Г. Лысогорский справедливо полагает, что составлению труда по общей истории единоверия необходимо предпослать частные изыскания по истории отдельных единоверческих обществ, рассеянных по разным уголкам России. Он и посвятил свою докторскую диссертацию истории одного из таких обществ, именно истории Донского единоверия, до сих пор лишь в очень малой степени затронутой в литературе, а именно в книге Слесарева „Донская епархия и десятилетнее управление ею Архиепископа Платона“ (Новочеркасск–Одесса 1877–1880), в статье прот. Жмакина „Начало Единоверия“ (Христианское чтение 1900 г.) и в нескольких мелких газетных статьях и заметках. Но обе названные работы Снесарева и Ломакина касаются Донского единоверия лишь мимоходом, так как авторы их ставили себе иные задачи, а мелкие статьи и заметки, появлявшиеся на страницах Донских епархиальных ведомостей, Церковно-Общественного Вестника и др., имеют своим предметом отдельные явления и эпизоды из истории донского единоверия. —19— Поставив своей задачей исследование истории отдельного единоверческого общества, г. Лысогорский совершенно правильно за источниками этой истории обратился в местные архивы. В основу его труда положены документы архива Донской духовной Консистории, включающего в себе дела, как переданные сюда из Воронежской Консистории до открытия донской епархии, так и дела самой Донской Консистории со времени открытия этой епархии. Данные этого архива дополняются документами, сохранившимися среди дел Войскового архива Донского войска, который также был обследован г. Лысогорским. Направляя свои главные поиски в местные архивы г. Лысогорский не оставил в стороне и центральных хранилищ памятников старины и извлекал относящиеся к его теме документы из архива Св. Синода, архива бывших новгородских митрополитов (в Александро-Невской Лавре) и из Московского отделения общего архива Главного Штаба (дела по донскому казачеству). В массе добытого архивного материала, несомненно, и заключается одно из ценных качеств рассматриваемой книги. Значительное количество этого материала г. Лысогорский напечатал в приложениях и этим ещё более увеличил значение своего труда для будущих исследователей и в той же области, и вообще по истории единоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

П. Нечаев на устных испытаниях отвечал, по догматическому богословию о различии закона и благодати – «довольно хорошо», причем изречение: дух работы объяснил «правильно»; по церковной истории – о Дионисии Александрийском – «правильно» и о Павле Самосатском – «довольно хорошо», и т. д. 4 Его многочисленные, по преимуществу историко-археологические, сочинения печатаны были, между прочим, в Ярославских Епархиальных Ведомостях. 5 Предмет кафедры А.В. Горского – церковная история – в то время еще обнимала собой и общую, и русскую церковную историю. К русской-то церковной истории и относилось курсовое сочинение В.П. Нечаева. 8 Письма Московского митрополита Филарета к архиепископу Алексию, изд. покойным архиепископом Саввою, стр. 34, 35. Москва, 1883. 11 Михаил Антонович Германов, вышеупомянутый, по окончании курса со степенью магистра назначенный в Воронежскую духов. семинарию. 16 He о них ли в дневнике своем за 22 ноября 1848 года Μ.П. Погодин заметил: «Студенты из семинарии. О семинарии. Показывал Гоголю»? См. Η П. Барсукова, Жизнь и труды Μ.П. Погодина, кн. IX, стр. 476, Спб. 1895. 18 В то время Н.В. Гоголь († 1852 г) гостил у Μ.П. Погодина в доме последнего на Девичьем Поле в Москве, о чем см. у Η.П. Барсукова, там же, в кн . IX-й. 19 Быть может, в этой и предшествующей рубрике нужно читать 58 и 59; но так в рукописи письма и так в печатном экземпляре диссертации В. П. Нечаева ; под заглавием: «Святый Димитрий, митрополит Ростовский. Москва, 1849. Типография Готье», на стр. 107, в примечании. 20 Смирнов, профессор русской гражданской истории и греческого языка, а потом ректор Московской духовной академии, протоиерей (сконч. в 1889 г.). 22 Письмо из неизданных хранится в архиве А.В. Горского, в библиотеке Московской духовной академии. 23 Все вышепрописанное «Оглавление», со ссылками на библиотеку Μ.П. Погодина, к которому оно, по записи, сделанной митрополитом Киевским Евгением († 1837 г.), вместе с другими бумагами последнего, перешло по смерти митр. Евгения, успело войти в печатное сочинение В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

