Из отдалённых, окраинных епархий шлют «воззвания» в центральные; но и центральные, в свою очередь, не находят в должном количестве кандидатов священства... Одно из таких воззваний туркестанского епископа (помещённое в некоторых епархиальных органах) носит характер прямо-таки заманчиво рекламный. Условия служения и жизни в Туркестане рисуются в самом радужном свете. Указывается и на «жалованье от казны», и на «благодатный климат», и на плодородие земли, и на скорое обогащение новосёлов, а отсюда и – пастырей... Но, несмотря на эти блага, священнические места всё-таки остаются не занятыми. Что же сказать про епархии, где нет «ни благодатного климата», ни плода родной земли, и где благосостояние новосёлов находится «под сомнением?..». Недавно нам пришлось получить письмо от инспектора одного учебного заведения отдалённейшей окраины, близко стоящего к духовным «сферам» и хорошо осведомлённого по этому вопросу. По буквальному отзыву местного преосвященного, там – два типа священников: одни – кулаки-гешефтмахеры, а другие – без претензий, т. е., – как поясняет педагог, – люди без образования... Нужно представить себе нравственное состояние того архиерея: который не может иначе охарактеризовать вверенную ему паству, и на какое «пастырское делание» можно там рассчитывать?! Некого и не из кого решительно выбирать кандидатов в священнослужительские должности. Но не в одних отдалённых епархиях чувствуется недостаток в священнослужителях. Так, в Воронежской епархии с многолюднейшей семинарией (500–600 человек), последние 2–3 года считается незанятыми от 15–20 мест священнических. Про диаконские же и говорить нечего. Те почти не занимаются никем. Окончившие семинарию не хотят, а из недоучек, вероятно, не очень подходящий материал... Так что в настоящее время, как видно из списка «вакантных диаконских мест», печатавшегося в «Ворон. Епарх. Ведомостях», всего свободных диаконских мест – пятьсот шестьдесят пять (565) !.. Только всего … Кем и как их заместить? Стародум . Ответ проф. Владисл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О сочетании частей речи. Обзор риторических идей. Ипертима Пселла слово, составленное для вестарха Пофоса, просившего написать о богословском стиле. Сравнение Еврипида с Писидой (спросившему, кто лучше писал стихи, Писида или Еврипид)/Пер.  с греч.: Т.А.Миллер//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. О военном строе/Пер.  с греч.: А.К.Нефёдкин//Para Bellum. – 1998. –  О всяческой науке; О стиле некоторых сочинений; Письма; Письмо монаху Иоанну Ксифилину, ставшему патриархом; Похвала Италу; Хронография: [Фрагменты] /Пер.  с греч.: Т.А.Миллер//Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969. Обвинительная речь против Михаила Кируллария/Пер.  с греч.: П.В.Безобразов //Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1889. – Ч. 265. Похвальное слово Симеону Метафрасту//Воронежские епархиальные ведомости.Воронеж, 1872. Хронография/Перевод, статья и примеч.: Я.Н.Любарский. – М.: Наука, 1978 (Памятники исторической мысли). Хронография. Краткая история. – СПб.: Алетейя, 2003. Фрагменты сочинений// Антология педагогической мысли христианского Средневековья: Пособие для учащихся пед. колледжей и студентов вузов: В двух томах/Сост., ст. к разделам и коммент.: В.Г. Безрогов, О.И. Варьяш – М.: АО " Аспект Пресс " , 1994.  – Т. 1. Фрагменты сочинений//Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. – Т.1. – Ч. 2. Фрагменты сочинений// Историки и история. Жизнь. Судьба. Творчество. – М.: Остожье, 1997. Фрагменты сочинений//История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.  – Фрагменты сочинений//Идеи эстетического воспитания. – Т.1: Античность. Средние века. Возрождение. – М.: Искусство, 1973. Сочинение византийского писателя XI века Михаила Пселла под " скучным " названием ХРОНОГРАФИЯ - на самом деле очень интересное произведение, талантливо написанное и совсем не похожее на традиционную средневековую историографию. Оно повествует о драматических событиях, свидетелем которых был в большинстве случаев сам писатель, а также содержит подробные рассказы о деятель­ности и характере самого Пселла - высокопоставленного чиновника при императорском дворе, педагога, крупного ученого и философа. Не случайно некоторые ученые считают ХРОНОГРАФИЮ памятником скорее мемуарной, а не исторической литературы. 

