Колывань — древнерусское название Ревеля (теперь Таллин). 183 …когда там губернаторствовал M. H. Галкин-Врасский…— Михаил Николаевич Галкин-Врасский (1834–1916) был эстляндским губернатором с конца 1868 по 1870 год. В дальнейшем — саратовский губернатор, начальник главного тюремного управления, член государственного совета, статс-секретарь Николая II. В статье «Русские деятели в остзейском крае» Лесков называет Галкина-Врасского в числе лиц, «которые здесь (в остзейском крае. — А. Б.) носились с своими русскими симпатиями и… тоже добра не сделали» («Исторический вестник», 1883, ноябрь, стр. 257). 184 …бывшего петербургского генерал-губернатора, князя Суворова…— Подразумевается Александр Аркадьевич Суворов (1804–1882), внук полководца, генерал, бывший петербургским военным генерал-губернатором с 1861 по 1866 год. 185 Там тогда дьяконствовал нынешний настоятель русский в Вене, о. Николаевский… и почитался национальным борцом и «истинно русским человеком», так как он корреспондировал в московскую газету покойного Аксакова. — В год смерти (1912) Николаевский был протоиереем русской посольской церкви в Вене. Корреспонденции, подписанные фамилией Николаевский, в газетах И. С. Аксакова (см. ниже) не встречаются. Говоря о московской газете Аксакова, Лесков имеет в виду газеты «Москва» или «Москвич» (1867–1868). 186 Ланские — русский графский и дворянский род. Один из Ланских, Сергей Степанович (1787–1862), с 1850 года был членом государственного совета, а с 1855 по 1861 год — министром внутренних дел. 187 …до вице-губернатора Поливанова…— Виктор Петрович Поливанов (ум. в 1889 году) — бывший вице-губернатор и затем губернатор Эстляндской губернии («Всеобщий календарь», 1891, стр. 510). 188 Феодор Знаменский (ум. до 1883 года) — настоятель Ревельского собора. О нем см. «Исторический вестник» 1883, декабрь, стр. 501. 189 …немецкими баронами, имевшими основание особенно любить и уважать ее брата…— А. А. Суворов (см. выше) в 1848 году был назначен эстляндским генерал-губернатором В своей статье «Русские деятели в остзейском крае» Лесков писал, что это назначение «надо считать несчастием для русских… Суворов обнаруживал предпочтение немцам, и это было дурно» («Исторический вестник», 1883, ноябрь, стр.257). Точка зрения Лескова на «остзейский вопрос» исключала национальные «предпочтения» (см. выше, примеч. к стр. 390). 190

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

вышел за штат. «В последнее полугодье перед смертью Н. Ив-ч впал в детство, никого не узнавал, находился в самом беспомощном положении» (Н.А. Ильинский. Л. 385; И.В. Спасенкова. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды). Диссертиция… кандидата исторических наук. Вологда, 1999. С. 103). Константин Павлович Заболотский (07.06.1858-10.06.1923). После смерти отца (1865) Константина взял на попечение в Нижний Новгород дядя Константин Садоков, директор гимназии. Окончил Вологодскую семинарию (1879), Московскую духовную академию (1883). С 1883 г. преподавал греческий язык в Вологодской семинарии, в 1910 назначен инспектором народных училищ Вологодской губернии (ВЕВ. 1900. С. 310; 1905. С. 311; ВЕВ. 1906. С. 483; Клировые ведомости Николаевской Каргачевской церкви за 1865 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 38. Л. 97об. – 99 об. – сообщено С.Ю. Яременко). О нем: «Эллиниста звали «Картошкой» за его скороговорку, трескучий голос и любовь говорить много и с потугами на красноречие» (Шадрин. Бурса. С. 39). К.П. Заболотский «преподаватель греческого языка, по прозвищу «картошка», так как когда он говорил, слова сыпались очень быстро, как «картошку пересыпает в лукошко» (Б.В. Ильинский. Воспоминания//Личный архив О.Б. Ушаковой). Александр Никанорович Макарьин родился около 1850 г. в семье диакона Верховажского Успенского собора Вельского уезда Вологодской губернии около 1850 г., окончил Вологодскую семинарию и Санкт-Петербургскую академию (1880). Служил в Иркутской семинарии, а с 1883 г. в Вологодской. С 1893 г. преподавал в Пермском духовном училище, с 1904 г. в Усть-Сысольском духовном училище, откуда уволился в 1905 г. Умер во всяком случае до 1917 г. См. далее в воспоминаниях Н.А. Ильинского, а также: Свящ. Н.В. Солодов. Повесть Илария Шадрина «Бурса» как семинарское свидетельство (в печати). Протоиерей Петр Иванович Успенский (24.06.1859 – 07.03.1936) родился в семье священника села Ильгощи Бежецкого уезда Тверской губернии. Окончил Тверскую духовную семинарию (1879), Санкт-Петербургскую духовную академию (1883).