По тону речи подумаешь: теперь конец кому-нибудь из товарищей, но проходит день, другой, месяц, – если воспитанник смиряется и просит извинения, Иван Андреевич , хотя и остается холоден к нему, но не карает, ожидая исправления юноши, и в то же время, на педагогическом совете защищает его или скорее просит за него. И действительно, все воспитанники справедливо называли Ивана Андреевича своим верным защитником. «Это еще не большая беда, если И.А. покричит, подчас назовет и глупым и просто дураком», говорили мы между собою, это – еще есть надежда на его милость, а вот если о. протоиерей начнет заговаривать с воспитанником вежливо, мягко, на «вы», ну, тогда уже предвидится конец его снисхождениям; но и самых безнадежных, кажется, о. протоиерей готов был поддержать. С особенною ревностию он стоял за воспитанников последнего класса, готовящихся к выпуску, и, думаю, его только защите обязаны многие из получивших диплом. Если усопший о. протоиерей был милостив к раскаивающимся, зато до крайности его возмущала ложь. При всяком удобном случае он старался насадить в воспитанниках честность и справедливость. Не менее упомянутых достоинств почивший, как воспитатель, обращал наше внимание своей аккуратностию. В то время он ежедневно приходил в семинарию на Воскресенской улице из своего дома у Ильинской церкви пешком, и не только сюда, но и к церкви дворянского собрания, где мы иногда бывали за чтецов – и при том несмотря ни на какую погоду, мы не замечали, чтобы о. протоиерей опоздал хотя бы на несколько минут. Под воскресные дни он всегда служил до всенощного бдения: сперва в семинарии, а потом и в дворянском собрании. Кому неизвестно из знавших о. протоиерея, что он был талантливый проповедник. Мы слушали его и в церкви, и в Дворянском собрании, и в Благовещенском Митрофановом монастыре, а чаще всего в семинарии во время семинарских актов, при особенных государственных событиях и в царские, и торжественные дни. Любимою темою почившего был текст: «никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии» ( Лк.9:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

366 Архипов А.В., священник – депутат II-й Государственной Думы. Входил в блок левых и либеральных фракций. В 1907 г. среди шести священников-депутатов Думы, вместе с Григорием Петровым, был запрещен в священнослужении (см. подробнее: Фирсов С.Л. Указ. соч. С.355:358). 367 Голосование на съезде происходило по каждому из выделенных пунктов резолюции. Все вышеприведенные пункты были приняты единогласно (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 32, ЗЗ3Зоб.). Рукописная копия постановлений была послана председателем съезда, священником К.П. Прокопьевым, председателю Совета министров Г.Е. Львову письмом (ГАРФ. Ф. 1778. Оп. 1. Д. 150. Л. 2730). 368 В качестве руководства для составления данного пункта была взята резолюция Екатеринославского епархиального съезда, опубликованная в печати (см.: ВЦОВ. 1917. 6. С. 4; Церковная правда. Симбирск, 1917. 1. С. 3; Холмская церковная жизнь. М., 1917. 78. С. 126128; ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 33об.34). 370 Данный пункт был внесен на голосование епископом Челябинским Серафимом и принят в его редакции единогласно (Там же. Л. Зба.об.). 372 По этой части резолюции проголосовал «против» один делегат съезда – мирянин В.Я. Бахметьев. – Примеч. «Воронежских епарх. ведомостей». 374 В кратком изложении резолюции съезда напечатаны в столичной газете «Речь» (Пг., 1917. 105. С. 7). Последние два пункта резолюции приведены на страницах церковного издания «Черниговский вестник» (Чернигов, 1917. 3. С. 5) и в светской газете «Новое время» (Пг., 1917. 14770. С. 7). 375 В журнале заседаний съезда помета: «Резолюция утверждена архиепископом Казанским Иаковом 12 мая». 376 В источнике сказано, что данный пункт резолюции вызвал среди делегатов «гром рукоплесканий и бурное одобрение». 377 Управляющий Черниговской епархией викарный епископ Стародубский Пахомий (Кедров) утвердил 4-й пункт резолюции. Первые же три он представил «на благоусмотрение» Св. синода (Там же. Л. 67об.). 378 В журнале заседаний съезда под данными постановлениями стоит резолюция епископа Астраханского и Енотаевского Митрофана (Краснопольского): «Утверждается».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. П. Барсуков. Акварель. Худож. П. Шереметев. 