О книге В. Быковой и Ю. Щукина «Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в Тамбове». 225. Фролова, Н. Два имени – одна судьба [Текст]/Н. Фролова//Тамб. жизнь. 2002. 26 июля. С. 4. Об изданиях В. И. Быковой и Ю. К. Щукина «Архиепископ Лука. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий» (Тамбов, 2002), «Памятные места Архиепископа Луки в Тамбове» (Тамбов, 2002) и «Медицинская помощь в Тамбове в настоящем и прошлом» (Тамбов, 2001). 226. Черменский, В. Проповедник и целитель [Текст]/В. Черменский//Наш Кирсанов. 2002. 17 июля. С. 7. 227. Быкова, В. И. «Он долго искал себя...» [Текст]: [беседа с директором обл. науч. мед. б-ки В. И. Быковой/вела Н. Фролова]//Наедине. 2002. 5–11 июня. С. 12. 228. Жуков, М. Памяти Великого архипастыря [Текст]/М. Жуков//Тамб. жизнь. 2002. 21 мая. С. 1: фот. А. Сухорукова. 229. Матюшина, М. Звезда науки и Святого Православия [Текст]/М. Матюшина//Полис Плюс. 2002. 21 мая. С. 2. 230. Матюшина, М. Звезда науки и Святого Православия [Текст]/М. Матюшина//Наш город Тамбов. 2002. 20 мая. С. 7. 231. Зотов, А. Пример жертвенного служения [Текст]/А. Зотов//Тамб. курьер. 2002. 20 мая. С. 5. 232. Жуков, М. Крестом и скальпелем [Текст]: к 125-летию архиеп. Луки/М. Жуков//Тамб. жизнь. 2002. 16 мая. С. 3. 233. Фарбер, Я. И. Вторая жизнь Святителя Луки [Текст]/Я. И. Фарбер//Русская мысль. 2002. 16–22 мая. С. 9. 234. Фарбер, Я . Вторая жизнь Святителя Луки [Текст]/Я. Фарбер//Тамб. жизнь. 2002. 14 мая. С. 1–2. 235. Сокрушаева, Л. Два служения доктора Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки [Текст]/Л. Сокрушаева//Город на Цне. 2002. 8–14 мая. С. 6. 236. Заверюхина, И. Гражданин, хирург, святитель [Текст]/И. Заверюхина//Тамбов. епарх. вести. 2002. 4. С. 3. 237. Сухоруков, Н. Святитель, хирург, публицист [Текст]/Н. Сухоруков//Мичурин. правда. 2002. 27 апр. С. 2. 238. Прокофьева, Т. Целитель души и тела [Текст]/Т. Прокофьева//Тамб. вестн. 2002. 26 апр. С. 3. 239. Никитин, Л. Обессмертивший имя своё [Текст]/Л. Никитин//Наш голос. 2002. 25 апр. С. 3. 240. Косова, Т. Где тяжело дышалось – он был первым [Текст]: хирургу и свящ. В.Ф. Войно-Ясенецкому – 125 лет/Т. Косова//Ровесник. 2002. 24–30 апр. С. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«Более двух лет я продолжал эту работу и не мог оторваться от нее, потому что она давала мне одно за другим очень важные открытия. Собранные… наблюдения составили впоследствии важнейшую основу для моей книги «Очерки гнойной хирургии». В своих покаянных молитвах я усердно просил у Бога прощения за это двухлетнее продолжение работы по хирургии, но однажды моя молитва была остановлена голосом из неземного мира: «В этом не кайся!» И я понял, что мои «Очерки гнойной хирургии» были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличили силу и значение моего исповедания имени Христова в разгар антирелигиозной пропаганды». Тяжелые переживания 1934 года несколько рассеялись к осени, когда вышли из печати «Очерки гнойной хирургии». То была лишь малая часть того, что Войно написал по этому поводу, но и в таком, урезанном, виде он ждал свою книгу более десяти лет. Ждал с нетерпением. В этот скромный томик была вложена почти вся его жизнь. И, действительно, если мы перелистаем монографию, то по датам приведенных в ней историй болезни обнаружим: автор писал ее с того самого времени, как стал врачом. Истории болезни позволяют не только проникнуть в судьбы пациентов, но и проследить за беспокойной скитальческой жизнью самого медика. Вот «старик огромного роста и богатырского сложения вошел, пошатываясь, в амбулаторию Ардатовской земской больницы». На страницы монографии этот старик с карбункулом нижней губы явился из далекого 