http://bogoslov.ru/article/6174500

Как не упомянуть, далее, о благотворительности и нестяжательности Владыки Палладия. Несомненно, руки его, как и сердце, были всегда открыты для благодеяний. Ипри этом очевидно было для всех, что благотворения и жертвы его всегда сопровождались живым, личным участием и заботливостью, без которых простая раздача денег, по слову апостола, не приносит пользы дающему и не имеет нравственной ценности; нельзя не сделать замечания и о внешности митрополита Палладия. Истововеликорусский тип его благообразного лица, светлый ласкающий взор, благодушная улыбка, – все это лицо, зеркало души ясной, чистой и благостной, со всей его высокой, величественной фигурой, способны были произвести именно, как говорят, импонирующее впечатление на всякого, легкая печать грусти, еще более придала симпатичности и красоты его лицу. В белом клобуке, высокий, стройный, с вытянувшимися чертами худого и дышащего добротой его уже грустного лица, – он был положительно прекрасен! Таков был незабвенный, возлюбленный архипастырь. Любовь к Богу и к людям была основной силой его великой души: а любовь, по слову апостола, не преходит и не знает смерти, она и в вечности сохраняется, когда все другие совершенства человеческие упраздняются ( I Kop. 13, 8 ). Труды: «Признаки истинности православного христианства и лживости мухамеданства». «Миссион.сборник», Казань, 1876. «Слова и речи». Рязань, 1880. «Речь при вступлении в управление Казанской паствою». «Прав.Собес.» 1882, нояб., стр.191–195. «Прав .Собес.» 1882, нояб., стр. 196–204. «Речь новопоставленному иноку Александру Вадковскому, постриженному с именем Антония». «Прав.Собес.» 1883, март, стр.304–306. «Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы». «Прав.Собес.» 1883, стр.1–8. «Слово в день святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа». «Прав.Собес.» 1883, окт., стр.1–8. «Слово в неделю святых праотец». «Прав.Собес.» 1883, дек., стр.1–6. «Речь перед дворянскими выборами 16 янв. 1884 года». «Прав .Собес. » 1884, янв., стр. 1–4. “Слово в день Сретения Господня».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Бобринский Владимир Алексеевич (1867–1927), граф, земский и политический деятель, крупный землевладелец, предприниматель. Гласный Тульского уездного и губернского земств (с 1893), председатель Богородицкой уездной земской управы (1895–1898), предводитель дворянства Богородицкого уезда (с 1904); депутат 2–4 Государственных дум, лидер фракции прогрессивных националистов, товарищ председателя IV Государственной думы (1916–1917), в 1914–1915 в действующей армии. После Октябрьской революции член «Совета государственного объединения России» на Украине (1918–1919), с 1919 в эмиграции, жил в Германии, Югославии, затем в Париже; Боголепов Николай Павлович (1846–1901), юрист, государственный деятель, магистр (1876), доктор (1881) гражданского права. Лектор Ярославского Демидовского юридического лицея (1871–1873), сторонний преподаватель (1873–1876), доцент (1876–1881), профессор (1881–1895), секретарь юридического ф-та (1881–1883), ректор (1883–1887, 1891–1893) М. у. Попечитель Московского учебного округа (1895–1898), управляющий Мин-вом нар. просв. (1898), министр народного просвещения (1898–1901), член Государственного совета (1898). Смертельно ранен исключенным студентом П. В. Карповичем; Боголепов, учитель; Боголюбский Николай Иванович (1856–1926), протоиерей, богослов, писатель, магистр (1885), доктор (1904) богословия. Преподаватель греческого языка в Подольской семинарии (1880–1883), рукоположен во священника к тюремной церкви г. Самары, преподаватель греческого языка (с 1883), ректор (с 1897) Самарской духовной семинарии, законоучитель в самарской женской гимназии (с 1884), настоятель самарского Казанского собора. Профессор богословия М. у. (с 1911), настоятель университетской церкви св. Татианы. Позже, настоятель московского кафедрального собора Богоявления в Елохове. С 1922 член обновленческого Высшего церковного Совета; Богословская (урожд. Толстова) Елизавета Петровна (1888–1970), с 1907 жена М. М. Богословского . В тексте упоминается как Лиза; Богословская (урожд. Порто, по первому мужу Ермолина) Олимпиада Александровна (1870–1955), фельдшер, жена С. М. Богословского . В тексте упоминается как Липа;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