1892 г. (ГИМ) Николай Платонович (8.11.1838, Липецк - 23.11.1906, С.-Петербург), историк, археограф, библиограф. Из старинного дворянского рода. Учился в Воронежском кадетском корпусе (1850-1856), затем Константиновском военном уч-ще в С.-Петербурге, после окончания к-рого в 1859 г. подал в отставку по состоянию здоровья. В 1859-1862 гг. в качестве вольнослушателя посещал занятия на юридическом фак-те С.-Петербургского ун-та. С 1863 г. являлся сотрудником (с 1870 - членом) Археографической комиссии. С 1868 г. помощник начальника б-ки и архива Святейшего Синода, в 1883-1906 гг. начальник архива Мин-ва народного просвещения. Чл.-кор. ОЛДП (с 1877, с 1900 почетный член), член-сотрудник РАО (с 1879), член ОИДР (с 1881), Киевского церковно-археологического об-ва (с 1900), ОЛРС (с 1901). Научная деятельность Б. во многом связана с архивной и библиографической работой. В 60-х гг. XIX в. он исследовал ряд личных архивов (Д. Б. Голицына, К. С. Сербиновича, П. В. Киреевского и др.). С 1866 г. печатался в журналах «Русский архив» , «Вестник Европы» и «Русская старина». В «Русском архиве» опубликовал «Заметки о Пушкине», материалы о Н. М. Карамзине и др. Составил библиографический указатель за первые 5 лет издания «Русского архива» и алфавитные указатели к этому журналу за 60-70-е гг. XIX в. Среди многочисленных публикаций Б. в «Вестнике Европы» особо следует отметить подробный «Библиографический обзор епархиальных губернских ведомостей за 1865 г.», многочисленные материалы о М. П. Погодине . С сер. 60-х гг. XIX в. Б. сотрудничал в газетах «Русский» и «Московские ведомости». В 70-х гг. сблизился с семьей Вяземских, в 1872-1878 гг. разбирал архив кн. П. А. Вяземского и фактически был редактором его Собрания сочинений (СПб., 1878-1896. 12 т.). В 1897-1905 гг. в сб. «Старина и новизна» Б. опубликовал мн. документы из Остафьевского архива князей Вяземских. Им составлены систематические указатели к сб. П. И. Бартенева «Осмнадцатый век» (1868-1869) и ж. «Русский архив» за 1863-1875 гг., совместно с А. Ф. Бычковым - «Указатель к 8 томам ПСРЛ» (СПб., 1868).

http://pravenc.ru/text/77616.html

22 -го. О доставлении из Военной и Адмиралтейской Коллегий полных сведений о служащих в их ведомстве священниках. 24 -го. О немедленной высылке в Святейший Синод с нарочно посланным проводником бывшего патриаршего Духовного Приказа дьяков, подьячих и прочих служителей с книгами и со всеми делами. 27 -го. О переводе из Камер-Коллегии в Святейший Синод служителей Монастырского и патриарших Дворцового и Казённого Приказов и подьячих, бывших в Камер-Коллегии при делах этих Приказов. 27 -го. Об избрании в Киеве с ведома гетмана Скоропадского кандидатов на Киевскую митрополию и на Черниговскую архиепископию и о присылке оных в С.-Петербург. 27 -го. О присылке собираемых с раскольников и неисповедовавшихся штрафных и других денег исключительно в Святейший Синод. 27 -го. О присылке из Приказа Церковных Дел в Святейший Синод сведений об установлении сбора гривенных денег с церквей патриаршей области и в епархиях на дачу полковым священникам и подробных ведомостей о приходе, расходе и остатке гривенных и подможных денег. 28 -го. О постройке при церквах богаделен на суммы свечного сбора; о выборе прихожанами церковных старост и о воспрещении частным лицам производить продажу церковных восковых свечей. 28 -го. Об отмене сборов на свечи к праздникам. 28 -го. Об исправлении Прологов и о включении в них благодарственных повестей в дни богодарованных побед. Марта 1 -го. О высылке из Воронежской епархии в Синод архимандрита, посвящённого в сей сан без назначения монастыря в его управление. 1 -го. О разрешении митрополиту Сибирскому и Тобольскому основать духовные училища и выдавать учителям жалованье из сумм своей епархии. 1 -го. Об учреждении в духовном ведомстве должностей протоинквизиторов и инквизиторов и об избрании на сии должности монашествующих лиц. 2 -го. О содействии Нижегородскому епархиальному начальству со стороны гражданского при розыске раскольников. 