1907 года. Вестником того времени, когда Войно работал в Романовской больнице, явился молодой крестьянин Григорий И. с фурункулом на щеке. Одиннадцатимесячную крестьянскую дочь Валентину Д. Войно оперировал в Переславле в 1916-м. А «Илья Ж., ученик, 16 лет, был ранен на улице Ташкента 28 октября 1917 года разорвавшейся над ним шрапнелью» – это уже память о жертвах революции. Так и умер шестнадцатилетний Илья от гнойного процесса в мозгу. Хирург ничего для него сделать не смог. А Валентине Д. удалось помочь и Григорию И., и старику богатырю тоже. Почти тринадцатилетний опыт представил доктор медицины Войно-Ясенецкий на суд своих товарищей в надежде, что труд его поможет им разобраться в сложнейших проблемах гнойной хирургии, области, которую сам он постигал тяжелым трудом, постигал самоучкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Здания больницы, где работал хирург Валентин Войно-Ясенецкий, и прилегающая к ней территория находятся неподалеку от Феодоровского женского монастыря . Именно ему священноначалие поручило руководство этим проектом. Такое решение епископа Переславского и Угличского Феоктиста обосновано исторически. В архиве Феодоровского монастыря сохранились документы, которые свидетельствуют: будущий святитель в годы своей жизни в Переславле долгое время был постоянным лекарем монастыря и выполнял свои обязанности безвозмездно 2 . Кроме того, по свидетельству прислуги Войно-Ясенецких в Переславле Елизаветы Кокиной, чьи воспоминания записаны в 1960-е годы первым биографом святителя Марком Поповским, настоятельница монастыря игумения Евгения постоянно общалась с членами семьи хирурга: «Ни в киятры, ни в гости они не ездили. И к нам редко кто ходил. Только игуменья Феодоровского монастыря, большого ума женщина, приезжала чайку попить» 3 . О близком общении с настоятельницей Феодоровского монастыря в Переславле игуменией Евгенией (Георгиевской) говорит и сохранившаяся в семейных архивах фотография 1913 года. На ней Анна Васильевна Войно-Ясенецкая сидит рядом с матушкой Евгенией и тремя своими детьми. Фото, по-видимому, сделано самим будущим святителем, у которого в это время появился собственный фотоаппарат. Атмосфера непринужденности, теплоты и взаимопонимания пронизывает эту фотографию. Так что Феодоровский монастырь, по-видимому, был самым духовно и душевно близким местом для хирурга Войно-Ясенецкого в годы его служения в Переславле. Поэтому вполне логично, что нынешняя игумения Даниила (Севериненко) и сестры этого монастыря будут играть ведущую роль в осуществлении проекта, связанного с именем святителя Луки. Значительное пространство будущего музея в Центре имени святителя Луки планируется отвести под информационные блоки, связанные с его научной деятельностью. Здесь будут не только научные книги и статьи святителя, не только стенды, объясняющие сущность его открытий в анестезии и хирургии в контексте науки его времени и последующего ее развития, портреты его предшественников и последователей, но и интерактивные игры для молодых посетителей. «Архитектура» человеческого тела, его возможности и загадки интересуют детей не меньше, чем фантастические истории. Поэтому интерактивное путешествие, к примеру, по нервной системе человека может дать юным посетителям центра прекрасную возможность оценить достижения хирурга Войно-Ясенецкого. Кроме того, объяснения, какие возможности предоставляет медицина сегодня для решения тех или иных задач и какие трудности, порой неразрешимые для своего времени, стояли тогда перед главным хирургом, помогут ребятам точнее оценить собственные интересы и возможности при выборе специальности в сфере медицины.

http://e-vestnik.ru/db/voyno-yasenetskiy...

