 ): Чадо Тимофее,/засвидетельствую убо аз пред Богом и Господем нашим Иисус Христом,/хотящим судити живым и мертвым в явлении Его и царствии Его:/проповедуй слово,/настой благовременне и безвременне,/обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением./Будет бо время, егда здраваго учения не послушают,/но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом,/и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся./Ты же трезвися о всем, злопостражди,/дело сотвори благовестника,/служение твое известно сотвори./Аз бо уже жрен бываю,/и время моего отшествия наста./Подвигом добрым подвизахся,/течение скончах, веру соблюдох./Прочее убо соблюдается мне венец правды,/ егоже воздаст ми Господь в день он, Праведный Судия,/не токмо же мне, но и всем возлюбившим явление Его. Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение (11, 33–40): Братие,/святии верою победиша царствия,/содеяша правду, получиша обетования,/заградиша уста львов,/угасиша силу огненную,/избегоша острея меча,/возмогоша от немощи,/быша крепцы во бранех,/обратиша в бегство полки чуждих./Прияша жены от воскресения мертвых своих./Инии же избиени быша, не приемше избавления,/да лучшее воскресение улучат./Друзии же руганием и ранами искушение прияша,/еще же и узами и темницею./Камением побиени быша,/претрени быша, искушени быша,/убийством меча умроша,/проидоша в милотех, и в козиях кожах,/лишени, скорбяще, озлоблени./ ихже не бе достоин весь мир,/в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных./И сии вси, послушествовани бывше верою, не прияша обетования./Богу лучшее что о нас предзревшу,/да не без нас совершенство приимут. На литии стихиры глас 6: Божиим произволением на подвиг страдальческий/от всякаго рода и чина призваннии,/новомученицы и исповедницы Шатурстии,/во дни гонения безбожнаго/правило веры и образ жития нам показали есте,/да, Христу последующе верою/и любовию пламенеюще,/венцы Небесныя обрящем. Слава, глас 2: Путь тесный широту райскую отверзает:/сие делом явили есте, новомученицы,/путем страдальческим шествующе,/вся даже до смерти верою претерпели есте/и Царства славы достигли есте,/идеже Древа Жизни наслаждаетеся./Помозите и нам, страстотерпцы,/веру Православную до конца сохранити/и спасение улучити.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Л. Актовые печати Др. Руси, X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 47, 176, 264; Янин В. Л. , Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. М., 1998. Т. 3. С. 78, 179). К времени управления Д. Новгородской кафедрой относятся первые печати владычных наместников в Торжке. По предположению В. Л. Янина , эта должность появилась в 1316 г. и заменила новоторжских посадников ( Янин. Актовые печати. Т. 2. С. 61-66). Церковное строительство, шедшее в Новгороде при Д., преимущественно отражает его связи с боярством Неревского конца, где архиепископ имел свое подворье. В 1310/11 г. по заказу Д. была возведена каменная ц. во имя равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича на воротах «от Неревьского конца» (НПЛ. С. 93), который незадолго до этого сильно пострадал от пожара и грабежей. В 1311/12 г. архиепископ заложил каменную ц. во имя свт. Николая «на своемь дворищи» в Неревском конце (церковь сохр.), храм был освящен в следующем году, при нем архиепископ учредил Белый во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь («и створи в неи (церкви) вседеньную службу, и черньци совъкупи» - см.: НПЛ. С. 94, 335). Никольский Белый (Неревский) мон-рь, находившийся в юрисдикции Неревского конца, стал одним из крупнейших в Новгороде (его церковь, освященная Д., сохр. до наст. времени). В 1323/24 г. Д. освятил «Христову камену церковь» (Там же. С. 97, 339) на Торговой стороне (на месте сгоревшей в 1311 деревянной церкви). Д. погребен в Корсунской паперти Софийского собора (зап. притворе), рядом с архиеп. Климентом . Ист.: НПЛ (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1 (по указ.). Лит.: Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Новгороде. СПб., 1879; Хорошев А. С. Церковь в социально-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 51, 94-96; Кучкин В. А. Договорные грамоты моск. князей XIV в.: Внешнеполит. договоры. М., 2003. С. 21-23, 45, 47-49, 54, 55. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/168494.html