196 Письмо это было также напечатано в Братском Слове за 1895 г. и в кн. «Памяти архим. Павла» (стр. 211). 197 Эти замечания к сказанному Швецовым об Антонии были приведены мною: см. Братское Слово 1883 г., стр. 40, прим. 2-е, и стр. 42, прим. 2-е. 198 Этими замечаниями я также воспользовался для обличения пространного Швецовского сказания о мнимом чуде Антониева вшествия «дверем заключенным» в келью Павла Белокриницкого при бегстве от беспоповцев (Братское Слово 1883 г., стр. 153, прим.) Так как Швецов имел неосторожность назвать отца Онуфрия свидетелем чуда, то я попросил и этого последнего написать мне, как было дело. Интересное сообщение его я также поместил вполне в подстрочных замечаниях к лживому сказанию Швецова (стр. 154, прим. 3-е). 200 Разумелись требуемые от Братства представления в Св. Синод, особенно по вопросу о полемических книгах, возбужденному единоверцами не без нашего содействия. 202 Отец Павел имеет в виду мою первую статью о книге г. Филиппова, где я подробно раскрывал несправедливость высказанного г. Филипповым мнения, будто патриарх константинопольский согласен с ним в воззрениях на Единоверие 206 Такие биографии печатались и в Братском Слове 1875 и 1876 гг. Следует указать особенно на биографию В.Е.Кожевникова, содержащую весьма любопытные известия о Ксеносе. 207 Всю эту часть письма, как содержащую чрезвычайно любопытные подробности относительно обращения к Церкви отца Павла с его учениками, я привел в примечании к биографии о. Василия Дарендова: Братское Слово 1883г., стр. 324–326. 208 Бывший беспоповщинский наставник, под влиянием отца Павла также присоединившийся к Церкви; тогда уже единоверческий священник в Ковне. 209 Пользуясь этим замечанием о. Павла, я дополнил сказанное в биографии о. В. Дарендова: см. Братское Слово 1883 г., стр. 327. 210 По просьбе моей отец Павел сделал потом эти важные и любопытные примечания, с которыми биография и напечатана. 211 По своему смирению отец Павел исключил из биографии то, что говорилось о строгости его жизни в Пруссии, и я не решился в этом противоречить ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

При владыке Тихоне началось издание русскоязычного «Американского православного вестника» в Нью-Йорке, были основаны три двухклассные миссионерские школы, созданы два викариата – Аляскинский и Бруклинский, открыты духовные семинарии в Миннеаполисе и Кливленде, Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании, возросло до 75 число приходов Русской Православной Церкви в Америке. 27 Журналы общественного собрания Совета академии 20 октября 1882//Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1882/3 уч. год. СПб., 1883, с. 22–23. 29 Журналы общественного собрания Совета академии 28 сентября 1883//Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1883/4 учебный год. СПб., 1884, с. 94–95. 32 Журналы общественного собрания Совета академии 31 мая 1884//Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1883/4 учебный год, с. 252. 34 Журналы собрания Совета академии 31 января 1890//Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1889/90 учебный год. СПб., 1895, с.137–138. 35 Журналы собрания Совета академии 28 августа 1887//Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1887/8 учебный год. СПб., 1892, с.89. 36 Журналы собрания Совета академии 7 февраля 1890//Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии за 1889/90 учебный год. СПб., 1895, с.159–161. 37 Публикуясь в различных периодических изданиях, А. П. Лопухин подписывался не только своим именем, но и псевдонимами. Из последних известны: А., А. Л., Л. А., А. П. Раин (оригинальность псевдонима можно оценить, если знать, что дочь богослова звали Раисой), Аграфов (под этим псевдонимом написана всего лишь одна статья, посвященная аграфам), Артемон Матвеев (происхождение установить не удалось), А. П. Митякин (память о с. Митякино – родине ученого). 59 Лопухин А.П. Идея промысла Божия в истории, преимущественно по воззрению блаженного Августина и Боссюэта: Речь, читанная на торжественном акте С.-Петербургской духовной академии 24 февраля 1892 г. СПб.: Тип.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zhizn-...