http://bogoslov.ru/person/2993327

(Воронежские Епархиальные Ведомости 1868 г.) 18-ть лет протекло с печальнаго 1848 года, когда граждане г. Бирюча в бедственную годину праведно движимаго на нас гнева Божия имели счастие укрыться под кровом теплаго предстательства Царицы небесной от губительной смерти (в 1848-м году, во время холеры граждане, отягченные скорбию, обратились в Усерд, отстоящий от города в 7-ми верстах и с согласия тогдашняго градскаго духовенства, принесли упомянутую икону в Бирюч. Отслужив молебны в домах своих и обойдя с Нею весь город, – все, единодушно почувствовали облегчение скорби душевной – смертность прекратилась. По каковому случаю, вместо ветхой – шитой серебром ризы, соорудили новую – среброкованную, вызлащенную и украшенную стразом и каменьми, весом в 14 ф., участие в этом особенное принимал купец Лаврентий Григорьевич Дриневич – вечная ему память…), свирепствовавшей во всем почти нашем отечестве. С того времени глубоко запала в сердцах их святая мысль: ежегодно, в память такого события, в известное время года с подобающею честию, приносить икону Тихвинския Божией Матери из Усерда в Бирюч и иметь оную там целый месяц для воздаяния молебствиями Ей молитвеннаго благодарения. Четверократно в столь длинный период времени, представляемыя Епарх. начальству, и двукратно Свят. Синоду, со стороны граждан просьбы, были доказательством их пламеннаго желания осуществить обет свой (это серьезное дело, в настоящее время, по третьему прошению граждан, разсматривается в Свят. Синоде). Грозная весть о появлении эпидемии в 1866 году, снова воспламенила сердца граждан единодушным желанием: хотя бы единовременно пригласить Заступницу к себе и искать у Ней одной покровительства от грядущей беды. И Царица небесная призирая на сердца мятущихся от обдержащаго страха, избирает руководителем к исполнению их желания одного гражданина (Митрофан Васильевич Поляков – купеческий сын). На зов его радостно стекаются Боголюбивые граждане – почетнейшие, составляется задушевная, молитвенная просьба, и нарочитая эстафета, в лице избраннаго посланника повергает оную к стопам нашего архипастыря… Проникнутый глубоким сочувствием Иерарх осыпает представителя обилием благожеланий, и безотлагательно благословляет: перенести из Усерда в Бирюч св. икону Тихв. Божией Матери на 20 дней (Указ Вор. Дух. Консистории от 5-го августа 1868 г.).

http://pravicon.com/image-34457

В некоторых Е. в. в офиц. части помещались также журналы, протоколы и отчеты епархиальных и окружных съездов духовенства и училищных съездов, сведения об архиерейских богослужениях и о маршрутах поездок для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о состоянии старообрядчества и сектантства в пределах епархии, списки крещеных и присоединенных к Православию лиц др. исповеданий, отчеты братств, попечительств, комитетов, местных отд-ний Палестинского православного общества и др. церковно-общественных орг-ций. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. части, а также в виде приложений к той или иной части, с отдельной пагинацией и иногда со своим титульным листом. Неофиц. часть содержала проповеди, речи, поучения, апологетические и катехизические тексты, статьи по богословию, литургике, церковной истории, педагогике, о миссионерстве, старообрядчестве, сектантстве, об иноверии и т. п. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус. писателях, назидательные рассказы и стихи, медицинские и др. практические сведения. Тематические предпочтения, количество переводных статей (печатались переводы творений св. отцов, а также совр. западноевроп. сочинений по библеистике, апологетике, нравственному богословию, истории Церкви и др.), соотношение оригинальных текстов и перепечаток из др. журналов изменялись в разных Е. в. и в разные годы их издания. Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц. части статьи и документы исторического и краеведческого характера: обозрения поездок архиереев и их дневники, содержащие описание приходов и характеристику священнослужителей; дневники и отчеты о миссионерских поездках; этнографические заметки, относящиеся к местному населению; исторические статьи о епархиальных учреждениях, о духовно-учебных заведениях, о мон-рях, о приходах и об их святынях, о кладбищах; жизнеописания местных святых и подвижников благочестия, некрологи, воспоминания. В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва (напр., Комиссия для разбора консисторского архива в Астрахани, Епархиальный церковно-историко-статистический комитет во Владимире, Воронежский историко-археологический церковный комитет), такие материалы публиковались в неофиц. части Е. в. В некоторых изданиях регулярно помещались статьи на местных языках: молдавском (в «Кишинёвских епархиальных ведомостях» в 1867-1871 и 1917), грузинском (в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата»), якутском (в «Якутских епархиальных ведомостях» ), на др. языках иногда печатались отдельные молитвы и словарные материалы (напр., на калм. языке в «Донских ЕВ»).