На стиховне: Стихиры воскресны Слава, глас 3: Днесь светом воскресения страна наша озаряется,/мощи бо ваша, о мученицы, проповедуют сие./Вы бо во гробех лежаще злобный мрак прогоняете,/и благодатию Христовою болезни душ и телес наших врачуете./Молим вас, земли Казахстанския покровителие,/в молитвах чад своих не забудите,//но воскресите душ наших божественное подобие. И ныне: Богородичен воскресный по гласу Славы. Тропарь, глас 7: Небо церковное ныне отверзается,/веселия исполняется Церковь Православная земли Казахстанския,/и яко ангельский лик собору верных предходит/пресветлое воинство мучеников и исповедников ея./ ихже ради страдания, Христе Боже,/крепость благоутробнаго милосердия яви земли нашей./ Церковь же в пустыни Тобою насажденную/молитвами Богородицы и всех святых//избави от бед и утверди вовеки. На утрени По 1-м стихословии седален, глас 2: Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?/взываху изгнаннии правды ради Христовы страдальцы./Ныне же к лику святых земли сея причтеннии//песнь радования и веселия Богови воспевают. Слава и ныне: Божественнаго естества общницы быхом/Тобою, Богородице Приснодево:/Бога бо нам воплотившагося родила еси.//Темже по долгу Тя вси благочестно величаем. По 2-м стихословии седален, глас 8: Даждь нам слово во отверзение уст наших, Преблагий Иисусе,/ибо угодники Твоя воспети дерзаем,/земли Казахстанския покровители и заступники наша./Вемы яко подобное точию подобным познавается,/но вемы и сие, яко приемый праведника во имя праведниче и мзду того приемлет./Темже, Всещедрый Боже, смирение нам подаждь,//да общницы будем благодати святых Твоих. Слава и ныне: Небесную дверь и кивот,/пресвятую гору, светлый облак воспоим,/неопалимую купину, словесный рай, Евы воззвание,/вселенныя всея великое сокровище:/яко спасение в Ней соделася мира, и оставление древних согрешений./Сего ради вопием Ей: молися Сыну Твоему, прегрешений оставление даровати,//благочестно покланяющимся Всесвятому Рождеству Твоему. Величание: Величаем вас,/святии новомученицы и исповедницы в земли Казахстанстей просиявшии,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас//Христа Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении была совершена молитва о мире на Украине. Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенского монастыря под управлением Н.С. Жилы и хор студентов Сретенской духовной семинарии под управлением диакона Александра Амерханова. Проповедь перед причастием произнес насельник Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков). В завершение богослужения было совершено славление священномученику Илариону, честные мощи которого пребывают в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Далее архиепископ Амвросий обратился к верующим с проповедью. От имени духовенства и мирян архипастырей приветствовал иеромонах Иоанн (Лудищев). «Жизнь священномученика Илариона была связана с Московской духовной академией, где он исполнял обязанности инспектора и после февральских событий 1917 года исполнял обязанности ректора академии. Его жизнь была связана с нашим монастырем, где он был настоятелем. Кроме того, он управлял Московской епархией. Многие из послушаний, которые нес в своей жизни священномученик Иларион, сейчас несете вы. Вы, владыка Амвросий, сейчас являетесь ректором Московской духовной академии. Ваша жизнь была связана также с нашей обителью, где Вы некогда исполняли послушания и благочинного монастыря, и проректора Сретенской духовной семинарии. Тогда Вы помогали владыке Тихону в деле ее становления. Вы, владыка Иоанн, сейчас наместник Новоспасского монастыря, управляете викариатствами города Москвы. Ваша деятельность связана с вопросами высшего образования. Сегодня, в день памяти священномученика Илариона, хочется пожелать вам помощи Божией, небесного покровительства и помощи священномученика Илариона во всех ваших делах!» — сказал, в частности, отец Иоанн и, поблагодарив архипастырей за совершенное богослужение, преподнес в дар каждому из них икону священномученика Илариона. Владыка Амвросий поблагодарил и.о. наместника Сретенского монастыря, и.о. ректора, братию обители, преподавателей и студентов Сретенской духовной семинарии за подготовку и само торжество в память священномученика Илариона.

http://patriarchia.ru/db/text/5332486.ht...