233 Так, А.А. Кизеветтер полагал, что ядром государственной системы в представлениях обер-прокурора был «самодержавный монарх и бюрократический аппарат, точно выполняющий веления самодержца». С.Л. Эвенчик считала «политическим идеалом» Победоносцева «полицейское государство Николая I». Близкие по смыслу высказывания содержатся в статье Н.А. Рабкиной и ряде других сочинений (Эвенчик С.Л. Указ. соч. С. 108; Кизеветтер А.А. Указ. соч. С. 271; Рабкина Н.А. Указ. соч. С. 5875). 234 ПкА. 1. С. 81, 249250, 338. 2. С. 32. Письма от 3 октября 1877 г., 14 декабря 1879 г., 4 мая 1881 г., 10 мая 1883 г. 240 Там же. 2. С. 4 (письмо от 1 февраля 1883 г.). Следует отметить, что Победоносцев весьма вольно трактовал вопрос о том, какую роль Жуковский мог бы играть при Александре II, если бы дожил до начала его царствования. В период наставничества наследника, будущего царя-освободителя, поэт внушал ему мысли о необходимости править в соответствии с «духом века», учитывать изменения, происходящие в мире, проявлять мягкость и гуманизм, т. е. опирался на идеи, довольно сильно расходившиеся с воззрениями обер-прокурора. О роли Жуковского в воспитании наследника престола см.: Захарова Л.Г. Александр II. Российские самодержцы. 18011917. М., 1993. С. 163168. 242 ОР РНБ. Ф. 631. ПкР. 1881. Январь–август. Л. 62. Письмо к С.А. Рачинскому от 28 марта 1881 г.; ПиК. 1. С. 48. Письмо к Александру III от 30 марта 1881 г. 244 ПиК. 1. С. 205, 208, 227. Представление о честности и искренности обер-прокурора породило интереснейший жанр писем к нему от противников и оппонентов, пытавшихся «открыть глаза» Победоносцеву на неверное направление его политики, повлиять на него, напрямую объясниться с ним. Такие письма направляли ему либеральные бюрократы А.В. Головнин и Н.Х. Бунге (ПиК. 1. С. 331. 2. С. 540), публицист Г.К. Градовский (Градовский Г.К. Итоги (18621907). Киев, 1908. С. 313319), а также Л.Н. Толстой и В. С. Соловьев (о последних речь пойдет ниже). 245 ОР РНБ. Ф. 14. Ед. хр. 658. Л. 9 об. (письмо И.С. Аксакову от 11 июля 1884 г.); Ф. 631. ПкР. 1882. Январь–июль. Л. 11 об.; 1883. Сентябрь–декабрь. Л. 89 (письма от 1 января 1882 г. и 12 октября 1883 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 . – 1883. Значение византийской и южнославянской пронии. (Сборник статей по славяноведению в честь В. И. Ламанского по случаю 25-летия его ученой и профессорской деятельности. СПб., стр. 1–32; отдельно, СПб., 32 стр.). 18–1883. Материалы для истории землевладения в XIV веке. I. Хиландарский практик. II. Межевая опись владений Тетовского монастыря. III. Указатель слов с объяснением податных терминов. (ЗНУ, XXXVIII, стр. X 56; отдельно, Одесса, 56 стр.). 19 . – 1884. Документы, относящиеся к истории России. (Русск. истор. библ., VIII, стр. Х82). 20 . – 1884, Рецензия на книгу бар. В. Р. Розена, «Император Василий Болгаробойца. Извлечение из летописи Яхьи Антиохийского», СПб. 1883, (ЖМНП, CCXXXII, 4, отд. И, стр. 282– 319). 21 . – 1884–1885. Следы писцовых книг в Византии. I. Писцовые книги в Римской империи. II. Средневековые западноевропейские книги. III. Окладной лист города Лампсака. IV. Хиландарский практик. V. Выводы из рассмотрения византийских писцовых книг: зевгарат, воидат и организация военных участков. (Там же, CCXXXI, 1, отд. II, стр. 1–43; 2, стр. 289–335; CCXL, 7, отд. II, стр. 1–52). 22 . – 1884–1885. Сношения Рима с Москвой. (Разбор трудов по русской истории о. Павла Пирлинга). (Там же, CCXXXIV, 8, отд. II, стр. 368–412; CCXXXV, 10, стр. 316–340; CCXL, 8, отд. II, стр. 290–325). 23 . – 1885. На память тысячелетней годовщины славянских просветителей. Речь в торжественном собрании Одесского сла- вянского благотворительного общества 6 апреля 1885 г. (Новороссийский телеграф, 9 и 10 апреля, 3030, 3031; Киевская старина, май, стр. 107–126; Известия Славянского благотворительного общества, апрель, стр. 230–238; отдельно, СПб. 1885, 13 стр.). 24 . – 1885. Наказ царя Ивана Васильевича Грозного князю Елецкому с товарищами. (ЗНУ, XLII, стр. 248–278). 25 . – 1885. Сельская община в Англии. (Отзыв о книге Fred. Seebohm. «The English village community examined in its relations to the manorial and tribal, to the common or open field system of husbandry», London, 1883). (ЖМНП, CCXLI, 10, отд. II, стр. 253– 323; отдельно, СПб. 72 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