http://pravenc.ru/text/190001.html

Резолюция. По сему сообщению из вышеобъявленных церковников и священнослужительских детей, которые вместо себя рекрут поставили и указные на платье, ружьё и амуницию деньги отдали или вместо рекрут указное число денег заплатили, а сами записаны в купечество и в цехи, и положены в подушный оклад, и по канцеляриям в рассыльщики определены, для представленных от Святейшего Синода резонов по-прежнему к церквам определить и, выключа из подушного оклада, в ведомство синодальное отдать токмо тех, кои по подлинному епархиальных архиереев свидетельству явятся достойны быть действительными церковниками и к произвождению в священство надёжны, и притом накрепко подтвердить, чтоб под видом достойных неспособные к тому отнюдь выключены не были; а сколько оных уволено и из подушного оклада выключено будет, о том в Кабинет подать ведомость. Именем Его Императорского Величества, – Иоанн регент и герцог. ЭКСТРАКТ Сколько по ведомостям, собранным в Святейший Синод, в синодальной области праздных церквей и что к тем праздным и к прочим церквам священно и церковнослужителей потребно ЭКСТРАКТ Сколько по ведомостям, собранным в Святейший Синод, в синодальной области праздных церквей и что к тем праздным и к прочим церквам священно и церковнослужителей потребно ЗВАНИЕ ЕПАРХИЙ Сколько в которой праздных без священно и церковнослужителей Сколько к тем праздным церквам священно и церковнослужителей потребно протопопов дьяконов певчих и подьяков дьячков пономарей сторожей и звонарей Синодальной области в Московских шести сороках да сорока девяти духовных (кроме Рыльского, Нижеломовского, Пензенского, Солигаличского, Козловского, Торопецкого и Торцкой десятины) правлениях Новгородской Казанской Астраханской Тобольской Ростовской Псковской Смоленской Крутицкой Нижегородской и с приписными синодальной области городами Белоградской Суздальской Коломенской Архангелогородской Устюжской Воронежской кроме городов Бахмача, Павловска и Острогожска Рязанской А о священно и церковнослужителях, колико потребно вдобавок, ведомостей не прислано