Находясь под стражей, вместе с большой группой священнослужителей и мирян проходил по делу т. н. контрреволюционной церковно-монархической организации «Ревнители Церкви». По этому делу было осуждено 413 чел., в т. ч. архиеп. Дамиан (Воскресенский), Орловский еп. сщмч. Николай (Могилёвский; впосл. митрополит) и Рыльский еп. сщмч. Иоанн (Пашин) . П. обвинялся в том, что он «объединил вокруг себя наиболее реакционные элементы церковников». 26 дек. 1932 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ СССР повторно приговорило П. к 10 годам концлагерей. В июле 1933 г. срок заключения был сокращен на 1 год и 8 месяцев - до 24 нояб. 1939 г. В лагере работал водомером - наблюдателем изыскательской партии при оз. Колозеро, ст. Оленья (ныне г. Оленегорск Мурманской обл.), жил один в 30 км от станции. Священник находил возможность наставлять нуждающихся, исповедовать, причащать и совершать водосвятие. 17 авг. 1933 г. на П. было заведено новое следственное дело. В 1935-1936 гг. священников в лагере выделили в особую группу - «Православное духовенство» для наблюдения и отселили от других заключенных. В янв. 1937 г. П. перевели в Волголаг в Ярославской обл. В лагере работал чертежником при начальнике работ 7-го строительного участка. В том же году арестован в лагере, проходил по групповому делу вместе со свящ. сщмч. Глебом Апухтиным. Обвинялся в «систематической контрреволюционной агитации и организации коллективного чтения молитв». Категорически отверг все обвинения. Постановлением Особой тройки УНКВД по Ярославской обл. от 22 сент. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян, погребен на лагерном кладбище. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп. 1. Д. С-3698; Архив УФСБ по Курской обл. Д. П-61; П-11015; П-12372; Архив УФСБ по Ярославской обл. Д. С-12076. Лит.: Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Тутаев, 2000. Ч. 3. Священнослужители и миряне. С. 110-111; Русин В., свящ. Претерпевший до конца: Священномученик Петр Григорьев и обоянская «контрреволюционная церковно-монархическая организация». С. Кунье Курской обл., 2011; Все мы Христовы, 1918-1953: Кр. биогр. сведения. Рыбинск, 2017. Ч. 2.

http://pravenc.ru/text/2580148.html

Небольшое помещение с трудом вмещало всех желающих помолиться, причаститься святых Христовых таин и послушать слова архипастырских наставлений. И с особенным чувством прихожане, пока еще не имеющие своего храма, восприняли слова владыки о непреложном значение храма в жизни каждого православного христианина, которым архипастырь начал свою проповедь. Владыка говорил о возможности духовного совершенствования, благодатно данной нам в дни Великого поста: «Преподобный Иоанн в своей книге “Лествица” говорит о добродетелях, которые помогают человеку достичь совершенства. Их тридцать, по числу лет Господа, которые он прожил на Земле, прежде чем выйти на Свое спасительное служение. Лествица духовного восхождения – это ступени с земли на небо, берущие начало в вере, надежде, любви и достигающие завершения в вечном Царстве Христовом. Совершая свой жизненный путь и возрастая духовно, мы должны как бы подниматься по ступеням, прилагая все усилия, чтобы взойти на такую высоту, где сделаемся способными принять дар Креста Христова и Воскресения. Восхождение одновременно есть способность “из глубины воззвать” всей жизнью, преодолением житейских скорбей и осознать, что Христос принял Крест и сошел во ад, чтобы вывести оттуда всех, кто свободно и сознательно обращается к Нему». Отрадно видеть, сказал владыка, что люди приходят в храм с открытым сердцем и желанием измениться к лучшему. Владыка Иннокентий заверил прихожан, что Русская Православная Церковь будет неизменно прилагать все усилия, чтобы все наши соотечественники, проживающие в Португалии, были охвачены пастырским попечением, имели возможность молиться и удовлетворять свои духовные потребности. Архипастырь призвал Божие благословение на всех присутствующих. После литургии силами прихожан был устроен обед для владыки, за которым прихожанам представилась возможность побеседовать со своим архипастырем. Вопросов было много. Но один интересовал всех особенно – будет ли у прихода собственное помещение. Еще в ноябре 2007 года архиепископ Иннокентий обращался с письмом к католическому епископу города Порту монсеньору Жозе Мануэлу Клементе с просьбой откликнуться на нужды прихода новомучеников и исповедников Российских, всех наших соотечественников и содействовать в получении общиной одного из пустующих церковных зданий или часовен для организации полноценной приходской жизни.

http://pravoslavie.ru/4139.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010