3 -го. О передаче в ведение Святейшего Синода Новодевичьего монастыря, бывшего в заведывании Преображенского Приказа. -го. О посылке из Сената в Синод ведений о важных делах за подписанием всего Сената, а о неважных – за скрепою обер-секретаря; о форме сношений коллегий, канцелярий, губернских и провинциальных присутственных мест с Синодом; о ведении в нём патриарших, архиерейских и монастырских вотчин сборами и правлением и о производстве в Святейшем Синоде суда и расправы между крестьянами и всякого чина людьми патриарших, архиерейских и монастырских вотчин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РЕВНИТЕЛЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Ревнитель , православный миссионерский журнал, издавался в 1911 - 1918 годах. Издателем журнала был епархиальный миссионер-проповедник Лев Кунцевич (1877 - 1918), который начал издавать журнал в город Харькове , в бытность свою противосектантским миссионером Харьковской епархии . Затем продолжил издание в Воронежской и Саратовской епархиях. Журнал содержал миссионерские проповеди и многие полемические статьи, направленные на борьбу с сектантством. С выходом журнала, в столичных и провинциальных изданиях появились одобрительные отзывы " об этом дешевом, но весьма содержательном и полезном издании " . При журнале издавались " народно-миссионерские листки " . Вообще Лев Захарович был известен своей ревностью в изобличении еретических заблуждений врагов Православия, и его журнал получился жесткий. Многим не нравился тон его статей. Особенно много шума наделала переписка Л. З. Кунцевича с Д. Зайцевым, который уже после февральской революции писал: " Тон моих статей, несмотря на всевозможные свободы, останется тот же. А кто из нас больше ругается (имеются в виду сектанты) - это позволим решить читателю. Ведь не в шахматы же мы играть собрались, а бороться за истины веры, а ведь в этой борьбе и апостолы не всегда хранили самообладание " . До февральской революции успели выйти два номера, после чего журнал сочли " монархическим " и закрыли, а его издатель Кунцевич по доносу либерального духовенства г. Саратова был посажен под домашний арест, также будучи объявлен монархистом. Использованные материалы   Согласно статье Воронежских епархиальных ведомостей. По игум. Иосифу (Марьяну) - после 1916 года, в Саратове. Редакция текста от: 31.05.2012 16:22:31 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/20851.html

– Всё, что я здесь обещал, хочу сдержать и исполнить, и да поможет мне в том Бог! Затем король поцеловал Евангелие и подписал клятвенную формулу. Миропомазание короля Эдуарда было совершено таким образом. Король снял при помощи обер-церемониймейстера свои пурпуровые одеяния и государственную мантию (Cape of State); затем поддерживаемый обер-церемониймейстером приблизился к алтарю. Он сел на поставленный перед алтарём трон св. Эдуарда. Четыре кавалера ордена Подвязки держали над королём богато украшенное шёлковое полотенце, переданное им обер-церемониймейстером. Декан Вестминстерского аббатства взял с алтаря сосуд с миром и передал его архиепископу, который и совершил миропомазание крестообразно, сперва на голове, со словами: «Будь помазан святым елеем; как были им помазаны цари, священники и пророки»; затем на груди, со словами: «Да будет помазана грудь твоя святым елеем»; затем на ладонях, со словами: «Да будут помазаны святым елеем твои руки. И как Соломон был помазан первосвященником Садоком и пророком Нафаном, так и ты будь помазан, благословлён и освящён, как король над твоим народом, который дан тебе Богом, чтобы ты над ним царствовал и правил им, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Король встал на колени. Архиепископ прочитал долгую молитву. По её окончании король поднялся и сел на трон св. Эдуарда. Затем король опять встал и на него были надеты деканом Вестминстерского аббатства Colobium Sidonis и Supertunica из золотой парчи, а поверх – пояс. Миссионерская вакансия. Воронежский епархиальный миссионер, кандидат академии, Т. С. Рождественский оставил миссионерскую службу и получил место инспектора народных училищ. В течении истекшего года это уже третий миссионер переходит на службу народного образования в ведомство министерства просвещения. Близкое знание миссионерами народной психологии, духовных запросов и бытовой жизни весьма ценны для руководителей народного образования. Но миссия не может не скорбеть о потере для себя опытных преданных и энергичных своих представителей. Миссионерство – искусство, приобретаемое не легко и не всем доступное. Т.С. Рождественский оставил искренно любимое им дело по состоянию своего здоровья, – вследствие нажитого на миссии хронического недуга горла. Со скрижалей сердца//Миссионерское обозрение. 1902 г. 5–8. С. 180–192