676 Алексий (Лавров-Платонов Александр Федорович; 1829–1890) – бывший профессор МДА, известный русский канонист. В 1878 г. рукоположен во епископа Можайского, викария Московской епархии; с 1883 г. – епископ Дмитровский, викарий той же епархии; с марта 1885 г. – епископ Таврический и Симферопольский; с мая 1885 г. – епископ Литовский и Виленский (с 1886 г. – архиепископ). – Ред. 677 Николай (Владимир Александрович Налимов; 1852–1914), иеромонах. Окончил Санкт-Петербургскую ДС (1878), СПбДА (1882). Помощник инспектора СПбДА (с 1883), преподаватель Санкт-Петербургской ДС с 1885 г. (Именной указатель. С. 100). Впоследствии епископ Ладожский с 1890 г., Гдовский с 1892 г., Саратовский и Царицынский с 1893 г., архиепископ Финляндский и Выборгский с 1899 г., Тверской и Кашинский с 8 апреля 1905 г., экзарх Грузии с 1 июля 1905 г., архиепископ Владимирский и Суздальский с 1906 г. Родной брат отца Николая, Семен Александрович Налимов, впоследствии священник, был однокашником митрополита Антония (Именной список. С. 120). Третий брат, Тимофей Александрович, окончивший Академию в 1886 г., был впоследствии профессором СПбДА. – Ред. 678 Соллертинский Сергей Александрович (1846–1920) – протоиерей, доктор богословия, профессор гомилетики СПбДА. Окончил Рязанскую ДС и СПбДА (1871). С 28 сентября 1871 г. приват-доцент по кафедре педагогики и дидактики. В 1883 г. защитил магистерскую диссертацию «Дидактическое значение Священной истории в кругу элементарного образования» (СПб., 1883). С 1885 г. – экстраординарный профессор по кафедре пастырского богословия и педагогики. 9 мая 1888 г. рукоположен во священники Морского Богоявленского собора в Петербурге с оставлением в должности профессора. В 1899 г. удостоен докторской степени Советом СПбДА «по выдающимся достоинствам его ученой деятельности». Автор известной книги «Пастырство Христа Спасителя» (СПб., 1887). О нем см.: Чистович И. А. История... С. 208–209; Иннокентий (Пустынский), иеромон. Пастырское богословие в России за XIX век. Свято-Троицкая Сергеева лавра, 1899. С. 312–345. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Этому же архипастырю, согласно инициативе, о. наместника Иоанна, принадлежит и сооружение другой «новой гостиницы», близ св. врат лары, против Успенской часовни, на месте ветхих зданий «старой гостиницы», здесь находившихся. И самые работы по возведении этой прекрасной гостиницы, как мы уже видели, начаты при высокопреосвященнейшем Димитрии, так что только конец их падет на 1883 год, второй год служения архиепископа Тихона на Волыни. В «новой гостинице» имеется теперь более 30 просторных номеров, конюшни, сараи для склада, бакалейная лавка для приобретения необходимых съестных припасов богомольцами, и т. п. А особенная близость ее к лавре служит причиной тому, что гостиница эта всегда занята, доставляя лучшее для самых изысканных посетителей. 7. Празднование пятидесятилетнего юбилея со дня включения Почаевской обители в число православных русских лавр, 13 октября 1833–1883 года Еще 10–го октября 1881 года, высокопреосвященнейший Димитрий, совершивши молитвенное воспоминание о воссоздании Почаевской лавры из унии в православие, высказал знаменательную мысль, что следует еще более торжественным образом отпраздновать в лавре новый наступающий юбилей в память пятидесятилетия со дня включения Почаевского монастыря в число православных русских лавр, 13 октября 1883 года. Самому владыке не суждено было исполнить этого по случаю вскоре наступившего перевода его в Одессу. За то высокопреосвященнейший Тихон со всей, свойственной ему ревностью взялся за эту мысль: и как только наступил 1883 год, он сейчас же испросил на празднование предстоящего юбилея благословение Св. Синода, и потом пригласил на него некоторых из русских архипастырей и все духовенство Волынской епархии с их прихожанами. К сожалению, однако некоторые архипастыри, по своим служебным обязанностям, не могли прибыть в лавру к 13–му октября. В том числе не мог сделать этого и высокопреосвященнейший. Платон митрополит Киевский, так как в это время ему надлежало встречать в Киеве проезжающего из России в Палестину новоназначенного блаженнейшего Никодима, патриарха Иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010