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игнатия, что незадолго пред выходом христиан из Крыма «хан хотел заставить их отречься от веры и принять исламизм; но, видя непоколебимость их, по внушению главы своего духовенства издал повеление – священникам и учителям греческой веры, в числе 70-ти душ, отрезать живым языки, каковое варварство в глазах отцов сих христиан (т. е. современных Чернявскому) и исполнено было. Языки эти, снизанные на сворку, отосланы были турецкому султану, а страдальцы за веру, иные в скорости, другие после долгих мучений, кончили жизнь свою». – По всей вероятности, это сделано было не из одного фанатизма веры, а и из ненависти политической к христианам, единоверцам русских, которые готовились уже вступить в Крым, как покровители; и сделал это, вероятно, жестокий Девлет-Гирей, изгнанный из Крыма русскими войсками в апреле 1778 года. Еще в 1726 г., при вступлении русских в Крым, домы христиан были сожигаемы татарами (Фабра Достоп. Древн. Крыма, стр. 26). При таком положении неудивительно, если и остававшиеся при вере предков греки низпали на низшую степень образования и нравственности, и постепенно, вместе с иными чертами национальности, теряли родной язык. Уже в начале 18 века татарский язык проник и в семейную жизнь их, и большинство не понимало иного языка, кроме татарского. Чтобы проповедь была понятною, с кафедры церк. говорилось по-татарски. Потому и митрополит готф., Игнатий, уже по выходе из Крыма, в 1781 году 13 ноября, на молебне в Мариуполе по случаю торжества о счастливом выздоровлении от оспы Великих Князей, сказал своей пастве речь на татарском языке. В русском переводе помещена она в Моск. Ведом. 1781, 101. «В 1778 году во всех городах Крыма и в 60 селах было всего около 15,000 христиан. Духовенство даже забыло свой язык и усвоило татарский. Что было бы, если бы этот остаток не перешел под власть России»? Хартахай – Историч. судьба крымских татар, ст. 2. (Вестник Европы 1867, т. 2). Игум. Арсений Читать далее Источник: Арсений, игумен. Сведения о христианстве в Крыму до присоединения того края к России//Прибавление к Воронежским Епархиальным Ведомостям. 1868. 5. С. 126-137. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В ряде изданий при описании отдельных церквей и приходов приведены (полностью или частично) тексты различных исторических документов, в т. ч. фрагменты писцовых и переписных книг, царских грамот и др. Основными источниками сведений для данного раздела служили обычно либо клировые ведомости (ежегодные отчеты о состоянии церкви, прихода и клира), к-рые регулярно велись при каждом храме их настоятелями, либо специально разработанные епархиальными историко-статистическими и церковно-археологическими комитетами программы и инструкции для описания церквей и приходов, рассылавшиеся причтам, а в нек-рых епархиях печатавшиеся также на страницах епархиальных ведомостей и др. периодических изданий. Историко-статистические сведения о мон-рях имеются в 33 описаниях. Владимирское описание 1906 г. посвящено мон-рям. Материалы об обителях Архангельской епархии составляют отдельный выпуск, изданный в 1902 г. В 19 описаниях (архангельском 1795 г., варшавском, владивостокском, донском, минском 1864 г., пензенском, подольском 1893 г., рязанском 1863 г., петербургском 1869-1885 гг., симбирском, 2 таврических, тамбовском 1911 г., тверском, тобольском, харьковском, черниговском 1873-1874 гг., ярославском и саратовском 1882 г.) данные о мон-рях выделены в особые разделы. В описаниях подольском 1895 г., полтавском, рязанском 1884-1891 гг., смоленских, тамбовском 1861 г. и уфимском сведения об обителях приведены внутри списков церквей, причтов и приходов. В описаниях воронежском 1904-1909 гг., могилёвском и с.-петербургском 60-х гг. XIX в. присутствуют статьи, посвященные отдельным мон-рям, а в оренбургском и орловском 1899 г. сведения о нек-рых обителях имеются в текстах общих очерков по истории этих епархий. О мон-рях приводятся различные данные: местонахождение, статус, время существования, исторические сведения, описание храмов и др. построек, достопримечательности и особо чтимые святыни, количество земли, состав угодий, средства содержания, число монашествующих и послушников (послушниц), списки настоятелей и настоятельниц, перечень учебных и благотворительных заведений.