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: 1) В состав нового академического курса вызвать на казённый счёт из семинарий: Рязанской, Тульской и Ярославской – по два воспитанника из каждой; из Вифанской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, смоленской, Тамбовской, Тифлисской и Харьковской – по 1-му воспитаннику из каждой, всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтерам. 2) Предназначение сиё представить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приёме в Академию для желающих поступить в оную напечатать объявление в «Церковных Ведомостях», издаваемых при Святейшем Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по Священному Писанию Нового Завета, общей (до разделения церквей) и русской (до учреждения Святейшего Синода) церковной истории, латинскому языку и —39— одному из новых языков, по выбору экзаменующихся: для письменных упражнений дать три темы: по нравственному богословию, обличительному богословию и философии. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: 1900 г. Апр. 22. По статьям XIV и XVI. Разрешается помощнику инспектора Харьковской духовной семинарии Чистосердову переработать его кандидатское сочинение для соискания степени магистра, студенту Челаку сдать устное испытание после летних каникул. Прочее читано и утверждается». 31 марта 1900 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и Члены Совета академии, кроме профессоров: В Ключевского, не присутствовавшего по болезни, В. Соколова , Н. Заозерского , И. Татарского и И. Попова , находящихся в отпуске. В собрании сем преподаватель Нижегородского епархиального женского училища, кандидат богословия, Николай Боголюбов защищал представленную им на соискание степени магистра богословия диссертацию под заглавием: «Теизм и пантеизм. Опыт выяснения логического взаимоотношения данных систем». Нижний Новгород, 1899 года. Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор по кафедре метафизики и логики Алексей Введенский и экстраординарный профессор по кафедре введения в круг богословских наук Сергей Глаголев .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Месяцеслов " стал итогом многолетних кропотливых изысканий владыки Димитрия. Выходу его томов предшествовали многочисленные публикации в периодике: статьи, заметки, иногда очень маленькие, но содержащие чрезвычайно интересные сведения и подробности о том или ином святом, храме, иконе, храмовом празднике или истории какой-нибудь местности. Все эти статьи и заметки, а также отдельные издания группируются в несколько географически привязанных " комплексов " : о Воронежской епархии - родине владыки, месте его первого священнического служения, а в 1881-1886 годах и ректорства в Воронежском духовном училище; о Тамбовской епархии, где в 1872-1880 годах он служил был ректором семинарии; о епархиях Нижегородской, затем Тверской, которыми управлял владыка Димитрий: Нижегородской - в 1887 году в сане викарного епископа Балахинского, а Тверской - с 1896 по 1905 годы в сане епископа Тверского и Кашинского. Такой труд владыки Димитрия, как, к примеру, " Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии " , вышедший четырьмя выпусками в Воронеже в 1884-1886 годах, современников поражал объемом накопленного материала. Еще бы! Ведь " Указатель " содержал сведения о 994 монастырских, приходских, кладбищенских и домовых храмах. Сообщалось не только о времени их постройки, но и о средствах, употребленных на постройку, именах строителей, истории причтов. Сведения эти собирались по архивам и документам, присылались сельскими священниками в " Воронежские епархиальные ведомости " , редактором которых был отец Димитрий, тогда еще архимандрит. Своей горячей увлеченностью отец Димитрий " заразил " многих. А мы, потомки, не всегда благодарные, порушившие в бурном XX веке храмы, сжегшие и растерявшие архивы, имеем сегодня единственный источник сведений (и каких!) по церковной истории Воронежского края. И все это благодаря кипучей энергии владыки Димитрия, его увлеченности и умению " подвигать " других - людей, подчас не слишком образованных (ну какое может быть образование у сельского священника в отдаленном приходе) и далеких от истории и археологии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010