В Тамбове в феврале 1946 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий позировал скульптору М. П. Оленину. Сегодня бюст святителя Луки украшает галерею выдающихся хирургов в научно-исследовательском институте скорой помощи имени Склифосовского в Москве. В «Центральном военном клиническом госпитале им. А. А. Вишневского» (Красногорский район Подмосковья) также открыт бюст выдающемуся хирургу и священнику. Память о святителе Луке жива в Красноярске. Его имя носят медицинский университет, при нём находится храм имени святителя. Установлены памятник напротив Архиерейского дома и барельеф на здании школы 10, где в годы войны находились эвакогоспитали. Мемориальная табличка на стене Церкви Николая Чудотворца на Николаевском кладбище напоминает, что здесь 28 февраля 1943 г. архиепископ Лука совершил свою первую литургию в единственном действующем храме Красноярска. Планируется переименовать одну из улиц в честь владыки. Разносторонняя деятельность святителя Луки оставила глубокий след в жизни Тамбовщины. Впервые о нём заговорили в 1978 г. после открытия Музея истории медицины Тамбовской области, где ему была посвящена отдельная экспозиция. Памятниками духовного служения святителя Луки в Тамбове являются Покровский собор, который был возрожден трудами владыки, и Спасо­-Преображенский кафедральный Собор, о передаче которого верующим так хлопотал святитель. В 2002 г. в здании Тамбовского епархиального управления освящён домовый храм в честь священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского и святителя-исповедника Луки. Именем архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) названа 2-я городская больница (23 мая 1994 г.), на её территории установлен первый в России памятник (12 октября 1994 г.). Автор памятника – врач Г. А. Юсупов. В 2002 г. мраморная мемориальная доска с изображением святителя Луки и его бюст установлены в хирургическом корпусе Тамбовской областной клинической больницы имени В. Д. Бабенко. Открыты мемориальные доски на зданиях Музейно-выставочного центра Тамбовской области (2011) и казачьей кадетской школы-интерната им. В. В. Воронцова-Дашкова по ул. Пионерской (2016), где располагались эвакуационные госпитали 5355 и 5894, в которых оперировал и консультировал В.Ф. Войно-Ясенецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В те предвоенные годы Войно, конечно, не догадывался, кому именно и за что обязан он своим покоем и благополучием. Пациенты – знатные и незнатные – были для него равны, лечил он всех, не делая никаких различий. И, думается, старик сильно удивился бы, доводись ему услыхать вдруг, от кого и от чего зависит его действительный статус. Весной 1937-го ему исполнилось шестьдесят. Левый глаз отказал окончательно, но правый действовал исправно и на операциях не подводил. Что же до взора духовного, то все лежащее за пределами судеб церкви и проблем хирургии по-прежнему оставалось для него размытым, бесцветным, вне фокуса. Долетавший до ушей политический трезвон казался однообразным, не слишком интересным шумом. Но в соблазн осуждения властей Войно никогда не впадал. Более того, он пытался объяснить самому себе, что видимый политический хаос в самом деле имеет некое, ему не совсем понятное, но по-своему разумное объяснение. «После того, как отец вернулся из второй ссылки, вспоминает сын Войно Алексей, – мы как-то шли с ним в баню (дело было в Ташкенте), и он по дороге развивал мысль о том, что к событиям окружающим надо подходить с исторической точки зрения, надо понять, куда идет развитие событий, Как ни страшны видимые факты жизни, возможно, что с исторической точки зрения они не так уж и абсурдны. И тогда же прозвучала фраза: «Если бы я не был епископом, то был бы коммунистом». Войно не ограничился общими суждениями. После возвращения из Архангельска он дважды публично заявил о своих пристрастиях. Осенью 1933-го Лука попросил сына Алексея послать телеграмму в Лейпциг, где в то время судили Георгия Димитрова. «Моя архиерейская совесть протестует против вашего суда», – писал он, полностью солидаризируясь с отечественными газетами, которые усиленно анафемствовали «фашистское судилище». В 1937 году никакие судилища уже не тревожат совесть епископа Луки. В годы массовых арестов и расстрелов он только однажды поднял свой голос в печати: с удовлетворением высказался по поводу исторического перелета летчика Громова.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В то, что сочинению Войно-Ясенецкого предстоит большая и славная жизнь, верил и его редактор профессор В. С. Левит. В кратком предисловии он писал: «Я не сомневаюсь в том, что настоящей книге, оригинальной по замыслу и исполнению, будет оказан теплый прием не только со стороны молодых начинающих хирургов, но и более опытных, которые найдут для себя много ценного и интересного». Но… «нет пророка в своем отечестве». Ни надежды профессора Левита, ни ожидания Войно-Ясенецкого не сбылись: современники монографию «не заметили». В журнале «Хирургия», правда, промелькнула доброжелательная заметка проф. Салищева. Но – и только. Монографию не обсудили ни члены ученого совета Ташкентского медицинского института, ни Ташкентское хирургическое общество. Узбекский официоз «Правда Востока», восторженно встречавший каждое самое скромное достижение местных ученых, по три-четыре раза в году публиковавший статьи любимца властей профессора М. И. Слонима, даже малой заметкой не известил читателей о появлении монографии Войно-Ясенецкого. Заговор молчания носил явно политический характер. Неприятие современниками талантливых и даже самых великих книг в истории науки не редкость. В свой черед были отвергнуты труд Николая Коперника о строении Солнечной системы, трактат Вильяма Гарвея о кровообращении, сочинения основоположника анатомии Андрея Визалия. Претерпели поношение и классическая монография Чарлза Дарвина о происхождении видов, и рукопись Николая Лобачевского о неэвклидовой геометрии. Порой споры ученых затемнялись вмешательством церкви, но чаще речь шла просто о завистниках и посредственностях, не желающих или не способных постичь то, что открылось умам выдающимся. С книгой Войно случилось иное. Те, кому ведать надлежит, сразу поняли ее громадное значение и именно поэтому предприняли все, чтобы монография осталась незамеченной. Для этого даже окрика сверху не понадобилось: советские люди начала 30-х уже хорошо разумели, что делать можно и чего не следует. О книге недавнего ссыльного епископа Луки писать не полагалось. «Очерки» повторили судьбу своего автора: о книге, как и о нем самом, боялись не только писать, но даже упоминать в разговоре. Не научное, а политическое табу сковало уста ученых современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Закрыть itemscope itemtype="" > Размышления об исторических уроках России К столетнему юбилею принятия сана священника выдающимся русским хирургом В.Ф. Войно-Ясенецким 15.02.2021 1155 Время на чтение 22 минут Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Это имя известно всем людям в нашей стране, поскольку Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина учреждена медаль имени Луки Крымского за заслуги в здравоохранении. Врачи знают его научные сочинения начиная со студенческой скамьи, обучаясь по его книге «Очерки гнойной хирургии», а затем обращаются и к другим его трудам. Философы, ученые, теологи изучают его книги «Дух, душа, тело», «Религия и наука», проповеди – труды, которые стоят в одном ряду с сочинениями святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. Сегодня, наверное, нет православного человека, который бы не знал и не обращался в своих молитвах к святителю Луке Крымскому в надежде на духовную и медицинскую помощь. И, наверное, никто не задумывается о том, что всенародно почитаемого святого могло бы и не быть. И его имя осталось бы только именем великого хирурга и ученого в истории нашей страны. Если бы не бедствия революции, обрушившиеся на нашу страну. Бедствия, которые привели к вере и к активному служению Церкви тысячи и тысячи известных и большей частью безвестных, но лучших сынов и дочерей нашей страны. Одним из них стал и В.Ф. Войно-Ясенецкий. 15 февраля 1921 года он принял священнический сан, так что 15 февраля 2021 исполняется сто лет со дня принятия сана священника выдающимся русским хирургом В.Ф. Войно-Ясенецким. Чтобы понять значение этого события для истории России и его народа, необходимо кратко сказать о социально-политической обстановке в Советской России в те непростые годы. 1917 год стал точкой отсчета невиданных бедствий, обрушившихся на русский народ. Одним из самых страшных испытаний для всех народов России стала война против религии, что привело к невиданным жертвам. Вместе с русским народом и другими народами России свою Голгофу прошёл и Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно , выдающийся русский хирург и будущий архиепископ Лука. Поэтому в его трагической судьбе, как в зеркале, отразилась трагедия русского народа в XX веке.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/15/...

Образовавшаяся лакуна стала заполняться в середине 1990-х годов, когда появились биографические и житийные исследования. Исключительный вклад в житийную иконографию святителя внёс М. А. Поповск ий, издавший первое монографическое исследование, созданное на основе многочисленных и разных по типу источников: архивные документы, воспоминания очевидцев, эпистолярные тексты, периодическая печать и пр. До сих пор монография, несколько раз переиздававшаяся, служит основой для дальнейшего изучения духовного наследия святого Луки 11 . Духовный подвиг святителя, ставшего хранителем и защитником веры в годы суровых испытаний, раскрывает монография протодиакона Василия Марущака «Святитель-хирург. Житие архиепископа (Войно-Ясенецкого)», вышедшая в 1997 году 12 . Для нас особый интерес представляет приложение к первому изданию противосектантских проповедей архиепископа Луки. Во втором издании монография была переработана и дополнена, в частности, в неё вошла глава «Служение на Тамбовской кафедре» (С. 67–72) 13 . В 2013 г. была издана новая книга «Святой врач. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) », где так же уделено внимание и тамбовскому периоду служения (С. 76–83) 14 . В течение 2001–2012 годов В. А. Лисичкин издал несколько монографий 15 , впервые введя в оборот многочисленные документы из архивов КГБ. Особый интерес представляют две последние монографии, в которых освещается тамбовский период служения святителя Луки. В первой части монографии «Тамбовский путь святителя Луки» 16 излагается история служения архиепископа Луки на Тамбовской кафедре, во второй – приводятся проповеди 1944–1946 годов. Необходимо отметить, что многие материалы данной монографии были заимствованы автором у тамбовских исследователей. В монографии «Военный путь святителя Луки» 17 одна из глав посвящена работе хирурга-консультанта в тамбовских госпиталях и ориентирована, в основном, на материалы Государственного архива Тамбовской области. Восьмая глава монографии содержит цитацию проповедей святителя Луки 1944–1945 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) «Святитель Лука (Войно- Ясенецкий)» — книга об одном из самых почитаемых русских святых двадцатого века. Он был замечательным хирургом и ученым с мировым именем, талантливым проповедником, архиепископом, в самые трудные годы для Церкви, заботившемся о сохранении веры среди русского народа, не боявшимся открыто исповедовать веру и говорить людям о Господе нашем Иисусе Христе. В этой книге читатели познакомятся не только с его жизнеописанием, но и узнают о тех многочисленных чудесах, которые случаются по молитвам к святителю. Также составители поместили информацию об обстоятельствах его прославления, о том где и какие храмы построены и освящены в его честь, особенности иконографии святого, о чем вообще достаточно редко где можно прочитать. Один из разделов книги включает в себя несколько его небольших духовно-нравственных произведения, позволяя нам увидеть св. Луку как духоносного священника и пастыря. Книга будет интересна самому широкому кругу читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2014 Предисловие Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) жил и работал в тяжелой период для нашей страны – в конце 19 и в первой половине 20 века, в годы духовного кризиса, отступления народа от веры, войн, революций, политических репрессий, гонений на Церковь. Это наш современник – выдающийся врач и ученый, гениальный хирург, спасший тысячи жизней, пастырь и проповедник, богослов, подвижник, восстанавливавший храмы Божии в немыслимое для этого время, прославленный Церковью исповедник, в земле Российской просиявший, совершающий чудеса доныне по молитвам с верою притекающих к нему. Узкий путь страдания за истину и служения людям, всегда против «удобного» течения, всегда верность Богу и любви к человеку – яркая и удивительная жизнь христианина во времена отступничества, страха и предательства. Святитель Лука прожил одиннадцать лет в тюрьмах, лагерях, ссылках. Своим духовным подвигом и самоотверженной работой хирурга и «мужицкого» врача он обрел всенародную любовь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Очерки гнойной хирургии» профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого: создание и судьба» – 10 мин 9. Старший редактор Черкасской областной государственной телерадиокомпании «Рось» Компаниец Галина Ивановна; духовный наставник Международной благотворительной организации «Природная школа здоровья» Голинько Татьяна; митрополит Черкасский и Каневский Софроний (г. Черкассы, Украина) «Любовь – главная заповедь Святителя Луки» – 10 мин 10. Главный врач городской клинической больницы 50 г. Москвы, д.м.н., профессор Переходов Сергей Николаевич; заместитель главного врача по хирургии, д.м.н., профессор Васильченко Михаил Иванович; к.м.н. Зеленин Дмитрий Александрович; к.м.н. Семенякин Игорь Владимирович (ГКБ 50 г. Москвы) «Применение высоких технологий в урологии в условиях многопрофильного стационара» – 10 мин 11. Заведующий Второй хирургической клиникой Центральной государственной клинической больницы «Евангелизмос» г. Афины, профессор Папагеоргиу Георгий Константинович (Греция) «Развитие медицины и больничного дела в Византийской Империи как пример христианского служения человеку» – 10 мин 12. Заместитель начальника военно-медицинского факультета Белорусского государственного медицинского университета по учебной и научной работе, к.м.н., доцент, полковник м/с Богдан Василий Генрихович; профессор кафедры военно-полевой хирургии, к.м.н., доцент, полковник м/с в отставке Кузьмин Юрий Владимирович (Белорусский государственный медицинский университет, г. Минск) «Хирургическое лечение пациентов с послеоперационными вентральными грыжами больших размеров» – 10 мин 13. Руководитель Информационно-аналитического и издательского отдела Красноярской епархии РПЦ, профессор кафедры гуманитарных и филологических дисциплин Красноярского филиала Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Малашин Геннадий Викторович; врач-хирург, руководитель передвижного консультативно-диагностического центра «Доктор Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)» Рощупкин Геннадий Алексеевич (НУЗ ОАО «РЖД», г. Красноярск); настоятель храма-вагона во имя святой равноапостольной княгини Ольги при передвижном консультативно-диагностическом центре «Доктор Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)», священник храма Архистратига Михаила г. Красноярска иерей Сергий Савельев

http://pravoslavie.ru/62018.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010