http://pravenc.ru/text/2581435.html

Сейчас еще помню урок о. протоиерея «Разрушение Иерусалима» (в 70 г. по Р. X.). Говорил он не менее часу, говорил художественно, талантливо, речь свою дополнял ссылками на древних историков: Иосифа Флавия, Тацита и др. и так приковал внимание всего класса, что мы прозевали звонок и перемену. Впрочем, это бывало не один раз. Как уроки по катехизису, по богослужению, так и по истории церкви вообще всегда излагались с большими и интересными для нас подробностями. На все вопросы наши о. протоиерей охотно давал объяснения; случались совопросники и легкомысленные, их вопросы своею наивностию иногда так поражали о. протоиерея, что он, бывало, рассмеется, да так искренно, от души, что потом с трудом остановится; но это, впрочем, бывало редко. Предмет – историю церкви мы, можно сказать, весь курс проходили со слов о. протоиерея; он был для нас живым учебником, и сам он любил этот предмет, мало нас спрашивал, а больше сам говорил и всегда с большим подъемом чувства и увлечением. Само собою, благодаря умелому преподаванию, предмет Закона Божия все воспитанники знали основательно. Учились мы в Семинарии в девяностых годах прошлого столетия, и в то время все воспитанники жили на частных квартирах. В воспитательном отношении нельзя сказать, чтобы это было полезно для юношей, тем более, что надзор за ними был слабый; у себя на квартирах мы имели полную свободу располагать временем. Конечно, кто поступал в заведение затем, чтоб учиться, тем условия квартирной жизни приносили много вреда, юноши мы были великовозрастные и понимали, – зачем поступили в заведение, в стенах которого нас недолго баловали и после двух-трех замечаний да еще малоуспешности – растворяли пред нами его двери. Преподаватели посещали квартиры наши не часто, да из них мы только и побаивались о. протоиерея. Иногда он являлся на квартиру неожиданно, иногда же за тем, – и это чаще всего, чтобы разобрать какие-нибудь недоразумения. Беда – тому, кто провинится в поведении: и без того строгий и серьезный Иван Андреевич становился грозным и страшным для виноватых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Того ради для таких обстоятельств в Казани в татарской слободе, для татар магометанского закона, велеть им построить, ежели все сломаны, только две мечети, а в казанском и прочих той губернии уездах, також в воронежской, нижегородской, астраханской и симбирской губерниях, где магометанцы ж жительство имеют особыми деревнями, в которых жительства русских и новокрещенных нет, а в тех их татарских деревнях, по переписи мужеска пола душ написано не менее, как от 200 до 300 душ, в каждой: таким, губернаторам, обще с епархиальными архиереи, до строения тех татарских мечетей, ежели где старые сломаны, их допускать. А ежели в которой татарской деревне толикаго числа душ по переписи мужеского пола нет, а мечети быть надобно: то велеть к той деревне приписывать ближние к ней деревни, чтоб было у каждой мечети, как выше писано, от 200 до 300 душ; и где те мечети из несломанных оставить, или вновь, вместо сломанной, построить определено будет: тем всем мечетям, в которой деревни и при скольких числом по переписи душ будет определено, подробные ведомости прислать в правительств. сенат и св. правит. синод при доношениях, а таковы ж оставить в губерниях и епархиях. А более того определенного числа, тех мечетей впредь, хотя по новой переписи, и после того, числом душ пред нынешним, их татар и умножилось, строить отнюдь не допускать, и того смотреть накрепко губернаторам и воеводам и епархиальных архиереям; а быть толикому числу мечетей, сколько по-нынешнему положено по числу мужескаго пола душ определено; а ежели сверх того положения, где останутся излишние мечети, по прежним указам, сломать немедленно… Что же астраханский губернатор пишет о несломании мечетей прочих народов, кроме татар, а сколько каких именно, того не показано: того ради, из этой губернии, о том прислать в сенат обстоятельную ведомость, по которой тогда и решение учинено будет; и о том послать указы“ и проч. 23 Преосвященный Антоний, митрополит тобольский, на посланный из св. синода указ представлял о переселении и о высылке из города Тобольска от общежительства с христианами юртовских татар и бухарцов (коих де на нижнем посаде по переписным 1719 года книгам показано только 62 юрты, а живут в средине между российскими стена об стену) в их иноверческие, близ города Тобольска имеющиеся жилища, или о поселении их особою слободою за городом ...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Рис. 24. Число библиотек при церквах и в благочиннических округах, ед. Источник: составлено автором по данным В заключении краткого анализа данных статистики приведем данные по числу, доступных населению, библиотеках при храмах и в благочиннических округах из Приложения «О библиотеках при церквах [и в благочиннических округах] (Ведомость с. 122. На рис. 24 наглядно видно, что количество библиотек неуклонно росло. Их число увеличилось с 12380 в 1870 г. до 33497 на начало 1915 г., то есть выросло в 2,7 раза. При весьма внушительной цифре числа библиотек, приходится констатировать, что только около двух третей церквей имели свои библиотеки, которых в 1916 г. насчитывалось 33884 единицы, в том числе 13 – епархиальных, 1574 – благочиннических и 32298 – храмовых. Наибольшее число библиотек было в следующих епархиях (первая «десятка»): Полтавская – 98, Ярославская – 92, Тамбовская и Самарская – по 89, Воронежская – 88, Киевская, Владикавказская и Владимирская – по 86, Харьковская, Ставропольская и Новгородская – по 85. Как бы это ни было странным, но меньше всего библиотек было при храмах Московской епархии – всего 5 (пять!) ед. с. 221]. Показанное выше ясно свидетельствует об активной и разносторонней миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в целом, в период 1870–1917 гг. В последующие годы начались серьезные катаклизмы, изменившие как государственный строй, так и положение РПЦ в государстве и обществе. Нельзя не принимать во внимание, что задолго до революций 1917 г. церковная среда, как и все общество, была подвержена духовным болезням. Суть этих духовных болезней, приведших к духовной катастрофе, предельно ясно определил православный религиозный философ Ильин И.А. , который так охарактеризовал произошедшие в последующем события: «… с самого начала нам надо признать, что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный. … Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, бесспорны. Но сущность ее гораздо глубже политики и экономики: она духовна. Это есть кризис русской религиозности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010